Элитарная и массовая культура.
Массовой культурой называют совок-ть потребит-х элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства масс.информ. и коммуник. Становление МК связано с формиров. индустриального общества.
Огромную роль в ее формировании сыграло распростран.всеобщей грамотности. Нов. технич. сред-ва: полиграфия, кинематограф, телевидение, Интернет - значительно увеличили возможности распространения МК.
Через механизмы МК совр. чел.получает практически всю инф-цию, необходимую для жизнедеят-ти, – о стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми и т.д. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все это также затронуто сферой влияния МК.
МК становится средством стимуляции потребления (любой продукт становится ценным, если становится предметом массов. спроса), для чего использ-ся реклама.
Произведения МК базируются на универс-х психологич-х (психофизиологич.) характ-ках и механизмах восприятия, кот. не требуют спец. подготовки аудитории. МК нацелена не на созерцательное, а на эмоциональное восприятие. Такая односторонность привела к ряду негативных сторон МК. Долгое время, оценивая МК, критики говорили о ее низкопробности, пошлости ее продукции, создаваемой на потребу неразвитой публики.
Но МК имеет также много положительных сторон. Ее глав. дстиж. явл-ся распространение всеобщей грамотности населения, доступность культ. ценностей больш. людей. Общий уровень совр. МК все время возрастает.
МК ныне – способ существования совр. культуры. МК задает новые формы инкультурации и социализации, новую систему управл.и манипулир. сознанием людей, их интересами и потребн.
Элит. культура. Выделение в составе культуры элитарной ее части исходит из концепции элитизма (по Михельсу, Моске, Парето и др.), согласно кот. необходимой составной частью любой социальной структуры явл-ся правящее меньшинство - элита (от фр. «лучшее»).
Она обладает монополией на принятие решений относительно содержания и распределения ценностей в обществе.
Элитарная теория отрицает равенство, исходит из того, что в любом общ., социальной структуре обязательно имеются ведущие и ведомые силы. С усложнением условий управл. обществом роль элит только возр. В интересах элит создается и элитарная, или высокая культура, призванная обслуживать потребности правящего меньшинства.
Создаваемая профес. по заказу, опирается на высок. образцы классики во всех видах ис-ва и опережает уровень, доступный воспр. простых людей.
Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку, литературу и др.
ЭК ценит особое авторское видение действит-ти. Она не боится создавать новые культ.-эстетич. формы.
ЭК трудна для понимания неподготовл.человека. Она рассчитана на высокообразов. людей. Круг ее потребителей – критики, литературоведы, завсегдатаи музеев, театралы, художники, писатели, музыканты.
ЭК, связанная с наиб. способной частью общества, обеспечивает общественный прогресс и развитие культ. Но элитные группы часто высокомерно относятся к социальному окружению прост. людей.
Но в последнее время границы между элитарной и другими формами культуры стали размываться. Благодаря современным информационно-техническим возможностям произведения ЭК становятся доступными широким слоям населения.
Совр. субкультуры. Понятие контркультуры и маргинальной культуры.
Каждое общество имеет некот. сочетание осн-х элементов культуры, символов, убеждений, образцов поведения, кот. разделяются всеми членами общ. Эту совок-ть назыв. доминирующей (базовой, основной) культурой.
Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих той или иной социальной группе, называется субкультурой.
Существование субкультур связано с тем, что никакое общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородным. Формир. субкультур происх. по этнографич., конфесс-ым, профес-ым, функцион. признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Субкульт. близки базовой культуре, от нее они отличаются лишь некот. элементами культ.. Но субкул. стремятся сохранить определен. автономность от др.культурных слоев и групп.
Они отличаются определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к осн. ценностным установкам основной культ. Субк. не ставят перед собой целью переделку господствующей культ., а по-своему приспосабливаются к ней.
Но в обществе нередко появляются элементы, кот. находятся в оппозиции к господствующим образцам культ.или полностью их отрицают.
Такие социокульт. установки, котор. не просто отлич. от доминир. Культ., но и противостоят ей, находятся в конфликте с господств. ценностями, обознач-ся понятием «контркультура». Этот термин появ. в науч. лит-ре во вт.пол.20 в. Он был введен америк.социологом Роззаком.
Примеры контркульт. - богема, движение хиппи, преступная субкультура. На определ. этапе контркульт.были раннее христианство в Римской импер., светская культ. в эп.Возрождения и т.д.
