Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


÷вет и цветовое воздействие




»ќ’јЌ≈— »““≈Ќ

Ђќ—Ќќ¬џ ÷¬≈“јї

—одержание:

  1. ‘изика цвета
  2. ÷вет и цветовое воздействие
  3. ÷ветова€ гармони€
  4. —убъективное отношение к цвету
  5. ÷ветовое конструирование
  6. ƒвенадцатичастный цветовой круг
  7. —емь типов контрастов
  8.  онтраст цветовых сопоставлений
  9.  онтраст светлого и темного
  10.  онтраст холодного и теплого
  11.  онтраст дополнительных цветов
  12. —имультанный контраст
  13.  онтраст цветового насыщени€
  14.  онтраст цветового распространени€
  15. —мешение цветов
  16. ÷ветовой шар
  17. —озвучие шести цветов
  18. ‘орма и цвет
  19. ѕространственное воздействие цвета
  20. “еори€ цветовых впечатлений
  21. “еори€ цветовой выразительности
  22.  омпозици€

 

‘изика цвета

 

 

¬ 1676 году сэр »саак Ќьютон с помощью трЄхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. ѕодобный спектр содержал все цвета за исклю≠чением пурпурного. Ќьютон ставил свой опыт следующим образом (рис. 1):

солнечный свет пропускалс€ через узкую щель и падал на призму. ¬ призме луч белого цвета расслаивалс€ на отдельные спектральные цвета. –азложенный таким об≠разом он направл€лс€ затем на экран, где возникало изображение спектра. Ќепрерывна€ цветна€ лента на≠чиналась с красного цвета и через оранжевый, жЄлтый, зелЄный, синий кончалась фиолетовым. ≈сли это изоб≠ражение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Ёти цвета получаютс€ из солнечного луча с помощью преломлени€. —уществуют и другие физические пути образовани€ цвета, например, св€занные с процессами интерференции, дифракции, пол€ризации и флуорес≠ценции.

≈сли мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жЄлтую и зелЄно-сине-фиолетовую,

–ис.1 и соберЄм каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. ƒва цвета, объединение которых даЄт белый цвет, назы≠ваютс€ дополнительными цветами. ≈сли мы удалим из спектра один цвет, например, зелЄ≠ный, и посредством линзы соберЄм оставшиес€ цвета Ч красный, оранжевый, жЄлтый, синий и фиолетовый, Ч то полученный нами смешанный цвет окажетс€ крас≠ным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалЄнному нами зелЄному. ≈сли мы удалим жЄлтый цвет, Ч то оставшиес€ цвета - красный, оранжевый, зе≠лЄный, синий и фиолетовый Ч дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жЄлтому.  аждый цвет €вл€етс€ дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. ¬ смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составл€ющие. ¬ этом отношении глаз отличаетс€ от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. –азличные цвета создаютс€ световыми волнами, которые представл€ют собой определЄнный род электро≠магнитной энергии.

„еловеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон:

1 микрон или 1 т = 1/1000 мм = 1/1 000000 м. 1 миллимикрон или 1 мт = 1/1 000 000 мм.ƒлина волн, соответствующа€ отдельным цветам спект≠ра, и соответствующие частоты (число колебаний в се≠кунду) дл€ каждого призматического цвета имеют сле≠дующие характеристики;

ƒлина волны „астота колебаний в н/м в секунду

÷вет

 расный 800 - 650 400 - 470 млрд. ќранжевый 640 - 590 470 - 520 млрд.

∆Єлтый 580 - 550

520- 590 млрд. 590-650 млрд. 650-700 млрд. 700 - 760 млрд. 760 - 800 млрд.

«елЄный 530 - 490

√олубой 480 - 460

—иний 450 - 440

‘иолетовый 430 - 390

ќтношение частот красного и фиолетового цвета при≠близительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкаль≠ной октаве.

 аждый цвет спектра характеризуетс€ своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. —ветовые волны сами по себе не имеют цвета. ÷вет возникает лишь при воспри€тии этих волн человеческим глазом и мозгом.  аким образом он распознаЄт эти волны до насто€щего времени ещЄ полностью не известно. ћы только знаем, что различные цвета возникают в результате количест≠венных различий светочувствительности.

