Лекции.Орг


Поиск:




РАЗДЕЛ Ш. «Социальная психология»




1. Социальная психология в системе научного знания»

1.1. Социальная психология как наука.

1. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками и отраслями пси­холо гии. Взаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами обусловлена двумя обстоятельствами. Первое – это логика развития науки вообще через дифференциацию отдельных ее отраслей. При этом каждая из отраслей научного знания отражала специфику “своего” видения и объяснения окружающего мира. Второе – это все возрастающая потребность общества в необходимости использования интегрированного знания многих отраслей науки. Таким образом, теснота связи социальной психологии с другими науками может быть прослежена с учетом таких аспектов, как: наличие общего объекта исследования;

-использование общих методов в решении теоретических и практических задач;

-взаимное использование некоторых объяснительных принципов в понимании природы социально-психологических явлений;

-привлечение фактов, “добытых” другими научными дисциплинами, которые помогают глубже понять факторы и специфику развития и проявлений социальной психологии человека.

2. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и обшей психологией. Социология и социальная психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношения­ми. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных – анкетированием и опросом. Например, социометрия, возникшая первоначально как психологическая теория общества (Дж. Морено) применяется одновременно и как социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

Относительная граница же социальной психологии с общей психологией затрагивает проблемы детерминации и проявления индивидуально-психологических качеств личности в условиях ее действия в реальных социальных группах.

Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются1:

1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологи­ческого, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодейст­вия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрами (где и когда происходит взаимодействие). Важнейшими социально-психологическими механизмами возникновения социальности, то есть свойств общности и взаимопонимания людей являются процессы подражания, внушения, заражения, убеждения.

3 .Виды социально-психологического знания.

1) Обыденное, житейское знание.

Отличительные особенности обыденного социально-психологического знания:

а) оно отражает индивидуальный опыт повседневной жизни человека, носит скорее единичный или групповой характер, являясь результатом обыденного обобщения внешнего, поверхностного, непосредственного;

б) имеет несистематизированный характер комплекса, набор фактов, случаев, догадок и интерпретаций с точки зрения “домашнего обихода”, “здравого смысла” и “общепринятых взглядов” по поводу механизмов социально-психологических явлений. (типа “лысый, в очках и шляпе – интеллигент” и т.п.);

в) “житейская психология”, ориентирована на обеспечение оптимальных взаимоотношений с людьми и внутреннего комфорта в рамках стихии жизни, не нуждаясь в экспериментальной проверке имеющихся представлений;

г) фиксируется в системе обыденного разговорного языка, выражающего общие представления и индивидуальную эмоционально-смысловую оболочку его слов.

2) Художественное знание.

Включает эстетические образы, фиксирующие типичные или уникальные формы человеческой психологии той или иной эпохи, социального слоя и т.п. в материале художественного произведения литературы, поэзии, живописи, скульптуры, музыки.

3) Философское знание.

Данный вид социально-психологического знания представляет собой морально-мировоззренческие рефлексивные обобщения и выполняет, кроме того, функцию методологии, то есть системы основополагающих принципов познания взаимоотношений человека и общества.

4) Эзотерическое (от греч. “внутренний”) знание.

Разновидностями данного вида социально-психологического знания являются религиозное, оккультно-мистическое, магическое (астрология, хиромантия и т.п.) знание.

5) Практико-методическое знание.

Являясь результатом экспериментального обобщения для заинтересован­ных пользователей, данный вид знания выступает, в основном, как процедурно-технологическое знание (“Hоу-хау”, или так называемое “Карнеги-знание”), представляющее готовый рецепт (алгоритм) для действий в определенных жизненных ситуациях.

6) Научное знание.

Основные его виды: научно-теоретическое и научно-экспериментальное знание. Научное знание – это логически непротиворечивая и экспериментально обоснованная система взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, описывающих социально-психологические явления, объясняющих их природу и прогнозирующих динамику, а также обосновывающих возможность управления ими

4.Закономерности социально-психологических явле­ний, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы.

Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

5. Ме­тодология и методы социальной психологии.

В современном научном знании термином “методология” обозначаются три различных уровня научного подхода.

1) Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует наиболее общие принципы, которые применяются в исследованиях. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

2) Частная (или специальная) методология — совокупность методологи­чес­ких принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это способ познания, адаптированный для более узкой сферы знания.

3) Методология – совокупность конкретных методических приемов исследования; чаще обозначается термином “методика”. Конкретные методики, применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Методы исследования и методы воздействия.

6 .Методы исследования и методы воздействия.

Можно разделить на два класса: методы исследования и методы воздействия. В свою очередь исследовательские методы делятся на методы сбора информации и методы ее обработки. Среди методов сбора информации необходимо назвать: наблюдение, изучение документов, опросы (анкеты, интервью), тесты (в том числе социометрия), эксперимент (лабораторный, естественный).

Существуют различные классификации и типологии со­циально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере социальной жизни, целесообразнее использовать следующую типологию. Методы:

1) феноменологизации и концептуализации;2) исследования и диагностики;3) обработки и интерпретации;

4) коррекции и терапии;5) мотивирования и управления;6) обучения и развития;7) конструирования и творчества.

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга за­дач. Так, например, чтобы научить использованию методов пси­хологии, необходимо, помимо применения собственно социаль­но-психологических методов обучения, знать наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особен­ности, доминирующий стиль деятельности и т.п. Для этого тре­буется применение методов исследования и диагностики, обра­ботки и интерпретации. Зная личностные особенности челове­ка, степень их соответствия целям и задачам обучения, мы, воз­можно, будем вынуждены как-то скорректировать эти особен­ности, а значит — использовать методы терапии и коррекции, а также методы мотивирования и управления. При этом может возникнуть необходимость создать среду общения и проявить творческую спонтанность в приложении указанных методов к реальной жизненной ситуации.

