Лекции.Орг


Поиск:




Приложение II этика поедания мяса: радикальный взгляд




А сейчас

Камень напугался

"Увидев меня.

И спасся,

Притворившись мертвым.

Норберт Майер

И значальные мотивы большинства знакомых мне вегетарианцев далеки от стремления питаться правильно. Они настаивают на том, что вегетарианская диета полезна для здоровья, тем не менее, многие воспринимают крепкое здоровье. Как награду за чистоту и добродетель диеты или как дополнительный приз. На своем опыте я убедился, что гораздо более действенным мотивом для самых разных людей, от идеалистически настроенных студентов колледжей, активистов социальных и экологических движений до приверженцев восточных духовных учений вроде буддизма и йоги, оказывалась нравственная или этическая сторона вегетарианства. Сформулированная такими авторитетными духовными светилами, как Махатма Ганди, и инициаторами экологического движения, такими, как Фрэнсис Мур Лаппе, нравственная причина отказа от мяса поначалу ошеломляет. Как мясоед, который всеми силами стремится жить в мире с окружающей природой, и как честный человек, пытающийся покончить с лицемерием, царящим в нашей жизни, я был вынужден принять эти доводы со всей серьезностью.

Самый типичный из них звучит так: чтобы удовлетворить существующий в современном обществе колоссальный спрос на мясо, животных заставляют терпеть немыслимые страдания, держат в тесноте, в грязи, взаперти. В одну клетку запихивают двадцать кур, свиней держат в бетонных загородках — таких узких, что не повернуться. Эта жестокость отвратительна, но еще хуже негативное влияние на окружающую среду. Животным мясных пород скармливают 3‑7 кг растительного белка на каждые полкило мяса — непростительное явление в мире, где столько людей голодает. 0,1 гектара достаточно, чтобы целый год кормить вегетарианца, но более 1,5 гектаров потребуется, чтобы вырастить зерно для производства мяса, которого среднестатистическому мясоеду хватит на год. Иногда эти гектары — вырубленные тропические леса. Истощаются и водные ресурсы: на долю мясной промышленности приходится половина всей воды, потребляемой в США. Около 10 тыс. литров требуется для производства полкило говядины, а между тем для выращивания полкило пшеницы нужно всего 100 литров воды. Расходование запасов полезных ископаемых — еще один серьезный недостаток мясной промышленности. Питьевые воды загрязняет около 1,6 млн. тонн животноводческих стоков, и не будем забывать о том, что вместе с ними в воду, а значит, и в муниципальные водопроводы попадают антибиотики и синтетические гормоны. Даже если не принимать во внимание убийства (об этом позднее), вышеперечисленных фактов достаточно, чтобы понять, как безнравственно поддерживать эту систему потреблением мяса.

Не стану оспаривать приведенные статистические данные, скажу только, что они относятся к мясной промышленности, существующей в настоящее время. Это весомый аргумент, но не против мясоедения, а против мясной промышленности. На самом деле есть и другие способы выращивания домашнего скота мясных пород, — способы, при которых животные способствуют восстановлению окружающей среды, а не загрязняют ее, к тому же избавлены от страданий. Возьмем, к примеру, традиционную ферму, на которой выращивают различные культуры, где есть пастбище и фруктовый сад. В этом случае навоз не загрязняющее вещество и не побочный продукт, а ценное удобрение, повышающее плодородность почвы. Вместо того чтобы лишать зерна миллионы голодных, животных выпускают на пастбище, где они питаются травой на земле, непригодной для выращивания других культур. Когда животные выполняют тяжелую работу — возят плуги, склевывают насекомых, роются в компосте, — они помогают экономить природное топливо, а фермер не пользуется пестицидами. К тому же содержание животных на свободном выгуле не требует так много воды.

На ферме, где не только занимаются производством, но и заботятся об экологии, домашний скот играет важную роль. Циклы, связи, взаимоотношения сельскохозяйственных культур, деревьев, насекомых, навоза, птиц, почвы, воды и людей на ферме образуют сложную сеть, паутину, органическую по сути, которую невозможно причислить к той же категории, что и свиноферму на 5000 голов. Любая естественная среда — дом для животных и растений, поэтому само собой разумеется, что сельское хозяйство, которое стремится быть как можно ближе к природе, занимается и тем, и другим. Конечно, на исключительно растениеводческой ферме дикие животные могут представлять серьезную проблему, потребуется отпугивать их. Грядки с латуком и морковью — лакомая приманка для кроликов, бурундуков, оленей, способных за ночь уничтожить целое поле. Фермерам, выращивающим овощи, приходится огораживать поля проволокой под током, пользоваться силками, капканами и гораздо чаще, чем думают люди, применять для защиты полей оружие и яды. Даже если фермер воздерживается от убийств, выращивание овощей требует постоянного ухода за землей, в первую очередь — возможности отгородиться от окружающей природы.

Да, наверняка возразит кто-нибудь, но идиллические фермы прошлого не удовлетворят гигантские потребности нашего общества, привыкшего к мясу. Даже если питаешься только органическим мясом, твоя диета неэтична, поскольку того же уровня потребления придерживается еще шесть миллиардов жителей Земли.