ќстаетс€ исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. ≈сли мы, например, поставим фильтр, про≠пускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зе≠лЄный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чЄрный цвет или темноту.  расный цвет поглоща≠ет все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, кото≠рый отвечает красному цвету, а зелЄный фильтр задер≠живает все цвета, кроме зелЄного. таким образом, не пропускаетс€ ни один луч, и мы получаем темноту. ѕо≠глощаемые в физическом эксперименте цвета называ≠ютс€ также вычитаемыми.

÷вет предметов возникает, главным образом, в процес≠се поглощени€ волн.  расный сосуд выгл€дит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный.  огда мы говорим: Ђэта чашка красна€ї, то мы на самом деле имеем в виду, что молекул€рный состав поверхно≠сти чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. „ашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаЄтс€ при еЄ освещении. ≈сли красна€ бумага (поверхность, поглощающа€ все лучи кроме красного) освещаетс€ зелЄным светом, то бумага покажетс€ нам чЄрной, потому что зелЄный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, кото≠рые могли быть отражены нашей бумагой. ¬се живописные краски €вл€ютс€ пигментными или ве≠щественными. Ёто впитывающие (поглощающие) крас≠ки, и при их смешивании следует руководствоватьс€ правилами вычитани€.  огда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета Ч жЄлтый, красный и синий Ч смешиваютс€ в определЄн≠ной пропорции, то результатом будет чЄрный, в то вре≠м€ как аналогична€ смесь невещественных цветов, по≠лученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет. поскольку здесь объединение цветов базируетс€ на принципе сложени€, а не вычита≠ни€.

 

÷вет и цветовое воздействие

 

ѕон€тие цвета примен€етс€ собственно дл€ обозначе≠ни€ самого цветового пигмента или материала, которые поддаютс€ физическому и химическому определению и анализу.

÷ветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содер≠жание.

ќднако глаза и мозг могут придти к чЄткому различе≠нию цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. «начение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношени€ к како≠му-либо ахроматическому цвету Ч чЄрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или не≠скольким другим хроматическим цветам. ¬оспри€тие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, €вл€етс€ реальностью психофизиологичес≠кой.

ѕсихофизиологическа€ реальность цвета и есть именно то, что € называю цветовым воздействием. ÷вет как та≠ковой и цветовое воздействие совпадают только в слу≠чае гармонических полутонов. ¬о всех других случа€х

цвет мгновенно приобретает изменЄнное, новое качест≠во. ѕриведЄм здесь несколько примеров. »звестно, что белый квадрат на чЄрном фоне будет ка≠затьс€ более крупным, чем чЄрный квадрат такой же ве≠личины на белом фоне. Ѕелый цвет излучаетс€ и выхо≠дит за свои пределы, в то врем€ как чЄрный ведЄт к со≠кращению размеров занимаемых им плоскостей. —ветло-серый квадрат кажетс€ тЄмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чЄрном восприни≠маетс€ светлым.

Ќа рисунке 58 жЄлтый квадрат дан на белом и на чЄр≠ном фоне. Ќа белом фоне он кажетс€ темнее, произво≠д€ впечатление лЄгкого нежного тепла. Ќа чЄрном же становитс€ чрезвычайно светлым и приобретает холод≠ный, агрессивный характер. Ќа рисунке 59 красный квадрат изображЄн на белом и на чЄрном фоне. Ќа белом красный цвет кажетс€ очень тЄмным и его €ркость едва заметна. Ќо на чЄрном тот же красный излучает €ркое тепло. ≈сли синий квадрат изобразить на белом и чЄрном фо≠не, то на белом он будет выгл€деть тЄмным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с жЄлтым квадратом. Ќа чЄрном же фоне синий цвет посветлеет и приобретЄт €ркий, глубокий и свет€щийс€ тон. ≈сли серый квадрат изобразить на лед€ном синем и на красно-оранжевом фоне, то на лед€ном синем он ста≠нет красноватым, в то врем€ как в окружении красно-оранжевого Ч синеватым. –азница становитс€ весьма заметной, если эти композиции рассматривать одно≠временно.  огда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвиж≠ное, нереальное и мимолЄтное впечатление. ‘акт пре≠вращени€ материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию даЄт художнику возможность выразить то, чего нельз€ передать словами. ѕриведЄнные примеры могли бы быть рассмотрены и как про€вление симультанности. ¬озможность симультанных превращений заставл€ет нас при работе над цветовой композицией начинать с оценки действи€ цвета и затем уже в соответствии с этим думать о харак≠тере и размерах цветовых п€тен.