Наиболее распространенным видом психологического воздействия является социально-психологический тренинг. Он предполагает использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Среди различных видов социально-психологического тренинга наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основными методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра

7 .Объективные основания «двойственного» положения социальной пси­хологии.

Двойственный характер статуса социальной психологии. Данное положение, отражающее особенности

предмета социальной психологии как науки, закреплен в США, например, еще и организационно,

поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической, так и внутри Американской социологической ассоциаций В качестве экспериментальной дисциплины социальная психология подчиняется тем нормативам проверки гипотез, которые существуют для любых экспериментальных наук, где давно разработаны различные модели проверки гипотез. Однако, обладая чертами и гуманитарной дисциплины, социальная психология попадает в затруднения, связанные с этой ее характеристикой. Например, в социальной психологии существуют такие предметные области (большие группы, массовые процессы), где верификация просто невозможна. В этой своей части социальная психология сходна с большинством гуманитарных наук и, подобно им, должна утвердить право на существование своей глубокой специфики.

8.Основные точки зрения на предмет социальной психологии.

В ходе дискуссии о предмете социальной психологии высказывались различные точки зрения об ее роли и задачах. Так, Г.И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в рамках марксизма, и собственно психологию, которая должна оставаться экспериментальной наукой. К.Н. Корнилов вопреки Г.И. Челпанову предлагал сохранить единство психологии, распространив на поведение человека в коллективе метод реактологии. При этом коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии предлагалось считать измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.

Другой видный отечественный психолог П.П. Блонский одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. “Социальность” им рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и активность животных, поэтому предложение П.П. Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.

9. Предмет, проблемы и задачи социальной психологии.

Предмет социальной психологии – это структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями.

Г. Тэджфел рассматривает социальную психологию как дисциплину, изучающую “взаимодействие между социальным изменением и выбором”, а ее центральной проблемой считал отношения между человеком и изменением социальной среды. Взаимодействие с социальной средой – процесс коллективный, где индивидуальные решения опосредствуются системой социального взаимодействия. Само общество изменяется через взаимодейст­вие групп, в которые входит человек, и чьи социальные характеристики он учитывает и воплощает в процессе взаимодействия с другими людьми. В этом проявляется децентрированность в восприятии и мышлении отдельного человека относительно тех или иных событий, когда он мыслит с точки зрения норм и ценностей той общности, в которую включен, к которой принадлежит.

Основными задачами социальной психологии являются:

-исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.);

-выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;

-разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;

-непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.

10.Современные представления о предмете социальной психологии.

К социально-психологическим теориям, реализующим новый подход к пониманию образа социальной психологии, относятся культурологические концепции С.Московичи (“концепция социальных представлений”), Г. Тэджфела (“концепция межгрупповых отношений” и “теория социальной идентичности”), а также “этогенетический подход” Р.Харре.

Так, по мнению С. Московичи, основу социального процесса составляют отношения производства, обмена и потребления, складывающиеся между социальными субъектами, а общество выступает как система с особыми качествами, не сводимыми к сумме индивидуальных отношений, оторванных от их предметной опосредованности. Само общество им понимается довольно широко – как система социальных субъектов, самоопределяющихся (через формирование и коррекцию социальных представлений) относительно друг друга. Развитие общества связывается с присутствием социальных конфликтов, выступающих в качестве движущей силы социального процесса

По Г. Тэджфелу, логика социального поведения человека разворачивается с учетом существования двух полюсов межиндивидуального взаимодействия: чисто межличностное отношение – чисто межгрупповое. Чисто межличност­ного отношения практически не существует, зато межгрупповое отношение находит отражение в многочисленных примерах недифференцированного деления “мы” и “они” (например, солдаты двух воюющих сторон) Чем ближе ситуация взаимод-ия к межгрупповому полюсу континуума, тем больше вероятность более согласованных и единообразных действий членов группы по отношению к другой группе, а также больше склонность воспринимать членов другой группы как безликих ее представителей, то есть недифференцированно

Развитие общества видится Р. Харре как структурирование системы социального взаимодействия, усовершенствование экспрессивной системы, обеспечивающей возможность реализации индивидом норм “приличного поведения”. Тем самым, поведение человека регулируется не столько, заявлен­ным Р. Харре, главным мотивом, сколько принятыми в обществе правилами

11.Соотношение психологического и со­циологического знания.

В последнее время наметились критические тенденции в развитии социальной психологии. Одной из причин является наличие большого количества эмпирических данных, но одновременно их низкая эффективность в решении острых социальных проблем. Поэтому возрастает интерес к теории и по-новому встает вопрос соотношения теоретического и эмпирического уровней знания. Этот интерес обусловлен в первую очередь сложностью объекта исследования социальной психологии, отсутствием хорошо разработанных моделей теоретического знания, поскольку психология долго существовала в недрах философии. Отмечается, в частности, что “социальная психология поздно пришла в бизнес развития теории. Ни одна из ее теорий не есть теория в строгом смысле слова. Но теоретическая точка зрения стимулирует и ведет исследование, и поэтому разработка теорий – важнейшая задача социальной психологии” (Шоу и Констанцо).

