Лекции.Орг


Поиск:




SCM системы полезны в ценообр, т.к. система может реально оценить себестоимость пр-ции. Целью внедрения систем SCM явл повыш прибыльности компании, путем улучш-я конкурентоспособ




Многослойное представление информацион. системы.

1,2,3,4,5,6 – слои ИС

6. приложения – спец. программн системы

5. системные сервисы – предоставление полз-лям необх инф-ции на основе СУБД.

СУБД

3. Сетевая операцион система – организует работу приложений в компьютере;

2. Транспортная сеть – передача инф-ции м/у компьютерами;

1. Компьютеры – центры хранения и обработки инф-ции;

 

7. Структурное обеспечение инф-цион системы (ИС). ИС имеет сложн структуру и состоит из подсистем. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. ИС - сов-ть подсистем. Подсистемы осущ-ют: 1. Технич обеспечение - комплекс технич ср-в, предназнач для работы инф-ционной системы и соответствующ документация на эти ср-ва и технологич процессы. Комплекс технич ср-в составляют:комп-ы любых моделей; устройства сбора, накопления и вывода инф-ции; сетевые устройства; эксплуатацион мат-лы и др. 2. Математич и программное обеспечение – сов-ть мат методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач инф-ционной системы и нормальн функц-ния комплекса технич ср-в.Относятся: ср-ва моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы мат программирования, мат статистики, теории массового обслуж-ия и др. 3.Информацион обеспечение – сов-ть един системы класс-ции и кодирования инф-ции, унифицированных систем документации, схем информацион потоков, а также методология построения БД. Назначение: современное формирование и выдача достоверн инф-ции для принятия управленч решений. 4. К лингвистич обеспечению ИС отн-ся естествен и искус-ные языки, средства их лингвистич поддержки. 5.Организацион обеспечение – сов-ть методов и ср-в, регламентирующих взаимодействие работников с технич ср-вами и м/у собой в процессе разработки и эксплуатации инф-цион системы. 6. Правовое обеспечение – сов-ть правовых норм, определяющих создание, юридич статус и функц-вание ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования инф-ции. 7. Эргонометриче обеспечение. Эргономика -науч-прикладная дисциплина, заним-ся изучением и созданием эф-ных систем, управляемых чел-ом.

8. Клас-ция ЭВМ. По принципу дей-вия: 1. АВМ -аналоговые вычислит машины (работают с инф-цией, представлен в непрерывн форме); 2. ЦВМ -цифровые вычислит машины дискретного действия (с инф-цией в цифровой форме); 3. ГВМ -гибридные вычислит. машины комбинирован дей-вия (совмещают). По назначению: 1. универсальные (разнообразие форм обрабатываемых данных); 2. проблемно-ориентирован (решение более узк круга задач,связан. с управлением технологич проц-сом); 3. специализирован (узк круг задач, опред группа ф-ций). По размерам и ф-цион. возм-тям: 1. сверхбольшие; 2.большие; 3.малые; 4.сверхмалые: - универсальн многопользовательские; - универс однопольз; - специализирован многопольз; - специализирован однопольз. Принцип построения и функционирования ЭВМ Джона фон Неймана: 1. Принцип двоичного кодирования- вся инф-ция, поступающ в ЭВМ, кодируется с пом двоичных символов. 2. Принцип программного управления- компьютерн программа состоит из набора команд, кот-ые выпол-ся процессором автом-ки друг за другом. 3. Принцип однородности памяти- программы и данные хранятся в одной и той же памяти. 4. Принцип адресности- структурно основная память состоит из пронумерован ячеек, любая из кот-ых доступна процессору в произвольный момент времени.

9. Персональные комп-ы. Типовой комплект ПК. ПК -универсальную однопользовательскую микроЭВМ. ПК должен обладать след св-вами:1.иметь относ-но небольш стоимость;2.обеспечивать автономность экспл-ции без спец требований к усл-ям окр среды; 3.обеспечивать гибкость архитектуры для ее перестройки; 4.операционная система и программное обеспечение д б достаточно простым, чтобы с ПК мог работать польз-ль без проф спец подготовки; 5.выс надежность работы. По назначению ПК: 1.массовый; 2.деловой, 3.портативный; 4.рабоч станция; 5.развлекательный. По поколениям: ПК 1-ого поколения (исп-уют 8-битные микропроцессоры); 2-ого (16-битные); 3-его (32-битные); 4-ого (64-битные). ПК:стационарные и переносные. Комплект: 1.ситемный блок (включает: -материнскую плату; -адаптеры, контролеры, порты; -накопители; -блок питания); 2.монитор; 3.клавиатура; 4.мышь;5.принтер

 

10. Структурная система ПК. Внутренние устройства. Микропроцессор (МП)-основн эл-т ПК, предназн для упр-ния работой всего ПК, выполнения арифметич и логич операций.В состав трад-цион. МП входят:1. арифметико-логическое устройство (АЛУ) для выполнения всех арифметич и логич операций;2. регистры общего назначения (РОН) –быстродействующ ячейки памяти, используемые как различн счетчики и указатели на адресное пространство ПК; 3. кэш-память –блок высокоскоростной памяти, в кот-ую копируются данные, извлеченн из оперативн памяти; 4. устройство управления (УУ) - формирует и подает во все эл-ты ПК в нужные моменты времени опр сигналы управления; 5. схемы управления шиной реализуют сопряжение и связь с др устройствами ПК через системную шину. Системная шина обеспечивает сопряжение и связь всех устройств ПК между собой, обеспечивает 3 направления передачи инф-ции м/у всеми устройствами системн блока:-м/у микропроцессором и внутрен памятью;-м/у микропроцессором и портами ввода-вывода внешн устройств;-м/у внутрен памятью и портами ввода-вывода внеш устройств. Генератор тактовых импульсов (ГТИ) генерирует последовательность электрических импульсов. Внутренняя память предназначена для хранения и обмена информацией. Видеоадаптеры (видеокарты) предназначены для подключения монитора к компьютеру. Контроллеры НЖМД, НГМД и НОД представляют собой специализированные устройства, обеспечивающие подключение и функционирование накопителя. Сетевой адаптер (сетевая плата)является устройством для подключения ПК к локальной компьютерной сети. Порты (интерфейсы) представляют собой совокупность программных и аппаратных средств для подключения внешних устройств. Слоты расширения -пустые разъемы на системной плате, куда могут вставляться дополнительные внутренние устройства

 

11. Структурная схема ПК. Внешние устройства ПК обеспечивают взаимодействие машины с окружающей средой пользователями, объектами управления и другими ЭВМ. по назначению: внешние запоминающие устройства (ВЗУ) или внешняя память ПК; диалоговые средства пользователя; устройства ввода информации; устройства вывода информации;средства связи и телекоммуникации. Сканеры предназначены для считывания с бумажных носителей и ввода в ПК машинописных текстов, графиков, рисунков, чертежей. Модем служит для подключения ПК к глобальной компьютерной сети Интернет по телефонным линиям связи. Модемы преобразуют цифровой сигнал в аналоговый с помощью методов аналоговой модуляции. Плоттеры (графопостроители) предназначены для вывода графической информации (графиков, чертежей, рисунков) на бумажный носитель. Стример (накопитель на магнитной ленте) – это устройство, которое применяется для операций резервного копирования и архивирования данных винчестера на магнитную ленту. Такое копирование происходит, как правило, в экстремальных ситуациях, когда необходимо очень быстро сохранить важную информацию с НЖМД.

