Таблица 2.
№ темы | Устный опрос | Письменные работы | Итого количество баллов | |
ответ на семинаре | лабораторная работа | тест | ||
Модуль 1 | ||||
1.Вводная лекция | 0-5 | 0-10 | 0 - 10 | |
2. Теория жанра рецензия | 0-5 | 0-10 | 0 - 10 | |
3. Анализ художественного произведения | 0-10 | 0-10 | ||
Всего | 0-10 | 0-10 | ||
Модуль 2 | ||||
1. Способы убеждения в рецензии (1) | 0-10 | |||
2. Способы убеждения в рецензии (2) | 0-10 | |||
3. Личность рецензента | 0-10 | |||
Всего | 0-30 | |||
Модуль 3 | ||||
1. Журналистская картина мира | 0-10 | 0-5 | ||
2. Метафора в рецензии | 0-10 | 0-5 | ||
Всего | 0-20 | 0-10 | ||
Итого | 0-30 | 0-50 | 0-20 | 0 – 100 |
Планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 3.
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | Кол-во баллов | |
обязательные | дополнительные | |||||
Модуль 1 | ||||||
1.1 | Вводная лекция | Написание теста, работа с источниками | 1-2 | 0-5 | ||
1.2 | Теория жанра рецензия | Написание теста, работа с источниками | 3-4 | 0-5 | ||
1.3 | Анализ художественного произведения | Написание теста, работа с источниками | 5-6 | 0-5 | ||
Всего по модулю 1: | ||||||
Модуль 2 | ||||||
2.1 | Способы убеждения в рецензии (1) | Написание рецензии | Подготовка доклада | 7-8 | 0-5 | |
2.2 | Способы убеждения в рецензии (2) | Написание рецензии | Подготовка доклада | 9-10 | 0-5 | |
2.3 | Личность рецензента | Написание рецензии | Подготовка доклада | 11-12 | 0-5 | |
Всего по модулю 2: | ||||||
Модуль 3 | ||||||
3.1 | Журналистская картина мира | Работа с источниками | 13-14 | 0-5 | ||
3.2 | Метафора в рецензии | Работа с источниками | 15-16 | 0-5 | ||
Всего по модулю 3: | 0-10 | |||||
ИТОГО: | 0-40 |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 4.
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 2.2 | 2.3. | 3.1 | 3.2 | ||
1. | Аналитика в печатных СМИ | + | + | + | + | + | |||
2. | Художественно-публицистические жанры в прессе | + | + | + | + | + | |||
3. | Литературная критика | + | + | + | + | + | |||
4. | Лицо современной прессы | + | + | + | |||||
5. | Основы рекламы и паблик рилейшенз | + | + | + | |||||
6. | Краеведение и СМИ | + | + | + |
Содержание дисциплины.
Тема 1. Вводная лекция.
Определения понятия «искусство». Цель, предмет, функции и виды искусства. Предметно-тематическое поле понятия «культура». Аксиология, как составная часть искусствоведческих наук. Характер взаимоотношений журналистики, культуры и искусства. Журналистика об искусстве. Структура министерства культуры РФ. Базовое законодательство в сфере культуры. Содержание и структура культуроформирующих функций журналистики по концепции В.В. Перевалова. Типологическая характеристика печатных изданий, специализирующихся на культурной тематике: «Литературная газета», «Культура» и «Новые известия». Система рубрик как показатель тематических предпочтений.
Тема 2. Теория жанра рецензия.
Рецензия с точки зрения журналистики и литературоведения: точки пересечения. Рецензия в классификациях журналистов (А.А. Тертычный, Л.В. Кройчик, В.В. Учёнова, Л. Шибаева). Определение жанра и его особенностей. Композиция и заголовок рецензии. Эпиграф как факультативный элемент рецензии. Тематические разновидности рецензии (книжная, театральная, музыкальная, кино-рецензия и рецензия на фестиваль и выставку). Особенности обзора печати как разновидности жанра. Феномен ресторанной критики. Гипертрофия рекламной функции в специализированных глянцевых журналах (на примере «Bar news» и «Гастрономические ведомости»).
Тема 3. Анализ художественного произведения.
Соотношение понятий «художественный образ» и «произведение искусства». Познавательные возможности восприятия. Описание и анализ художественного произведения в концепции Н.А. Яковлевой. Механизм и законы художественного восприятия (рецепция) по мысли Ю.Б. Борева. Жанрово-тематическое разнообразие материалов о культуре
Тема 4. Способы убеждения в рецензии (1).
