Трудоемкость дисциплины
Очное отделение 0105000
Семестр | Вид занятий | Форма контро- ля | ||
лекции | практич. занятия | Всего часов | ||
Защита реферата |
Очное отделение 0512000
Семестр | Вид занятий | Форма контро- ля | ||
лекции | практич. занятия | Всего часов | ||
Защита реферата |
Заочное отделение/0105000, 0101000
Семестр | Вид занятий | Форма контро- ля | ||
лекции | практич. занятия | Всего часов | ||
Контрольная работа |
Характеристика дисциплины
Дисциплина «Культурология» является общеобразовательной, гуманитарной, философской, интегративной областью научных знаний. В качестве суверенной науки существует непродолжительное время, многие вопросы, входящие в сферу ее компетенции, остаются на сегодняшний день дискуссионными. Вместе с тем мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры, как содержание и процесс жизнедеятельности людей. В предлагаемом курсе культурологии культура анализируется как целостное, системное явление, общество изучается на основе закономерностей, признаков и явлений, присущих образу и содержанию жизни людей и обозначаемых как культурные.
Цель дисциплины.
Целью изучения данной дисциплины является раскрытие понятийно-проблемного поля современного культурологического знания, осмысление логики теоретического анализа целостности культуры и знакомство с основным содержанием этого процесса, ориентация студентов на знание культурных достижений человечества, выработка у них стремления и навыков самостоятельного постижения всего богатства культуры для самосовершенствования и профессионального роста.
Задачи дисциплины.
Задачи дисциплины следующие:
Раскрытие и освоение студентами:
- целостного представления о культуре, ее атрибутивных свойствах, функциях;
- исторических закономерностей развития культуры;
- многоаспектности и структурности культуры;
- категорий и понятий культуры;
- сущности фундаментальной роли и универсального характера взаимоотношения с природой, обществом, человеком;
- специфики собственно культурологического знания, отличия его от подхода других гуманитарных наук;
- подготовить студентов к самостоятельной исследовательской деятельности при написании рефератов, курсовых работ.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление о: специфическом характере и сущности научных проблем культурологии, многообразии и самоценности различных культур, тенденциях и проблемах развития современной культуры, культуре отечественной, ее месте в системе мировой культуры и цивилизации.
Знать: формы и типы культуры, историю культуры, особенно отечественной культуры, функции культуры, языки культуры, подходы к изучению культуры, определения культуры, типологию культуры, место и роль человека, других субъектов в культурологическом процессе, основные понятия и категории культурологи, предметные области культурологи.
Уметь: объяснить феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, иметь представление о способе приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры, анализировать живую практику культуры.
Приобрести практические навыки: написание эссе, составление таблиц, анализ основных терминов и понятий, подготовка докладов, изучение специальной литературы, конспектирование, развитие эрудиции.
Пререквизиты.
Для изучения данной дисциплины необходимо усвоение следующих дисциплин
Дисциплина | Наименование разделов, тем |
1. История Казахстана | Раздел 1 Казахстан в древности Тема: Религия, искусство, мифология Раздел П Казахстан в средневековье Тема: Великий шелковый путь на территории Казахстана Позднесредневековая городская культура Раздел Ш Казахстан в составе Российской империи Тема: Культура Казахстана в ХУШ - начале ХХ вв. Раздел 1У Казахстан в условиях тоталитарной системы Тема: Культурная жизнь Казахстана (1917-1992гг.) Культурная политика суверенного Казахстана |
Дисциплина | Наименование разделов, тем |
2. Философия | Раздел 1 Философия в историческом измерении Темы: Философия древнего мира Философия средних веков Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени Философия эпохи Просвещения Философия ХХ-ХХ1 вв. Раздел П Онтология Тема: Бытие культуры Раздел Ш Тема: Человек продукт и творец культуры Раздел 1У Практическая философия Тема: Философия культуры Философия творчества Философия любви |
Постреквизиты
Знания, полученные при изучении дисциплины «Культурология» используются при освоении следующих дисциплин: социология, политология, психология, педагогика, основы права.
Содержание дисциплины по видам занятий и их трудоемкость
лекции | практичес- кие | ||
Раздел 1 Основные вопросы теории культурологии | |||
1. | Введение | ||
2. | Развитие и становление теории культурологии | ||
Раздел 2 Мировые культуры и цивилизации | |||
3. | Центры древней культуры и цивилизации: Вавилон, Египет, Китай, Индия | 2/1 | |
4. | Античная культура | ||
5. | Арабско-персидская культура Средневековья | ||
6. | Культура Европы в эпоху Возрождения и культура Нового времени | ||
7. | Культура России | ||
Раздел 3 Теория и история казахской культуры | |||
8. | Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской культуры | 1/0_ | |
9. | Тюркская цивилизация. Письменность и литература | ||
10. | Средневековая казахская культура | ||
11. | Культура кочевников | ||
12. | Традиционная культура казахов | ||
13. | Казахская культура XIX- нач. XX вв. | ||
14. | Культура Казахстана в советский период | ||
15. | Современный период казахской культуры | ||
Раздел 4 | |||
16. | История религиозных мировоззрений и вероисповеданий казахского народа | 1/0 | |
17. | Конфуцианство и даосизм | ||
18. | Буддизм | ||
19. | Христианство | ||
20. | Ислам | ||
Итого | 14/11 |
Список основной литературы.