12. Иерархия памяти ПК. Отдельные устройства памяти называются запоминающими устройствами (ЗУ). Основными операциями с памятью являются процедуры записи и считывания (выборки). По способу доступа ЗУ: в ЗУ с произвольным доступом время обращения не зависит от места нахождения данных; носитель информации в ЗУ с прямым доступом непрерывно вращается, в результате данные доступны через некоторый фиксированный промежуток времени; ЗУ с последовательным доступом, прежде чем найти необходимые данные, «просматривает» все предыдущие участки памяти.Для эффект функц-ния в ПК память строится по иерархическому принципу, где на разных уровнях иерархии находятся ЗУ, обладающие различными характеристиками. Иерархия: 1 уровень:внутр.память-ОЗУ и ПЗУ. 2 уровень: внешн.память - относится к внешним устройствам ПК и используется для долговрем хранения любой информации, которая может когда-либо потребоваться для решения задач: НЖМД- называют "винчестером"- гарантируют долговрем хранение инфы, для чего не требуется пост питание комп от внешнего источника электроэнергии. НГМД- устройство чтения/записи сменных гибких дисков (флоппи-дисков, дискет). НОД являются в настоящее время самыми надежными и широко распространенными ЗУ внешней памяти. CD-ROM– компакт- диск только для чтения; CD-R – однократно записываемый компакт- диск; CD-RW –перезаписываемый компакт-диск; DVD универсальный цифровой диск. 3 уровень :архивная память ПК предназначена для длительного и надежного хранения программ и данных.Хранить информацию можно на дискетах, оптических дисках, съемных НЖМД, магнитной ленте и флэш-памяти.Флэш-память не треб доп энергии для хранения данных,допуск изм-ние хранимых в ней данных и не содержит механически движущихся частей, построена на основе интегральных микросхем.

 

13. Конфигурацией ПК называются состав и характеристики устройств, входящих в данный компьютер. Конфигурация подбирается в зависимости от задач, которые необходимо решать ПК. Перспективы: 1. В ближайшие годы развитие ПК будет идти в направлении дальнейшего повышения его быстродействия и наращивания объемов как внутренней, так и внешней памяти. Параметры, влияющих на производительность ПК: быстродействие микропроцессора, определяемое не только тактовой частотой ГТИ, но и структурой (2-х, 4-х и т.д. ядерные микропроцессоры);пропускная способность системной шины, определяющая скорость обмена с внешними устройствами ПК; время обращения, как к внутренним, так и внешним ЗУ; емкость памяти, как к внутренних, так и внешних ЗУ; быстродействие внешних устройств, подключаемых к ПК. Будет шире использоваться графический ввод данных, в том числе в режиме автоматического распознавания рукописного ввода, будет использоваться голосовой ввод. Ведутся интенсивные работы по совершенствованию устройств памяти и ввода – вывода. В качестве примера можно привести работы по созданию дисплеев, проецирующих изображение на сетчатку глаза (очки, шлемы). Дальнейшее развитие получат переносные персональные компьютеры с беспроводным подключением к глобальной сети Интернет. 2. Ведутся разработки по созданию ПК на так называемой ДНК – логике. ДНК – логика базируется на возможности соединения ДНК- молекул в различных конфигурациях. В этом случае можно получить гигантскую информационную мощность. 3. Разрабатываются квантовые компьютеры, которые должны функционировать по законам квантовой механики.

 

14.Общая классифиация ПК. Программное обеспечение (англ. software) – это совокупность программ, обеспечивающих функционирование информационной системы (ИС) и решение с их помощью задач предметных областей.

ПО современных ИС включает: Системное программное обеспечение(СПО) – это программы, управляющие работой ИС, и выполняющие различные вспомогательные функции, например, управление ресурсами ИС, проверка работоспособности технических устройств, выдача справочной информации о состоянии ИС и др. Они предназначены для всех категорий пользователей.(операционные системы (ОС) и сервисные систем (СС)). Прикладное программное обеспечение (ППО) предназначено для решения задач пользователя. В его состав входят прикладные программы пользователей и пакеты прикладных программ (ППП) различного назначения. К инструментальному программному обеспечению (ИПО) относят системы программирования для разработки новых программ.(системы программирования, инструментальные среды, системы моделирования.

 

15. Системное программное обеспечение. Операционная система (ОС) – это комплекс программ, предназначенных для управления загрузкой, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами ИС. По числу параллельно решаемых на компьютере задач: однозадачные (например, MS DOS);

Многозадачны е- обеспечивают одновременное решение нескольких задач (OS/2, UNIX, Windows, Linux). По числу одновременно работающих пользователей: однопользовательские (например, MS DOS, Windows 3.х);многопользовательские (сетевые)(,Unix, Linux, Windows 2000).

По интерфейсам пользователей: командного интерфейса (например, MS DOS);графического интерфейса (например,Windows).

По числу разрядов адресной шины компьютеров, на которые ориентирована ОС:на16-ти разрядные (MS DOS);32-х разрядные (Windows 2000) и64-разрядные (Windows 2003).

 

16. Операционные системы WINDOWS. В наст вр больш-во ПК в мире работают под упр-ем версии операц системы(ОС) Windows(фирма Microsoft). характ черты:единый графич пользоват интерфейс;многозад-ть;поддержка работы в сет среде;наличие универс системы ср-в обмена данными м\д прилож-ями.РазработкиMicrosoft: 1) программные среды Windows 3.x (графич надстройка над ОС MS DOS. 2) Windows 95 (многозадачн,32-разр ОС с расшир сетев ф-ями,обесп шир возм-ти работы с мультим-а,обраб-ки текст,граф,звук,видеоинфо. 3) Windows 98 (интеграция с браузером Internet Explorer,что обесп отображ-е содержим папок в виде окна браузера;поддержка стандарта plug-and-play.) 4) Windows Millenium Edition (В осн лежит ядро Windows 98) 5) Windows NT (32-разр сист со встр сетев подд-кой и развит ср-вами многопольз работы,удобна для польз-лей,работающ в лок сети 6) Windows 2000 (ориент-на на разнообр комп-ы:портат,настольн,серверы и кластерные системы,обесп тесн интегр-ю с Internet). 7) Windows XP (объедин в себе лучш кач-ва предыд версий:надеж-ть,стаб-ть и управл-ть–от W2000,технологию plug-and-play–от W98.В ней реализ-н более эффект интерф,нов возм-ти групп-ки и поиска док-ов,возм-ть быстр переключ-я польз-лей и т.д.) 8) Windows Server 2003( 64-разр ОС,версии кот ориент-ны на мал бизнес и р-к SOHO,серверы кр предпр-ий,построение Web-серверов. 9) Windows CE (ОС для моб вычисл устр-в,карм комп-ры,цифр инф пейджеры,сот тел-ны,мультимед и развлекат приставки) 10) Windows Vista ( стала доступна в янв 2007.По ср-ю с W XP,оболочка Vista полн-ю перераб-на,внесены изм-я в организ-ю,навиг-ю, в мех-зм поиска.Панель задач для файлов и папок приобр нов вид,теперь на ней располаг только осн задачи для опред катег-и файлов.