Рождение и фактическое нахождение социальной психологии на стыке двух наук (психологии и социологии) обусловливают большое внимание к критериям, определяющим лицо науки, и к научным теориям. В этом плане различными учеными предлагаются следующие критерии:1)экономичность теории, то есть ее способность подчинить многие наблюдаемые отношения одному единственному принципу; 2)возможность теории использовать многочисленные переменные и принципы в различных комбинациях для предсказания явлений; 3)теория должна быть настолько простой, насколько это возможно; 4)экономичность в объяснении феноменов; теория не должна противоре­чить другим соотносящимся с ней теориям, которые имеют большую вероятность истинности; 5)теория должна давать такие интерпретации, чтобы можно было установить “мост” между ними и реальной жизнью; 6)теория должна служить не только цели исследования, но и общему прогрессу науки.

Утверждается, что выдвигаемые в социально-психологической практике гипотезы должны быть релевантными не столько теориям, сколько социальной практике, а основным методом проверки гипотезы должен стать эксперимент не лабораторный, а полевый. По-новому ставится вопрос и о социальной роли науки. В этом плане преодоление “нейтрального” положения исследователя на самом деле будет выражаться в непосредственном включении методологических основ, связанных с пониманием природы человека, общества и их взаимоотношений в контекст экспериментального исследования, что позволит получать не “очищенные” лабораторными условиями данные, а исследовать полидетерминированную социально-психологическую реальность.

12 .Социальное взаимодействие людей как объект социальной пси­хологии.

Важнейшей характеристикой жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия. Социальное взаимодействие людей побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями. Эти потребности удовлетворяются в pамках основных форм взаимодействия – общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом, то именно благодаря общению и совместной деятельности развиваются и совершенствуются условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности – большие и малые социальные группы. Особым типом взаимодействия является противодействие, борьба, социальные конфликты.

Человек является одновременно и продуктом, и активным участником, субъектом социального взаимодействия. Поэтому процесс осознания самого себя членом общества или какой-либо группы есть, фактически, процесс социального взаимодействия. Человек способен сам себя осудить или похвалить, в зависимости от ситуации заставить изменить свое поведение, побудить к совершению социальных действий – поступков или преступлений. В таком случае индивид является одновременно и субъектом, и объектом взаимодействия, которое принимает форму рефлексии – то есть осознания личностью себя как общественного существа- субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Рефлексия, по сути, это общение человека с самим собой (Гончаров А.И.).

Процессы социального взаимодействия сопровождаются возникновением особых явлений – различных состояний, свойств и образований, в которых отражаются особенности психики человека, его сознания и бессознательного как продуктов жизни индивида в обществе. Самое распространенное явление – это изменение индивидуальной психики в общении. В одной ситуации человек смел, агрессивен, в другой – труслив или застенчив. Иногда для такого изменения достаточно простого присутствия других, их наблюдения за действиями человека. Психологами было давно замечено, что при взаимодействии с другими людьми человек может выдерживать более сильные неприятные ощущения, например, болевые. Hа глазах у зрителей спортсмены показывают более высокие результаты (эффект “фасилитации” – облегчения).

13. Социально-психологические явления.

Социально-психологические явления – это ситуативные проявления личностью тех или иных свойств и качеств (бескорыстия или трусости, авторитарного стиля руководства или социальной пассивности). В этот же круг явлений входят и относительно стабильные, и динамичные особенности малой социальной группы – морально-психологический климат, уровень сплоченности, групповые настроения, традиции и т.п. Вместе с тем, оказывается, что индивидуальный вклад в совместную деятельность пропорционально уменьшается при увеличении числа участников. Причем, субъективно это может самими участниками и не осознаваться. Группа может заставить своего члена, избегающего конфликтов или позиции “белой вороны” изменить свою точку зрения даже на вполне очевидные вещи (эффект “конформности”). К подобным явлениям, сопровожда­ю­щим и, что важно отметить, регулирующим социальное взаимодействие, могут быть отнесены: процессы взаимовосприятия, взаимовлияния, взаимоотноше­ния различного типа – симпатия, антипатия, лидерство, слухи, мода, традиции, паника и т.д. Такие явления, сопровождающие человеческую жизнь, интуитивно или осознанно всегда учитывались людьми в целях более успешного общения и совместной деятельности. Эти феномены, возникающие в социальном взаимодействии, и называются социально-психологическими явлениями.

14 .Структура социальной психологии как науки

Структура социального представления включает три элемента:

информацию (сумма знаний о представляемом объекте);

поле представления (характеризует его содержание с качественной стороны);

установка субъекта по отношению к объекту представления.

Динамика социальных представлений (“объективизация”) включает ряд фаз:

персонификация (ассоциирование объекта представления с конкретными людьми);

образование “фигуративной схемы” представления – визуально-репрезентируемой ментальной конструкции;

“натурализация” (оперирование в обыденном сознании элементами “фигуративной схемы” как автономными сущностями)

15.Теорети­ческие и практические задачи социальной психологии.

Одними из сложных практических задач, стоящих перед социальной психологией, являются задачи: оптимизации личност­ных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей (например, учебных, производственных); улучшения планирования, организации, мотивирования и кон­троля совместной деятельности людей; повышения эффектив­ности обмена информацией (коммуникации) и принятия реше­ний. Для решения подобных задач социальные психологи раз­рабатывают различные методы мотивирования и управления, по­зволяющие побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Само сочетание слов “социальная психология” указывает на специфическое место, которое она занимает в системе других наук. История формирования социальной психологии тесно связана с потребностью объяснения такого класса фактов, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук. В ходе развития социально-психологической практики происходило уточнение и предмета науки. Его понимание различными авторами исходило из понимания места социальной психологии в системе научного знания, а также круга, решаемых практических задач. Все разнообразие дискуссионных взглядов можно представить в виде следующих позиций:

социальная психология – часть социологии (основной акцент делается на необходимости изучения массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии – нравов, традиций, обычаев и т.д.);

социальная психология – часть психологии (главный предмет исследования – личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения);

социальная психология – это наука на стыке психологии и социологии, причем пограничной областью социальной психологии с социологией является изучение проблем массовой коммуникации, общественного мнения, социологии личности.

