Вопрос 34 Искусство западного Средневековья. В XII—XIII вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты): стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие пороки духовенства. Особое место в этой литературе занимала поэзия вагантов (vagantus (лат.) — “бродячие”), появившаяся в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов совпал с развитием школ и средневековых университетов; носителями этой поэзии были бродячие студенты. Их вольнодумная, озорная поэзия была очень далека от аскетических идеалов средневековья; ваганты шли по пути создания чисто светской литературы. Они воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: “Бросим все премудрости, побоку учение, наслаждаться в юности — наше назначение...” Очень остро в их поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали римско-католическую церковь: “Рим и всех и каждого грабит безобразно; пресвятая курия — это рынок грязный!” В XI—XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический эпос испытал на себе влияние рыцарских и церковных представлений: героями эпоса всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства. Величайшим памятником французского эпоса является “Песнь о Роланде”. Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является “Песнь о Нибелунгах” (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен “великого переселения”, историческая основа произведения — гибель Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. В XI—XII вв. сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской литературе. Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг светской культуры в средневековой Западной Европе. В Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия, прославлявшая интимные чувства и культ служения “прекрасной даме”. Этот культ занимал центральное место в творчестве трубадуров — провансальских поэтов, среди которых были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди. Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни (одним из ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни, политические песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни, выражавшие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы, плясовые песни, связанные с весенними обрядами.
Особое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести на любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и легенд. Главная из них — история короля бриттов Артура и его рыцарей, живших в V—VI вв. и собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд составился цикл романов, так называемый бретонский цикл о короле Артуре и святом Граале. Большую роль в развитии буржуазного романа сыграл французский поэт Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. У него были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих чувств, к ним относится роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу бретонских (кельтских) сказаний. Популярность этого романа в европейской литературе ХП-Х1П вв. объясняется тем, что центральное место в нем отводится земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых поэтов. В целом можно сказать, что рыцарская литература, несмотря на ее ограниченный характер, способствовала развитию средневековой культуры, появлению интереса к личности человека и его переживаниям. Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это — очищающий душу огонь. С необычной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий. За время с XI по XII в. в Западной Европе сменились два архитектурных стиля — романский и готический. Романские монастырские церкви Европы очень разнообразны по своему устройству и украшению. Но все они сохраняют единый архитектурный стиль, церковь напоминает крепость, что естественно для бурного, тревожного времени раннего средневековья. Готический стиль в архитектуре связан-с развитием средневековых городов. Главный феномен искусства готики — ансамбль городского собора, который был центром общественной и идейной жизни средневекового города. Здесь не только исполнялись религиозные обряды, но происходили публичные диспуты, совершались важнейшие государственные акты, читались лекции студентам университетов, разыгрывались культовые драмы и мистерии.
Вопрос 35 Культура Ренессанса. рассматривается как переход от средних веков, от феодального к буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело, междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл. астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка как наивысшую ценность; 2)в узком - прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу. Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира. Утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом. Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей, грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.
Вопрос 37 Культура Нового времени. 17-19 вв. Западной культуры – этому времени способствовал единый экономический базис, буржуазный способ производства и единый ориентир развития человеческой индивидуальности. Вместе с тем каждая из трех эпох обладает своеобразием. 17в. – эпоха зарождения и становления рационализма. 18 в. – эпоха просвещения, в ней рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта. 19 век. Эпоха утверждения капиталистических отношений, когда рационализм становится основой общественной и хозяйственной практики. Отличается небывалый научно – технический прогресс. По подсчетам Сорокина в 19 в. было сделано 8527 открытий.
Вопрос 38 Культура Новейшего времени. В новейшее время характеризующиеся совмещением политической консерватии высокими достижениями в науке и культуре. В 20 в. состоялся 2-ой Ватиканский собор(1962-1965) который разворачивался под знаком примирения и единства. На соборе были утверждены принципы культурной приемственности и показано большое значение дальнейшего развития форм традиционной духовности. Собор ослабил папскую власть, убрал службу на латинском языке, заменив ее на службу на местных языках. Социально- экономическое развитие романо-католической культуры шло медленно.
