В Ветхом Завете много пророчеств о приходе Спасителя, Мессии, которые все сбылись в Иисусе Христе, со всеми предсказанными подробностями. Но Второе Его пришествие утверждается с намного большей силой, о нем говорится и в Ветхом Завете, и в Новом, о нем говорится почти в каждой книге Библии. К пророчествам Ветхого Завета о Втором пришествии Иисус добавил еще много новых. Эта тема содержится в заключительных главах Евангелий, в Деяниях Апостолов, почти во всех посланиях и в Откровении Иоанна.
Существуют самые разные мнения о том, каким будет Второе пришествие и когда будет. Люди не представляют, каким оно будет, часто сами боятся "конца света" и "страшного суда" и запугивают других, в том числе через СМИ, история полна таких "предсказаний". Известно, например, что в 1000-м году в Европе настолько были уверены в "конце света", что даже не обрабатывали и не засевали землю. Существуют даже такие крайние точки зрения, что "конец света" наступит от падения нравов, всеобщей развращенности, испорченности, и вторая – что это будет, когда все люди достигнут совершенства. Есть еще такая точка зрения, что Иисус очень скоро придет второй раз и возьмет людей на небо такими, какие они есть. Но эта точка зрения далека от действительности. Взять людей такими, какие они есть? А что они там будут делать? И что с ними будет делать Бог? Что умеют сейчас люди? В большинстве своем – в сущности, ничего, они умеют только просить: Господи, дай, Господи, помоги! Н. Бердяев сказал, что когда человек просит, а Бог дает, то это не есть прибавление, это есть переливание из одного места в другое. Человек приходит в этот мир для того, чтобы сделать его и самого себя лучше, он создан, чтобы быть творцом, помощником Создателю, чтобы он нес в мир добро, любовь и не приносил зла.
Н. Бердяев ("Самопознание") говорит: "Второе Пришествие Христа в силе и славе зависит от творческого акта человека. Человек призван уготовить Второе пришествие, должен активно идти ему навстречу. Пассивное ожидание в ужасе и подавленности наступления страшного конца не может уготовлять Второго пришествия, – оно уготовляет лишь Страшный суд. Понимание Бога и Богочеловека – Христа как судьи и карателя есть лишь выражение человеческого состояния, человеческой тьмы и ограниченности, а не истины о Боге и Богочеловеке – Христе. Переход в подлинно творческое состояние освобождает от этого унижающего человека состояния".
Во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о Втором Пришествии: "Тот день не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2:3,4). И еще здесь же: "И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2:8). Многие понимают эти строчки так, что все это исполнится буквально, на физическом плане, что все происходить будет именно так, как написано, а люди только будут со стороны смотреть, как Иисус будет побеждать антихриста. На самом деле "человек греха, сын погибели" откроется в нас самих – то есть мы увидим свое несовершенство.
Вообще, в человеке две природы – добро и зло, любовь и ненависть, правда и ложь. И пока мы не увидим в себе темную, ложную природу, до тех пор не начнется наша работа над собой, над своим развитием, обращением к добру, этике в широком ее понимании, к совершенству, к эталону нравственности – к Иисусу Христу, прожившему жизнь без единого проступка. Истина не входит силой, и только от нас зависит, войдет она к нам, и будет ли с нами и в нас, будем ли мы руководствоваться разумом или чувствами. Борьба добра со злом будет не вне нас – она будет внутри нас, в нас самих, и мы не будем сторонними наблюдателями, а активными ее участниками. Встреча с Иисусом Христом – в духе, Иисус Христос сейчас – Дух, невидим для человека. Он больше не придет в теле, в теле можно прийти к одному человеку, к ста, к тысяче, – в теле невозможно прийти ко всем. Зачем Ему приходить второй раз в теле? Он должен прийти и сказать что-то еще? Но Он все сказал во время первого Своего прихода, его Учение – совершенное и законченное, оно без недостатков и не нуждается в дополнениях. Встреча с Ним будет "на воздухе", не на земле. Подготовка ко Второму пришествию означает, что человек, отворачиваясь от зла, становится все более совершенным, все больше приближаясь к эталону нравственности и совершенства – Иисусу Христу.
В первом послании апостола Павла Коринфянам, в 15 главе сказано: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.Последний же враг истребится – смерть, потому что всё покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё. Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему всё, да будет Бог всё во всём. (1 Кор. 15:22-28).
Это – конец всей истории. Если в Адаме человечество потеряло связь с Создателем, то в Иисусе Христе оно вновь обрело эту связь, восстановило ее, чтобы вернуться туда, откуда были изгнаны Адам и Ева, как вернулся домой блудный сын: "встану, пойду к отцу моему". Были ли это те же самые люди, или они стали другими людьми? Вспомним, как Адаму и Еве Бог говорил: не ешьте от дерева познания добра и зла, и они так и делают. Тут же приходит змей и говорит совсем другое – нет, не умрете, а сами будете как боги, и они тоже верят. То есть они были ничего не знающими, и почти ничего не умеющими. В Быт.2:15 сказано: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его". Т.е. Адам что-то умел делать, но не было у него знания главного – знания добра и зла, различать их настолько, чтобы не совершать зла. Возвратиться же к Отцу могут только совершенные, без малейшего недостатка люди, достойные неба, всемогущие, но только силой Отца. "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откр. 21:4). Движение это – не в пространстве. Приближаться или отдаляться от Сада можно и не сходя с места. Отделяют нас от Сада не километры и не количество световых лет, которыми измеряют расстояния в Космосе, а наш отрицательный опыт, зло в нашей душе, ненависть, безразличие к тем, кто рядом, а приближает любовь, как готовность помочь.
Иисус говорил ученикам, что после своего вознесения он пошлет Утешителя – Духа Истины, Святого Духа, что и случилось вскоре. Но Святой Дух не есть что-то отдельное от Отца. Бог един, Бог есть Дух, и Он во всем пространстве, Он рядом с человеком, и насколько человек принимает Его, настолько он и близок к Нему. То есть пришествие Иисуса Христа не в теле, а в духе. И Второе пришествие началось с обещанного Иисусом сошествия Святого Духа. И сейчас оно происходит – по мере отворачивания людей от зла и поворота к разуму, добру, любви, и насколько есть в нас зло, настолько оно и привязывает нас к земному миру. Второе пришествие Иисуса Христа происходит духовно и в настоящее время: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему". Не телесно же стоит Он у каждых дверей и стучится к каждому. И кто откроет двери сердца своего, тот и примет Его.
О понимании Н. Бердяевым конца истории, или конца времени. "Парадокс времени тут заключается в том, что конец истории мыслят во времени, в то время как конец истории есть конец времени, т.е. конец времени исторического. Это есть не только иной мир, это преображенный этот мир. Это освобождение природы из плена, освобождение и мира животного, за который человек отвечает. И оно начинается сейчас, в это мгновение. Во времени космическом и историческом, в природе и истории все приходит, все исчезает. Поэтому время это должно кончиться. Времени больше не будет. Рабство человека у времени, у необходимости, у смерти, у иллюзий сознания исчезнет" (Н. Бердяев, "О рабстве и свободе человека").