Известный исследователь информационного общества конца ХХ века О. Тоффлер в свое время писал: "Мы живем в мире блип-культуры. Вместо длинных "нитей" идей, связанных друг с другом, - "блипы" информации: объявления, команды, обрывки новостей, которые не согласуются со схемами. Новые образы и представления не поддаются классификации - отчасти потому, что они не укладываются в старые категории, отчасти потому, что имеют странную, текучую, бессвязную форму"22. Естественно, что такая ситуация меняет психологию человека, его отношение к миру.
Характеризуя субъектов этого нового состояния культуры, Тоффлер замечает: "Люди "третьей волны" чувствуют себя свободнее, именно сталкиваясь с "блипами" - информационными сообщениями, отрывком из песни или стиха, заголовком, мультфильмом, коллажем и т.д. Ненасытные читатели дешевых изданий и специализированных журналов, они короткими приемами поглощают огромное количество информации. Но и они стремятся найти новые понятия и метафоры, которые позволили бы систематизировать или организовать "блипы" в более широкое целое. Однако вместо того, чтобы попытаться втиснуть новые данные в стандартные категории и рамки "второй волны", они хотели бы все устроить на свой собственный лад…"23. И далее он уточняет: "Словом, вместо того, чтобы заимствовать готовую идеальную модель реальности, мы теперь сами должны снова и снова изобретать ее. Это тяжкое бремя, но оно вместе с тем открывает большие возможности для развития индивидуальности, демассификации личности и культуры. Некоторые, правда не выдерживают, ломаются и отходят в сторону. Другие превращаются в постоянно развивающихся, компетентных индивидов, способных подняться в своей деятельности на новый, более высокий уровень. Но в любом случае человек перестает быть стандартным, легко управляемым роботом, каким его изображали писатели "второй волны"24.
По сути Тоффлер говорит здесь о перспективах преодоления "массовой культуры". Но тогда неизбежен вопрос, как именно "блип-культура" может способствовать формированию самостоятельной личности, и посредством чего она преодолевает состояние общества, которое изображено в "Восстании масс"?
Многие теоретики современного общества видят выход из тупика массификации индивида на путях все того же научно-технического прогресса. Если индустриальное общество привело к засилью человека-массы, то постиндустриальная революция с такой же необходимостью должна привести к возрождению индивидуальности в более широких масштабах. Таким образом, проблемы массовой культуры здесь решают под угом зрения все той же теории модернизации, в которой технический прогресс и развитие индустрии было чем-то вроде универсальной отмычки.
И тем не менее, ситуация в современном мире свидетельствует о других, более сложных процессах. Тенденция к возрождению творческой индивидуальности в современной культуре действительно существует. Но она проявляет себя прежде всего в странах "золотого миллиарда", причем во многом за счет усиленной массификации остального мира, что мы теперь воочию наблюдаем на примере собственной страны. Таким образом, сегодня, как и ранее в истории человечества, подъем в области культуры достигается за счет разделения труда, но теперь уже между постиндустриальным сообществом и так называемой "мировой периферией", на долю которой приходится главное бремя "массовой культуры".
Такая ситуация с перспективами преодоления массификации говорит о том, что в истории ничего не появляется само собой, и за спиной "объективных тенденций" сегодня стоит политика определенных стран, групп и лидеров в качестве субъектов. А потому волна массовой культуры с ее назойливой рекламой, бульварной прессой и литературой не накатила на нас совершенно стихийно и не схлынет сама собой. И значит, для противодействия ей нужны инициатива, силы и продуманная государственная политика.