 

17. Операционные системы UNIX LINUX. Cемейство Unix–одна из сам 1ых ОС,в наст вр явл-ся 1 из альтерн-в сем-ву Windows. Unix создана Bell Telephone Laboratories( 70гг XIX)Это 1ая действ-но переносимая на разл аппар платф-мы ОС. Unix ориент-на на работу в больш лок и глоб сетях.В ней исп-ся разл вар-ты граф интерф-са.Универс-ть системы обесп-ся множ-вом прикл программ.Общ для Unix черты: многопользоват режим и наличие мощн ср-в защиты данных от несанкц доступа;многозад-ть;перенос-ть системы за счет написания ее ядра на яз С;наличие прост пользоват интерф-са;наличие встр ср-в поддержки комп сетей. В отлич от W ОС Unix предъявл повыш треб-я к комп-м и стоит значит дороже.В наст вр все большую попул-ть приобрет ОС Linux,кот явл-ся многозад,многопользоват ОС с поддержкой нац и станд клавиатур,поддерж разл типы файл систем,обеспеч подд-ку полн сем-ва протоколов TCP/IP для работы в сети Интернет.В 1991 г фин студент Л Торвальдс писал для св дипл работы ядро Unix-подобной системы.Система из-за св доступн-ти и открыт-ти сразу приобра множ-во покл-ков.Эта система распр-ся бесплатно,ее прогр код доступен всем желающ,поэт многие программ-ты стали подд-ть Linux,добавляя к ней драйверы устр-в,разрабатывая разн прилож-я и др.В наст вр ОС Linux в осн исп-ся на компьютерах- серверах.Linux треб проф установки. Основные тенденции развития ОС: Расшир-ть,Перенос-ть,Надежн-ть и отказоуст-ть,Совмест-ть,Интеграция с Internet,Безоп-ть,Производ-ть.Несм на развитие ОС Linux и др ОC,W в ближайш гг сохр св доминир полож-е на р-ке ПК.

 

18. Сервисные системы расшир возм-ти ОС по обслуж-ю системы,обесп удобство работы польз-ля.К эт катег-и относят:1. Системы технич обслуж-я –сов-ть программн ср-тв,кот выполн контроль,тестир-е и диагн-ку и исп-ся для проверки функц-я устр-в.Это инструмент специал-та по эксплуат и ремонту технич ср-в кома.Для организ-и более удобного и нагл интерф-са польз-ля с компом исп-ся 2. программн оболочки ОС – программы,кот позв польз-лю осущ-ть действия по управл-ю рес-сами компа(Norton Commander) 3. Служ программы(утилиты) -вспомог программы,предост польз-лю ряд доп услуг по реализ часто выполняем работ или повышающ удобство работы(архиваторы,антивирусы,программы оптимиз и контроля кач-ва диск простр-ва,прог-мы восстан-я инфо,форматир-я,защиты данных,прогр-мы для записи комп-дисков;драйверы). Прикладное прогр обеспечение (ППО) предназн для реш-я задач польз-ля. Прикл программа польз-ля –люб прогр-ма,спос реш-ю к-л задачи в пределах данн пробл обл. Пакеты прикл программ –спец обр организ-е прогр комплексы,рассчит на общ применение в опред пробл обл и доп соотв технич докум-ей. Типы ППП:(1. ППП общ назнач-я,т.е.текст редак-ры;табл процессоры;системы динамич презентаций;граф редак-ры;электр словари и переводчики; СУБД; 2. методо-ориентир ППП,т.е. системы мат и стат обраб-ки данных; 3. проблемно-ориентирППП предназн для реш-я опред- задачи в конкр предм обл,в обл марк-га:Marketing Expert, пакеты бух 1С 4. интегрированные ППП,т.е.набор неск прогр прод-ов,объедин в един инструм:ERP- системы).

 

19. История развития комп. сетей. В нач 60 гг 20в нач развив-ся интеракт многотермин системы разделения времени. В так системах мощн центр комп(мэйнфрейм)отдавался в распоряж неск польз-лям,кажд из кот получал в распоряж терминал (монитор с клавиат без сист блока),с пом кот он мог вести диалог с компом.Комп по очереди обрабатыв программы и данные,поступ с кажд терминала.Терминалы рассредоточ-сь по всему предпр-ю и ф-ции ввода- вывода инфо были распред-ны,но обраб-ка инфо провод-сь только центр компом.Сдерживающ фактором для развития комп сетей был эконом.Развитие комп сетей нач-сь с реш-я более прост задачи-доступ к комп с терминалов,удаленных от него на многие сотни и тысячи км.Терминалы в эт случ соедин-сь с компом ч\з тел сети с пом спец устр-в модемов. След этап в развитии комп сетей -соединения ч\з модем не только«терминал – комп»,но и «комп-комп». Компы получили возм-ть обмен-ся данными в автом режиме.Тогда впервые появ в сети возм-ти обмена файлами,синхрон-ция БД,использ-е электр почты.Такие сети получ назв глоб комп сетей. Первые комп сети были созд агентством DARPA В 1964 г была разраб-на конц-я и архитектура 1 в мире комп сети ARPANET,в 1967 вперв было введено понятие протокола комп сети.В марте 1972 г появ 1 приложени –электр почта.

Гром шаг в развит Интернет стала разраб-ка в 1989 году Тимом Бернерсом-Ли гипертекст среды и разраб-ка им 1 Web-браузера,кот наз-ся World Wide Web.Сеть ARPANET прекр св существ-е в 1989 году,не выдерж конкур-ю с набир силу сетью Интернет.В нач 70гг 20 ст,благод разв-ю микроэлектр-ки,были созд мини- компы,кот стали реальн конкур-ми мэйнфреймам.Объедин-е вычислит рес-сов стало происх путем подключ-я к сети отд распредел компов.Так комп сети стали наз-ся лок комп сетями. В сер 80гг были разраб-ны спец методы и правила обмена инфо м\д комами,среди кот наиб известн стали стандарты Ethernet,Toking Ring,FDDI,Arcnet.Интенс-но нач исп-ся станд ПК.

 

20. Глобальные и локальные сети. Глоб сети позв организ-ть взаимод-е м\д компами на больш расст-ях.Эти сети работают на относ низк скоростях и могут вносить значит задержки в передачу инфо.Протяж-ть глоб сетей может сост тысячи км. Лок сети обеспечив наивысш скорость обмена инфо м\д компами и типичн лок сеть заним простр-во в 1 или неск зданий.Сравнит недавно появились городские сети или сети мегаполисовОни заним промежут полож-е м\д лок и глоб:имеют скорость до 45 Мбит/с и связыв лок сети в масштабах города с возм-тью выхода в глоб сети.Механ-мы передачи данных в глоб и лок сетях существ отлич-ся.Глоб сети ориентир-ны на соединение,еще до начала передачи данных м\д компами сети устан-ся соед-ние (коммутация каналов),кот подтв-ся обменом компов м\д со спец сигналами(кодами).В лок сетях исп-ся методы,не требующ предвар установки соединения–данные просто перед-ся в канал связи без подтвержд-я готовности их принять(коммутация пакетов). Осн отличия м\д глоб и лок комп сетями:1.Протяж-ть и кач-во связи(Лок сети:небольш расстоян-е,более кач линии связи.)2.Сложность методов передачи данных(в глоб сетях исп-ся более сложн методы и оборуд-ние)3.Скорость передачи данных(в лок сетях существ выше)4.Разнообразие услуг(в лок сетях сущ более шир набор услуг)5.Масштабируемость(Лок сети облад плохой масштаб-тью).

 

21. Топология компьютерных сетей. Топология сети - физ орг-ции связей м/у отд-ми компами. Наиб распростран топ-гии: Полносвязнаятопология соотв-ет сети, в кот каждый комп связ со всеми остальными. Если в полносвязной топ-гии отсут-ют или удал-ся неск связей, то это ячеистая топология. Полносвязная топ-гия явл громоздкой и малоэффект-ной, т.к. для кажд пары компов выд-ся отд электрич линия связи и треб-ся больш кол-во коммутационных портов. Топ-гия общая шина явл дост-но распростран топ-гией для локальн сетей. В этом случае компы подключ-ся к 1-му общему кабелю (шине), по кот и происх обмен инфой м/ду компами. Преим-ва: дешевизна и простота разводки кабеля по отдельн помещениям; недостатки – низкая надежность, невысок производ-сть. Топ-гия звезда предусматр-ет подключ-е кажд компа отдельн кабелем к общему устр-ву-концентратору, кот нах-ся в центре сети. Конц-тор служит для перенапр-ния передаваемой инфы к 1-му или всем компам сети. Иерарх звезда-самая распростран топ-гия в локальн и в глоб комп сетях. В сетях с кольцевой топологией данные перед-ся по кольцу от 1ого компа к др-му в 1-ом напр-нии. Если комп распозн данные как «свои», то принимает. Есть также сети со смешанной топологией.