Вопрос 39 Ислам и Генезис мусульманской культуры. Ислам зародился 6 веке нашей эры на территории аравийского полу острова. Он является монотеистической традицией, т.е. традицией исповедующих единобожие. Ислам отрицает многобожие. Второй монотеистическая традицией является иудаизм и христианство. Ислам на ряду с иудаизмом и хрестианством относится к авраамической традиции. Данная традиция проповедует веру в единого бога и полную покорность божественной воле, как основопологающие принципы жизненного пути. Основателем ислама – являлся пророк Мухамед. Однако он не ставил своей задачей создание новой религии в ряду других религий. Перед исламом была поставлена задача обновление изначальных монотеэистической традиции, которая с течением исторического времени была утрачена. Понятие ислам – покорность к божественной воле и его принято возводит к арабскому слову Салим (мир). Проповедь Мухамеда подорвала сложную систему власти, так же материальные интересы жречества, в 622 г. он был вынужден покинуть Мекку и уйти в Медину. Этот год назван – Хиджр. С него начинается отсчет мусульманской эры. В Медине Мухамед занимается организацией религиозной жизни а так же руководит военными действиям, против тех кого мусульмане называли неверными, в итоге войска Мухамеда вступают в Мекку, которая становится главным направлением в молитве и местом поломничества для мусульман. После смерти Мухамеда в 632 г. восстанавливается должность Халифа. 4-ех первых халифов именуют правильными халифами. В 661 году после гибели халифа Али, устанавливается власть аристократической династии Алеядов (до 750 г.) В это время мусульманская цивилизация значительно расширилась. Были захвачены ближайший Восток, север Африки, Испании и территория современного Афганистана. Начиная с 11 века сильнейшими войнами становятся турки. Выделяются сельджуки. В 13 в. доминация переходит к монголам, которые на рубеже 13 –14 в. принимают Ислам. С 14- 19 века мусульманская цивилизация ассоциируется с османской империей. Через торговые пути связываются мусульманские страны, обращают в ислам Индонезию, Малайзию, некоторые регионы Африки расположенные за пустыней Сахара. Ныне мусульманская цивилизация имеет значительный ареал своего распространения и обладает мощным интеллектом, творчеством, политическим потенциалом.
Вопрос 40 Основы мусульманского искусства. Мусульманское искусствопронизана идеейбожественнгоединства, ононе вырозимо через какой либо образ. Это обстоятельство объясняет абстрактный характер мусульманского искусства. Доктрина запрещает изображение человеческого образа, однако запрещение образов не является абсолютным. В архитектуре дворцов или ювелирном искусстве допускается образы искизов животных. В сакральном искусстве предусматривается растительные формы. Отсутствие изображения утверждает трансцендентного бога, т.к. божественная сущность вообще невозможно сравнить с чем бы то не стало. Мусульманская архитектура склоняется к ясности и уровновешенности, подчинению единству легкости целому. Развитие мус. Архитектуры шло в направлении геометр. тонкости которая имеет качественный характер и выражает всю внутреннюю сложность единства и его проявления во множественности. Задачей мусульманской архитектуры является сопоставление атмосфер покоя, свободного от всякого стремления,что указывает на достижение вечности. Калиграфия является благородной из искусств в мире ислама. Своими богатствами арабское письмо обязано тому что оно обладает двумя измерениями: это вертикальное измерение дающее букву и благородству. Горизонтальное – объединяет все буквы в непрерывное течение. Согласно взглядам мусульман изотериков, арабский язык один из наиболее соответствующих изначальному языку золотого века человеческой истории. Так называемой языку ангелов, который в традиции именуется как язык птиц.
Вопрос 41 Культура Древней Руси. Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и.т.д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам. Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами. Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.
Вопрос 42 Эпоха Московского царства в российской культуре. Московское царство не успев достаточно укрепится, оказалось единственным в мире православным государством. Однако христианство так и не вошло в плоть и кровь простых людей. Церковный раскол 17 века стал первым предзнаминанием будущих бурь. Необходимость пересмотра всех церковных обрядов и привидения их в соответствие с греческим богослужебным порядком вызывалось стремление упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия. Раскол был большой трагедией народа. Он внушал ожидания антихриста. Люди бежали в леса, пустыни, в горы. Крупным событием так же имеющим глубокий культурно – исторический смысл было продвижение русских землепроходцев на Восток к берегам Тихого океана. В 17 в. во всех областях культурной жизни появлялось много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов. Предметом споров стали вопросы распространения просвещения и образования. В Москве появилось много представителей других гусударств, которые способствовали просвещению. Возник вопрос: сближаться ли с Европой или оставить нерушимые традиционные ценности. В 17 в. стало усиливаться общение России с западноевропейскими странами. Это обусловлено: 1) потребность в обеспечении государства современными средствами вооружения 2) развитие торговых отношений с другими странами 3) развитие промышленного производства.
Вопрос 43 Петербургская Империя в истории российской культуры. Начинается петровскими приобразованиями. Русская культура подвержена всем европейским величиям и концу 19 в. сама приобрела мировое значение. Главное достижение петровского периода – высвобождение творческих сил, расцвет личностного творчества. Но петровские перемены охватили не все слои общества. Разрыв существовал между верхами общества и низами. Церковь оказалось полностью подчиненной государству. Характерна эпоха просвещения. Одной из центральных идей – идея воспитания совершенного человека. Была предпринета и практическая попытка введения ”новой породы людей”. Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех отношениях.