Лекции.Орг


Поиск:




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




ДИСЦИПЛИНЫ

Комплект учебно-методической, научной и справочной литературы по проблемам дисциплины, читальный зал с возможностью оперативного доступа к современной справочной базе,мультимедийная доска SmartBoard, мультимедийный проектор с экраном для презентаций, доступ к сети Интернет

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды самостоятельной работы студентов:

  • Работа со справочной и научной литературой.

· Просмотр экранизаций и телеспектаклей

· Ознакомление с произведениями живописи и музыки

· Составление презентаций

· Написание реферата

Указания по подготовке к практическим занятиям:

При подготовке к практическому занятию необходимо подробно рассмотреть по одному вопросу теоретического и практического характера. Например: 1. Музыка как вид искусства, 2. Роль музыкальных эпизодов в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Требования к реферату:

1. Все материалы сдаются в распечатанном виде или на любых цифровых носителях.

2. Реферат должен начинаться с указания темы, ФИО и группы исполнителя.

3. Реферат должен представлять собой обобщение, как минимум, 5 научных исследований по избранной или смежным темам.

4. Реферат должен быть выполнен с соблюдением авторских прав (т. е. с четким указанием авторов используемых цитат, идей и наблюдений). Цитаты выполняются в соответствии с ГОСТ.

5. Реферат должен убедительно раскрывать избранную тему.

6. Автор реферата должен продемонстрировать хорошее знание и понимание анализируемых текстов, знание литературного и историко-культурного контекста.

7. Изложение материала должно подчиняться правилам научной логики, все существенные положения должны быть аргументированы и проиллюстрированы.

8. Реферат должен быть написан с соблюдением норм научного стиля, не содержать ошибок и опечаток.

Форма сдачи зачета: зачет выставляется по совокупности выполненных работ, как-то: подготовка докладов к практическим занятиям, подготовка к семинарскому занятию, составление презентаций, написание и защита реферата.

Планы практических и семинарских занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Литература и живопись

  1. Связь литературы и живописи. Общность принципов организации произведения (см. Успенский Б.А. Поэтика композиции, Доманский В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе).
  2. Русские писатели глазами художников (В. Тропинин Портрет А.С. Пушкина, О.А. Кипренский Портрет А.С. Пушкина, В. Перов Портрет А.Н. Островского, В. Перов Портрет И.С. Тургенева, И. Репин Портрет И.С. Тургенева, И. Крамской Портрет Н.А. Некрасова, В. Перов Портрет Ф.М. Достоевского, И. Крамской Портрет Л.Н. Толстого, Н. Ге Портрет Л.Н. Толстого, М. Нестеров Портрет Л.Н. Толстого и др.).
  3. Рисунки и картины писателей (В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А. Блока, М. Волошина, В. Маяковского).
  4. Иллюстрации к художественным произведениям.

Литература:

  1. Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное творчество: учебное пособие для пед. вузов / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец, Е. Б. Мозговая; ред. Н. А. Яковлева. - М.: Высшая школа, 2005. - 551 с.

2. Доманский, В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В. А. Доманский. – М., 2002.

3. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / ред. Е. Н. Колокольцев. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с. - (Библиотека учителя русского языка и литературы).

4. Порудоминский, В.И. "Половина жизни моей...": как живопись и литература встречаются в портрете писателя: для среднего и старшего школьного возраста / В. И. Порудоминский; худож. С. Мухин. - М.: Детская литература, 1987. - 319 с.

  1. Старкова, З.С. Содружество искусств на уроках литературы: из опыта работы: книга для учителя / З. С. Старкова. - М.: Кн. изд-во, 1988. - 100: с.

6. Турчин, В.С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В. С. Турчин. - М.: Просвещение, 1970. - 96 с.

7. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. - СПб.: Азбука, 2000. - 352 с.

8. http://ricolor.org/history/cu/lit/puch/portrets/podt/ - Л.П. Февчук Пушкин в портретах.

 

Практическое занятие № 2

Тема: Литература и музыка

1. Музыка как вид искусства. Способы взаимодействия литературы и музыки.

2. Поэзия и музыка. Музыкальные произведения на основе литературных текстов (песня, романс, опера, балет).