Методы коммутации в компьютерных сетях. Предост-ние физ каналов во время сеансов связи м/ду компами в сети – коммутация. Сущ-ют 3 схемы коммутации в сетях: коммутация каналов, коммутация пакетов и коммутация сообщений. Комм. каналов подразум-ет образ-ние составного канала из послед-но соед-х отдельных каналь-х участков для прямой передачи данных м/ду узлами сети. В сети с коммутац к-лов перед передачей данных всегда необх вып-ть процедуру устан-ния соед-ния. Комм. пакетов - для комп сетей, где различн комп сети могут иметь различное быстродействие. При ком-ции пакетов все перед-емые сообщ-я разбив-ся передающим компом на небольш части (от 46 до 1500 байт) - пакеты. Кажд пакет имеет заголовок, в кот указ-ся адресн инфа, необх для доставки пакета к приним-щему компу, и № пакета, исп-мый для «сборки» сообщ-я на приним-щем компе. Пакеты транспортир-ся в сети как независ информац блоки. Спец устр-ва сети коммутаторы принимают пакеты от передающих компов и на основании адресн инфы передают их др другу до конечного принимающего компа. Под комм. сообщений поним-ся передача единого блока дан-х через промежуточн транзитные компы с временной буферизацией этого блока на диске кажд компа. Сообщ-е хран-ся в транзитн компе на диске, время хранения м б дост-но большим. По такой схеме обычно передаются сообщ-я, не требующие немедл ответа - сообщ-я электр почты.

 

22. Стандартизация комп сетей. Интерфейс. Проокол. Стек. Комп сеть – сов-сть компов и сетев оборуд-ния, соед-х каналами связи. Тк компы и сет оборуд-ние м б разных производителей, то возник проблема их совмест-сти. Поэтому разр-тка и создание комп сетей м происх только в рамках утвержденных стандартов. Соврем прогр обеспечение компа имеет многоуровневую модульную стр-ру, т.е. программн код, написанный программистом и видимый на экране монитора (модуль верхнего уровня), проходит неск уровней обработки, прежде чем превратится в электрич сигнал (модуль нижнего уровня), передаваемый в канал связи. При взаимод компов через канал связи оба компа д выполнять ряд соглашений: должны согласовать величину и форму электрич сигналов, длину сообщ-ий, методы контроля достоверности и т.д. Соглашения д б такими, чтобы они были поняты каждым модулем на соотв ур-не кажд компа.

Процедура взаимод-е каждого ур-ня этих компов мб описана в виде набора правил взаимод кажд пары модулей соотв-щих ур-ней. Формализ-е правила, опред послед-сть и формат сообщений, кот обмен-ся модули, лежащие на одном уровне, но в различных компах наз-ся протоколами. Модули, реализ-щие протоколы соседн ур-ня и находящ-ся в одном компе, также взаимод-ют др с др в соотв-вии с четко опред правилами и с помощью стандартизов форматов сообщ-й. Эти правила наз-ся интерфейсом и опред-ют набор сервисов, предост-мых данным ур-нем соседнему ур-ню. Др словами, в сетевых технологиях традиц принято, что протоколы опред-ют правила взаимод-вия модулей 1-ого уровня, но в разных компах, а интерфейсы – соседних ур-ней в одном компе. Модули, т об, д обрабатывать: свой собств протокол, интерфейсы с соседними ур-ми. Иерарх-ски организ набор протоколов для взаимод компов в сети наз-ся стеком коммуникационных протоколов. Модули, реализ протоколы соседн ур-ня и нах-ся в одном компе, также взаимод-ют др с др в соотв-вии с четко опред правилами и с помощью стандартиз-х форматов сообщ-й. Эти правила- интерфейс и определяют набор сервисов, предоставл-х данным ур-нем соседнему ур-ню, те в сетевых технологиях традиц принято, что протоколы опред-ют правила взаимод-вия модулей одного ур-ня, но в разных компах, а интерфейсы – соседних ур-ней в одном компе. Модули д обрабатывать: свой собств протокол, интерфейсы с соседними ур-ми. Иерарх-ски организ набор протоколов для взаимод-вия компов в сети- стек коммуникационных протоколов. Коммуникац протоколы м б реализ как программно, так и аппаратно. Протоколы нижн ур-ней реализ-ся комбинацией программно- аппаратных ср-в, а протоколы верхн ур-ней- чисто программн ср-вами. Протоколы кажд ур-ня облад нез-стью др от др, т.е. протокол люб ур-ня м б изменен не оказывая никак влияния на протокол др ур-ня. Главное, чтобы интерфейсы м/ду ур-нями обеспеч-ли необхсвязи м/ду ними. Незав-сть протоколов кажд ур-ня др от друга и взаимод-вие самих ур-ней поср-вом интерфейсов явл важнейш предпосылкой для созд ряда стандартных протоколов для комп сетей.

 

23. TCP/ IP. Ур-ни взаимодействия: канальный + физический, IP (адресация пакетов), TCP (управление передачей), прикладной.

Программа пользователя 1-го компа обращается к прикладному уровню др., Приложение 1-го компа формирует с пом. операц. системы блок данных стандартного формата, состоящее из заголовка (служебная инфа, кот.надо передать др.) и поля данных (инфа, помещенная в найденный файл). Сформировав сообщение, прикладной ур-нь направляет его «вниз» уровню TCP. добавляет к сообщ.собственную служебную инфу – заголовок TCP –ур-ня(указания для компа). вниз IP- уровню, кот. добавляет свой заголовок и т.д. При достижении сообщением нижнего, физич. ур-ня, у него имеется множество заголовков, добавленных на каждом предыдущем ур-не.

2-й комп принимает его на физич. ур-не и перемещает его вверх с ур-ня на ур-нь., анализируя и обрабатывая заголовок своего ур-ня, выполняя соответствующ. этому ур-ню функции, после удаляет этот заголовок и передает сообщение на ур-нь выше.

Осн. задача TCP – уровня – доставка всей инфы компу получателя, контроль последовательности передаваемой инфы, повторная отправка не доставленных пакетов в случае сбоев работы сети. Для ускорения передачи сегментов – принцип «скользящего окна»( возможности передачи неск-х сегментов в пределах одного «окна», не дожидаясь прихода квитанции на первый отправленный сегмент). На IP- уровне происх.адресация компов в сети Интернет. Она построена на концепции сети, состоящ. из хостов (объект сети, кот.может передавать и приним. IP- пакеты). IP – адрес любого из хостов состоит из адреса (номера) сети и адреса хоста в этой сети. Т.о. и конечный комп также может входить в неск-ко сетей, а значит иметь несколько IP- адресов. Т.о. IP- адрес характеризует одно сетевое соединение. IP- адресация определяет пять классов сетей: A,B,C,D,E Сети класса А - для использования крупными организациями., Сети класса С наиб. распространенными сетями. Адреса сетей класса D -multicast – широковещательные сети для обращения к группам узлов. Схема «один- ко- многим». Адреса сетей класса E зарезервированы для будущих использований.

