Лекции.Орг


Поиск:




Требования к уровню подготовки учащихся




Знать Уметь
Раздел «Музыка в жизни человека»
1. Музыку различных жанров 1. Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений
  2.Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке
  3. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на муз. Инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.)
Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»
1.Выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов 1. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическом у изображению)
2. Особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний 2.Узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных композиторов)
  3.Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности
Раздел «Музыкальная картина мира»
1. Как исполняются музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицирование, импровизация и др.) Передавать образное содержание музыкальных произведений, различных по форме (построению) и жанрам в художественно-творческой деятельности.

 

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
I класс (33 ч) Путешествие в мир музыки (16 ч.)
  Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Возникновение музыки как потребность человека выразить свое отношение к миру, людям. Звучание окружающей жизни, природы. Рождение музыки (композитор – исполнитель – слушатель). Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш, их разновидности и отличительные особенности. Песни, танцы, марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Первая песня человека. Песни-марши, песни-танцы, танцы-марши.   Примерный музыкальный материал Введение в тему: Г. Струве. Музыка. Д. Кабалевский, сл. Е. Долматовского. Школьные годы; З. Исмагилов, сл. А. Гиззатова. Радостный день; Д. Кабалевский, сл. В.Викторова. Песня о школе; В. Шаинский, сл. Ю. Энтина. Первоклассник; С. Соснин, сл. К. Ибряева. Песенка первоклассника; Р. Муртазин, сл. Г. Рамазанова. Школьная песня; Р. Гимрани, сл. В. Гумерова. Звени, детство! Простейшие варианты трех жанров музыки: Д. Кабалевский. Марш. Танец (вальс, полька). Песня; М. Валеев. Марш; Р. Муртазин. Марш; Р. Сальманов. Вальс. Полька; Х. Заимов. Песня девушки.   Марш и его разновидности Военный, походный: С. Чернецкий. Встречный марш; С. Сайдашев. Марш Красной армии; А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Бравые солдаты: М. Салимов, сл. Ф. Шафиковой. Шагает солдат по земле; В. Агапкин. Прощание славянки; З. Исмагилов. Марш батыров; Марш Салавата; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Салават батыр; Х. Ахметов. Походный марш (б.н.п. «Порт-Артур»); Игрушечный: П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из сб. «Детский альбом»; Р. Касимов. «Марш» из сб. «Пьесы для фортепиано»; Д. Шостакович. «Игрушечный марш» из сб. «Детская тетрадь»; В. Гаврилин. «Шествие солдатиков» из «Детской сюиты»; Спортивный: М. Блантер. Футбольный марш; И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача. Спортивный марш; Ш. Кульбарисов. Спортивный марш; Р. Сальманов, сл. Г. Давлетова. Песня юных физкультурников; Ю. Чичков, сл. З. Петровой. Физкульт-ура; А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова. Трус не играет в хоккей; Н. Галиев. Шайбу, шайбу! Сказочный: М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; С. Слонимский. «Марш Бармалея» из сб. «Детские пьесы для фортепиано»; Р. Щедрин. «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок»;К. Хачатурян. «Шествие Лимона» из балета «Чиполлино»; С. Прокофьев. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». Н. Сабитов. «Карабас-Барабас» из балета «Тайна золотого ключика». Церемониальный (праздничный): Ф. Мендельсон. «Свадебный марш» из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»; К. Рахимов. Праздничный марш; И. Дунаевский. «Марш» из к/ф «Цирк»; С. Шагиахметова. Торжественное шествие. Траурный: П. Чайковский. «Похороны куклы» из сб. «Детский альбом»; С. Майкапар. «Похоронный марш» из сб. «Бирюльки». В мире танца Русские народные плясовые: «Барыня», «Калинка», «Светит месяц» (в исполнении русских народных инструментов); Русские народные хороводные песни: «Во поле береза стояла», «На горе-то калина», «А я по лугу» и другие; сл. и музыка Ю. Михайленко. Хоровод у калинушки; П. Чайковский. «Камаринская» из сб. «Детский альбом»; Башкирские танцы. Женские: «Бишбармак», «Семь девушек»; мужские: «Баик», «Перовский»; Х. Заимов. Танец детворы; Башкирская плясовая «Аниса-плясунья»; Татарский народный танец «Апипа»; М. Глинка. Полька; С. Рахманинов. Итальянская полька; Д. Кабалевский, сл. З. Александровой. Про Олечку и полечку; М. Валеев. Башкирская полечка; А. Батыршин. Татарская полька. Т. Каримов. Полька; Р. Сальманов. Полька; Л. Степанов. Полька; Л. Батыр-Булгари, сл. Д. Гарифуллина. Так весело плясать; Немецкая народная песня «Потанцуй со мной, дружок». А. Гречанинов. «Бабушкин вальс» из сб. «День ребенка»; Д. Шостакович. «Вальс-шутка» из сб. «Танцы кукол»; Т. Каримов. Вальс; К. Рахимов. Вальс; С. Сайдашев. Вальс; Р. Касимов. Вальс; П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», «Вальс» из балета «Спящая красавица», «Танец феи Драже», «Вальс цветов», из балета «Щелкунчик»;Л. Степанов - З. Исмагилов. «Вальс журавлей» из балета «Журавлиная песнь»; И. Бах. Менуэт из сб. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»; Е. Адлер, сл. Л. Дымовой. Песня менуэта; Менуэты Л. и В. Моцарта. Современные детские бальные танцы (по выбору учителя); К. Рахимов. Башкирочка; С. Соснин, сл. П. Синявского. Начинаем перепляс. Зрительный ряд: Н. Нурмухаметов. «М. Идрисов. Баик»; «Танцовщица А. Магазова»; И. Гаянов. «Танец журавлей».   Песня - твой верный друг навсегда И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача. Марш веселых ребят; П. В. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Колыбельная; А. Островский, сл. В. Викторова. Спят усталые игрушки; Р. Сахаутдинова, сл. М. Сиражи. Спокойной ночи! Габдрахманов, сл. У. Кинзябулатова. Колыбельная; Песни без слов: Г. Гладков. Колыбельная; Р. Хасанов. Колыбельная; А. Кубагушев. Колыбельная (пьеса для курая с оркестром); Х. Заимов. Мелодия. Песня журавля; Р. Газизов. Песня. А. Островский, сл. З. Петровой. Азбука.В. Шаинский, сл. Э. Успенского. АБВГДейка; И. Арсеев, сл. Н. Дымовой. Кто живет в букваре? Р. Паулс, сл. И. резника. Алфавит; Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Сурок; Ц. Кюи, сл. А. Плещеева. Осень; М. Андерьянова. Осенний напев; Е. Зарицкая, сл. А. Вольского. Журавушка.   Зрительный ряд: А. Ситдикова. «Сон»; И. Левитан. «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники»; В. Поленов. «Осень в Абрамцеве »; А. Ватто. «Савояр с сурком». Песни-марши, песни–танцы, танцы-марши А. Островский, сл. Л. Ошанина. Пусть всегда будет солнце; В. Шаинский, сл. М. Матусовского. Вместе весело шагать; К. Рахимов, А. Ихсан. Спасибо Родине; Немецкая народная песня «Потанцуй со мной, дружок»; Русская народная хороводная песня «Земелюшка-чернозем»; Башкирские народные песни: «Т749р9к та3ма3тары», «Ай-2ар 1ынайым». Обр. А. Кубагушева; П.И. Чайковский. «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро»; А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Веселый музыкант. Обобщение темы: П. Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»; Б. Гайсин. Новогодний вальс; Р. Сальманов, сл. Р. Янбулатовой. Новогодняя; Сл. и музыка народные. Метелица (песня-танец); Р. Шуман. «Зима-I», «Зима –II» из сб. «Альбом для юношества»; В. Крутицкий. «Зима»; Р. Газизов. Зимняя дорога; А. Варламов. Российский Дед Мороз; С. Сальманов, сл. С. Алибаева. Дед Мороз;   Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Наблюдать за музыкой в жизни человека. Определять жизненную основу музыкальных произведений разных жанров. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, оркестровая). Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Импровизировать (вокальные, инструментальные, танцевальные импровизации) в характере основных жанров музыки. Моделировать в графике особенности песни, танца и марша. Исполнять, инсценировать песни, танцы. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания.      
