Лекции.Орг


Поиск:




Поэтика европейского реалистического романа второй трети XIX века. Проблематика и структура цикла О. Бальзака «Человеческая комедия». Полифонизм поэтики романа «Отец Горио»




История литературы 19 столетия делится на 3 периода: 1.Романтизм (1 треть 19 века); 2. Реализм (30-70-е годы 19 века); 3. Литературы рубежа 19-20 веков. (1871-1917 г.г.). Это деление носит условный характер. 30-70 годы 19 века – история реалистического направления. Это время серьезных потрясений в экономической, социальной сфере. Произведения отражают историю эпохи. Сер.19 века – период постепенно растущего напряжения – это привело к межнациональным конфликтам в к. 19века. 19 век – начинается в 1789 – 1914 (историческая эпоха). Именуют веком революции: июльская революция (1830), революция в Бельгии, в Германии. 19 век – век либерализма (утверждение парламентаризма, широкое распространение грамматики, появление массовой прессы). 19 век – век научно-технического прогресса, открытий, изобретений, появляется сеть железных дорог в Европе. Романы детальные в объективной форме отражают действительность.

Реализм. Становится ведущим литературным направлением и творческим методом. В английской и французской литературе господствующим жанром становится жар социально-психологического романа. Проблема самого термина «реализм». Вопрос реализма, прежде всего, в методе. Произведения романтиков субъективны. Произведения реалистов объективны. У романтика важна го точка зрения, у реалиста существует несколько точек зрения, он придерживается одной, но не навязывает её. Писатель пытается уделить равное внимании всем точкам зрения. Реализм – то метод. Сам этот термин возник в 50-60-х, хотя как метод возник раньше. В рамках французской натуральной школы появляется термин «реализм».

Реализм часто определяют как художественную систему. Реализм 19 века: 1. Буржуазный реализм – возник в буржуазном обществе. 30-40-е годы – становление как метода. Отказались, заменен на критический реализм. 2. Критический реализм. Критику следует понимать как анализ (50-60-е годы). 3. Классический реализм.

Основные черты реализма как творческого метода: Типизация (типичные характеры в типичных обстоятельствах. Понятие типического не исключает индивидуализации. Создание типичных индивидуальностей. В образе героя – черты, характерные для эпохи. 1. Эволюция героя, развитие характера. Описывается наиболее вероятное поведение героя в данной ситуации. 2. Нет резких необъяснимых переходов от одного психологического состояния к другому. Гюго называет драму концентрирующим зеркалом (преувеличивающим) – увеличительное стекло. Сделать более ярким, контрастным, заметным. Романтики не отражают действительность, а пересоздают её. Роман – зеркало, которое писатель несет по дороге жизни, и зеркало это отражает все, что попадается на его пути. Но это зеркало находится в руках писателя, он может сам управлять им, направлять его. Но писатель-реалист стремится детально отразить картину жизни в романе. 1. Взаимодействие характеров и среды. В классицизме нет типизации среды. В литературе барокко нет взаимосвязи. У писателей 18 века нет связи между героями и средой. У Дидро, Свифта, Ричардсона – герои меняются к лучшему. У романтиков связи этой тоже нет. Герой противопоставлен миру. Типичный характер – характер социально-детерменированный.

Черты реализма (обобщение): 1. Принцип типизации 2. Идея взаимодействия характеров и среды 3. Аналитическое начало (критический подход к действительности). 4. Объективность (находится в сложном взаимодействии с авторской позицией). Не навязывание авторской точки зрения. Пересекается несколько точек зрения. 5. Образ героя – рассказчика, автора, главного героя. ИХ точки зрения пересекаются, складывается картина жизни. Автор может быть скрытым, а может быть всезнающим, кукольник, двигать марионетками – героями. Ведущим жанром в реалистической литературе становится жанр социально-психологического романа. Этот жанр эволюционирует: углубление психологизма, развитие характеров. Роман позволяет представить взаимодействие характеров и среды. Реалистическая литература – это преимущественно проза. Поэзия представлена в меньшей степени. Реализм был направлением неоднозначным. Существенными оказываются различия между национальными литературами. Романы часто именуют викторианскими (отражают дух того времени), морально – этические представления англичан). Одной из ведущих тем становится тема молодого человека. Бальзак склонен к описательности – через детали открываются характер персона, эпохи. События, которые даются в размышлениях персонажа по поводу происходящего. С авторской точки зрения нет плохих и хороших персонажей: 1. Существенны национальные черты 2. Есть различия и внутри одной национальной литературы.

Эволюция реалистического метода: 1. 30-40 годы – начальный период. Становление реализма как метода. Определяется тематика реалистического романа. Период формирования эстетической программы. Социальная направленность. Мериме, Стендаль, Бальзак, Диккенс. 2. 50-60-е годы – реалистическая литература возникает во взаимодействии с другими направлениями: натурализм, символизм. Флобер, Бодлер – франц. Литература; поздние романы Диккенса – англ. Литература. Углубление психологического романа.

Французская литература. 19 век – начинается с переживаний последствий Великой Французской Революции. Становление наполеоновской власти. Его разгром – битва при Ватерлоо. 100 дней у власти закончились. Реставрация монархии. 1830 – июльская революция. Начался период июльской монархии.

1848-1849 – революционные события. После их завершения завершилась и монархия во Франции. Король отрекся от сласти. Подготовка к написанию конституции. Выборы президента: Луи Бонапарт.

2 декабря 1851 - монархический переворот. Франция тала 2-й империей. Связан с ограничением политических прав и свобод; период экономических успехов во Франции. Все эти события отразились в романах. В развитии два этапа: 1. 30-40 е годы – Мериме… 2. 50-60 – е годы – Бодлер, Флобер.

Оноре де Бальзак (1799 – 1850). Родился в небольшом провинциальном городе. Дед – крестьянин, отец – чиновник. Отец был человек расчетливый, думал о достойной профессии для сына. Бальзак готовится стать юристом. Заканчивает школу права в 19 лет. НО хочет быть писателем, сообщает об этом отцу. Бальзаку было дано 2гда, чтобы добиться успеха на литературном поприще. ОН пишет первые драматические произведения, которые не особо были успешными. Периодически пытался заняться то одним делом, то другим – но бизнесменом он не был удачным. Бальзак – писатель, в творчестве которого есть разные текст по стилевому уровню. Бальзаку понадобилось 10 лет, прежде чем он стал известен. Сотрудничает с парижской прессой. Увлекается историческим жанром – роман «Шуаны».

Остальные произведения связаны с современной действительностью, событиями во Франции 19 века.

В 30-х годах он становится известным. Переписывается со своими читателями. По политическим взглядам Бальзак был легитимистом. Он был монархистом. Монархия представлялась ему идеальным государственным устройством. Монарх представлялся ему отцом семейства. При монархии невозможно торжество политических группировок. Противоречия между отцами и детьми, братьями и сестрами – причина общественного неблагополучия по мнению Бальзака. Писатель – реалист зрелого классического периода. Обращается к современности. Типизирует обстоятельства, характер. Создает типичные образы.

Главное создание – цикл романов «Человеческая комедия». Идея появилась не сразу. Всего 98 произведений. Но этот цикл незаверенный. Каждая глава – о жизни общества. Нет хронологической последовательности. Романы объединены проблематикой, сквозными персонажами. «Огромный размах плана, охватывающего одновременно историю и критику общества, анализ его язв и обсуждение его основ, позволяет мне, думается, дать моему созданию то заглавие, под которым оно появляется теперь: «человеческая комедия». Назвав так свое творение, Бальзак внес в название и указание на масштабы своего труда и оценку изображаемого, и некий иронический смысл. О намерении изобразить это заглавие Бальзак пишет в 1841 году. Предисловие в «Человеческой комедии» датируется 1842 годом, но сама идея объединить произведения возникла у автора много раньше. В 1834 Бальзак писал Ганской о своем желании изобразить все социальные явления, не обойти ни одного типа, характера – уклада жизни, ни одного из слоев общества, ни одной профессии.

