Лекции.Орг


Поиск:




Древнееврейское отношение к Богу




Мессианская церковь восстанавливается!

 

Роберт Хайдлер

 


Роберт Хайдлер – учитель в международном служении «Слава Сиона», является старшим пастором евангелизационного центра «Слава Сиона», а также исполняет обязанности декана школы Иссахара.
Он имеет богословскую степень в университете
Южной Флориды, а также Даллаской.
Роберт служил координатором в создании учебных пособий в Международном Сообществе Библейского Обучения, а также активно служил на территории России и Восточной Европы. У Роберта есть жена, Линда и три взрослых сына. Семья Роберта проживает в Дентоне, штат Техас.

 

 

Визит в Раннюю Церковь: как происходило поклонение и богослужение в Первой церкви!  
вступление Этот мощнейший глубокий материал взят для вас из книги: Мессианская церковь восстанавливается! Цитата из данного материала: «Мы посетим домашнюю церковь (первого века). Позвольте мне предупредить вас до того, как мы зайдем: будьте готовы к серьезной форме «культурного шока». То, свидетелями чего вам предстоит стать, совсем не церковная жизнь, которую вы знаете». Мы увидели силу церкви, как она росла и захватывала весь мир за короткий период семидесяти лет. Мы почувствовали помазание, которое было на ней. Но какой была эта Ранняя церковь? Что давало ей такую жизнь и силу? В остальной части этой главы я бы хотел показать вам картину церкви, которую вы никогда не видели. Это церковь, которую большинство из нас даже не представляло. Я хочу, чтобы вы увидели, какой была ранняя церковь до того, как она умерла. Я молюсь, чтобы Господь очень ярко нарисовал эту картину в вашем разуме. Надеюсь, вы ее никогда не забудете. Многие христиане предполагают, что на следующий день после Пятидесятницы Петр пошел и снял большое здание, пристроил большой шпиль сверху, повесил табличку, которая бы гласила: «Первая баптистская Церковь Иерусалима» и начал проводить служение в следующее же воскресенье. Я хотел бы взять вас с собой на собрание ранней церкви. Все, что я буду описывать, основано на исторических описаниях церкви первого столетия, взятых либо из Нового Завета, либо из другой ранней христианской литературы. В то время как мы готовимся посетить эту церковь, я хочу, чтобы вы приготовились к неожиданностям, потому что вы не увидите здесь много знакомого вам. Большинство из того, что современные христиане ассоциируют с церковью, – просто не существовало в то время. Никто в первых столетиях не видел церковного здания, шпилей, затемненных стеклянных окон, кафедры, сборника песен или церковного бюллетеня. Никто не носил пальто или галстук, и не было никакой литургии, которой можно было бы следовать. Большинство из этих вещей не стали частью церковных традиций, пока не прошло 1000 или более лет. Я не говорю, что что-либо из этого является неправильным. Мы просто должны увидеть, что «суть» того, чем является церковь, не включала такие вещи. В первой церкви ничего этого не было, и, все же, у нее была сила, превышающая все, что церковь нашего времени может представить себе. Каким же было поклонение в ранней церкви? Давайте представим, что мы идем по улице Рима. Сейчас 95-й г.н.э. более 60-ти лет прошло со дня Пятидесятницы. Мы оказываемся на типичном собрании церкви этого города. Церковь, которую мы собираемся посетить, – это домашняя церковь. Ранняя церковь действовала на двух уровнях: домашняя церковь и община. Составляла ли церковь двадцать человек или тридцать тысяч человек, – ее основной единицей была домашняя церковь. Время от времени домашние церкви также собирались в большие группы, часто на природе или в снятых помещениях. В Иерусалиме они собирались во дворах Храма. Время: вечер субботы. Церковь встречается по вечерам, так как большинство людей должны работать днем. Мы заходим в двери обыкновенного римского дома, и нас тепло приветствует хозяин. Мы посетим домашнюю церковь. Позвольте мне предупредить вас до того, как мы зайдем: будьте готовы к серьезной форме «культурного шока». То, свидетелями чего вам предстоит стать, совсем не церковная жизнь, которую вы знаете. Мы проходим в двери, вы смотрите на широкий открытый внутренний двор. Похоже, что там проходит какая-то вечеринка. Кто-то играет на флейтах, лирах и тамбуринах, в то время как другие люди поют, танцуют и хлопают в ладоши. Вы сразу же оглядываетесь, желая удостовериться, что пришли по правильному адресу! Но когда вы прислушаетесь к словам, то поймете, что это правильное место, потому что слова песен – это слова хвалы Иисусу. Эти люди переполнены радостью, потому что они узнали живого Бога. Вы стали свидетелями тому, как ранняя церковь прославляет Бога. Такой тип прославления чужд многим церквам сегодня, но из Библейских и исторических записей видно, что именно таким и было поклонение в ранней церкви. Это было свободное и радостное празднование с песнями и танцами! Большинство служений церкви начиналось с того, что люди собирались в кружок (или в несколько концентрических кругов) и танцевали круговые еврейские танцы (например, Хору). Вот как некоторые ранние христиане описывали поклонение: Климент из Александрии (писал в 215 г. н.э.) описывает поклонение на земле, как присоединение к небесной хвале. Он пишет об этом следующее: «И будут они танцевать в хороводах вместе с ангелами вокруг Того, Кому нет ни начала, ни конца.»8 Амвросий из Милана, человек, который привел к Господу Августина, в 390 г. н.э. писал, вдохновляя людей славить Бога: «Давайте танцевать так, как танцевал Давид. Давайте не будем стесняться показывать, как мы любим Господа. Танец поднимает тело над землей, устремляя взор в небеса. Танец, объединенный с верой, свидетельствует о живой благодати Господа. Тот, кто танцует так, как танцевал Давид – танцует в благодати.»9 Святой Базиль (IV столетие) писал: «Может ли быть что-то более благословенное, чем повторять на земле хороводы ангелов!»10 Эта картина церкви, радующейся перед Господом в танце, является неожиданностью для многих людей. Большинство людей думали о поклонении ранней церкви как о почтенном, тихом и почти скорбном. Такая концепция прославления, однако, не была превалирующей в церкви до пятого столетия – того периода, когда из языческой философии в нее проник аскетизм. Оппозиция танцам поднималась и во дни Августина (400 г. н.