О чем говорит музыка? (17 ч.)
  Выразительность и изобразительность в музыке. Общее представление об интонации в музыке: выражение настроений, чувств и мыслей человека; изображение окружающего мира, действий человека. Образы движении, природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Общие представления о многообразии музыкальных инструментов. Примерный музыкальный материал Введение в тему: Д. Кабалевский. Попевка «Звонкий звонок»; П. Чайковский. «Новая кукла» и «Болезнь куклы» из сб. «Детский альбом»; Р. Гимрани, сл. Р. Шамсутдиновой; Домовенок; Ю. Юртова. Домовой.   Что выражает музыка? Г. Струве, сл. В. Викторова. «Веселая песенка», «Грустная песенка» из сюиты «Песни-картинки»; И.С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты № 2. С. Шагиахметова. Шутка;Р. Шуман. «Первая утрата» из сб. «Альбом для юношества»; А. Гречанинов. «Сломанная игрушка» из сб. «День ребенка»; Н. Даутов. Обиделась;Х. Заимов. Грустная песенка; П. Чайковский. «Нянина сказка» из сб. «Детский альбом»; М. Равель. «Мальчик-с-пальчик» из сюиты «Матушка-гусыня»; Г. Свиридов. «Колдун» из сб. «Альбом пьес для детей»; Н. Сабитов. «Карабас-Барабас» из балета «Буратино»;Л. Степанов-З. Исмагилов. «Вальс журавлей, Зайтунгуль и Юмагула» из балета «Журавлиная песнь»;Г. Фрид. Про то, как зайчик в лесу заблудился; В. Шаинский, сл. Ю. Энтина. «Если б не было школ» из к/ф «День без пятерок»; Е. Бикташев, сл. О. Дриза. Грустный день; М. Салимов, сл. А. Игебаева. Отчего березка плачет? С. Бугославский, сл. О. Высотской. Песня о пограничнике; Т. Попатенко, сл. Я. Халецкого. Третий танкист. Зрительный ряд: В. Тропинин. «Девочка с куклой»; В. Васнецов. «Аленушка», «Иван Царевич и серый волк»; К. Маковский. «Дети, бегущие от грозы»; А. Венецианов. «Вот-те и батькин обед!»; Ф. Решетников. «Опять двойка»; Музыкальные портреты детей и взрослых Д. Кабалевский. Разные ребята; Д. Кабалевский. Три подружки (Резвушка, Плакса, Злюка); Р. Касимов. Озорница, Плакса; А. Каримов. Злюка; Н. Инякин. Капризуля; Г. Свиридов. «Упрямец» из сб. «Альбом пьес для детей»; Д. Кабалевский. Упрямый братишка; С. Слонимский. «Ябедник» из сб. «Детские пьесы для фортепиано»; Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина. «Ябеда-корябеда» из к/ф «Чехарда»; А. Хачатурян. «Две смешные тетеньки поссорились» из сб. «Детский альбом»; М. Мусоргский. Тюильрийский сад» (ссора детей после игры) из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Касимов. Играли и поссорились; сл. И. Лученок, Н. Тулуповой. Доброта; П. Чайковский. «Мама» из сб. «Детский альбом». Чайковский, сл. А. Плещеева. Колыбельная песнь в бурю; В. Иванников, сл. О. Фадеевой. Самая хорошая; Х. Ахметов. Моя мама. Зрительный ряд: И. Репин. «Стрекоза»;В. Тропинин. «Портрет Арсения», «Девочка с куклой»; В. Серов. «Мика Морозов», «Дети», «Девочка с персиками»; Б. Мурильо. «Мальчик с собакой»; И. Прянишников. «Дети-рыболовы», «Воробьи»; А. Венецианов. «Захарка»; А. Ситдикова. «Будущий батыр»; З. Серебрякова. «За обедом»; О. Ренуар. «Мадам Шарпантье с детьми»; Ж. Шарден. «Прачка»; К. Петров-Водкин. «Мать»;; П. Салмасов. «Материнство». Музыкальные портреты героев сказок В.Шаинский. В мире много сказок; И. Николаев. Маленькая страна; М. Салимов, сл. Б. Баимова. Сказочный клубок; Р. Паулс, сл. И. Ласманиса. Сонная песенка; Ю. Моисеев, сл. Я. Гальперина. Расскажи мне сказку, бабушка! М. Мусоргский. «С няней» из вокального цикла «Детская»; Р. Шуман. «Шехеразада» из сб «Альбом для юношества»; П. Чайковский. «Нянина сказка», «Баба-яга» из сб. «Детский альбом». Детская песня «Баба-яга»; Р. Хасанов. Сказка; А. Ключарев. Шурале; Р. Курамшин, сл. Н. Сафиной. Шурале; С. Слонимский. «Марш Бармалея», «Дюймовочка» из сб. «Детские пьесы для фортепиано»; С. Губайдуллина. Дюймовочка. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. Пестрый колпак; М. Мусоргский. Эльф; Э. Григ. «Кобольд», «Танец эльфов», «Шествие гномов»; Ф. Лист. Хоровод гномов; П. Чайковский, сл. К. Аксакова. «Мой Лизочек» из сб. «16 детских песен»; С. Майкапар. «Семимильные сапоги» из сб. «Бирюльки»; Г. Струве, сл. В. Татаринова. Колобок; Н. Инякин. Колобок; А. Лепин. «Буратино», «Пьеро», «Лиса Алиса и Кот Базилио» из цикла фортепианных пьес «Приключения Буратино». Зрительный ряд: В. Максимов. «Бабушкины сказки »; В. Васнецов.«Баба Яга», «Домовой»; «Избушка на курьих ножках»; И. Билибин. «Баба Яга». З. Гаянов. «Шурале»; Может ли музыка что-нибудь изображать? Движение в музыке: Ф. Лещинская, сл. Н. Кучинской. Лошадки; З. Исмагилов, сл. А. Игебаева. Акбузат; П. Чайковский. «Игра в лошадки» из сб. «Детский альбом»; А. Гречанинов. «Верхом на лошадке» из сб. «Детский альбом», «Моя лошадка» из сб. «День ребенка»; Б. Гайсин. Наездники; А. Хачатурян. «Конница» из сб. «Детский альбом»; Д. Кабалевский. Кавалерийская; М. Старокадомский, сл. С. Михалкова. Веселые путешественники; Т. Каримов. Проводы; С. Прокофьев. «Отъезд» из сюиты «Зимний костер»; Д. Кабалевский. Попевка «Мы шагаем»; Р. Шуман. «Игра в жмурки» из сб. «Детские сцены»; А. Хачатурян. «Скакалка» из сб. «Детский альбом»; В. Гаврилин. Генерал идет (картинки из старой книги). Зрительный ряд: В. Сидоров. «Качели»;Ф. Исмагилов. «Тулпар», «Шонкар»; С. Герасимов. «Зима»; К. Коровин. «Зимой» А. Орловский. «Всадник», «Всадник башкир»; М. Греков. «Трубачи Первой конной армии» и т.