Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие образования, общественно-политической мысли и научных знаний




ПЛАН

Исторические условия и особенности культурного развития украинских земель

Развитие образования, общественно-политической мысли и научных знаний.

Литература, фольклор и искусство.

1. Исторические условия и особенностикультурного развития украинских земель

Украинская культура в обозначенный период развивалась в противоречивых условиях. В ходе Освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого возникла украинская государственность, население освободилось от крепостного, национального и религиозного угнетения, что в целом благоприятно влияло на развитие культурных процессов. С другой стороны, в этот период произошло разделение украинских земель между Россией и Речью Посполитой, что имело негативные последствия для развития культуры. Разные регионы Украины оказались в различных социально-экономических и политических условиях, что существенно сказывалось на развитии культуры. Кроме того, постоянные войны, которые продолжались на протяжении 60 лет, приводили к массовому уничтожению культурных ценностей.

Сравнительно лучшими для развития культуры были условия на Левобережье, где длительное время сохранялась гетманская автономия, а также на Слобожанщине, которая в это время начинает активно заселяться. Однако не следует идеализировать сложившиеся здесь условия культурной жизни. Они были весьма далеки от действительно благоприятных. Московское правительство стремилось ограничить права и культурное развитие украинцев. Это выразилось, например, в подчинении украинской православной церкви Московскому патриархату. Внутри самого казачества шел процесс социальной дифференциации, так что интересы старшины все чаще противоречили интересам простых казаков. Эти факторы в совокупности приводили к ухудшению культурного климата внутри украинского общества.

Относительное улучшение культурной ситуации произошло в период гетманства И.С. Мазепы (1687-1709), хотя аристократические устремления гетмана способствовали дальнейшему отрыву культуры от народных корней.

На Правобережье, в Восточной Галиции, Закарпатье и Буковине условия для развития культуры были неблагоприятными. Речь Посполитая ликвидирует на своих землях украинское казачество. Под давлением католицизма православная церковь постепенно присоединяется к унии и переходит под власть папы Римского. Братства в первой половине 18 века присоединяются к унии. Притеснение украинской культуры усиливается, идет процесс полонизации. В Польше в 1696г. был издан закон, который исключал украинский язык из административной жизни, оставляя его лишь в церковной сфере.

 

 

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

 

Своеобразным критериям уровня духовной культуры народа является положение в сфере образования.

На украинских землях, входящих в состав России, XVIII век явился временем дальнейшего распространения грамотности и успехов в области просвещения.

Начальное обучение. Реформы первой четверти XVIII в. в области просвещения, осуществленные в России, способствовали развитию образования на Украине. Основными очагами начального обучения на Левобережье, Слобожанине и Запорожье до последней четверти XVIII в оставались церковно-приходские школы, в которых учительствовали дьяки. В середине XVIII в. на территории 7 полков гетманщины действовало 866 школ.

На украинских землях, находившихся под властью Речи Посполитой, образование было в тяжелом положении. Большинство школ находилось под контролем католической церкви, и поэтому было мало доступно для украинцев. В результате постоянных ограничений и преследований со стороны католической церкви начали приходить в упадок братские школы. Церковно-приходские школы с украинским языком преподавания существовали лишь в отдельных городах и селах (Перемышль, Львов, Дрогобыч).

Важную роль в развитии культуры в обозначенный период играло среднее образование.

В области среднего образования Левобережье было представлено несколькими коллегиумами: Черниговским (1700 г.), Харьковским (1727 г.), Переяславским (1738 г.). Ежегодно в них обучалось 700 - 800 студентов. Эти учебные заведения готовили служителей религиозного культа, государственных служащих и учителей начальных классов. В конце XVIII в. коллегиумы были преобразованы в духовные училища.

Центром просвещения Слободской Украины был Харьковский коллегиум.

Высшее образование в Украине было представлено Киевской академией (до 1701 г. - Киево - Могилянской коллегией). В 1701 г. Киево - Могилянская коллегия получила официально статус академии. Она была настоящим центром образования, науки, культуры и общественной мысли. Это учебное заведение подготовило целую плеяду ученых, литераторов, педагогов, общественно-политических и культурных деятелей, которые главной целью своей деятельности видели в просвещении народа, служении его интересам.

В конце XVIII в. церковная ориентация и традиционализм академии постепенно начали отталкивать от нее молодежь, заинтересованную в получении современного образования. В начале XIX в это знаменитое учебное заведение было преобразовано в обыкновенную духовную семинарию.

