План:
1. Культура Киевской Руси
2. Культура вольных русских земель
3. Культура северо-восточной Руси XIV-середины XV вв.
4. Культура России конца XV-XVI вв.
5. Культура России XVII в.
1. К началу крещения Киевской Руси (988) её основное население – племена восточных славян - преимущественно исповедовало политеизм. Сильной касты жрецов не было, культ сил природы сочетался с признанием Перуна (олицетворения грома и молнии, войны и власти) главой всех богов (но попытка создания общего для восточных славян пантеона богов не удалась (980)); крепнет представление о борьбе в мире двух полярных сил. Около века (с 882) власть одного князя (из династии Рюриковичей) объединяет восточнославянские племена, но она весьма ограничена. На северную Русь с центром в Новгороде сильно влияние скандинавов (норманнов), южная Русь с центром в Киеве находилась над влиянием Византии. Крупные города и племена имеют автономию, на киевского князя влияет совет бояр (старших дружинников) – Дума. Законодательство существует лишь в устой форме («Закон русский»), хотя уже восточные славяне имели символическое письмо, и среди них распространялась кириллица, азбука, созданная монахами Кириллом и Мефодием.
Хотя православие у большинства восточных славян смешалось с политеизмом, создав феномен двоеверия, последствия этого решения киевского князя Владимира I (980-1015) нельзя недооценить. Этот выбор отделил Русь от вариантов культурной эволюции, связанных с католичеством, буддизмом и исламом. Византия стала оказывать на развитие и эволюцию культуры восточных славян мощное влияние. Во-первых, возникают высшее духовенство, монашество (наиболее значим Киево-Печерский монастырь (XI в.)): это ведет к смягчению нравов восточных славян, и к их просвещению (при монастырях создаются школы, библиотеки, центры перевода и переписки книг). Центрами образования стали и церкви, особенно при князе Ярославе Мудром (1019-1054). Во-вторых, древнерусский костюм во многом подчинился византийской моде. В-третьих, ремесленники Руси учились у мастеров Византии (производство кирпича, стекла, ювелирных изделий). В-четвертых, были заимствованы у Византии принципы строительства крестово-купольных храмов. Но уже в первых каменных церквах Киева заметно смешение традиций Византии и принципов деревянного зодчества Руси (Софийский собор (1037-1040)). Характерной чертой древнерусской архитектуры стало многоглавие – число куполов имело свою символику. В-пятых, живопись Руси следовала канонам Византии. Она была двух видов – монументальная (мозаика и фреска) и станковая (икона). Но с XII в. русские живописцы вводят самобытные сюжеты. В-шестых, литература Руси во многом была переводной (обычно из Византии) и религиозного содержания. Переводилась и светская литература (хождения (описания путешествий), воинские повести, Четьи Минеи (праздники на каждый день) и др.). Возникли сборники переводов («Изборник Святослава» (1076)) и жанр торжественного красноречия («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (1040-е), «Поучение Владимира Мономаха» (1096)). Появляется летописание (первая летопись - «Повесть временных лет» (около 1113)). Важным жанром была агиография - житие (жизнеописание) святых («Житие преподобного Феодосия Печерского» (конец XI в.)). В-седьмых, развивается церковная музыка (богослужебное пение (одноголосие), кондак – торжественное песнопение). В-восьмых, государственность Византии IX-XII вв., была примером для подражания (тенденция к централизму и коллективизм, роль городов как политических центров сближали Русь и Византию, развитое право). Но, в отличие от Византии, князья практиковали раздачу уделов своим родственникам, что, наряду с сепаратизмом, привело к политическому распаду Киевской Руси (1130-е).
2. После распада Киевской Руси в культуре теперь уже вольных русских земель происходят важные изменения. С середины XII в. влияние византийской культуры слабеет. Складываются местные особенности в христианстве, например, культ русских святых - «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (конец XI в.). В-шестых, популярна светская музыка – в творчестве певцов былин (народного эпоса создавался и в княжеской среде (с X в.)). При многих княжеских дворах на Руси в XI в. появляются скоморохи (бродячие и оседлые) – певцы, актеры, шуты и фокусники, связанные в своем творчестве с политеизмом.