Стремление к большим социальным обобщениям, к всеобъемлющему показу буржуазного общества Франции 1 половины 19 века обусловило гигантское пространство «Ч.К.». В 1842, когда большая часть произведений была написана, окончательно намечается ее план. В предисловии к «Ч.К.» Бальзак обозначил 3 части, которые должны были охватить и созданные и только задуманные его творения – это «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». «Этюды о нравах», вместившие большую часть произведения Бальзака, образуют «общую картину общества, заключают в себя все события и деяния». Автор расчленил эту обширную часть дополнительно на 6 разделов: сцены частной жизни, сцены провинциальной жизни, парижской, политической, военной, сельской. В пределах этого плана произведения размещены следующим образом: 1. Сцены частной жизни: «Дом кошки, играющей в мяч», «Супружеское согласие», «Побочная семья», «Отец Горио», «Гобсек»… 2. Сцены провинциальной жизни: «Евгения Гранде», «Музей древностей», «Жизнь холостяка», «Утраченные иллюзии»… 3. Сцены парижской жизни: «История тринадцати», «История величии и падения Цезаря Бирота», «Блеск и нищета куртизанок», «Принц богемы». 4. Сцены военной жизни: «Шуаны» 5. Сцены политической жизни: «Темное дело», «З. Марка». 6. Сцены сельской жизни: «Сельский врач», «Сельский священник», «Крестьянин».

«Философски этюды»: «шагреневая кожа», «неведомый шедевр», «поиски абсолюта», «эликсир долголетия», «прощенный Мельмот». «Аналитические этюды»: «Физиология брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни». Схема отражает стремление Бальзака запечатлеть те устойчивые формы, «типические циклы», в которых откристализовывалась действительность эпохи. «Не только люди, но главнейшие события отливаются в типические образы». Аналитические этюды призваны открыть первопричины вещей в целом. Этюда о нравах – социальные явления. Философские этюды – причины этих социальных явлений. То, что прячется за сценой и приводит в движение механизм жизни. По объему все произведения «Ч.К.» различны. Но имеют похожую сюжетно-композиционную организацию. Бальзак полагал, что необходим естественнонаучный подход к изучению законов общества. Его целью стало – изучить общество не как скопление разрозненных индивидуальных существований, но как совокупность социальных видов. Ощущение целостности мира и его внутренней связанности обусловило структуру «Ч.К,» - каждая книга автора – всего лишь глава грандиозного романа об обществе». Его произведениям присущ полицентризм. Множество центров, сюжетных линий. Пересекаются к какой-то точке. Её роль – один из персонажей истории. Произведения Бальзака полифоничны по содержанию, по структуре. Присутствует множество сюжетных линий. Бальзак применил принципы сквозного построения романов повторного появления персонажей, продолжения действия и после эпилога: оно возобновляется в новом романе, куда герои придут в новой своей житейской стадии, создавая впечатление непрекращающегося движения жизни. Желая создать ощущение времени, Бальзак часто отказывался от хронологической последовательности, которая, как он полагал, пригодна лишь для изображения прошлого. Название «человеческая комедия» (воспоминание о Божественной комедии»). У Бальзака похождение героя по социальным кругам. Сама жизнь представлялась Бальзаку комедией. Комедия – жанр более свободный; включает высокое и низкое. Комедии ближе к подлинному воспроизведению жизни. Непреходящее значение «Ч.К.» в том, что она отражала историческую потребность «взглянуть трезвыми глазами» на характер отношений, объединяющих буржуазных индивидов в общественное целое, проникла в диалектику социального прогресса и открыла органическую связь между отрицательными сторонами жизни буржуазного общества и его основными принципами. Реализм «Ч.К.» сильнейшими своими сторонами обязан приближению писателя к точке зрения народа на социальный порядок, утвердившийся в послереволюционном обществе. В «Ч.К.» скромные герои, которые не заняли главных мест в книгах Бальзака, но расширили его социальную. Тематику и подкрепили демократические тенденции его реализма. Во всей «Ч.К.» чувствуется острый интерес Бальзака к проблеме: человек и вещь. Чем больше совершенствуется человек, тем он умнее, тоньше, тем больше артистичности, духовности переходит на материальную культуру. В предисловии к «Ч.К.» Бальзак пытался обосновать свои литературные взгляды достижениями естественных наук. Существует лишь оно животное, все организмы созданы по одному и тому же образу, и это дает возможность говорить о «прекрасном законе»: «каждый за себя». Уже в 1842 Бальзак формулирует теорию «Борьбы за жизнь» - в которой отражается типично буржуазные отношения к действительности. Человек – тоже организм, он тоже находится в постоянной борьбе за жизнь и тоже должен приспособиться к среде, следовательно, существовали и всегда будут существовать социальные виды, как и виды зоологические. В творческом методе Бальзака изучение персонажа перерастает в изучение среды, и психология смыкается с социологией. Для Бальзака наибольший интерес представляет личность, вступающая в борьбу с внешними обстоятельствами. Создавая свои типы, Бальзак всегда определял идею, ими выражаемую или воплощенную в них страсть, которые связаны с естественнонаучными теориями. К концу 30-х господствующая страсть в творчестве Бальзака утрачивает свою силу, духовная жизнь персонажей становится все сложнее, богаче, они живее откликается на воздействие среды, вступают в более тесное с ней общение и воспринимают ее уроки, под влиянием которых меняют свое отношение к вещам и меняются сами.

«Отец Горио». Это современная буржуазная трагедия. Бальзак говорит о конкретном историческом времени и о тех обстоятельствах, которые формируют характеры героев. Герцогиня Лонже рассказывает историю Отца Горио. Но постоянно забывает его имя, следовательно это указывает на типичность героя. История Горио типична для современного общества. Этот роман имеет новеллистическую структура: линия Горио, двух его дочерей, Эжена Растиньяка и др. В роли объединяющего центра – Эжен Растияньк. Он аристократ по рождению, но живет в скромно пансионе. Происхождение позволяет ем убывать в высшем обществе. Главные события происходят в пансионе «мамаши» Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретается семь постоянных «нахлебников»: на втором этаже — юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем — отставной чиновник Пуаре и загадочный господин средних лет по имени Вотрен; на четвертом — старая дева мадемуазель Мишоно, бывший хлеботорговец Горио и студент Эжен де Растиньяк, приехавший в Париж из Ангулема. Пансион – это символический образ мини общества. Этажи дома символизируют разные слои общества. В Париж Растиньяк приезжает их провинции. Студент. Герой на распутье – это и фольклорный сюжет. Путь длинный не привлекает Растиньяка – он хочет все и сразу. Такую возможность ему предоставляет Вотрен (Жак Колен). Он живет в том же пансионе и пытается научить молодого человека жизни.

