Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Искусство Италии эпохи барокко. Общая характеристика. Лоренцо Бернини, Караваджо

БИЛЕТ №33

Предпосылки зарождению Барокко: В 17 в. Италия — первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — Испанцы и Французы. Они диктуют условия политики и пр. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том чтобы их силу и состоятельность увидели все. Денег на постройки палаццов не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко.

Век барокко – большой и яркий стиль.

Признаки барочной архитектуры:

• Массивность (крупный аттик, сплюснутая арка, приземистый фронтон)

• Нерасчлененность (большой ордер, встроенные колонны, членение фасада выражается формулой 1-2n-1, в отличие от ренессансного членения 1-2-1)

• Движение (криволинейный план, нарочитое разнообразие архитектурного декора, прием варьирования и пластической «тавтологии» в декоративном убранстве, нарушение угла, «волнующийся» фасад)

• Контрасты (сочетание сада и архитектуры, масштабного и мелкого, тяжести и устремленности)

• Проблема зрителя (иллюзионистические приемы, анфиладный принцип построения архитектурной композиции)

• Синтез искусств (взаимодействие живописи, скульптуры в рамках архитектуры, создание архитектурно художественного ансамбля)

 

Рис.1 - Площадь собора Св. Петра в Риме. Лоренцо Бернини.1656-1663 г.г.

Рис.2 - Развитие замысла Бернини

Площадь собора Св. Петра в Риме. Лоренцо Бернини.1656-1663 г.г.

Развитие замысла Бернини

• Изначально архитектор хотел создать замкнутую площадь прямоугольной или круглой формы.

• Впоследствии он создает площадь, состоящей из расширяющейся в сторону собора трапеции, что иллюзорно меняло реальное перспективное впечатление зрителя, и эллиптической разомкнутой колоннады, вдохновленной обликом форума Траяна в Риме.

• Гладкоствольные тосканские колонны соответствуют ордеру барочного фасада Карло Мадерны, что создает единый ансамбль.

• Проблема зрителя решается при помощи центрального обелиска (1586) и двух фонтанов, которые задают определенный маршрут обозрения площади, предполагающий криволинейное или уклоненное от центра движение

Лоренцо Бернини. «Давид». 1623 г.

Пластика фигуры подчинена спиралевидному движению.

• Статуя предполагает круговой обход, отличается множественностью точек обозрения, подчиняя себе окружающее пространство.

• Принцип барочного контраста проявляется в противопоставлении физической слабости героя и энергетического порыва, превосходящего по напряжению и динамике его предполагаемые возможности.

Характерисика стиля Бернини:

• «Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью».

• Живописность этой группы выражается в активном использовании цвета в интерьере: темный камень в декоре стен контрастно противопоставлен белому мрамору скульптуры, помещенной на золотом фоне лучей.

• Другой аспект живописности выражается в тонкой обработке поверхности камня, предполагающей богатство тоновых градаций.

 

Рис.4 - Лоренцо Бернини.
Экстаз св. Терезы. Скульптурная группа для капеллы Корнаро. 1645-52 г.г

 

Караваджо. Призвание апостола Матфея.

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи [1]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[2], такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие). Зрелые произведения художника Караваджо - это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита - приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Рис.5 - Призвание святого Матфея1599-1600

Рис. 6 - Маленький больной Вакх 1593

Рис. 7 - Гадалка, 1596

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, условия, характер и направленность культурного развития | Язык и его роль в культуре. Понятие культурного кода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1970 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.026 с.