1. Абай. Слова назидания. Алматы, 1993.
2. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 2000.
3. Гуревич П. Философия культуры. М.,1994.
4. Гуревич П. Культурология. М., 2003.
5. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1994.
6. Габитов Т. Культурология. Алматы, 2001.
7. Маркова А. Культурология. М., 2000.
8. Тимошинов В. Культурология. Алматы, 1997.
9. Кармин А. Культурология. М., 2006.
10. Культурология. Под ред. Попова Е. М., 1995.
11. Культурология. Под ред. Радугина А. М., 1998.
12. Культурология. Под ред Драча Г. Р.на Дону, 1996.
13. Левикова С. Бобахо В. Культурология. М., 2000.
14. Кононенко Б. Культурология в терминах. М., 2000.
15. Каверин Б. Культурология. М., 2001.
16. Радугин А. Хрестоматия по культурологии. М., 1998.
17. Золотарева Л. История искусств Казахстана. 2000.
18. Флиер А. Культурология для культурологов. М., 2001.
19. Культурология. Энциклопедия ХХ в. Ред. Левит С. М., СПБ, 1995.
20. Античная культура. Словарь. М., 1996.
Список дополнительной литературы.
21. Маргулан А. Бегазы – дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979.
22.Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993.
23. Гумилев Л. Ритмы Евразии. Эпоха и цивилизация. М., 1993.
24. Акишев К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.
25.Касымжанов А. Пространство и время великих традиций. Алматы, 2001.
26.Арнольдов А. Введение в культурологию. М., 1993.
27.Бердяев Н. О культуре. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. М., 1994.
28.Каган М. Философия культуры. СПб., 1996.
29.Левяш И. Культурология. Минск, 1998.
30.Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1996.
31.Сегизбаев О. История казахской философии. Учебник для вузов. Алматы, 2001.
32.Древние цивилизации. Под ред. Бонгард-Левина Г. М., 1989.
33.Байпаков К. Ерзакович Е. Сокровища древнего Казастана. Алма-Ата, 1971.
34.Козыбаев М., Аргынбаев Х. Казахи. Алматы, 1995.
35.Миркина З. Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.
Политика и процедуры.
При изучении дисциплины «Культурология» прошу соблюдать следующие правила:
1. Не опаздывать на занятия.
2. Не пропускать занятия без уважительной причины, в случае болезни прошу предоставлять справку, в других случаях объяснительную записку.
3. Наши мнения могут не совпадать, но прошу аргументировано доказать собственное суждение.
4. При проверке знаний на первом месте знания по истине.
5. Активно участвуйте в учебном процессе, во внеаудиторных мероприятиях (посещение театров, музеев и т.д.).
6. Прошу быть терпимыми, открытыми, доброжелательными к сокурсникам и преподавателям.
Конспект лекций.
Раздел 1. Основные вопросы теории культурологии.
Тема 1.Введение
План лекции
- История возникновения понятия «культура».
- Материальная культура и духовная культура, их взаимосвязь и основные элементы.
- Функции культуры.
4. Формы культуры
Мы начинаем знакомство с историей мировой культуры, развитие которой рассматривается от возникновения человеческого общества до современности. Сложность исследований в области этой научной дисциплины и освоения ее результатов состоит в том, что само понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.
Появлению этого слова в различных европейских языках предшествовало латинское colere, имевшее множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться. Во всех случаях раннего употребления слово cultura означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь.
Дальнейшая эволюция связана с переселением представлений о культивировании, возделывании с естественных процессов на человеческое развитие. Впервые в литературе слово «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона.. В ходе длительной эволюции от Цицерона («культура ума есть философия») до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его содержания.
Т.о. слово культура все чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию термина. Именно с этого на рубеже ХУШ-Х1Х веков началась современная история слова культура.
Принято деление культуры на материальную и духовную. Материальная культура - это мир «второй» природы, мир артефактов. Каждое поколение осваивает доставшееся ему и продолжает унаследованную деятельность; вместе с тем оно изменяет эту деятельность в силу новых условий. Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура — способ деятельности человека, технология этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура — способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
Основой культуры и критерием общественного прогресса являются духовная культура и духовная жизнь общества. Ценностями духовной культуры являются добро, совесть, милосердие, любовь. Опорой развития духовной культуры являются общечеловеческие нравственные нормы, нравственные идеалы.
