Год | Число школ | Число учащихся |
11 433 |
Не станем фиксировать внимание на материальной стороне дела. Понятно, что большинство школьных зданий не имело элементарных удобств, нередко дети размещались в малоприспособленных помещениях, остро стоял вопрос технического оснащения классов и трудовых мастерских. Но всё это можно считать временными издержками. Следует признать повсеместную положительную динамику в осуществлении всеобуча детей и подростков с нарушением слуха. Наркомпрос следил за тем, чтобы «линия партии» в деле обучения детей-инвалидов не нарушалась, пресекая «новаторские инициативы», возникавшие на местах по экономическим мотивам. Так, дабы прекратить практику объединения разных категорий учащихся в одно учреждение, в начале 1930 г. Наркомпрос издаёт приказ «О запрещении переброски и слияния школ для глухонемых и слепых детей и подростков» Высший руководящий орган искренне озабочен качеством образования детей с недостатками физического и умственного развития, на протяжении того же 1930 г. в Бюллетене Наркомпроса РСФСР публикуются распоряжения: «О создании общественного внимания вокруг учреждений для физически дефективных и умственно отсталых детей и подростков», «О подготовке к новому учебному году школ для глухонемых и слепых детей», «О предоставлении материала об итогах смотра школ для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков», «О подготовке ко II Всероссийской конференции школьных работников с глухонемыми» и «О подготовке ко II Всероссийской конференции школьных работников со слепыми». В 1932 г. следует новая волна решений: «О предоставлении материалов по всеобучу дефективных», «О расширении сети школ для физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков на 1932 г.», инструктивное письмо «Об организации краткосрочных курсов по подготовке педагогов-дефектологов на 1932 г.». Сопоставив статистические данные, приведённые в таблице 4, с перечисленными документами, можно видеть, как политическая воля государства реализуется исполнительными органами в центре и на местах.
Расширение сети специальных школ происходило повсеместно, в том числе и в союзных республиках. Наиболее успешно дело обстояло в Украинской ССР, по охвату глухих всеобучем Киев и Харьков не уступали Москве и Ленинграду. На начало 1932/33 учебного года в Украинской ССР действовало 24 учебных заведения для глухонемых детей, в том числе 18 школ-интернатов, кроме того, в трёх городах при общеобразовательных школах действовали 3 группы по 10 глухих учащихся в каждой. Всего школьным обучением на Украине было охвачено 14 445 детей с нарушением слуха.
Менее благополучно развивались события в Белорусской ССР. Некогда на этой территории существовали приют, основанный в Минске в 1888 г., и школа в Витебске (1895). На начало 1932/33 учебного года республика обходилась единственной школой на 140 учащихся. Не преуспели в организации всеобуча глухих республики Закавказья и Средней Азии. Грузинская ССР довольствовалась одним учебным заведением, открытым в Тбилиси ещё до революции. В 1929 г. школа для глухих появляется в Ташкенте (Узбекская ССР), в 1931 г. — в Ереване (Армянская ССР), в 1934 г. году во Фрунзе (Киргизская ССР). В 1935 г. в Баку (Азербайджанская ССР) в новом, специально построенном здании открывается школа на 22 класса, обучение велось на родном для детей азербайджанском языке. Примерно в те же годы в республике была предпринята попытка организовать индивидуальное обучение глухих детей на дому.
Вне всякого сомнения, успехи школьного строительства не были бы столь внушительными, не приди на помощь Нарком- просу Всероссийское общество глухонемых (ВОГ). Общество было создано волею участников Всероссийского совещания глухонемых, состоявшегося в Москве по инициативе Московского и Петроградского комитетов глухонемых в сентябре 1926 г. Последующая история ВОГ позволяет понять, каких результатов в деле образования инвалидов удаётся достичь при условии объединения усилий государственных структур и общественных инициатив.