д. Природа в музыке: В. Салманов. Утро в лесу. Вечер; Х. Ахметов. Утро Урала, Ночной Урал; Ю. Слонов, сл. П. Воронько. Утро; А. Каримов. Солнечный день. А. Том, сл. К. Ушинского. Вечерняя песня. Ц. Кюи. Времена года; Русская народная песня «Речка» (в обработке П. Чайковского); Русская народная песня «Перед весной»; Р. Сальманов, сл. А. Ихсана. Весна идет; С. Соснин, сл. И. Вахрушевой. Солнечная капель; Р. Еникеев. «Весенние капельки» из цикла «Картины природы»; А. Даутов (слова и музыка). Весна идет. Н. Даутов. Весенний дождь; А. Лядов, сл. народные. Дождик. Окликание дождя; Г. Свиридов. «Дождик» из сб. «Альбом пьес для детей»; В. Косенко. «Дождик» из сб. «24 детские пьесы»; Т. Чудова. Гром и дождь; В. Павленко, сл. Э. Богдановой. Капельки; М. Салимов, сл. А. Тагировой. Дождик поиграть зовет.; Ф. Лист. Шум леса. Гроза; С. Майкапар. «Облака плывут» из сб. «Бирюльки»; В. Шаинский, сл. С. Козлова. Облака; С. Баневич. «Северное сияние» из фортепианного цикла «По сказкам Андерсена»; Р. Хасанов. Утренний дождь, Ветер; Р. Загретдинов. Деревенские зарисовки (кубыз). Зрительный ряд: В. Позднов. «Утро на реке Ик»; В. Поленов. «Московский дворик»; Р. Нурмухаметов. «Мороз и солнце», «Воскресный день. Атаевка»; А. Куинджи. «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре»; И. Левитан. «Вечер. Золотой плес», «Стога. Сумерки», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь. «Февральская лазурь», «Мартовский снег»; А. Рылов. «Лесная река»; А. Степанов. «Голубая речка»; Р. Нурмухаметов. «Ветреный день на озере», «Начало весны. Март»; И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу»; Ф. Васильев. «Перед дождем». «Музыкальный зоопарк»: Т. Смирнова. Кто живет в лесу?; Р. Касимов. «Слоненок» из цикла «Шесть песен из английского детского фольклора»; В. Калинников, сл. народные. Тень-тень; К. Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных»; Р. Сахаутдинова, сл. С. Алибаева. Зайчики; Ф. Читгян. Кукушка и дятел; Н. Сабитов. «Веселый дятел», «Петушки» из сб. «Детский альбом»; С. Шагиахметова. «Курица»; П. Чайковский. «Песнь жаворонка» из сб. «Детский альбом»; Р. Загретдинов. Жаворонок в степи (кубыз); Х. Заимов. Птички; Р. Сальманов, сл. Р. Гарипова. Скворец; Р. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Ю. Левитин. Жираф и оса; Р. Касимов. Мышата. Р. Хасанов. Киска. Угадай музыкальный инструмент: В. Агафонников, сл. З. Петровой. Музыкальные загадки; С. Низамутдинов. Веселые музыканты; Р. Касимов, сл. Н. Дильмухаметова. Мелодии кубыза; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Курай. Мандолина; П. Чайковский. «Мужик на гармонике играет» из сб. «Детский альбом»; Г. Свиридов. «Парень с гармошкой» из сб. «Альбом пьес для детей»; Н. Сабитов. Мне купили гармонь; Ю. Муратов, сл. Г. Юнусовой. Гармонист; Л. Батыр-Булгари, сл. Ф. Шайхи. Эй, играй, моя гармошка; Д. Кабалевский. Труба и барабан. Арфистка; А. Хачатурян. «Игра на бубне» из сб. «Детский альбом»; Э. Фримерт (слова и музыка). У меня есть флейта; А. Лядов. Музыкальная табакерка; Г. Свиридов. «Музыкальный ящик» из сб. «Альбом пьес для детей»; Ю. Чичков, сл. З. Петровой. Музыкальная шкатулка; И.С. Бах. «Волынка» из сб. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»; К. Дебюсси. «Маленький пастух» из сюиты «Детский уголок»; Зрительный ряд: Д. Лейстер «Мальчик-флейтист»; О. Фидани. «Флейтист»; неизвестный автор «Музыкантши»; О. Ренуар «Девушки за пианино»; Р. Нурмухаметов «Легенда о батыре»; В. Фролов. «Скоморохи».   Обобщение темы:Л. Бетховен. Веселая. Грустная; М. Равель. «Разговор красавицы и чудовища» из сюиты «Матушка-гусыня»; Н. Сабитов. «Марш Буратино» и «Мальвина» из балета «Тайна золотого ключика»; Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»; М. Салимов, сл. К. Кинзябулатовой. Аниса-музыкант; А. Кубагушев. Музыкант; Р. Шуман. «Смелый наездник», «Всадник» из сб. «Альбом для юношества»; Р. Газизов. Веселый поезд; С. Прокофьев. «Прогулка», «Пятнашки», «Дождь и радуга» из сб. «Детская музыка»; А. Гречанинов, слова народные. Радуга; Р. Хасанов. Прогулка. Игры. из сб. «Десять миниатюр для фортепиано»; Х. Заимов. У ручья; А. Аренский. Лесной ручей; А. Аренский. Расскажи, мотылек!; С. Майкапар. «Мотылек» из сб. «Бирюльки»; Н. Инякин. Музыкальные картинки (Пчелка. Лисичка. Дятел); А. Островский, сл. З. Петровой. В зоопарке. В. Шаинский, сл. М. Пляцковского. Чему учат в школе; А. Имаева, сл. Г. Юнусовой. Частушки «Пятерки». Выявлятьнастроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Распознавать изобразительные особенности музыки. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации, сочинения). Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, оркестровая). Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.   Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Сравнивать произведения музыки и изобразительного искусства. Подбирать иллюстрации, репродукции картин, созвучные музыкальным произведениям. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Изображать разные характеры персонажей сказок в импровизациях- пластических, вокальных, инструментальных. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.      
    II класс (34 ч.) Как говорит музыка (17 ч.)