Глубокое познание культуры происходит через выявление ее основных функций, что предполагает структурно-функциональный подход в культурологии. Методологическими основами изучения основных функций культуры являются выявление сущности, типа и границ социокультурной системы, ее потребностей, структуры и элементов «внешней» и «теневой» сторон культуры. Выделяем следующие функции культуры:
- функция освоения и преобразования мира, связана с потребностью освоения и преобразования сферы обитания и центральным положением человека в природе как творческого существа;
- функция коммуникации – указывает на связь коммуникативных потребностей с социальностью человека. Коммуникация выступает как духовная потребность и условие развития личности;
- функция сигнификации – заключается в выработке значений, символов, наименований, знаков, ценностей обеспечивающих ориентацию человека в природе и обществе;
- функция накопления и хранения информации – подчеркивает значение естественной памяти, письменности, технических средств для хранения информации;
нормативная функция – обеспечивает регулирование поведения, координацию деятельности людей, поддерживает социальное равновесие, эффективное использование исторического опыта, указывает на связь нормативного регулирования с нравственным и религиозным сознанием;
- функция разрядки психических напряжений – обеспечивает гармонизацию психики, создание условий для «сопереживания», коллективных эмоций;
- адаптивно-защитная функция – смыслом данной функции является адаптация к природной среде, защита организма и психики от вредных воздействий и перегрузок. Особое место отводится техническим средствам защиты, медицины и физической культуре.
Формы культуры.
Культура от своего возникновения и до наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продукты.
Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тайлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафриканским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.
Искусство – специализированное художественное творчество, выступает главным элементом художественной культуры как вида духовной культуры общества. Специфика искусства состоит в следовании традициям и в новаторском переосмыслении произведений прошлого и создании новых. Каждый представитель искусства стремится к неповторимости своего творчества, которая выражается в стиле, жанре, формах и др.
Современное искусство многообразно. Оно включает следующие элементы: архитектура, изобразительное искусство, художественная литература, хореография, театральное искусство, эстрадное искусство, киноискусство, цирковое искусство, декоративно-прикладное искусство, телевизионное и аудиовизуальное искусство, компьютерное художественное творчество.
Искусство выступает одной из форм духовного освоения мира человеком, искусство удовлетворяет эстетические потребности людей. Искусство необходимый и закономерный способ существования человека и человечества. Оно регулирует жизнедеятельность людей по законам красоты, законам совершенства, законам возвышенности духовных ориентаций человека. Искусство соединяет культуру человека с его цивилизованностью. Формы искусства – свидетельство поворота общества к человеку и среде его обитания – природе.
Религия – фактор личной, общественной и государственной жизни. Роль религии велика не только в становлении национальной идентичности, но и в устранении конфликтов на этно-конфессиональной почве. В истории культурологической мысли выработан ряд различных социально-философских подходов в понимании религии. Согласно историко-генетическому подходу религия трактуется как определяющий фактор изменения форм человеческого общежития, смены цивилизаций или, применительно к концепции упадка современного западного общества, - как главное условие его возрождения (Тойнби).
В системах объективного идеализма религия рассматривается как одна из исторических форм активности абсолютного духа (Гегель). При аксиологическом подходе главное значение религии усматривается в ее уникальных возможностях ориентации человека на «последние истины», «сакральные ценности» (Тиллих). При гносеологическом подходе религия соотносится с другими формами общественного сознания и расценивается как высшая форма познания. При психоаналитическом подходе религия рассматривается как выработанная форма преодоления противоречий в подсознании человека (Фрейд).
Воздействие религии на общество осуществляется прямо или косвенно. Прямое воздействие религии на человека и общество осуществляется в трех разных формах: 1) воздействие идей и приоритетов религиозного сознания; 2) религиозных институтов; 3) органическом слиянии религиозных отношений с национальными, бытовыми, государственно-правовыми в особые синкретические образования: этноконфессиональные общины, сектантский коммунизм, теократические структуры. В литературе рассматривается противоположное мнение о роли религии в современных условиях: положительной и отрицательной.
Мораль – форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в обществе. Существует особый язык морали санкционирующий специфический способ отношений между людьми. Язык морали нормативен. При нравственной оценке акта индивидуальной или групповой деятельности в стороне остается инструментальная ориентация, успех или неуспех. Мораль характеризуется понятием нравственное осуждение, которое содержит два элемента – описательный и нормативный. Главное – сама норма, ее соблюдение или несоблюдение при оценке поступка личности. Моральная санкция должна быть обоснованной, без немотивированных эмоциональных реакций и применяться по отношению к субъекту как существу наделенному свободой волеизъявления. Ценности морали рождаются в мире свободных существ. Свободный субъект призван осознанно следовать норме морали, в этом состоит отличие его деяния от слепого повиновения. В эпоху постмодернизма остро стоит вопрос об отыскании универсальных норм морали через диалогическое взаимодействие, коммуникацию несхожих культур. Рефлективные возможности практического разума должны быть обращены на обретение общезначимых ориентиров морали для разрешения современных проблем планетарного сообщества.
