Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


выделение наиболее сущностных моментов в формировании современных представлений о культуре

  Появление термина «культура» С латинского cultura — обработка, возделывание Первоначальная связь слова «культура» с возделыванием, обработкой земли (т.е. природы) Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы.
  Оппозиция естественное (природное) — культурное (сотворенное человеком) 2-я пол. XVIII в. эпоха Просвещения, Жан Жак Руссо (1712-1778) французский просветитель («Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор») Культура – это то, что отдаляет человека от естественной природы Функция культуры у Руссо — разрушающая. Культурные народы, по его мнению, "испорченные", морально "развращенные" по сравнению с "чистыми" первобытными народами.
  Культура – это духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект немецкие просветители: Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)- историк культуры, критик, поэт, Иммануил Кант (1724-1804) родоначальник немецкой классической философии, Гегель(1770-1831)   Подчеркивали "созидательный", прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура — это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному   Гердер трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. Культура — это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития. Кант: Культура - система гуманистических ценностей, это способность человека разумно по собств.воле ставить себе свобод.цели. Человек должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для др., в др.человеке видеть самоценность, а не средство достижения опред.целей, относиться к др., как он хотел бы, чтобы относились к нему. Кант связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него — развитие культуры как совершенствование разума. Гегель: культура – применительно к индивиду «образованность», интеллектуальное развитие человека.
  Разделение культуры на материальную и духовную   (марксизм) Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 — 1883) Основываясь на материалистическом понимании истории, Маркс выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. Таким образом он расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Заслуга Маркса в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.  
  Первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Английский этнограф Эдуард Бернетт Тайлор (1832—1917)(«Исследования в области древней истории человечества», «Первобытная культура», «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации»)   Основоположник эволюционистской школы, который представил широкое понимание культуры: культура – это сумма всех видов человеческой деятельности. Утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч.Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.   Культура по Тайлору - это сложное целое, слагающееся из "знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества"(описательное определение культуры)
  Рассмотрение соотношения понятий культура и цивилизация Эдуард Бернетт Тайлор, Освальд Шпенглер (1880-1936) «Закат Европы», Альфред Вебер (1868-1958) – экономист и социолог, Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - русский религиозный и политический философ («Философия свободы» и «Смысл творчества») В подходе Э. Б.Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле — тождественные понятия. Тайлоровское понимание характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (Шпенглер, А. Вебер) и русской традициях (Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это "мертвое время" культуры.  
  Аналогия между культурой и живым организмом все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе   Огюст Конт (1798-1857) – франц.философ, родоначальник социологии, Герберт Спенсер (1820-1903) – британский философ и социолог Оперировали биоорганической метафорой и рассматривали общество по аналогии с организмом (иногда механизмом, “агрегатом”), тесная связь с эволюционистскими трактовками исторического развития. Спенсер, напр., рассматривал эволюцию об-ва как процесс прогрессирующей структурной дифференциации, сопровождающейся дифференциацией функций по мере “роста” обществ, организма.
  Выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому (функционализм Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ, Альфред Радклифф-Браун (1881-1955) - британский этнограф и культурный антрополог, Брони́слав Малино́вский (1884-1942) - британский антрополог («Научная теория культуры») Различие между причинным объяснением и функциональным объяснением: функциональный анализ рассматривался как необходимый компонент социол. исследования и должен был отвечать на вопрос о роли, к-рую то или иное социальное явление играет в установлении “общей гармонии” (социальной солидарности). Радклифф-Браун и Малиновский развили понимание общества как саморегулирующейся системы, состоящей из тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей, выполняющих функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы. Малиновский исходил из принципа “универсальной функциональности” и связывал возникновение и развитие социальных институтов с человеч. потребностями (физиол., эмоц., культурными).
  Относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности (культурный релятивизм) Мелвилл Херсковиц (1895- 1963)американский этнограф, антрополог, один из основателей африканистики и изучения афроамериканцев в США. Франц Боас (1858-1942)— американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии («отец американской антропологии) Культурный релятивизм — направление в этнографии, отрицающее этноцентризм —системы оценок, признающей все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей.  
  Включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, психиатр, невролог «Недовольство культурой»   психологическая антропология, психоанализ   Фрейд видел в культуре систему запретов, которые она налагает на Ч., обуздывая некоторые его инстинкты (напр.агрессив). Но всякое ограничение, тем более запретное, воспринимается людьми болезненно и вызывает недовольство. И культура тоже – отсюда негативное отношение людей к культуре

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие требования к оформлению научных работ | Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.