3. Роль музыкальных эпизодов в литературных произведениях («Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, «Обломов» И.А. Гончарова, «Гранатовый браслет» А.И. Куприна).

 

 

Литература:

1. Доманский, В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. – М., 2002.

  1. Мещеряков, В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: методические приемы и образцы / В. Н. Мещеряков. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 272 с.

3. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1908-1917): Кн. 3. Зрелищные искусства. Музыка. - М.: Наука, 1977. - 500 с.

  1. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов / сост., ред. Л. А. Серебрякова. - Челябинск: Урал LTD, 2001. - 504 с.
  2. Старкова, З.С. Содружество искусств на уроках литературы: из опыта работы: книга для учителя / З. С. Старкова. - М.: Кн. изд-во, 1988. - 100: с.

Семинарское занятие

Тема: Литература и театр / кино

  1. Театр как вид искусства.
  2. Поэтика и эстетика кино: работы В. Шкловского, Ю.Н. Тынянова, Ю.М. Лотмана и др.
  3. Проблема инсценирования / экранизации художественного произведения. Сопоставление разных сценических/экранных воплощений произведений русской классической литературы.

Литература:

1. Доманский, В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В. А. Доманский. – М., 2002.

  1. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики – Таллин: Ээсти Раамат, 1973.
  2. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 326-345.

 

Темы рефератов

  1. Классицизм в русском искусстве второй пол. XVIII в.

Мироощущение и эстетика классицизма. Архитектура Петербурга и загородных дворцовых ансамблей. Московский классицизм – творчество В.И. Баженова, М.Ф. Казакова. Классицизм в скульптуре: Ф.И. Шубин, Э.-М. Фальконе, И.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский. Классицизм в живописи: исторический жанр (А.П. Лосенко, П.И. Соколов). Русский портрет второй пол. XVIII в. (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий). Пейзажи С.Ф. Щедрина, Ф. Алексеева. Бытовой жанр (М. Шибанов, И.А. Ерменев). Гравюра. Русское просвещение. Литература (Д. Фонвизин, А. Радищев, Н. Карамзин). Расцвет русской музыкальной культуры в екатерининскую эпоху. «Итальянская» опера Бортнянского. Крепостной и придворный театр.

  1. Русский романтизм.

Романтизм в литературе: В. Жуковский, А. Бестужев-Марлинский, М. Загоскин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтизм в живописи: О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов. Романтизм в архитектуре (Павловский дворцово-парковый ансамбль, Михайловский замок в Петербурге). Романтизм в музыке.

  1. Реалистическое искусство в России XIX в.

Эстетика и народность реализма. Русская литература XIX в. (от романтизма к реализму): А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Гончаров, Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Островский, Л. Толстой. Реализм в живописи XIX в. (А. Венецианов, П. Федотов, «передвижники»). Музыка («Могучая кучка», П.И. Чайковский). Амбрамцевский кружок С. Мамонтова (от реализма к модерну). Реалистический русский театр сер. XIX в. (А.Н.Островский и его «пьесы жизни»). М.С. Щепкин и Малый театр. М.И. Глинка и рождение русской национальной оперы.

4. Символизм как новое мироощущение.

Эстетика символизма. Понятие символа в литературной теории. Литература символизма: А. Белый, В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус. Русские импрессионисты-символисты (М. Врубель, К. Коровин, В. Борисов-Мусатов, М. Серов). Концепции театра будущего: мистериальный театр, теория «соборного действа» Вяч.И. Иванова, «театр одной воли» Ф.К. Сологуба. А.А. Блок и его лирические драмы. Музыка символизма (С.В. Рахманинов).

  1. Постмодернизм в русском искусстве XX в.

Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Концептуализм в живописи (И. Кабаков, В. Пивоваров и др.). Русская литература постмодерна (В. Сорокин, В. Пелевин и др.). Судьбы и перспективы современного искусства.

Разработчик: Кочетова В.Г., к.ф.н., доцент кафедры литературы.

 

Программа одобрена на заседании кафедры литературы

от ___________ года, протокол № ________.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 187 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

974 - | 840 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.