Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткий терминологический словарь




Аккультурация - процесс изменения культуры, происходящий при контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями различных культур.

Антропо- и кулыурогенез - процесс выделения человека из природы, превращая его в Homo Sapiens. Решающую роль в этом сыграло возникновение социально-культурной практики, связанной с изготовлением орудий груда, формированием языка и символов.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - в широком смысле, признание ценности человеческой личности и её права на свободное развитие.

Духовная культура, духовность - те виды и формы культурных ценностей, которые не могут быть выражены в виде материально- вещественных объектов и не имеют стоимостных эквивалентов. Говоря о «духовности», обычно подразумевают нравственный пафос культуры, её устремленность к высшим идеалам гуманизма.

Знак, символ - это такой образ или предмет, который указывает на другие культурные объекты, а в некоторых случаях может выступать в качестве их идеального «заместителя». Системы знаков образуют языковый код той или иной культуры.

Значение, смысл - это такое содержание культурных ценностей, которое отчасти присутствует в самих объектах культуры, а отчасти раскрывается в процессе их индивидуального усвоения и осмысления, когда появляется их связь с духовными потребностями личности.

Культ (лат. cultus - почитание) - 1) преклонение перед чем-либо или кем-либо, обожествление; 2) магические обряды и священные ритуалы, являющиеся обязательными элементами любой религии.

Культура (от лат. cultura - возделывание, обработка) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе исторической деятельности людей и необходимых для совершенствования общества и личности.

Культурная эпоха - этап культурного развития, характеризующийся стилевой целостностью.

Культурный шок - болевая реакция на встречу с другой культурой.

Массовая культура - разновидность упрощенной культуры современного общества, создаваемая в коммерческих целях, по единому шаблону, распространяемая с помощью средств массовой коммуникации и служащая, главным образом, средством развлечения.

Ментальность, менталитет - характерные особенности сознания, ценностных ориентации, присущие определенным общественным группам или эпохам.

Нормы - образцы требуемого и ожидаемого поведения людей, которые поощряются обществом. Нормы возникают на основе обычаев и традиций и выступают как средство добровольного, осознанного сотрудничества людей. Разновидностями культурных норм являются требования общественного приличия, моральные, юридические нормы, правила профессиональной этики и др.

 

Обычаи - первичные, повторяющиеся формы поведения людей, выполняемые чаще всего неосознанно, вследствие доверия к общепринятым образцам.

Парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решений, набор аксиом и постулатов. Научная парадигма - исходные, принятые ученым или группой ученых правила научного исследования.

Памятники культуры - произведения архитектуры и искусства, книги, предметы быта и др. вещи, представляющие собой материализованную культурную «память» того или иного народа.

Пассионарность (от лат. passio - страсть) - страстное стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов. Термин в науку ввел русский историк Л.Н. Гумилев. Пассионарность - основа всех исторических деяний, сильнее, чем инстинкт самосохранения.

Политеизм (от лат. poli - много + греч. theos - Бог) - многобожие, вера во многих богов (напр., язычество).

Православие - одно из основных направлений в христианстве, сложилось в 395 г. н.э. с разделением Римской империи на Западную и Восточную, окончательно сложилось в 1054 г. после разделения католической и христианской церквей.

Религия (от лат. religio - связь) - вера в сверхъестественное, лежащая в основе мировоззрения, поведения и действий. Кроме того, религия - это совокупность верований, символов, образов действий, с помощью которых регулируются отношения людей к проблемам жизни, смерти, страдания, добра, зла и т.д.

Рефлексия (от лат. reflexio - отражение) - полное сомнений размышление, анализ собственного психического состояния (самоанализ).

Семиозис (от греч. semeion - знак) - процесс обозначения мира понятий и вещей в становлении, развитии и функционировании с помощью знаков.

Семиотика (от греч. semeiotike - учение о знаках) - наука о знаках и знаковых системах, изучающая свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков).

Символ (от греч. symbolon) - знак, опознавательная примета.

Социокультурная динамика (от греч. dynamis - сила) - изменение или модификация черт культуры во времени и пространстве.