Подобные доводы проистекают из ничем не обоснованного предположения, что наша нынешняя мясная промышленность стремится к росту производительности. На самом деле ее задача — получение максимальной прибыли, то есть увеличение не производства, а отдачи с каждого затраченного доллара. С финансовой точки зрения более целесообразно держать тысячу коров в тесном помещении, кормить их зерном, выращенным на обработанном химикатами поле площадью 2500 га, а не выгонять на каждое из двадцати пяти полей площадью 100 га сорок коров, содержащихся на семейной ферме. Первый способ производства более рентабелен, особенно с точки зрения использования наемного труда. При нем требуется меньше рабочих рук, а это неплохо в нашем обществе, где не ценится фермерский труд. Однако в первом случае затраты на производство говядины в пересчете на гектар площади поля (на литр воды, единицу топлива или другие статьи расходов) гораздо выше.

В идеальном мире мясо имелось бы в избытке, но стоило бы оно гораздо дороже. Иначе и быть не может. Племенные сообщества понимали, что мясо — особенная еда, его ценили как высший дар природы. Если бы в нашем обществе такое отношение к мясу выражалось ценой, она была бы баснословной. Однако средние цены на мясо (и другие продукты) удивительно низки по сравнению с общими расходами покупателей — и по историческим меркам, и по сравнению с ценами в других странах. Смехотворно дешевые продукты разоряют фермеров, умаляют значимость самой пищи, делают менее эффективные способы производства экономически невыгодными. Будь пища, а мясо в особенности, более дорогой, мы, вероятно, не расходовали бы его так бездумно: этот фактор тоже следует принять во внимание, оценивая нынешние масштабы потребления мяса.

До сих пор я вел речь о жестокости производителей мяса и влиянии производства на экологию — важных нравственных мотивах вегетарианства. Но вегетарианство существовало еще до появления нынешней мясной промышленности, основанное на простом убеждении, что убийство — грех. Несправедливо отнимать у животного жизнь, если в этом нет необходимости, это кровавая, жестокая и варварская затея.

Разумеется, растения тоже живые, а большинство вегетарианских диет предусматривает убийство растений (исключение — фруктарианская диета, состоящая только из фруктов). Впрочем, мало кто приравнивает убийство животного к убийству растения: большинство считает, что животные — более высокоорганизованная форма жизни, с развитым сознанием и способностью ощущать страдания. Животным люди сочувствуют охотнее, тем более что те испускают крики страха и боли, но лично мне жалко и садовые сорняки, которые приходится вырывать с корнем. Тем не менее довод «растения тоже живые» вряд ли охладит нравственные порывы вегетарианца.

Следует также отметить, что механизированное выращивание овощей сопряжено с массовым убийством микроорганизмов, находящихся в почве, насекомых, грызунов и птиц. И опять-таки, этот довод не затрагивает главную мотивацию вегетарианцев, поскольку речь идет о случайных убийствах, которые можно свести до минимума. Как нам всем известно, почва и сама Земля — существа, наделенные чувствительностью, и сельскохозяйственное производство, пусть даже растениеводство, убивающее почву, реки, землю, в нравственном отношении заслуживает такого же порицания, как свиноферма. У нас вновь возникает насущный вопрос: разве это хорошо — убивать наделенные чувствительностью существа?

Можно также задаться вопросом, так ли необходимо это убийство. Специалисты в области питания в основном благосклонны к вегетарианству, однако небольшая часть исследователей яростно оспаривает пользу, которую оно приносит здоровью. Анализ этих споров в данной статье неуместен, но после долгих лет экспериментов на себе я убедился, что мясо необходимо мне, чтобы сохранить здоровье, силу и энергию на различных жизненных стадиях. Перевешивает ли мое здоровье право другого существа на жизнь? Этот вопрос возвращает нас к проблеме убийства. Пора отбросить все невысказанные предпосылки и ответить на него напрямик.

Начнем с очень наивного и провокационного вопроса: «А что плохого, в сущности, в убийстве?» И кстати, что плохого в смерти?

Невозможно подробно изучать нравственную сторону мясоедения, не задумываясь о смысле жизни и смерти. Иначе мы рискуем впасть в лицемерие, поскольку отделены от реальной смерти, стоящей за каждым куском съеденного нами мяса. Физическая и социальная дистанция от бойни до обеденного стола изолирует нас от страха и боли, испытываемых животными, которых ведут на убой, после чего умерщвленное существо превращают в куски мяса. Наши предки не знали подобной роскоши: в древних сообществах охотников и земледельцев убийства совершались совсем рядом, были личным делом каждого, не давали возможности игнорировать тот факт, что еще недавно кусок мяса был живым, дышащим существом.

Наша отделенность от смерти выходит далеко за пределы пищевой индустрии. Собирая земные сокровища — богатство, положение в обществе, красоту, опыт, репутацию, — мы не задумываемся о том, что они недолговечны, а потому ничего не стоят. «В могилу их с собой не унесешь», — гласит пословица, однако американское общество, зацикленное на мирском стяжательстве, поддерживает убеждение, что и такое возможно, что и наши накопления имеют подлинную ценность. Зачастую лишь близкое знакомство со смертью помогает людям осознать, что для них важно на самом деле. Реальная смерть убедительно доказывает, как нелепы цели и ценности привычной современной жизни, будь она личной или общественной.

