Строение (морфология) культуры
Культура как система
Сели мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой она и является, то найдем исходные клеточки, или первокирпичики.
Такие базисные единицы культуры называются элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.
Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры - материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами). Это паровая машина и компьютер, книга и предметы домашнего обихода, храм, простой жилой дом и многое, многое другое, созданное и создаваемое людьми в течение многовековой истории.
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют оп определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Совокупность нематериальных элементов образует нематериальную, или духовную культуру, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык и др.
Они - тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Черты одной культуры выражаются через черты другой. Знания - через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов.
Одни элементы культуры существуют в одиночестве, другие -организуют вокруг себя совокупность новых элементов.
В данном случае говорят о культурном комплексе. Это совокупность культурных черт, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Например, спортивная игра: с ней связана спортивная одежда, болельщики, стадион и т.д.
Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей.
Материальная культура
Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.
Производственная культура - это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.
Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.
Вооружение и военная техника - это особая область материальной культуры.
Материальная культура - результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетворяет материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Материальная культура выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение, отражает процессы взаимовлияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных элементов. Например, в России в ХУШ-ХЖ вв. национальная одежда вытеснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.
Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.
Источники изучения материальной культуры:
• реальные предметы (археологические и этнографические памятники; сохранившаяся архитектура; нефункционирующая техника; вся функционирующая материальная культура);
• их изображения (произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы);
• макеты и модели, соответствующие оригиналу (макеты и модели, известные с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.);
• письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию: о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).
Многие памятники материальной культуры являются символами эпохи (определенные марки автомобилей; танков; "катюши" как символ Великой отечественной войны для нескольких поколений).
Корабли - тоже символы эпохи: парусник - символ петровской эпохи; каравелла - символ времен Колумба, открывшего Америку.
Важная часть материальной культуры - постройки - жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.
Костер как первый "культурный" источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так, еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.
Жилище - это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; в то же время оно создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная и бытовая деятельность. Кроме того, жилище - защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (например, дома-крепости).
С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом комнат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социального назначения - дом вождя, дворец правителя, которые, кроме утилитарной роли, стали играть презентативно-престижную, что положило начало новому виду искусства - архитектуре. Возводились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось, строились многоэтажные дома, но большинство людей всегда мечтали жить в собственном доме.
Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение - защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она служит также социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовное лицо, военный).
Большое значение имели и отдельные элементы одежды - пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельствовала высота его шапки. Чем знатнее, тем выше шапка.
Издавна одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В современных условиях, когда общество перешло на "европейское платье", некоторые народности сохраняют в одежде какой-либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).
С развитием моды одежда стала средством социального самоутверждения. В середине XX в. самостоятельную роль стала играть молодежная мода. Раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые. В настоящее время огромный размах получила индустрия молодежной моды.
Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это -часть материальной культуры, связанная с вооруженным насилием в обществе. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, потребовалось оружие для защиты. Военные столкновения стали регулярными. Со временем оружие для многих народов (германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода "орудием труда", источником дохода.
Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие всегда являлось условием и атрибутом политической власти. Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. В Древнем Китае умение управлять боевой колесницей считалось признаком "благородного мужа". И сегодня, к сожалению, бряцание оружием расценивается как символ государственной мощи. Из всех достижений материальной культуры оружие, пожалуй, является самой противоречивой и сомнительной ценностью.
Духовная культура
К базисным элементам духовной культуры относятся:
• обычаи;
• нравы;
• законы;
• ценности.
Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.
Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (дуэль - культовый комплекс, который относится к этикету, есть (был) не везде).
Ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают, но не предписывают, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре.
Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.
Привычка - это повседневная сторона социальной действительности, обычаи - более редкий, "праздничный" ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции -неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи - это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.
Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение.
В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались тогез - нравы. Отсюда произошло слово "мораль" - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что считать нравственным, зависит от культуры данного общества.
Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:
• обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;
• юридические законы, закрепленные конституцией, защищают самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.
На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.
Существует классификация ценностей (условная):
• витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.);
• социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.;
• политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.;
• моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.;
• религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.;
эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.
По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные.
Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.
Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л. Н. Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л. Н. Путь жизни. М, 1993. С. 157).
В отличие от общечеловеческих национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа - это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас - белорусской нации - Софийский собор в Полоцке, крест Евфросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др.; для французов - Лувр, Эйфелева башня и др.
Значит, национальные духовные ценности - это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.
Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917-1932 гг). Его главная идея - ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.
Локально-групповые ценности объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.
Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.
Семейные ценности. Семья, по выражению В. Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это - общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).
Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.