Наука – область культуры связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке. Современное научное знание – совокупность естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Отличительными чертами науки являются претензии на интерсубъективную значимость – «объективность», системность, теоретичность, использование специализированного искусственного языка. Научное знание реализует функции описания, объяснения и предсказания относительно исследуемых явлений. Развитие научного знания связано с постановкой и разрешением проблем.
Наука – подобно иным формам культуры, уходит своими корнями в пространство жизненного мира.
Рекомендуемая литература: 3,4,5,22,27
Контрольные задания для СРС
1. Какие науки изучают культуру.
- Перечислите значения слова культура.
- Укажите признаки культуры как более высокого уровня жизни общества.
- Перечислите общие факторы возникновения культуры.
- Дайте характеристику материальным и духовным источникам культуры.
- Составьте таблицу «Функции культуры» на примерах раскройте их содержание.
- Укажите элементы материальной культуры.
- Укажите элементы духовной культуры.
- Выделите понятие «культурный комплекс».
10. Укажите субъекты культуры
11. Дайте определения формам культуры.
12. Назовите основные элементы нравственной культуры общества.
13. Перечислите основные виды искусства.
14. Что такое мораль?
15. Укажите мировоззренческую позицию ориентированную на главенство науки.
16. Какие функции выполняет религия?
17. В чем состоит специфика политики как формы культуры.
Тема 2. Развитие и становление теории культурологии.
План лекции
- Культура как объект и предмет культурологии.
- Основные этапы становления и развития культурологии.
- Задачи и функции культурологии.
Содержание культуры многопланово. Существуют сотни ее определений. Понимание культуры складывалось по мере перехода человека и сообщества людей от деятельности присваивающего характера к происводящему хозяйству. В современной науке распространены следующие подходы к объяснению культуры:
- общее определение культуры: это способ и содержание жизнедеятельности людей, отличающие ее от жизни растений и животных;
- понимание культуры состоит в ее объяснении как более высокого этапа развития самого общества;
- культуру характеризует содержание жизни этнической общности или особого ее периода;
- культура понимается как сфера искусства.
Культура выступает показателем развития общества, к ее исследованию обращаются многие науки: археология, этнография, лингвистика, история, культурология.
Объектом культурологии является общество, жизнедеятельность различных его субъектов. Культурология обосновала свою проблематику и самостоятельно формирует предмет. Ее предметом является культура как целостное системное явление; признаки, закономерности, формы, способы возникновения и функционирования культуры в историческом процессе.
Культурология включает в себя теоретическое культурологическое знание, социальные институты и систему научных отношений по поводу изучения культуры.
Культурология – наука изучающая систему культуры, ее генезис, содержание и структуру, закономерности, способы и формы проявления жизнедеятельности людей. Содержание культурологического научного знания включает следующие основные элементы: методология изучения культуры и развитие знания о ней, теория материальной и духовной культуры, история культурологической мысли, теория культуры видов деятельности субъектов общества, теория культуры субъектов общества, типология культуры. Содержание культурологического знания делится на фундаментальное и прикладное.
Выделен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины. Первый этап называют философским, здесь конституируется «идея культуры». Второй этап – эмпирическое изучение явления культуры. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. На этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований. Третий этап – построение культурологии как научной дисциплины, вырабатываются принципы и критерии культурологической истины, создаются идеальные объекты, выстраиваются культурологические теории, складываются дилеммы и парадигмы культурологии. Четвертый этап – складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание. На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия.
Основными задачами культурологии являются: полное и глубокое, целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков, функций, изучение генезиса культуры, эпох и этапов культурологического процесса, определение места и роли человека, других субъектов в культурологическом процессе, разработка категориального аппарата, метода и средств изучения культуры, осуществление взаимодействия с другими науками, изучающими культуру, связь с вненаучным познанием культуры, исследование перспектив развития конкретных культур в планетарной цивилизации.
Культурология как наука, формирующаяся на стыке гуманитарного и социального знания занимает особое место среди других наук. Перспективы культурологии видятся в том, что в ходе «информационной революции», затрагивающей технологии управления производственными, коммуникативными и иными процессами жизнедеятельности людей, наступает этап «революции» в области прогнозирования и проектирования, поддержания техно-гуманитарного баланса в системах ценностных ориентаций и социальных стандартов. Поэтому специалисты со знанием закономерностей социокультурного развития, опытом социальной самоорганизации и саморегуляции окажутся востребованными в наибольшей мере.
Рекомендуемая литература: 3,4,5,11,19
Контрольные задания для СРС
1. Основные подходы к определению культуры.
2. Признаки культуры как способа и содержания жизнедеятельности людей.
3. Признаки культуры как более высокого уровня жизни общества.
4. Какие науки изучают культуру.
5. Дайте определение культурологии
6. Сформулируйте объект и предмет культурологии.
7. Дайте характеристику основным функциям культурологии.
8. Как соотносятся культурология и философия, культурология и другие науки.
Раздел 2. Мировые культуры и цивилизации.