Неудивительно, что в нашем невероятно богатом обществе распространен страх перед смертью, столь же беспрецедентный в истории, как наше богатство. На личном и общественном уровне продолжительная и стабильная жизнь значит больше, чем то, как прожита эта жизнь. Особенно наглядно об этом свидетельствует наша система здравоохранения, считающая смерть «отрицательным результатом», предпочитающая ей даже длительную агонию. С подобными взглядами я сталкивался, общаясь со студентами Пенсильванского университета, которые предпочитали мучиться, изучая ненавистные дисциплины, чтобы получить нелюбимую работу, обещающую, однако, финансовую стабильность. Они боятся жить как подобает, требовать того, что принадлежит им по праву, а именно радости и увлекательной работы. На тех же опасениях основана одержимость нашего общества вопросами безопасности. Главная американская мечта нашего времени — максимально отгородиться от смерти и почувствовать себя защищенным. Только эго способно добиваться постоянства от того, что по определению не является постоянным.

Если копнуть поглубже, думаю, корни этого страха кроются в присущем нашей культуре разделении души и тела, материи и духа, человека и природы. Научное наследие Ньютона и Декарта говорит о том, что мы ограниченные и разобщенные существа, что жизнь и ее события случайны, что устройство жизни и вселенной можно полностью объяснить объективными законами, применимыми к неодушевленным элементарным частицам, следовательно, смысл жизни — иллюзия, а Бог — воплощение наших напрасных желаний. Если материя — все, что есть в мире, если жизнь лишена смысла, тогда, конечно, смерть — величайшая из катастроф.

Любопытно, что религиозное наследие Ньютона и Декарта немногим отличается. Когда религия уступает физике право объяснять, как устроен мир, то есть космологию, она устремляется в возвышенные сферы. Дух противопоставляется материи, как нечто высшее и обособленное. Неважно, чего мы добились в материальном мире, — главное, чтобы ваша нематериальная «душа» была спасена. При таком дуалистическом подходе к духовности жизнь в материальном мире, населенном существами из плоти и крови, теряет всякое значение. Человеческая жизнь превращается в подобие экскурсии, несущественного развлечения для вечного духа.

Другие народы, более древние и мудрые, обладающие богатой культурой, относились к жизни иначе. Они верили в священный мир, Где дух пронизывал материю. Мы называем такие верования «анимизмом», их объединяет наделение душой всех окружающих предметов. Но даже это определение выдает дуализм наших представлений. Вероятно, правильнее было бы сказать, что все существующее в мире есть душа. А если все вокруг душа, тогда жизнь во плоти, в материальном мире, священна. Эти же народы верили в судьбу и считали, что не стоит пытаться прожить дольше отпущенного каждому срока. Праведной жизни на земле придавалось первостепенное значение, эту жизнь считали священным путешествием.

Когда катастрофой называют не потраченную впустую жизнь, а смерть, легко понять, почему человек, верный принципам этики, выбирает вегетарианство. Для него лишение существа жизни — самое тяжкое преступление, особенно в условиях общества, которое ценит безопасность больше, чем радость, а стабильность — больше, чем риск, сопряженный с творчеством. Если смысл жизни — иллюзия, тогда эго, внутреннее отражение себя по сравнению с окружающими, — это все, чем мы располагаем. Смерть никогда не бывает уместной, частью высшей гармонии и смысла, божественным замыслом, поскольку никакого божественного замысла нет. Вселенная обезличена, механистична и бездушна.

К счастью, наука Ньютона и Декарта уже устарела. Ее столпы, редукционизм и объективность, рушатся под тяжестью открытий XX века — в области квантовой механики, термодинамики, нелинейных систем, где порядок возникает из хаоса, простота из сложности, а красота нигде и в то же время везде, где все взаимосвязано, где целое невозможно понять, не постигнув его составляющие. Предупреждаю: мало кто из ученых согласится со мной, но я считаю, что в современной науке собрано немало подтверждений одушевленности мира, в котором сознание, порядок и высший смысл вплетены в канву реальности.

С анимистической и холистической точки зрения, в нравственных рассуждениях о еде следует задать себе вопрос не о том, было ли совершено убийство ради той или иной еды, а скорее была ли она добыта праведным и гармоничным способом. Да, корова наделена душой, как и земля, и экосистема, и вся планета. Жила ли эта корова так, как полагается жить коровам? Каким способом ее вырастили — достойным или отвратительным (по крайней мере, согласно моим нынешним представлениям)? Призывая на помощь интуицию и факты, я задаюсь вопросом, вносит ли эта пища свой вклад в тот крохотный клочок божественной канвы, который я в состоянии узреть.

Всему свое время, есть время жить и время умирать. Такова природа. Если вдуматься, продолжительные страдания встречаются в природе редко. Прибыль нашей мясной промышленности продлевает страдания животных, людей и Земли, но это не единственный способ производства мяса. Когда корова живет так, как ей полагается, когда жизнь и смерть гармонируют с нашим прекрасным миром, тогда убийство коровы ради мяса не ставит передо мной этическую дилемму. Разумеется, на бойне корова испытает страх и боль (подобно червяку, которого глотает малиновка, оленю карибу, которого завалил медведь, сорняку, выдернутому из почвы), и это меня печалит. В жизни немало печального, но под грустью скрывается радость и полнота бытия, путь к которым — не бегство от боли и не стремление к удовольствиям любой ценой, а достойная, правильная жизнь.