 

24. Технология Ethernet. Ethernet - самый распростр. стандарт передачи данных локал. сетей.(Xerox,1975) Он используеет метод разделения среды – метод CSMA/ CD метод коллективного доступа с опознаванием несущей и обнаружением коллизий. исп-ся исключительно в сетях с топологией “общая шина”. Все компы в такой топологии имеют доступ к общей шине, и имеют возможность немедленно получить данные, которые любой из компов начал передавать на общую шину. Базовый cтандарт Ethernet – простота подключения, скорость 10 Мбит/с. Принцип работы Ethernet:1. канал связи (среда) д.б. свободен.(признак- отсутствие несущей частоты CS (5 – 10 МГц). Если среда свободна, то комп нач. передавать кадр. Если в это время др. комп пробует начать передачу, а канал занят, он ждет, пока 1-й комп не прекратить передачу кадра. 2. После окончания передачи – нужна пауза для др.компов для приведения сетевых адаптеров в исх. состояние. Коллизия ( если оба компа определили, что канал свободен- >оба кадра сталкиваются на общем кабеле и происх.искажение инфы).Чтобы отработать коллизию все компы одноврем. наблюдают за сигналами на кабеле. Возникновение коллизий зависит от вида линии связи и расстояний между компьютерами. В наст.время исп-ся в основном два типа линий связи: неэкранированная витая пара, обозначаемая как 10Base –T, и волоконно – оптический кабель (10 Base – F). в 1995 -Fast Ethernet, сохр. все особенности базового 10 – мегабитного Ethernetа, но, ск-сть передачи 100 Мбит/с. (Лок сеть БГЭУ) Сеть на базе технологий Ethernet д. строится т. о., чтобы кадр, посылаемый компом, по линии связи успевал доходить до самого дальнего от него компьютера до момента времени окончания передачи кадра.

 

25. Сетевое оборуд.лок.сетей Для соединения компов и линий связи между собой в локал. сетях сегодня исп-ся сетевые адаптеры, концентраторы и коммутаторы. Сетевые адаптеры - отдельные платы и служат для соединения компа с кабельной системой. Наиболее популярными сетевыми адаптерами технологии Ethernet, напр, являются сетевые адаптеры фирмы 3Сом. Концентраторы во всех современных технологиях имеет несколько равноправных названий- концентратор, хаб (hub), повторитель. Основное назначение концентратора –объединять между собой компы в сегменты, а затем сегменты в единую сети. Сегмент - обособленная группа компов в сети. Концентраторы имеют неск-ко входов (портов) для подключения компов, их кол-во для технологии Ethernet от 8 до 72. Соврем. концентраторы могут анализировать повреждение кабельной системы, защищать сеть от несанкционированного доступа и т.д. Осн. недостаток концентраторов - не «изолируют» сегменты друг от друга и не препятствуют распространению коллизий в технологии Ethernet. Проблему соединения сегментов сетей и предотвращения распространения коллизий решают устройства коммутаторов. Внутри коммутатора в отличие от концентраторов находятся спец. процессоры.Компы подключаются к соответствующим портам коммутатора, каждым из кот. управляет отдельный процессор. Работу всех процессоров координирует системный модуль. Поскольку несколько портов могут работать параллельно, то сеть, построенная на коммутаторах, имеет хорошую пропускную способность. Производительность самого коммутатора в этом случае равна сумме производительностей его отдельных портов.

 

26. Радио-Ethernet. Технология BlueTooth. РE - для орг-ции беспров локальн сети. Он исп-ет 2 осн типа оборуд-ния: клиент (комп) и точка доступа, играющая роль связующ звена между проводн и беспроводн сетью. Беспров сеть может работать в 2 режимах: «клиент/сервер» и «точка – точка». При первом режиме к 1 точке доступа могут подключ-ся неск-ко компов, во втором связь между конечн узлами устан-ся напрямую без спец точки доступа. ТB предназн для беспров связи между узлами с пом устройств с огранич радиусом действия. Осн направл-ем исп-ния Bluetooth явл-ся построение персон сетей,включ-х такие устройства:моб тел, карман персон компы,МР3-плееры,т.е.устройства, имеющ потребность в получении инфо или обладающ необход инфо. ТB работает, используя для соединений методы коммутации каналов и пакетов. Кажд пакет передается с исп-ем отдельн частотного канала по отнош к предыдущ. Основу сети BlueTooth сост-ют пикосети, каждая из к-хсостоит из 1 главн узла-мастера и до 7 клиентских узлов-слэйвов, размещ в радиусе 10м.Все узлы такой сети работают на 1 частоте и разделяют общий канал. В 1 комнате могут располагаться неск-ко пикосетей(до10),соединение к-х осущ-ся с пом общего устройства.

 

 

27. Структура сети предприятия. В настоящее время сеть предприятия строится иерархически:

· Подсистема кампуса (территориально расположенные здания)

· Вертикальная подсистема (внутри здания)

· Горизонтальная подсистема (в пределах этажа)

Гориз подс соединяет сетевое оборудование этажа с компами пользователей. Верт подс соединяет сетевое оборудование каждого этажа с сетевым оборуд-ем здания. Подс кампуса соединяет между собой неск-ко зданий.На сам высш ур-е нах-ся центр коммутатор, посредством к-го происходит объединение сети.Такое построение сети назыв-ся стянутая в точку магистраль – структура, при к-й объединение компов, сегментов или сетей происходит на внутр магистрали коммутатора. Преимущ-во такой структуры-высокая производит-ть магистрали, т.к скорость передачи инфо по ней составляет неск-ко Гбит/сек. Как правило, сеть предприятия для внешних пользователей Инета представляет одну сеть. Поэтому для соединения с глобальной сетью к центральному коммутатору подключается маршрутизатор. Преимущ-ва иерархич сетев системы: Универсальность.Увелич-е срока службы.Уменьш-е стоимости.Возм-ть легкого расширения.Обеспеч-е бол эффектив обслуж-я.Надежн-ть.

 

28. Основные понятия глобальной компьютерной сети Интернет. Инет — это глоб информац система, к-я:1)логически взаимосвязана пространством глоба уникальн адресов, основанных на Инет-протоколе;2)способна поддерживать коммуникации с использованием семейства Протокола управления передачей, к-й называется Инет-протоколом;3)обеспечивает, исп-ет или делает доступной высокоуровневые сервисы, надстроенные над описанной здесь коммуникационной и иной связанной с ней инфраструктурой. В историч развитии сети Инет можно выделить 4 разл аспекта: 1)технологич эволюция исследований по пакетной коммутации; 2)развитие методов и средств эксплуатации и управления глоб и сложной сетевой инфраструктурой; 3)социальн аспект, приведший к образованию широкого сообщества пользователей; 4)коммерциали-зация, хар-зуемая эффективным превращением рез-тов исследований в широко доступную информац систему. Сущ-ют неск-ко организац подразделений, отвечающих за развитие Инет. Осн из них явл-ся Internet Society – профес сообщество, к-е занимается вопросами роста и эволюции Инет, как глобал коммуникационной инфраструктуры.