И низший мир и высший построены на преступлении. Но в низшем ты будешь наказан, а в высшем – нет. «Нет законов, есть только обстоятельства». Вотрен предлагает Растиньяку решить все проблемы и обращает его внимание на девушку Викторину. Эжен должен разыграть влюбленного поклонника в Викторину. Растиньяк колеблется, но он отказывается. «Вотрен, разгадавший замыслы Растиньяка, предлагает молодому человеку обратить внимание на Викторину Тайфер. Девушка прозябает в пансионе, потому что её не желает знать отец — богатейший банкир. У нее есть брат: достаточно убрать его со сцены, чтобы ситуация переменилась — Викторина станет единственной наследницей. Устранение молодого Тайфера Вотрен берет на себя, а Растиньяк должен будет заплатить ему двести тысяч — сущий пустяк в сравнении с миллионным приданым. Юноша вынужден признать, что этот страшный человек в грубой форме сказал то же самое, что говорила виконтесса де Босеан. Инстинктивно чувствуя опасность сделки с Вотреном, он принимает решение добиться благосклонности Дельфины де Нусинген. В этом ему всячески помогает папаша Горио, который ненавидит обоих зятьев и винит их в несчастьях своих дочерей. Эжен знакомится с Дельфиной и влюбляется в нее. Она отвечает ему взаимностью, ибо он оказал ей ценную услугу, выиграв семь тысяч франков: жена банкира не может расплатиться с долгом — муж, прикарманив приданое в семьсот тысяч, оставил её практически без гроша». Он идет по 3-й дороге: путь, предоставленный дальней родственницей Виконтессой – использовать людей.

Дельфина. Её муж богат, но не отличается высоким происхождением. Эжен вводит ее в общество, следовательно она должна ему отплатить. «Молодой Растиньяк, опьяненный блеском Парижа, решает проникнуть в высший свет. Из всей богатой родни Эжен может рассчитывать лишь на виконтессу де Босеан. Послав ей рекомендательное письмо своей старой тетушки, он получает приглашение на бал. Юноша жаждет сблизиться с какой-нибудь знатной дамой, и внимание его привлекает блистательная графиня Анастази де Ресто». «.Первая попытка завязать светское знакомство оборачивается для Растиньяка унижением: он явился к графине пешком, вызвав презрительные ухмылки слуг, не сумел сразу найти гостиную, а хозяйка дома ясно дала ему понять, что хочет остаться наедине с графом Максимом де Трай. Взбешенный Растиньяк проникается дикой ненавистью к высокомерному красавцу и клянется восторжествовать над ним. В довершение всех бед, Эжен совершает оплошность, упомянув имя папаши Горио, которого случайно увидел во дворе графского дома. Удрученный юноша отправляется с визитом к виконтессе де Босеан, но выбирает для этого самый неподходящий момент: его кузину ждет тяжелый удар — маркиз д’Ажуда-Пинто, которого она страстно любит, намерен расстаться с ней ради выгодной женитьбы. Герцогиня де Ланже с удовольствием сообщает эту новость своей «лучшей подруге». Виконтесса торопливо меняет тему разговора, и мучившая Растиньяка загадка немедленно разрешается: Анастази де Ресто в девичестве носила фамилию Горио. У этого жалкого человека есть и вторая дочь, Дельфина — жена банкира де Нусингена. Обе красотки фактически отреклись от старика отца, который отдал им все. Виконтесса советует Растиньяку воспользоваться соперничеством двух сестер: в отличие от графини Анастази баронессу Дельфину не принимают в высшем свете — за приглашение в дом виконтессы де Босеан эта женщина вылижет всю грязь на прилегающих улицах». Растиньяку открывается история Отца Горио в дальнейшем. Повлияла на жизненный путь. В финале – Эжен бросает вызов Парижу, хоронит Отца Горио на свои деньги. Он похоронил не только Отца Горио, но и свою последнюю слезу. Вещи оказываются более ценными, нежели люди. Отец Горио вкладывал в своих дочерей так же, как и в свою фабрику. Но он них не получил ничего. Маниакальная любовь к дочерям приводит Отца Горио к гибели. «Папаша Горио умирает в тот день, когда виконтесса де Босеан дает свой последний бал — не в силах пережить разлуку с маркизом д’Ажуда, она навсегда покидает свет. Простившись с этой изумительной женщиной, Растиньяк спешит к старику, который тщетно призывает к себе дочерей. Несчастного отца хоронят на последние гроши нищие студенты — Растиньяк и Бьяншон. Две пустые кареты с гербами провожают гроб с телом на кладбище Пер-Лашез. С вершины холма Растиньяк смотрит на Париж и дает клятву преуспеть любой ценой — и для начала отправляется обедать к Дельфине де Нусинген». Общество – живой организм, но вместо крови в нем циркулируют деньги. Высший свет – океан, куда опускаешь кончик ноги и уходишь по самую шею.

 

Социально-историческая действительность России в сатирическом мире М.Е. Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Господа Головлевы». Синтез «смеховой» поэтики, психологизма и социального анализа.

Родился в январе 1826 года - сразу после восстания декабристов и их подавления. На его общественно-полиитческие взгляды повлияла атмосфера той эпохи - неуважение к личности, небывалый дотоле политический гнёт, стремление всё регламентировать. Плюс ещё повлияла атмосфера в семье. Он воспитывался в помещичьей семье. Основные устремления матери были направлены на накопительство. Уже в детстве видел все стороны крепостного права - дикий произвол, насилие над человеком. Позже он писал: «Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой. Крепостное право сыграло в моей судьбе огромную роль. И только пережив все его фазисы, я смог прийти к его полному отрицанию». Учился в Царскосельском лицее. Там познакомился с Петрашевским. Петраш на него повлиял. Салтыков был охвачен идеалами свободы, равенства, справедливости. Его политические взгляды сформировались в русле утопического социализма.

В. В. Гиппиус. Салтыков изображает человеческие фигуры как шаржи. Исследователь выделяет 3 главных случая: 1. Дети вместо взрослых, 2. Физиологические процессы - вместо живого единства психо-физических явлений; ответвлением этого частного мотива является система зоологических образов Салтыкова, где сложность человеческой жизни упрощена до элементарных биологических процессов в сопровождении тоже упрощённой, чаще всего условно-схематической психологии. 3. Кукла - вместо живого человека. Из этих случаев особо заметное место в сатире Щедрина занимает последний случай. Мотив куклы может быть иначе назван мотивом омертвения или механизации. В истории литературы есть и противоположны мотив - оживления - он древний, как само человеческое сознание. Тогда как мотив механизации мог возникнуть только на такой ступени развития науки и техники, когда роль «действующего лица» могла быть присвоена машине. В сатире Салтыкова образы в большинстве случаев даны как законченные, т.е. сам процесс механизации не показан. Иногда у него сочетание мотивов оживления и омертвения (в «Истории одного города»). Но куклы в сущности не оживляются, и наделяются не психологией, а способностью некоторых автоматических движений (например, произносить звуки). Неподвижная кукла, движущаяся и говорящая марионетка, автомат, похожий на человека и человек, похожий на автомат - лишь разные элементы единой системы образов, объединённых общей для них сатирической функцией.

Призрак в понимании писателя - это такая форма жизни, которая силится заключить в себе нечто существенное, а в действительности заключает лишь пустоту. Такое истолкование указывает на комичность образа, т.к. противоречие между формой, претендующее на нечто существенное и подлинной её сутью, представляет противоречие комическое. Обесчеловеченные люди, по Щедрину, находятся во власти призраков. Призрак - это нравственное безобразие, силящееся казаться прекрасным; внутренняя пустота, прикрывающаяся «благообразной» внешностью; это существо косное, омертвевшее, пытающееся выдать себя за живого человека. Власть призраков способствует выдвижению на авансцену людей определённого склада. В основе их жизни один принцип - не имение никаких принципов. Главная их идея состоит в том, что никаких идей иметь не следует, а следует иметь дисциплину. Люди, кот.служат призракам унифицируются. Служение призракам приводит людей к обесчеловечению. Обесчеловеченный человек - ведёт растительный образ жизни, ест, пьёт, размножается, наслаждается, но не мыслит, не способен отличить добро ото зла.