  Богатство и выразительность музыкальной речи. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты и музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, лад, тембр и т.д.). Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные и речевые интонации, их сходство и различие. Выразительные и изобразительные интонации. Мелодия- интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения. Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателей. Общее представление о развитии музыки на основе сопоставления и столкновения человеческих чувств и действий, музыкальных тем, интонаций, художественных образов. Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития. Зависимость приемов развития в вокальных произведениях от поэтического текста, в инструментальной – от замысла композитора. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Различные формы построения музыки: одно-, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. Содержание музыкального произведения и его воплощение в различных формах и жанрах на основе приемов повтора, контраста, вариативности. Песенность, танцевальность, маршевость и их значение в музыке. Общее представление о многообразии музыкальных жанров (песня, пьеса, симфоническая сказка, вокальный цикл, сюита, прелюдия, вариации и т. д.). Музыка вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Детские, женские и мужские певческие голоса. Музыкальные инструменты.   Примерный музыкальный материал Введение в тему:А. Островский, сл. З. Петровой. Урок пения; И. Гилязетдинов, сл. Э. Шарифуллиной. Маленький музыкант; С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Элементы музыкальной речи: В. Дроцевич, сл. В. Сергеева. Семь подружек; О. Юдахина, сл. В. Ключникова. Домисолька; Г. Струве, сл. В. Виноградова. Тихая песня. Громкая песня; Медленная песня. Быстрая песня (из сюиты «Песни-картинки»); Д. Кабалевский, сл. А. Барто. Игра в слова; Д. Кабалевский. Клоуны. Зайчик дразнит медвежонка; Г. Свиридов. Весна и Осень (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»); Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен. Скворушка прощается; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. До свидания, лебеди! С. Майкапар. Фортепианные пьесы из сб. «Бирюльки» (по выбору учителя). Интонация: Д. Кабалевский, сл. Н. Рахилла. Игра в гостей (песня-игра); Д. Кабалевский, сл. Е. Шварца. Кто дежурный; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. Ива есть и тополь есть; Я. Дубравин, сл. В. Суслова. Добрый день; Ю. Чичков, сл. Я. Халецкого. Из чего же, из чего же…А. Пахмутова, сл. Ю. Черных. Кто пасется на лугу? Ю. Муратов, сл. Г. Юнусовой. Гульгайша; С. Прокофьев, сл. А. Барто. «Болтунья» из вокального цикла «Три детские песни»; М. Мусоргский (слова и музыка). «В углу». «С куклой» из вокального цикла «Детская»; Эстонская детская песня «Кукушка»; Башкирская народная песня «Кукушка»; Н. Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок» (темы Звездочета, петушка, царя Дадона); И. Арсеев, перевод с англ. С. Маршака. Кузнец; Бетховен. Симфония № 5 (3 часть). Развитие музыки: Т. Хренников. «Марш» из оперы «Мать»; Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; Х. Ахметов. Утро Урала; Е. Шатрова, сл. Р. Валеевой. Доброе утро; С. Баневич, сл. Т. Калининой. Мир; Ф. Шопен. Прелюдия № 7 и № 20; Н. Сабитов. Прелюдии № 2 и № 4; Ф. Шуберт. Вальс; Т. Каримов. Проводы. Э. Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»; С. Прокофьев. «Сказочка» из сб. «Детская музыка»; Л. Книппер. Почему медведь зимой спит».   Построение (форма) музыки Одночастная форма: Русская народная песня «На горе-то калина» (обр. Т. Бейдера); Башкирская народная песня «Туяляс» (в обработке С. Шагиахметовой); Д. Кабалевский. Три подружки (Резвушка, Плакса, Злюка); Х. Заимов. Песня девушки. Двухчастная форма: Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. Дружат дети всей земли; Р. Сальманов, сл. Г. Гумера. Наши грядки; Э. Григ. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт»; И. Дунаевский. «Песенка о капитане» из к/ф «Дети капитана Гранта»; Русская народная песня «Калинка». Трехчастная форма: М.И. Глинка. «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»; Е. Тиличеева, сл. А. Абрамова. Березка; М. Валеев. Полька; Н. Галиев. Сабантуй; И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»; Х. Ахметов. Ночной Урал. Вариационная форма: Русская народная песня «Со вьюном я хожу»; М. Валеев, сл. З. Ярмаки. Белая береза; Р. Сальманов. Вариации на тему песни «Белая береза» М. Валеева; Башкирская народная песня «Весенние цветы»;А. Каримов. Вариации на тему башкирской народной песни «Весенние цветы»; Попевки: «Крокодил Гена и Чебурашка», «В нашем классе» (песня, вальс, полька, марш); Татарская народная песня «Аниса»; Л. Батыркаева. Легкие вариации на татарскую народную песню «Аниса»; Французская народная песня «Пастушья песня»; В. Моцарт. Вариации на тему французской народной песни; Русская народная плясовая «Камаринская» (в исполнении оркестра русских народных инструментов). Рондо: Д. Кабалевский. Классное рондо. Рондо-марш; С. Шагиахметова. Рондо для виолончели; К. Мясков. «Марш зверей» из детской сюиты «В лесу у юннатов»; А. Бородин (слова и музыка). Романс «Спящая княжна»; Д. Кабалевский, сл. В. Викторова. Зачем нам выстроили дом; Музыкально-дидактическая игра «Выделывание ковра» (в форме рондо) - композиция А. Зиннуровой на музыку А. Гайнуллиной «Эх, сибайские девчата!» Обобщение темы: П. Чайковский Марш «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; А. Пинегин, сл. А. Усачева. Зимняя сказка»; М. Равель. «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок». Г. Свиридов, сл. Б. Пастернака. Кантата «Снег идет»; Ф. Лист. Метель; Р. Шуман. «Зима-II» из сб. «Альбом для юношества»; Д. Львов-Команеец, сл. С. Богомазова. Снежная песенка. А. Цфасман. Снежинки. С. Низамутдинов, сл. Г. Юнусовой. Снежинки. В. Герчик, сл. З. Петровой. К нам приходит Новый год. Р. Шуман. «Дед Мороз» из сб. «Альбом для юношества».   Распознавать и оцениватьвыразительность музыкальной речи, ее смысл. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Знакомиться с элементами нотной записи. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонации (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) Исполнять интонации, темы и мелодии с ориентаций на нотную запись. Импровизировать, сочинятьпопевки, песни, опираясь на заданный текст и «зерно-интонацию». Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, применяя знания основных средств музыкальной выразительности. Наблюдатьза процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении). Моделироватьв графике развитие музыкального образа. Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах) на основе полученных знаний. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.), наблюдая за процессом и результатом развития музыки в произведениях разных жанров. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.  
Открываем дверь в мир большой музыки: опера, балет, симфонии, концерт (17 ч.)
