Борис Семенович Якоби (1801–1876) – российский физик-изобретатель. В 1834 г. он создает электродвигатель, в 1838 г. – гальванотехнику, в 1840–1850 гг. – несколько телеграфных аппаратов. Вместе с другим российским физиком и электротехником Эмилем Христиановичем Ленцем (1804–1865) Б. С. Якоби занимался изучением электромагнитов.
Большими темпами развивалась и география. Знания по ней пополнялись благодаря выдающимся мореплавателям. Среди них Юрий Федорович Лисянский, открывший один из Гавайских островов, названный потом в его честь; Иван Федорович Крузенштерн – начальник первой российской кругосветной экспедиции, основоположник океанологии в России, внес на карту тысячи километров берегов острова Сахалин.
В начале XIX в. развивается и историческая наука. В Москве при университете открывается Общество истории и древностей российских.
XIX в. – это еще и расцвет русской литературы. Стоит только упомянуть имена таких литературных мастеров, как А. С. Пушкин, Ю. М. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др., как ни у кого не останется в этом сомнений.
На XIX в. приходится расцвет изобразительного искусства в России. На первом этапе лидирующие позиции занял классицизм. Он был представлен творчеством художника Карла Павловича Брюллова (1799–1852).
Реализм появился благодаря русскому живописцу и рисовальщику Павлу Андреевичу Федотову (1815–1852).
С развитием литературы и живописи непрерывно связано и развитие музыки. Большое место в музыкальной культуре отведено музыкальному коллективу «Могучая кучка», в которую входили выдающиеся композиторы М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Творчество этих композиторов было построено на традициях классической музыки, стремлении к национальности и склонности к программной музыке.
Конец XIX – начало XX в. принято называть «серебряным веком» русской культуры. Его представители отходят от классических традиций в своем творчестве, главная идея которого – критический идеализм. В литературе наметилось новое направление – символизм.
Другим крупным движением в литературе были футуристы, которые выступали за искусство будущего и призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».
Живопись «серебряного века» представлена такими художниками, как М. А. Врубель, Н. Рерих, К. Коровин и др.
15. Культура Модернизма.
Объединяя мн-во самостоятельных направлений (сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.д.) эта худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей творческих исканий творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение; 2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. - активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием нов. форм, противопоставленных гармоническим формам клас. иск-ва, а так же акцентировали внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты были приверженцами дух. революции. внутри М. направления был принцип историзма. М-сты отрицают духовно-нравственные "абсолюты".Они пытаются возродить мифотворческий метод. Идеи мистической "соборности" и "мифотворчества" отразились в символизм. Символисты отвергали традиции клас. поэзии и строили свой " новый" язык на основе древ. архаичных образов, стремились выразить объективное косвенным путем. Представители:Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской поэзии стали на путь полного разрыва с поэтической традицией, бунта против привычных норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал непосредственные эпические впечатления, соединение метафор и образов, логически мало связанных, стихи превращались в "каталоги образов". Сущ. в Америке и Англии. Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва, идеалы любви, счастья, добра-"слабостями", провозглашая критериями прекрасного "энергию", "силу","скорость". Развивался в Италии, России и Франции. Экспрессионизм(выражение) показывал мир в столкновении контраста, преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок нервной дисгармонии, неестественностью пропорций. Значительное влияние на экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван Гога. Сущ. в Германии и Австрии. Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер, Гарсия Лорка и др. М-ская проза -австриец Франц Кафка. Мир представляется ему враждебным чел-ку, бессильному и обреченному страдать. Его произведения: "Процесс", "Замок", "Америка"представляют мир, где чел-к подвластен священным, но недоступным пониманию закона. На представления Кафки похожи работы экзистенциалистов, но они пытаются сделать обязательной концепцию чел-ка, кот. сам определяет свои нормы поведения и поступки.Сущ. во Франции. Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг. Живопись м-стов строится "от обратного", совершая путь противоположный канонам худ. твор-ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран. художников, прозванных Матиссом кубистами. Худ. кубизма был Пабло Пикассо с его картиной "Авенские девицы" нач. история кубизма. Отличием кубизма стало создание нов. понятия Красоты. Абстракционизм как направление м-ской живописи побуждал к поиску нового, неведомого. Основатель - В. Кандинский, считал, что он поможет прорваться внутрь сквозь внешнее. К. Малевич- ведущий представитель абстр.(картина "Черный квадрат на белом фоне"). М-ское течение живописи 20 в. -сюрреализм. Представители: Миро, Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично. Гармония разрушилась,смешалась в беспорядке. Идеи трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г. Крэгу. Противоположность этой концепции театра - манифест нем. драматурга Б. Брехта- основателя эпического театра. В 20 годы развивается кино. Значительными явл. эксперименты рус. кинорежиссера С. Эйзенштейна, кот. представлял иск-во как замену смысла языком жестов. Авангардизм. Углубление к-рного кризиса привело к появлению новых форм авангардизма во 2 половине 20 в., кот. определялись как антииск-во. Условно их можно объединить в понятие "концептуальное иск-во", кот. рассматривается как способ демонстрации понятий, употребляющихся в разных областях знаний. В концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд- арт, пеформенс, видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается от правил худ. логики.
16. Советская культура. 47
По мнению многих культурологов, культура СССР не представляет никакой ценности. Конечно же тоталитарный режим постоянно сдерживал развитие культуры, устанавливал границы. Но в то же время даже в эти трудные для творчества времена оставались деятели в оппозиции, формирующие культуру инакомыслия, многие из них были вынуждены творить за рубежом.
В советские времена очень бурно развивались науки, в особенности естественные и точные. Большие заслуги – у российского физиолога И. П. Павлова (1849–1936). Ему принадлежат работы по изучению высшей нервной деятельности, физиологии кровообращения и пищеварения, разработка метода условных рефлексов и др. Основоположником комплекса современных наук о Земле, таких как радиогеология, гидрогеология, биогеохимия, геохимия и др., был естествоиспытатель В. И. Вернадский (1863–1945). Он ввел понятие ноосферы – сферы разума, где решающим фактором является человек. Расцвет ботаники и биологии связан во многом с именем генетика, растениеведа Н. И. Вавилова (1887–1943). Ему принадлежат учения о биологических основах селекции и др. В развитии физической науки стоит отметить физика-теоретика Л. Д. Ландау. Он занимался вопросами магнетизма, сверхтекучести, физикой твердого тела, атомной физикой, квантовой электродинамикой, астрофизикой и др. В Великую Отечественную войну требовались хорошие инженеры-изобретатели. Среди авиаконструкторов можно выделить А. С. Яковлева, А. П. Туполева,