Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторией. Масса — это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, примитивность стремлений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость и пр.
Массовая культура – (поп-культура) отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику.
Специфические черты: 1) массовая культура принадлежит большинству; это культура повседневной жизни;
2) масскульт — это не культура социальных «низов», она существует помимо и «поверх» социальных образований;
3) направлена на ущемление творчества личности и подавление её свободы;
4) стандартна и стереотипна;
5) неспособна быстро и адекватно реагировать на изменения в культуре;
6) носит чаще потребительский характер, формирует у человека особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры;
Сферы проявления: СМИ, система государственной идеологии (манипулирующая сознанием), массовые политические движения, общеобразовательная школа, система организации и стимулирования массового потребительского спроса, система формирования имиджа, досуг и др.
Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».
Специфические черты:
1) носит отмеченный характер; сознательно противостоит культуре большинства;
2) отличает высокий уровень нововведений;
3) культурная элита не совпадает с властью и часто противостоит ей.
Сферы проявления: искусство, религия, наука.
В целом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя в ней преимущественно творческую функцию.
Народная культура – это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки итд. Народная культура: Фольклорная – описывает прошлое. Популярная – описывает сегодняшнее. Народное искусство – песни, сказки, промыслы. Существует народная медицина, народная педагогика.
Субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных, итд.) постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, профессиональной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.
Контркультура. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры. Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, конформизм и рационализм.
Культура Востока и Запада
Культурные «полюса» — Восток и Запад — представляют собой две во многом противоположные культурные традиции, два типа культуры, два миропонимания, два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира. Традиции эти проявляют себя не только во всех разновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народов в целом.
Наиболее существенные различия можно рассмотреть по следующим основным критериям:
Отношение к природе
а) Запад как бы противопоставляет человека и природу, причем человек может изменить ее в соответствии со своими потребностями;
б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, когда достоинством человека является его умение «вписываться» в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела.
Так, например, в Китае отшельники удалялись в потрясающей красоты нетронутые горные уголки, чтобы жить там в единении с природой.
Идеал слияния человека с природой, почти полного растворения в ней, мы видим на старинных пейзажах: среди громоздящихся горных круч, снежных наносов и речной глади не сразу отыщешь маленькую фигурку рыбака в накидке из листьев или едва проступающие сквозь дымку очертания горной хижины.
Китаец всегда жил вместе с природой, сознавая свое единство с ней, ощущая слияние с окружающим миром:
«Гляжу я на горы
И горы глядят на меня,
И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая …»
Ли Бо