С моей стороны было бы лицемерием применять этот принцип только к корове, но не к себе. Чтобы вести гармоничную жизнь убийцы растений и животных, я должен совершать достойные поступки, особенно в тех случаях, когда мои решения ставят под угрозу мой комфорт, безопасность и личные интересы в разумных пределах, но даже в этом случае жить как полагается — значит рисковать жизнью. Время жить и время умирать есть не только у животных, но и у меня. То, что хорошо для любого существа, хорошо и для меня. Мясоедение должно быть не демонстрацией превосходства одного вида над другим, а смирением и признанием существования жизни и смерти.

Если эти рассуждения показались вам слишком радикальными, а цели — недостижимыми, задумайтесь о том, что бесконечная погоня за собственной выгодой, действия в своих интересах и определение возможностей рано или поздно станут утомительными. Когда мы живем достойно, принимая одно решение за другим, душа поет — даже если рассудок не соглашается с ней и эго протестует. И кроме того, у человеческой мудрости есть предел. Несмотря на всю склонность к интригам, нам не избежать боли, утрат и смерти. Для животных, растений и людей жить гораздо важнее, чем не умирать.

Об авторе

Чарльз Айзенстайн окончил Йельский университет, где специализировался по математике и философии. После завершения учебы он провел почти десять лет на Тайване, где работал переводчиком и редактором в нескольких периодических изданиях, в свободное время изучая религии и традиционные искусства Азии. Вернувшись в США, преподавал в Пенсильванском университете. В настоящее время он разрабатывает и проводит семинары по йогическому дыханию, здоровому питанию и духовной трансформации. Автор нескольких книг и отец троих детей. Как заявляет сам Чарльз, он, «несмотря на все вышеизложенное, на самом деле не слишком занят». Его сайт в Интернете: www.yogaofeating.com.

Оглавление

Введение. 5

Глава 1 ОБМАНЧИВОСТЬ СИЛЫ ВОЛИ.. 7

Глава 2 ТЕЛО И ДУША. 10

Глава 3 РОЖДЕНИЕ И ЗАБОТА. 14

Глава 4 ПИЩА И ЛИЧНОСТЬ. 17

Глава 5 КАРМА ПИЩИ.. 26

Глава 6 ЕСТЕСТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ. 29

Глава 7 ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП.. 36

Глава 8 ПРАКТИЧНОСТЬ. 42

Глава 9 ОТКРЫТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДИЕТЫ.. 47

Глава 10 КАК ОТЛИЧИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ ОТ БОЛЕЗНЕННОГО ПРИСТРАСТИЯ 51

Глава 11 ЛЮБОВЬ К ТЕЛУ, ЛЮБОВЬ К СЕБЕ. 57

Глава 12 ПОСТ. 62

Глава 13 ДИЕТЫ И АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА. 67

Глава 14 ЖИР И БЛАГО.. 72

Глава 15 МЯСО И ПЛОТСКАЯ ЖИЗНЬ. 76

Глава 16 СЛАДОСТЬ САХАРА. 83

Глава 17 ЙОГА ПИТЬЯ. 87

Глава 18 ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ.. 94

Глава 19 ОБРАБОТКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ. 98

Глава 20 ЙОГА ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ.. 106

Глава 21 ЕДА — ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ЕДА. 108

Глава 22 ЗДОРОВЬЕ И СТРЕМЛЕНИЕ К ЦЕЛОСТНОСТИ.. 111

Глава 23 НЕСПЕШНЫЙ ПУТЬ К ПЕРЕМЕНАМ.. 114

Приложение I БОЛЕЗНЬ В ПОИСКАХ ЛЕКАРСТВА. 116

Приложение II ЭТИКА ПОЕДАНИЯ МЯСА: РАДИКАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД 124

Об авторе. 130

 


[1] Цитируется Майклом Шермером в журнале «Сайентифик Америкен» (Michael Shermer, «Scientific American»), февраль 2002 г., стр. 35.

[2] Это толкование большей частью заимствовано из книги Дэниела Куинна «Измаил».

[3] Вот почему свобода вероисповедания стала значить так мало. Если материя и дух, тело и душа разобщены, какая разница, каковы твои «духовные» убеждения? К мирской сфере они не относятся. Примените их в жизни, и вы вскоре поймете, насколько условна свобода вероисповедания. Например, попробуйте под предлогом свободы вероисповедания пройтись по улице голышом, изменить сознание с помощью психотропных веществ, дать лужайке перед домом зарасти до естественного состояния, пройтись по Божьей земле, нарушая границы частной собственности… Пока религия касается только бесплотной «души», она не представляет никакой реальной угрозы.

[4] Отсюда не следует, что тяжелобольные люди «духовным здоровьем» уступают всем нам, остальным. Внешне вполне здоровый человек может просто до поры до времени скрывать проявления своей болезни. В некоторых традициях есть понятие «энергетического тела». Это как бы «шаблон» тела физического. Считается, что любой дисбаланс в энергетическом теле рано или поздно проявится в виде физических симптомов — возможно, через много лет или даже в будущей жизни. Следовательно, больной человек вполне может быть не дальше от целостности, а наоборот, ближе к ней, чем другой, не имеющий внешних признаков болезни.

[5] Для более подробного знакомства с психодинамикой рождения настоятельно рекомендую труды Станислава Грофа, особенно «Области человеческого бессознательного».

[6] То есть при этом дерево не убивают. Но, разумеется, живые клетки плодов все-таки умирают.

[7] Это традиционная классификация, хотя лично я считаю почву, которую тревожат и даже убивают современными сельскохозяйственными методами, существом, наделенным развитым сознанием.