Смысл стратегии убеждения применительно к средствам массовой информации. Оценочность как основная текстовая категория жанра. Оценочность на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях текста. Стилистическая тональность текста как способ воздействия на адресата: дискредитация, речевое одобрение и подчеркнутая объективность. Общеупотребительные тактики убеждения. Специальные тактики убеждения в рецензии.
Простые и сложные виды высказываний в аналитическом тексте. Сложные высказывания: отрицание («не», «неверно, что»), конъюнкция («и»), дизъюнкция («или»), импликация («если…, то»), эквивалентность («…, если и только…»); категоричные («все», «некоторые»), модальные («возможно», «запрещено», «хорошо» и т.д.).
Тема 5. Способы убеждения в рецензии (2).
Приемы, повышающие аргументативный потенциал текста: диалогизация, вопросно-ответные комплексы, зарисовка, обращения, цитация, мы-высказывания, плюрализм мнений, особенности композиции текста. Фигуры речи, способствующие увеличению персуазивности текста: градация, анадиплосис («удвоение»), сравнение, графон. Цифровые обозначения в аналитическом тексте как форма факта и убеждение посредством числа. Образы, созданные посредством числа и «феномен Пиаже» (сравнение предметов по внешнему признаку без учета их структуры). Прямое и косвенное доказательство (следствия, противоречащие фактам; доказательство через исключение; логическое противоречие; приведение к абсурду) в структуре аналитического текста. Использование индукции, дедукции и аналогии в целях убеждения реципиента.
Тема 6. Личность рецензента.
Автор как стилеобразующая категория текста (концепция Г.Я. Солганика). Позиция автора как социально-оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям (концепция Л.Г. Кайды). Шкала ценностей как выражение авторской позиции (теория Н.И. Клушиной). Классификация журналистов О.Б. Сиротининой по типу речевой культуры (носители полифункционального, среднелитературного и литературно-жаргонизирующего типа). Проблема соотношения индивидуального стиля (концепция М.Н. Кима) и языковой личности (концепция Ю.Н. Караулова) рецензента. Творческая индивидуальность в понимании И.М. Дзялошинского.
Тема 7. Журналистская картина мира (ЖКМ)
Мышление как биологический процесс, язык с точки зрения медицины. Основные версии соотношения языка и мышления. Процесс осмысления сообщения. Неоднозначные фразы, неясные и неточные понятия, индексные слова, гипостазирование. Истина – проблема лингвистическая (идеи А. Болинждера). Понятие «картина мира», введенное М. Хайдэггером. Сосуществование языковой, художественной, научной и журналисткой картин мира. Особенности ЖКМ по В.Д. Мансуровой. Виртуальность как неотъемлемое качество ЖКМ. ЖКМ в России начала 21 в.: жаргонизация, варваризация, бюрократизация, стереотипизация, карнавализация, десемантизация, специфическая манера речи, проявляющаяся в интонации и агрессивности (по А.Б. Бушеву).
Тема 8. Метафора в рецензии
Теория метафоры. Процесс метафоризации (результаты эксперимента). Метафоры, которыми мы живем (теория Дж. Лакоффа, М. Джонсона): ориентационные, онтологические и структурные. Функции метафоры в СМИ по А.П. Чудинову. Анализ метафоры, построенной на восприятии цвета, звука, запаха, вкуса, температуры по А.Н. Григорьевой. Понятие синестезии и её отличие от полимодальности. Функции метафоры в рецензии. Развернутая метафора как авторская концепция.
Планы семинарских занятий.
Семинарские занятия учебным планом не предусмотрены.
Темы лабораторных работ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Законодательство в сфере культуры.
1. Написание теста по материалу лекции.
2.
Вариант А. http://mkrf.ru/documentations/581/detail.php?ID=61162
«О государственной поддержке кинематографии РФ»
Найдите определения следующих понятий: «киноматография», «фильм», «кинолетопись», «кинопроект», «прокатчик фильма», «демонстратор фильма», «национальный фильм».
Перечислите основные формы государственной поддержки кинематографии.
Какие организации кинематографии не могут быть приватизированы?
Вариант Б. http://mkrf.ru/documentations/581/detail.php?ID=61160
«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ»
Найдите определения следующих понятий: «культурные ценности», «музей», «музейный предмет», «музейная коллекция».
С какого момента музейный предмет или коллекция считаются включенными в состав Музейного Фонда РФ?
Какую процедуру проходит музейный предмет или коллекция перед тем, как быть исключенным из состава Музейного фонда РФ?
Кто имеет право преимущественной покупки музейных предметов и коллекций?
В каком случае музей считается государственным?
Назовите три условия, при соблюдении которых музей может осуществлять свою деятельность.