Щедрин говорил: «В моих литературных работах юмористический элемент является преобладающим». Писатель стремится выявить комическую суть изображаемых персонажей, показать смехотворность их действий. Задача писателя при работе над стилем обычно состояла не только в том, чтобы воссоздать речевую манеру лица, от имени которого ведётся повествование, но и в том, чтобы вскрыть уязвимые, комичные стороны этой манеры. Поэтому стилизация в произведениях Щедрина как правило перерастает в пародию. Пародирование речевой манеры не сводится к выявлению её уязвимых комических сторон. Оно используется, чтобы вскрыть комические противоречия действительности. Т.е. пародирование речевое, стилистическое становится важным средством обнаружения жизненных коллизий и закономерностей. Большое развитие в ТВ-ве Щедрина получило пародирование политических, исторических, юридических, публицистических текстов. Он высмеивает правила, распоряжения, регламенртирующие жизнь людей. Пародирует газетные статьи, канцелярскую переписку, деловые бумаги, финансовые отчёты. Высмеивает их нелепость, античеловеческий характер, пустословие и косноязычие. Например, в истории одного города - это служебные записки, сочинённые глуповскими градоначальниками. Характерная черта пародирования - его обобщающий характер. Объекты пародирования - типичные явления в законодательстве, юриспруденции, журналистике и т.д.

Тема самовластия, самодержавия, крепостничества была в центре внимания Щедрина. Служение призраку государства нашло своё воплощение в «Истории одного города». Градоначальник города Глупова олицетворяет собой всю страну в целом. Мотив однообразия, обезличенности градоначальников. Главная их деятельность - взыскание недоимок и наказание обывателей. Они уподобляются теням. Из обесчеловеченность проявляется в их умственной ограниченности, невежестве, тупости. Наиболее ярко художественное выражение этих качеств нашло в двух гротескных образах - Дементия Варламовича Брудастого и Угрюм-Бурчеева. Первый имел в голове вместо мозга органчик, который воспроизводил всего две фразы: разорю и не потерплю. И этого ему хватало, чтобы править городом и даже привести в порядок некоторые дела. Салтыков всегда возмущался правящими дураками. В этом образе он такую жизненную закономерность раскрыл с наибольшей силой и выразительностью. Разные градоначальники являют собой различную степень обесчеловеченности. Но Угрюм-Бурчеев всех в этом превзошёл. У него полное отсутствие чувств и эмоций. Лишён не только положительных чувств, но и чувства неудовольствия, гнева, ненависти. Механистичность и в его облике (при взгляде на него рождалось чувство опасения за человеческую природу вообще; он совершенно беззвучным образом выражал свои требования, а неизбежность их исполнения подтверждал пристальным взором, которого человек не мог выносить). Много раз он именуется идиотом, он не признавал разума и считал его вредным для человека. В Угрюм-Бурчееве достигает своего апогея не только обесчеловеченность того, кто олицетворяет собой и осуществляет самодержавную власть. Одновременно крайнего выражения достигает и сама власть. Для него цель - подчинить государственности и регламентировать всю жизнь глуповцев и вообще весь мир. Мечта Бурчеева состоит в том, чтобы всех людей превратить в тени, чтобы все были одинаковыми, чтобы это было обесчеловеченное человечество. Т.е. Угрюм-Бурчеев представляет собой фигуру не только предельно обесчеловеченную, но и античеловеческую. Именно ему народная молва присвоила название «сатаны». Если в Брудастом было лишь нечто от вещи (органчик вместо мозга), то Бурчеев - весь представляет собой бездушный автомат, стремящийся уничтожить всё живое. Это фигура не только комическая, но и зловещая, страшная. Этот образ стал нарицательным - в нём концентрированное изображение черт тирании.

В войске градоначальника Бородавкина многих настоящих солдат уволили и заменили их оловянными солдатиками. Гротескно-сатирический образ оловянных солдатиков раскрывал полнейшее бездушие войск, принимавших участие в карательных операциях против «недовольных». По мнению Щедрина, нужно быть поистине «оловянным», чтобы с рвением подавлять себе подобных.

Пародия на национальную историю. Сквозь изображаемую Щедриным историю головотяпов отчётливо проглядывают широко известные моменты русской истории. Например, вражда головотяпов с соседними племенами и последовавшее затем объединение их в условной форме отображают соответствующие периоды в жизни славян. В «Прологе» Щедрин показывает, что добровольное приглашение князей в качестве самовластных правителей народом, доселе свободным, есть величайшая историческая глупость. Рисует целый ряд предшествовавших этому приглашению ситуаций - откровенно глупых, комичных, нелепых. Ситуации, послужившие прообразами многих эпизодов и сцен, нарисованных в истории одного города не несли в себе ничего комического, а наоборот были серьёзны или драматичны (борьба претенденток за российский престол в 18 веке, внедрение просвещения во времена царствования Петра 1). У Щедрина эти эпизоды выглядят комично в основном из-за особого построения сюжета. Например, в главе «Сказание о шести градоначальницах» борьбу за бразды правления ведут распутные девки. Они пытаются захватить власть с помощью пьяных солдат из местной инвалидной армии. Берут друг друга в плен и сажают в клетку на площади. Получается, что соперницы как бы «сожрали» друг друга.

«Господа Головлёвы». В конце 60-х - начале 70-х годов Салтыков-Щедрин в ряде своих критических работ утверждал необходимость появления в русской литературе нового "общественного" романа. Он считал, что старый любовный, семейный роман исчерпал себя. В современном обществе подлинно драматические конфликты все чаще и чаще обнаруживаются не в любовной сфере, а в "борьбе за существование", в "борьбе за неудовлетворенное самолюбие", "за оскорбленное и униженное человечество. К "общественному" роману Салтыков-Щедрин вплотную подошел в "Господах Головлевых" (1880). В распаде буржуазной семьи писатель увидел верные признаки тяжелой социальной болезни, охватившей русское общество.

Щедрин назвал роман “Господа Головлевы” “эпизодами из жизни одной семьи”. Каждая глава представляет собой законченный рассказ о каком-нибудь семейном событии. И в печати они появлялись постепенно, как самостоятельные очерки. Замысел единого романа возник не сразу. Тем не менее это целостное произведение, в основе которого повествование о крушении семьи и гибели всех ее членов. В каждой главе рассказывается о смерти кого-либо из представителей головлевского рода, об “умертвии”, так как, по сути дела, на наших глазах совершаются убийства. “История умертвий” свидетельствует о том, что и семьи-то никакой нет, что семейные связи лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода ненавидят друг друга и ждут смерти близких, чтобы стать их наследниками. Это “выморочный”, то есть обреченный на вымирание род.
Щедрин называет “три характеристические черты”: “праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы”. Все бытие помещичьего гнезда противоестественно и бессмысленно, с точки зрения подлинно человеческий интересов, враждебно творческой жизни, созидательному труду, нравственности, что-то мрачное и губительное таится в недрах этой пустой жизни. Укором головлевщины является Степан, чья драматическая смерть завершает первую главу романа. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование. Но мальчик с детских лет испытывал постоянное притеснение со стороны матери, слыл постылым сыном-шутом, “Степкой-балбесом”. В результате из него получился человек с рабским характером, способный быть кем угодно: пропойцей и даже преступником. Тяжким было и студенчество Степана. Отсутствие трудовой жизни, добровольное шутовство у богатых студентов, а затем пустая департаментская служба в Петербурге, отставка, разгул, наконец, неудачная попытка спастись в ополченцах физически и нравственно истрепали его, сделали из него человека, живущего ощущением, что он, какчервяк, вот-вот “подохнет с голоду”. И перед ним осталась единственная роковая дорога — в родное, но постылое Го-ловлево, где его ждут полное одиночество, отчаяние, запой, смерть. Из всего второго поколения семьи Степан оказался самым неустойчивым, самым неживучим.

