- Архитектура Новгорода, Пскова, Москвы
- Живопись. Грек, Рублев, Черный
- Литература
1. Нанеся удар по шведам и немцам, Новгород уже в 90-х гг 13 в. вступил в полосу расцвета. Архитектура претерпела изменения: окна со стрельчатыми завершениями, валуны и частично кирпич – в кладке столбов и сводов (волоховская плита) – неровность, небрежность. Церковь Николы на Липне (Климент, 1292г.) – без боковых апсид и лопаток на фасаде – монолитность. 1 пол. 14в. – около 10 церквей. Церковь Благовещения на Городище (Василий, 1342г.) – повторение на Липне. Церковь Спаса на Ковалеве (боярин Онцифор Экабин, 1345г.) – тип кубического храма, ассиметричность, 1 апсида и 3 притвора, один из которых - усыпальница. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.) – монолитный четверик из булыжного камня и частично продолговатого кирпича крупного р-ра, система сводов. 1360г. – церковь Федора Стратилата – узкие окна, тайники для казны. 1374г. – церковь Спаса Преображения на Ильине – богатый декор, ниши, кладка над окнами, готические завершения. 1384г. – церковь Иоанна Богослова в Родоковицах – схожесть с Ильиной, кирпичная кладка, стройная по пропорциям. В 1 пол 15в. – перестройка детинца (Ефимий). 1437г. – Грановитая палата (при участии немецких зодчих) – 3-этажная, кирпичная, с главным залом, перекрытым сводами. Элементы готики.
В 13-нач. 14 вв. в Пскове укрепляется детинец. В начале 14 в. сооружаются всего 3 храма, из которых сохранился собор Снетогорского монастыря. 1348г. Псков выделился в самостоятельную единицу, что способствовало развитию каменного зодчества. В 1365-67гг. – Троицкий собор (Кирилл), не сохранился: восьмерик на четверике. В сер. 14в. – крепость на горе Жеравьей с зубчатыми стенами и Псковский кремль. В 15в. – многочисленные небольшие храмы и продолжение постройки крепостей, к 16в. площадь крепостных сооружений составит 9 км. В качестве строительного материала используется известковая плита, обмазанная р-ром (пластичность, лепной х-р). В кладку помещают глиняные кувшины-голосники, что способствует акустике. Среди сохранившихся памятников 1 пол. 15в. – церковь Василия на Горке (1413г.): 4-столпный одноглавый храм с 3 апсидами и ассиметричным приделом.
Каменное ст-во в Москве начинается одновременно с усилением ее при Иване Калите. Первые каменные постройки – Успенский собор (1326г.), собор Спаса на Бору (1330г.), Архангельский собор (1333г.) были сосредоточены в кремле. Белокаменные, выполненные в традициях владимирской архитектуры: симметрия, стройность, декор, известняк. Строительство 2 пол. 14в. преследовало оборонительные цели. В 1367г. кремль был расширен, построены каменные стены и башни. В 1395г.- церковь Рождества Богородицы. Постройки 1 пол. 15в. отличаются совершенством форм. В 1405г. – Благовещенский собор, Троицкий собор Сергиевского монастыря в Сергиевом Посаде (1422г.). Наиболее ярким пр-нием московских зодчих стал собор Андроникова монастыря в Москве (игумен Ал-др, 1426г.) – сложная композиция, сочетание кубической формы и восьмерика.