≈сли тема произведени€ идЄт от первого эмоциональ≠ного толчка, то и весь процесс формообразовани€ дол≠жен быть подчинЄн этому первоначальному и основно≠му чувству. ≈сли главным выразительным средством €в≠л€етс€ цвет, то композици€ должна начинатьс€ с опре≠делени€ цветовых п€тен, которые определ€т и еЄ рису≠нок. “ому, кто начинает с рисунка, а затем добавл€ет к лини€м цвет, никогда не удастс€ достичь убедительного и сильного цветового воздействи€. ÷вет обладает собст≠венной массой и силой излучени€ и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.

÷ветова€ гармони€

 

 огда люди говор€т о цветовой гармонии, они оценива≠ют впечатлени€ от взаимодействи€ двух или более цве≠тов. ∆ивопись и наблюдени€ над субъективными цве≠товыми предпочтени€ми различных людей говор€т о неоднозначных представлени€х о гармонии и дисгар≠монии.

ƒл€ большинства цветовые сочетани€, называемые в просторечии Ђгармоничнымиї, обычно состо€т из близких друг к другу тонов или же из различных цве≠тов, имеющих одинаковую светосилу. ¬ основном эти сочетани€ не обладают сильной контрастностью.  ак правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением при€тного-непри€тного или привлекатель≠ного-непривлекательного. ѕодобные суждени€ постро≠ены на личном мнении и не нос€т объективного харак≠тера.

ѕон€тие цветовой гармонии должно быть изъ€то из об≠ласти субъективных чувств и перенесено в область объ≠ективных закономерностей. √армони€ Ч это равновесие, симметри€ сил. 1/1) учение физиологической стороны цветового видени€

приближает нас к решению этой проблемы. “ак, если некоторое врем€ смотреть на зелЄный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный ква≠драт. » наоборот, наблюда€ красный квадрат, мы полу≠чим его Ђобраткуї - зелЄный. Ёти опыты можно произ≠водить со всеми цветами, и они подтверждают, что цве≠товой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. √лаза требуют или порождают комплиментарные цвета. » это есть естественна€ потребность достичь равновеси€. Ёто €вление можно назвать последовательным контрастом. ƒругой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же €ркости. Ќа жЄлтом этот серый квадрат покажетс€ нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубова≠то-серым, на красном - зеленовато-серым, а зелЄ≠ном - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым (рис. 31-36).  аждый цвет заставл€ет серый прин€ть его