э.), но он увещевал своих людей «хранить духовность, священность танцев».11 Итак, вот мы находимся в большом внутреннем дворе. Там много песен, танцев и радости в Господе. Когда немного утихают песни, многие люди становятся на колени перед Господом. Большинство поднимают к Нему свои руки. Великое чувство Божьего присутствия наполняет двор. Во время хвалы и поклонения раздаются спонтанные возгласы прославления. Некоторые восклицают: «Аминь!», чтобы выразить свое согласие с тем, что говорят другие. Мы входим в поклонение и ощущаем любовь и принятие других людей. Еда на богослужении? После множества танцев и песен выносят еду. Люди находят себе места и готовятся к тому, чтобы кушать. Мы с удивлением смотрим на то, что они собираются есть прямо посредине церковного собрания (!!!), но это описывается в 1-ом послании Павла к Коринфянам, а также Иудой и Петром. Такая общая трапеза называется трапезой любви или Агапе. В начале трапезы хозяйка дома зажигает свечи (евреи по сей день это делают, когда начинают праздновать Шабат, ред. Сайта месском.) и произносит особую молитву благодарения. Потом один из лидеров встает, возносит чашу, благословляет Господа и передает чашу по кругу, чтобы каждый мог отпить из нее. Затем он берет хлеб и возносит благодарность. Его также передают от человека к человеку. Это Вечеря Господня в ее оригинальном контексте. Еда – радостное время, сфокусированное на посвящении Господу. Когда верующие едят, они обсуждают истины Божьи, делятся свидетельствами, говорят и рассуждают о Писании, поют хвалу Богу. Вы впечатлены тем, что, хотя лишь у некоторых есть личные копии библейских книг, большинство из этих людей знают напамять большие отрывки из Библии. Во время трапезы один из лидеров встает и читает письмо, полученное на этой неделе от апостола Юнии. Это не один из двенадцати апостолов, но к тому времени их было уже намного больше.12 Вы слушаете, как читают письмо, и с удивлением понимаете, что Юния – это, оказывается, женщина! (В 16-ой главе послания к Римлянам Павел описывает женщину, которую звали Юния, и которая «прославилась между апостолами»13). Лидеры этой домашней церкви написали письмо Юнии несколько недель назад, чтобы спросить совета по некоторым вопросам, и в своем письме Юния подробно отвечает на них. Очевидно то, что все относятся к Юнии с большим уважением, потому что ее письмо все слушают внимательно. После того, как трапеза закончена, опять продолжается поклонение до тех пор, пока в какой-то момент не начнут происходить изменения. В атмосфере чувствуется неуловимая перемена. Кажется, что воздух сгущается. Осязаемое чувство присутствия Божьего сходит и наполняет это место. 5-я глава 1-го послания к Коринфянам описывает это так: «Когда вы собираетесь во имя Господа Иисуса… и сила Господа присутствует среди вас…» Те, кто изучал литературу о пробуждении, отмечают, что такое ощутимое чувство Божьего присутствия часто сопровождало великие пробуждения истории. Проявленное Божье присутствие, на самом деле, является отличительной чертой настоящего пробуждения. В присутствии Святого Бога грешники находят спасение, отступившие находят покаяние, и чудеса становятся нормальным явлением. В ранней церкви ТАКОЕ происходило каждую неделю. Когда собирались члены Тела, они приходили как «живые камни», формировавшие храм Бога. Как присутствие Бога однажды наполнило скинию Моисееву (Исх. 40:34) и храм Соломона (2-е Пар. 7:1-2), так оно наполняло Его новые храм и церковь. Вот что пообещал Иисус: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Матф. 18:20). Когда собравшиеся почувствовали присутствие Божье, некоторые упали на землю в поклонении. Другие застыли в тишине, приглашая Господа прийти. После того, как присутствие Божье сошло на них, началось служение. 14-я глава 1-го послания Коринфянам описывает суверенные проявления даров Духа Святого, когда верующие собираются вместе. Женщина на дальнем конце двора стоит и делится словом знания об исцелении. Мужчина поднимает свою руку, и люди собираются вокруг него для молитвы. Многие мгновенно исцелены. Кто-то еще встает и зачитывает отрывок из Писаний. Другой человек, учитель, разъясняет прочитанный отрывок. Поднимается женщина и начинает петь красивую пророческую песню. Многие так тронуты красотой и помазанием этой песни, что начинают плакать. Раздаются пророческие слова. Звучат языки и их истолкования. И в течение всего этого они просто продолжают двигаться в поклонении. Такой сценарий ясно описан в 1-ом послании Коринфянам 14:23-32. Вот так собиралась и служила Ранняя Церковь. В какой-то момент один из мужчин представляет семью, которая тихо сидела позади. Это его соседи. По их лицам можно легко определить, что они здесь впервые, и они не совсем уверены, куда попали. Мужчина объясняет, что эти люди пришли сюда, потому что их 12-летняя дочь больна и полностью ослепла. Они пришли, чтобы церковь помолилась за нее. Те, у кого есть дар исцеления, подходят и становятся рядом со старейшинами, когда те помазывают девочку елеем и молятся. Внезапно девочка начинает плакать. И в то время как слезы текут по ее щекам, она кричит: «Я вижу! Я вижу!» Мама бросается к ней и обнимает свою дочь, а через 5 минут вся семья уже спасена и отдала свои сердца Иисусу. Звучит пророческое слово, открывая секреты чьего-то сердца. Этот человек выходит вперед и говорит: «Я не знаю Иисуса, но я знаю, что Бог здесь. Я хочу узнать Его.» Служение продолжается. Вот где происходит основная евангелизация церкви… через чудотворную силу Божью, действующую посреди Его народа. Большинство из нас даже не представляет, как такое может произойти, а это было нормой для ранней церкви. Иреней (приблизительно 195 г. н.э.) говорит нам, что в его дни пророческие слова, языки и чудеса исцелений были обычным делом в церкви. Он также добавляет, что церковь часто видела, как люди воскресали из мертвых по молитвам святых!14 В начале своего хождения с Господом Августин выражал сомнения по поводу чудес. После того, как он стал свидетелем многих чудесных исцелений в своей собственной церкви, он публично отказался от прошлых заявлений и посвятил большую часть своей жизни служению исцеления. Он комментировал: «У чудес нет никакой другой цели, как только помогать человеку верить в то, что Иисус – Господь.»15 В «Падении Римской Империи» Гиббон описывает жизнь ранней церкви следующим образом: «Эти примитивные христиане постоянно ходят по мистической земле… они чувствуют, что с каждой стороны они непрерывно атакуемы бесами, утешаемы видениями, наставляемы пророчествами, чудесным образом избавляемы от опасностей, болезней и даже от самой смерти с помощью церкви.»16 Наше служение церкви затянулось уже до позднего вечера, и, кажется, что никто этого не заметил. Наконец, служение начинает подходить к концу. Присутствие Духа поднимается, но некоторые группы все еще продолжают молиться. Когда люди собираются уходить, они обнимают и целуют друг друга. Это похоже на встречу