Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая антропология




Современная политика своими корнями уходит в далекое прошлое, а определенные формы социальности можно проследить даже в сообществах высших животных. Научная дисциплина, которая занимается изучением политико–властных отношений в до современных (и больше - в доиндустриальных) обществах, называется политической антропологией. Она созрела в лоне антропологической науки. В самом широком смысле антропология (от греч. антропос - человек) - это совокупность научных знаний о природе человека и его деятельности. Интеллектуальным предшественником современной антропологии был философский антропологизм XVIII-XIX вв., согласно которому, только исходя из человеческой сущности можно разработать систему представлений о природе, обществе, познании (Л. Фейербах, М. Шелер, Ф. Ницше, Н. Чернышевский и др.). Однако уже изначально антропология мыслилась шире, чем просто философское осмысление проблем человеческой сущности. Помимо антропологизма, в ее состав включались и другие дисциплины и концепции.

Со второй половины XIX в. понимание антропологии изменилось. Накопление научной информации неизбежно вело к дифференциации гуманитарного знания, к формированию на его стыках все новых дисциплин. В то же время из-за ограниченности источников по истории бесписьменных архаических народов такие отрасли знания, как этнография, физическая антропология (или естественная история человека), археология, не могли существовать одна без другой. Это обусловило не столько их дифференциацию (хотя в некоторых странах, в том числе и у нас, они считаются самостоятельными науками), сколько интеграцию в единый комплекс. Не случайно в XIX в. антропологию нередко называли «этнологией». В то же время, к сожалению, философско-антропологическая проблематика постепенно оказалась выведенной за рамки собственно антропологии.

В настоящее время антропологическую науку, как правило, подразделяют на две большие части: физическую и культурную (или иначе - социальную) антропологию. Первая изучает физическое строение человеческого тела и антропогенез (то есть проблему происхождения и формирования физического типа человека). Вторая представляет собой блок самостоятельных дисциплин (археология, лингвистика, фольклористика, этнография и, наконец, собственно культурная или социальная антропология), рассматривающих в целостности культуру того или иного народа.

В самом широком смысле культурная антропология изучает хозяйственный быт, социальные системы, обычаи и идеологические представления архаических народов. Нередко понятия культурная и социальная антропология употребляют как синонимы (первый термин используется, в основном, в США, второй - в странах Западной Европы, особенно в Великобритании). Однако между ними есть некоторая разница. Если британские антропологи рассматривают культуру как составную часть человеческого общества, то их заокеанские коллеги, вслед за Л. Уайтом, полагают, что социальность присуща не только людям, но и высшим животным. «Именно культура, а не общество выступает в качестве отличительной особенности человека; научное исследование этой особенности должно быть названо скорее культурологией, чем социологией.

Предметом изучения политической антропологии являются механизмы и институты власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах. Расшифровывая эту сжатую формулу, можно определить указанный предмет как совокупность институтов контроля и власти в доиндустриальных обществах, структура данных институтов и их сравнительная типология, анализ причин и факторов преобразования одних форм в другие, проблемы адаптации, инкорпорации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам.

Можно сказать, что политическая антропология - это, в известной степени, история власти: история преобразования одних форм и механизмов социального контроля в другие. В рамках отечественной традиции такое определение нагружено особым смыслом, так как дисциплины и их подразделения, специализирующиеся на прошлом властных структур (история первобытного общества, история древнего мира, этнография и т.д.) у нас принято относить к комплексу исторических наук. Однако политическая антропология не является историей в полном смысле слова. История - наука о событиях, главная цель историка - хронологически связать свершившиеся события, воссоздав их общую картину. Задача политантрополога - несколько иная, его интересуют не события сами по себе, а структуры и социально-политические системы.

Политическая антропология - это дисциплина, которая граничит не только с историей, но и с политологией, в то же время было бы неправильно определять политическую антропологию кик раздел политологии, специализирующийся на изучении «примитивных» обществ, Политическая антропология и политология различаются между собой методами исследования.

Политическая социология.

Судьба и социологии, и политологии в России складывалась нелегко. В советский период обе науки долгое время не находили официального признания. Причина вполне понятна. Научно осмысленные знания о советском обществе, и тем более вторжение науки в сферу политики, несли в себе угрозу разрушения одного из важнейших устоев тоталитарного режима - господствовавшей идеологической мифологии. Правящая партийно-советская верхушка не без оснований опасалась, что объективные данные о состоянии и тенденциях развития общества подорвут ее монополию на власть. Поэтому в ответ на требование открыть дорогу социологии выдвигался твердокаменный доктринальный аргумент: «Наша социология - это исторический материализм». Тем же, кто добивался признания политической науки, возражали: «У нас уже есть надежная политическая наука - марксизм-ленинизм». Самое большее, на что могли надеяться поборники социологии и политологии - это «конкретные социальные исследования» в тесном удушливом коридоре абстрактных схем официальной идеологии.