В предложенной классификации нетрудно заметить, что ценности обычно обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой (в бывших социалистических странах произошла переоценка "учения" о диктатуре пролетариата; у нас в стране - роли церкви, отношения к собственности).
Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностной ценностью, но постепенно "поднимались" через локально-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации.
При рассмотрении пяти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:
• во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности - наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни;
• во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;
• в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.
Преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого-либо вида ценностей чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих ценностей может превратиться в космополита или человека без Родины; чрезмерный по- клонник национальных ценностей - в националиста; классовых - в революционера или террориста; групповых - в маргинала или бо-гемщика и т.д. Вот почему подлинно культурный человек не должен впадать в крайности.
Таким образом, многообразие человеческой деятельности является основанием деления культуры на материальную и духовную, между которыми, однако, существует тесное взаимодействие.
32. Блізкаўсходні тып культуры: Культура Старажытнага Егіпта і Міжрэчча.
Культура древних обществ Востока
Древние цивилизации - это особое социально-историческое явление, противостоящее доклассовому и догосударственному, до-городскому и догражданскому, наконец, что очень важно, допись-менному состоянию общества и культуры.
Первые письменные источники свидетельствуют о том, что в древних цивилизациях проявились первые ростки свободного духа, рвущегося наружу, но оказывающегося внутренне связанным в выборе своих путей. На Востоке свобода ассоциировалась с отрицанием внешнего мира, от которого пытались уйти, растворяясь в потоке жизни или обретая покой внутри себя.
Обожествлялась не только природа, но и мощь деспотического государства, олицетворением которого была фигура правителя, имеющего абсолютную власть над подданными. В основе древневосточного государства - идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом суть восточной деспотии. Такой тип государства характерен для всех стран Древнего Востока - Египта, Индии, Шумера, Китая. Это во многом было определено способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи в тех условиях. Необходимо было практиковать орошаемое земледелие, создавать общественные запасы зерна, что требовало огромной затраты ресурсов, жесткого административного управления. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получившего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека.
Двуречье (Месопотамия)
Месопотамская цивилизация представляет собой особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н. э. возникли^пер-вые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Важнейшие государства - Ур, Эрида, Ларе, Сиппер и др. Богатству своему они обязаны развитием ремесла и торговли. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Владыки городов возводили дворцы, храмы, гробницы. Они заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.
Происхождение шумеров - полная загадка. В древних текстах говорится о том, что они пришли откуда-то с гор и достаточно мир но ассимилировались с местным населением. Самое древнее литера турное произведение - эпос о Гильгамеше - появилось именно у шумеров.
Шумеры владели высокой культурой земледелия, создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды в период засухи. Они знали лунный календарь, установили продолжи тельность солнечного года.
Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры также изобрели цвет ное стекло (ок. 2400 г. до н. э.), на высоком уровне развития находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.
Шумеры создали правовые кодексы, в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше); ок. 2300 г. до н.э. была сформирована первая профессиональная армия; приблизительно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика (в основе - 60-ричная система исчисления).
Шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди должны жить, царь - управлять людьми и вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н.э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона Хаммурапи. В истории Месопотамии это третий сборник законов. Во всех трех главным был принцип "равное за равное", т.е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия. В Месопотамии рождается мысль о божественном происхождении законов и здесь выражена идея обращения к объективному судье.
Специфика месопотамской культуры в том, что на нее сильный отпечаток наложила окружающая среда, опыт Природы. И здесь, как в Египте, человек сталкивается с теми же самыми космическими ритмами - смена времен года, движения солнца, луны, звезд, - но здесь он находит и элементы силы и насилия, которых не было в Египте. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его; здесь идут проливные дожди, превращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Природа дает почувствовать человеку его ничтожность.
Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу Природы. Человек не склонен переоценивать свои силы, наблюдая столь могущественные силы природы.
Одним из правил жизни в древней Месопотамии была тема послушания семье, правителям, богам. Это - первейшая добродетель, условие продвижения по службе, милость и награды со стороны хозяина, путь к земному успеху, к высочайшим ценностям месопотамской жизни: здоровью и долголетию, почетному положению в общине и т.д. Но постепенно, с I тыс. до н.э., в культуре появился скептицизм по отношению ко всем ценностям: все в мире суета (отрицается существование добронравной жизни).
Другой фундаментальной проблемой месопотамской культуры является правомерность смерти. Смерть - зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Здесь нет такого развитого заупокойного культа. Бессмертие - это вечная слава. Смерть не знаменует конца жизненного пути, более того, как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей.