 

 

0 Этапы развития социально-психологических знаний.

1. Описательный этап развития социальной психологии (до сер. XIX века)

На этом этапе происходит постепенное накопление социально-психологических знаний в рамках философии с попытками определить детерминанты человеческого поведения и развития личности в обществе. Так, в древневосточном учении даосизме утверждалось, что человеческое поведение предопределяется законом “дао”. Путь человека определен судьбой, поэтому главное для человека – вырабатывать спокойствие и достойно подчиняться судьбе, осуществляя личностный рост. В работах Конфуция, Сунь-цзы, Мо-цзы рассматриваются проблемы врожденности или приобретенности различных социально-психологических свойств.

В античной философии можно выделить две линии анализа соотношения человека и общества. Линию социоцентризма и линию эгоцентризма. Линия социоцентризма представлена, например, в произведениях Платона (диалоги “Государство” и “Законы”), где он высказал “коллективистское”, общественно-центристское суждение: общество – это независимая переменная, а индивид – зависимая от него переменная величина. Социум, таким образом, стоит над индивидом. Точка зрения Платона об иррациональном поведении масс как явлении стала впоследствии достаточно распространенной в зарубежной социальной психологии.

Представителями линии эгоцентризма индивид рассматривался как источник всех социальных форм, поскольку в нем заложены все соответствующие тенденции. Аристотель, например, в своем трактате “О политике” говорил о том, что человек по природе своей – животное политическое, а общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза.

В средние века и эпоху Возрождения индивидуализм развивался в рамках христианства. При этом изучались вопросы: что движет человеком, чему подчинено возникновение и образование внутренней структуры общества. Продолжение темы находит отражение во взглядах представителей науки эпохи Возрождения. Т. Гоббс (“Левиафан”,1651) видит эту движущую силу в стремлении человека к власти и личной выгоде.

Адам Смит называл движущими силами хозяйственной и общественной жизни “симпатию” и стремление к удовлетворению собственных интересов. Подчеркивая одновременно роль социального окружения, он задолго до современных исследователей писал (“Теория моральных чувств, 1752), что отношение индивида к себе, его самооценка зависят от зеркала, функцию которого выполняет общество.

Социоцентризм находит выражение в представлениях Н. Макиавелли, Дж. Вико, П.Ж. Прудона и других авторов. Так, согласно взглядам Н. Макиа­велли, общество, подчиняющее индивида, рассматривается как некий социальный механизм (“организм”), регулирующий социальную активность индивида. Ряд вопросов, касающихся определения места и роли психологии личности в жизни общества, поставил Гельвеций. В своих работах “Об уме” и “О человеке” он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человека, а также роль сознания и страстей, потребностей, желаний индивида в развитии общества.

В работах немецкого философа Гегеля можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению исторического процесса в целом и его отдельных этапов. Он рассматривал смену характеров людей в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. В свою очередь, особенности таких устойчивых образований, как религия и государство оказываются следствием тех или иных изменений в особом психологическом образовании – “духе народа”.

 

2. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии, социологии и общей психологии. Описательный этап развития социальной психологии (до сер. XIX века) На этом этапе происходит постепенное накопление социально-психологических знаний в рамках философии с попытками определить детерминанты человеческого поведения и развития личности в обществе (смотри ответ первый)

3. Общественные, научные и идеологические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.

Потребность в возникновении социальной психологии проявила себя в развитии двух наук, которые считаются непосредственными родителями социальной психологии, – социологии и психологии. Характерно, что определяющим направлением психологии стала психология индивида. Однако требовался новый подход в объяснении человеческого поведения, не сводимый к детерминации его индивидуально-психологическими факторами. Социология выделилась в самостоятельную науку в середине XIX в. Ее родоначальником считается французский философ Огюст Конт. Социология с самого начала стремилась строить объяснение социальных фактов, обращаясь к законам психологии, видя в специфике общественных явлений психологическое начало вдальнейшем оформляется особое психологическое направление в социологии (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), сводящее законы социального к законам коллективной психики. Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.

Таким образом, можно выделить два фактора, способствующих возникновению первых социально-психологических учений:

а) развитие общества (политической, экономической, социальной, духовной сфер);

б) логика развития науки.

 

4. Социально-психологическое содержание концепций "психологии народов" (М-Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт), "психологии масс" (Г.Лебон, Г.Тард, С. Сигеле) и "теории инстинктов социального поведения" (У. Мак-Дауголл).

60-е гг.xix в.-20-е гг.xx этап становления соц. псих.знания

Данный этап характеризуется появлением первых социально-психологических теорий, таких как “психология народов” М.Лацаруса и Г.Штейнталя, “психология масс” Г.Лебона и С.Сигеле, теория “инстинктов социального поведения” У.Мак-Дауголла. К этому времени (середина XIX в.) можно наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющим непосредственное отношение к общественной жизни общества. Большое развитие получило языкознание, необходимость чего была вызвана теми процессами, которые происходили в капиталистической Европе – бурное развитие капитализма, умножение экономических связей между государствами, что вызывало к жизни огромную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и, соответственно, проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Своими силами языкознание не могло решить эту проблему.