семьи, и так оно и есть. Это еженедельное воссоединение семьи Божьей. Хотели бы вы быть частью такой церкви? Вот такой была ранняя церковь. Она была храмом, в котором пребывала Божья слава. И каждый воскресный вечер проходили сотни таких собраний по всему Риму. Такими же были церкви и в Антиохии, Коринфе, Ефесе, Колоссах и Иерусалиме. Вот такая церковь завоевала весь мир всего за одно поколение. Павел шел в город, начинал там церковь…, и приходило присутствие Божье. Через несколько лет десятки тысяч людей были спасены там, а все окрестные города – затронуты этим. К концу первого столетия церковь распространилась повсюду, потому что у язычников не было ничего, что могло бы противостоять силе Божьей и Его церкви. Невероятно, именно так выглядела церковь на протяжении трехсот лет! Секрет успеха Ранней Церкви Если бы обычный христианин сегодня мог бы воспользоваться машиной времени и посетить церковь конца первого столетия, самым большим сюрпризом для него не стали бы танцы, еда во время служения или даже чудеса. Самым удивительным для большинства христиан было бы именно ЕВРЕЙСТВО той церкви. Картина, которую мы только что увидели, – это описание церкви ДО ее отделения от еврейских корней! Несмотря на то, что большинство присутствовавших на встречах «домашней церкви» были язычниками, эта церковь была Мессианской. Такая церковь, как и большинство ранних церквей, была основана Мессианскими еврейскими миссионерами, такими как апостол Павел. Их Богом был Бог Израиля. Они цитировали еврейскую Библию и поклонялись Еврейскому Мессии. Многие из лидеров церкви были Мессианскими евреями. На их ценности, стиль жизни и мировоззрение большое влияние оказывал иудаизм. В течение первых столетий язычники, присоединяющиеся к церкви, знали, что «присоединяются» к чему-то еврейскому! Первые 400 лет существования Церкви большинство христиан из язычников праздновали библейские праздники. Они соблюдали субботний день как Шаббат (день покоя), потом поклонялись вместе в первый день недели, празднуя воскресение Иисуса. Свидетельства указывают на то, что для христиан было нормой иметь близкие связи с Еврейским сообществом. И кстати, очень вероятно то, что многие из посещающих собрания «домашней церкви» также регулярно посещали синагогу! Марк Нанос в своей книге «Тайна Римлян» пишет: «Доказательства указывают на то, что Римское христианство и Иудаизм были нераздельны… по крайней мере, до середины второго столетия». В другом месте он пишет: «Возможно, что христиане Рима продолжали оставаться частью еврейского сообщества и синагог достаточно длительное время.» Эрик Мейерс, профессор Религии и Археологии в Университете Дюка, пишет: «Я не уверен, что напряжение между евреями и христианами, которое подразумевает большинство людей, на самом деле имело место до IV столетия, когда христианство стало официальной религией Римской Империи во время правления Константина. Напряжение между евреями и христианами в первых столетиях сводилось только внутрисемейным конфликтам «между кузенами, братьями и сестрами.»18 Д-р Вэйн Микс, Профессор Библейских наук в Университете Йеля, недавно прокомментировал: «Даже до IV и V столетия мы находим доказательства того, что христиане находились в еврейском сообществе, и видим, что члены христианского сообщества принимали участие в еврейских праздниках.»19 (Заметка: больше информации о ЕВРЕЙСТВЕ ранней церкви вы найдете в Приложении 2). Все это может оказаться сюрпризом для большинства христиан! Многие из нас допускали, что апостолы отвергли еврейство! Но истина в том, что … ЭТОГО НИКОГДА НЕ БЫЛО! Для христиан первого столетия соблюдение Шаббата и праздников, участие в еврейских ритуалах, поклонение в храме и в синагогах было обычным. Даже Павел – апостол, который пошел благовествовать к язычникам – никогда не упоминал о своем еврействе в прошедшем времени! Он гордо заявлял, что был и иудеем, и фарисеем (Деян. 22:3 и 23:6)! В последней главе книги Деяний описывается, как в Риме Павел встречается с еврейскими лидерами и заверяет их, что он – еврей, соблюдающий закон! Многие предполагали, что ранние христиане были антисемитами. Но это не верно! Климент, Епископ Рима, в конце I столетия описывает еврейский народ таким образом: «… народ Иакова стал частью Господа, и дети Израиля — Его наследием… от Иакова все священники и левиты… от него и Господь Иисус по плоти и все цари по роду Иуды; да и остальная часть колен не в меньшей чести». Я не знаю, как для вас, но для меня это совсем не похоже на антисемитизм! Климент, епископ Рима, очевидно, почитал и уважал евреев. Для Ранней Церкви иудаизм был корнем, который поддерживал ее жизнь. Эти Богом данные учения и традиции были основными факторами, обеспечившими успех церкви. Христиане печалились о том, что многие евреи отвергли Мессию, но они радовались щедрому наследию, которым обеспечил Бог через еврейские корни. На протяжении трех сотен лет Церковь следовала образцу, установленному апостолами, и переживала такую жизнь и силу, которую не мог объяснить мир! Потом, в IV столетии, из-за компромисса, спровоцированного языческим Римским Императором, церковь позволила забрать свое еврейское наследие. Отрезанная от своих дающих жизнь корней ранняя церковь умерла! На протяжении тысячи лет церковь была мертва! К 500-му году от ранней церкви почти ничего не осталось. Во время темных веков церковь стала коррумпированной политической организацией, владеющей огромными богатствами и военной силой, но очень незначительной духовной реальностью. Затем, начиная с Протестантской Реформации, Бог начал процесс восстановления. С тех пор многие из потерянных церковью сокровищ были возвращены! Бог восстановил Слово Божье и истину спасения по вере! Не так давно Он восстановил дары и силу Святого Духа! Мы радуемся всему, что совершил Господь, но восстановление еще не завершено! Церковь сегодня все еще не имеет силу и жизнь ранней церкви! Как никогда ранее в истории, христиане взывают к Богу о восстановлении ВСЕГО, что было утрачено! Я верю, что жизненно важная часть этого восстановления – возвращение церкви к ее еврейским корням! Мы становимся свидетелями событий, о которых мужи и жены Божьи молились на протяжении столетий. Раскрываются дары, служение и сила Ранней церкви. Бог изливает Свой Дух, и наши сыны и дочери пророчествуют, молодые люди видят видения, а пожилые люди видят сны. Лицо церкви меняется. Я верю, что Бог восстанавливает потерянное наследие Церкви. Жизнь, которой однажды церковь наслаждалась, вернется опять. В этой книге мы столкнемся с тем, как любой христианин в любой церкви может увидеть восстановление нашего потерянного наследия!