[8] Чтобы иметь стадо дойных коров, надо куда-то девать быков. Поэтому говядина почти всегда оказывается побочным продуктом производства молока.

[9] Скептически настроенному читателю эти отчеты могут показаться невероятными. Тот, кто заявляет: «Это неправда, потому что так не бывает», вряд ли будет серьезно изучать данные исследований, от которых не так-то легко отмахнуться. Однако истинность или ложность подобных сведений почти не имеет отношения к содержанию этой книги.

[10] http://www.beyondveg.com/billings-t/bio/bUlings-t-bio-la.shtml

[11] Приводится на веб-сайте скептиков «The Apologetics Index» («Апологетический указатель», www.apologeticsindex.org). Ради интереса почитайте весьма скептическое эссе о бретарианстве («Breatharianism»), появившееся в ответ на труды сторонников бретарианства — в частности, на книги Джасмухин.
(Книги Джасмухин, изданные по-русски: «Пища богов», «Праническое питание», «Духовный резонанс». — Прим. ред.)

[12] Чтобы понимать смысл кармы, необязательно верить в реинкарнацию. Достаточно просто не считать себя линейным существом с биографией, что свойственно большинству людей. На самом деле карма проистекает от значения всех наших по­ступков. Это убеждение раскрепощает; как говорят суфии: «Когда поймешь, что Бог все видит, — ты свободен».

[13] В сущности, дыхание можно рассматривать как разновидность питания, при котором мы потребляем вещество, необходимое для жизни, и выводим отходы, чтобы окружающая среда переработала их.

[14] Цигун дословно переводится как «работа с ци», а «пранаяма» — «управление праной». Очень важно то, что оба эти слова, ци и прана, могут относиться не только к дыханию, но и к виду духовной энергии, которая пронизывает все живые существа и мир в целом. Дыхание и дух (или энергия) отождествляются и в некоторых других языках; к примеру, латинское слово респирация (от которого происходит термин «респираторная (дыхательная) система») буквально означает «повторное наполнение духом».

[15] Постоянная спешка и, если так можно выразиться, экзистенциальная тревога, о которой я упоминал, — не случайный побочный продукт суетной современной жизни, а ее основная определяющая черта. Даже когда в плотном расписании намечается окно, мысленно рвешься дальше, постоянно напоминаешь себе об одном неотложном деле за другим, пытаешься все уладить и убедиться, что все в порядке.

[16] Джозеф Хилтон Пирс сравнивает все это с привычным нам способом приучения малышей к дисциплине. Когда ребенок, начавший ходить, осваивает некое механическое действие, он всецело сосредоточивается на нем. К сожалению, он может выбрать неудобное для родителей время или раздражающую, а иногда и опасную ситуацию. Очень часто детей укоризненно прерывают: «Не лезь в розетку!» Понемногу сосредоточенность ассоциируется у ребенка с упреками или даже наказаниями, и он запоминает, что сосредоточиваться полностью лучше не стоит. Влияние фактора интереса и развлечения ослабевает. Прогуляйтесь как-нибудь возле детской площадки и послушайте этот непрекращающийся хор родительских «нельзя!».

[17] Интересно, может ли нечувствительность к оттенкам вкуса быть следствием преобладания в рационе острых блюд национальной кухни? Думаю, все-таки их влияние не так велико. К примеру, сычуанъская китайская кухня отличается обилием острых блюд: обжаренный жгучий перец зачастую подают не в качестве приправы или хотя бы гарнира — это и есть основное блюдо! Детям, едва научившимся ходить, в Сычуани дают воду, подкрашенную настоем жгучего перца. Но для человека, привыкшего к подобной пище, ее острота — не самое главное. Болевые рецепторы языка теряют чувствительность, но вкусовые сосочки, а также органы обоняния по-прежнему сохраняют ее. Блюда других кухонь, в которых активно употребляются специи, влияют в первую очередь на обоняние, а не на вкус, в то время как современные «бесполезные вкусности» (так называемая «мусорная пища») стимулируют главным образом рецепторы языка, отвечающие за восприятие сладкого вкуса, соленого, а также гань (кит.) или умами (яп.) — «пятого вкуса», который лишь недавно на Западе стали называть «мясным»; восприятие этого же вкуса стимулирует глютамат мононатрия.

[18] Множество невероятных примеров общения растений приводит Стивен Хэррод Банер в замечательной книге «Утраченный язык растений» (Stephen Harrod Buhner, «The Lost Language of Plants»).

[19] В данном случая я ратую за «путь капитуляции». Как быть с элементом дисциплины, который присутствует во всех духовных традициях? Два пути переплетены и могут быть восприняты как один. Подробное рассмотрение этой темы получится очень длинным, а коротко можно очертить ее так: вдумайтесь, как трудно расслабиться полностью. Просто, и в то же время нелегко. Например, попробуйте прямо сейчас. Расслабьте мышцы щек, удержите их в таком состоянии. Теперь расслабьте большие пальцы рук. А теперь подумайте о том, в какое время завтра хотите встать и что сделать в первую очередь. Вы помните все, что вам предстоит? Отлично. А ваши челюсти по-прежнему расслаблены? Вряд ли.