 

29.С истема доменов DNS. Домен-группа компов, объединенных одним именем. Символьные имена дают пользователю возм-ть лучше ориентироваться в Инет,т.к запомнить имя проще, чем цифровой адрес. С этой целью была разработана спец система DNS (Domain Name System), для реализации к-й был создан спец сетевой протокол DNS. Структура баз данных в системе DNS имеет иерархическ вид, аналогичный иерархии файлов,принятой во мн файловых системах. Дерево имен начинается с корня, затем старшая символьная часть имени, вторая часть имени и т.д. Младшая часть имени соотв-ует конечному узлу сети.Имена разделяются точками,иерархия задается справа налево, напр, www.bseu.by. По имени можно получить инфо о профиле орг-ции,ее местоположении. 6 доменов высшего ур-ня определены след образом:1)gov–правительственные орг-ии;2)mil-воен орг-ии;3)edu–образоват орг-ии;4)com - коммерч орг-ии; 5)org - обществ орг-ии;6)net – орг-ии, предоставляющие сетевые услуги, как правило, региональные сетевые орг-ии. Кроме того, все страны мира имеют свое собственное символьн имя, обозначающ домен верхнего ур-ня этой страны. Напр, de – Герм, us – США, ru- Рос, by – Бел и т.д.

 

30. Структурные компоненты Интернет. В кач-ве структ комп-тов в Инет исп-ся понятия прокси-сервер, файрво,, брандмауэр и провайдер. Proxy-сервер -промежуточный агент, к-й принимает запрос клиента и передает запрос далее по цепочке другим серверам. В момент принятия запроса proxy может работать как сервер, а при передаче запроса – как клиент. На proxy могут создаваться копии наиб часто запрашиваемых Web- страниц. В этом случае клиент получает инф-цию с proxy, что ускоряет работу Инет. Файрвол- программмно-аппаратный комплекс защищающ локал сеть от несанкционир-ого доступа, напр, от атак хакеров или проникновения вирусов. В сети файерволл обеспечивает фильтрацию прохождения инфо в обе стороны и блокирует несанкционир-ый доступ к компу или лок сети извне. Брэндмауэр — это своего рода программный файрвол. Но файрволл — это комп, стоящий между локал и внешн сетью, а брэндмауэр- программное средство контроля за входящ и исходящ инфо. Провайдер –это поставщик доступа к Инет.Т.е- любая орг-ция, предоставляющая частным лицам или орг-ям выход в Инет.Провайдеры разделяются на 2 класса: 1)поставщики доступа Интернет 2)поставщики интерактивных услуг.

 

31. Протоколы прикладного уровны. IP-телефония. HTTP – это протокол прикладного ур-ня передачи данных, методика передачи веб-страниц по сети интернет. Изначально протокол HTTP исп-ся искл-о для передачи HTML -документов, но в н.вр. посредством HTTP можно передавать любую инф, в том числе картинки, звук, видео, а также просто абстрактные файлы.

POP3— протокол почтового отделения, версия 3) исп-ся почтовым клиентом для получения сообщений электр почты с сервера. Обычно исп-ся в паре с протоколом SMTP.

SMTP— простой протокол передачи почты — это сетевой протокол, предназначенный для передачи электр почты в сетях TCP/IP.

FTP— протокол передачи файлов — протокол, предназначенный для передачи файлов в комп сетях. FTP позволяет подкл-ся к серверам FTP, просм-ть содержимое каталогов и загружать файлы с сервера или на сервер; возможен режим передачи файлов между серверами TELNET— сетевой протокол для реализации текстового интерфейса по сети (в современной форме — при помощи транспорта TCP).

NNTP-сетевой протокол передачи новостей

IP-телефония - технология, позволяющая исп-ть Интернет или другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения международных и междугородных телразговоров и передачи факсов в режиме реального вр.

32. Поисковые системы Интернет. Принцип работы, примеры. Поисковая система - это сервис, предназначенный для нахождения информации в Интернете с автоматическим занесением информации в собственную базу данных.Они состоят из пяти программных ком­понентов:1)Spider (паук) — это браузероподобная программа- робот, которая планомерно путешествует по Сети 24 часа в сутки и «скачивает» все попавшиеся ей на пути Web-узлы; 2)Crawler (сборщик, или путешествующий паук) — это порождаемый Spider'ом процесс, который углубляет поиск, перемещаясь по всем локальным ссылкам, найденным на странице. Как и Spider, сборщик тоже скачивает страницы, но уже способен их анализировать в поисках перекрестных ссылок. Собственно, его основные задачи — сканирование Интернет-ресурсов в поисках изменений на страницах и определение того, куда он должен идти дальше, основываясь на найденных ссылках или исходя из заранее заданного списка адресов; 3)Indexer (индексатор) — ключевая программа поисковой системы, которая анализирует Web-страницы, скачанные пауками, определяет их тематическую принадлежность, актуальность, популярность у пользователей и т.д.;4)Database (база данных) — хранилище скачанных и обработанных индексатором страниц;5)Gateway (шлюз) или Search engine/Resultsengine (собственно поисковая машина) принимает запросы от пользователей, анализирует их и извлекает результаты поиска из базы данных. Именно эта система решает, какие страницы удовлетворяют запросу пользователя, и предоставляет ему интерфейс для просмотра и уточнения этих результатов.Наиболее популярными поисковыми системами в наст. явл. поисковые системы GOOGLE.COM, YAHOO.COM, RAMBLER.RU, YANDEX.RU, MAIL.RU и др.

33. Проблема последней мили. В наст. вр. сеть Интернет может обеспечить высокоскоростную передачу данных, но доступ к ней конечных пользователей может быть сопряжен с техническими и экономическими сложностями – возникает проблема «последней мили». Доступ с необходимой высокой скоростью могут обеспечить только широкополосные технологии, основными в наст. вр. являются следующие: 1)беспроводные технологии (например, радио Ethernet);2) цифровая абонентская линия хDSL;3)кабельное телевидение4) спутниковые технологии. хDSL- технология позволяет превратить витую пару телефонных проводов в линию высокоскоростной передачи данных. К технологиям хDSL относятся:1)ADSL (асимметричная цифровая абонентская линия);2)HDSL (высокоскоростная цифровая абонентская линия);3)VDSL (сверхвысокоскоростная цифровая абонентская линия) и другие.Преимущества хDSL: любой абонент, подключенный к телефонной сети общего пользования имеет медную телефонную линию, которая может быть использована для развертывания линии передачи данных,т.е. не требуется создавать новую инфраструктуру. Специальные кабельные модемы передают трафик прямо на маршрутизатор Интернет, расположенный на головном узле системы кабельного телевидения. Достоинство: технология может использовать существующую кабельную инфраструктуру.Недостаток сети кабельного телевидения - такие линии передачи данных являются линиями коллективного использования. Поэтому существует определенная возможность соединения каждого с каждым и доступа к данным другого пользователя. Спутниковые технологии. Отличительные особенности: Экономическая эффективность для провайдера. Зона охвата спутника такова, что он может обслуживать очень большое количество абонентов. Спутниковый канал может приниматься в любой точке зоны охвата, независимо от условий местности. Недостаток: спутниковые системы доступа имеют не самую высокую скорость передачи данных и при этом не очень быстро работают.

 

34. Основные понятия искусственного интеллекта. Искусственный интеллект (ИИ) - это наука о концепциях, позволяющих компьютерам выполнять задачи которые у людей выглядят разумными. Центральные задачи ИИ состоят в том, чтобы сделать компьютер более полезными и чтобы понять принципы, лежащие в основе интеллекта. Основные области применения ИИ: 1)Доказательства теорем; 2)Игры; 3)Распознавание образов; 4)Принятие решений; 5)Адаптивное программирование; 5)Сочинение машинной музыки; 6)Обработка данных на естественном языке; 7)Обучающиеся сети (нейросети). В общем случае функциональная структура использования ИИ состоит из трех комплексов: 1)Исполнительная система(ИС); 2)Интеллектуальный интерфейс пользователя(ИИП); 3)База знаний(БЗ). Первый комплекс - совокупность средств, выполняющих программы, спроектированных с позиций эффективного решения задач, имеет в ряде случаев проблемную ориентацию. ИС объединяет всю сов-сть средств, обеспечивающих выполнение сформированной программы. Второй комплекс - совокупность средств интеллектуального интерфейса, имеющих гибкую структуру, которая обеспечивает возможность адаптации в широком спектре интересов конечных пользователей. Интеллектуальный интерфейс – это система программных и аппаратных средств, обеспечивающих для конечного пользователя использование компьютера для решения задач, которые возникают в среде его профессиональной деятельности либо без посредников либо с незначительной их помощью. Третьим комплексом средств, с помощью которых организуется взаимодействие первых двух, является база знаний, обеспечивающая использование вычислительными средствами первых двух комплексов целостной и независимой от обрабатывающих программ системы знаний о проблемной среде. Базы знаний, представляют собой некий аналог обычных баз данных, но содержат информацию не в виде таблиц или записей с полями, а в виде утверждений о чем-либо Доступ к этой информации осуществляется не через команды поиска, а с помощью формулируемых на естественном языке вопросов.