Один из самых известных сатирических персонажей Щедрина - Иудушка Головлёв. Ещё в детстве Стёпка-балбес даёт ему прозвища: иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Эти прозвища сразу вскрывают сущность героя. Соединение «Иуда» и «душка» - то, чем герой притворяется и то, кто он есть на самом деле. Маменьке Арине Петровне он демонстрирует послушливость, преданность, кротость. Но за этим скрывает ещё что-то (хитрый, расчётливый, безжалостный кровопивец, ради увеличений своей собственности готовый на всё). Мать не могла понять, что источает его взгляд - сыновью почтительность или яд. Именно это противоречие между видимой стороной героя и его сущностью в различных проявлениях будет исследовать писатель и именно это определит поэтику образа. Писатель неоднократно даёт понять, что Порфирий Головлёв принадлежит к миру тьмы и теней. Зоологические сравнения с пауком (ну, пошёл паук паутину ткать). Голос сравнивается со змеем. Истинной целью его является накопительство. Своеобразие образа в том, что этот обесчеловеченный человек стремится выдать себя за человека. Характерная его черта - лицемерие. У Идушки пустословие и пустомыслие. В своей деятельности он постоянно «переливает из пустого в проржнее». На протяжении всего романа Иудушка пытается прикидываться человеком. На самом же деле он призрак. Щедрин неоднократно сравнивает его с сатаной.

 

Литература:

  1. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М-Л., 1966. С. 295-330.
  2. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988.

 

27. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Социально-философское и религиозное содержание романа, литературные традиции, мифопоэтика. «Теория» Раскольникова: ее становление и крушение. Структура образа Раскольникова. «Преступление и наказание» было напечатано в первый раз в «Русском вестнике» в 1866 году. Первоначальный замысел с предполагаемым названием «Пьяненькие». Замысел романа относится к 1865 году, когда революционный подъем 60-х был уже позади. Поражение демократии и торжество реакции не оставили Достоевского равнодушным. Исторические сроки, социальная и психологическая точность необходимы были Достоевскому, потому что он писал не детективный, а историко-философский и социально-нравственный роман. В «Преступлении и наказании» сталкиваются мнения о положении и роли массы, о значении и правах личности, о политической экономии, о социализме, о власти, об общественном, нравственном и философском идеале. Россия вступала в переломную эпоху, «Россия сделалась больна, это понимали все». Поражение шестидесятых годов означало для него крушение идеалов, во имя которых лучшие сыны России поднялись с протестом, с требованиями, понесли жертвы – и ничего не достигли. Россия осталось больной. В Достоевском, когда он создавал историю Раскольникова, еще не улеглись переживания кульминации десятилетия, но он смог уже отнестись к ним ретроспективно, подводя им свои итоги. В социальных битвах и политических сдвигах шестидесятых годов была раздавлена и «почвенническая» утопия самого Достоевского. Разрыв между «образованными» классами и народом не был ликвидирован. Все что несет беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе Мармеладовых.Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, порок, безнравственность, в отличие от официального христианского отношения к нищете.

Мировоззрение зрелого Достоевского. Лаут, «Философия зрелого Достоевского». Достоевский – глубокий религиозный философ, заложивший основы русского философского ренессанса. Достоевский – пророк, предвосхитивший многое из того, что совершилось позднее. Достоевский с его проповедью человечности указывает путь изменения духовного мира человека. Самая сильная сторона Достоевского – его положительная философия, утверждающая идеал. Достоевский: Человек обладает великой силой любви. Это не природное свойство, это божественный дар. Любовь выше бытия, она преобразует бытие. В страданиях и бедах в человеке не угасает стремление к состраданию, к любви, к радости единения с ближними и его всем сущим. В философии Достоевского истина состоит в добре и любви. Достоевский развивает философский роман (после сибирского заточения). Он стал основателем совершенно нового жанра. Все романы вращаются вокруг философских теорий, которые живут и представлены в одном или нескольких персонажах. Носители философской идеи стараются последовательно продумать свою идею и в соответствии с результатами строить свою жизнь и свое поведение. Достоевский имел свое собственное оригинальное мировоззрение. Он был занят человеческой психикой, собственный опыт и его осмысление привели его к философии. Физический мир его вообще не привлекал, хотя он был по профессии инженер. Достоевского интересует человек. Особое внимание он уделял воздействию на поведение человека его переживаний и идей. Симптомы душевных переживаний он передавал с удивительной точностью, превосходящей науку того времени. Достоевский искал истину в индивидуальном, в отдельном существе, и наиболее существенные философские и психологические познания обретал в самонаблюдении. Стремился найти пути к осуществлению альтруизма и «правды» христианской любви. По Достоевскому: Психологические причины убеждения в бессмысленности бытия заключаются в разочаровании и скуке. Человек отвергнув Бога, часто рассматривает себя как высшее существо во вселенной. В произведениях Достоевского описывается множество самоубийств. Это объясняется интересом Достоевского к пограничным ситуациям человеческой жизни и его стремлением выявить ничем не стесненные душевные порывы. Достоевский утверждает в «Братьях Карамазовых», что тенденция к обособлению личности легко приводит к раздвоению и самоубийству. Собственная жизнь рассматривается как оскорбление, и самоубийство воспринимается как протест против бессмысленного мира.

Библейская основа романного сюжета. Достоевский испытал огромное влияние Евангелия, не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. Разбойник и блудница – это евангельские персонажи. Но не Раскольников, ни Сонечка Мармеладова не перешли не страницы романа со страниц евангелия. Соня с самого начала святая, она знает, что нравственно и что безнравственно, она грешит против своей воли, - чтобы спасти от голода, чтобы вытащить из омута близких. Соня стала блудницей вследствие разделения общества на богатых и бедных.

Герои-преступники, двойники Раскольникова, изображение универсального преступного мира. Роль «среды» в преступлении, тема «разума» и «разумного» поведения (Раскольников и Разумихин как двойники по обстоятельствам, поступающие диаметрально противоположно). Раскольников и Достоевский - двойники. «ПиН» - автобиографический роман, по схеме - увлечение идеей и расплата за неё (4 года каторги Достоевского). В 1864 г. после возвращения из каторги Д. пишет «Записки из подполья». Название - духовное состояние героя. У гл. героя нет даже имени. Текст – это поток сознания, из него можно вывести «настоящего русского человека большинства», т. к. он похож на нас. «Подполье» включает в себя 2 стороны: 1-ая – обстоятельства, среда и 2-ая – психологическое, духовное состояние. В этом «подполье» и рождаются все идеи, мысли. Причина появления «подполья» - «не стало ничего святого». Человек потерял Бога и смысл, забит нищетой и смотрит на мир из угла. Герой «Подполья» - теоретик, а Раскольников - практик. Раскольников вышел из «п.» и вышел с топором. «Мы – мертворожденные», рожденные от идеи. Один из излюбленных приемов – двойники. «П. и н. полностью построено на этом приеме. Преступник по началу кажется только один – Р., но преступников там безмерное множество: Р.+Мармеладов+Катерина Ивановна +Соня+Свидригайлов+Лужин+Дуня+мать Р.+прохожий +Дарья Францевна+семейство невесты Свидригайлова +студент и офицер. Речь идет о преступниках в евангельском смысле. Так, например, Р. говорит о Соне: «И ты преступила». Термин преступники более всего относится к Мармеладову, Катерине Ивановне и Свидригайлову. Катерина Ивановна – «женщина горячая, гордая и непреклонная. В молодости сбежала с офицером по любви от него у нее трое детей». У самого Мармеладова 14-летняя Сонечка. У Сони голосок всегда тоненький. К. И. набросилась на Соню, последняя ее фраза была: «Зачем беречь это сокровище». Соня ушла в 6, пришла в 9 (это время, когда свои муки принял Христос на Голгофе), положила на стол 30 серебряников (плата за предательство Иуде). Соня принесла себя в жертву детям К. Ив. Дуня приносит себя в жертву брату, залезая в долговую кабалу. Это некий двойник Сонечки. Р. слышит разговор студента и офицера в распивочной. Студент рассказывает о старухе, которая заедает свою сестру «поминутно беременную» (тоже своеобразная Сонечка). Только атеистическому сознанию могло прийти на ум, что деньги, завещанные монастырю – «даром пропащие деньги». «Странная мысль наклевывалась». Р. поражен, что в его голове зародились те же мысли. Мир универсально преступен. Преступные идеи витают в воздухе, в смрадном, пропитом петербургском воздухе. В том мире, в котором живет Р. преступление – вещь обыденная. Свою теорию Р. не выдумывает, а берет из воздуха, он ее впитывает.