Песни, танцы и марши вводят детей в мир серьезной музыки. Общие представления о многообразии музыкально-сценических жанров: музыкальная сказка, балет, опера (рок-опера), мюзикл. Путешествие в музыкальный театр (детский музыкальный театр, театр оперы и балета). Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей; многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля (сказочные сюжеты, народные мотивы и т.д.); роль дирижера, режиссера, художника, балетмейстера в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки: симфония (симфониетта), концерт (концертино). Жанр инструментального концерта (музыкальное состязание). Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. Тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Известные дирижеры и симфонические оркестры. «Вторая жизнь» песни в инструментальном концерте, симфонии, балете и опере. Примерный музыкальный материал Введение в тему:Закрепление на новом музыкальном материале трех жанров музыки: песня, танец, марш; М. Коваль. Хор из оперы «Волк и семеро козлят»; Р. Шуман. «Отзвуки театра» из сб. «Альбом для юношества»; «Вхождение» в мир большой музыки через показ фрагментов оперы и балета (по выбору учителя); Русская народная плясовая песня «Во саду ли, в огороде»; Башкирская народная песня «Сы4рау торна» (Журавлиная песнь). Куда ведет нас песня: М. Коваль. «Колыбельная мамы Козы» из оперы«Волк и семеро козлят»; башкирская народная песня «Салават»; З. Исмагилов. Увертюра к опере «Салават Юлаев» (1 часть: б.н.п. «Салават»); русская народная плясовая песня «Во саду ли, в огороде»; Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (первое чудо «Белка»: р.н.п. «Во саду ли, в огороде»); Н. Осминина, сл. Э. Мифтяхетдиновой. Пушкинские сказки; башкирская народная песня «Сы4рау торна» (Журавлиная песнь); Л. Степанов - З. Исмагилов. Балет «Журавлиная песнь». Вступление. Юмагул играет на курае (б.н.п. «Сы4рау торна»); татарская народная песня «Тафтиляу»; Ф. Яруллин. Балет «Шурале». Сон Сююмбике и вальс (т.н.п. «Тафтиляу»); П. Чайковский. «Неаполитанская песенка» из сб. «Детский альбом»; П. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; башкирская народная песня «Весенние цветы; Р. Муртазин. Праздничная симфониетта (финал: б.н.п. «Весенние цветы»); русская народная песня «Во поле береза стояла»; П. Чайковский. Симфония № 4 (финал: р.н.п. «Во поле береза стояла»); Д. Кабалевский, сл. А. Прищельца. Наш край; Д. Кабалевский. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (2 часть: «Наш край»); башкирская народная песня «Ирендык»; Н. Сабитов. Концерт для скрипки с оркестром № 1 (финал: б.н.п. «Ирендык»). Куда ведет нас танец: М. Коваль. Темы Всезнайки, Бодайки, Болтушки, Топтушки и хор «Целый день поем, играем» из оперы «Волк и семеро козлят»; С. Прокофьев. «Вальс» из балета «Золушка» (ф-но); С. Прокофьев. Балет «Золушка» (сцена «Полночь»); А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца. «Добрый жук» из к/ф «Золушка»; башкирский танец «Гюльназира» (в исполнении Государственного ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова); Л. Степанов - З. Исмагилов. Балет «Журавлиная песнь». (Первое действие, выход Зайтунгуль: б.н.п. «Гюльназира»); Н. Сабитов. Фантазия для фортепиано с оркестром (б.н.п. «Гюльназира»); Н. Сабитов. Балет «Тайна золотого ключика» (тема Мальвины); А. Рыбников, сл. Ю. Энтина. «Буратино» из к/ф «Буратино»; Х. Заимов, А. Спадавеккиа. «Танец подводных девушек» из оперы «Акбузат»; башкирский танец «Перовский; Р. Муртазин «Праздничная симфониетта» (1 часть: «Перовский»); башкирский танец «Три брата»; Р. Муртазин. Симфония №2 (финал «Три брата»). Куда ведет нас марш: М. Коваль. Тема Малыша и «Воинственный марш» из оперы «Волк и семеро козлят»; Ж. Бизе. Опера «Кармен» (Марш Тореадора); П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» (1 действие. Марш); Н. Сабитов. Балет «Тайна золотого ключика» (марш Буратино); Д. Шостакович. Концертино для 2-х фортепиано (1 часть); Л. Бетховен. Симфония № 5 (экспозиция 3-ей части); Х. Заимов, А. Спадавеккиа. Увертюра к опере «Акбузат» (тема Хаубана); Е. Адлер, сл. В. Семернина. Наш оркестр; Д. Запольский, сл. Е. Руженцева. Дирижер. Зрительный ряд: Э. Дега. «Репетиция балета на сцене», «Голубые танцовщицы»; Р. Нурмухаметов. «Минута отдыха»; М. Арсланов. «Весна» (эскиз декорации к балету «Журавлиная песнь»); эскизы декорации и костюмов действующих лиц оперы или балета (по выбору учителя).   Обобщение темы: Детские оперы: М. Коваль. Волк и семеро козлят; М. Красев. Муха-цокотуха; В. Герчик. Стрекоза. Детские рок-оперы: Е. Лапейко и В. Калле. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях; А. Клевицкий, Н. Денисов. Джельсомино; В. Калле, Н. Денисов. Гадкий утенок. Музыкальные сказки: Р. Касимов, сл. С. Маршака. Сказка о глупом мышонке;А. Зиннурова. Муха-цокотуха; Л. Батыр-Булгари. Лето, прошедшее в песнях (Стрекоза и муравей); Г. Гладков. Бременские музыканты; В. Герчик. Колобок; Ф. Гершова. Ильдар-батыр. Халима. Петушиная мельница. Детские мюзиклы: А. Рыбников. Волк и семеро козлят на новый лад; Б. Савельев. День рожденье кота Леопольда; В. Клепинин. Кот в сапогах. Три поросенка и три медведя. Носорог и жираф. Детские балеты: Н. Сабитов. Мурзилка-космонавт; Тайна золотого ключика; Р. Щедрин. Конек-Горбунок; И. Морозов. Доктор Айболит; К. Хачатурян. Белоснежка и семь гномов. Чиполлино; П. Овсянников. Том Сойер; С. Прокофьев. Петя и волк. Дополнительный песенный репертуар:   Л. Лядова, сл. М. Садовского. Все мы моряки; А. Габдрахманов, сл. Г. Юнусовой. Наши мамы как день весенний; Кубинская народная песня «Моя мама»; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Дедушкины медали; Б. Савельев, сл. М. Танича. Из чего наш мир состоит? Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам произведений разных жанров. Определятьособенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Выразительно, интонационно-осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, либретто, оркестровый эпизод, ария- вариации; хор- кордебалет; дуэт - па-де-де и др.; Рассуждать о значении либреттиста, режиссера, художника-постановщика, дирижера в создании музыкального спектакля. Участвовать в ролевых играх (дирижер, режиссер, балетмейстер, художник-декоратор, художник костюмер, действующие лица и др.). Определять взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии, театра в синтетических видах искусства. Сравнивать музыкально-театральные жанры: опера-балет; опера- музыкальная сказка; опера-мюзикл; и др. Исполнять песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (музыкальная сказка,опера, мюзикл). Воплощатьособенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Узнавать тембры инструментов и различных групп симфонического оркестра. Сравниватьжанры инструментальной музыки: симфония- концерт, симфония-симфониетта, концерт-концертино и др. Исполнятьмузыкальные темы симфоний, инструментальных концертов по нотной записи. Инсценировать песни, танцы из детских опер, балетов, мюзиклов, музыкальных сказок и демонстрировать их на школьных праздниках, концертах для родителей. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность. Участвоватьв подготовке заключительного урока-концерта. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.  
III класс (34 ч) Музыка моего народа (17 ч.)