[20] Моше Фельденкрайс, создатель методики Фельденкрайса, приходит к такому же вывбду в дискуссии о перекрестной мотивации. Цитирую: «Многие готовы уморить себя в попытках избавиться от напряжения, вызванного жаждой одобрения и признания, или тревогой и чувством незащищенности. Они не едят, чтобы избавиться от напряжения, порожденного голодом». Книга «Могучее "Я"», стр. 27 (Moshe Feldenkrais, «The Potent Self»).

[21] Иногда замечаешь, что болезненное пристрастие исходит совсем не из тела, а откуда-то извне, и потому кажется внешней силой, демоном. Никакого сходства с общепринятым мнением, согласно которому тело предательски требует вредной для здоровья пищи.

[22] Но жульничать нельзя. Позволение должно быть искренним, а не данным под условием умеренности. Мне нравится эта притча: «Рабби, ты говорил, что я прославлюсь, если повернусь к славе спиной. Так я и сделал, но до сих пор не прославился. Почему?» Рабби ответил: «Да, ты повернулся к славе спиной, но по-прежнему подглядываешь через плечо!»

[23] На самом деле обещание «это было в последний раз» гораздо хуже, чем отвлекающий фактор. Поскольку сдержать обещание не удается, обладатель болезненного пристрастия чувствует себя безнадежно слабовольным, а его подсознание постепенно теряет связь с эго.

[24] Зацикленность на чистоте и безупречном здоровье особенно распространена среди поклонников сыроедения. О психологии и физиологии сыроедения написано немало (см., например, сайт www.beyond-veg.com). Вероятно, самым лучшим средством для человека, склонного к физическим и духовным «очищениям», будет обращенный к себе откровенный и настойчивый вопрос: «А зачем мне такая чистота?» — задавать его надо до тех пор, пока не получишь исчерпывающий ответ. Как правило, причина имеет отношение к нехватке безусловной любви со стороны родителей, а в настоящее время, когда эта нехватка внутренне осознана, — со стороны самого себя.

[25] Например, пользу сыроедения отстаивали Герберт Шелтон, который умер от болезни Паркинсона, и Т. С. Фрай, который умер от инфаркта.

[26] Если кому-то кажется, что я отрицаю личную ответственность и свободу воли, позвольте добавить, что и условия нашей жизни не произвольны: они зависят от того, кто мы такие и чем занимаемся. Подробное рассмотрение этого мнимого парадокса см. в приложении: «Болезнь в поисках лекарства».

[27] Из раздела «Истина, которую не изменить» — очерка о депрессии в моей книге «Раскрытая тайна» (Charles Eisenstein, «The Open Secret»).

[28] В русском переводе В. В. Малявина — пост сердца: «Пусть жизненный дух в тебе пребудет пуст и будет непроизвольно откликаться внешним вещам. Путь сходится в пустоте. Пустота и есть пост сердца». — Прим. ред.

[29] Если разделение на тело и душу выглядит здесь неуместным, задумайтесь о том, что на самом деле подразумевается под «духовной практикой». Слово «практика» следует понимать буквально. Если учесть недуалистическую предпосылку, что сама жизнь — духовный поиск, тогда духовная практика — не что иное, как практика жизни.

[30] Существует важное различие между стимулированием аппетита и принуждением себя к еде. Вновь появившийся аппетит указывает на то, что лекарство действует. Таким образом, марихуана полезна больным раком или СПИДом не только потому, что стимулирует аппетит: скорее, это мощное растительное средство способствует глубокому выздоровлению, а улучшившийся аппетит указывает на него.

[31] Как это ни парадоксально, «нынешняя жизнь» может закончиться еще до физической смерти реинкарнацией в том же теле. «Умирание до смерти» обычно сопровождается стремительным переходом на новую работу, появлением нового партнера, новых друзей, нового жилья, и эти изменения настолько кардинальны и неумолимы, что их можно уподобить рождению. Однако такой переход — не способ совершить реинкарнацию в том же теле, это просто побочный продукт или признак случившегося, и планировать его осознанно можно с таким же успехом, с каким эмбрион в состоянии сознательно строить планы своего рождения.

[32] Но, возможно, и не произойдут. Смиритесь и с этой вероятностью как с неотъемлемой частью одобрения.

[33] В некотором смысле с телом и вправду что-то не так. Ожирение и прочие физические нарушения могут проистекать от неправильного питания, в том числе до рождения, в результате чего тело не смогло развиваться нормально. Но помните, что даже это аномальное развитие говорит о способности тела адаптироваться к самым сложным обстоятельствам.

[34] Большинство людей забыли, что такое игра, настолько мы стыдимся своего естественного «я». Увы, свободно поиграть многие из нас могут только наедине с самыми близкими и любимыми людьми. Когда вы в последний раз валялись в траве или бежали во весь дух? Организованные спортивные соревнования не в счет, к тому же взрослые люди, закончившие колледж, участвуют в таких соревнованиях все реже. Как и в прочих сферах современной жизни, мы отдаем игру на откуп оплачиваемым профессионалам.

[35] Примеры из жизни народа кунг приведены по книге Ричарда Б. Ли «Кунг из области Добе» (Richard В. Lee, «The Dobe!Kung», Holt, Rhinehart and Winston, New York, 1984).

[36] См. для примера «Мифы о холестерине» доктора медицины и философии Уффе Равнскова (Uffe Ravnskov, «The Cholesterol Myths»).

