Монголо-татарское нашествие жестоко поразило Древнюю Русь.
"..Навел он (бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты... разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптана святыня... тела монашеские брошены птицам, кровь отцов и братьев наших, словно вода, обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших; храбрецы наши, исполненные страха, обратились в бегство... Села поросли сорною травой; смирилось величие наше, погибла красота наша".
Из крупных городов русских только Новгород и Псков избегли разорения.
В прикладном искусстве Новгорода, богатом славными традициями, и в XIV—XV вв. создавалось немало высокохудожественных и самобытных произведений. В 1336 г. по заказу архиепископа Василия Калики для Софийского собора были созданы двери, обитые пластинами с изображениями в технике золотой наводки (в XVI в. "Васильевские врата" были увезены Иваном Грозным в Александровскую слободу).
В 1359 г. жители Людогощей улицы "поставили" деревянный резной крест, хранившийся в церкви Флора и Лавра. Резчиком был Яков Федосов, написавший свое имя тайнописью. "Людогощенский крест" имеет сложную ветвистую форму, образованную прихотливо изогнутыми и сомкнутыми концами перекрестий, испещрен орнаментом, а в многочисленных медальонах мастер вырезал изображения святых и несколько сюжетных композиций.
Монголо-татарское иго нанесло художественным ремеслам жестокий урон. Мастерские погибли в сожженных городах, а сами мастера были уведены, по словам летописца, "на край земли", где их культура и опыт очень пригодились. Как и в зодчестве, многие технические приемы были забыты на Руси. Ювелирное дело почти сошло на нет. Исчезла перегородчатая эмаль. И лишь через два-три столетия прикладное искусство вновь расцвело на Руси.
Так среди изделий московских мастериц начала 15 в. — уникальнымобразцом древнерусского портретного искусства является шитый шелком покров на гробницу Сергия Радонежского с его изображением в полный рост. Перед нами муж благостный, мудрый, хоть и скромный, но волевой, сознающий важность своей миссии. Такая конкретность редкое явление в древнерусском художественном творчестве. Это лик, но в нем уже проглядывает лицо, не нарушая иконописного строя. (Поров хранится в Загорском историко-художественном музее)
В Загорском музее хранятся другие предметы прикладного искусства XV в. Это изделия, украшенные сканью, гравировкой, литьем: арки, ковши, блюда, подсвечники, оклады, кресты, золотые венцы в иде полумесяца — подвески к иконам.
Большое количество предметов прикладного искусства XV—XVI вв., поражающих своим великолепием хранится в Оружейной палате. Здесь наряду с золотой и серебряной посудой хранились царские одежды, шитые жемчугом и украшенные таким множеством драгоценных камней, что германский посол Герберштейн выражал недоумение, "как может великий князь выдерживать такую тяжесть".
Русские "златых и серебряных дел мастера" XVI в. довели свое искусство до самого высокого уровня. Об этом свидетельствуют немногие сохранившиеся от той поры оклады, чаши, кадила, что собраны ныне в Оружейной палате
Контрольные вопросы
1. Какие последствия имело монголо-татарское завоевание для дальнейшего хода русской истории?
2. Каковы основные черты развития культуры русских земель удельного периода?
3. Какие основные памятники архитектуры, изобразительного искусства и литературы периода раздробленности сохранились до наших времен и как в них отражены основные черты того периода?
Литература
Антипов И.В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV в.: Каталог памятников. СПб., 2000.
Рыбаков Б.Л. Ремесло Древней Руси. М.; Л., 1948..
Русское православие. Вехи истории. М., 1986.
Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь/ / Под ред. О.В. Творогова. М., 1996.
Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы X-XVII вв. Л., 1983.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.