В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. Наука была нацелена на предсказания будущего (найдено много гадательных таблиц). Имелись обширные знания о психике человека, владели опытом в области внушения, гипноза.
Достигнутый шумерами высокий уровень культуры, созданная ими общественно-политическая организация привели к выработке тщательно разработанных норм для всех сфер жизни. Важно то, что законы должны соблюдать все граждане. Кодекс законов Хаммурапи - образец законодательства на протяжении всей дальнейшей "клинописной" культуры Месопотамии.
Для Двуречья было характерно строительство многоэтажных домов, зиккуратов - святынь-алтарей. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. Классический образец - зиккурат в Уруке, одном из важнейших центров религиозной и художественной культуры.
Развивалась скульптура, хотя в стране было мало камня. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах. Монументальной скульптуры в Шумере не было. Чаще всего встречаются небольшие культовые статуэтки, изображавшие людей в момент моления. У скульптур подчеркнуто большие глаза, т.к. они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно "мудрость" и "ухо" в шумерском языке обозначаются одним словом.
Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах с основной темой охоты и сражений. Пропорции человеческих фигур не соблюдались.
Значительного развития достигло музыкальное искусство. II!\ меры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали высокую инструментальную культуру арфы, двойные габои, большие барабаны.
Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют чп еловые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием - учением, по которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход истории. Такое понимание закономерностей музыки, но в новой, более глубокой эстетической интерпретации, очевидно, впоследствии было воспринято пифагорейцами Древней Греции.
В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников - вавилонян и ассирийцев - передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи, скульптуре, некоторые религиозные представления.
Именно памятники культуры, созданные руками, мыслью и духом человека, составляли духовные ценности этого народа, страны и в целом оставили после себя неизгладимую историческую память.
Древний Египет
Древний Египет - государство, которое существовало в северовосточной Африке, в нижнем течении р. Нил, одно из древнейших государств в мире.
Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В Нильской долине собирали по два урожая в год (до 100 ц. с га). Но эта долина составляла 3,5% территории Египта, на которой проживало 99,5% населения. Остальная территория - бесплодная и практически необитаемая пустыня. Культура развивалась в большей степени изолированно, ей была свойственна традиционность.
Жара, редкие дожди сделали бы Египет не колыбелью цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы вода сохранялась постоянно, они построили сеть каналов, воздвигли плотины, соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, очищали заплывавшие илом каналы, чинили плотины, прокладывали дороги. Такой размах работ, помимо знаний многих наук, требовал четкой организации труда. Огромная армия рабочих действовала строго по плану и под единым руководством. Она требовала больших запасов продовольствия, вспомогательных сил и средств. Создали ее и управляли ею жрецы, которые были учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, естествознания, творцами духовной культуры, что позволило им приобрести значительную власть над народом и оказывать огромное влияние на общество.
Отличительной чертой культуры Египта были наглядность и предметность. Вид - вот что главенствовало в культуре. Ритуалы и обряды занимали важное место. Это способствовало стабильности государства и культуры.
Пирамиды и оросительная система являлись наглядным свидетельством культуры Древнего Египта. В сознании египтян высота Нила связана с изменением положения Солнца: оно поднимается, достигает своего высшего положения и опять понижается, как и вода в Ниле.
Сфинкс - это тайна, многосмысленный образ. Гегель считал его символом египетского духа: человеческая голова, выглядывающая из тела животного, олицетворяет дух, который начинает возвышаться над природой. Боги же изображались иным способом.
Наглядность и предметность древнеегипетской культуры связаны с особым отношением к пространству, со стремлением заполнить и организовать его. Все в культуре должно быть как-то выражено, зафиксировано. Это объяснялось характером хозяйственной деятельности, размах которой в Египте был велик. Создание оросительной системы влекло за собой принципиально иную организацию жизни всего общества - государственную. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н. э. Все было учтено и сосчитано.
В Египте высоко почитались цари. Их имена и титулы считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой надобности. Он олицетворял всеобщую власть, был поистине живым божеством и предметом всеобщего поклонения.
Власть фараона покоилась на громадных ресурсах земли, людей, продовольствия, вещей. Власть государства утверждалась в зримых формах собственности, в ее концентрации у отдельных лиц, начиная с фараона.
В истории Египта были фараоны-женщины: Нитокрида (VI дин.), Нефрусебек, Хатшепсут и др.
В период наивысшей централизации государства (Ш-1У дин.) начинается строительство пирамид. Сооружение громадных усыпальниц - свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Царь - средоточие религиозной жизни, и отего земного благополучия и загробного блаженства, по представ>н ниям египтян, зависела судьба страны.