 



Церковь которую образовал Господь  
Глава 1 Осознание нашего утерянного наследия, или Церковь которую образовал Господь «… и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.» Деяния 2:46-47 Однажды… была церковь, которая действовала. Ее члены любили друг друга, заботились о вдовах и сиротах, кормили голодных и преобразовывали города. Эта церковь учила истинам Библии, созидала зрелых верующих и удовлетворяла стремление их сердец прикоснуться к Богу. Эта церковь не просто говорила о силе Божьей, она исцеляла больных, воскрешала мертвых и изгоняла бесов. Она завоевывала потерянные души с невероятной эффективностью, обучала новообращенных и снаряжала их на служение. Ее эффективность не была ограничена одной культурной или этнической группой. Церковь росла со взрывной силой везде, где была насажена. Это та церковь, которую мы все искали, но никогда не находили… церковь, которую ни вы, ни я не видели, но я искренно верю, что скоро увидим. Эту церковь часто называют Ранней Церковью, Церковью Нового Завета или Церковью первого столетия. Но по причинам, которые мы увидим далее, я назову эту церковь – Мессианской. Эта неописуемая церковь не была выдумкой или сказкой. Она существовала на самом деле. Это задокументировано в исторических записях. Это была церковь, состоящая из реальных людей с реальными проблемами, но характеризовалась она жизнью и силой, которым не мог противостоять мир. В один день Пятидесятницы Дух Святой сошел на 120 человек в Иерусалиме. К концу того дня новорожденная церковь выросла приблизительно до 3000 мужчин и женщин (Деяния 2). В течение года церковь увеличилась более, чем в три раза, и насчитывала около 10 тысяч человек1. Некоторые историки оценивают размер Иерусалимской церкви в 20000 человек (до времени мученика Стефана). По их мнению, религиозные лидеры Иерусалима пытались остановить ее рост преследованиями, но безуспешно. Несмотря на это, Мессианская Еврейская Община продолжала расти. И, возможно, что на пике своего роста она включала в себя половину всего населения Иерусалима. Образец быстрого роста Иерусалимской церкви следовал всюду, куда бы ни распространялось Евангелие. Многие из ранних церквей к концу первого столетия выросли более чем до 50-ти тысяч человек. Хороший пример такого роста мы видим в церкви Ефеса. 19 глава книги Деяний, указывает на то, что Павел прибыл в Ефес, начал церковь и оставался там два года, наставляя новообращенных. На протяжении этого времени не только весь город Ефес услышал Благую Весть (город с населением примерно в 200 тысяч человек), но также были достигнуты все города в округе. Церковь в Колоссах как и семь церквей, упомянутые в книге Откровения, скорее всего также была основана в течение данного периода. Церковь в Ефесе росла настолько стремительно, что это повлияло на экономическое состояние города. Местные изготовители идолов теряли свой бизнес, потому что многие покупатели обращались в христианство. Один из изготовителей идолов, серебряник по имени Димитрий, собрал других торговцев из своей сферы ремесла и жаловался: «Этот Павел убедил и привлек к себе большое число людей здесь в Ефесе и, практически, во всей провинции Асия. Он говорит, что боги, сделанные человеческими руками, – совсем не боги!» Производители идолов были настолько разгневаны таким упадком бизнеса, что подняли восстание. Деяния 19:29 говорит нам: «И весь город наполнился смятением.» Можете ли вы представить, чтобы сегодня церковь оказывала такое влияние на город силой евангелизации? Можете ли вы представить, чтобы ваша церковь оказывала такое же влияние на ваше окружение? Представьте себе, что бы произошло, если бы так много людей приходило к Господу через вашу церковь, если бы наркодиллеры и владельцы порномагазинов в вашем городе протестовали на улицах города, возмущаясь потерями в своем бизнесе! К тому времени, когда Павел написал свое первое послание к Тимофею, примерно в 63 г. н.э., церковь в Ефесе, скорее всего, выросла до 60-ти тысяч человек. Не удивительно, что Тимофей чувствовал себя неуверенно, когда Павел поставил его лидером такой общины. На пике своего роста Ефесская церковь могла насчитывать до 100 тысяч человек. Ранние христиане в прямом смысле этого слова «брали города» для Иисуса! В 112 г. н.э., спустя 80 лет после Пятидесятницы, римский автор Плиней написал письмо императору Траяну. В этом письме он жаловался, что в провинции Малая Асия, где находился Ефес, «…все храмы богам почти полностью заброшены, и везде множество христиан.»2 Этот образец повторялся во всей Империи. Тертуллиан писал язычникам в своей Апологетике: «…Мы заполнили все места, принадлежавшие вам, – города, острова, замки, собрания, каждый ваш лагерь, каждое колено, место, сенат, форум! Мы оставили вам только ваши храмы. Мы можем сосчитать ваши армии; но наше число, даже в одной провинции, будет больше.»3 Согласно Иоанну Златоусту, христианское население Антиохии в его дни составляло 100 тысяч человек или половину населения города.4 Жизнь в непрестанном пробуждении По всему миру сегодня христиане постятся и молятся о пробуждении. Чувствуется, что Бог готов «прорваться» в Свою церковь чудесным образом. Некоторые церкви переживают определенную меру пробуждения даже сейчас. Если вы изучали великие пробуждения в истории, то знаете, что пробуждение – это время стремительного оживления церкви. Приходит ощутимое присутствие Бога. Происходят чудеса, меняются жизни, спасаются тысячи неверующих. Если пробуждение длится достаточно долго, преобразиться могут все народы. Но пробуждение редко затягивается на длительный период. Обычно, спустя несколько месяцев, присутствие Бога уходит. Все возвращается «на круги своя». Даже самые великие пробуждения современной истории длились всего лишь год или два. Те, кто пережили пробуждение, иногда проводят остаток своей жизни, оглядываясь назад и рассказывая истории о том, насколько все «во время пробуждения» было замечательно. Новозаветная церковь, однако, жила в непрерывном пробуждении! Присутствие Божье сошло на церковь в день Пятидесятницы и не уходило! Ранняя церковь пережила то, что никакая деноминация в христианстве не смогла восстановить: непрестанное пробуждение на протяжении сотен лет, охватившее разные поколения! Оно распространялось везде, и мир не мог противостоять ему. К концу I столетия церковь распространилась от Индии на востоке до Испании (и, наверное, до границ современной Англии) на западе, и от Германии на Севере до Сахары в Африке на юге. Уровень ее распространения поразил весь мир. Когда Павел и Сила пришли в один из городов, язычники в ужасе кричали: «…эти всесветные возмутители пришли и сюда!» (Деяния 17:6). Не было ничего необычного в том, что вновь образовавшаяся церковь стремительно возросла от 20 человек до 30 тысяч членов. Некоторые историки подсчитывают, что к концу III столетия половина населения Римской Империи обратилась в христианство.5 К тому же – этот рост происходил внутри совершенно языческой, аморальной культуры во времена сильных преследований. Джастин Мартир (Иустин Мученик), примерно в середине II столетия, пишет: «Нет больше народа, греков, варваров или каких-либо других рас, с разными нравами или обычаями, какие только могут быть… живут ли они в шатрах или скитаются по земле в крытых вагончиках – среди которых не возносились бы молитвы и благодарения во имя распятого Христа».6 Историк Филипп Скафф пишет: «Можно с полной уверенностью предположить, что к концу III столетия имя Христа было известно, почитаемо и преследуемо в каждой провинции и в каждом городе империи», и, «по всей вероятности, к концу III столетия церковь насчитывала 10 миллионов душ.»7 Глава 2 Корни и ветви «Что вы (язычники) были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.» (Еф.2:12-14) Когда мы смотрим на жизнь и силу ранней церкви, очень важно увидеть, что ранняя церковь не возникла «ниоткуда»! Это не был просто инцидент в истории. Также она не просто