Тема 1. Центры древней культуры и цивилизации: Месопотамия, Египет, Китай, Индия.
План лекции
1. Типологизация культур в философско-культурологических исследова-ниях.
2. Культура Древнего Египта.
3. Культура Древней Месопотамии.
4. Культура Древней Индии.
5. Культура Древнего Китая.
Одна из центральных проблем понимания древнего мира осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нас в историческом времени и пространстве. Древние культуры образуют цивилизационное единство. Неповторимость древних цивилизаций в их единстве, совокупности важнейших признаков, которые придают им принципиальные отличия как от первобытных культур, так и от цивилизаций пришедших на смену. Культурам древнего мира характерны устойчивость, неподвижность, традиционализм. Немецкий мыслитель К. Ясперс (1883—1969) в своем труде «Смысл и назначение истории» центральными понятиями называет «единство истории» и «единство человечества», раскрываемые концепцией «эпохи поворота» или «осевого времени». В ясперсовском понимании «осевое время» обозначает особый период мировой истории Китая, Индии и Запада между 800 и 200 гг. до н.э. «В это время, — пишет К. Ясперс, — происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цэы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В' Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии — в Индии, как и в Китае, — были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки — Илия, Исаия, Иере-мия и Второисаия, в Греции — это время Гомера, философов Пармени-да, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от Друга».
Возникает вопрос: что общего между этими тремя географически разделенными культурными мирами? Во-первых, связывает их прежде всего возникшее новое, которое сводится к тому, что человек осознает в целом бытие, самого себя и свои границы. Другим полюсом этого осознания является постановка человеком целей и проблем, его стремление к свободе, прорастает и развивается индивидуальное сознание. Во-вторых, эти упомянутые культурные миры связывает впервые возникшее в истории самосознание, рефлексия о самом мышлении. В-третьих, настало время универсального разума и религии. В эту эпоху появились универсальные, фундаментальные и до сих пор используемые категории мышления и основания мировых религий. В-четвертых, наступила пора рефлексии, скептицизма, критики традиции и ее изменений. В-пятых, эпоха «осевого времени» венчает конец мифологического периода, проникнутого покоем и очевидностью основных принципов. Рациональная мысль рассматривает миф, рационализирует его, выясняет его причины, творит новые мифы, метафорически преобразуя старые. Возникает бунт в сфере морали против политеизма, стремление к монотеистической религии, происходит демифологизация. Человек ощущает свою неудовлетворенность, что делает его открытым новым неограниченным возможностям опыта, однако поставленные им проблемы остаются неразрешенными окончательно. В-шестых, в эпоху «осевого времени» появляются философы, как выдающиеся индивиды.
Перед нами новый тип человека, способного к тончайшим абстракциям, стремящегося к свободе и счастью на земле и пытающегося достигнуть их путем взлета к идее, атараксии, медитации, саморефлексии, нирваны, Дао или Бога. У человека формируется чувство одиночества, способность отворачиваться от мира, общества. Под влиянием великих людей (аутентичного человека) народные массы изменяются, и в итоге человечество совершает скачок. На основе концепции «осевого времени» К. Ясперс показывает, что синхронно возникшие в эту эпоху ценности являются фундаментальным элементом единства истории как науки и человечества, что они образуют «идеальную» ось, вокруг которой с тех пор «кружится» реальная история человечества.
Сами восточные культуры не похожи друг на друга, демонстрируют многообразие типов, поливариантность.
Огромный интерес вызывает культура Египта, где были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии.
Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощущения. ибо исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления — отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, — а речь упорядочивает их. Именно в рамках этого мироощущения функционирует своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.
Этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты.своего положения бог дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения. Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце к закату. Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо\ но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью. И вот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми, здесь, на земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни, пока их не коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых. Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.
Известна египетская религия идеей загробного преображения в вечности жизни. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (от сюда появление бальзамирования). В земной жизни египтяне поклонялись живому воплощению Ра-фараону, яркое представление об этом дают пирамиды. Благополучие страны обусловлено наличием фараона. В фараоне «воплощались здоровье и зрелость» народа. Благодаря фараону Египет находился в том счастливом положении, что в любом аспекте, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регулярность и порядок. Такова теологическая теория власти фараона, однако на практике шла напряженная внутренняя борьба, обусловленная классовыми и социальными противоречиями древнеегипетского общества. Древние египтяне признавали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными местными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им
божество, от которого зависело их благоденствие. В то же время эти боги и богини считались родителями фараона и его покровителями, а он в свою очередь становился хранителем их культов.
В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, жизнь египтян была на редкость «современной». Все люди были здесь:равны перед Создателем и, как правило, объясняли свои достижения мудрым выбором фараона. Между государством и отдельной личностью не стояли ни узаконенная аристократия, ни промежуточные инстанции. Человека определяло имя его родителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная роль «хозяйки дома», исполнение которой и становилось ее основным занятием. Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отражение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Детей заводили охотно, о них заботились, причем не с целью продолжения рода, а просто ради счастья, которое они приносили, и, памятуя о том, что когда-нибудь именно они смогут дать своим родителям новую жизнь, исполнив погребальные ритуалы.