 

35. Экспертные системы. Экспертная система (ЭС) - система, способная заменить специалиста в конкретной предметной области, т.е. решать задачи в отсутствии людей- экспертов. Под экспертной системой понимается система, объе­диняющая возможности компьютера со знаниями и опытом эксперта в та­кой форме, что система может предложить разумный совет или осуществить разумное решение поставленной задачи. Дополнительно желаемой харак­теристикой такой системы является способность системы пояснять по требованию ход своих рас­суждений в понятной для спрашивающего форме. Отличия от др. видов информационных систем:1)ЭС имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком;2)ЭС должна за приемлемое время (достаточно малое) найти решение, которое было бы не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области;3)Экспертная система должна обладать способностью объяснить, почему предложено именно такое решение, и доказать его обоснованность. Использовать ЭС следует только тогда, когда разработка ЭС возможна, оправдана и методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче.

 

Базовая структура экспертной системы

 
 


36. Система поддержки принятия решений. Системы поддержки принятия решений (СППР) – это информационные системы, разработанные для помощи менеджеру (лицу, принимающему решения – ЛПР) в принятии решений управления. Существенное отличие СППР от экспертных систем состоит в том, что СППР призвана помочь человеку (ЛПР) в решении стоящей перед ним проблемы, а экспертные системы стараются заменить человека при решении некоторой проблемы. СППР предоставляют возможность ЛПР оценить альтернативные варианты решения. Решение о выборе альтернативы принимает человек. При этом существуют вариант без использования критериев и критериальный вариант. I)Вариант без использования критериев оценки альтернатив: 1)сформировать множество альтернативных вариантов решения, 2)получить результаты сравнения (например, попарного) альтернатив, 3)выбрать лучшую альтернативу, имеющую наилучший ранг (место), которая и выдается системой в качестве рекомендации. Критериальный вариант оценки альтернатив: 1)сформировать множество альтернатив, 2)сформировать множество критериев оценки альтернатив, 3)получить оценки альтернатив по критериям, 4)выбрать лучшую альтернативу, которая и выдается системой в качестве рекомендации. Области применения СППР: микроэкономика, макроэкономика, офисная деятельность, оценка и распространение технологий, юриспруденция, медицина и др. приложения. Прогнозирование и планирование деятельности предприятий является наиболее перспективной сферой практического применения СППР.

 

37. Нейронные сети. Нейронные сети - это раздел технологий искусственного интеллекта, в котором для обработки информации используются явления, аналогичные происходящих в нейронах живого существа. Первая модель нейронной сети была разработана в 1943 г. Искусственная нейронная сеть (ИНС, нейросеть) -это набор нейронов, соединенных между собой. Как правило, передаточные функции всех нейронов в сети фиксированы, а веса являются параметрами сети и могут изменяться. В общем случае архитектуру нейронной сети можно разделить на однослойную и многослойную модель Основной смысл работы нейронной сети заключается в возможности классифицировать (распознавать) вектор входных сигналов по заранее обученным образцам этого вектора. Процесс обучения происходит за счет изменения весовых коэффициентов. Таким образом использование нейронной сети состоит из трех основных этапов:1)Выбор типа (архитектуры) сети. 2)Подбор весов (обучение) сети. 3)Использование обученной сети для прикладных задач.Отметим, что для использования нейронных сетей в настоящее время существуют специальные программные продукты NeuroOffice, NeuroPro, NeuroInterator и д.р.

 

38. Системы поддержки принятия решения на основе нечетких множеств. Как правило, данные, обрабатываемые в информационных системах, носят четкий, числовой характер. Однако в запросах к базам данных, которые пытается формулировать человек, часто присутствуют неточности и неопределенности.Концепция нечетких запросов базируется на математической теории нечетких множеств и аппарате нечеткой логики, предложенной Л. Заде в 1965 году. Нечеткая логика позволяет аккумулировать знания о некоторой предметной области, или, проще говоря, является одной из моделей представления знаний.Основными потребителями нечеткой логики являются банкиры и финансисты, а также специалисты в области политического и экономического анализа. Они применяют информационные системы, использующие правила нечеткой логики, для создания моделей различных экономических, политических, биржевых ситуаций.На рынке коммерческих экспертных систем на основе нечеткой логики в России наиболее известным является экспертная система CubiCalc.

 

39. Понятие реинжиниринга бизнес-процессов(РБП). Основатели теории реинжиниринга - Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Они определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность»Основные понятия РБП «фундаментальный», «радикальный», «существенный» и «процессы». К основным свойствам РБП относятся:1)Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с нуля, что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм;2)Пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности – если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес;3)Приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих). Реинжиниринг необходим в случаях потребности очень существенных улучшений, например, таких как эти 3 основные ситуации, требующие вмешательства:1)В условиях, когда предприятие находится в состоянии глубокого кризиса. 2)В условиях, когда текущее положение предприятия может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. 3)Реализацией возможностей РБП занимаются благополучные, быстрорастущие и «агрессивные» организации. К участникам РБП относятся: лидер проекта РБП; управляющий комитет; менеджер, осуществляющий опера­тивное руководство;менеджеры процессов; рабочая команда реинжиниринга.

40. Роль информационных технологий в реинжиниринге бизнес-прцессов Современные ИТ являются неотъемлемой частью любого реинженирингового мероприятия, существенным конструктивным фактором его успеха. Неправильное использование ИТ может срывать реинжениринг, усиливая как старые способы мышления, так и прежние стереотипы поведения.Применение ИТ в реинжениринге бизнеса требует индуктивного мышления («от частного- к общему») – способности сначала увидеть эффективное решение, а затем определить проблемы, которое оно может разрешить и о существовании которых компания, возможно, и не подозревает. Современные задачи РБП включают в себя объединение информаци­онных ресурсов структурных подразделений компании и созда­ние интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и матери­альных потоках по всем сферам хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возмож­ность гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации.