организовалась естественным путем. Это было ЗАПЛАНИРОВАНО! Церковь являлась частью Божьего плана для человечества еще с момента творения. На протяжении двух тысяч лет Бог готовил «сцену» для ее появления. И когда приблизилось время рождения церкви, Иисус объявил своим последователям: «Я создам церковь Мою» (Матф.16:18). Третья глава Послания к Ефесянам описывает церковь как ТАЙНУ, которая была сокрыта от основания мира! Тайна церкви заключалась в следующем: у Бога был план, чтобы сделать язычников СОНАСЛЕДНИКАМИ вместе с евреями, дав им возможность переживать все благословения Мессии Израиля! На протяжении эры Ветхого Завета Бог трудился через Свой избранный народ, евреев. Если бы вы были язычником и хотели знать истинного Бога, вам сначала нужно было бы стать евреем! Бог связал Себя с евреями вечным заветом, и Его заветные благословения были законным наследием для каждого верующего еврея. И все это время у Бога был секретный план! Его план состоял в том, чтобы через церковь привить верующих язычников в Его завет, чтобы они тоже могли получить Его благословения! Послание к Ефесянам 2:11-19 описывает это таким образом: «Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, … были в то время без Мессии, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А ТЕПЕРЬ в Мессии Йешуа вы, бывшие некогда далеко, стали близки…» «…дабы из двух (евреев и язычников) создать в Себе Самом ОДНОГО НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, … итак вы (верующие язычники) уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым (верующим евреям) и свои Богу!» Вот как Бог видит церковь! Церковь – это Божий путь включения язычников в благословения Завета с Израилем! Чтобы помочь нам увидеть церковь такой, какой видит ее Он, Бог дает нам замечательную иллюстрацию: плодоносную маслину! Апостол Павел описывает это дерево в послании к Римлянам, 11-ой главе: «Если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины…» (Римл. 11:16-17). Этот отрывок описывает церковь как дерево, имеющее четыре различные части: 1. святой корень; 2. природные ветви; 3. отломленные ветви; 4. дикая маслина, привитая. Обратите внимание на то, что обозначают эти четыре элемента: КОРНИ: Интересно то, что Бог выбрал маслину для этой иллюстрации. Если вы путешествовали по Ближнему Востоку и видели настоящие маслины, то первое, что вы, наверное, заметили, это – корень! Корень маслины часто огромных размеров, и он совершенно не пропорционален с деревом! Корень маслины также может быть очень древним. Несколько лет назад на острове Кипр мы с Линдой видели некоторые маслины, которые росли еще с тех пор, как Иисус ходил по земле! Из массивного древнего корня текут богатые соки, которые позволяют ветвям приносить обильный плод! В иллюстрации Павла, корень церкви – это Библейский Иудаизм. Библейский Иудаизм был религией Авраама, Моисея и Давида. Это религия, раскрытая в Еврейских Писаниях. Если вы откроете свои Библии на Евангелии от Матфея, то все, что будет слева от вас, – это корни. Это 2 тысячи лет подготовительного Откровения, изливающееся Богом на Израиль, чтобы создать народ, через который Он мог бы послать Своего Сына. ПРИРОДНЫЕ ВЕТВИ: Мессианский иудаизм нового завета; ПРИВИТЫЕ ВЕТВИ: Верующие из язычников; КОРЕНЬ: Библейский иудаизм; ОТСЕЧЕННЫЕ ВЕТВИ: Раввинистический иудаизм. ПРИРОДНЫЕ ВЕТВИ: природные ветви – это естественное продолжение корня. Эти корни представляют собой Новозаветный Мессианский Иудаизм. Его представлял апостол Павел, а также Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Иаков и Петр. Они не были баптистами, методистами или католиками. Они были мессианскими евреями, которые ходили в синагогу, поклонялись в Храме, праздновали праздники. Они были евреями, которые знали Мессию Израиля, были более еврейскими, чем любые мессианские евреи сегодня. Исторические записи свидетельствуют о том, что еврейское сообщество принимало их, и они были частью Иудаизма! Природные ветви не были незначительной частью Израиля. Многие из нас научены, что еврейский народ отверг своего Мессию. Это истинно только частично. Многие из лидеров Израиля отвергли Мессию, но обыкновенные люди приняли Его с радостью. Основная причина, по которой еврейские лидеры преследовали Церковь, состояла в том, что они были напуганы ее невероятной популярностью среди людей. Огромное число евреев уверовало! В Деяниях 21:20, Иаков описывает ситуацию в Иерусалиме с торжествующей похвалой: «Смотрите, сколько тысяч евреев уверовало!» На греческом языке эта похвала звучит еще более впечатлительно. Там используется греческое слово «мириады», что значит «бесчисленное, несметное», и обычно обозначавшее «десятки тысяч». Большое число священников (Деяния 6:7) и даже фарисеев уверовало (Деяния 15:5). Судя по быстрому росту ранней Иерусалимской церкви, евреи I столетия поначалу откликались на Евангелие даже больше, чем язычники, которым проповедовал Павел. «ОТЛОМЛЕННЫЕ» ВЕТВИ: этот отрывок говорит нам, что некоторые из природных ветвей были отрезаны из-за неверия. Эти «отломленные ветви» представляют собой Раввинистический Иудаизм. Как природным ветвям им все дерево принадлежало по праву. Как Израиль у Кадиш Барнеа, они утратили свое благословение из-за неверия. Эти природные ветви напоминают маленького мальчика, который на вечеринке в честь своего дня рождения вел себя плохо, и которого отправили в свою комнату! Все гости (язычники) продолжали играть и кушать угощения, но он уже не мог наслаждаться ими! Это его вечеринка! Она была запланирована для него! Он должен был быть в центре внимания. Но он сам исключил себя! Послание к Римлянам 11 глава уверяет нас, что такая ситуация временна! Однажды Бог привьет эти ветви опять к дереву, чтобы они насладились всеми обещанными Богом благословениями! ДИКАЯ МАСЛИНА: в конце концов, Бог взял ветвь от дикой маслины – язычников (Гоим) – и привил ее среди природных ветвей. Эта дикая маслина представляет языческую Церковь (будет точнее сказать, Церковь из язычников, которые стали сыновьями Авраама по вере, и перестали быть классическими язычниками-идолопоклонниками, редактор сайта). Павел говорит нам, что эта «дикая маслина» была раньше отчуждена от общества Израилева, чужда заветов обетования, не имела надежды и не знала Бога (Ефесянам 2:12). Когда язычники полагают свою веру в Мессию Израиля, то Бог прививает их обратно к корню Израиля, чтобы они разделяли все богатые благословения Божьего завета. «Бывшие некогда далеко стали близки кровью Мессии» (Еф. 2:13). Они стали «согражданами святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Как «привитая ветвь», мы наслаждаемся всеми благословениями, приходящими от корня! Иисус сказал: «Спасение от иудеев!» Знаете ли вы, что все доброе, что вы получаете от Бога – это результат того, что вы были привиты к Еврейскому корню? Через евреев мы получили Писания, Заветы и обетования! От евреев мы получили даже нашего Мессию, Иисуса! От еврейского корня церковь черпает свою ЖИЗНЬ! В свете этого Павел предупреждает верующих из язычников: «Поймите, что «не вы корень держите, но корень вас» (Римл. 11:18). Библейский иудаизм – это корень, от которого вы растете. Будучи привиты к этому корню, вы питаетесь соками маслины. Он кормит вас. Он питает вашу жизнь в Мессии. Бог хочет, чтобы вы черпали из этого корня всю жизнь, которую Он вкладывал туда на протяжении двух тысяч лет. Питающий вас сок корня не ограничен только лишь «духовными» благословениями! Он включает в себя мудрость Божью и приносит успех в каждую сферу жизни! В нем есть ключи к жизни, наполненной радостью и удовлетворением! … ключи к процветанию вашей семьи! … ключи к жизни здоровья и благополучия! Он даже содержит ключи к финансовому процветанию! Когда вы изучаете Еврейскую историю, то обнаруживаете, что обычно у евреев была жизнь, полная благословений и процветания, которые церковь не могла постичь! В своей книге «Еврейский феномен» Стивен Силбигер описывает