ѕоследовательный и симультанный контрасты указыва≠ют на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновеси€ только на основе закона о дополнительных цветах. –ассмотрим это ещЄ и с другой стороны. ‘изик –умфорд первым опубликовал в 1797 году в Ќикольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета €вл€≠ютс€ гармоничными в том случае, если их смесь даЄт белый цвет.  ак физик он исходил из изучени€ спект≠ральных цветов, ¬ разделе, посв€щЄнном физике цвета, уже говорилось, что если изъ€ть какой-либо спектраль≠ный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи Ч жЄлтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зелЄный Ч собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цве≠тов будет зелЄной, то есть мы получим цвет дополни≠тельный к изъ€тому. ¬ области физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый цвет, а пигментна€ же смесь даст в этом случае серо-чЄрный тон. ‘изиологу Ёвальду √ерингу принадлежит следующее замечание: Ђ—реднему или нейтральному серому цвету соответствует то состо€ние оптической субстанции, в ко≠тором диссимил€ци€ Ч расход сил, затраченных на вос≠при€тие цвета, и ассимил€ци€ Ч их восстановление Ч уравновешены. Ёто значит, что средний серый цвет со≠здаЄт в глазах состо€ние равновеси€ї. √еринг доказал, что глазу и мозгу требуетс€ средний се≠рый, иначе, при его отсутствии, они тер€ют спокойст≠вие. ≈сли мы видим белый квадрат на чЄрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточно≠го изображени€ увидим чЄрный квадрат. ≈сли мы будем смотреть на чЄрный квадрат на белом фоне, то остаточ≠ным изображением окажетс€ белый. ћы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состо€ни€ равно≠веси€. Ќо если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не по€витс€ никакого остаточного изображени€, отличающегос€ от средне-серого цвета. Ёто означает, что средне-серый цвет соответствует состо€нию равновеси€, необходимо≠му нашему зрению.

ѕроцессы, идущие в зрительном воспри€тии, вызывают соответствующие психические ощущени€. ¬ этом случае гармони€ в нашем зрительном аппарате свидетельству≠ет о психофизическом состо€нии равновеси€, в котором диссимил€ци€ и ассимил€ци€ зрительной субстанции одинаковы. Ќейтральный серый соответствует этому со≠сто€нию. я могу получить один и тот же серый цвет из чЄрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав вход€т три основных цвета Ч жЄлтый, красный и синий в надлежащей пропорции. ^ ¬ частности, кажда€ пара дополнительных цветов включает в себ€ все три основных цвета:

красный - зелЄный = красный - (жЄлтый и синий); синий - оранжевый - синий Ч (жЄлтый и красный);

жЄлтый - фиолетовый = жЄлтый Ч (красный и синий). “аким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит жЄлтый, красный и синий в соответствующих пропорци€х, то смесь этих цветов бу≠дет серой.

∆Єлтый, красный и синий представл€ют собой общую цветовую суммарность.

 

 

√лазу дл€ его удовлетворени€ требуетс€ эта обща€ цветова€ св€зка, и только в этом случае воспри€тие цвета достигает гармоничного рав≠новеси€. ƒва или более цвета €вл€ютс€ гармоничными, если их смесь представл€ет собой нейтральный серый цвет. ¬се другие цветовые сочетани€, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру станов€тс€ экспрес≠сивными или дисгармоничными. ¬ живописи существу≠ет много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причЄм их цветова€ композици€, сточки зрени€ выше изложенного, не €вл€етс€ гармоничной. Ёти произведени€ действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчЄркнуто настойчивым исполь≠зованием какого-то одного преобладающего цвета. Ќет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть об€зательно гармоничными, и когда —ера говорит, что искусство - это гармони€, то он путает ху≠дожественные средства и цели искусства. Ћегко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и €ркости.

 

ќсновной принцип гармонии исходит из обусловленно≠го физиологией закона дополнительных цветов. ¬ сво≠Єм труде о цвете √Єте писал о гармонии и целостности так: Ђ огда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в ак≠тивное состо€ние и по своей природе неизбежно и бес≠сознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении сданным цветом заключает в себе весь цветовой круг.  аждый отдельный цвет, благодар€ спе≠цифике воспри€ти€ заставл€ет глаз стремитьс€ к все≠общности. » затем, дл€ того, чтобы добитьс€ этого, глаз, в цел€х самоудовлетворени€, ищет р€дом с каж≠дым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространст≠во, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. ¬ этом про€вл€ете? основное правило цветовой гармонииї.

¬опросов цветовой гармонии касалс€ также и теоретик цвета ¬ильгельм ќствальд. ¬ своей книге об основах цвета он писал: Ђќпыт учит, что некоторые сочетани€

некоторых цветов при€тны, другие непри€тны или не вызывают эмоций. ¬озникает вопрос, что определ€ет это впечатление? Ќа это можно ответить, что при€тны те цвета, между которыми существует закономерна€ св€зь, те. пор€док. —очетани€ цветов, впечатление от которых нам при€тно, мы называем гармоничными. “ак что ос≠новной закон, можно бы было сформулировать так: √армони€ = ѕор€док.

