Итог развитию книжной миниатюры этого периода подвела Большая винчестерская Библия (XII в): несколько художников переработали итальянские и византийские образцы.
Иллюстрации помещены внутри заглавной буквы, иногда на отдельной странице, иногда на той же странице помещен кусок текста. Фоны, на которых изображена иллюстрация в букве, разные – иногда цветные – синие, желтые, красные, иногда золотые.
Своей вершины их мастерство достигло в работах мастера, которого называют мастер Моргановского листа, по отдельному листу с изображением истории Давида, который хранится в Моргановской библиотеке в Нью-Йорке.
Это лист из Большой винчестерской Библии. На нем изображена История царя Давида: победа над Голиафом; Давид услаждает царя игрой на арфе/его помазывают на царство; его сын Авессалом, восставший против него, погибает, запутавшись волосами в ветвях дерева. Вокруг изображения – орнаментальная рамка. Фон – красный и синий, изображение сделано в 3 яруса.
Билет 28.
Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика. Сен-Дени, церковь аббатства Сен Жермен в Париже, Санс, Нуайон, Лан, Нотр Дам де Пари.
Сен-Дени.
1140 г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
К первой половине 12 в. власть королей во Франции усилилась. Друг и советник королей Людовика VI (1108-1137 гг.) и Людовика VII (1137-1180 гг.) сыграл тут решающую роль. Вернул монастырские земли от баронов и принялся за строительство.
Использует достижения романского стиля Иль-де-Франса, где во второй четверти 12 в. зародилась готика. К тому времени Сугерий уже начал работу над новым западным фасадом церкви Сен-Дени. Этот фасад еще не строго готический. Поэтому церковь Сен-Дени следует рассматривать не как совершенно оригинальный первый образец готической архитектуры, а скорее как главный катализатор развития готики, придавший мощный импульс тому движению, которое началось несколькими годами ранее.
Очевидное тому свидетельство – использование нервюрных сводов, которые в будущем станут одной из главных отличительных черт готической архитектуры. Технические и эстетические преимущества этой конструкции свода получили признание уже в первые годы 12 в. в нескольких районах Европы – главным образом в Северной Италии, в Шпайере на Верхнем Рейне, а также в Дареме (Англия), откуда нервюрный свод попал в Нормандию. Архитекторы Иль-де-Франса позаимствовали его у нормандцев и стали применять уже около 1140 г., - например, при строительстве церкви Сент-Этьен в Бове, на границе с Нормандией.
Важно, что еще до реконструкции церкви в Сен-Дени архитекторы Иль-де-Франса экспериментировали с нервюрными сводами хора. Применение нервюрных сводов для перекрытия сложного в плане хора с нишами неправильной формы открывало перед зодчими невиданные возможности в области способов сочленения архитектурных пространств.
Сен-Дени было важным для поддержания традиции королевской власти – тут в 754 г. короновался Карл Великий как король франков, а потом короновался Карл Лысый. Помимо франкских королей и Меровингов тут была гробница св. Деонисия (Дени), покровителя Франции. В Средние века этого легендарного первого епископа Парижа путали с Дионисием Ареопагитом, учеником апостола Павла, которому приписывались чрезвычайно важные в христианской традиции сочинения Псевдо-Дионисия (созданные, вероятно, в Сирии ок. 500 г.). В этих влиятельных трудах получила развития теория небесных иерархий. Для сторонников этой теории восстановление монархической власти было не самоцелью, а частью божественного плана Спасения, важное место в котором отводилось французским королям. Связь настолько сильна, что Людовик VII собственноручно перенес мощи святого Дионисия из старой крипты в место, отведенное для них на верхнем ярусе хора.
В архитектуре этой церкви нашли отражение две идеологические стратегии, осуществлявшиеся в целях укрепления королевской власти в 12 в.
Первая заключалась в возрождении старинных традиций, благодаря чему французские короли могли утвердиться в качестве прямых потомков законной королевской династии.
Вторая заключалась в пропаганде новых идей, направленной на искоренение памяти о событиях недавнего прошлого.
Иными словами, новое (как в политике, так и в архитектуре) рассматривалось как средство оценить по достоинству и возродить старое. Готическая архитектура, в том виде, в каком она зародилась в аббатстве Сен-Дени, была призвана выразить эту идею наглядно и осязаемо.