Только в 60-х годах прошлого века под напором внутренних потребностей и быстро расширяющихся международных связей были конституированы общесоюзные ассоциации социологов и политологов. При этом для социологии коридор возможностей оказался шире. В стране возникли крупные социологические центры. Бум социологических исследований позволил в 1968 г. добиться создания первого самостоятельного института социологии. Политологам повезло меньше. К самому названию «Советская ассоциация политических наук (САПН)» был добавлен ограничительный «хвост» - «государствоведческих наук». Смысл этой прибавки очевиден: государствоведческий подход должен был направить политологические исследования в русло изучения государственных форм и институтов. Тем самым накладывалось вето на изучение реальных политических процессов в обществе. Политологию пытались втиснуть в привычные рамки государственно-правовой тематики. Даже местом расположения САПН стал Институт государства и права АН СССР. О самостоятельном институте политической науки не могло быть и речи. Именно поэтому наиболее сильные центры разработки политологической тематики образовались в основном в страноведческих институтах Академии наук: в Институте международного рабочего движения, ИМЭМО, в Институте США и Канады, Институте востоковедения и других.

Сегодня положение изменилось, но нельзя сказать, что кардинально. Хотя наряду с Российской ассоциацией политической науки (преемницей САПН) возникла общественная Академия политической науки, самостоятельный институт политической науки по-прежнему остается предметом утопических мечтаний для политологов-романтиков. По-прежнему наиболее значимые исследования реального политического процесса проводятся в непрофильных институтах РАН и на гуманитарных кафедрах некоторых вузов. По-видимому, так будет до тех пор, пока «большая политика» остается уделом узкого круга правящей элиты, а сфера формирования этой политики - тайной за семью печатями для общества.

Но все же одно изменение бросается в глаза. Социология, будучи сама стеснена теми же факторами, которые тормозят развитие политической науки, взяла на себя дополнительную нагрузку своего рода междисциплинарной солидарности. В Институте социологии РАН активно функционирует Центр политологии и политической социологии, в деятельности Института социально-политических исследований РАН политологическая проблематика занимает если не доминирующее, то, во всяком случае, не менее важное место, чем проблематика социологическая. Сам факт столь тесного единения двух близких научных дисциплин весьма обнадеживает. Это значит, что научный анализ политических деяний и процессов, опирающийся на фундаментальные теоретические знания, отнюдь не растворился в безбрежном море политических технологий, претендующих представлять политическую науку, а в действительности обслуживающих конъюнктурные рейтингово – имиджевые нужды влиятельных элитных групп.

Познание смысла трансформационных процессов в современном мире и в России во всей их сложности, выработка теоретических основ адекватной вызовам времени стратегии действия требуют соединения усилий всех направлений гуманитарной науки и, прежде всего, социологии и политологии, уже связанных общей исторической судьбой. Без социологического видения трансформирующегося мира политология не в состоянии исследовать современную политическую реальность и политическое мышление. И не только потому, что феномен политического - предмет изучения социологии политики так же, как семья - предмет изучения социологии семьи, а молодежь - социологии молодежи. Не в состоянии, в первую очередь, потому, что логика и механизмы политического процесса должны рассматриваться как органическая составная часть общества в целом. В свою очередь, социология лишилась бы целостности и приобрела бы фрагментарный характер, если бы абстрагировалась от методов и достижений политической науки в изучении политики, не только представляющей одну из важнейших сфер социума, но и олицетворяющей его деятельное субъектное начало.

Взаимодействие социологии и политологии, следовательно - не просто единение или союз двух близких научных дисциплин. Скорее - это синтетический процесс познания социальной действительности, в котором оба компонента, сохраняя собственную идентичность, императивно нуждаются друг в друге.

Политическая философия.

Политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.

Предмет политической философии можно разделить на три группы явлений. Во-первых, это политические ценности, Критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований создаются нормативные теории, даются этические оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достижения.

Во-вторых, предметом политической философии являются наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые факты и верифицируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов.

В-третьих, эта наука анализирует способы и средства познания политики; определяет смысл политических категорий, например таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека, политическое поведение и т.п.

Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.

Политическая история.

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле - это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее.

Поэтому любые значительные политические исследования, так или иначе, предполагают обращение к политической истории.

 

Политическая психология.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.

Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является политический психоанализ, представленный в трудах 3. Фрейда, Б. Буллита, Г. Лассуэлла, Э. Фромма и др.

Политическая география.

Политическая географияисследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико - географическими, климатическими и другими природными факторами.

Реальные политические исследования обычно полидисциплинарны и не укладываются в рамки отдельных политических наук. Так, например, если мы хотим получить глубокие разносторонние знания о политической партии, то должны изучить социальный и демографический состав партии и ее электората (предмет политической социологии), ее формальные организационные структуры, устройство и нормы функционирования (теория политических институтов), психологию политических лидеров и членов (политическая психология), историю возникновения и партийные традиции (политическая история) и некоторые другие аспекты.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1388 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.