  Общие представления о музыкальной жизни страны. Государственная музыкальная символика – гимн России и Башкортостана. Фольклор, духовная музыка и профессиональное композиторское творчество – три основных направления развития отечественной музыкальной культуры, их интонационно-мелодические особенности, взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение. Отражение в отечественной музыке истории, культуры, традиций народа, глубины и своеобразия внутреннего мира человека. Красота родной земли, природы, человека в народной и профессиональной музыке. Народное и профессиональное музыкальное творчество. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Взаимовлияние и взаимообогащение музыкальной культуры русского и башкирского народов. Творческое сотрудничество композиторов и музыкантов-исполнителей России и Башкортостана. Народная песня-летопись жизни народа. Многообразие жанров русских народных песен, характерные особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Коллективная музыкально-творческая деятельность народа. Стили и жанры башкирской народной музыки и их отличительные особенности. Национальная разновидность горлового пения - узляу. Многонациональный характер музыкального фольклора России и Башкортостана – источник его богатства и разнообразия. Творческие портреты композиторов, музыкантов-исполнителей. Выдающиеся исполнительские коллективы: хоровые, симфонические, известные в России и за рубежом. Театры оперы и балета. Детские музыкально-творческие коллективы страны и родного края. Всероссийские и республиканские фестивали и конкурсы музыкантов. Сохранение и развитие национальных традиций народов, проживающих в республике (русских, башкир, татар, белорусов, украинцев, латышей, евреев, немцев, марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, кряшен), через деятельность национально-культурных центров Башкортостана.   Примерный музыкальный материал Введение в тему: Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. Моя Россия; А. Даутов (слова и музыка). Мой Башкортостан; А.В. Александров, сл. С. Михалкова. Государственный гимн России; Ф. Идрисов, сл. Р. Бикбаева и Р. Шакура. Государственный гимн Республики Башкортостан; Г. Свиридов. Увертюра «Время, вперед!»; Г. Свиридов, сл. А. Барто. Песня о Москве; О. Газманов. Москва, звенят колокола; М. Валеев, сл. К. Даяна. Хороша Уфа-столица; К. Рахимов, сл. М. Сундюкле. Кантата о дружбе (посвящается к 400-летию вхождения Башкортостана в состав Русского государства); Г. Левкодимов, сл. В. Степанова. “Давайте верить в чудо”. Зрительный ряд: Монумент Дружбы (скульпторы М. Бабурин, Г. Левицкая); К. Юон. Купола и ласточки.   Край, в котором ты живешь Ю. Чичков, сл. М. Пляцковского. Ромашковая Русь; М. Сутягина, сл. Е. Никоновой и М. Сутягиной. Песня о России;С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1 часть); Попевка о природе; П. Чайковский, сл. А. Плещеева. Осень; П. Чайковский. Октябрь. «Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года» Р. Газизов. Осенний дождь. Р. Газизов. «Волны Агидели» из цикла «Родные напевы»; Обработка М.Морозова. Агидель; Л. Батыр-Булгари, сл. А. Рашитова. Солнечный край. Зрительный ряд: И. Шишкин. «Березовая роща»; К. Юон. «Березы»; К. Сомов. «Портрет С. Рахманинова»; И. Левитан. «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень»; Б. Домашников. «Птицы улетают. Последние дни осени»; Как не любить Урал - прекрасней в мире нет! Г. Свиридов. «Уральский напев» из сюиты «Время, вперед!»; Башкирская народная песня «Урал»; А. Ключарев. «Родной напев» из Сюиты на башкирские народные темы (б.н.п. «Урал»); Н. Сабитов, Х. Ахметов. Вступление к балету «Горный орел» (б.н.п.«Урал»); Ан. Александров. «Уральские горы» из сб. «Башкирские мелодии» (б.н.п.«Урал»); А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Уральский хоровод; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. До свидания, лебеди! Х. Ахметов. Утро Урала. Ночной Урал; И. Дильмухаметов, сл. С. Юлаева. Мой Урал; Х. Ибрагимов, сл. К. Даяна. Уралтау; А. Кубагушев, сл. народные. «Уралтау»; С. Прокофьев. Балет «Сказ о каменном цветке» (фрагменты); А. Ключарев. Симфоническая сюита из музыки балета «Горная быль».   Зрительный ряд: Р. Нурмухаметов. «На просторах Урала»; Б. Домашников. «Утро. Урал» и др.   Образ Салавата Юлаева в профессиональной музыке России и Башкортостана Башкирские народные песни: «Салават», «Марш Пугачева»; А. Ключарев. «Салават» обработка для смешанного хора; Ан. Александров. Фортепианная пьеса «Салават Юлаев» из сб. «Башкирские мелодии»; Н. Чемберджи. Вступление к опере «Карлугас»; М. Коваль. Танцевальная сюита из оперы «Емельян Пугачев»; З. Исмагилов. Увертюра к опере «Салават Юлаев» (1ч.); Г. Альмухаметов. Марш, посвященный 10-летию Башкирии; А. Хачатурян. Музыка к кинофильму «Салават Юлаев»; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Салават-батыр; В. Мавлютов, сл. В. Давлетшиной. Салават.   Зрительный ряд: С. Тавасиев. Памятник С. Юлаеву; Г. Мустафин. «Салават Юлаев»; А. Арсланов. «Салават Юлаев», «Салават Юлаев с Пугачевым»;   Башкирские народные мелодии в сочинениях композиторов России   А. Алябьев, сл. А. Дельвига. Соловей, вокальный цикл «Азиатские песни» (б.н.п. «Зулейха», «Кара юрга»); А. Гречанинов. Башкирская сюита для двух фортепиано; Ан. Александров. Сборник. фортепианных пьес «Башкирские мелодии» («Урал», «Салават», «Зульхизя», «Шесть джигитов», «Игзаков» и др.); М. Коваль. Опера «Емельян Пугачев» («Перовский», «Салават», «Старый Баик»); А. Ключарев. Сюита на башкирские темы; С. Слонимский. Башкирская девичья.   Народная песня- источник вдохновенья композиторов Былины и кубаиры: М. Глинка. «Песни Бояна» из оперы «Руслан и Людмила»;Былина про Добрыню (обработка Н. Римского-Корсакова); А. Аренский. Фантазия на темы И. Рябинина (былина об Илье Муромце и былина о Вольге и Микуле); А. Лядов «Былина о птицах» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен»; Н.Римский-Корсаков. Песня Садко и хор «Высота ль, высота ль поднебесная» из оперы-былины «Садко» (былина «Соловей Будимирович»). Кубаиры: «Страна башкир», «Салават-батыр», «Сокан-батыр», «Вор не разбогатеет». А. Кубагушев, слова народные. Урал-тау; Д. Хасаншин. Соната-кубаир; Х. Ахметов. Симфоническая картина «Урал-батыр»; Х. Заимов- А. Спадавеккиа. Опера «Акбузат» (ария Хаубан-батыра). Баиты: Баит об Урале; Баит «Журавлиная песнь»; Баит «Сак-Сук»; Баит о войне с французами; Д. Хасаншин. Рапсодия – баит. Зрительный ряд: А. Васнецов «Богатыри», «Гусляры», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Баян»; М. Врубель «Богатырь»; Н. Рерих «Илья Муромец», «Садко», «Боян»; И. Репин «Садко»; Н. Голиков «Боян»; И. Глазунов «Два князя». Исторические песни: р.н.п. «Сусанин»; М. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»; р.н.п «Солдатушки, бравы ребятушки»; А. Новиков, сл. М. Левашова. Учил Суворов; б.н.п.«Золотая орда»; р.н.п. «Как за речкою, да за Дарьею»; Н. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (р.н.п.: «Поднялась с полуночи», «Как за речкою, да за Дарьею»); русские народные песни: «Бородино», «Не боимся мы французов»; башкирские народные песни: «Кутузов», «Любизар», «Баик»; З. Исмагилов. Сцены из оперы «Кахым-туря»(б.н.п. «Любизар»); Современная русская народная песня «Шел ленинградский паренек». Зрительный ряд: Памятник Ивану Сусанину в г. Костроме.В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». Н. Рерих. «Сеча при Керженце»; М. Сергеев. «Сказание о невидимом граде Китеже»; Ф. Рубо. Музей-панорама «Бородинская битва»; С. Герасимов. «М.И. Кутузов на Бородинском поле»; В. Верещагин. «Отступление. Бегство»; А. Орловский. «Башкир в бою», «Башкирский военачальник в походе», «Башкирские конники слушают курай»; С. Присекин. «И клятву верности сдержали». Трудовые песни: русские народные песни: «Эй, ухнем», «Пряха», «Прялица», «Я на камушке сижу»; И. Беркович. Вариации на русскую народную песню «Я на камушке сижу»; И. Дунаевский. «Урожайная» из к/ф «Кубанские казаки»; Т. Каримов, сл. Ш. Биккула. Хлеб Башкортостана!; Х. Ибрагимов, сл. Н. Исанбет. Жница; башкирская народная песня «Косилка-молотилка»; «Выделывание ковра» (композиция А. Зиннуровой). Сравнение: башкирские танцы, изображающие трудовые действия: «Зарифа», «Косари», «Бишбармак», «Загида» в исполнении Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова. Зрительный ряд: И. Репин. «Бурлаки»; И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы»; Т. Яблонская. «Хлеб»; Г. Мясоедов. «Косцы»; Б. Кустодиев. «Осенний сельский праздник; А. Венецианов. «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Жнецы»; В. Тропинин. «Кружевница»; А. Пластов. «Сенокос». Лирическая протяжная песня и узун-кюй: р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»; А. Даргомыжский. Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге»; р.н.п. «Среди долины ровныя»; М. Глинка. Вариации на тему р.н.п. «Среди долины ровныя»; Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»; р.н.п. «У зори-то, у зореньки»: З. Исмагилов. Увертюра и хор пугачевцев из 2-го действия оперы «Салават Юлаев» (р.н.п. «Не шуми, мати, зеленая дубравушка»); Башкирские народные песни:«Урал», «Соловей», «Туяляс», «Сибай»; Р. Хасанов. Симфоническая поэма «Сибай»; Зрительный ряд: И. Шишкин. «Среди долины ровныя»; И. Левитан. «Вечер на Волге»;   Стили и жанры башкирской народной музыки Узун-кюй: «Урал», «Соловей», «Туяляс»; Н. Пейко. Баркарола («Туяляс»). Кыска-кюй: «Любизар», «Баик», «Хатира»; И. Хисамутдинов. Шутка (б.н.п. «Хатира»); «Шаль вязала»; Н. Сабитов. Прелюдия № 3 (б.н.п. «Шаль вязала»); «Карабай»; Р. Сальманов. Вариации на тему б.н.п. «Карабай»; «Ирендык»; Л. Степанов - З. Исмагилов. «Танец охотников» из балета «Журавлиная песнь» (б.н.п. «Ирендык»); б.н.п. «Спелая черемуха»; А. Кукубаев. Фантазия на тему б.н.п. «Спелая черемуха» Халмак-кюй: «Уралым», «Караван-Сарай», «Красавицы», «Журавлиная песнь»; «Салават»; Р. Муртазин. Симфония № 2. 2 ч. (б.н.п. «Салават»); М. Ахметов. Фантазия на башкирскую народную тему для курая и симфонического оркестра (б.н.п. «Урал», «Журавлиная песнь», «Баик»); Вариации на темы «Туяляс» и «Ирендык». Обработка Р. Фасхутдинова и В. Суханова. Хороводные и плясовые песни русского народа: русская народная песня «Со вьюном я хожу»; А. Даргомыжский. Хор «Заплетися, плетень» из оперы «Русалка»; А. Лядов. «Хороводная» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен» (р.н.п. «Во лузях»); Н. Римский-Корсаков. Хор «Ай, во поле липонька», «А мы просо сеяли» из оперы «Снегурочка»; Р. Щедрин. «Девичий хоровод» из балета «Конек-Горбунок»; Х. Ахметов, Н. Сабитов. Сюита на темы народов Поволжья (1 часть: р.н.п. «Заиграй, моя волынка»); Русская народная мелодия «Сударушка». Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени»; Л. Бетховен. Вариации на русскую народную тему (р.н.п. «Камаринская»); М. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» (р.н.п.: «Из-за гор, гор высоких», «Камаринская»); П. Чайковский. Хор крестьян «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин»;»); П. Чайковский. «Трепак» из балета «Щелкунчик»; А. Лядов. «Шуточная» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен» (р.н.п. «Я с комариком плясала»); Х. Ахметов. Опера «Современники» (р.н.п. «Барыня»); Сравнение: башкирские народные плясовые песни «Хатира», «Муглифа», «Гюльназира», «Зарифа» Частушки и такмак: Воронежские частушки. Слова В. Викторова; Р. Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки»; Р. Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром (финал: частушки «Сыпь, Семеновна»); такмак курганских башкир «Сафия»; плясовые такмаки: «Карабай», «Ай-дар гынайым»; игровые такмаки: «Косилка- молотилка», «Наза»; А. Кубагушев. «Такмак» из сюиты для оркестра башкирских народных инструментов. Духовная музыка. Мунажат: Д. Бортнянский. Многая лета; Д. Бортнянский. «Тебе поем» из «Трехголосной Литургии»; М. Мусоргский «Господи, помилуй!» из вокального цикла «Детская»;. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из сб. «Детский альбом»; В. Гаврилин. «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны».; А. Рыбников. «Молитва» из рок-оперы «Юнона и Авось»; С. Низаметдинов. Опера «Меmеntо». Молитва (в исполнении детского хора). Мунажаты: «Добро пожаловать!», «Мунажат Уразы», «Праздник Курбан-байрам», «Маулит-байрам»; А.Хасаншин. «Мунажат» из сюиты для симфонического оркестра; Р. Гимрани (слова и музыка). Благославление (Фатиха); И. Закиров, сл. Р. Миннуллина. Молитвы матери. Праздники матушки-зимы Н. Римский-Корсаков. «Колядка девчат» из оперы «Ночь перед Рождеством»; П. Чайковский. Опера «Черевички» (фрагменты); Рождественские колядки и песни народов мира; П. Синявский (слова и музыка). Рождественская песня; р.н.п. «Гаданье» (подблюдная); П. Чайковский. Декабрь. «Святки» из фортепианного цикла «Времена года»; б.н.п. «Нардуган». Новогодние песни (по выбору учителя).   Зрительный ряд: К. Брюллов. «Гадающая Светлана».   Знать гимн России и Башкортостана (гимн своего города, школы) и участвовать в его хоровом исполнении. Разучивать и исполнять народные песни разных жанров. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам русского и башкирского народов. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (хоровые произведения, пенсии, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров). Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора. Сравнивать разные жанры русских и башкирских народных песен, выявляя сходство и отличие. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества русского и башкирского народов. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских и башкирских композиторов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе) и называтьимена выдающихся композиторов и исполнителей России и Башкортостана. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Воплощатьхудожественно-образное содержание иинтонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.) Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, в рисунке, жесте, пении и др. Знать традиции, обычаи, обряды своего народа. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.    
Музыкальный язык других народов. Понятен ли он всем? (17 ч.)
  Современная музыкальная жизнь страны. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, игры-драматизации. Многообразие жанров музыкального фольклора, их характеристика и истоки. Народная и профессиональная музыка, их взаимовлияние. Целостное представление о возникновении и существовании музыки (деятельность композитора, исполнителя, слушателя). Музыкальные традиции народов Урала и Поволжья. Сходство и различия интонационно-образного языка и культурных традиций народов России. Музыкальная речь как способ общения между людьми разных национальностей. Творческие портреты композиторов, музыкантов-исполнителей. Выдающиеся исполнительские коллективы: ансамбли песни и танца, оркестры народных инструментов. Региональные конкурсы и фестивали музыкантов. Национальные музыкальные инструменты. Народные праздники и обряды. Взаимопроникновение и взаимообогащение музыкальной культуры народов России.   Между Волгой и Уралом Музыка Татарстана: Слова Г. Тукая, музыка народная. Родной язык; З. Яруллин. Марш, посвященный Г. Тукаю; Ф. Яруллин. «Танец Сююмбики и птиц» из балета «Шурале»; А. Бакиров. Балет «Водяная» (фрагменты), сюита «Кисекбаш»; Н. Сабитов, сл. Б. Валиди. Мелодии Тукая. У зун-кюй: «Аллюки», «Студеный родник», «Дремучий лес»; х алмак-кюй: «Ай, былбылым», «Растет черемуха за окном»; Кыска-кюй: «Яблоня», «Дома ли ваш гармонист?», «Соловушка-голубок». Такмак: «Аниса» «Апипа»; Татарская народная песня «Апипа». Обр. В. Виноградова; Р. Курамшин. Вариации на тему татарской народной песни «Апипа». Фантазия на тему татарской н.