Блок І. Теоретична культурологія
1. Становлення культурології як науки. Статус культурології на Заході, в
Росії, Україні та її місце серед гуманітарних наук.
Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор однойиз самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии.
В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
Намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины.
Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама ≪идея культуры≫.
свою задачу, пишет он, философы видели в выработке некоторой общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом.
Второй этап — эмпирическое изучение явления культуры.Самую первую парадигму наук о культуре, можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попыткисистематизации. этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки. На этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.
Третий этап — построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.
На ч е т в е р т о м этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.
На современном этапе важную роль в развитии культурологии
играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.
В России и Украине культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией.
В постсоветской традиции культурологических исследований можно выделить два этапа. Первый, начиная с шестидесятых годов прошлого века, рассматривает культуру с позиций аксиологии и деятельностного подхода. Согласно аксиологическому подходу культура предстаёт в качестве совокупности значимых достижений человечества (ценностей). В рамках деятельностного подхода культура рассматривается в контексте субъективно-личностного или объективно-общественного становления. В единстве взаимодействия субъективного и объективного культура предстаёт в качестве специфически человеческого способа деятельности. С девяностых годов (второй этап) на постсоветском пространстве получили распространение разработки в русле концепций западной традиции культурологии: семиотики, культурантропологии, структурализма, синергетики, межкультурной коммуникации.
В наши дни на западе культурология представляет собой “закрытую” науку, изучением и исследованиями в области которой занимаются ученые, в России и Украине наблюдается повышенный интерес к культурологии, она включена в учебный процесс как обязательная дисциплина в ВУЗах. Нынешняя система обучения, в связи со все большим количеством отраслей знания и преподаваемых дисциплин теряет целосность восприятия, что становится причиной исключительно компетентных знаний студентов в очень не многих сферах. Чтобы компенсировать общее отсутствие компетентности и используется культурология, как связующее звено.
статус культурологии в системе гуманитарного научного знания двоякий, во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения в рамках любых наук социального и гуманитарного профиля. Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного научного познания.