Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Монохромная живопись суйбоку




Период феодальных междоусобиц, кровопролитные войны между князьями, начавшиеся со «смуты годов Онин» (1467— 1477) и длившиеся больше столетия, оказали определенное раз­рушающее влияние на развитие общенациональной культуры. Центрами, сохранявшими культурные и художественные тради­ции в это время, продолжали оставаться дзэнские монастыри. Значительный вклад, в частности, внесло дзэнское монашество в развитие монохромной живописи суйбоку, ставшей к концу XIV века ведущим направлением японской живописной школы.

Широкому распространению монохромной живописи содейст­вовала деятельность буддийской школы дзэн, заменившей рели­гиозную иконографию изображением природы. Согласно дззнскому мировоззрению, природа была высшим проявлением истины и гармонии. Пейзаж рассматривался как естественная возможность, философски осмыслить действительность и выразить высокие идеи и чувства. Художественными средствами суйбоку, заимствованной из Китая еще в Х-ХШ вв., составляла лаконичная, гибкая линия тушью и тушевое пятно на белом, незаполненном фоне свитка. Они повторяли, как правило, основную схему и составные элементы классического китайского пейзажа.

Примером может служить произведение священника монасты­ря Тофукудзи Минтё «Хижина отшельника у горного ручья», со­стоящее из двух частей: поэтической надписи и пейзажа.

В таком же стиле создан и свиток художника Дзёсэцу (XV в) «Ловля рыбы тыквой»: на берегу горного потока изображен старик, пытающийся поймать рыбу тыквой горлянкой.

Непритязательные, на первый взгляд, сюжеты суйбоку несли в себе глубокий подтекст. Большую важность имела символичность. На­пример, усилия при попытке поймать рыбу воспринимались как символ стремления и бесконечного труда, неизбежного на пути к познанию и постижению мира; старость — как длительность это­го процесса; ветхость и бедность одежды — как пренебрежение к мирским, житейским благам и т. д.

Ко второй половине XV в. развитие суйбоку в Японии достиг­ло наивысшего расцвета, что было связано с деятельностью зна­менитого японского художника Сэссю:. Его творчество относят к самым значительным явлениям искусства Дальнего Востока. Имеете с тем, оно представляет яркое национальное своеобразие и специфику японской живописи того времени.

Для работ Сэссю: характерно привнесение в изображение при­роды собственного настроения, связанного в то же время с общим характером мироощущения эпохи. Этот творческий метод позво­лил художнику, не отступая полностью от традиционного канона, издавать в его рамках произведения необыкновенной эмоцио­нальной насыщенности и национальной окрашенности. Сэссю достигал этого соединением в свитке двух планов: первого — с при­ближенным к зрителю выразительным изображением (сосны, камни) и второго — традиционного образа грандиозной Вселен­ной в виде величественных гор.

Известные работы Сэссю «Пейзаж» и «Зима» построены именно по этому принципу.

Новое проявилось и в изобразительных средствах. Художник все реже использует тушевое пятно, главной становится гибкая, насыщенная линия.

Попытки дальнейшего изменения канона монохромной живо­писи относятся к ХѴІ-началу XVII в. и связаны, прежде всего, с так называемой школой Кано. Основателем ее считается Кано Масанобу, знаменитый, официально признанный художник вто­рой половины ХѴ-начала XVI вв.

Одним из наиболее значительных представителей школы Кано конца ХѴ-первой половины XVI вв. был Кано Мотонобу. Он первым ввел в общую схему монохромного пейзажа яркие, красочные сочетания — детально и точно переданные изображения цветов, птиц и т. д. Наиболее известно собрание произведений художника "Цветы и птицы», состоящее из 49 свитков.

Усиление декоративности свитка лишило суйбоку прежнего содержания и фактически превратило художественную систему монохромной живописи в условность. Но тем не менее Кано Мо­тонобу и его последователи добились гармонического слияния трудно соединимых элементов: цветовой насыщенности и строго­го, монохромного рисунка.

 

Чайная церемония

Большое влияние на развитие различных аспектов японской культуры (архитектуры, садового и прикладного искусства) оказало развитие так называемой чайной церемонии (тя-но ю).

Культура потребления чая пришла в Японию из Китая. Пона­чалу чай использовали в качестве тонизирующего напитка. Постепенно, по мере роста влияния буддийского учения дзэн, усилился религиозный аспект церемонии. Чаепитие все больше пре­кращалось в сложную процедуру, во время которой, как счита­лось, можно было в уединении достичь состояния души, необходимого для постижения буддийских истин.

История чайной церемонии связана с появлением особого ти­па сооружений — чайных павильонов и составлявших с ними еди­ное целое чайных садов (тянива). Первоначально чайная цере­мония осуществлялась в тясицу — больших торжественных ком­натах жилых павильонов дворцовых помещений (синдэн). Усиле­ние религиозной окраски церемонии привело к изменению места, где она проводилась. В XV в. стали строиться отдельные от жилых помещений маленькие чайные павильоны, напоминавшие укромные бедные хижины или рыбацкие домики.

Религиозный акцент тя-но ю сохранил и последователь Сюко: — Дзё:о:. В его интерпретации философский смысл церемонии вы­ражался как ее аксессуарами, так и решением интерьера. Эстети­ческие каноны, на которых строились и церемония, и тясицу, ос­новывались на понятии саби — нового типа красоты — простой, обыденной, лишенной внешнего блеска и торжественности. Имен­но с тясицу Дзё:о: началось активное воздействие концепции саби на разнообразные жанры искусства и архитектуры.

Во второй половине XV в., при сегуне Асикага Ёсимаса, цере­монию стали возглавлять специальные мастера (тядзин), кото­рые приобрели большое влияние в среде высших самураев, среди представителей сёгунской, а также придворной аристократии.

Первоначально чайная церемония проводилась в отгорожен­ной ширмой части жилого помещения. В XV в. стали строить от­дельные небольшие по размеру павильоны, напоминавшие кре­стьянскую хижину с 4-скатной соломенной крышей. Строгость и аскетическая простота были главным, что определяло внешний облик и интерьер чайного павильона тясицу.

Единственным украшением и художественным центром чай­ного дома были свиток монохромной живописи и букет цветов, обычно определявшие главную тему церемонии, ее философский настрой.

Неотъемлемой частью чайного дома был маленький и тихий чайный сад (тянива), с густой растительностью, с тропинками из плоских камней, с каменным фонарем (исидоро) и каменными со­судами для воды (цукубаи).

Наиболее ранними из дошедших до наших дней чайных па­вильонов считаются тясицу Тогудо (1485) и Серебряного павиль­она (1489), расположенные в Киото.

Важным нововведением Сэн-но Рикю было создание детально разработанных эстетических норм — строжайших канонов, опре­делявших все, что касалось церемонии, начиная с внешнего вида павильона и интерьера и кончая мельчайшими деталями утвари. Это относилось и к предельно тщательно разработанной компози­ции сада. В своем труде «Намбороку» Сэн-но Рикю подробно опи­сал все этапы своих поисков в оформлении интерьера чайного па­вильона.

Рикю жил в трудное время феодальных усобиц, жестоких рас­прей между феодальными домами, то боровшихся друг против друга, то совместно оспаривавших власть у правящего дома Аси­кага. Вторая половина жизни Рикю совпала с периодом деятель­ности двух «объединителей» Японии — Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.

Творчество Сэн-но Рикю было связано с конструированием тясицу и тянива в живописной местности между Осака и Киото. Он был создателем тясицу на территории Осакского замка (не­посредственно для Тоётоми Хидэёси и его окружения), в богатых купеческих и самурайских резиденциях и при загородных буддий­ских храмах. Большая часть произведений мастера до наших дней не дошла, но несколько сохранившихся считаются в Японии важ­нейшей культурной ценностью и тщательно оберегаются. Особое место занимает тясицу в Мёкиан — здесь при храме жил сам Рикю, сюда чаще всего приезжал Тоётоми Хидэёси.

Чайные павильоны и сады Сэн-но Рикю строго подчинялись эстети­ческим нормам, опиравшимся на концепцию саби, культивирования естественной красоты и простоты. Они закрепили в японском искус­стве отсутствие деления на сферы утилитарного и изящного. Культи­вируя простоту интерьера, лишен­ные тщательной отделки и орна­мента, подчас даже грубые формы керамики, они воспитывали спо­собность восхищаться расхожими, утилитарными предметами обихо­да, в которых категорией прекрас­ного выступала естественная красота материала — глины, дерева, камня. Канон чайной церемонии утверждал: «избыточное — безобразно». Это предполагало новое философское осмысление понятия красоты, значение которого сохраняется и сегодня, во многом отражая эстетические идеалы современного японца.