Вслед за Европой зодчие активно используют камень и кирпич, в живописи растет роль иконописи, и нарастают различия между школами (как и в зодчестве), в литературе летописании силен сепаратизм и растет внимание к нравственности героев. В музыке появляются крюковое пение (по тестам с условными знаками) и колокольный звон (с середины XI в.), музыкальные инструменты запрещены церковью. Можно выделить четыре субкультуры Руси XII-XIII вв. Это – южная (Киевское, Переяславльское, Черниговское княжества), юго-западная (Галицко-Волынское, Полоцкое княжества), северо-восточная (Владимиро-Суздальская Русь, Рязанское княжество) и северная (Новгородская республика). Южная субкультура оставалась под сильным влиянием культуры Византии и тщательнее всех следовала традициям Киевской Руси. В Киеве продолжал пребывать глаза русской православной церкви – митрополит, утверждаемый в должности константинопольским патриархом. Для литературы показательны патриотическое «Слово о полку Игореве» и «Слово Даниила Заточника» (картина русской жизни XII в.). Юго-западная субкультура была под сильным влиянием культуры Восточной Европы, что заметнее всего на примере зодчества (влияние романского стиля и даже ранней готики, например в Смоленске). Северо-восточная субкультура явила тенденцию к становлению неограниченной монархии. Её пытался установить уже князь Андрей Боголюбский (1157-1174), убитый своими приближенными: первого из равных достаточно изгнать, вынуждены убивать правителя только слуги. В XIII в. термин «дружина» исчезает, уступив место слову «двор». Князья Владимира стремятся распространить свою власть на всю Русь, о чем свидетельствует Владимирский летописный свод 1177 г. и принятие ими титула великого князя (как и у князя киевского). Рост мощи Владимиро-Суздальского княжества отразился в лучшей на Руси школе певческого искусства, в величавом белокаменном зодчестве. Таковы Успенский Собор (с 1158), Дмитриевский собор (1194-1197) с резным декором во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1166), Золотые Ворота (1154-1164) (Владимир). Иконы Ярославля свидетельствуют о поиске идеала земного человека («Спас Вседержитель») и о надежде на покровительство Богоматери («Ярославская Оранта»). Северная субкультура, ориентированна на контакты с народами Балтийского региона, в сфере просвещения была самой прогрессивной: там грамоте учили и простых горожан. Она пошла по республиканскому пути развития (при гегемонии знати и купечества). Новгородские летописцы были наиболее сепаратистски настроены. Отличительными чертами зодчества Новгорода стали строгость, простота форм, скупость декора (церковь Спаса на Нередице (1198)). В живописи Новгорода боролись киевская и местная школы. Первое направление представлено иконой «Устюжское Благовещание» (Юрьев монастырь). Ко второму относится икона «Святые Иван, Георгий и Власий» (контрасты ярких цветов, святым приданы черты новгородских крестьян).
3. В 1236-1240 гг. произошло татаро-монгольское нашествие на Русь. Вследствие его разоренные северо-восточные русские земли попали в вассальную зависимость от возникшего государства завоевателей – Золотой Орды. Пришли в упадок ремесло, живопись, на полвека замерло каменное строительство, деградировала агрикультура. Культурные связи с православным миром и с Западной Европой были прерваны. Земли юга и юго-запада Руси в XIII-XIV вв. были захватила Литва. Важным следствием ига завоевателей стали деградация права (по сравнению с «Русской правдой» XI в.), рост преступности. Жители городов (особенно знать) попали под заметное влияние культуры монголов (рецепция моды, ряда слов, обычаев). Но её культура осталась православной. Новым центром русской церкви в 1326 г. стала Москва, московские князья принимают титул Великий князей всея Руси. С середины XIV в. растет авторитет художественных школ Москвы. Крепнут гуманистические тенденции в искусстве, наблюдается обращение к наследию Киевской Руси, к культурам Болгарии, Византии, Сербии. Нарастает конфронтация с Великим княжеством Литовским – другим собирателем земель Киевской Руси.
В первой половине XIV в. в зодчестве сильно влияние традиций владимиро-суздальской школы (белокаменнная резьба, величавость) (в Москве – Успенский собор (1326-1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333)). Влияла и смоленская школа (применение галерей, ярусность, асимметричность). Возводятся бесстолпные церкви (Успенский собор в Коломне). Живопись прославлена именем Ф. Грека (икона Богоматери Донской, в Москве – роспись Архангельского собора). Иная творческая манера была у А. Рублева (не мощь Ф. Грека, а умиротворенность и теплота) (икона «Троица»).