Психология народов – теория, утверждающая, что главная сила истории, – народ или “дух целого”, который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д., а индивидуальное сознание есть лишь его продукт. Данная теория сложилась в середине XIX в. в Германии. Теоретическими источниками ее возникновения явились учение Гегеля о “народном духе” и идеалистическая психология Гербарта.

Непосредственными создателями психологии народов явились философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). Они утверждали, что существует некая сверхиндивидуальная душа, подчиненная сверхиндивиду­альной целостности. Эту целостность представляет народ или нация. Душа индивида является ее несамостоятельной частью, то есть она причастна к народной душе. В качестве программы и задачи психологии народов в своей статье “Вводные рассуждения о психологии народов” (1859) авторы предлагали “познать психологически сущность духа народа и его деяния, открыть законы, по которым... протекает... духовная деятельность народа... а также основы возникновения, развития и исчезновения специфических черт, свойственных народу”.

Психология масс – теория, объясняющая причины изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием психологических механизмов подражания и заражения. Данная теория решала вопрос о взаимоотношении личности и общества с “индивидуалистических” позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Тард, занимаясь исследованием различных явлений, натолкнулся на следующую трудность: эти явления не могли быть удовлетворительно объяснены в рамках интеллектуалистических воззрений академической психологии. Поэтому он обратил внимание на аффективные (иррациональные) элементы социального поведения людей, которые до того времени не были предметом изучения. На создателей “психологии масс” оказали влияние два положения работы Тарда (“Законы подражания”, 1890), а именно мысль о роли подражания и внушения и иррационализм в объяснении социального поведения. Феномены, наблюдаемые Тардом, касались в основном поведения человека в толпе, в массе. В психологии под толпой понимается бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Теория инстинктов социального поведения (или “гормическая теория”). Основатель теории – английский психолог Уияльям Мак-Дауголл (1871-1938). Работа Мак-Дауголла “Введение в социальную психологию” вышла в 1908 г. – этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Следует отметить, что в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса “Социальная психология”. Однако за одиннадцать лет до этого были опубликованы “Исследования по социальной психологии” (1897) Дж. Болдуина, которые также могли бы претендовать на “звание” первого систематического руководства по социальной психологии.

Мак-Дауголл в своем “Введении” ставил целью систематическое исследование движущих сил, которым должно подчиняться поведение человека, особенно его социальное поведение. По его мнению, общей причиной социального поведения выступает стремление человека к цели (“гормэ”), которая реализуется в качестве инстинктов”, имеющих врожденный характер.

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения – наличия наследствен­но закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (рецептивной, воспринимающей) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления, центральной части (эмоциональной), благодаря которой мы испытываем эмоциональное возбуждение при восприятии, и эфферентной (двигательной) части, которая обуславливает характер нашей реакции на эти предметы и явления.

Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Мак-Дауголл перечислил шесть пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх;инстинкт бегства и чувство самосохранения;инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;инстинкт приобретения и чувство собственности;инстинкт строительства и чувство созидания;стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Из инстинктов, по его мнению, выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, общественные процессы (в первую очередь война)

 

5. Экспериментальный этап развития социальной психологии (конец XX- нач. XX вв.)

Данный этап характеризуется попытками выяснения отношения социально-психологических явлений к эксперименту, накоплением большого количества фактов. В свою очередь, в нем можно выделить следующие периоды:

1) безраздельное господство эксперимента (20 – 40-е гг.);

2) попытки пропорционального развития теоретического и эксперименталь­ного знания (50-е гг. по настоящее время).

Первый период. В начале ХХ в. социальная психология постепенно превращается в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Меде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие она получает в США, где она с самого начала была ориентированна на прикладное знание, на решение определенных социальных задач, в результате чего она прямо связала свою судьбу с интересами таких институтов, как бизнес, администрация, армия, пропаганда. Востребованные в каждой из этих сфер рекомендации социальной психологии относительно “человеческого фактора” стимулировали прагматическую ориентацию данной науки.

Второй период рассматриваемого этапа развития социальной психологии совпадает с периодом, наступившим после окончания второй мировой войны. Общая тенденция характеризуется попытками социальных психологов нахождения оптимального соотношения теории и эксперимента. Вместе с тем, большинство теорий, возникших в социальной психологии после К. Левина, довольно единодушно называют теориями “среднего ранга”. Если в классический период развития науки школа практически совпадала с теорией, то отказ социальных психологов от общих теорий по новому ставит вопрос о традиционном делении социальной психологии на “школы”.

 

6. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы XX века

В 20-30-е гг. развитие отечественной социальной психологии сопровождалось разработкой теоретических проблем психологии в целом, основанной на перестройке ее философских оснований. В ходе дискуссии о предмете социальной психологии высказывались различные точки зрения об ее роли и задачах. Так, Г.И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в рамках марксизма, и собственно психологию, которая должна оставаться экспериментальной наукой. К.Н. Корнилов вопреки Г.И. Челпанову предлагал сохранить единство психологии, распространив на поведение человека в коллективе метод реактологии. При этом коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии предлагалось считать измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.

Другой видный отечественный психолог П.П. Блонский одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. “Социальность” им рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и активность животных, поэтому предложение П.П. Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.

 

7. История развития социально-психологических идей в России.