ƒл€ того чтобы определить все возможные гармонич≠ные сочетани€, необходимо подыскать систему пор€д≠ка, предусматривающую все их варианты. „ем этот по≠р€док проще, тем более очевидной или само собой ра≠зумеющейс€ будет гармони€. ¬ основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот пор€док: цветовые круги, соедин€ющие цвета, обладающие одинаковой степенью €ркости или затемнени€, Ч и треугольники дл€ цзетов, представл€ющих смеси того или иного цве≠та с белым или чЄрным. ÷зетовые круги позвол€ют оп≠ределить гармоничные сочетани€ различных цветов, треугольники Ч гармонию цветов равнозначной цвето≠вой тональностиї.

 огда ќствальд утверждает, что Ђ... цвета, впечатление от которых нам при€тно, мы называем гармоничнымиї, то он высказывает чисто своЄ субъективное представле≠ние о гармонии. Ќо пон€тие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношени€ в область объективных законов.  огда ќствальд говорит: Ђ√армони€ == ѕор€докї, пред≠лага€ в качестве системы пор€дка цветовые круги дл€ различных цветов одинаковой €ркости и цвето-тональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображени€ и симультанности.

„резвычайно важной основой любой эстетической тео≠рии цвета €вл€етс€ цветовой круг, поскольку он даЄт си≠стему расположени€ цветов. “ак как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой пор€≠док круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Ёто значит, что диамет--рально противоположные цвета должны быть дополни≠тельными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. “ак, в моЄм цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даЄт нам серый цвет. ¬ то врем€ как в цветовом круге ќствальда синий цвет расположен против жЄлтого, и их пигментарна€ смесь даЄт зелЄный. Ёто основное различие в построении оз≠начает, что цветовой круг ќствальда не может быть ис≠пользован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

ќпределением гармонии закладываетс€ фундамент гармоничной цветовой композиции. ƒл€ последней весьма важно количественное отношение цветов. Ќа ос≠новании €ркости основных цветов √Єте вывел следую≠щую формулу их количественного соотношени€:

жЄлтый: красный: синий =3:6:8. ћожно сделать общее заключение, что все пары допол≠нительных цветов, все сочетани€ трЄх цветов в двенад≠цатичастном цветовом круге, которые св€заны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и пр€моугольники, €вл€ютс€ гармоничными.

—в€зь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. ∆Єлто-красно-синий

образуют здесь основное гармоничное трезвучие. ≈сли эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторон≠ний треугольник. ¬ этом трезвучии каждый цвет пред≠ставлен с предельной силой и интенсивностью, причЄм каждый из них выступает здесь в своих типично родо≠вых качествах, то есть жЄлтый действует на зрител€ как жЄлтый, красный - как красный и синий - как синий. √лаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь даЄт тЄмный черно-серый цвет. ∆Єлтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объедин€ет фигура равнобедренного треугольника. √армоничное созвучие жЄлтого, красно-оранжевого. фиолетового и сине-зелЄного объединены квадратом. ѕр€моугольник же даЄт сгармонизованное сочетание жЄлто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиоле≠тового и жЄлто-зелЄного.

—в€зка геометрических фигур, состо€ща€ из равносто≠роннего и равнобедренного треугольника, квадрата и пр€моугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Ёти фигуры можно вращать в пределах круга, замен€€, таким образом, треугольник, состо€щий из жЄлтого, красного и синего, треугольником, объеди≠н€ющим жЄлто-оранжевый, красно-фиолетовый и си≠не-зелЄный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и жЄлто-зелЄный.

“от же опыт можно провести и с другими геометричес≠кими фигурами. ƒальнейшее развитие этой темы мож≠но будет найти в разделе, посв€щЄнном гармонии цве≠товых созвучий.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-03-26; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 244 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1358 - | 1258 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.