Табу - запрет.

Типология - метод научного исследования, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщений, идеализированной модели или типа.

Типология культур (от грем. typos - форма, образец + logos - знание, учение) - научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различение культур по определенным существенным основаниям. Выделяют синхронную, диахронную, структурную, а также типологию культуры по методу «идеальных типов».

Тотемизм - ранняя форма религии - основана на вере в сверхъестественную связь, кровную близость данной родовой группы с тотемом, который считается предком (животным, растением и т.д.).

Фетишизм (от франц. fetichisme) - религиозное поклонение фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. В переносном смысле это - слепое поклонение чему-либо.

Этническая культура - культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территории, т.е. единством «крови и почвы».

Этнос (от греч. ethnos) - племя, народ.

Языки культуры - формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры. Существуют: вербальные, географические, пластические и т.п. языки культуры.

ПЕРСОНАЛИИ

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский философ, теоретик культуры. Выступал за возрождение духовной православной культуры в противовес бездуховной «машинной» цивилизации. Важнейшие проблемы культуры XX века решались им на пути не социального реформаторства, а на пути духовного подвига. Основные культурологические идеи Н. Бердяева изложены им в работах «Философия творчества, культуры и искусства», «Русская идея», «Душа России» и др.

Боас Франц (1858-1942) - американский антрополог, лингвист, основатель школы культурной антропологии в США в 20-е годы, разработал теорию культурного детерминизма, один из последователей концепции диффузионизма.

Вольтер (настоящее имя Аруэ Франсуа Мари, 1674-1778) - французский писатель, философ эпохи Просвещения. В противовес Руссо подчеркивал ценность культуры, представлял историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование.

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ- просветитель, эстетик, писатель. Рассматривал историю человечества как историю культуры, утверждал, что культуру творит человеческий разум. Стоял на позиции преемственности и всеобщности социально-культурного пространства.

Гребнер Фриц (1877-1934) - немецкий этнограф, основатель культурно-исторической школы и теории диффузионизма.

Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) - русский мыслитель, доктор географических и исторических наук, автор работ по проблемам этноса и этногенеза. Теория этносов Л. Гумилева объясняет причины расцвета и упадка народов Земли, подтверждаемая колоссальным фактическим материалом. Сторонник евразийства. Сформулировал идеи пассионарности.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) - русский публицист, социолог и естествоиспытатель. Автор теории культурно-исторических типов. Исторически перспективным считал «славянский тип», выраженный в русском народе.

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - французский социолог, один из классиков современной гуманитарной науки. Он считается одним из основателей структурно-функционального направления в социологии.

Каесирер Эрнест (1874-1945) - немецкий философ, последователь неокантианства. Разнообразные сферы культуры - язык, миф, искусство, наука, религия - рассматриваются им как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Человек, по Кассиреру, есть «животное, созидающее символы». Идеи Кассирера оказали значительное влияние на исследования в области истории культуры.

Кребер Альфред Луис (1876-1960) - американский антрополог и этнограф, представитель и теоретик «исторической школы» в американской антропологии.

Леви-Стросс Клод (р. 1908) - французский антрополог и социолог. Основоположник структурализма в этнографии. Различал «холодные» (которыми занимается антропология) и «горячие» (которые исследует история) тины культур 11срныс тяготеют к замене истории мифом, вторые - тяготеют к сочдппию технологических новшеств и к замене мифа реальной историей.

МилииовскиН Ьропислав Каспер (1884-1942)- английский этнограф и социолог польского происхождения - основатель функционалистской школы.

Парсонс 'Голкотт (1902-1979) - американский социолог, автор теории структурного функционализма. Претендовал на создание некой всеобъемлющей теории общества, важнейшим регулятором которого является культура с её нормативностью и символичностью.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) - основоположник русской и американской социологических школ, культуролог. Он воспринимал культуру как ценностную систему, определяющую вектор развития общества, автор теории культурных суперсистем или «метакультур». В 4-томном труде «Социальная и культурная динамика аккумулировал идеи почти всех отраслей гуманитарного знания.