В развитии отечественной социальной психологии конца XIX в. большая роль принадлежит Н.К. Михайловскому. Его неоспоримая заслуга – в постановке проблемы необходимости разработки особой науки (коллективной, массовой психологии), призванной исследовать массовую психологию, ее роль и место в социальных движениях. Михайловский всячески подчеркивал роль психологического фактора в историческом процессе, а в связи с этим и роль коллективной психологии в изучении массовых движений (прежде всего – крестьянского движения). Одной из проблем, рассматриваемых Н.К. Михайловским, была проблема соотношения толпы и героя (лидера). Естественно, данный вопрос имел и вполне определенный социальный контекст для своего рассмотрения. В воспроизводстве определенных форм социального поведения значительное место, по мнению Н.К. Михайловского, принадлежит подражанию как механизму массового поведения. Он различал внешние факторы подражания (поведение, пример другого человека) и внутренние (скудость, бедность внутреннего мира индивида, внушаемость, слабость воли, неспособность сознательного самоконтроля).

8. Первые эксперименты по изучению влияния группы на деятельность личности.

В качестве первых вех развития экспериментальной социальной психологии можно выделить:

первый шаг социальной психологии в лаборатории – исследование Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации (1897);

первый шаг в “поле” – исследование Е. Старбака “Психология религии” (1899);

первая работа прикладного характера – работа Г. Джейла о психологии рекламы (1900).

Серию блестящих экспериментальных исследований провел в 30-40‑х гг. со своими сотрудниками Курт Левин, эмигрировавший в 1933 г. из Германии, в основанном им Центре по изучению групповой динамики при Массачусетском университете.

 

 

9. Проблемы социальной психологии в "коллективной рефлексологии" В.М.Бехтерева. Л.С. Выготский о соотношении "социальной" и "коллективной" психологии.

С предложением создать особую науку рефлексологию выступал выдающийся физиолог В.М. Бехтерев. Рефлексология – естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в России, связанное с деятельностью В.М. Бехтерева и его сотрудников и близкое по своей сути к бихевиоризму. Решением социально-психологических проблем, по мнению В.М. Бехтерева, должна заниматься определенная отрасль рефлексологии. Эту отрасль он назвал “коллективной рефлексологией”, а предметом ее изучения считал поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Преодоление субъективистской социальной психологии он видел в том, что все проблемы коллективов понимались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). В ряде своих экспериментальных исследований В.М. Бехтерев установил (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым), что группа способствует более продуктивной деятельности, влияя на индивидуальную психику ее членов. Однако в данном подходе, хотя и утверждалась мысль о возникновении качественно иных явлений в коллективе, а личность объявлялась продуктом общества, но в основу рассмотрения этой личности и ее поведения были положены все-таки биологические особенности, а групповая психология мыслилась производной от индивидуальной.

В ходе дальнейшего развития отечественной психологии в качестве теоретических предпосылок формирования социально-психологической практики выступили идеи о культурно-исторической детерминации психики, опосредованности индивидуальной психики условиями пребывания в коллективе (Л.С. Выготский), единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Однако реальное воплощение этих принципов в практику исследований было затруднено особенностями общественно-политической обстановки тех лет

10. Современное состояние и проблематика социальной психологии в России.

В настоящее время особенностями отечественной социальной психологии является рассмотрение проблем личности, группы, общения на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью, при условии, что указанная деятельность опосредствует всю систему внутригрупповых процессов.

1.2.Направления я школы современной социальной психологии.

 

1. Динамическая теория группового функционирования (В.Байон).

Теория представляет собой попытку интерпретации параметров группы и механизмов ее функционирования по аналогии с психологическими характеристиками индивида. Материалом для наблюдения послужили терапевтические группы. Утверждается, что группа – это макровариант индивида, поэтому социально-психологический анализ возможен по тем же критериям, что и изучение отдельной личности (потребности, мотивы, цели и т.п.).

Группа, по мнению Байона, представлена в двух планах:

а) выполнение группой какой-либо задачи (осознанные действия членов группы);

б) групповая культура (нормы, санкции, мнения, установки и т.п.) как результат неосознаваемых вкладов членов группы.Между этими двумя уровнями групповой жизни – рациональным (или сознательным) и иррациональным (бессознательным) – неизбежны конфликты, приводящие в действие “коллективные защитные механизмы”, которые опять же интерпретируются по аналогии с индивидуальными механизмами защиты в психоаналитической интерпретации.

2. Интеракционистская ориентация в социальной психологии.

 

Общая характеристика направления:

а) основной отправной пункт для анализа – не индивид, а процесс социального взаимодействия людей, средства его осуществления и регулирования; б) тесная связь с когнитивистскими теориями и социологией;в) ключевые понятия – “интеракция” и “роль”; д) основной теоретический источник – социально-психологические концепции Джорджа Мида – американского философа, социолога и социального психолога.

Основные направления: 1) символический интеракционизм;2) ролевые теории;3) теории референтной группы.

 

3. Когнитивистская ориентация в социальной психологии.

Основные проблемы и теоретические основы когнитивного подхода в социальной психологии. Когнитивная психология возникла в середине 60‑х гг. в США и была направлена против бихевиористской трактовки поведения чело­века, игнорирующей роль познавательных процессов и познавательного развития.

Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Данные структуры (аттитюды, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация). В рамках когнитивистского подхода изучаются следующие проблемы:

а) социальной перцепции;

б) аттракции (эмоциональное переживание другого);

в) формирование и изменение аттитюдов. Аттитюд – социальная установка, предполагающая готовность субъекта к тому или иному образу и типу действий, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного социального объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности, ее зависимость от ориентации на ценности группы.