Правила маат предписывали имущим помогать неимущим, а книги древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. говорили о милосердии и милостыни теми же словами, которые зазвучат позднее из уст потомков Авраама. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, к дисциплине, ярчайшим свидетельством которой служат статуи и рисунки, изображающие фараонов.
Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счи-тгать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.
Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, для них характерен необычайный расцвет. Огромную роль в культуре Египта играла письменность Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. Фараоны и высшие сановники окружали себя скульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В более поздний период развивается религиозная драма и появляется светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте существовали даже труппы бродячих актеров. Высокого художественного уровня достигли древнеегипетская живопись, скульптура и монументальная архитектура. Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ^й присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в' ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается ^асоциальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.
Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Эта индийская культура, самым ярким компонентом которой была Хараппа, выросла на основе местных традиций Севера, городские центры индийской культуры поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.
Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов — «Ригведу», теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху, когда создавались древнейшие из веди-ческих гимнов, арии достигли уже преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но. с другой стороны, арии не создали городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).
Каста — это результат тысячелетнего взаимодействия и развития расовых и других групп в единой системе культуры. В индийском обществе сформировалась очень сложная специальная структура, которая складывалась отчасти на основе преобразования племенных связей, отчасти же из профессиональных сообществ и которая разрасталась в силу приобщения новых этнических групп и возникновения новых профессий. В средние века эта система приобрела известную жесткость и каждая ее социальная группа стала кастой в современном смысле слова.
Заслуживает внимания и индийская семья, которая была и остается до сих пор большой семьей, т.е. братья, дядья, двоюродные братья и племянники тесно связаны друг с другом. Они живут все вместе под одной крышей или в соседних жилищах и часто сообща владеют недвижимым имуществом рода. В Древней Индии были и профессионалы, занимавшиеся развлечением людей. Одни из них посвятили себя высоким искусствам — драме, музыке и танцам, другие бродили по городам и деревням и увеселяли простой люд. Мы читаем о музыкантах, сказителях, акробатах, жонглерах, фокусниках и заклинателях змей, которые были в то время не менее популярны, чем сейчас.
Характерной чертой культуры Индии является то, что в ней мы встречаемся со множеством взаимодействующих между собой религий. Среди них следует выделить следующие основные: брахманизм с его позднейшими формами — индуизм и джайнизм, буддизм и ислам.
. Культура Индии проникнута глубокими значениями и смыслами. Особую роль в реконструкции культуры Древней Индии играют письменные источники, прежде всего, наиболее ранние тексты-«Веды». К высшим ведийским божествам относятся 33 бога, но более отчетливо личностный пафос религиозно-духовной культуры Индии выразил буддизм, который выдвинул в качестве основного вопроса на жизненном пути человека и избавлении его от страдании.
Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название — «китайские церемонии».
Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тыс.до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно. Синтез прежней архаической культуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности состоялся. Он воплотился в системе управления и в ритуальных общественных нормах, но в то же время стал частью общего рационального миропонимания, в основе которого лежало признание естественного порядка как единства социального и природного порядков, как полноты и самодостаточности бытия, как органического, самовоспроизводящего порядка. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.
В конфуцианстве понятие «ли» («этика-ритуал»), охватывающее родственные понятия («правила поведения», «обряд», «обычай», «благопристойность» и др.) стало высшим символом ритуализованной этики, превратилось в' наиболее общую характеристику правильного, даже идеализированного, социального устройства и поведения человека: Ведь за пределами конфуцианства оставалось мистическое и иррациональное, к чему всегда притягивает человека. Экзистенциальная функция религии в этих условиях выпала на долю даосизма (философия Лао-Цзы, старшего современника Конфуция) — учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти. В центре даосизма — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте, господствующем везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него; невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете; даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия. Исходя из идеи о том, что тело человека представляет собой микрокосм, подобный макрокосму (Вселенной) даосизм предложил ряд рецептов достижения бессмертия:
Задачей разума было не его изменение и разрушение, а следование всеобщему Пути (Дао), распознавание этого порядка как вычитывание его в книге человеческого жизни, в природе, приобщение человека к нему, гармоническое единство человека и Неба. Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к жизни всей ее природной полноте и рациональной устроенности.
Одна из важнейших мировых культур – культура Месопотамии, культура древних шумерийцев и аккадцев. Здесь в конце 1У тыс. до н.э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивались древняя культура, планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности. Письменность в форме клинописи требовала определенной многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы – писцов. Письменность служила целям государственного и культового характера. Такой же властью обладали и боги. В таком обществе преобладало магическое сознание. Магия как способ воздействия на природу оставалась в арсенале земледельческого населения «Магическая деятельность – попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, ритмическим, «божественным» Словом, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями – казалось столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно полезный труд».
