Лекции.Орг


Поиск:




Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего) 108/3        
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экз        
Общая трудоемкость часы зачетные единицы          
         

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Искусство второй половины ХХ века Опыт войны: Травма, Массовые репрессии как предмет художественных практик. Культурная политика Н.С. Хрущёва.
  Изображение Абстрактное изображение, фотографическое изображение, образная критика образа. «Другое Искусство».
  Инсталляция Художественные революции: новые формы художественных практик. Пространственные формы художественных практик: инсталляция, искусство вне музея, уличное искусство. Коммунальный постмодернизм.
  Перформанс Художественные революции: новые формы художественных практик. Театральные формы: жест художника, зрелищные формы, акции, инсценизация реальности. Российский акционизм 1990-х.
  Искусство и информационная среда Художественные революции: новые формы художественных практик. Виртуальная реальность, технология и музей, эстетика информации, художественные практики в виртуальной реальности. Художественный музей и информационная среда в современной России.
  Сохранение Документирование, консервация, экспонирование, воспроизведение и другие способы сохранения эфемерного. Институции: музей, галерея, куратор, критика, ярмарка, биеннале, резиденция и др. Коллекции современного искусства в России.

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                 
1. Менеджмент в социокультурной сфере + + + +          
2. Культурные практики социальных групп в современной России     + +          
3. Интеллектуальная культура современной России   +   +          

 

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин. СРС Всего
1. Искусство второй половины ХХ века            
2. Изображение            
3. Инсталляция            
4. Перформанс            
  Искусство и информационная среда            
  Сохранение            

 

Лабораторный практикум

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (часы/зачетные единицы)
1. 1. Опыт войны: Травма, Массовые репрессии как предмет художественных практик. ХХХ лет МОСХУ. Белютин. Янкилевский. Неизвестный.  
2. 1. Опыт войны: Травма, Массовые репрессии как предмет художественных практик. Бульдозерная выставка.  
  2. Абстрактное изображение, фотографическое изображение, образная критика образа, Поп-арт. Рогинский. Косолапов. Орлов. Комар и Меламид.  
  2. Абстрактное изображение, фотографическое изображение, образная критика образа. Кабаков. Пивоваров. Васильев. Булатов.  
  2. Художественные революции: новые формы художественных практик. Пространственные формы художественных практик: инсталляция, искусство вне музея, уличное искусство. КД. Нахова. «Коммунальный постмодернизм».  
  2. Художественные революции: новые формы художественных практик. Пространственные формы художественных практик: инсталляция, искусство вне музея, уличное искусство. «Мои семидесятые». НОМА. Апт-арт.  
  3. Художественные революции: новые формы художественных практик. Театральные формы: жест художника, зрелищные формы, акции, инсценизация реальности. Кулик. Бренер. Ковылина.  
  3. Художественные революции: новые формы художественных практик. Театральные формы: жест художника, зрелищные формы, акции, инсценизация реальности. Э.Т.И.  
  3. Художественные революции: новые формы художественных практик. Виртуальная реальность, технология и музей, эстетика информации, художественные практики в виртуальной реальности. «Музей в меняющемся мире»  
  3. Художественные революции: новые формы художественных практик. Виртуальная реальность, технология и музей, эстетика информации, художественные практики в виртуальной реальности. Российский видео-арт.  
  4. Документирование, консервация, экспонирование, воспроизведение и другие способы сохранения эфемерного. Иснтитуции: музей, галерея, куратор, критика, ярмарка, биеннале, резиденция и др. Джентрификация и современное искусство в Москве.  
  4. Документирование, консервация, экспонирование, воспроизведение и другие способы сохранения эфемерного. Иснтитуции: музей, галерея, куратор, критика, ярмарка, биеннале, резиденция и др. Московское биеннале современного искусства.  
  4. Документирование, консервация, экспонирование, воспроизведение и другие способы сохранения эфемерного. Иснтитуции: музей, галерея, куратор, критика, ярмарка, биеннале, резиденция и др. ГТГ. Русский музей (отделы новейших течений)  
  4. Документирование, консервация, экспонирование, воспроизведение и другие способы сохранения эфемерного. Иснтитуции: музей, галерея, куратор, критика, ярмарка, биеннале, резиденция и др. Современное искусство России в Рунете.  