2.Новгородское ис-во становится более реалистичным, человечным и эмоциональным. Расширяется круг тем, разрушаются каноны в изображении святых, светлеет палитра: Васильевские (Софийские) врата (1336г.) и Сковородский монастырь (1360г.). Крупнейшей фигурой монументальной живописи Новгорода с 70-гг. 14в. становится Феофан Грек, благодаря которому происходит вторичное сближение с Византией, пережившей «палеологовский ренессанс» (при Михаиле Палеолог в 13 в.). С Ф.Грека начинается новая эпоха в истории древнерусской живописи. Иконописание постепенно освобождается от следования образцам фресковой живописи. Иконы этого периода характеризуются чистотой и сочностью красок. Композиция новгородских икон проста и лаконична. Святые изображаются стоящими в один ряд, с мелкими чертами лица, с крепкими фигурами и скошенными плечами. Отличительными особенностями икон Грека являются философичность, ярко выраженный драматизм. Сам он считал, что человек должен со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи, суровый образ которого он и изображал в новгородских церквях. На лицах святых читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, страстное стремление к совершенству, к Богу. Может быть, поэтому в них и чувствуется суровая, грозная сила. Первая работа – роспись церкви Спаса на Ильине: фронтальная поза, внутреннее движение, ассиметричность в расстановке фигур, индивидуальность характеристик, суровость святых, размашистость, размытость форм, блики.. Сочность красок, блики – церковь Федора Стратилата. Исключение составляет его икона «Преображение» (1403г.), оставляющее ощущение радости и света. Фигура Христа, выполненная в бело-золотых одеждах, излучает свет в виде 6-конечной звезды в голубом круге. Этот свет пронизывает всю икону, его отблески видны на одеждах пророков и на земле. Влияние – школа Грека. Конец 14в. – Богоматерь Донская (на обороте – Успение)– теплота. В 15в. иконы выполняются в традициях фресковой живописи, повествовательны.
Для псковской школы характерны своеобразная трактовка сюжетов и особая палитра. Снетогорские росписи в Пскове – реализм, динамика, сложность композиций. Из лучших памятников 14в. – икона «Собор Богоматери»: горки, розовый трон Богородицы, ангелы без крыльев, волхвы.
В 14в. складывается самостоятельная московская школа живописи. Ряд памятников начала 14в. связывают с личностью митрополита Петра, которому приписывают икону «Спас Ярое Око»: грузность и грозный лик – византийское влияние греческих живописцев, новое явление – ассиметричность. 80-е гг. 14в. – начало расцвета московского ис-ва, связанного с объединением земель. Возобновляются культурные контакты, прежде всего, с К., откуда идет ввоз работ греческих мастеров: «Тихвинская Матерь Божия», «Деисус поясной», водворяется в Успенском соборе «Владимирская Богоматерь». С 90-х гг. – Ф.Грек. В 1395г. он расписывает церковь Рождества Богородицы, в 1399г. с учениками расписывает Архангельский собор, в 1405г. – Благовещенский, вместе с А.Рублевым.
Развитие московской школы рубежа 14-15вв. связано с Андреем Рублевым – инок Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Серргиевой лаврой. В 1408г. вместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире.
На примере «Страшного суда» Рублева можно проследить и композиционное сходство икон двух мастеров: фигуры святых выстроены рядами, черты лица мелкие, плечи узкие. Однако рублевский «Страшный суд» не вызывает чувства страха и ощущения скорого возмездия, это торжество добра, апофеоз справедливости. Характерной особенностью икон Рублева является равновесие ума и сердца. Его иконы возвышенные и земные одновременно. Часть С.с. - «Шествие праведных жен». В звенигородском Успенском соборе – «Архангел Михаил», «Апостол Павел». В знаменитой «Троице» (1427г. по заказу игумена Т-С лавры в память о С.Р.) он отходит от традиционного изображения сюжета: на иконе нет Авраама и Сары, стол, за которым сидят ангелы, не предназначен для пиршества, это алтарь для принесения жертвы. Поэтому на столе изображена только жертвенная чаша, а голова тельца в ней – символ новозаветного Агнца, Христа. Рублев наделяет Троицу символами. Над левым ангелом (со стороны смотрящего) изображен дом Авраама (это не только указание на то, что изображенные находятся у него в доме, но и уподобление творения мира домостроительству. Поэтому ангел, сидящий на фоне дома, - это Бог Отец). Средний ангел изображен на фоне Мамврийского дуба, где произошла встреча праотца с ангелами. Но древо – символ Креста, на котором была принесена Божественная жертва, поэтому средний ангел – Бог Сын, принесший себя в жертву. Над правым ангелом – символическое изображение горы (часть ландшафта и символ духовного возвышения одновременно). Т.е. правый ангел – Бог Дух Святой.