Изучение письма, языка достигли в Вавилоне большого развития, благодаря тому, что у вавилонских семитов шумерский язык продолжал играть роль священного языка. Замечательным памятником литературы является «Диалог между господином и рабом о смысле жизни», который подвел итог всему предшествующему развитию общества сложившемуся в долинах Шумера и Аккада. Культуру шумеров невозможно представить себе без искусства. Прежде всего, она положила начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и зиккуратов — святынь-алтарей. Последние составляли часть комплекса священных зданий, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. Классическим образцом является зиккурат в Уруке, одном из важнейших центров религиозной и художественной культуры; его фасад был покрыт мозаикой из красных, голубых и черных плиток в соответствии с геометрическим орнаментом. Святыня в Уре, прообраз вавилонской башни, построен в 1000 г. до н.э. Каждая ее архитектоническая линия тщательно рассчитана, уменьшена или увеличена, что исправляет иллюзию перспективы. Принципы такой архитектуры были восприняты ассирийцами из Северной Месопотамии в конце II тысячелетия до н.э. Аналогичными были зиккураты в Эриду (3500 г. до н.э.) и в Уруке, посвященные богу неба Ану. Эти зиккураты стали местами культа, типичными для всей Месопотамии. Они были также центрами ученых-жрецов, занимающихся в первую очередь математикой и астрономией.
Шумеры - весьма художественный народ. Очень рано у них развилась скульптура, хотя в стране было мало камня. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах, чтобы они молились за основателя святыни. В более поздние времена появляются статуи из диорита, Шумеры развивали также пластику в металле, впервые, очевидно, использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, раковинами и бронзой. Обнаружены и оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные повозки. Все это свидетельствует о высокой культуре Шумера.
Шумеры первыми в истории искусства применили непрерывное повествование о событиях. На это указывает тот факт, что именно в Шумере создан самый древний эпос о легендарном владыке Гильгаме-ше. В этом эпосе речь идет об атрибутах света и блеска в земном мире человека, которые рассматриваются эстетически как формы этической чистоты. Стиль шумерского искусства был воспринят вавилонской, ассирийской и халдейской цивилизациями Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями.
Рекомендуемая литература:4,5,11,12,32
Контрольные задания для СРС
- Материальные основы развития культуры Востока.
- Эволюция письменности древних цивилизаций.
- Особенности и основные направления развития культуры Индии.
- Значение китайской культуры для развития современной цивилизации.
- Архитектура Древнего Египта.
- Этика конфуцианства.
Тема 2. Античная культура.
План лекции
- Этапы становления античной культуры.
- Основные черты культуры Древней Греции и Древнего Рима.
- Роль наследия античной культуры в последующем развитии мировой цивилизации.
Античной культурой называют древнегреческую и древнеримскую культуру в широком смысле. История культуры Древней Греции делится на пять периодов:
- крито-микенская культура ХХУ-Х1У вв. до н.э.;
- гомеровская культура ХШ-1Х вв. до н.э.;
- культура архаического периода УШ-У1 вв. до н.э.;
- культура классического периода У-1У вв. до н.э.;
- эллинистическая культура Ш-1 вв. до н.э.
Культура Древнего Рима включает также пять основных периодов:
- культура раннего Рима и Италии УШ-У1 вв. до н.э.;
- культура ранней Римской республики У-1У вв. до н.э.;
- культура расцвета Римской республики Ш-1 вв. до н.э.;
- культура Рима эпохи ранней Империи 27г. до н.э. – П в. н.э.;
- культура времени упадка Римской Империи Ш-У вв. н.э.
Античная культура – колыбель современной цивилизации. Первой предпосылкой античной культуры является семиотическое производство, оно включает в себя: счет, алгоритмы вычисления, построение планов полей, определение объемов тел, подсчет времени появления и захода за горизонт первых звезд и планет. По форме семиотическое производство является обычной хозяйственной деятельностью и деятельностью не относящейся к производственной деятельности.
Второй предпосылкой античной культуры является кризис мировоззрения человека древнего мира. Человек понял безрадостную перспективу загробной жизни, была поставлена задача блаженно закончить жизнь – т.е. преодолеть смерть, стать бессмертным. Человек перестал ощущать поддержку богов и стал искать опору в себе самом. Третья предпосылка появления античной культуры – изобретение греками рассуждений для того чтобы усвоить мудрость других народов (египтян, вавилонян, финикийцев, персов) и объяснить мудрость грекам.
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, пополнила и приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры. Первые греческие мудрецы Фалес, Пифагор, Анаксимандр переосмысливали мысль Востока. Необходимо было не только пересказать то, что было усвоено, но и обосновать мысль. Это зародыш греческого мышления т.е. разделение действительности на два плана то что на самом деле существует и то что видится. На первый план вышло рациональное научное мышление, именно оно обеспечило развитие античной культуры. Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры. Государство не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека. Это определяло то чувство единства личного и
общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата, разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою классическую форму в Олимпийских играх.
И наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, как антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей», Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками. Театр, поэзия, изобразительное искусство были в Афинах не мнимым, а подлинным достоянием народа, облагораживающим его нравы. Гуманности правосознания служило также и религиозное сознание, ориентированное на пантеон богов Олимпа.
Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной). Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что нравится, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру. Представление о красоте человека прежде всего ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Вся повседневная жизнь древнего грека классической культуры пронизана искусством: не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей — живописные фрески на стенах, статуи, ковры, художественно украшенная мебель, керамические сосуды, живопись которых представляет весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Наступила эпоха эллинизма — синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока.
До сих пор широко распространено представление о том, что древне-римская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями
Культура Древнего Рима формировалась двумя путями. Первый путь состоял в созидательной деятельности племен, населявших территорию современной Италии, особенно племя этрусков. Они основали Рим, его символ капитолийскую волчицу, изобрели жилые здания с крытым двориком в центре, строили водопроводы и канализацию, изобрели якорь и медный таран на носу корабля. Второй путь формирования культуры Древнего Рима - присоединение древнегреческих городов – полисов и других территорий. В ходе подчинения перенималась и культура. От греков римляне восприняли алфавитное письмо (его вариант) и, соединив его с письменностью этрусков образовали латинский алфавит. Материальная культура греков – ремесленное производство, кораблестроение, сельскохозяйственная деятельность, очаги и средства торговли - также составили основу культуры Рима. Использована была и полисная система государственно-политического устройства. Особенно много древние римляне переняли от греков в сфере духовной культуры: философию, архитектуру, ваяние, научные знания, театральное и музыкальное искусство, поэтику.
Постепенно формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской державы, превратившейся в Римскую империю, не только распространилась в римских провинциях, но и сама вобрала в себя достижения культур этрусков, западных и восточных народов. Однако, впитывая инокультурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в своей социальной логике, сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и заимствуя лишь то, что этой целостности не противоречит.
На протяжении нескольких веков Древний Рим совершил эволюцию от полиса к империи, а римлянин — от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка. Для гражданина характерны были непосредственные связи в системе община — гражданин, т.е. связи соучастия. Весьма большое значение имело то обстоятельство, что в Риме имело место равенство граждан в смысле юридической ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз — размер имущества и происхождение, что и Определяло место гражданина в социальной иерархии, его права и обязанности. Так, народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом, но простые люди не могли рассчитывать занять высокие должности, это было доступно только лицам с высоким цензом. Римский гражданин ориентировался на следующую систему ценностей: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода. Характерной и специфически римской была неразрывная связь свободы и экономической независимости: «жалованье делает человека рабом». Человек экономически зависимый не смел высказывать мнение, не угодное тому, кому он был чем-то обязан. Вместе с социальной историей Древнего Рима происходила эволюция его религии от древнейшей общинной религии, в которой не было антропоморфных богов (их представляли в виде неопределенных сил), до христианства.
Велико в древнеримской культуре значение права, изучение, комментирование и разработка которого считалась делом, достойным всяческого уважения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежавшим; наиболее известным примером может служить Цицерон. В течение многих столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни; римское-право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.
Своеобразна и римская наука, исходящая из представлений о вечном, одушевленном, неделимом и совершенном космосе, — в ней ре было антиномии природа — человек.
В Римской империи различались умозрительные (теоретические) и эмпирические (практические) науки; сюда же относили и искусства (науки), удовлетворяющие потребности роскоши. Практические науки ближе к действительности и диктуются необходимостью: это медицина, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право и прочие жизненно важные области знания. Занятия этими науками традиционно считались достойными «благородного» человека и включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, асрономии.
Свой облик имеет и римское искусство, которое возникло из смешения местных (в основном этрусских) традиций искусства с греческим влиянием. На римское искусство оказывают влияние и различные народы — германцы, галлы, кельты и др., входившие в состав многонациональной Римской империи, но эти влияния не изменили существенно основных особенностей римского искусства. Его художественная форма является результатом специфических для Рима идеологических предпосылок. Римское искусство — продолжение греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики. От этрусков римское искусство получило свое основное наследство.
Римская архитектура взяла многое у этрусской — круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре.
Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.
В области скульптуры римляне — также последователи этрусков. Они заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического отражения действительности. Римский скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков.
В живописи римское искусство тоже имеет значительные успехи. Создается оригинальная живопись, отличная от греческой. Римский живописец прежде всего стремится отразить окружающую природу и расположить фигуры в пространстве. Он не достигает реалистического отражения действительности, но создает определенные иллюзии ее, подчеркивает внутреннее пространство линеарно, хотя и без достижения перспективы (которая появляется гораздо позже). Все это дает римской живописи определенное преимущество перед греческой.
Прекрасна и римская поэзия, золотой век которой наступил в эпоху Августа.
В конце V в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Сегодня оно является существенным ингредиентом Западной к