Для литературы характерен патриотизм (житие князя Александра Невского, былина о подвиге Евпатия Коловрата). Победа на Куликовом поле привела к созданию «Сказания о Мамаевом побоище». С рубежа XIV-XV вв. в литературе подчеркивается авторская позиция, растет психологизм («Хождение за три моря» А. Никитина (1466-1472)). В летописании звучит тема избранности Москвы (хронограф Пахомия Логофета (1442)), призывы к объединению Руси (Троицкая летопись (1408)). Появляетсябаллада («Полонянка» (XIV в.)). Возник жанр исторической песни (песня об Авдотье Рязаночке), былины объединяются в Киевский цикл. В музыке с XV в. складывается знаменный распев (богатая орнаментика и эпическая сила).
Культура Северной Руси - республик Новгорода и Пскова (с 1348) имела яркие особенности. Их церкви были автономны, в духовной жизни наблюдались реформаторские тенденции. В Новгороде храмы из камня имитируют элементы деревянного зодчества (церковь Спаса в Ковалеве). Нарядное внешнее убранство храмов (декоративные ниши, лопатки, резные кресты) – новшество второй половины XIV в. (церковь Федора Стратилата на Ручье). Строятся и светские каменные постройки в Новгороде: Грановитая палата (1433, в готическом стиле). В архитектуре Пскова акцент сделан на укрепления, декор почти отсутствует, в XIV-XV вв. возводятся шатровые храмы (церковь в Юсковичах). В живописи северной Руси с рубежа XIV-XV вв. московская школа начинает преобладать.
4. В середине XV в. турки-мусульмане уничтожили Византию (1453). Русские земли стали последним оплотом православия, тем более что в 1448 г. русская церковь стала автокефальной (независимой). Усиливаются мессианские тенденции браком московского князя Ивана III (1462-1505) с племянницей последнего византийского императора – Софией Палеолог (1472). С конца XV в. на гербе московского князя появляется двуглавый орел (герб династии Палеологов), он стал именоваться царем (от римского - цезарь) и самодержцем (от византийского - автократор). Успешное объединение северной и северо-восточных субкультур Руси вокруг Москвы на рубеже XV-XVI вв. сопровождается генезисом общерусской культуры. К этому времени (1480) было свергнуто татаро-монгольское иго. Как следствие, в 1510 г. монах Филофей провозгласил концепцию «Третьего Рима», согласно которой Москва является новым центром христианского мира. К этому времени очевидным стало отставание России от ведущих стран Европы, и она переходит на мобилизационный путь развития: идет закрепощение крестьянства (Судебник 1497 г.), растут налоги.
Модернизировать культуру России стремился уже первый русский царь Иван IV Грозный (1547-1584). Он начал посылать людей за границу для учебы. В 1564 г. И. Федоров начал традицию русского книгопечатания (с вековым отставанием от Европы). Появились учебные пособия, словари иностранных слов. Но с середины 1560-х гг. царь, чьим идеалом была абсолютная монархия, начал репрессии с помощью преданных ему опричников. И недаром: ещё в 1520-1530-х гг. И. Пересветов «Сказание о Магомете - Салтане» воспевает абсолютизм. Рост авторитаризма отражает и «Домострой» – свод правил поведения и хозяйствования. В противовес ему возникает политическая публицистика (переписка Ивана IV и Андрея Курбского). Былины уступают место хроникам и песням («Летописец начала царства», «Песня о взятии Казани»). Талантливым живописцем рубежа XV-XVI вв. был Дионисий (фрески Успенского собора в Московском кремле). Собор 1553-1554 гг. разрешил «бытийное письмо» (историческую живопись). Появляются политизированные иконы («Родословное древо московских князей» (Архангельский собор)). Многие иконы композиционно перегружены («Видение Иоанна Лествичника»). Пышная отделка икон приводит к тому, что оставляются открытыми лишь лики и кисти рук. В музыке XVI в. появляется строчное пение (голоса записывается отдельно, форма полифонии), появляются клавикорды.
В России конца XV–XVI вв. идёт строительство укреплений. Так, в Москве были возведены Кремль (1485-1495) (при участии итальянских зодчих эпохи Возрождения П.А. Солари, М. Фрязина, А. Нового) и Китай-город (1535-1538) (П. Малый). В московском Кремле зодчие Италии возвели ряд храмов (Успенский собор (А. Фиораванти), Архангельский собор (А. Новый)) с мотивами светского зодчества. Растет популярность шатрового типа храма (церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532)). В Московском кремле возводится и светская постройка - Грановитая палата (элементы готики) (П.А. Солари, М. Фрязин). В религиозном зодчестве популярны шатровые храмы (Покровский собор (Василия Блаженного) (1555-1561)). Строятся и бесстолпные храмы (церковь Благовещения в Василькове (1574)).