невероятное процветание евреев Америки. Он отмечает, что большинство Американских евреев прибыли туда в течение последних двух поколений. Они были изгнаны преследованиями из Европы и прибыли на берега Америки, будучи бедными иммигрантами. И, тем не менее, в течение двух поколений евреи достигли уровня успеха, неведомого ни одной другой этнической группе! Силбигер указывает на то, что хотя евреи составляют лишь 2% населения США, 20% профессоров в лидирующих Университетах в этой стране – евреи; • 25% людей, получивших Нобелевскую Премию – евреи; • Одна треть Американских мультимиллионеров – евреи; • 40% из верхушки списка самых богатых американцев – евреи (в списке всего 400 человек); • 40% партнеров-основателей в лидирующих юридических фирмах Нью-Йорка и Вашингтона – евреи.1 И хотя не каждый еврей богат, средний доход евреев намного выше, чем у неевреев. Д-р Томас Совел в своей книге «Этническая Америка» пишет: «Даже, когда фактором не является возраст и уровень образования, евреи зарабатывают больше». Силбигер комментирует: «Среди семей, главой которых является мужчина, имеющий 4 или более лет образования в колледже, возраста от 35-ти до 45-ти лет, у евреев все равно доходы на 75% больше.» Успех евреев в Америке не является чем-то уникальным. Силбигер далее показывает, что в любом обществе, где их продвижение не было намеренно блокируемо, евреи имели тенденцию становиться богатыми и влиятельными, в процентном соотношении превышая богатых и влиятельных людей среди местного населения. Как нам объяснить невероятный успех еврейского народа? Силбигер приписывает экономический и социальный успех евреев «комбинации факторов, связанных с Еврейской религией и культурой …».4 В своей книге Силбигер описывает, как разные элементы Иудаизма помогали принести евреям финансовый успех. Суть его книги в том, что и язычники могли бы переживать такой же успех, если бы они поступали также. Интересно, что те принципы, которые описывает Силбигер – это принципы, которые Бог предназначил для Своей церкви! Этот невероятный уровень финансового успеха был частью наследия данного Богом! Причины успеха евреев мы находим в тех принципах, которые Бог вложили в Еврейский народ тысячи лет назад. Господь пообещал, что те, кто будут соблюдать наставления, которые Он дал еврейскому народу, БУДУТ успешны. «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (И.Н. 1:8, Втор.28:1-14 и Пс 1:1-3). Посвящение еврейского народа почитать эти истины принесло им успех, который пообещал Бог! Те принципы, которые Бог дал еврейскому народу отделили его от всех других народов. Но, те же самые «принципы успеха» были также частью наследия Церкви. Библейский иудаизм был религией не только Авраама, Ицхака и Иакова, но также Иисуса и апостолов. Апостол Павел писал, то Библейский Иудаизм был корнем, от которого Церковь черпала свою силу (Римл. 11:16-17). Чтобы понять, почему Бог изливал такие благословения на еврейский народ, нам нужно понять, ПОЧЕМУ Бог избрал евреев. Божье избрание евреев! Британский журналист Вильям Эвер написал известное маленькое стихотворение, состоящее всего из двух строчек: Как странно поступил Бог, Что избрал евреев!5 Кто-то в ответ на это написал так: Но еще более странно ведут себя те, Кто избирает Еврейского Бога, но ненавидят Евреев! На протяжении истории многие были озадачены тем, что Бог избрал евреев. Но если вы поймете, ПОЧЕМУ Бог избрал евреев, вы будете очень благодарны за то, что Он сделал это. Чтобы понять, почему Бог избрал именно их, нам нужно увидеть, что из-за принятия язычества человечество потеряло всякое понимание духовной реальности. Как говорит первая глава послания к Римлянам: «осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце» (Римл. 1:21). Мужчины и женщины стали настолько извращенными в своем мышлении, что они уже не понимали, кто есть истинный Бог и как относиться к Нему. Они настолько погрязли в идолопоклонстве, что, услышав истину Божью, потеряли способность постичь ее. И сегодня это также верно во многих местах. Большинство христиан предполагают, что сегодня можно подойти к любому язычнику и сказать: «Иисус любит тебя!», потом провести их в молитве, и они будут спасены! Те, кто служат на миссионерском поле, заверят вас, что теперь это уже не так просто! Язычники утратили способность понимать то, что делает Бог. Когда вы упоминаете «Бог» язычнику, их первой реакцией, скорее всего, будет «какой бог?» Его описание «бога» сегодня – это не Всемогущий Бог, но возможно, какое-то местное божество с ограниченной силой и искаженной моралью. Языческая концепция «бога» гораздо ближе по описанию к концепции «демона». И даже если вам удалось донести Евангелие язычникам и видеть, что они спаслись, необходим длинный процесс обучения, пока они не поймут фундаментальные истины христианства. И это именно та проблема, с которой столкнулись ранние миссионеры, когда они попытались донести Божью истину языческому миру. Ранние апостолы обнаружили, что язычникам было трудно понять Евангелие. Когда Божье откровение доносилось людям с языческим мышлением, результат часто был неоднозначным. У них не было никаких категорий, чтобы даже понять, что говорит Бог. В первом миссионерском путешествии Павел поехал в Листру и сотворил там несколько чудес. Когда апостолы совершали чудеса в Иерусалиме, люди смотрели на это, как знамение от Яхве. В Листре, однако, их реакция была другой – они восклицали: «Боги сошли с небес в облике человеческом». Они назвали Варнаву «Зевсом» а Павла – «Гермесом», и хотели принести жертвы в их честь! То же произошло на Мальте. В Деяниях 28:6, когда Павла укусила змея, люди ожидали, что он упадет замертво. Когда же этого не произошло, их следующим предположением было: «Наверное, он – бог!» Когда Павел учил в Афинах (Деяния, 17 глава), греческие философы сделали такой вывод: «Он проповедует о чужих божествах!» Они услышали, как Павел говорил об Иисусе и о воскресении, и предположили, что Павел «продвигает» божество с именем Иисус и богиню с именем «Воскресение»! Из-за их языческого мышления они не могли понять послание Павла. При чтении Писаний Нового Завета вы можете заметить, что когда Евангелие приходило в языческий мир, то такое его неправильное понимание было довольно распространенным явлением. Даже обращенным из язычников иногда трудно было понять истины Божьи. У церкви в Коринфе не было концепции праведности. В храме Коринфа оргии проституток и пьяниц были актом поклонения. Новообращенные в Коринфе не представляли, что все это было отвратительно Богу! Павлу нужно было написать послание исправления Коринфской церкви, потому что некоторые из этих обращенных жили в аморальности и напивались на Вечере Господней! Обращенные из язычества не понимали, что христианам не должно участвовать в празднованиях язычников. В первомcтолетии языческие храмы функционировали так же, как рестораны или лавки мясника. Животных приносили в жертву языческим богам, потом их забивали, и мясо продавали, или раздавали на языческих празднованиях. Такие празднования были частью их культуры. Люди, обращенные из язычников вхристианство, ничего плохого о подобных праздниках не думали. По тому Павел должен был постоянно разбираться с вопросом об использовании в пищу мяса, посвященного идолам. Святость была одной из самых трудных концепций для понимания язычниками. У языческого мира не существовалоконцепции святости. Самой похожей на эту концепцию у язычников была концепция аскетизма. Греческий аскетизм учил, чтофизическое – это зло, а все духовное – добро. Быть «хорошим» значило отказаться от физического мира. И эта концепция во многом повлияла на языческую церковь. В средние века, если вы хотели быть святым, то принимали на себя обет бедности, переезжали в монастырь и, в прямом смысле слова, истязали себя! Аскетизм повлиял на поклонение. Библейское поклонение было очень еврейским. Оно включало танцы и празднование. В нем было очень много физического выражения: поднятие рук, хлопанье в ладоши, поклонение, склоняясь вниз, и тому подобное. Человеческое тело рассматривалось как инструмент для выражения хвалы Богу. Когда христианство пришло в языческий мир, появилось все возрастающее напряжение по отношению к такому выражению поклонения. Если физический мир – это зло, как физическое выражение хвалы может быть приемлемым для Бога? Такое отношение до сих пор влияет на большую часть церкви. Не задумывались ли вы, почему многие христиане могут читать отрывки из Писания, вдохновляющие нас танцевать перед Господом, хлопать в ладоши для Господа, поднимать руки в хвале и т.