Возник-ние контрк-ы - явление распространенное. Контрк., несмотря на враждебное к ней отношение со стороны доминирующей культ., воздействует на нее. Ее ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культ., кот. под их влиянием изменяется. Т.о., контркультуры обладают мощным творч. зарядом, способствующим динамике культуры.
В качестве специфич. может выступать «маргинальная культура», кот. иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (срединной) культуры.
Маргин. культура возникает, как прав., при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду). Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура. Маргинальные группы текучи, нестабильны.
15. Культура и природа. Экологические проблемы современной цивилизации.
Совр. культура явл-ся рез-том всего развития человечества. В 20 в. культура столкнулась с пробл., касающимися всего мира. Эти проблемы, названные глобальными в силу их масштабности и значимости для всего человечества, и их решения имеют важн. Знач.для судьбы мировой цивилизации.
Суть 1-й пробл. в том, что совр.тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофич. последствиям. Невозможно бесконечно «выкачивать» из недр Земли полезные ископаемые и т.д. Это осущ-ся в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек. Кр.того, прирост населения Земли обостряет эту проблему.
2-я проблема. В ходе бесконтрольной переработки ресурсов возникает непомерная нагрузка на экологич. сферу. Постоянное развитие промышл., транспорта, сельск. хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет все возрастающую нагрузку на природу.
Кр.того, не снята ситуация неравномерного экономич. роста на основе индустриализации. Он требует увеличения потребления энергии и ресурсов. Проблема преодоления разрыва между уровнем развития экономики развитых и развив. стран, ликвидация голода, нищеты и неграмотности явл-ся сложной. Масштаб этого разрыва столь серьезен, что порождает конфликты «богатого и бедного соседа», создает опасные напряжения в междун. отношениях.
Др. виды глобал. проблем связаны с развитием самого общества. Цена научно-техн. прогресса слишком высока. Дело в том, что увелич-ся риск от гигантских катастроф (напр., Чернобыльская). Совр. промышленная и энергетич. инфраструктуры уязвимы со стороны воздействия стихийных прир-х сил и социальных катаклизмов (войны и террорист. акты). С т.зрен. общества, затраты на научно-техн. прогресс велики, а отдача мала.
Проблемы внутр. развития обусловлены и несправедливым распределением отрицат-х воздействий научно-техн. прогресса на различ. слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осущ-ют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая риск на другие группы. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества. Помимо угрозы уничтожения человечества в рез-те примен. оружия (ядерного, химич., биологич.) накопление вооружений стало и тяжелым бременем для миров. экономики. Сущ-ет опасность использован. этих ср-тв.
Некоторые ученые к числу глобальных проблем относят также: -пробл.урбанизации - сосредоточ. огром.масс населения в городах при упадке села; -проблему кризиса культуры - точнее, по словам Бестужева-Лады, бескультурья, выступ-щего под знаменем «контркультуры» с гибельн. последст. для общества; -проблему здравоохранения, - вопрос ухудшения генофонда; -проблему антиобществен. явлений - наркомании, алкоголизма, преступности.
Причины возникновения глобальных проблем:
Во-первых, это целостность совр. мира (политич. и экономич. связи); зримым их проявлением явл-ся транснациональные корпорации и мировые войны. Во-вторых, возросшая экономич. мощь человека, кот. никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. В-третьих, неравномерность развития стран и культур. Благодаря телевид., компьют. системам события в мире распростр-ся мгновенно. По достигнутому уровню развития люди обитают в исторически разных культурных эпохах. Эта неравномерность воспринимается как несправедливость, что рождает проблему(терроризм)
Решение глобальных проблем возможно в рамках междунар. сотрудничества. Так, преодоление политич. противостояния сверхдержав сняло остроту угрозы ядер. войны и пробл. гонки вооружений. С 60-х г. исследованием перспектив разв.человеч. занимается футурология (от лат. futurum - будущее). Наиб.авторитетные исследов. по пробл. будущего развития, принадлежат ученым, объединившимся в Римский клуб – междунар. организацию, созд. в 1968 г. из 30 стран мира. Руководитель - А.Печчеи считал, что кризис человечества можно предотвратить не отказом от научно-техн. прогресса, а совершенствованием человеческих качеств на основе совр. гуманизма - стремления к справедливости, отвращения к насилию. Это даст возможность перейти к новым условиям бытия человека и культуры.