После смерти царя Федора Ивановича (1584-1598) прервалась правящая династия Рюриковичей. В годы его правления русскую православную церковь начал возглавлять патриарх (с 1589), что отражало рост авторитета России в православном мире. Но на её культуру начинает влиять католическая Польша, например, в моде.
5. Хотя после «великой смуты» (1598-1613) восстановилось самодержавие (воцарилась династия Романовых), авторитет царской власти пошатнулся. Влияние культур Европы усилилось.Но царь (и православная церковь) культивировали традиции Византии, препятствуя секуляризации (обмирщению) культуры.Реформа патриарха Никона (1652-1667) вызвала отделение от церкви старообрядцев. А отставание России от стран Европы стало угрожающим. Лишь в 1634 г. появился букварь, в 1670-е годы - первая книжная лавка, в 1687 г. - высшая школа — Славяно-греко-латинская Академия (в Европе университеты возникли в XII-XIII вв.).
В литературе XVII в. растет популярность светской тематики. Жанр жития преобразуется в автобиографию («Житие протопопа Аввакума…»), в бытовую («Повесть о Юлиании Лазаревской») и историческую повесть (об Азовском осадном сидении казаков). Былину сменяет рыцарский роман («Повесть о Бове королевиче»). Историки о вмешательстве Бога уже упоминают редко («Сказание» А. Палицина). Появляются драматургия и поэзия (С. Полоцкий - «О Навуходоносоре царе»; «Притча о блудном сыне»), демократическая сатира. Живопись тоже затронула секуляризация: больше внимания уделялось земному бытию, рос динамизм композиций. Появлялись миниатюрные иконы (П. Чирин «Никита воин») и парсуны – портреты, создаваемые в иконописной манере (С. Ушаков «Л.К. Нарышкин», «Г.П. Годунов»). С. Ушаков передавал объемное изображение тела даже в иконе «Спас Нерукотворный». В XVII в. музыка в основном развивалась в церковном направлении, но во второй половине века из Европы в Россию пришло партесное (многоголосое) пение и инструментальное музицирование. Появились жанры канта (внекультовой музыки, связанной с фольклором) и концерта (мастером концерта был В. Титов). Развитие придворного театра в XVII в. выходит из-под контроля церкви (народный театр скоморохов в 1648 г. был запрещен, но не искоренен; появляется театр Петрушки). В 1672-1676 гг. существовал придворный театр. Сложился театр при Славяно-греко-латинской академии. В 1675 г. на сцене театра впервые был поставлен балет.
В зодчестве XVII в. использовали сводчатые конструкции, уменьшилась толщина стен. При отделке применяли поливные изразцы, резной камень, цветные росписи наружных стен, наличники. Возводились шатровые храмы, в основе их конструкций восьмерик на крестообразном основании или на четверике, перекрытый шатром (церковь Покрова в Рубцове (1620-е)). Церкви все более похожи на светские хоромы — с приделами, галереями, переходами, составляющими сложные ансамбли (Церковь Рождества в Путинках (1650-е)). В церковном зодчестве конца века возник декоративный стиль нарышкинского (московского) барокко (восьмерик на четверике с ярусом звонниц (этот тип храма ещё называется ярусным)). Его образец - церковь Покрова в Филях (архитектор Я. Бухвостов). Деревянное зодчество достигает высшего расцвета (стоглавый храм в Кижах). Возводились храмы, состоящие из прямоугольных срубов с двускатной кровлей (церковь в селе Спас-Вежа (1628)). Примером светских зданий первой половины XVII в. был Теремной дворе (1635-1637), построенный артелью во главе с Б. Огурцовым. Дворец представлял собой многоярусное ступенчато-пирамидальное сооружение. Новым было убранство дворца — его резные наличники и многоцветные изразцовые пояса. К концу XVII в. в столице под влиянием нарышкинского барокко сооружаются Печатный и Монетный дворы, здание Приказов, Сухаревой башни. Богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома, крепнет тенденция к декоративности.
К концу XVII в. стало очевидным, что следование византийским традициям, как и самобытному наследию древнерусской культуры, все более препятствует насущным потребностям развития общества и государства в России. Актуальность радикальных реформ на основе заимствований европейских технологий и идей была очевидной для молодого царя Петра I, деятельность которого привела к коренной перестройке всей российской культуры.