д.,… и в то же время никогда не чувствуют себя достаточно комфортно, чтобы на самом деле делать то, что описывается в этих местах Писания. Это потому, что мы до сих пор фильтруем Божьи инструкции о хвале через языческое мышление. Большинство христиан были бы шокированы, если бы узнали, как много принятых нами пониманий на самом деле являются языческим искажением Библейских истин. Многие христиане были научены, что когда ты умираешь, твой дух идет в неземное место, называемое Небесами, где ты будешь жить вечно как бесплотный дух. Вот почему на телевидении, когда хотят показать кого-то на Небесах, они напускают специальный дым, и выглядит это так, будто человек идет по щиколотки в облаках. Знаете ли вы, что такое понимание исходит от языческой концепции жизни после смерти? И это исходит от языческого понимания, что все телесное – это зло. Языческие философы учили, что, когда мы освободимся от испорченного физического существования, мы войдем в нематериальную сферу, где будем существовать вечно как духовные существа. Нигде в Библии вы не найдете такого учения. Библия учит, что период, который вы проведете вне тела, только временный. Бог воскресит вас, дав вам новое физическое тело, которое уже никогда не умрет. Бог также уничтожит существующее небо и землю и сотворит новое небо и землю, где будет пребывать праведность. Святой город Иерусалим сойдет с небес на землю, и Иисус будет царствовать на троне Давида, управляя всей Вселенной. Вот это Библейское учение о вечности. Вы проведете бесконечные века вечности в безгрешном физическом теле во вновь созданной физической Вселенной! Если это удивляет вас, почитайте книгу Откровения! Там это написано! Почему мы приняли идеи, которые противоречат Библии? Потому, что Божье откровение было профильтровано через языческое мышление. Я убежден, что нашему хождению с Господом очень во многом препятствует наше языческое мышление, в путях, которые мы даже не можем представить. Оно ослепляет нас и скрывает от нас Божье откровение. Нация священников Если языческому уму было так сложно понять истины Божьи, как же мир пришел к познанию Бога? Божьим решением этой проблемы было поднятие нации священников, особо наученных понимать и передавать истину Божью. Он взял народ и приготовил его, как тренируют атлетов, заставляя их преодолевать трудности и предъявляя им строгие требования, чтобы внушить им пути Божьи. Они были снаряжены, чтобы служить как свет народам, чтобы передавать истины Божьи всему человечеству. Вот для чего Бог создал еврейский народ. Он взял семя Авраамово и в течение 2000 лет формировал их культуру и понимание, чтобы сообразовать их со Своей истиной. Он дал им откровение о Своей природе, о том, что есть только один Бог, что Он – Бог ревнитель, что Он не разделит Свою славу с языческими идолами. Он открыл, что Он святой Бог, любящий Бог и праведный Бог. Он дал им пророческое видение истории. Они узнали, где история началась, какой она будет в дальнейшем и для чего придет Мессия. Через Свою Тору Он сформировал повседневную жизнь людей; учил их святости: святые дни, святой народ и святые места; учил их праведности и покаянию; разделил их мир на чистое и нечистое, чтобы научить их, что значит осквернение грехом, и что значит быть отделенным от Бога. Он учил их о жертве и о кровном завете. Многие люди древности знали кое-что о кровном завете, но не понимали его так, как евреи. Бог вложил в них понимание библейского круга жизни. Шаббаты и праздники формировали богатый гобелен, в который складывалась жизнь, каждый год, учащий их и напоминающий им о центральных принципах жизни с Богом. Через повторяющиеся очищения и исправления Он втолковал в их умы, что требуется от тех, кто ходит с Богом. И потом, через две тысячи лет подготовки Мессия пришел. Благодаря основанию, которое Господь заложил в еврейский народ, они знали. Кем Он был, и что Он должен был совершить. Когда Иохонан Креститель увидел приближающегося Иешуа, ему не нужно было тратить три часа, описывая, кем был Иисус, и что Он пришел сделать. Он просто сказал: «Вот Агнец Божий, который пришел взять на Себя грех мира!» И все знали, что он имел в виду! Они знали, что такое жертвенный Агнец; и что сделает Мессия. Интересно то, что большинство евреев, которые отвергли Мессию, были теми лидерами, которые отвернулись от своих еврейских корней и погрузились в греческую языческую философию! Через всю историю Бог показывал им, что Он избрал евреев быть народом священников, людей особенно приготовленных, чтобы передавать Его истины языческим народам. Когда Бог вывел израильтян из Египта, Он сказал им: «Вы будете царством священников» (Исход 19:6). Как священники, левиты служили Господу и народу Израиля, так и весь Израиль должен был служить и передавать истины Божьи язычникам. Бог пообещал евреям, что «народы (язычники) придут к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию» (Исайя 60:3), и «вы будете называться священниками Господа, служителями Бога вашего» (Исайя 61:6). В книге пророка Захарии Бог говорил о будущих временах, когда «десять человек из всех разноязычных народов возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Захария 8:23). Бог призвал еврейский народ быть светом для языческих народов. Бог вложил в них истины, которые нам нужно знать, если мы хотим ходить с Богом. Это и есть тот богатый сок от корней маслины. Когда Павел заявил: «Я иду к язычникам!», многие предположили, что он отвергал свой иудаизм, но все было совершенно не так! Это было исполнением его Иудаизма! Он говорил: «Я стараюсь исполнить призвание нашего народа быть светом язычникам!» Куда бы он ни шел, в первую очередь он служил евреям. Именно они были приготовлены Богом, чтобы принять его послание. Первые язычники, которые принимали спасение – обычно были теми, кто уже посещал синагоги, те, кто уже получил какое-то познание Бога. Везде, где было возможно, Павел начинал каждую церковь, ядром которой были мессианские евреи. Они должны были быть лидерами ранней церкви. Их обязанностью, как представителей Божьего народа священников, было передавать знание путей Божьих новообращенным из язычников. В первые три века своего существования церковь была довольно еврейским местом. Ее поклонение следовало еврейскому образцу. Ее организационная структура была похожа на структуру синагоги. Церковь соблюдала праздники, описанные в Ветхом Завете, и использовала многие другие элементы Библейского Иудаизма. Она крепко держалась корней и получала богатое питание от них. Начиная с периода правления Константина и на протяжении темных веков, большинство еврейских элементов нашей веры были уничтожены через постоянные и жестокие преследования со стороны антисемитских лидеров церкви. Церковь сегодня страдает из-за того, что еврейство было утеряно. Я верю, что мы живем в дни, когда Бог восстанавливает то, что украл сатана. Бог влагает в сердца Своего народа жажду по восстановлению нашего утерянного наследия. Чем больше мы понимаем свои корни, тем больше мы сможем понимать и ходить в истинах Божьих. Бог совершает невероятную работу в наши дни. Мы еще не знаем, как будет выглядеть окончательный результат, но я жду с нетерпением, чтобы увидеть, каким он будет. Обетования из 60-й и 61-й главы Исайи будут исполнены. Мессианская церковь восстанавливается!
   
