Типология культуры — метод научного познания в основе котороо лежит создание моделей или типа социо-культурных систем. Основаниями для типологии культуры могут быть различные совокупности показателей, включающие в себя характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.
Концепция идеальных культурных типов (М. Вебер) — вводит в культурологию понятие идеального типа — образа или схемы с помощью которого мы анализируем социо-культурную реальность. Для основы создания этих типов Вебер берет понятие власти и господства. При помощи каких форм власти и господства власти организуют свою жизнь.
Существуют 3 типа кульутры:
1. рациональная - уважение принципов взаимодействия, подчинение закону, а не авторитету. И этому типу власти сооветствует правовой тип культуры
2. Традиционная — авторитет, следование традиции и обычаю. Как правило патриархальный тип культуры, распоряжающийся своими слугами и подданными
3. Харизматическая — подразумевает определенную личность наделенную особыми свойствами. Способность вдохновлять и увлекать за собой людей. По харизматическому типу созданы религиозные культуры. Харизмой обладают выдающиеся политики, такие как А. Линкольн, Петр I и В. И. Ленин.
Типология предложенная Левина и Чебоксаровым(этнологи) по типу хозяйственно-культурному:
1. Присваивающий тип — то общество в котором развито собирательство, охота, рыболовства. Люди занимаются изготовлением орудий труда и выработкой специфических форм социального взаимодействия. Характеризуется низкой продуктивностью. Такая культура зависит от случая — случайных факторы племя либо процветает либо погибает.
2. Основывается на ручном земледелии и скотоводстве. - Больше стабильности за счет большего контроля над деятельностью.
3. Пашенное земледелие.
Классификация Н.И. Данилевского, «Россия и Европа»:
Он выделил 10 культурно-исторических типов:
I. Египетская культура
II. Китайская культура
III. Асировавилонохалдейскаяфиникийская (What the fudge?)
IV. Индийская
V. Иранская культура
VI. Еврейская культура.
VII. Греческая
VIII. Римская
IX. Аравийская
X. Европейская культура (Романо-германская)
Особые места занимают — перуландская, славянская и мексиканская.
Выделяют:
Уединенный тип — незначительно влияет на другие культуры. (индийская и китайская)
Приемственный тип — являются подпиткой для другого культурного типа.
Данилевский отрицает единый социо-культурный процесс, он считает что его нет и результаты труда той народности или культуры остаются их достижением и нет смысла их повторять. Культурная деятельностиь специфична для каждой страны, для каждого специфичного момента.
Социо-культурную деятельность Данилевский разделяет на 4 вида:
1. Деятельность религиозная. - составляет живую основу нравственной деятельности человека.
2. Деятельность культурная (в узком смысле) — научная деятельность, технически-прошмышленная деятельность, эстетически-художественная деятельность.
3. Деятельность политическая — внутренняя политика государства, народа, культуры.
4. Общественно-экономическая деятельность — включает в себя создание экономических отношений и систем.
В соответсвии с этими видами деятельностями есть подготовительные и первичные культуры. В этих культура никакой вид деятельности полностью не представлен, а предствлено все в целом. К первичным культурам относятся китайская, египетская, вавилонская и индийская. Культуры одноосновные — последовали за подготовительные и проявили себя в одном из видов этой деятельности.
Одноосновные культуры — древнегреческая (философия и искусство), римская культура (политика-правовая деятельность), еврейскакя (единобожие).
Двуосновные культуры — романо-германская культура aka европейская (достигла успехов в развитии науки и техники, развитии искусства, и она достигла успехов в правовом отношении, в политическом отношении)
Славянская культура (четырехосновная) — развивающаяся культура, именно в ней будут воплощены четыре важнейшие ценности: истинная вера, политическая справедливость и свобода, собственно наука и искусство и совершенный, гармоничный, справедливый общественно-экономический строй. Если не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев.
Данилевский не сомневается в единстве человечества, но культуры у всех людей различны.