Величайшая из пирамид - пирамида Хеопса - до сих пор ш имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мщи (высота 146 метров, длина основания каждой грани - 230 метрон) Греческий Парфенон по сравнению с ней выглядел бы совсем кр<» шечным - как лодка по сравнению с морским пароходом. Это почт сплошной массив из тяжелых каменных плит, только внизу прорезанный узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Пом считали, чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, по 30 ваго нов каждый. А тогда пирамиду строили голыми руками.
''Пирамида, будучи одновременно антенной и резонатором, ян ляется ретранслятором определенных энергетических потоков, связан ных с процессами, протекающими в космосе, и фокусируемых в свою очередь на "энергетическом источнике" внутри пирамиды. При воздеп ствии этого комплекса и при правильном взаимодействии с человеческим сознанием наступал эффект «Общения с Богами»"1.
К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родичей фараона - так называемые мастаба (буквально: каменные скамьи). И храмы и маета ба выглядели очень маленькими рядом с пирамидами и издали не были заметны. Длинная дорога вела к ним с востока, от плодородных долин - дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу. Так делали еще их первобытные предки.
Именно в это время сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно очень тесно было связано с религией, боготворящей силы природы и земную власть.
Для понимания египетского искусства особенно важен миф об Осирисе и Горе. Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшем начало мра нл и зла. Сын Осириса, Гор, вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Ноекресший Осирис уже не вернулся на землю, а стал господином подземного царства, царем мертвых. Наследником его на земле, царем живых стал Гор.
Этот миф - трансформация древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. А Гор - животворный солнечный свет. : Фабула старого мифа была переосмыслена в рабовладельческой монархии Египта и соединилась с культом фараонов и представления-| ми о загробной жизни. Умерший царь, которого бальзамировали, т отправлялся в подземное царство, на суд Осириса, там взвешивали 1 его сердце, там он исповедовался перед Осирисом. Художники изображали суд Осириса, здесь же и находим тексты египетской "Книги § мертвых" на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, похожая на земную - поэтому умершего надо снабдить всем, чем он обладал на I земле. Всем, вплоть до его тела, которое должно избежать тления. I Отсюда и обычай бальзамирования. Древние египтяне верили, что I кроме души и тела есть еще нечто промежуточное - призрачный I двойник человека, его жизненная сила - Ка. Надо, чтобы Ка мог 1 найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому кроме самой мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.
Мало было сохранить тело - нужно было сохранить богатство умершего: и рабов, и скот, и семью (в Вавилона, например, убивали семью, слуг). Но египетская религия была сравнительно гуманной: она не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Статуэтки -ушебти - заменяли покойному слуг. На стенах гробниц располагались росписи и рельефы с изображением земных событий: войны, пиры, охота, отдых в кругу семьи и т.д. Этого никто не видел, так как оно находилось в замурованных камерах, и в результате археологических раскопок только в XIX в. было обнаружено. Таким образом, искусству отводилась необычайно важная роль: дарить бессмертие, быть продолэюением жизни. Поэтому неважно было - видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. Искусство считалось носителем жизни вечной, освобождалось от всего мгновенного, изменчивого. Оно выработано язык, отвечающий идее постоянства, - язык экономного графим с ского знака, строгой и ясной линии, четкого контура.
Уже греки относились к искусству по-другому и поражал!к ь устойчивости художественных традиций Египта.
Пантеон египетских богов был достаточно велик, их культ восходил к первобытным временам, когда поклонялись тотему - зверю покровителю племени. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небесных светил.
Высшим культом у египтян был культ солнечного божеств;I, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли "страной Соли ца'\ а фараонов - "сынами Солнца". Круг - подобие солнечного дне ка - постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск - архитектурная форма, впервые созданная в Египте,- символизирован солнечный луч.
В Древнем Египте была развита законодательная система. Законы отражали едва ли не каждый аспект жизни. Правосудие обязано было защищать интересы всех жителей, а не только богатых. Каждый человек должен был сам защищать себя, быть для себя адвокатом. В каждом городе имелся свой собственный суд.
Женщины Древнего Египта в отличие от других стран Древнего Востока имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины, пользовались большой личной свободой, хотя и не занимали официальных государственных постов.
Значительны достижения египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих знаний в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине, хирургии, анатомии.
Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Здесь впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.
Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупнейших достижений которой было некоторое развитие десятичной системы исчисления.
На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы. Были элементарные знания в области алгебры -решались уравнения с одним и двумя неизвестными.
Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит в конечном счете египетский календарь. В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина.
Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве известных тем в мировую литературу.
Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале впитало в себя ряд моментов египетской религии: концепцию могущества слова божества, создающего мир, представления о вечной жизни После смерти, о загробном суде и др.