Тайлор Эдуард (1832-1917) - английский культуролог, историк, этнограф. Основатель эволюционистской школы в этнографии и истории культуры. Дал первое научное определение культуры, рассматривал историю развития культуры как процесс поступательного развития, полагал, что наука о культуре есть наука о реформах.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) - английский историк и социолог. Наиболее известен труд «Постижение истории» (в 12 томах). Одна из основных разработок Тойнби — теория вызова, объясняющая развитие человеческих сообществ как ответ на внешний или внутренний вызов со стороны природы, внутренних противоречий и т.д.

Тоффлер Олвин (р. 1928) - американский публицист, футуролог, социолог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества, «сверхиндустриальной цивилизации». В книгах «Футурошок», «Третья волна» и «Шок будущего» Тоффлер утверждает, что современное общество может выжить в неизбежных катаклизмах, только если перейдет к новым формам общественной жизни на основе нового уровня равенства, участия в политических решениях и социального многообразия.

Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский антрополог, культуролог. Основным вкладом Уайта в развитие общественных наук стало обоснование грех положений: создание новой концепции понятия культуры; переосмысление концепции эволюции культуры и применение её для анализа культуры человечества; обоснование науки о культуре — культурологии. Основные работы: «Понятие культуры», «Наука о культуре» //Антология исследований культуры.

Фрезер Джеймс Джордж (1854-1941) - английский культуролог, историк религии. Последователь позитивизма и эволюционного направления в истории культуры. Автор теории происхождения тотемизма, дал оригинальную концепцию первобытной культуры.

Фробениус Jleo (1873-1938) - немецкий этнолог и философ культуры. Развивал морфологию культуры, автор понятия «культурного круга», представлял культуры как особые организмы, порожденные природными условиями и в этом смысле независимые от людей.

Фуко Мишель Поль (р. 1926) - французский философ, историк и теоретик культуры. Представитель структурализма. Выдвинул идею социально-политической обусловленности в формировании гуманитарных наук.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский психиатр и психолог, основатель теории психоанализа - одного из направлений современной психологии. Основные работы, отображающие культурологические идеи, - «Будущее одной иллюзии» (1930), «Недовольство культурой» (1913).

Фромм Эрих (1900-1979) - немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Разработал свою теорию личностц, согласно которой существуют социальные типы характера, обусловленные индивидуальной психикой и социальной структурой общества. Наиболее известны работы Э. Фромма «Бегство от свободы», «Душа человека».

Хейзинга Йоханн (1872-1945)-нидерландский историк, философ, теоретик культуры. Автор оригинальных трудов о роли мифа в мировой культуре, игры как всеобщего принципа становления культуры. Основные работы: «Homo Ludens» («Человек играющий»), «Осень средневековья».

Хосе-Ортега-и-Гассет (1883-1935) - испанский философ. Автор наиболее законченной и целостной концепции «массового общества» считал основной движущей силой истории избранное меньшинство, а не массы. Свои идеи изложил в работе «Восстание масс».

Шпенглер Освальд (1880-1936)- немецкий философ, историк, один из основоположников современной философии культуры. Приверженец циклической теории развития культуры. Шпенглер ввел в научный оборот разделение понятий «культура» и «цивилизация». Главный труд - «Закат Европы».

Элиот Томас Стернз (1888-1965) - англо-американский культуролог. Сторонник концепции культурного элитаризма. Особое значение в системе культуры придавал художественной культуре, говорил об ответственности элиты за сохранение культуры всего общества.

Юнг Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог, психиатр, философ, ученик 3. Фрейда. К числу открытий Юнга можно отнести «коллективное бессознательное» - особый слой психики, общий для определенного количества людей (народа, семьи, социальной группы). Основные культурологические идеи изложены в работах «Архетип и символ», «Психологические типы» и др.

Ясперс Карл (1883-1969) - немецкий философ, противник европоцентризма. Основные работы - «Истоки истории и её цель», «Духовная ситуация времени», «Смысл и назначение истории» и др.

ю

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.