Теоретическими источниками когнитивной психологии выступают гештальтпсихология и теория поля К. Левина. От гештальтпсихологии приняты следующие идеи:

а) целостного образа – утверждение изначально целостного характера восприятия;

б) категоризации образов – отнесение объекта к определенному классу явлений исходя из особенностей имеющихся когнитивных структур, отражающих специфику индивидуального познания мира и личный опыт человека;

в) изоморфизма – утверждение существования структурного подобия между физическими и психологическими процессами;

г) господства “хороших фигур” – “стремление” восприятия замыкать, достраивать отдельные элементы до целостной (или симметричной) фигуры;

д) ассимиляции и контраста – восприятие образа на основе категоризации, то есть отнесения к определенному классу и сравнения его качеств под углом зрения отличия или сходства с типичными качествами объектов данной общности (категории);

е) имманентной динамики гештальта – утверждение того, что переструктурирование когнитивных структур происходит в связи с изменением воспринимаемой ситуации, что приводит к их взаимосоответствию

4. Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда.

Данный подход не опирается на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям:

а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостности;

б) важнейшим элементом целостной организации поведения является познание (cognition);

в) перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение – как процесс когнитивной реорганизации.

С. Аш, сосредоточив свои усилия на исследовании проблем социальной перцепции, утверждает, что восприятие человеком окружающей социальной действительности избирательно зависит от предшествующего знания. То есть тенденция к “перцептивной интеграции” (соединения нового и старого знания) реализуется с учетом возможности обеспечения непротиворечивости когнитив­ной организации. Причем при построении человеком образа какого-нибудь объекта идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах. Этот вывод был сделан на основании эксперимента, в котором двум группам испытуемых предлагались 7 прилагательных, относящихся якобы к одному лицу, причем последние прилагательные были для двух групп разные: “теплый” и “холодный”. Затем участникам групп было предложено 18 черт характера, из которых нужно было выбрать те, которые, на их взгляд, характеризовали бы данного человека. В результате набор этих черт оказался – в зависимости от принадлежности к определенной группе – совершенно разный и указывал на тенденцию построения конфигурации черт вокруг слов “теплый” или “холодный”. Данные характеристики и обусловили тот самый контекст восприятия, в котором они занимали центральное место, задавая в целом определенную тенденцию объединения воспринимаемых характеристик в организованную смысловую систему.

В другом эксперименте был выявлен феномен “социальной поддержки”, когда в конфликтной для испытуемого ситуации высказывание только одного суждения в его поддержку резко повышало его устойчивость в отстаивании своего мнения.

В целом для когнитивного подхода в социальной психологии свойственно следующее:

главным источником данных и детерминирующим фактором человеческого поведения являются когнитивные процессы и образования (знание, понимание, суждения и т.п.);

исходя из понимания поведения и познания человека как целостных (молярных) процессов ориентированы общие схемы исследования данных явлений;

качественная интерпретация диссонантных состояний и прогноз поведе­ния индивида в большинстве случаев трактуется с опорой на психологию людей, выступающую одновременно и объяснительным принципом, и своеобразной нормой для сравнения с ней реального поведения испытуемых

 

 

5. Необихевиористская ориентация в социальной психологии.

Необихевиористская ориентация в социальной психологии представляет собой экстраполяцию принципов традиционного бихевиоризма и необихевио­риз­ма на новый круг объектов. Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в психологии, главным предметом изучения которого является поведение, понимаемое как совокупность отношений “стимул – реакция”. Необихевиоризм – направление в психологии, пришедшее на смену бихевиоризма в 30-е гг. XX в. Характеризуется признанием активной роли психических состояний в управлении поведением. Представлен в учениях американских психологов Э. Толмена, К. Халла, Б. Скиннера.

Необихевиористская ориентация в социальной психологии опирается на неопозитивистский методологический комплекс, который включает следующие принципы: 1) абсолютизация стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках;2) принципы верификации (или фальсификации) и операционализма;3) натурализм как игнорирование специфики поведения человека;4) негативное отношение к теории и абсолютизация эмпирического описания;5) принципиальный разрыв связей с философией.Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Научение представляется как установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его

Существуют две тенденции в области необихевиористского подхода в социальной психологии: оперантный подход, делающий акцент на подкрепление наиболее успешных действий (Оперантное обусловливание) как основной механизм формирования и модификации поведения, и медиаторный, продолжающий линию традиционного бихевиоризма, усматривающего механизм научения в закреплении необходимой связи между стимулами и реакциями (табл. 3). Оперантное обусловливание – вид научения, осуществляемого за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы. Понятие оперантного обусловливания предложено американским психологом Э. Торндайком и разработано Б. Скиннером.

Важными категориями для необихевиоризма в социальной психологии, объясняющими механизмы поведения человека, выступают:1)генерализация (обобщение) – тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с другим, новым, но похожим стимулом; 2)дискриминация (дифференциация) – способность индивида различать нужный стимул среди других и реагировать именно на него; 3) подкрепление (позитивное и негативное) – действия экспериментатора (других людей), приводящие к наблюдаемым изменениям во внешних реакциях индивида.

Основными теориями необихевиоризма в социальной психологии являются: теория агрессии и подражания, теория диадического взаимодейст­вия, теория социального обмена

6. Ролевые теории.

Представители ролевой теории: Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.

Главная категория – “социальная роль”, то есть совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. Роль определяется как динамический аспект статуса. Статус – это “набор ролевых ожиданий” в отношении члена группы, которые подразделяются на “ожидания-права” и “ожидания-обязанности” индивида при исполнении им роли. Когда индивид осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса, он исполняет соответствующую роль (Р. Линтон).