 

 

В рамках семинарских занятий возможны различные формы коллективной работы: от обсуждения сообщений студентов до посещения музейных экспозиций. Основная цель дисискуссий – выработка общего понятийного аппарата для анализа событий художественной культуры. В рамках семинарских занятий теоретическая работа поддерживается проблематизацией повседневного и культурного опыта студентов и преподавателя.

 

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

 

Художественный андеграунд 1960-1970-х.

Образ как критика образа. Соц-арт.

Отказ от образа. «Наивное искусство». «Московский Концептуализм».

Мастерские и жилища как пространство современного искусства 1970-е.

Жест художника как социальный жест.

Возвышенное в виртуальной реальности. 1990-2000-е.

Состав коллекции современного искусства. Политика музея/политика государства.

Документ и произведение искусства в музейном контексте. Анализ музейных экспозиций.

Музей как «объект нападения». Границы искусства.

 

 

Студенты самостоятельно готовят доклад по примерным темам проектов программы или по темам, затронутым в курсе. Самостоятельная работа студентов не ограничивается изучением литературы, но и включает полевые исследования и подготовку презентации основных выводов проведённого исследования. По итогам курса преподавателем оценивается творческий подход к выбору источников и представлению результатов, проведённой работы. Также при оценки презентации учитываются использование современных технологий. способности студентов к ведению дискуссии, к поиску аргументов и спонтанному поведению в диалоге.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература. Дисциплина «Формы и практики современного искусства России» обеспечивается необходимой учебной, учебно-методической и специализированной литературой.

 

"Другое искусство", Москва, 1956-1988 / [сост.: И. Алпатова, Л. Талочкин, Н. Тамручи]. - М.: Галарт: Гос. центр соврем. искусства, 2005. - V, 431 с.: ил.; 28 см. - Библиогр.: с. 430-431.

Винзавод http://www.winzavod.ru/

Герчук Ю. "Кровоизлияние в МОСХ", или Хрущев в Манеже / Герчук Юрий Яковлевич; Юрий Герчук. - М.: Новое лит. обозрение, 2008. - 311 с.

Кабаков И. 60 - 70-е...: записки о неофициальной жизни в Москве / Кабаков Илья Иосифович; Илья Кабаков. - М.: Новое лит. обозрение, 2008. - 365 с.

Талочкин Л. "Я знал их всех" [Электронный ресурс]: советский андеграунд и его творцы: видеомемуары Л. П. Талочкина / Талочкин Леонид Прохорович. - Электрон. дан. - М.: РГГУ, cop. 2005. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

Тупицына М. Критическое оптическое: Статьи о современном русском искусстве / М. Тупицына. - М.: Ad Marginem, 1997. - 222 с.

Эстетика и теория искусства XX века: хрестоматия / М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. ин-т искусствознания; отв. ред.: Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 685 с.

Эти странные семидесятые, или Потеря невинности: эссе, интервью, воспоминания / сост. Г. Кизевальтер. - М.: Новое лит. обозрение, 2010. - 418 с.

World art музей: WAM: журнал. - М.: Изд. Арсений Мещеряков, 2002-____. - 30 см.
2007, № 28-29: Российский акционизм, 1990-2000 / [авт.-сост. Андрей Ковалёв]. - 2007. - 413 с.

 

Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru/

ГЦСИ http://www.ncca.ru/

Другое искусство http://other-art.rsuh.ru/

Медиа Арт Лаб http://www.mediaartlab.ru/

Русский музей http://www.rusmuseum.ru/

Информагентство Культура http://www.gif.ru/

 

 

б) дополнительная литература.

Дмитрий Александрович Пригов. Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!: работы на бумаге, инсталляция, книга, перформанс, опера и декламация: Моск. музей соврем. искусства, 13мая -15 июня 2008 г.: каталог выставки / куратор выст. и сост. изд. Е. Деготь. - М.: Новое лит. обозрение, [2008]. - 272 с.