[37] Некоторые народы приписывали наивысшую, самую священную степень сознания не животным и даже не людям, а растениям. Древние секвойи, баньяны, дубы, а также столетние мандрагоры и женьшени считались проявлением божественного разума и власти. Умом нетрудно принять логичные доводы, согласно которым растения не могут обладать сознанием, но если провести некоторое время среди растений, внимательно наблюдая за ними (просто находясь рядом, ничего не предпринимая), логичное «знание» сменится непосредственным «пониманием», что растения наделены сознанием и коммуникативными возможностями. В старом лесу это ощущение становится почти осязаемым, его не сможет отрицать даже самый закоренелый материалист! А может, у меня просто разыгрывается фантазия?

[38] Это редко происходит сразу. Как правило, начинающий веган чувствует себя прекрасно, но через несколько месяцев у него возникают те или иные ухудшения здоровья. От таких симптомов легко отмахнуться. В зависимости от первоначального состояния здоровья, конституции и мотивации более серьезные симптомы могут проявиться лишь через несколько лет. Но даже если последствия значительны, веган не задается вопросом о правильности своего питания: к тому времени диета становится его сущностью, от нее зависит самооценка; более того, если веган пропагандировал свой образ питания, признавать, что он оказался ошибочным, слишком унизительно.

[39] Иногда меня спрашивают: «Как вы можете говорить о йоге и не обличать мясоедение? Разве это не нарушение принципа ненасилия — ахимсы?» Я отвечаю, что предлагаю нечто гораздо более созвучное духу йоги, нежели простое навязывание догм. Выражаясь словами Патанджали, йога — это «устранение умственных барьеров», которые искусственно разделяют единое «я». Отрицание потребностей и аппетитов тела только укрепляет эти барьеры.

[40] Здесь подразумевается параллель с сексуальностью. Приверженцы духовных практик порой пытаются отрицать свои сексуальные потребности или бороться с ними — почти по тем же мотивам, по которым они отказываются от мяса. Действительно, существуют разновидности йоги и даосские практики, для которых характерно воздержание от половых сношений, но в качестве компенсации в них неизменно предусматриваются методики обуздания и преобразования сексуальной энергии. При использовании этих методик физические проявления сексуальности теряют свою притягательность. Следовательно, воздержание от семяизвержения и половых сношений, нежелание прислушаться к потребностям тела — глупость, еще одна форма преждевременной трансцендентности. Наше тело в состоянии вместить ограниченные количества сексуальной энергии в чистом виде; всю лишнюю энергию требуется либо преобразовать, либо выплеснуть.

[41] Например, когда мы совершаем насилие, нередко оказывается, что «это был не я», «я был вне себя», «мной овладела ярость». В этих оборотах заключена важная истина.

[42] Чтобы постичь глубину нашего дискомфорта и степень ограничения наших связей с окружающими, поставьте следующий эксперимент. Сядьте или встаньте на расстоянии пары метров от другого человека, договорившись с ним заранее, и смотрите на него пристально, не моргая. Не отводите взгляд, не прячьтесь под маской. Обратите внимание, какие при этом возникают мысли и ощущения. Обратите внимание на чувство сосредоточенности и «сладости», когда закончите опыт. В нашем обществе многие годами живут, не встречаясь взглядом с другими людьми более чем на пару секунд.

[43] Обычно более полезной оказывается чашка горячей воды с лимоном или имбирем. Когда мои дети болеют, они часто выпивают всего по полчашки теплой жидкости за раз. На самом деле многое зависит от характера болезни.

[44] Люди обычно воздерживаются от интенсивных упражнений в сильную жару. В такую погоду нас одолевает апатия, хочется сбавить темп. Физические нагрузки в жару конфликтуют с естественными сигналами тела; следовательно, логично предположить, что механизм жажды действует слишком медленно, чтобы вовремя отреагировать на внезапную, стремительную и большую потерю жидкости. Вот почему в описанном исследовании так мало говорится об обычной жажде.

[45] Вкус воде отчасти придают такие вещества и соединения, как сера, хлорид натрия, хлорид калия или хлор, но не только они. Существенный компонент вкуса воды обусловлен ее взаимосвязью с внутренней средой рта. Вкус воды зависит от того, что вы недавно ели, а также, вероятно, от водно-солевого баланса организма.

[46] Впрочем, пациент может не подозревать о подобном обращении. Я не хочу сказать, что любая болезнь — ваша вина. Причиной болезни может стать загрязнение окружающей среды, насилие, нищета и другие социальные факторы.
Существуют редкие генетические заболевания, исключения из этого правила. Очевидно, у некоторых людей не работает механизм насыщения или есть наследственные нарушения гомеостатических механизмов, управляющих жаждой.

[47] Подобные соображения применимы и к амфетаминоподобным веществам, таким, как риталин, в условиях школы, а также к антидепрессантам, таким, как прозак, в условиях современной жизни. Если ребенок в школе демонстрирует неустойчивость внимания или ведет себя вызывающе, мы склонны винить ребенка или химические процессы в его мозгу. А если рассеянное внимание — естественная и нормальная реакция на учебную программу, не приспособленную к потребностям ребенка? Если вызов — естественная и нормальная реакция на систему обучения, которая подавляет творческие наклонности и независимость? А может быть, депрессия у взрослых, позыв отдалиться от жизни — естественная и нормальная реакция на жизнь, которую предлагает нам общество? На жизнь, которая не заслуживает того, чтобы ее вести?