В понимании роли выделяются следующие аспекты: а) роль как система ожиданий в обществе относительно поведения индивида;б) роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к своему поведению во взаимодействии с другими;в) роль как наблюдаемое поведение индивида.

Существуют виды ролей: а) конвенциональные, формальные (в отношении них в обществе есть четкие общепринятые представления) и межличностные, неформальные (в отношении них нет единых представлений);б) предписанные (внешне заданные, не зависящие от усилий индивида) и достигнутые благодаря усилиям индивида;в) активные (исполняемые в данный момент) и латентные (потенциаль­ные).

Кроме того, роли могут отличаться в зависимости от интенсивности их исполнения человеком, от степени его включенности в роль (от нулевой до максимальной включенности).Восприятие и исполнение индивидом роли зависит от следующих условий: а) знание роли;б) умение выполнять роль;в) интериоризация выполняемой роли.Когда индивид не в состоянии выполнять предъявленные ролью требования возникает ситуация ролевого конфликта. Выделяются конфликты двух типов:

1) межролевые конфликты – конфликт, возникающий тогда, когда индивид вынужден выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей;2) внутриролевые конфликты – конфликт, когда требования, предъявляемые к носителям одной роли, вступают в противоречие в разных социальных группах.

Острота ролевого конфликта определяется двумя факторами: а) чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызывать; б) степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать ролевой конфликт.

Характер действий человека по преодолению ролевой напряженности – то есть состояния индивида в ситуации межролевого конфликта – ставится в зависимость от следующих обстоятельств:

а) субъективное отношение к роли ее исполнителя; б) санкции, применяемые за исполнение или неисполнение роли;

в) тип ориентации исполнителя роли (ориентация на моральные ценности; прагматическая ориентация).

Исходя из этих факторов можно предсказать, какой способ решения конфликта предпочтет исполнитель роли.

Представитель “ролевого” направления – Э. Гоффман в работе “Человек в повседневном поведении” (1959) – выдвинул концепцию “социальной драматургии”, где проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать свое поведение в соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе более благоприятное впечатление. Для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информацию друг о друге, средствами которой выступают: внешность; предыдущий опыт взаимодействия; слова и дела партнера (может управлять ими, создавая свой имидж).

 

 

7. Символический интеракционизм.

Теория символического интеракционизма – теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики.

Представители символического интеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. – уделяют особое внимание проблемам “символической коммуникации” (общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов).

Наиболее значимым трудом в области символического интеракционизма является работа Мида Джорджа Герберта (1863-1931) “Сознание, личность и общество” (1934г.). Дж. Мид – американский философ, социолог, социальный психолог, выражал идеи прагматизма, полагал, что человеческое “Я” имеет социальную природу и формируется в ходе социального взаимодействия.

Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического интеракционизма, изложенные Дж. Мидом: а) личность – продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом “символами”, вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован ) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя глазами другого; в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа “обобщенного другого”. “Обобщенный другой” – понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны; г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами: структурой личности, ролью и референтной группой.

Структура личности включает три компонента:

“I” (Я) – импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него;

“Me” (меня) – нормативное “Я”, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего “обобщенного другого” и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции;

“Self” (самость) – совокупность импульсивного и нормативного “Я”, их активное взаимодействие.В символическом интеракционизме выделяются две школы – Чикагская (Г. Блумер) и Айовская (М. Кун).

Г. Блумер – представитель Чикагской школы символического интеракционизма. Выступал против эмпирического подтверждения выводов Д. Мида, утверждая, что для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь описательные методы, так как выражение личностью своих отношений и состояний складывается всякий раз различным образом. Считал, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным “Я” и нормативным “Я”, постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей. Вследствие того, что социальные установки человека постоянно изменяются, то делается вывод, что поведение можно объяснить, но нельзя предсказать. Ролевое поведение – это поисковый, динамичный и творческий процесс (делание роли).

М. Кун (Айовская школа) – автор “теории самооценки личности”. Утверждал, что поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку личности, мы можем предсказать поведение этой личности. Ролевое поведение трактуется как “исполнение”, “проигрывание”, “принятие” роли, что исключает его творческий характер.

М. Кун вводит следующее операциональное определение личности: “Операционально сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос: “Кто я такой?”, обращенный к самому себе, или на вопрос: “Кто Вы такой?”, обращенный к нему другим лицом”. Полученные в ходе проведенного исследования ответы испытуемых на этот вопрос были разделены на две категории:

а) характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин);

б) относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий, счастливый).

Из полученных ответов подавляющая часть относилась к первой категории, что означает большую значимость ролевых позиций для личности.

8. Социально-психологические аспекты психоаналитических интерпретаций личности и групповых процессов.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии как другие направления, в частности бихевиоризм и интеракционизм.

Функцию общетеоретической основы данного направления психоанализ выполняет лишь отчасти. Речь идет скорее всего об использовании в ходе социально-психологических исследований отдельных положений психоанали­за, предполагающем перенесение схемы индивидуального развития человека на социальный контекст.

Психоанализ – учение, признающее особую роль бессознательного в динамике развития личности. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний. Фрейдизм – учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда, кроме психоанализа, содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.

В дальнейшем на базе психоанализа возникает неофрейдизм, взгляды представителей которого, в отличие от З. Фрейда, связаны с признанием существенной роли общества в формировании личности и с отказом от рассмотрения органических потребностей как единственной основы социального человеческого поведения.

Примерами теорий, непосредственно использующих идеи классического психоанализа, являются теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В них предпринимается попытка рассмотрения процессов, происходящих в группе, что расширяет область исследуемых





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

888 - | 795 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.