Таким образом, на протяжении XVIII в. в области образования происходят существенные изменения. Наряду с дальнейшим распространением просвещения, Украина постепенно утрачивает свои позиции в области высшего образования. Отныне ведущие учебные заведения находятся в России в Петербурге (1725 г) - Академия наук, Университет - в Москве (1755 г.).

В конце XVIII в на Украине появились первые профессиональные школы.

На западно-украинских землях действовал Львовский университет, основанный еще в 1661 г. Он по-прежнему носил католический характер, способствовал полонизации западно-украинского населения.

На развитие общественно - политической мысли и научных знаний, большое влияние имели западноевропейские философы – просветители. XVIII век был отмечен глубокими изменениями в общественном сознании. В результате новых явлений в общественной жизни на первый план вышел ряд проблем. Среди них центральное место отводилось идеологическому обоснованию абсолютизма. Крупнейшим идеологом абсолютизма выступал Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.), который начал свою деятельность в Украине, продолжил ее в Петербурге, став одним из ближайших сподвижников Петра І и ярым сторонником его реформ. В его сочинениях была изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма.

Ф. Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. В его "Духовном регламенте" обосновывалась необходимость подчинения церкви государству, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода. По мнению Прокоповича, монарх имеет неограниченные права не только в светских делах, но и в религиозных.

Гуманистические традиции нашли свое выражение в творчестве выдающегося украинского мыслителя, просветителя, поэта Григория Саввича Сковороды (1722-1794 гг.).

Философские взгляды, гуманистические идеалы Сковороды ярко отразились в его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках "Сад божественных песней" и "Басни харьковские" Сковорода затрагивал важные проблемы своего времени, утверждая высокие моральные качества человека. Многогранная деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии демократической общественно - политической жизни XVIII в., а его поэтическое творчество имело огромное влияние на будущих классиков украинской литературы.

В XVIII веке большие изменения происходили в научной сфере.

Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Предметом научных исследований украинских ученых стали астрономия, математика, география, медицина, астрономия. Одним из важных направлений развития образования, науки и культуры в целом было книгопечатание. В конце XVII- XVIII ст. в украинских землях действовало 13 типографий в Киеве, Чернигове, Львове, Луцке, Кременце, Умани и т. д. Большое значение имела типография Киево-Печерской лавры.

В западном регионе наиболее активной была львовская типография А. Тиллера, которая до 1800г. издала около 250 книг на иностранных языках, а в 1776 г. напечатали во Львове первую газету – «Львовская газета» на французском языке.

Во второй половине XVIII в. в издательском деле происходят значительные изменения, связанные с введением гражданского шрифта (впервые это было осуществлено в Елизаветграде в 1764 году). После этого кириллицей печатались только церковные издания, а «гражданскою» - светские. Этот шаг способствовал освобождению литературы от влияния церкви, а также способствовал развитию народного языка и литературы.

Важную роль в накоплении и распространении знаний в Украине играли библиотеки. Уникальным было книгохранилище Киевской академии, основу которого заложил Петр Могила в 1647 г., завещав 2000 книг академии. Библиотека академии, которая комплектовалась на протяжении двух веков, не только влияла на становление мировоззрения многих поколений преподавателей и студентов. Из ее фондов пополнялись библиотеки всей Украины, в частности Переяславского, Черниговского, Харьковского коллегиумов и т. д.

 

ЛИТЕРАТУРА, ФОЛЬКЛОР И ИСКУССТВО

В развитии украинской литературы XVIII в. отчетливо проявились новые черты. Она постепенно освобождалась от церковного влияния и приобретала все более светский характер.

На протяжении XVIII в. постепенно ведущие жанры древней литературы житийная, ораторская и паломническая проза, духовно-церковная поэзия, школьная драма и т. д. утрачивают свое значение и сходят на нет.

В этот период продолжалось развитие мемуарно-исторической прозы, которая освещала события исторического прошлого. Знаменитый образец этого жанра создал Григорий Грабянка.

Выдающимся памятником паломнической прозы стали «Странствования» В. Григоровича - Барского.

Продолжала развиваться школьная драма, но теперь, главное место в ней занимала не церковная тематика, а преимущественно исторические сюжеты.

Выдающимся явлением в литературе Украины второй половины XVIII в. стало творчество Г. С. Сковороды, который оказал огромное влияние на всю последующую украинскую литературу.

 

Вместе с тем развивались жанры светского характера, прежде всего стихосложение - на историко-бытовые темы, а также сатирические и юмористические стихи. Появляется лирическая поэзия, в том числе поэзия любви.