 

41. Моделир-ие бизн-пр-ов.М. SADT(IDEF0) Важн-им инстр-ом для провед-я РБП явл-ся моделир-ие. Для провед анализа сост-я предпр-я необход иметь м. 2ух видов: 1. М. «как есть»,кот представл собой описание реального полож дел на предпр-и (позвол выявить ошибки и узкие места предприят) 2. М. «как должно быть» вкл предлож-ия руководства, сотруд-ов позволяет сформулировать видение новых бизнес- пр-ов,.Сущ-ет два основн подх.к моделир-ию:структурный и объектный.Но наиболее развитые м.-ы используют элем-ы 2ух подходов. К числу наиб распростр-ых м.-ов относятся: 1. метод функционального моделир-ия SADT; 2. метод моделирования процессов IDEF3; 3. моделирование потоков данных DFD; М. SADT (IDEF0)- класс-ий метод процессного подхода к управлению. Осн.принцип: структурирование деятельности организации в соответствии с ее бизнес-процес-и, а не организационно-штатной структурой. Диаграммы -главн. компон-ы модели, все ф-и организ представл-ы как блоки и стрелки.1. Работа изображается прямоугольником. Каждый пр-сс изображает ф-ю и наз-ся глаголом, обозначает действие.(Пр.«Обслуживание клиента»)2. Стрелки сверху Упр-ие- правила, стратегии,кот руководств-ся работа. Упр-ие влияет на работу, но не преобразуется работой..3. Стрелки слева Вход - материал, кот. преобраз-ся работой для получения результата (выхода). 4. Стрелки справа Выход -материал, кот производ-ся работой. Работа без результ не имеет смысла 5. Стрелки снизу Механизм -ресурсы, кот выполняют работу(персонал станки)1ой важн особенностью м.) явл. постепенное введение все больших уровней детализации по мере создания диаграмм, отображающих модель+ рисунок с обр стороны

 

42. Диаграммы потоков данных(DFD) представляют собой иерархию функциональных процессов, связанных потоками данных. Цель представления — продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные.(иерархия диаграмм потоков данных, описывающих а процесс преобразования информации от ее ввода в систему до выдачи потребителю. Источники информации (внешние сущности) порождают информационные потоки (потоки данных), переносящие информацию к подсистемам или процессам. Основными компонентами диаграмм потоков данных являются: Внешние сущности изображают входы в систему и/или выходы из нее. Внешние сущности изображаются в виде прямоугольника с тенью и обычно располагаются по краям диаграммы. Системы и подсистемы, а также процессы в DFD представляют собой функции системы, преобразующие входы в выходы. Они изображаются прямоугольниками со скругленными углами, смысл их совпадает со смыслом работ IDEF0. Накопители данных изображают объекты в покое. В материальных системах накопители данных изображаются там, где объекты ожидают обработки, например в очереди. В системах обработки информации накопители данных являются механизмом, который позволяет сохранить данные для последующих процессов. Потоки данных (стрелки) описывают движение объектов из одной части системы в другую. DFD- диаграммы могут быть преобразованы с целью более наглядного представления системы.

 

 

43. Метод модел-ия IDEF3,предназначен для моделирования последовательности выполнения действий и взаимозависимости между ними в рамках процессов. дополнение к методу функционального моделирования IDEF0. Основой модели IDEF3 служит сценарий процесса, кот выделяет последовательность действий и подпроцессов системы.основной единицей модели IDEF3 является диаграмма. важный компонент модели — действие, Диаграммы отображают действие в виде прямоугольника. каждому из действий присваивается уникальный номер. Этот номер не используется вновь В отличие от IDF0 – диаграмм IDF3 – диаграмма показывают процесс в динамике. Поэтому IDF3 – диаграмма, кроме элемента «Работа» содержит элементы: Связь предшествования, (показывает, что прежде чем начнется работа-приемник, должна завершиться работа-источник. Связь отношения - показывает связь между двумя работами или между работой и объектом ссылки. Поток объектов – показывает участие объекта в двух или более работах, Перекрестки –показывают ветвления логической схемы моделируемого процесса,кот могут возникнуть во время его выполнения.Перекрестки в свою очередь делятся: Перекресток слияния – узел, собирающий множество стрелок в одну. Перекресток ветвления – узел, в котором единственная входящая в него стрелка ветвится, показывая, что работы, следующие за перекрестком, выполняются параллельно.

 
 


44. Сравнение методов IDEF и DFD. Важн-им инстр-ом для провед-я РБП явл-ся моделир-ие. Для провед анализа сост-я предпр-я необход иметь м. 2ух видов: 1. М. «как есть»,кот представл собой описание реального полож дел на предпр-и (позвол выявить ошибки и узкие места предприят) 2. М. «как должно быть» вкл предлож-ия руководства, сотруд-ов позволяет сформулировать видение новых бизнес- пр-ов,.Сущ-ет два основн подх.к моделир-ию:структурный и объектный.Но наиболее развитые м.-ы используют элем-ы 2ух подходов. К числу наиб распростр-ых м.-ов относятся: 1. метод функционального моделир-ия SADT; 2. метод моделирования процессов IDEF3; 3. моделирование потоков данных DFD; Системы и подсистемы, а также процессы в DFD представляют собой функции системы, преобразующие входы в выходы. Они изображаются прямоугольниками со скругленными углами, смысл их совпадает со смыслом работ IDEF0.можно сказать, что IDEF0 – это функциональное моделированиеа DFD -моделирование потоков данных.Если же провести сравнительный анализ IDEF-диаграмм и DFD – диаграмм, то можно сказать, что IDEF-диаграммы значительно менее выразительны и удобны для моделирования систем обработки информации Так, дуги в SADT жестко типизированы (вход, выход, управление, механизм). Иногда стирается смысловое различие между входами-выходами, с одной стороны, и управлениями и механизмами, с другой:. Анализ системы при помощи (DFD – диаграмм) потоков данных и процессов, их преобразующих, является более недвусмысленным

 

45. Информационные системы класса MRP. MRP-комп программа, позвол-я оптимально регулировать поставки материалов комплектующих, контр-я запасы на складе и саму технологию пр-ва. Осн цель-минимизация издержек, появл-ся на пр-ве.Важную роль в системах MRP играет спецификация изделия-перечень сырья, материалов и комплектующих, необ-х для пр-ва конечного изделия, с указ-ем нормативов по их исп-ю, а также иерарх описание структуры конечного изделия.На основе плана пр-ва, спецификации изделия и учета технол-х особенностей пр-ва осущ-ся расчет потребностей в материалах. Потом составляется план закупок и пр-ва. В систему вводятся фиксированные сроки исполнения. Методы план-ия MRP стали учитывать инф о составе изделия, состоянии складов и незаверш пр-ва, а также заказов и планов-графиков пр-ва. В ИС класса MRP заказы упоряд-ся по приоритетам или по срокам отгрузки; формир объемный план-график прва к-й обычно создается по группам прод-ции и может быть использован для план-ия загрузки произв-ых мощностей; для каждого изделия, попавшего в план-график пр-ва, состав изделия “детализируются” до ур-ня заготовок, полуфабрикатов, узлов и комплектующих изделий; в соотв с планом-графиком пр-тва опр-ся график выпуска узлов и полуфабрикатов, а также оцен-ся потребность в материалах и комплектующих изделиях, и назначаются сроки их поставки в пр-ые подразделения.Алгоритм MRP позволяет коррек-ть пр-ые задания с учетом изм-ся потребности в готовых изделиях. Методы MRP применимы не на каждом типе пр-ва.

 

 

46. Информационные системы класса MRP II. Метод план-ия производственных ресурсов MRPII –результат естественного развития MRP-методологии.MRP-методология предназначена для план-ия необх материалов. При план-ии MRP-методология исп принцип неогранич загрузки, т.е.при расчете игнорируется огранич-сть производ мощностей др ресурсов. функция план-ия системы,отлич-я MRPII от MRP-это функция план-ия производ мощностей, с помощью к-й проводится анализ потребностей в необх материалах к привязке к производ ресурсам и их возможностям, а также с учетом сущ-ей и план-ой загрузки.MRPII– план-е по MRP + функции управления складами, снабжением, продажами и произв-вом. функция учета и управ-ия финансами. В этом классе систем появ-сь возможность модел-ия производ процессов. Методология MRP II описывает сквозное план-ие и управление цепочкой " снабжение –произв-во-склад - сбыт ". Она фокусируе





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-04-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 890 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

794 - | 766 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.