[48] Этот факт обнаружен доктором Альбертом Сент-Дьёрдьи, удостоенным Нобелевской премии за открытие витамина С, и подтвержден исследованиями Ройяла Ли в 1950‑е годы. Почему мы отождествляем витамин С с легко синтезируемой аскорбиновой кислотой? Может, это имеет какое-то отношение к прибыли фармацевтических компаний?

[49] Генри Дейвид Торо, «Лесные плоды» (Henry David Thoreau, «Wild Fruits», W.W. Norton & Co., New York. 2000, p. 5).

[50] Если уж на то пошло, даже одуванчики не соответствуют этим требованиям, если вы живете в Америке. Это растение — уроженец Старого Света. Поскольку в любом уголке Земли экология испорчена экзогенными видами, невозможно найти продукт питания, на который не повлияла бы деятельность человека.

[51] С другой стороны, благодаря приготовлению на огне оставшиеся витамины и минеральные вещества становятся более доступными, в итоге возрастает пищевая ценность еды для современного человека. И действительно, многие продукты, такие, как злаки, корнеплоды, крестоцветные овощи, содержат вредные вещества, которые устраняет термическая обработка.

[52] Иэн Дэвидсон, Уильям Нобл, «Когда появился язык?» — в книге «Первые люди: происхождение человека и его история с 10 000 года до н.э.» (Goran Burenhult, ed. «The First Humans: Human Origins and History to 10000 B.C.», New York: Harper-Collins Publishers, 1993), стр. 46. Цитируется Уордом Николсоном в статье «Огонь и приготовление пищи в эволюции человека: темпы генетической адаптации к изменениям, охотники-собиратели и болезни в дикой природе» (Ward Nicholson, «Fire and Cooking in Human Evolution, Rates of Genetic Adaptation to Change, Hunter-Gatherers, and Disease in the Wild»), http://www.beyondveg.com/nicholson-w/hb/hb-interview2a.shtml

[53] Скотт Дж. Браун, «Неандертальцы и современные люди: справочник по регионам» (Scott J. Brown, «Neanderthals and Modern Humans — A Regional Guide», http://www.neanderthal-modern.com, 2002).

[54] Можно возразить, что подлинное возвращение к сыроедению и жизнь на лоне природы невозможны, поскольку наша анатомия и физиология эволюционировали. В ответ скажу, что наш организм гораздо более приспособляем, чем принято считать. Выходя проведать коров в зимний день, я напоминаю себе, что люди способны ходить по снегу босиком. Да, это вполне достижимо. У меня есть такие знакомые.

[55] Возможно, мы когда-нибудь превзойдем технологии, основанные на применении огня, и сыроедение окажется уместным в будущем, более «развитым» образом питания, который кое-кто из нас готов принять на вооружение уже сейчас. Сыроедение ассоциируется с дезинформацией и мошенничеством, случаи которых слишком часты, но я верю, что некоторым людям сыроедение на пользу и вместе с тем им незачем вести образ жизни человека прямоходящего. Но гораздо больше тех, кому такая диета способна нанести серьезный ущерб, поэтому чрезвычайно опасно навязывать ее себе.

[56] Я имею в виду классическое китайское различие между вэнь (ученым) и у (воином). Эти термины символизируют космические начала, которые, подобно другой паре, Инь-Ян, отделились от изначального Дао (под ним в данном случае можно понимать человечество до появления земледелия). Вэнь — цивилизованная часть общества, литература, музыка и искусства, она же ассоциируется с выращиванием зерновых культур.

[57] Этил-2-метил-бутират — основной компонент характерного аромата яблока (информация взята из статьи Эрика Шлоссера «Почему картошка-фри из "Макдональдса" так вкусна» (Eric Schlosser, «Why McDonald's Fries Taste So Good», «The Atlantic Monthly», январь 2000 г.). Но в нем присутствуют и другие ароматические компоненты, именно поэтому при вдумчивом смаковании всегда можно отличить искусственный ароматизатор от настоящего запаха.

[58] Читателю следует знать, что и глютамат натрия, и искусственные ароматизаторы могут иметь разные формы: например, первый может присутствовать в продуктах в виде гидролизированного соевого белка и автолизированного экстракта дрожжей, а второй — в виде «ароматизаторов, идентичных натуральным», которые на самом деле представляют собой экстракты, подвергшиеся интенсивной очистке и химическому рафинированию, хотя и получены из натуральных источников. О скрытых источниках глютамата натрия см. «Опровергая миф о глютамате натрия» («Battling the MSG Myth»), http://www.msgmyth.com.

[59] Важно то, что тремя наиболее активно развивающимися отраслями в 1980-1990‑х гг. были уход за детьми, службы помощи по дому и производство продуктов, готовых к употреблению. Профессиональный спорт, то есть отрасль, в которой людям платили за «игру», тоже принадлежал к числу быстро развивающихся.

[60] В марте 2002 года жительница Техаса Андреа Йейтс была признана виновной в убийстве с отягчающими обстоятельствами. В июне 2001 года она методично, одного за другим, утопила в ванне своих пятерых детей, а затем позвонила в полицию и мужу на работу.

[61] Я вплотную приблизился к очередной расхожей истине движения «Нью-Эйдж» — «Любое событие происходит с какой-то целью», которую меня так и тянет оспорить! Цель может находиться за пределами человеческого понимания, и попытки понять, что это за цель, могут оказаться бесплодными. Также см. примечание 4 к главе 2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 388 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

1319 - | 1085 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.