Сугерий не стал перестраивать всю церковь сразу. Сначала он взялся за обновление вестверка. Хотя в 18-19 вв. Эта часть здания сильно пострадала (северную башню пришлось снести после неудачной попытки реконструкции), в ее очертаниях до сих пор чувствуется дух того начинания, которое было предпринято в 30-х гг. 12 в.
В плане восьмерик имеет глубину в два пролета и ширину – в три пролета. Три новых портала облегчили прихожанам доступ в старую церковь, а вдобавок замаскировали несколько капелл, расположенных на верхних ярусах, внешние стены которых прежде слишком выступали за плоскость стены.
Этот обновленный фасад, нартекс которого оснащен пучками толстых колонн и сводом нового типа с перекрещивающимися нервюрами, создает при взгляде снаружи отчетливое впечатление, что архитектурная конструкция его для человека тех времен обладала значимой символикой.
Благодаря венчающим фасад зубчатым стенам, ритм и пластика которых подчеркиваются мощными контрфорсами, все здание выглядит словно триумфальные ворота или неприступный замок. В нем отразилось как светское могущество настоятеля Сен-Дени, так и торжество набирающей силу монархии.
А богатый скульптурный декор порталов, бронзовые ворота, сохраненные по распоряжению Сугерия от старого здания, пояснительные надписи и постоянно повторяющийся на стене фасада мотив цифры три превращают этот вестверк в символическое преддверие Небесного Иерусалима.
Еще до завершения западного фасада, в 1140 г., Сугерий приступил к реставрации хора церкви. Завершены эти работы были в очень короткий срок – уже к 1144 г. Новый хор несет не столь очевидную символическую нагрузку, как фасад, но архитектурные качества его несравненно выше. Если новая крипта и деамбулаторий, внутри которого сохранилась крипта старого здания, все еще выполнены в романском стиле и имеют довольно простые формы, то возвышающийся над ними новый хор отличается настолько тонкой филигранной работой, что в 1231 г. Верхний ярус его пришлось перестроить, чтобы он не обрушился.
В деамбулатории с изящными колоннами, на которых покоятся массивные своды, плоскости стен почти неразличимы. По контрасту область, в которой расположены доходящие почти до пола окна, просторна и залита светом.
Вместо принятого ранее простого обхода в новой церкви Сен-Дени использован деамбулаторий с двойной аркадой, отделенный от боковых нефов элегантными монолитными колоннами, которые принимают на себя тяжесть нервюрных сводов с таким изяществом, словно те вовсе не имеют веса. Своды внешней аркады объединены со сводами капелл, в результате чего создается единое, нерасчлененное пространство.
Элементы, использованные при строительстве хора церкви Сен-Дени, - такие, как бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод, - не новы. Но что поистине поражает новизной, так это их сочетание. Сугерий и работавший с ним неизвестный архитектор создали из этих элементов великолепный санктуарий, ставший достойным венцом всего поразительного по своей красоте строения.
Хор обновленной церкви равно потрясал воображение и простого, необразованного прихожанина, и аббата, способного дать этому санктуарию утонченную аллегорическую интерпретацию.
Тот факт, что для возведения нового хора (примыкавшего к старому центральному нефу, который был сохранен в неприкосновенности, ибо, согласно преданию, был освящен самим Христом) аббат Сугерий намеревался привезти из Рима античные колонны, позволяет нам увидеть истоки готической архитектуры – стиля, который, по общему мнению, является новаторским и неклассическим, - в новом свете, а именно как попытку возрождения старинных традиций.
В то же время новый хор и фасад придавали историческому нефу современное значение. В соответствии с политической стратегией старое и новое укрепляли и поддерживали друг друга.
План реконструкции Сен-Дени был создан Сугерием с опорой на классические теории риторики. Соединение разных по характеру конструктивных частей здания – принцип разнообразия, то, что крипта и распложенный над ней хор выполнены в разных стилях, возможно, следствие принципа о том, что различным сюжетам речи оратора должны соответствовать различные стили.
Это не просто усовершенствованный романский стиль, а попытка создать нечто новое на основе критического переосмысления старого. Предпосылки для возникновения стиля – архитектурные новшества 30-х гг. 12 в.