Глава 3 Смерть ранней (подлинной) церкви. В этой части приводятся понятным языком потрясающие факты истории, Церковных Соборов, особенно, как римский буквальный язычник император Константин стал главой церкви и превратил ее в пародию на церковь, а по сути, в христианизированный Римский языческий Императорский культ! Вы узнаете, откуда взялось многое из того, что мы по неведению по-прежнему считаем христианством! Итак, пристегните ремни. «И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего?… И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, …мужи стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу» Иезекииль 8:6,16 Ранняя Церковь была самой могущественной организацией, когда-либо существовавшей в мире. Языческие религии не могли конкурировать с ней. Греческая философия не могла объяснить ее. Преследования лишь только очищали ее и давали ей больший рост. И все же, к VI столетию большая ее часть была уничтожена. К 600-му году не осталось ничего, что характеризовало Раннюю Церковь. Церковь стала коррумпированной политической силой, ненавидимой обычными людьми, которые боялись ее, с очень незначительными признаками жизни и силы, которую она однажды имела. Как умерла Мессианская церковь? Событие, которое, в конце концов, привело ее к смерти, произошло в начале IV столетия. К всеобщему удивлению, это событие пришло в форме большого благословения. «Предзнаменованием смерти» для Ранней Церкви стало «обращение» Римского Императора Константина. Это был 312 г. н.э. Время суматохи и беспорядков в Империи. Императорский трон был пуст и несколько соперников боролись за власть. Двумя из них были Константин и Максентиус. Во время этой борьбы Максентиус вызвал Константина на битву. Константин был предупрежден о том, что Максентиус являлся мастером в магических искусствах, поэтому Константин взывал о помощи к «Верховному богу». Для Константина «Верховным богом» был Митрас – Персидский бог солнца. Говорят, что в ответ на свою молитву, он увидел видение пламенеющего креста в небе рядом с солнцем вместе со словами: «Этим победишь!» Тогда он выступил против Максентиуса и выиграл битву. В результате Константин взошел на трон с заявлением о том, что он теперь последователь Иисуса. Христианам сложно было даже поверить в это. Ведь церковь проходила через века преследований и рассеяний по местам. Так, во время правления Диоклетиана (с 287 г.н.э. до 305 г.н.э.), они пережили одно из самых суровых преследований, которые знала церковь. Преследования Диоклетиана было жестоким нападением на церковь, распространившимся по всей империи. Многие тысячи были замучены и убиты. За 18 лет таких преследований Церковь потеряла почти всех своих лидеров. Так как лидеры церкви более всех находились на виду – они были убиваемы первыми. Библии были конфискованы. Это было время великого бедствия. Почти у всех были друзья или родственники, которые были замучены и убиты. И вот теперь на трон взошел новый император, который провозгласил себя последователем Иисуса. Для большей части церкви это выглядело как ответ на их молитвы. Христианство вдруг из нелегальной религии превратилось в привилегированную. Дни преследований и насмешек закончились. Христианским лидерам, на которых раньше смотрели свысока, теперь оказывали уважение. Быть христианином стало преимуществом, и политическим, и социальным. Вот только несколько примеров того, как Константин оказывал благосклонность церкви: Евсевий писал, что Константин был щедр в деньгах и почестях к известным обращенным. Это привело к тому, что большое число представителей высшего класса обратилось (в христианство). Он объявил воскресенье официальным Римским днем отдыха, чтобы христиане могли свободно поклоняться. Своим солдатам-христианам он дал выходной в воскресенье и заставил своих солдат из язычников повторять монотеистическую молитву. Позже он сделал отдых в воскресенье обязательным для всех. Константин тратил большие суммы денег на строительство новых церквей. Многие из них были возведены в Риме, и величественные здания были построены на видных местах Иерусалима. Множество церквей было построено в новой столице и по всей империи. Константин жертвовал многое из своего имущества в дар церквям. Один из писателей в Италии прокомментировал это: «Он обобрал императорское наследие в пользу нового бога.» В результате этого, вскоре церковь стала единственным самым крупным владельцем земель в Италии. В 356 г.н.э. сын Константина — Константиус повел работу отца еще на шаг дальше. Он запретил все языческие жертвоприношения под страхом смерти. Он закрыл все языческие храмы, многие из них разрушил, а другие превратил в церкви. Для христиан, привыкших к векам преследований, такие перемены казались чудесными. С новыми свободами и привилегиями, которые последовали после обращения Константина, церковь радостно приветствовала его как нового апостола Павла. Однако долговременные последствия этих перемен были подобны катастрофе. Проблема была в том, что Константин не только легализировал христианство, он попытался его улучшить. Перемены в церкви Взамен на свои щедроты, Константин потребовал КОНТРОЛЬ. Один из титулов, данных Римскому Императору, был «понтифик максимус» (первосвященник). По римскому закону Император стоял во главе всех религиозных дел в Империи. Император на протяжении веков являлся главой языческой религиозной системы. Теперь, когда христианство было законной религией, христиане тепло приняли Константина как первосвященника Церкви. Они приветствовали его как нового апостола. И он сам считал себя апостолом. В одной из построенных им церквей он установил статуи 13-ти людей: 12 апостолов и статую самого себя. Причем, его статуя по размеру была больше остальных.2 Когда Константин смотрел на свою новую религию, он видел в ней много аспектов, которые смущали его. Христиане казались примитивными и неискушенными, слишком простыми во многих отношениях. Им не хватало организационных умений, которыми владели римляне. Особенно его волновало то, что в христианстве до сих пор оставалась достаточно сильная еврейская составляющая. Итак, он начал вводить перемены. В 325 г. Константин собрал и возглавил первый Общий Собор (Совет) церквей, известный нам как Никейский Собор. В то время как его официальной заявленной целью было разрешить доктринальные вопросы, Константин использовал его как возможность реорганизовать церковь и придать ей новый вид. Церковь была так благодарна ему за его благословение; они позволили ему это сделать. Давайте посмотрим на некоторые изменения, которые ввел Константин: 1. Смерть домашней церкви Как мы увидели, фокус жизни ранней церкви был на домашней церкви. Каждая поместная церковь была разделена на малые группы, чтобы еженедельно встречаться по домам для общения и служения друг другу на личном уровне. Хотя церковь регулярно собиралась вместе для больших собраний, именно домашние церкви обеспечивали основание ее деятельности. Вскоре после узаконивания христианства Константин построил церковь, названную церковью Святого Иоанна Латеранского в Риме. Здание было построено в стиле базилика. Дизайн ее интерьера был сделан по образцу тронного зала в императорском дворце. Впереди базилики располагалась секция, названная апсида, отделенная для священства (клира). В центре стоял трон, на котором сидел епископ, окруженный полукругом своих советников. Дизайн трона должен был отражать новую позицию епископа, как доверенного слуги Императора. К апсиде было обращено большое открытое пространство – неф церкви, куда подданные епископа (члены церкви) могли приходить и слушать. Вся обстановка была строгая и формальная. Вдохновленный и финансово обеспеченный правительством Императора такой образец церковного здания быстро распространился. Церкви типа базилика были выстроены по всей империи.3 После этого Константин ввел закон, что все «дома молитвы» должны быть упразднены, а также он запретил христианам собираться по домам для служения. Этот строгий указ, предназначенный для того, чтобы «навести страх на своих подданных», был продолжен тем, что «запрещал проводить служения в любых местах, кроме Католических Церквей».4 Переход от неформального служения в домах к формализованному служению в базиликах поменял всю концепцию церкви. До Константина церковь была семьей верующих. После Константина церковь стала зданием, построенным в особом архитектурном стиле. 2. Перемена в поклонении Константин не только дал церкви новые здания, в которых они должны были собираться, он решил улучшить процесс поклонения Богу. Менее, чем за год после его «обращения», Константин издал следующий указ: «Я сделаю простым и понятным для них то, какое поклонение должно воздаваться Богу…, и какую наивысшую обязанность имею я, как Император, как не ту, чтобы предложить Всемогущему Богу истинную религию и достойное поклонение.»5 Поклонение в домах верующих было направляемо Духом и отличалось близостью отношений с Богом, там было очень мало установленных форм или литургии. С приходом Константина как первосвященника это радикально поменялось. Для римского мышления Константина наивысшим проявлением поклонения были торжественные ритуалы Римского Императорского двора. Во время правления Константина эти ритуалы, в своем начале развитые для языческого поклонения Императору, были привнесены в церковь. Служение поклонения превратилось в торжественную публичную церемонию. Развитие получили записанные формы поклонения. Сжигание благовоний и ношение свечей стало широко распространенным выражением поклонения.6 Несколько лет назад Образовательный телевизионный канал показал четырехсерийный фильм о Римской Империи, названный «Рим, его сила и слава». В последние пять минут этого фильма его создатели сделали серьезное заявление. Рассказчик сказал: «Интересно то, что Император Рима до сих пор наиболее почитаем церковью, которую он однажды преследовал. Посмотрите на церковь, и то, что вы увидите в ее архитектуре, – то же вы увидите в архитектуре тронного зала Императора. Посидите в церкви, и то, что вы услышите, — это церемонии императорского двора: торжественность, хоры, гимны, происхождение которых берет начало в церемониях Римского императорского двора.»7 Таким было наследие Константина. Эта перемена в поклонении продолжалась и развивалась на протяжении IV и V столетий. Ко времени Григория Великого, первого настоящего Папы Римского, около 600 г. н.э., образец поклонения был установлен на основании ритуалов Средних Веков. З. Отвержение еврейских корней церкви К началу IV столетия в церкви появилось много разных направлений. В Сирии, например, все еще оставались группы Эбионитов. Эбионитами назывались иудействующие еретики, которые отвергли писания Павла и учили тому, что язычники должны были обрезываться для того, чтобы получить спасение. Другую крайность можно было наблюдать в больших столичных городах Рима и Александрии, где на церковь большое влияние оказывало язычество и греческая философия. Эти церкви отвергли большую часть своего еврейского наследия, смешивая языческие обычаи и идеи с библейскими традициями. Однако, почти по всей Империи, церковь все еще крепко держалась еврейского наследия, принятого от апостолов. Как вы увидите в Приложении 2, большая часть церкви продолжала праздновать Шаббат и праздники, придавая большое значение изучению Торы. Во многих местах члены церкви поддерживали тесный контакт с евреями. С перспективы XXI столетия, мы бы, наверное, отождествили многие из этих церквей с Мессианскими Еврейскими Общинами. Верующие из язычников ходили в свободе Нового Завета, пользуясь всеми преимуществами богатого наследия своих Мессианских корней. Но когда к власти пришел Константин, все это начало меняться. Константин не только изменил место, где церковь собиралась для поклонения, и то, как она поклонялась, он нанес поражение в самое сердце того, чем являлась церковью. Он отрезал Церковь от ее еврейских корней и привил ее к корням языческой греческой философии. Как и множество римлян, Константин ненавидел еврейский народ. Римляне долгое время считали евреев специфическими за их «странности», но после еврейского восстания против Рима и жестокого его подавления в 70-м г. н.э., римляне стали открыто презирать все, что было связано с евреями. Официально евреи были признаны «побежденным народом, враждебно настроенным против Рима». Из-за своей ненависти к евреям Константин решил утвердить языческий характер христианства Рима и Александрии как стандарт для всей церкви. Каждой церкви в империи было приказано следовать этому немессианскому образцу. Те, кто не соответствовал ему – жестоко преследовался. Начиная с Никейского Собора в 325 г. н.э., Константин постановил очистить церковь от ее еврейской составляющей. В письме Константина, направленном епископам сразу после Собора, он объявил о том, что для церкви было бы неправильным следовать обычаям евреев. Говоря о соблюдении церковью Песаха (Пасхи), он писал: «Пусть у нас не будет ничего общего с евреями, которые на самом деле – наши враги…, и эта нерегулярность в освящении дня Пасхи дол


Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

1298 - | 1254 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.