I. Выберите правильный ответ и выпишите его порядковую позицию:
1. Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом:
а) фетишизм; в) религия;
б) магия; г) язычество.
2. Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры:
а) анимизм; в) синкретизм;
б) тотемизм; г) фетишизм.
3. Правильным является высказывание:
а) катарсис – очищение через сострадание и страх;
б) катарсис – система норм, правил, господствующая в художественном направлении;
в) катарсис — гармония внешнего и внутреннего состояния человека.
4. Ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них:
а) анимизм; в) синкретизм;
б) тотемизм; г) фетишизм.
5. Мимесис – это:
а) созвучие; в) гармония;
б) подражание; г) противостояние.
6. Архетип – это:
а) типы архаической культуры;
б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;
в) типы мыслительных процессов;
г) все перечисленное.
7. Э.Б. Тайлор и Л. Морган выделяли следующие периоды в эволюции культуры:
а) дикость, варварство, цивилизация;
б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм;
в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха.
8. Правильное определение понятия «мифология»:
а) фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;
б) наука, изучающая мифы и сказания;
в) оба определения правильны.
9. Ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхестественными свойствами:
а) анимизм; в) синкретизм;
б) тотемизм; г) фетишизм.
10. Цикл сказаний о Гильгамеше относится к культуре:
а) Древнего Египта; в) Древней Месопотамии;
б) Древней Греции; г) Древней Индии.
11. Термин «античность» означает:
а) греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима);
б) термин, равнозначный русскому «древность»;
в) оба определения правильны.
12. Не явялется гуманистом Возрождения:
а) Фома Торквемада; в) Джованни Боккаччо;
б) Данте Алигьери; г) Франческо Петрарка.
13. Не является идеалом гуманизма:
а) культ разума; в) аскетизм;
б) свобода мысли; г) обожествление человека.
14. Родиной Возрождения и страной, где реализовалась эталонная форма Ренессанса, является:
а) Франция; в) Германия;
б) Италия; г) Англия.
15. Хронологические рамки европейского Средневековья:
а) X—XVвв.; в) XII—XIII вв.
б) V —XVII вв.;
16. Не является чертой культуры Средневековья:
а) традиционализм; в) догматизм;
б) синкретизм; г) символизм.
17. Не является идей Реформации:
а) человек - полное ничтожество перед лицом Господа;
6) праздность - самый страшный порок;
в) необходимость абсолютного доверия к религиозной вере, презрение к «умствованию»;
г) труд - это низменное занятие лишь профанов и простаков.
18. Базовая ценность западноевропейской культуры Нового времени:
а) Бог; в) польза.
б) красота;
19. Стиль искусства, стремящийся к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям:
а) барокко; в) рококо;
б) романтизм; г) классицизм.
20. Религиозное мировоззрение, ставящее над природой трансцендентную личность Бога:
а) тотемизм; в) синкретизм;
б) теизм; г) богоискательство.
21. Не является фактором распространения массовой культуры:
а) урбанизация общества; в) утверждение монотеизма;
б) развитие средств технической коммуникации г) всеобщее образование.
22. Автор элитарной концепции «сверхчеловека»:
а) Ф. Ницше; в) О. Шпенглер;
б) А. Шопенгауэр; г) Н.А. Бердяев.
23. Понятие «ноосфера» в научной системе В.И.Вернадского - это:
а) тропосфера и стратосфера;
б) оболочка Земли, идущая за атмосферой;
в) новое эволюционное состояние биосферы, при котором духовное творчество человека становится решающим фактором ее развития.
24. Автор работы «Человек и машина»:
а) В. Соловьев; в) Л. Гумилев;
б) П. Сорокин; г) Н. Бердяев.
25. Понятие, не определяющее современное состояние западной культуры:
а) романтизм; в) неоглобализм;
б) постмодернизм; г) техногенность.
26. Понятие «импрессионизм» возникло благодаря названию одной картины французского живописца. Это картина:
а) «Впечатление. Восходящее солнце» К.Моне;
б) «Голубые танцовщицы» Э.Дега;
в) «Завтрак на траве» Э.Мане;
г) «Вспаханная земля» К.Писсаро.
27. Тотальное распространение массовой культуры в ХХ в. объясняется:
а) удешевлением предметов культуры;
б) развитием средств массовой информации (коммуникации);
в) активизацией нигилистического отношения к классическому наследию;
г) переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества;
д) все правильны.
28. Молодежное движение на Западе в 50-60 гг. XX века, провозгласившее добровольную
бедность, бродяжничество, эротическую свободу, анархический гедонизм:
а) хиппи; в) панки;
б) битники; г) рокеры.
II. Дополните предложение:
29. …………….. – вера в существование души и духов.
30. ……………. – глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», фактически не поддающиеся изменению.
31. С появлением …….............. в начале ХХ века Х. Ортега-и-Гассет связывал «дегуманизацию искусства».
32. Носителями …………….. являются люди, следующие модным стереотипам.
33. Говорят, что это ……., когда видят модную высокохудожественную подделку.
34. Согласно Х. Ортега-и-Гассету, – ………… – это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает «тонким органом восприятия».
III. Установите соответствие: