Золотые монеты кельтов и римлян
Галльский вождь Верцингеторикс выпустил серию золотых монет, на которых были отчеканены его имя и портрет. У римлян были только серебряные и бронзовые монеты. Были отдельные выпуски золотых монет, но они прекратились ко времени правления Цезаря. У римлян не хватало золота, чтобы чеканить золотые монеты. Пока они не завоевали Галлию.
Кельтское золото
До недавнего времени историки не осознавали, что галлы были столь богаты. Галльское золото поступало из сотен шахт. По оценкам, они давали около 70 тонн исходного сырья.
Цезарь вторгается в Галлию
Цезарь убедил римлян, что над Римом нависла угроза. Он убедил сенат назначить его наместником Галлии. В 59 г. он был назначен на этот пост на пять лет. Цезарь объявил, что вынужден войти в Галлию, потому что местные племена гельветов начали вторгаться на территорию эдуев. В последующие годы около миллиона галлов, примерно одна шестая часть всего населения, были уничтожены легионами Цезаря. Около миллиона человек были превращены в рабов и проданы на римских рынках.
Пять лет наместничества подходили к концу. В день сложения полномочий Цезарь не только перестал бы командовать своими легионами в Галлии, но и оказался уязвим для обвинений в беззакониях и коррупции. Единственное, что могло спасти Цезаря, – это чрезвычайная ситуация. И галлы ее создали.
Верцингеторикс и последний оплот галлов
Верцингеторикс сумел сделать то, что не удавалось ни одному галльскому вождю: создать союз против Цезаря и встать во главе коалиционной армии, собранной из различных галльских племен.
Собственно Верцингеторикс – не имя, а титул, составленный из двух галльских слов: ver означает «над», cengetos – «воины», и одного латинского слова: rex – «король».
Воины одного из галльских племен убили римских купцов и их семьи. Верцингеторикс атаковал и уничтожил несколько римских зимних гарнизонов. Это было именно то, чего хотел Цезарь.
Разгром галлов
Армия Верцингеторикса численностью около 80 000 человек укрылась в городе Алезия. Цезарь велел выкопать вокруг города один ров глубиной 20 футов и еще два рва глубиной 15 футов, один из них был заполнен водой, отведенной из протекающей неподалеку реки. Он также построил вал протяженностью примерно 11 миль, поверх которого возвышалась стена с расставленными через равные промежутки наблюдательными вышками.
Но прежде чем Цезарь успел завершить осадные фортификации, Верцингеторикс бросил ночью кавалерию в один из еще оставшихся просветов в укреплениях. Конникам было приказано скакать по всей Галлии и поднимать армию на выручку. Была собрана армия численностью 320 000 человек. Поэтому Цезарь построил второй, аналогичный первому, внешний круг укреплений, состоящий из 14 миль стен и рвов.
Подошедшая армия галлов не смогла прорвать мощные римские укрепления. Верцингеторикс не мог видеть, как погибают его соотечественники, и сдался Цезарю.
Цезарь и его легионеры не знали пощады. Кельтские города разрушались. На их месте впоследствии оказывались леса и пашни.
После покорения Галлии римляне завоевали юг Британии.
Королева Боудика и икены
Сбор процентов был не менее эффективным способом собирать деньги с британцев, чем взимание дани. Правящие семейства буквально обязывались Римом брать огромные займы. Император Нерон дал взаймы островитянам 40 млн. сестерциев, которые те не хотели брать. Этой суммы хватило бы на то, чтобы платить за службу целому легиону (около пяти тысяч человек) в течение 40 лет.
Прасутаг был королем племени икенов в покоренной римлянами Британии. Ему было дозволено править королевством без контроля со стороны римлян до самой смерти, после которой его владение должно было перейти под римское правление. В 59 г. н.э. после смерти Прасутага к власти пришла его жена Боудика. То, что главой королевства стала женщина, было совершенно немыслимо для римского законодательства. По кельтским законам она могла стать законным опекуном своих дочерей и отвечать по любым долгам. Но по римским законам женщина не могла быть опекуном, а закон, принятый всего за несколько лет до этих событий, в 46 г. н.э., предусматривал, что она не могла брать на себя ответственность и по чьим-либо долгам. Римляне должны были получить свои деньги обратно. Нерон потребовал возврата займов, но Боудика не могла их выплатить, или не хотела. Нерон отправил в ее королевство судебных приставов. Владения были разорены центурионами. Дом был разграблен, имущество захвачено как военная добыча. Боудика была избита и унижена. Икенскую аристократию лишили титулов и наследства. Родственники умершего короля были обращены в рабство. События достигли апогея.
Гибель друидов
В 60 г. н.э. римские войска подошли к острову Англси у северного побережья Уэльса, который был центром религии друидов. Друиды, среди которых были и жрицы, и их священные рощи были сожжены. Этого британцы пережить не могли. Началось восстание против римского владычества, которое возглавила королева Боудика.
Восстание Боудики
Нерон построил в Камулодунуме храм, посвященный отцу, императору Клавдию, которого после смерти римляне стали считать богом. Восстание Боудики началось с разрушения и сожжения этого храма. Легион, пришедший подавить восстание, попал в засаду и был уничтожен.
В решающей битве британцы, у которых был значительный численный перевес, не смогли противостоять профессиональной, дисциплинированной римской армии. По данным историка Тацита, в решающем сражении погибло почти 80 000 бриттов и около 400 римских солдат. Боудика приняла яд.
РЕЛИГИЯ КЕЛЬТОВ
Многие галльские Божества, подобно нравам, образу жизни и культуре кельтов, были со временем в значительной степени романизированы, слились с римскими Божествами. Это осложняет попытки воссоздания исконных религиозных представлений кельтов. И все же, несмотря на скудность сведений о религии древних кельтов, некоторые исследователи считают, что их пантеон ‒ индоевропейского происхождения.
Одним из элементов друидического культа было почитание священных деревьев: дуба с растущей на нем омелой, тисса, березы, рябины, яблони и др. До сих пор во Франции и Испании есть населенные пункты, названия которых восходят к древним обозначениям почитаемых кельтами деревьев: на этих местах в древности находились святилища или священные рощи. Так же широко был распространен культ камней и скал. До сих пор в Европе сохранились культовые сооружения, в древнее время отмечающие священные места. Иногда они представляют собой груды камней или одиночные (парные), поднятые над землей огромные валуны. Встречаются также дольмены (древние погребальные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого каменной плитой), менгиры (вертикально врытые в землю длинные камни) и кромлехи (культовые сооружения в виде круговых оград из огромных камней). Интересно, что с приходом христианства культ камней не был полностью вытеснен. Более того, первые христианские монахи-отшельники часто строили свои кельи возле подобных сооружений, а позднее их даже начали украшать крестами и встраивать в христианские храмы. Культ камней сложился у местного населения, жившего на территории Галлии еще до переселения туда кельтских племен. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, которые показывают, что дольмены, менгиры, кромлехи и другие мегалитические (греч. мега ‒ большой и литос ‒ камень) сооружения были построены еще до заселения Галлии кельтами. До сих пор точно не известны строители мегалитов. Однако исследования показали, что их язык не был близок ни к одному из древних индоевропейских языков, а их духовная культура была весьма своеобразна. Самые древние сохранившиеся на территории Европы сооружения ‒ Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии, насчитывающие несколько тысячелетий, ‒ были созданы этими неизвестными «строителями мегалитов». По одной из самых распространенных версий, они представляют собой храмы Солнца и Луны. Вероятно, у этого древнего доиндоевропейского населения Европы кельтские друиды переняли распространеный у них культ небесных светил, отмечаемый Цезарем. Можно предположить, что почитание сил природы и небесных светил в сочетании со строгой иерархической системой жречества было перенято у местного населения кельтскими племенами уже после того, как они обосновались в Галлии. Особо следует отметить такую черту друидического мировоззрения, как вера в бессмертие и переселение душ. Согласно этим верованиям, душа продолжает свое существование не в ином мире, а на этой же земле, переселившись в иное тело. Считалось, что душа умершего может впоследствии воплотиться в животном или другом человеке, обычно ‒ ребенке, родившемся в этой семье. Учение это было необыкновенно созвучно и идеям некоторых античных философов.
Друиды
Важная роль в управлении делами племени принадлежала жреческому сословию ‒ друидам. Не случайно кельтскую религию часто называют друидизмом. Почти на всех античных авторов служители кельтских культов произвели глубокое впечатление. Некоторые из древних писателей считали, что знания и мудрость друидов происходит от Пифагора, что друиды облекали в глубокомысленные символы особую тайную мудрость.
Друиды составляли организованную жреческую корпорацию, центром которой была область племени карнутов. Здесь раз в год они собирались на своеобразные съезды. Желавший стать друидом проходил длительную и тщательную подготовку, которая могла продолжаться до 20 лет. Кандидат должен был усвоить жреческую мудрость и заучить наизусть множество заклинаний и религиозных гимнов. По мнению Цезаря, это делалось для того, чтобы укрепить память, а также, чтобы учение друидов не стало достоянием большого количества людей.
Жрецы у кельтов не составляли замкнутой наследственной касты, но набирались, как правило, из знатнейших юношей народа. Впрочем, друидами могли быть и женщины.
Некоторые обряды друидов были связаны с почитанием священного дуба. Характерную церемонию описывает Плиний: друиды должны были при полной луне, в белых одеждах, срезать золотым серпом с дубового дерева омелу и собрать ее в платок, чтобы приготовить из нее целительный напиток.
Друиды занимались также мантикой и врачебным искусством. Но одной из главных их функций было воспитание юношества. Кроме того, кельтские жрецы были колдунами и хранителями тайных знаний. По свидетельству Цезаря, друиды учили вере в переселение душ. Это служило побуждением к добродетели и преодолению страха перед смертью. Существовала у кельтов и вера в загробную жизнь, поскольку в могилу вместе с умершим клали разные вещи для его потребностей. Давая в долг деньги живым людям, кельты могли назначить срок уплаты после смерти.
Излюбленными местами проведения ритуальных церемоний были водные источники ‒ родники или речные истоки, от которых зависели плодородие земли и поддержание жизни. Существовали также и обряды, которые проводились в священных рощах.
Кельты и друиды
Галльские всадники находили в Риме почетные места, в то время как влияние жречества на народ римляне стремились сломить. В основе такой перемены лежала, следовательно, политическая, а не религиозная нетерпимость. Римский историк Гай Светоний Транквилл сообщает в жизнеописании императора Клавдия, что он религию друидов «вполне уничтожил».
Таким образом, кельтская культура, в том числе и религия друидов, была вытеснена римской. Начавшееся несколько позже в Галлии и на Британских островах распространение христианства привело к тому, что многие местные Боги стали отождествляться со злыми духами. Одновременно некоторые другие, к примеру, Божества исцеления, вероятно, смешались с христианскими святыми. Многолетняя мудрость и знания друидов оказались утрачены, а возможная связь кельтских традиций с ведической Индией, на которую указывали некоторые ученые, так и осталась гипотетической.
Историки считали, что друиды совершали ритуальные человеческие жертвоприношения. Однако эта теория построена на записях одной личности ‒ Юлия Цезаря. Он же в процессе непрерывных войн с галлами мог быть сильно предубежден против них. Некоторые археологи обнаружили свидетельства подобных процессов, но доказательств того, были ли это религиозные жертвоприношения или приговор суда, предоставлено не было.