Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—имволика готического храма




√отическое искусство 12-14 вв

√о́тика Ч период в развитии средневекового искусства на территории «ападной, ÷ентральной и отчасти ¬осточной ≈вропы с XII по XVЧXVI века. √отика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесн€€ его. “ермин Ђготикаї чаще всего примен€етс€ к известному стилю архитектурныхсооружений, который можно кратко охарактеризовать как Ђустрашающе величественныйї. Ќо готика охватывает практически все произведени€ изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

√отический собор в  утансе, ‘ранци€

√отика зародилась в середине XII века на севере ‘ранции, в XIII веке она распространилась на территорию современных √ермании, јвстрии, „ехии, »спании, јнглии. ¬ »талию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к по€влению Ђиталь€нской готикиї. ¬ конце XIV века ≈вропу охватила так называема€ интернациональна€ готика. ¬ страны ¬осточной ≈вропы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше Ч вплоть до XVI века.

  здани€м и произведени€м искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, примен€етс€ термин Ђнеоготикаї.

¬ начале XIX века термин Ђготический романї стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма Ч литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в Ђготическихї замках или монастыр€х). ¬ 1980-е годы термин Ђготикаї начал примен€тьс€ дл€ обозначени€ возникшего в это врем€ музыкального жанра (Ђготический рокї), а затем и сформировавшейс€ вокруг него субкультуры (Ђготическа€ субкультураї).

ѕроисхождение термина

—лово происходит от итал. gotico Ч непривычный, варварский (Goten Ч варвары; к историческим готам этот стиль отношени€ не имеет) Ч и сначала использовалось в качестве бранного. ¬первые пон€тие в современном смысле применил ƒжорджо ¬азари дл€ того, чтобы отделить эпоху –енессанса от —редневековь€. √отика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху ¬озрождени€ (–енессанса) искусство —редневековь€ считалось Ђварварскимї. √отическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.

ќно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. ¬ыдел€ютс€ ранн€€, зрела€ и поздн€€ готика.

ј–’»“≈ “”–ј

√отический стиль, в основном, про€вилс€ в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. –азвивалс€ на основе романской, точнее говор€ Ч бургундской архитектуры. ¬ отличие от романского стил€, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, дл€ готики характерны арки с заострЄнным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными детал€ми (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. ¬се элементы стил€ подчЄркивают вертикаль.

÷ерковь монастыр€ —ен-ƒени, созданна€ по проекту аббата —угери€, считаетс€ первым готическим архитектурным сооружением. ѕри еЄ постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими Ђкрепост€ми Ѕогаї. ¬ качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу —ент-Ўапель вѕариже.

»з »ль-де-‘ранс (‘ранци€) готический архитектурный стиль распространилс€ в «ападную, —реднюю и ёжную ≈вропу Ч в √ерманию, јнглию и т. д. ¬ »талии он господствовал недолго и, как Ђварварский стильї, быстро уступил место –енессансу; а поскольку он пришЄл сюда из √ермании, то до сих пор называетс€ Ђstile tedescoї Ч немецкий стиль.

¬ готической архитектуре выдел€ют 3 этапа развити€: ранний, зрелый (высока€ готика) и поздний (пламенеюща€ готика, вариантами которой были также стилимануэлино (в ѕортугалии) и исабелино (в  астилии).

— приходом в начале XVI века –енессанса севернее и западнее јльп, готический стиль утратил своЄ значение.

ѕочти вс€ архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени Ч новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

—имволика готического храма

¬ 12 в. аббат —угерий, служивший в первом готическом соборе јббатство —ен-ƒени в»ль-де-‘ранс, написал трактат "ќб осв€щении церкви —ен-ƒени", где описал символичность всех элементов архитектуры готического собора. ѕо —южеру (французский эквивалент произношени€ "—угерий") храм - это корабль, символизирующий ¬селенную. ¬ыт€нутый интерьер храма - неф (nef), по французски - navis, переводитс€ как корабль. Ёта ¬селенна€ делитс€ по€сом витражей в верхней части храма, и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно. —тены храма - как обители Ѕожьей, дематериализуютс€ рельефным и скульптурным ажуром. “акой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то врем€ народ —редневековь€ находилс€ в преддверии скорого конца света). √отическа€ роза- символизирует колесо ‘ортуны и выражает цикличность времени. ¬ уникальных готических витражах в окне-розе можно разгл€деть сцены, отсылающие к круговороту времени. —вет, который проникает через €ркие витражные стекла обозначает Ѕожественный свет, Ѕожественное провидение (см. ‘аворский свет). —озерца€ витражи человек отстран€етс€ от материального, телесного, человеческого мира и "попадает" в имманентный, духовный, Ѕожественный мир [.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4942 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

2074 - | 1816 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.