п. «Апипа». Баит «Сак-Сок». С. Сайдашев, сл. М. Хусаина. Школьный вальс; К. Рахимов. Восточный марш на тему С. Сайдашева. А. Ключарев. Музыка к танцу «Проказницы»; Дж. Файзи, сл. Ф. Карима. Весна идет; Дж. Файзи, сл. М. Джалиля. Родник; И. Шакиров, сл. Н. Исенбет. Ты играл на сазе; Л. Батыр-Булгари, сл. А. Рашита. Солнечный край; Х. Ахметов, сл. А. Ерикей. Уфа – Казань. Зрительный ряд: А. Арсланов. «Встреча Г. Тукая и М. Гафури» и другие. Музыка Марий Эл[1]: А. Эшпай, сл. Г. Регистана. Марий Эл; Е. Волков, сл. С. Николаева. О маме; Марийская народная мелодия, сл. Г. Микая. Гусли; Сернупская и Торьялская мелодии; Старинная марийская плясовая мелодия «Волынка»; А. Эшпай. Марийская волыночная; марийские народные песни «Ой, луй, модеш», «На лужке», «Уржум-река, «Гусли»; А. Эшпай. Две пьесы на народные темы (татар муры, чуваш муры); В. Шебалин. Увертюра на марийские темы; А. Кукубаев. Марийская рапсодия. Веселая джигитовка. Музыка Чувашии: С. Сандрович. Любимый край; Чувашские народные песни «Кукушка», «На зеленом лугу»; Ф. Лукин, сл. И. Малгая. Жаворонок; Ф. Лукин, сл. народные. Сирень (обрядовая песня); Чувашский народный танец «Линка». Обр. Ю. Шишакова; С. Максимов. Чувашский марш; Г. Хирбю, К. Иванов. «Ариозо Нарспи», «Ария Тахтамана» из оперы «Нарспи». Музыка Мордовии: А. Аверкин, сл. П. Черняева. Вальс «Моя земля»; Г. Вдовин, сл. А. Петайкина. Речка; Г. Вдовин. Концертино для фортепиано и струнного оркестра; Мордовские народные песни «Ой, луг, луг», «Гнала я стадо», «Яблонька»; Д. Скрипкин, сл. П. Любаева. Белая береза. Левженская плясовая; Н. Кошелев, сл. В. Кочерганова. Птички, прилетите!; Обрядовые песни: «Кола», «Масленичный день – хороший день», «Большое-пребольшое поле» и т.д. Музыка Удмуртии: Удмуртские народные песни: «Белая береза», «Колхозный сад», «Вечеринка», «Лирическая хороводная»; Г. Корепанов-Камский. Кукушка; Удмуртская народная песня, сл. И. Мазнина. Горелки; М. Греховодов, сл. народные. Гусли треугольные; Удмуртские народные танцы: «Эктон», «Запоет петушок», «Поставь-ка самовар», «Танец с колокольчиками». Музыка других народов России Музыка Калмыкии, народов европейского севера (Карелия, Коми и др.); Северного Кавказа, Сибири (Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Якутия, Эвенкия, Ханты-Мансийский АО); Нижнего Амура и Сахалина (нанайцы, ульчи, удэгейцы и др.) и азиатских народов Северо-Востока (ительмены, коряки, чукчи, эскимосы и т.д.). Тувинская народная песня «Голос родины моей»; эвенская народная песня «Березка; калмыцкая народная песня «Здравствуй, степь!»; осетинская народная мелодия «Песня-танец»;народная песня коми «Колыбельная». Русский текст С. Болотина; якутская народная песня «Жаворонок». Русский текст О. Фадеевой; народная песня ульчи «Три упряжки»; В. Клепинин. Концерт-рапсодия на долгано-эвенкийские темы,балет «Саянская легенда» (по мотивам хакасских легенд), вокальный цикл «Легенда» (на стихи поэтов Севера и Сибири); А. Сальманова. Симфония «Аркаим», 2 часть «Шаманка».   Зрительный ряд: Р. Нурмухаметов. «Встреча в тундре», «Горный Алтай. На Катуни», «Горный Алтай. Осень»; О. Кипренский. «Портрет калмычки Баяусты»; и т.д.   Инструментальная народная музыка и ее исполнители Русские народные песни: «Светит месяц», «Травушка-муравушка», «Валенки»; «Прялица», русский народный наигрыш «Полянка», русская плясовая «Кадриль» в исполнении оркестра русских народных инструментов; Плясовые наигрыши: «Барыня», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во кузнице» в исполнении русских народных инструментов; былинные наигрыши (гусли); Р. Щедрин. озорные частушки; А. Шнитке. Наигрыш; р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара); В. Агафонников, сл. З. Петровой. Музыкальные загадки; Г. Шпадэ-Глазырина. Веселый оркестр. Башкирские народные песни и наигрыши в исполнении Национального оркестра народных инструментов РБ; Башкирские народные песни: «Урал», «Игзаков»; башкирские плясовые (курай); Попурри на башкирские народные темы: «Старый Урал» и «#у4ыр 3алпа3» (курай, думбыра, кубыз); б.н.п. «Кара Юрга» (кыл-кубыз, курай); б.н.п. «Хатира» (кубыз); Баиты: «Баит о курае», «Наш Ишмулла», «Играй, курай!».А. Имаева, сл. Г. Юнусовой. Курай; б.н.п. «Дедушка» Обр. Х. Заимова; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Курай. Кубыз. Мандолина; Р. Хасанов. Мандолина. Музыка разных народов России и Башкортостана в исполнении лауреата Международного конкурса «Виртуоз- кубызист мира» Р. Загретдинова; Р. Сабитов. Маленькая симфония в народном стиле для камерного оркестра, двух кураев, кубыза и думбыры. Дополнительный материал: башкирский танец «Цветущий курай» и «Танец с кубызом» в исполнении Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова. Песни и инструментальные наигрыши народов России и Башкортостана в исполнении народных музыкальных инструментов и оркестров. Зрительный ряд: А. Васнецов «Гусляры»; Н. Рерих. «Боян»; Н. Голиков «Боян»; Р. Нурмухаметов. «Портрет И. Дильмухаметова», «Легенда о батыре. В родном ауле»; Танец – душа народа Танцы народов России и Башкортостана в исполнении Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева, хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной и Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова. Творческое содружество И. Моисеева и Ф. Гаскарова.   Праздники и обряды народов России Масленичные песни русского народа; Г. Гареева. Славим Науруз; А. Гречанинов, сл. А. Блока. Вербочки; Р. Глиэр, сл. А. Блока. Вербочки; Величальные березке, хороводы и другие; «На празднике «Воронья каша» (башкирская народная мелодия); Башкирская народная песня «Воронья каша». Обр. А. Кубагушева; Праздник «Кукушкин чай»; Н. Галиев. Сабантуй. М. Валеев. Сабантуй Н. Инякин. Сюита «Сабантуй» для оркестра русских народных инструментов; А. Габдрахманов. «Сабантуй» из сюиты «Башкирские танцы»; Р. Муртазин. Башкирские зарисовки. (3 часть. «Сабантуй»); Музыка народная, сл. М. Садри. Сабантуй; Л. Батыр-Булгари, сл. Г. Зайнашевой. Сабантуй; Зрительный ряд: Б. Кустодиев. «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье», «Троицын день»; А. Рублев. «Троица»; Г. Семирадский. «Ночь накануне Ивана Купалы»; изделия русских народных промыслов (Палех, Городец, Жостово и др.) с изображением народных праздников.   Обобщение: «Фестиваль дружбы» Г. Струве, сл. В. Степанова. Что мы родиной зовем; Б. Савельев, сл. Л. Жигалкиной. Большой хоровод; Ф. Абубакиров, сл. Р. Миннулина. Дружный хоровод; М. Коваль. Опера «Емельян Пугачев». Танцевальная сюита, символизирующая дружбу народов (русский, башкирский, татарский, марийский); Н. Сабитов, Х. Ахметов. Сюита на темы народов Поволжья: (1 ч. Русская; 2 ч. Марийская; 3 ч. Татарская; 4 ч. Башкирская); Д. Хасаншин. Фортепианный цикл «От Волги до Урала»: (1 ч. Башкирская лирическая; 2 ч. Танец на сабантуе; 3 ч. Татарская песня; 4 ч. Танец гостя из Марий Эл); Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. С нами, друг! В. Шаинской, сл. Е. Шевелевой. Уголок России; Разучивать и исполнять народные песни разных жанров. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам народов России. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.   Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Размышлять, рассуждать о многообразии музыкального фольклора народов Урала и Поволжья. Сравнивать разные жанры песен народов России, выявляя сходство и отличие. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и других народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе) и называтьимена выдающихся композиторов и исполнителей Урала и Поволжья. Знать народные обычаи, обряды, выявлять особенности народных праздников. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Исследовать историю создания народных музыкальных инструментов с использованием информационно-коммуникативных технологий. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.  
4 класс (34 ч.). Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ (34 ч.)  
Музыкально-культурная жизнь страны или континента. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. «Родина - природа - народ - ч




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1324 - | 936 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.