У главного героя тоже появляется двойник. Это Разумихин, он схож с Р. в условиях обитания: они одного возраста, студенты-юристы. Но если Р. одет в лохмотья, то Разумихин еще как-то пытается привести свою одежду в человеческий вид. Внешне они тоже совпадают: Р. темно-рус и Разумихин темноволос. Но физически, как и духовно, Разумихин гораздо сильнее. Когда Разумихин узнает о теории Р., то пытается ее опровергнуть. Мы узнаем его подлинную фамилию – Вразумихин. Их разделяет преступление. Раскольников отказывается от дороги Разумихина. Разум – это низшая ценность, по Достоевскому. Она не в силах спасти человека от преступления и духовного самоуничтожения.

Д. смотрит на мир с христианской точки зрения. Основным законом зла является самоуничтожение, саморазложение. После преступления Р. «как ножницами отрезал себя от всего мира. И он не имеет права любить теперь самых дорогих себе людей: мать и сестру». На каторге Р. не кается. Он жалеет только о том, что явился с повинной. Он по-прежнему готов отдать жизнь за идею, за надежду, за фантазию. Лекарем является Христос. Он врачует души грешников. Соня уподобилась Христу.

Достоевский как и Толстой отказывался понимать мир рационально. Ум всегда будет сталкиваться с несправедливостью. Только любовь к миру дают полноту жизни. Эти идеи будут продолжены в «Идиоте», но там главенствует уже пессимистичная нота.

Д. в своих произведениях создал нового человека, считающего, что Бог – это фикция. Писатель пророчил апокалипсис, считал, что такой человек не сможет существовать, так как у него нет смысла жить.

Раскольников индивидуальность очень яркая. Он привлекателен, наделен выдающимися способностями. Буду еще только студентом, он написал статью на философско-криминалистическую тему, напечатанную и замеченную. Раскольников независим, совестлив и не хочет быть никому обязанным, но он во власти жестких обстоятельств совладать с которыми ему не под силу. Он «был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещички, квартирная хозяйка перестала отпускать ему кушанье. Раскольников голодал. Раскольников жил в мире и чувствовал свое место в мире. Мир был враждебен но обойти его стороной нельзя было.

Кирпотин: Раскольников – отступник-индивидуалист, в отчаянии решившийся проложить путь в будущее не вместе с трудно и сравнительно медленно видоизменявшейся передовой общественной мыслью, а в одиночку и с плеча. Раскольников несет в себе остатки былой веры, и Достоевский выражает это многократно, в своеобразной форме, продиктованной временем и литературной жизнью эпохи. В «Записках из подполья Достоевский высмеял тему воскрешения проститутки полюбившим ее молодимым человеком. Тема эта присутствует в стихотворениях Добролюбова, в «Что делать?» Чернышевского», в поэзии Некрасова. Высмеял т.к. Достоевский смотрит на публичную женщину, как на «дитя несчастья», он зло издевается над героем спасителем, бросает обвинение в лицо молодежи, за то что она явилась исцелить мир, не зная жизни. Раскольников делит людей на подлецов и не подлецов, а практику их – на подлую и не подлую. (Лужин - подлец). Подлы циничные анекдоты Свидригайлова, подл свидригайловский расчет меры в разврате, чтобы преждевременно не истаскаться.

Важная характеристика Раскольникова: « Много ль понимаете-то? Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец! По крайней мере, долго себя не морочили, разом до последних столбов дошел. Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль Бога найдет. Ну, и найдите, и будете жить». (Порфирий Петрович о Раскольникове). Раскольников вылеплен из того самого теста, из которого были вылеплены некогда христианские мученики, а теперь – бесстрашные и самоотверженные революционеры. Раскольников совершил подлое дело, но не по подлым мотивам, и сам он человек не подлый. Положительное отношение к миру, такому, как он есть, - подлость, думает Раскольников. Но «половинного компромисса» он не принимал. Раскольников вознамерился поставить себя не вне мира, а против мира, чтобы устранить несправедливы порядок или погибнуть вместе со взорванным миром, только бы не сидеть сложа руки. Но разочарование не только не примирило, но еще усилило отвращение Раскольникова к миру. Он распространил свое отрицание не только на порядки, но и на самих людей, на которых легла неизгладимая печать отвергаемого мира. Он сказал свое нет всему, не только фактам, больно задевшим его лично, но и всему миропорядку. Раскольников - напряженная идея, напряженная воля, он активен, он на стороне Мармеладовых, но он уже ни кому не верит. В неприятии мира Раскольников – предшественник Ивана Карамазова.

Идея Раскольникова, цель, которой он руководился, совершая свое преступление, нелегко раскрывается в романе. Раскольников – гениально созданный образ, органическое единство, внутренние противоречия которого стремятся найти разрешение в действии, управляемом поставленной целью. Раскольников давно вынашивал в голове свою ужасную идею и свой ужасный замысел, но все это оставалось мрачной фантазией. Он уже встретился с Мармеладовым, уже он услышал вопли униженных и оскорбленных, а он еще ничего не решил. С этого момента всеобщая и абстрактная идея превращается в двигатель, запущенны на полную силу, увлекающий Раскольникова, и весь роман в неукротимый бег, который уже никто не в силах остановить. Раскольников убил во имя идеи, и ему приходится под влиянием внутренних и внешних побуждений много раз объяснять, в чем состоит его идея. «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Наполеоновский мотив входил в идею Раскольникова и в ее ужасное осуществление. Раскольников видел перед собой пример Наполеона, он захотел проверить, способен ли он стать Наполеоном, способен ли он выдержать диктаторскую власть над всем человечеством и всей Вселенной. Однако наполеоновская идея в ее чистом виде, власть ради власти, является изменой и предательством по отношению к чему-то более важному, куда она входит только как часть или средство. Если б идея Раскольникова исчерпывалась наполеонизмом в его чистом виде, он сам судил бы себя и сам вынес бы себе обвинительный приговор. Ничем не ограниченная власть для Раскольникова не самоцель, а условие осуществления цели, форма в рамках которой только и может осуществить свой идеал. Раскольников ставит себя над человечеством во имя спасение человечества, он хочет «сгрести» людей «в руки и потом делать им добро». Достоевский вложил в душу Раскольникова и любовь и призрение к людям, как противоречивую, но единую идею. Создал героя побуждавшегося к действию предназначением к Мессии и замыслами Наполеона. Своей кульминации идея Раскольникова достигает в главе 4, четвертой же части, в сцене посещение Раскольниковым Сони и совместного с нею чтения евангелия. Вместе с тем и роман достигает здесь своей переломной вершины.