 

Прикладные искусства

Еще с первых веков нашей эры на японских островах были из­вестны приемы литья и художественной обработки металла. С распространением буддизма изделия из металла начали занимать все более значительное место в художественной культуре Япо­нии. Создавались бронзовые статуи, отливались колокола и замы­словатые форм бронзовые и медные фонари храмовую утварь для буддийских храмов.

Широкому производству разнообразного холодного оружия с начала XII в. способствовала борьба за власть между феодальны­ми домами. Из поколения в поколение в семьях кузнецов-оружей­ников передавались секреты изготовления боевых клинков, искус­ство ковки и закаливания ме­чей. Высоко ценилось и ху­дожественное оформление оружия — коротких (полу­метровых) мечей вакидзаси и длинных (полутораметро­вых), слегка искривленных двуручных катана. Клинки обычно украшались грави­ровкой по металлу, а руко­ятки — драгоценными кам­нями (ну и там ещё много чего, что я сократила).

Эстетическая концепция чайной церемонии предполагала стро­гие формы и скупой декор ее аксессуаров. Применявшиеся во время нее котлы и чайники напоминали обычную кухонную ут­варь. Однако нарочитая простота этих изделий в действитель­ности была проявлением изысканной эстетики.

Искусство лаковой росписи в Японии достигло значительного развития уже в VI—XII вв. Оно было очень трудоемким — про­стая, без инкрустации или росписи лаковая поверхность требова­ла 60 операций. Каждый слой лака просыхал во влажном воздухе не менее 12 часов. Прибавлением солей железа к прозрачному лаку достигался изумительный глубокий черный цвет. Если на прозрачный, еще не высохший лак сыпали через шелковое сито мелкий золотой порошок, то получали гладкую или рельефную золотую поверхность. В период Хэйан, в эпоху господства ари­стократической культуры, лаковые изделия получили широкое распространение как в жилищах знати (лаковые экраны и ширмы, столики и шкатулки), так и в храмах (алтари, потолки, створки дверей).

С приходом к власти военной верхушки, а впоследствии с раз­витием городской культуры, когда большое влияние приобрело сословие торговцев, лаковые изделия вышли за пределы узкого круга аристократов и духовенства и сделались чрезвычайно попу­лярными среди городского населения.

Керамическое производство в Японии имело многовековую историю. Однако истинный расцвет японской керамики наступил в ХѴІ-ХѴІІ вв. Распространение ритуала чайной церемонии содей­ствовало появлению ее новых форм. Эстетическим канонам цере­монии соответствовала керамика с массивными формами, с гла­зурью густых и неярких тонов. Ценились чаши для чайной цере­монии с небольшой неточностью овала, даже с отпечатками паль­цев мастера на краях формы. Это как бы придавало дополнитель­ную ценность изделиям.

С ростом городов и с появлением богатых горожан изменился и характер керамических изделий. На смену простому и строгому декору пришел изощренный. Создавались дорогие, отделанные золотом, яркие керамические изделия со сложным орнаментом.

Огромную популярность в стране стал приобретать фарфор, впервые появившийся в XVI в. Фарфор арита (провинция Хидзэн) пользовался заслуженной славой не только в Японии, но — с конца XVII в. — и в Европе. В нем ярко воплоти­лись черты национальной эстетики, особенности художественно­го восприятия японцами окружающего мира.

Белый фарфор, покрытый прозрачной глазурью, яркая роспись. Высококачественные изделия из провинции Хидзэн с орнаментом нисики («парча») были известны в Европе под названием «Старая Япония». Однако в Хидзэн производился и такой фарфор, кото­рый вывозить запрещалось — он шел только на внутренний ры­нок, преимущественно на осакский. Это был дорогой фарфор, и покупали его богатые люди. С конца XVII в. стал чрезвычайно по­пулярен кутанияки — фарфор из провинции Кага

Как ни велик был ассортимент керамических изделий, часть его вообще никогда не попадала на полки лавок, а, в основном, попадали непосредственно к главам феодальных домов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 697 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.