Фольклор был представлен песнями и думами, балладами и преданиями, которые изображали исторические события и их героев.

Высокого уровня достигло во второй половине XVII – XVIII в. украинское искусство. Начиная со второй половины XVII в. Киев становится столицей, так называемого, казацкого возрождения. Это особенно выразилось в архитектуре, господствующем стилем которой стало украинское барокко. Широко применялся сочный орнамент, лепные украшения, глазурованная керамика. Особенно много в этом стиле было построено церквей. В этом стиле в 1686 -1689 гг. был построен и Покровский собор в Харькове.

Новая эпоха архитектурного возвышения Украины связана с деятельностью митрополита Рафаила Заборовского. К этой эпохе принадлежат творения известного архитектора Шеделя (звонницы - Киево-Печерской Лавры, Софийского собора, Михайловского монастыря). В середине XVIII ст. в Украине появляется стиль позднего барокко – рококо. К нему принадлежат жемчужины искусства - Андреевская церковь в Киеве (1744 - 1787 гг.) – творениие архитектора Растрелли, Покровская церковь в Киеве, церкви в Козельце (архитектор Квасов), знаменитый собор Святого Юра во Львове (архитектор Б. Меретини - Мердерер) и т. д.

В 60 - 70-е годы XVIII в. на смену стилю барокко в архитектуре приходит российский классицизм (строгость форм, отказ от пышных украшений, симметрично - осевая композиция строения, светлые краски - преимущественно желтый цвет стен и белые колонны). Большое значение для развития архитектуры на Украине имела деятельность известных российских архитекторов, которые работали на Украине - В. В. Растрелли, А. В. Квасов, П. У. Неелов и др. Известными украинскими архитекторами были С. Д. Ковнир и И. Г. Григорович - Барский. B XVIII в. все больше развивалась светская архитектура. Строились административные здания, жилые дома и дворцы казацкой старшины и высшего духовенства, создавались дворцово-парковые ансамбли.

Продолжала развиваться живопись. В ней проявлялись элементы реализма. Наиболее известными мастерами живописи были Д. Г. Левицкий (1735 - 1822 гг.), В. Л. Боровиковский (1757 - 1825 гг.), А. П. Лосенко (1737- 1773 гг.).

Сначала жили и учились в Украине, затем в Петербургской академии художеств и работали там. Особенно велики их заслуги в развитии портрета. Напряду с портретом, появились новые жанры - пейзаж и историческая живопись.

Развивалась на Украине и гравюра, художественное ремесло - резьба, керамика, ковроткачество, художественная вышивка, гончарство, художественное литье и ювелирное искусство.

В XVIII в. наряду с сохранением народного кукольного театра - вертепа, появляется так называемый крепостной театр. Во второй половине XVIII в на Украине распространился русский и польский театр. В 70-90 гг. в городах Левобережья, Слобожанщины устраивались любительские спектакли на русском языке (Кременчуг, Киев, Харьков) В 1787 г. во Львове было сооружено театральное здание, в котором играли польские и немецкие труппы.

Первая русская профессиональная труппа на Украине - Харьковский вольный театр (1789 - 1796 гг.). В ее репертуаре были классическая драма и комическая опера, переводная драматургия.

Высоким уровнем развития отличалось на Украине музыкальное искусство. Как и раньше, развивалась народная музыка. В своих поместьях помещики часто имели оркестры и хоры, оперные и балетные труппы из крепостных. В городах при магистратах существовали духовые оркестры.

Известными украинскими композиторами XVIII в. были М. С. Березовский (1745-1777 гг.), А. Л. Ведель (1767 - 1808) и Д. С. Бортнянский (1751 - 1825).

Светская музыка развивалась в городах. В 1738 году была открыта Глуховская певческая школа, где обучали также игре на музыкальных инструментах. В 1773 г. при так называемом Новом Харьковском училище были созданы специальные музыкальные классы. В целом украинские музыканты XVIII в. способствовали развитию российского и мирового музыкального искусства.

Таким образом, рассматриваемый период был, с одной стороны, периодом замечательного расцвета украинской литературы и искусства с его причудливым стилем "барокко". С другой стороны, возникают условия для потери самобытности украинской культуры и ее постепенного приспособления к образцам культур господствующих наций. Это обуславливается тем, что на протяжении вт. пол XVII- XVIII в.в. Левобережная Украина постепенно утрачивает свою государственность. Также в рассматриваемый период украинская культура становилась все более светской. Характерной чертой ее развития стала «утечка умов» из Украины в Россию. Украина все более превращается в провинцию России.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.