Психоанализ духовного и физического омертвления человека. Достоевский понимал, что пьянство, проституция и преступление – это следствия не первородного греха, а неправильно устроенной социальной среды. С поразительной точностью, с материалистической последовательностью показывает Достоевский, как Сонечка Мармеладова с ее чистотой и самоотверженностью становится проституткой. Образ девушки продающейся за 30 рублей, за 30 серебряников, свою невинность и красоту, постепенно заполнят страницы романа, символизируя неправду, жестокость, весь ужас мира сего. Раскольников преклоняется перед Сонечкой, ценит внутреннюю чистоту и нравственный героизм ее, он негодует на Соню не за грехи ее, а за то, что она «понапрасну умертвила и продала себя». В сошедшем с колеи мире Соня с ее неясными и запутавшимися понятиями – это воплощенное чистое добро – находит нечто общее и близкое себе в Раскольникове. Она способствовала крушению его бесчеловечной идее.

Мармеладов. Пьянство – не причина бедности, а следствие, следствие безработицы, бездомности. Мармеладов Жертва, выжатый лимон, который никому уде не нужен, и поэтому мир выбрасывает его на помойку. Смерть Мармеладова - самоубийство - наказание за преступление. Он сотворил своими руками свою жизнь => сотворил и смерть.

В семействе Раскольникова - деятельная христианская любовь. Сестре 22 года, но она не замужем, потому что бесприданница. Из 100 р., заработанных у Свидригайлова, 60 отправила брату, т.е. большую часть.

Свидригайлов. Пренебрегал всеми и каждым, не придавая цены никому, невзирая на то, что представляет собой человек по своим внутренним качествам. Свидригайлов и трактуется обычно как аналог Раскольникову. Но полемика среди критиков, надо «раскусить» еще Раскольникова, он гораздо сложнее. Свидригайлов – барин, белоручка, привыкший к услугам, праздности. Он продукт крепостного права и крепостных привилегий. Он всю жизнь ничего не делал. Лужин и Свидригайлов - «это хищники и общественные паразиты, обидчики и мучители таких как Сонечка и Дунечка». О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до самоубийства своего слугу Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, что он грязный потаскун, шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в нем. Злодей, развратник и циник, Свидригайлов на протяжении всего романа совершает массу добрых дел, больше, чем все другие персонажи, вместе взятые. Свидригайлов вносит благую лепту в подготовку условий, долженствующих в будущем вернуть и Раскольникова в нормальную колею. Свидригайлова никто не полюбит, потому что он не может никого завоевать любовью. Его душа мертва, в ней не осталось ни грамма терпения, дающегося самоотвержением, - у него обязательно наступит момент, когда он захочет взять силой или деньгами. Смерть окружает его со всех сторон. Заложенные в нем противоречия, величина и интенсивность погубленных в нем сил раскрываются постепенно. И лишь под конец, в самоубийстве Свидригайлова, полностью реализуется нравственно-философский замысел Достоевского.

Система персонажей. Раскольников, есть сестра – Дуня и мать. Сестра собирается «продать себя» Лужену, (из-за любви к брату и матери). Лужин – подлец, есть еще компромат на Свидригайлова. Свидригайлов – сложный образ совмещающий в себе потенциал и пороки, загубленная жизнь.Сонечка Мармеладова – отец Мармеладов (пьяница и нищий), мачеха Катерина Ивановна (отправляет Соню на панель, сильная властная женщина) и дети Катерины Ивановны, одна из них Полечка. Раскольников – друг Разумихин, студент-юрист как и Раскольников (воплощает «разумное начало», но Достоевский отказывается от этого пути для Раскольникова).

 

Литература:

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979.
  2. Лаут, Рейнхард Философия Достоевского в систематическом изложении / Под ред. А.В. Гулыги; Пер. с нем. И.С. Андреевой. М., 1996.

 

 

28. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как итоговое произведение писателя. «Великое Пятикнижие» Достоевского: «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Розанов «О легенде Великий инквизитор»: По отношению к характерам, которые выведены в «Братьях Карамазовых», характеры его предшествующих романов можно рассматривать как приуготовительные: Иван Карамазов есть только последний и самый полный выразитель того типа, который, колеблясь то в одну сторону, то в другую, уже и ранее рисовался перед нами то как Раскольников и Свидригайлов, то как Николай Ставрогин («Бесы»), отчасти как Версилов («Подросток»), Алеша имеет свой прототип в князе Мышкине («Идиот») и отчасти в лице, от имени которого ведется рассказ о романе «Униженные и оскорбленные»; отец их «с профилем римского патриция времен упадка», рождающий детей и бросающий их, любитель потолковать о бытии Божием «за коньячком», но главное – любитель надругаться над всем, что интимно и дорого человеку, есть завершение типа Свидригайлова и старого князя Вальковского («Униженные и оскорбленные»). Только Дмитрий Карамазов является новым лицом; кажется, один капитан Лебядкин («Бесы»), может напоминать его. Новым лицом является и четвертый брат Смердяков.

Со циальная и духовно религиозная проблематика «Легенды о великом инквизиторе». Социальная и духовная проблематика «Великого инквизитора»: Коренное зло в истории заключается в неправильном соотношении в ней между целью и средствами: человеческая личность, признанная только средством, бросается к подножию возводимого здания цивилизации, и никто не может определить, в каких размерах и до каких пор это может быть продолжаемо. В воздухе носится иногда идея, что данное живущее поколение людей может быть пожертвовано для блага будущего, для неопределенного числа поколений грядущих. Человечество уже бросается не единицами, но массами, целыми народами во имя какой-то общей далекой цели. Когда же появиться человек как цель, которому принесено столько жертв, - это остается никому не известным. Показав мнимость конечной цели, Достоевский выступает в защиту абсолютного достоинства человеческой личности - человек никогда и ни для чего не может быть только средством. Только в религии открывается значение человеческой личности. В праве личность есть только фикция. В политической экономики личность совершенно исчезает: там есть только рабочая сила, к которой лицо есть совершенно ненужный придаток. В религии же личность всякая, которая жива, абсолютна как образ Божий и неприкосновенна. Поэма Ивана «Великий инквизитор» - о свободе, отдаваемой людьми за «хлеба», от их готовности быть «послушными» и «приползти к ногам» хозяев, «подчиниться», присоединиться к «стаду», управляемому Великим инквизитором и его сообщниками. В легенде о Великом Инквизиторе Достоевский высказывает мысль о невиновности виновных. Человек грешен, несовершенен из-за своей слабости. «И чем виноваты остальные слабые люди, что не могли вытерпеть того, что могучие? Чем виновата слабая душа, что не в силах вместить столь страшных даров?» [Т.2]. Человек не может существовать без Бога в душе, но он же и восстает против Бога своего. В человеке заключен не только лик Христа, но и лик Антихриста. Достоевский почувствовал ужас того, что совершается в истории, зло скрывается в общем строе исторически возникшей жизни. Отсюда его неприязнь частных изменений, отсюда вражда его к партиям прогрессистов и западников.

Роман «БК» писался: 1878 - 80-е г.г. а в 81 Достоевский умер. Художественное пространство романа. Компоненты хронотопа в «Братьях Карамазовых» имеют одновременно реальное и символическое значение и складываются в структуре романа во взаимосвязанную систему Часто эти символы библейские по своей природе. При этом, символика романной топики связана с изображением человека и его духовных движений, в направлении от уединения и одиночества к единению и братству. На уровне пространства это обозначено как движение из «угла» − к «дороге» и «простору», причем обязательно через «порог» или «перекресток», с которыми связана ситуация нравственного выбора героев. Но если духовное движение Алеши от «перекрестка» устремляется к «дороге» и «простору» (не зря Алёша идёт в монастырь именно через перекрёсток), то Ракитина − в «переулок» и к «каменному дому в Петербурге, куда можно напустить жильцов, сдать углы». Переулки - символическое отражение запутанности души жителей города Скотопригоньевска.