Квартирные выставки, 1956-1979: 01.02.05 - 26.02.05 / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Музейный центр РГГУ, Музей "Другое искусство"; [кураторы проекта: О. Саркисян, Ю. Лебедева; куратор выст. и сост. кат. Ю. Лебедева]. - М.: РГГУ, 2005. - 24 с.: ил. - На обл. в надзаг. также: 1 Московская биеннале современного искусства, 28.01.2005-28.02.2005: спец. проект.

Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе, 1953-1982 гг.: рассекреч. док. Верхов. суда и Прокуратуры СССР / под ред.: В. А. Козлова и С. В. Мироненко; отв. сост. О. В. Эдельман при участии Э. Ю. Завадской. - М.: Материк, 2005. - 428 с.

Неофициальное искусство в СССР 1950-1980-х годов: учеб.-метод. материалы по курсу "История культуры России. XX век": для специальностей: N 020700 - История, N 020800 - Историко-архивоведение, N 020600 - Культурология, N 020900 - Искусствоведение, N 021000 - Музеология, N 350100 - Социальная антропология / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. гуманитарный ун-т", Ист.-арх. ин-т, Каф. отеч. истории новейшего времени; авт. идеи Н. И. Басовская; авт.-сост.: Т. Ю. Красовицкая, В. А. Хохлов. - М.: РГГУ, 2005. - 71 с. - Библиогр. с. 20-24 и в тексте. - Прил. к мультимедийному образоват. проекту: "Я знал их всех" / Л. П. Талочкин

Пивоваров Виктор Дмитриевич. Влюбленный агент. - М.: Новое лит. обозрение, 2001. - 283 с.

Ревзин Григорий И. На пути в Боливию: заметки о рус. духовности / Григорий Ревзин. - М.: Проект Классика, 2006;

Рид, Герберт. Краткая история современной живописи / Рид Герберт; Герберт Рид; [пер. с англ. Т. Скоробогатова]. - М.: Искусство-XXI в., 2006. - 317 с.

Ройтенберг О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были...: из истории художеств. жизни, 1925-1935 [книга-альбом] / Ройтенберг Ольга Осиповна; Ольга Ройтенберг; [сост.: Т. И. Кононенко, И. А. Никифорова, В. Н. Шалабаева]. - М.: Галарт, cop. 2008. - 559 с.

Сидур Вадим Абрамович (1924-1986). "О деталях поговорим при свидании...": переписка / Вадим Сидур, Карл Аймермахер; [сост., подгот. текста и коммент. В. Воловникова]. - М.: РОССПЭН, 2004. - 1151 с

Скотомизация: диалоги с Олегом Куликом / Бавильский Дмитрий Владимирович, Кулик Олег Борисович; Дмитрий Бавильский. - М.: Ad Marginem, cop. 2004. - 313 с.

Уайт Харрисон С. Холсты и карьеры: Соц. метаморфозы в мире фр. живописи: Пер. с англ. / Уайт Харрисон С., Уайт Синтия А. - СПб.: Центр социологии искусства, 2000. - 195 с.

Хадсон Кеннет. Влиятельные музеи / Хадсон Кеннет. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. - 194 с

 

в) программное обеспечение. Преподавание и подготовка студентов предполагает использование стандартного программного обеспечения для персонального компьютера, браузеров для поиска информации в глобальной сети интернет, поиска информации в базах данных по предмету дисциплины.

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы для освоения курса. Рекомендуется использование баз данных Grove Art Online, JSTOR, EBSCO и др. специализированных информационно-справочных систем по предмету данной дисциплины.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины «Формы и практики современного искусства Европы» предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Форма текущего контроля знаний – работа студента на семинарских занятиях. Форма промежуточных аттестаций - письменная (домашняя) работа по проблемам изучаемой дисциплины, представленная как сообщение по теме семинара. Итоговая форма контроля знаний – устный экзамен.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

831 - | 694 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.