В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII – VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Тонет ледник, меняется ландшафт, появляются ледниковые озёра, поселения спускаются к воде. Меняется флора и фауна, стало развиваться рыболовство. Создавались новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Зарождается животноводство, домашнее хозяйство. Наступает потепление.
- центральная тема в искусстве мезолита – человек.
- изображение становится более схематичным.
- художника привлекает движение.
- появляются многофигурные связанные композиции. Впервые – связанные композиции
- художник изображает сцены охоты, ритуальных танцев, военных действий
- изображения информативны, повествовательны. Форма оценивается не только как символ, но и как средство передачи информации.
- наскальные изображения становятся небольшими, тяготение к большому проходит
- нарастает стилизация, схематизация фигур
- появляются росписи на открытых скалах под скалистым карнизом, гравировки на камнях. (Италия, Испания, Кавказ). Все они однотипны. Почти нет расписных пещер.
Пример: Восточная Испания; Валенсия, Барселона.
- росписи обычно одноцветны. Красная охра, чёрный, реже - белый. Красители – марганец, угольная зола. Краски в жидком виде (кровь, яичный белок, возможно мёд) наносили на поверхность скалы деревян. палочками.
- изображения плоскостные, без объёма. Рисунки без деталей.
- Центральное место – сцены охоты, преобладает человеческий (мужской) образ. Всё внимание поглощает действие: охотники преследуют добычу, на бегу посылая в нее град стрел, фигуры стремятся догнать животных и т. д. Появляются изображения военных столкновений между племенами.
изображается так же и собака.
Преобладают композиции по 5 или 7 фигур – эти цифры носят сакральный характер.
Примеры:
1. ущелье Вальторта. Испания. Наскальная живопись. Охотники со стрелами против оленей. Лучник.
2. восток Испании. Охотник, стреляющий в оленя.
Изображения женщин встречаются редко. Они – статичны, безжизненны.
Пример: мать и дитя.
Появляются петроглифы – изображения, немного углублённые в камне.
Пример: О. Сицилия. Акробаты. Напольный набросок.
Т. Е. В искусстве появляется образ человека, но произошла утрата реализма, художник освободил изображение человека от всего, с его точки зрения, лишнего. Человек для него – воплощение движения. Появляется композиция.
Не законченно!!!!!!!!!
Искусство эпохи неолита. «Неолитическая революция.» Раннеземледельческие культуры: триполье, Чатал Хююк, Иерихон. Керамика. Орнаментальные мотивы: происхождение и смысл.
Новый каменный век.VII – III тыс. до н. э.
Оседлый образ жизни.
Происходит «неолитическая революция» - технологический переворот.
- Люди занимаются не только охотой и собирательством, но и производящими формами хозяйства: земледелие, рыболовство, скотоводство, зарождаются ремёсла.
- Усложняется картина мироздания, представление о роли человека,
- Усложняются ритуалы, религиозная деятельность. Выделяется духовная деятельность (из производственной). Разрушается синкретизм первобытности.
- Общественные изменения: усиление родовых общин, возрастает культ мужчины (от матриархата к патриархату), появляется родовая аристократия, сословия, (вожди, воины).
- Люди осваивают водное пространство. Появляются лодки, корабли. Расширяется представление о мире.
- Неравномерное развитие. В местах с благоприятным климатом появляются города, развиваются скотоводство и земледелие. В долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и др.) появляются государства. На севере – охота и земледелие.
- Изобразительное искусство становится УСЛОВНО-СХЕМАТИЗИРОВАННЫМ, ЗНАКОВЫМ. Наскальные росписи исчезают, появляются орнаменты, художественные знаки, ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Петроглифы:
Пример:1сцена охоты.
ущелье Ля Пеиня в Испании
художник пытается включить в образ
максимум информации путём малых средств.
2.
Неолитическое искусство:
Памятники, создаваемые охотниками и рыболовами (северные широты)
Памятники, создаваемые скотоводами и земледельцами (южные широты)