Образ города. Действие в «Братьях Карамазовых» происходит в типичном провинциальном городке, название которого почти до конца романа остаётся скрытым от читателя. И только в последней четвёртой части в главе «Больная ножка» оно становится известным – Скотопригоньевск («Из Скотопригоньевска (увы, так назывался наш городок, я долго скрывал его имя)»). Название города Скотопригоньевск, несет в себе определенный смысл, а именно сравнение людей, живущих в этом городе со стадом, интересующимся, только своими бытовыми проблемами, погрязшем в разврате и грехе. Сам город находится в низине, в нем много «улочек» и «переулков». В Скотопригоньевске много кабаков. Пьянство, разгул, всеобщее оцепенение – вот что олицетворяют собой эти городские «достопримечательности». Все это указывает, на погрязших в мерзости и пороке людей, уже больше похожих на животных. Но роман становится повествованием не только о перипетиях конкретного семейства в конкретном городе, но и о судьбах страны («совокупите все эти четыре характера, − подчеркивал Достоевский, − и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности»). Мальчик Илюша как бы интуитивно чувствует нездоровую атмосферу города, он его гнетёт, и Илюша хочет уехать: «− Папа, говорит, какой это нехороший город наш, папа!» − «Да, говорю, Илюшечка, не очень-таки хороший наш город». − «Папа, переедем в другой город, в хороший, говорит, город, где про нас и не знают». − «Переедем, говорю, переедем, Илюша, - вот только денег скоплю».

Дом Федора Павловича как этико-философский центр пространства города. Дом Карамазова-старшего является этико-философским центром города Скотопригоньевска. Дом, в котором царит разврат, богохульство, происходят постоянные оргии., является своеобразным центром всего бесчинства.Красная крыша – дьявольский цвет. Наличие в доме ходов, чуланчиков и лесенок как перекличка с «переулочками» города. Внутренняя обстановка в доме не отличалась аккуратностью и вкусом: ветхая обивка мебели, потрескавшиеся обои, «зеркала в вычурных рамах старинной резьбы». Важно отметить, что лампада над немногочисленными иконами зажигалась не из какого-то религиозного благоговения, а по вполне практическим соображениям: чтобы в комнате было светло. Таким образом, описание внешних деталей жилища Павловича указывает на внутреннее, духовное содержание этого дома как прибежище разврата и разложения человеческой личности.

Образ монастыря. Образ монастыря в романе подчёркивает и уточняет образ города. Даже в таком благообразном месте как монастырь бушуют страсти, обнажаются человеческие пороки, проявляются противоречия между старым и новым укладом (старчество). Важной составляющей образа монастыря является келья старца Зосимы. Келья находилась «через лесок» от монастыря. Такое пространственное разграничение подчёркивает разлад между старыми церковными порядками и новым явлением – старчеством. Внутреннее убранство кельи отдавало «казёнщиной». «Подле этих изящных и дорогих гравюрных изображений красовались несколько листов самых простонароднейших русских литографий святых, мучеников, святителей и проч., продающихся за копейки на всех ярмарках». Таким образом, здесь сочетаются возвышенное и низменное, духовное и безнравственное. Но с другой стороны, монастырь находится на лоне природы, на возвышенности, то есть символическое возвышение к небесам.

Образ Ивана. Иван – средний из братьев Карамазовых, в романе ему 23 года. Это возраст ещё одного из героев Достоевского – Раскольникова. Оба эти героя – нигилисты-теоретики. В романе говорится, что Иван занимается естественными науками, что также подчёркивает нигилистические наклонности его натуры. Парадоксалистом и эксцентриком называет Ивана Карамазова Пётр Александрович Миусов. Также в романе об Иване говорится, что он высокомерен и горделив. Уязвленное еще с детства самолюбие естественно приводит эту незаурядную личность (рано проявил способность к учению) к идее сверхчеловека, которому доступны всякие нравственные преграды и все позволено и который в своем стремлении к истине невольно искажает ее. Так вырастает в романе образ Великого Инквизитора. Он становится религиозным самозванцем, берет на себя смелость исправить подвиг Христа, освободить человека от «мук решения личного и свободного». «Како веруеши, али вовсе не веруеши», − вот главное, что интересует Алексея Карамазова в брате Иване. Когда они ближе знакомятся в трактире «Столичный город», Иван Карамазов рассуждает об отличительной черте «русских мальчиков», которые, сойдясь на минутку в подобном заведении, начинают толковать не иначе как о вековечных проблемах: «есть ли Бог, есть ли бессмертие?». Сам Иван и является таким глубокомысленным «мальчиком», которому не нужны миллионы, а надобно разрешить мысль об источниках добродетели и порока и который страдает от невозможности «оправдать Бога» при наличии царящего в мире зла. О его сердце старец Зосима говорит, что оно высшее, потому что способно такой мукой мучиться. Через образ Ивана Карамазова Ф.М. Достоевский говорит о тяжких последствиях, которые могут возникнуть для человечества после разрушения его веры в бессмертие и Бога. Ему постепенно хуже и физически и психически, всё нарастающая болезненность. Начинается всё с головных болей, а заканчивается видениями чёрта. Достоевский не случайно выбирает символ в двойники Ивану − чёрт. В выборе муки Ивана видится понимание писателем поставленной проблемы − бунта, нигилизма, разрешения убийства − всё ведет не к чему иному, как к сатане.

Иван и Смердяков. Иван и Смердяков – один и тот же образ. Тождественность этих героев подчёркнута в тексте романа различными фразами. «− Ты думал, что все такие же трусы, как ты?» − «Простите-с, подумал, что и вы, как и я», − говорит Смердяков Ивану [2, С.620]. Иван, в свою очередь, называет Павла братом. Смердяков хорошо понимает Ивана, т.к обладает теми же чертами характера, чувствует с ним некое родство. В обоих героях автором подчёркивается присущая им гордыня и самолюбие. Убийца Фёдора Павловича, таким образом, − Павел и Иван вместе. Но Иван – убийца идейный, а Смердяков – фактический, воплощающий идею брата о вседозволенности на практике. Смердяков убил отца не по воле Ивана, но угадав его скрытое желание. «Вы убили, вы главный убивец и есть, а я только вашим приспешником был, слугой Личардой верным, и по слову вашему дело это и совершил».

Образ Алёши.Алёша – третий сын Фёдора Павловича Карамазова и второй − Софьи Ивановны. Он приехал в дом отца, чтобы разыскать могилу своей матери. В романе делается акцент на тесной связи Алексея и Софьи Ивановны. Алешу Карамазова разные персонажи в романе называют «тихим», «чистым», «целомудренным», «стыдливым», «маленьким человеком», «херувимом», «ангелом». В отличие от брата Ивана, Алеша не помнит нанесенных ему обид, не страдает самолюбием, безразличен к своим и чужим деньгам. Алеше свойственна деятельная христианская любовь к людям: он безоговорочно выполняет все поручения и просьбы. Он верно схватывает особенности характера окружающих, прекрасно чувствует происходящее в их душах. Алёша обладает способностью возбуждать к себе любовь окружающих. Он способствует проявлению благотворных сторон характера в людях (в Грушеньке. Говорит, что один он её пожалел и полюбил не за один только срам (глава «Луковка»); в Фёдоре Павловиче, в чьей душе зашевелилось что-то доброе при общении с беззлобным, открытым и доверчивым сыном. Исцеляющую силу брата испытывает на себе и Иван Карамазов, однажды вдруг раскрывшийся при встрече с ним с «радостной», «детской» стороны - появилась детская кроткая улыбка, которой никогда не было у него раньше. То же влияние на Дмитрия). Но Алексей не «болезненная, экстазная, бе





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2518 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

1004 - | 816 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.