Особенности культурного развития:
1) В раннесредневековом хорватском искусстве видны следы позднеантичных образцов, хотя и упрощенные.
2) Длительное сосуществование славянской (глаголической) и латинской письменной и церковной традиции, а также их борьба.
3) Географическое расположение Хорватии и Далмации на пересечении немецкой, венгерской, итальянской культур -> их влияние на хорватскую.
4) Романо-славянская этническая дихотомия. В Далмации сложился негативный стереотип «славянина» - грубого, лукавого и глупого. Для хорватов особое значение имела фигура св. Иеронима, уроженца провинции Далмация и потому славянина. Считалось, что он изобрел глаголицу. Иероним был в глазах хорватов тем, кто сочетает в себе романо-латинскую и хорватско-славянскую традицию.
5) Особенность этнического самосознания, связанная с легендой об убийстве князя Димитрия Звонимира. Согласно ей, князь призвал хорватов принять участие в Крестовом походе, но аристократы не захотели участвовать в богоугодном деле и убили его. Перед смертью князь предрек, что хорваты потеряют независимость и будут подчиняться «государям чужого языка» -> 1102г., Хорватия вошла в состав Венгерской короны. То есть потеря независимости – вина самих хорватов, и с 14в. они это четко осознают и мало того, принимают это как Божью кару.
Литература: глаголица занимает существенное место. На ней составляются церковные книги, хозяйственные дневники, юридические акты. Через глаголическую традицию хорватская культура соприкоснулась с чешской (при Карле 4 основан Эмаусский монастырь со славянским богослужением) и испытала ее влияние. Но латынь оставалась господствующим литературным языком вплоть до 15в.
Основные литературные жанры: агиография и исторические хроники.
Агиография: «Житие св. Иеронима», «Чудеса преславной Девы Марии». Помимо житий были распространены морально-дидактические сочинения на религиозную тему («Тундалово видение» о путешествии души ирландского рыцаря по загробному миру).
Хроника: «История архиепископов Салоны и Сплита» сплитского архиепископа Фомы (13в.). От античности до современности. Особенность – объединение романо-латинской и хорватской исторических традиций, внимание к истории всех хорватских земель. «О деяниях римских императоров и святейших отцов» сплитского аристократа Михи Мадиева (14в.). Сведения об истории Хорватии и Боснии 13-14вв.
Изобразительное искусство: стойкость позднеантичных влияний.
Архитектура: в далматинской не было разрыва с античностью вообще. Романский стиль здесь существовал дольше обычного – до 14в.! – соборы в Задаре, Трогире. Готика здесь существовала до 15в., пока не наступил Ренессанс. В континентальной части готика господствует с 13 по 17вв. (эпоха барокко). Яркий пример – собор в Загребе, видно влияния чешской школы Петра Парлера. Живопись: миниатюра с особенно резкими и фантастическими формами, цветовой контрастностью.
Культура Словении
- На культуру Словении (Карантании) оказало влияние ее вхождение в 9в. в состав империи Каролингов, а затем – СРИ. Период с 11 по 16вв. – упадок славянской культуры Словении, связанный с ее германизацией. Однако сохранение в памяти народа своей этно-лингвистической принадлежности к славянству позволили культуре в 16в. испытать небывалый подъем.
- Земский патриотизм как проявление немецко-славянского симбиоза: Каринтия (так называлось словенское герцогство в составе СРИ) – древняя славянская земля, преемница Карантании. В 16в. эта идея станет основой для концепции немецко-славянской карантийской общности. В жизни она не воплотилась, скорее, наоборот способствовала становлению новой и самобытной словенской культуры.
- Малочисленность памятников словенского языка в 11-15 вв. Литературные произведения в большинстве случаев издаются на латыни или немецком языке.
Культура Словакии
- Подобно культуре Словении, на словацкую культуру и самосознание оказало ее вхождение в 10-12вв. в состав более крупного государства – Венгерской короны. В отличие от Хорватии, которая имела широкую автономию, у словаков не было своей государственности, а ее территории были разделены на комитаты. Термин «словак» появляется в 15в. и тождественен термину «славянин». Важной составляющей словацкого самосознания было осознание своего добровольного вхождения в состав Венгерской короны и автохтонность своего происхождения. Эта точка зрения нашла отражение в венгерской анонимной хронике 13в. «Деяния венгров». Такая позиция обеспечивала внутреннюю стабильность этносоциального организма Венгерской короны.
- Складывание словацкой культуры происходило в условиях тесного соприкосновения с венгерской. Причем это была по большей части народная культура, кот. осталась не зафиксированной. Т.е. в словацкой культуре было два компонента – латинско-венгерский и народный словацкий.
- Отсутствие своего литературного языка -> использование сначала латыни, а с 15в. – чешского языка для своей письменности. Это тормозило складывание национальной литературы.
- Развитие изобразительного искусства идет по традиционному для многих стран Европы пути: до 13в. – романика, с 13в. – готика. В литературе распространенным жанром была агиография. С рубежа 14-15вв. словацкая культура испытывает влияние чешской, носителями которой были словаки-выпускники Пражского университета.