Если всмотреться во внутренние контуры фигур крайних ангелов, то можно увидеть очертания чаши, в которую как бы заключена фигура среднего ангела – Христа. Фигуры ангелов вписаны в круг – символ вечности и нераздельности Пресвятой Троицы. Примерно в это же время, что и Феофан Грек Рублев создал знаменитое «Преображение Господне», в котором, несмотря на отсутствие лучей, изображено легкое ровное сияние. Влияние Грека в этой иконе очевидно: сюжет и свет. Свет, изливаясь от Спаса, образует звезду малахитового оттенка в круге. «Лебединая песня» Рублева – фрески в Спасо-Андрониковом монастыре (1427-30, в нем и похоронен). Московская иконопись первой пол. 15в. развивалась под влияние Рублева: одухотворенность образов, глубина содержания.
3. Киевский былинный цикл о Владимире Красно Солнышко – черты 2 князей(Владимир Мономах). Цикл об Илье Муромце.
Тема борьбы против захватчиков. «Повесть о Меркурии Смоленском»: отгоняет врагов, ему отсекают голову, но он приходит к городу и только там умирает. Пафос «Повести» - жертвенная борьба, только она может привести к победе и свободе. «Повесть о разорении Рязани Батыем»: Федор Юрьевич приносит Батыю дары, но хан требует «у рязанских князей дщерей или сестер собе». Русский князь гордо отвечает: если нас покоришь, «то и женами нашими владети начнеши». Князь погибает, Евпраксия с сыном бросается с храма, Евпатий Коловрат мстит, поражая мужеством даже врагов, и погибает. Когда 5 воинов «от полку Еупатьева» были взяты в плен, их привели к Батыю, их спросили: какой они веры, из какой земли, почему «много зла творите». Воины отвечали: «Веры христианской есмя, и посланы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя силие царя почтити и честа проводити, и честь тебе воздати. Да не подиви, царю, не успевати наливати чаш на великую силу – рать татарскую. Царь же Батый подивиси ответу их мудрому». «Повесть о разорении Москвы Тохтамышем» (14-15) – лирический плач: «Кто бо не восплачется таковыя погыбели славного града сего». В разоренной столице – «плач и рыдание, и вопль мног, и слезы и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, и горесть смертная, страх, ужас и трепет. Первый отклик на Куликовску биту – «Задонщина» (рязанский боярин Софоний»: традиции «Слова», подвиг Д.И. и В.С.). Князь и его брат «поостриша сердца всои мужеству», собрали со всей земли русской воинов: «Кони ржуть в Москве, бубны бьють в Коломне, трубы трубять в Серпухове, звенить слава повсей земли Русськой». А когда началась битва, тогда «соколи и кречети, Белозерские ястреби борзо за Дон перелетеша, ударишася на гуси и лебеди, грянуша копия харалужныя, мечи булатныя, топоры легкия, щиты московския, шеломы немецкия. Тогда поля костьми насеяны». В «Сказании о мамаевом побоище», появившемся в начале 15 в., описана сама битва: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемся и грозно вельми; и под коньскими ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликовом». Жития: А.Н. – идеальный правитель: лицом подобен Иосифу, силой – Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – Веспасиану. Впервые сформулирована идея противостояния православной Руси католическому Западу. А. – защитник православия. В «Житиях» митрополитов Петра и Алексия прославляется их деятельность в отношении М. – подвиги и чудеса.
Летописание – местные интересы, московские летописные своды 14-15вв. – идея единства. Изложение мировой истории с включением русской – «Русский хронограф»