Вариант В. http://mkrf.ru/documentations/581/detail.php?ID=61187
Найдите определения следующих понятий: «библиотека», «общедоступная библиотека», «библиотечное дело».
Перечислите основные виды библиотек.
Перечислите права граждан общедоступных библиотек.
Найдите основную информацию по библиотекам города Тюмени (дата регистрации, адрес, характеристика фондов и т.д.)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Теория жанра рецензия
1. Тест по теории жанра.
2. Читатель рецензий.
Методика декодирования как сотворчество (подход Л.Г. Кайды).
Источники:
Кайда Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции – к декодированию: учеб. пособие. М., 2004. 208 с.
Кайда Л. Г. Композиционная поэтика публицистики: учеб. пособие. М., 2006. 144 с.
Кайда Л. Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики: сб. статей. М, 2007. С. 56-68.
Кайда Л. Г. Эссеизация публицистики: анализ в аспекте композиционной поэтики // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: материалы 2-й Междунар. конф. (Москва, 14-16 февраля 2008 г.). М., 2008. С. 285-287.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Анализ текста.
1. Книжная рецензия как «идеал» рецензии. Специфика рубрик о культуре в таких печатных изданиях, как «Огонёк», «Русский репортер», «Литературная Россия».
2. Знакомство со специализированными изданиями «Читаем вместе», «Пушкин» непосредственно на семинаре.
3. Написание рецензии на книгу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. Анализ статических и динамических видов искусства.
1. Анализ музыкального произведения.
2. Найдите определения следующих терминов: партитура, нотация, колоратура, гармония, сурдина, опус, полифония, исполнительское мастерство.
3. Найдите информацию о музыкальных жанрах (симфония, сюита, опера, фуга) и музыкальных инструментах (труба, туба, валторна, гобой, кларнет, фагот).
4. Подготовьте 10-минунтный доклад на тему «Великие композиторы России» (П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.И. Глинка, С.С. Прокофьев, Д,Д. Шостакович)
5. Анализ произведения живописи (техники, виды и язык живописи; графика как вид изобразительного искусства).
6. Индивидуальные задания: подготовьте выступление на 10 минут о скульптуре и фотографии.
7. Написание рецензии на музыкальный диск или выставку.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Анализ синтетических искусств.
1. Анализ кинопроизведения. Рекламный буклет как мини-рецензия. Анализ театрального представления, оперы, балета.
2. Написание кинорецензии или театральной рецензии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Новые формы искусств.
Подготовить 10-минутное выступление на тему «Новые формы искусств».
Источник: Biomediale: Современное общество и геномная культура / Под ред. А.Б. Булатова. Издательство «Янтарный сказ», Калиниград, 2004.
Статьи:
Борис Гройс. Искусство в эпоху биополитики. С. 164-178.
Стивен Уилсон. Искусство и наука как культурные действия. С. 178-192.
Рой Эскотт. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры. С. 200-216.
Марта ди Минизиш. Лаборатория как мастерская художника. С. 314-322.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. «Негативные тенденции в современной журналистской картине мира»
Прочитать и законспектировать три текста на выбор:
· Анненкова И.В. «Гнедой харизматик», или об одной стратегии в языке // Русская речь. 2010. №2. С. 57-66. (а).
· Анненкова И.В. Материалы круглого стола «Речевые события в СМИ: достижения и провалы» (Москва, 22 март 2010 года) // Языковая политика и язык СМИ в современной России: коллективная монография. Тюмень, СПб, 2010. 124 с.
· Ашуркова Т.Г. Трансформация оценочной семантики слова “борец” в русской языковой картине мира конца XX – начала XXI столетия // Мир русского слова №1. 2008. С. 38-41.
· Воеводина Е., Курушина А. О функциях и дисфункциях варваризмов в современных российских СМИ // Журналистика и культура русской речи. 2003. № 3. С. 51-59.
· Кнорре (Дмитриева) К. Влияние интернет-общения на современную журналистику // Журналистика и культура русской речи. 2006. №1. С. 62-68.
· Колесников Н.П. Языковые стразы на газетной полосе // Русская речь 1999, №2. С. 63.
· Полонский А.В. Язык современных СМИ: культура публичного диалога // Мир русского слова. 2009. № 1. С. 62-66. (а)
· Полонский А.В. Язык современных СМИ: монолог или диалог? // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М., 2009. С. 420-421. (б)
· Шаховский В.И. Унижение языком в контексте современного коммуникативного пространства России // Мир русского слова № 1-2. 2007. С. 40-44.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. Посещение Тюменского кукольного театра.
8. Примерная тематика курсовых работ
Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.