Каменный шар отболаса времен палеолита
Поздний палеолит: 35 000 — 8000 гг. до н. э. Эпоха господства человека современного физического типа — Homo sapiens. Первые различия между представителями рас — европеоидной (кроманьонцы), монголоидной и негроидной (гримальдийцы). Используется более 20 видов орудий труда, в том числе костяные иглы с ушком, позволившие шить одежду из шкур животных. Около 29 — 22 тыс. лет назад рыбу начали ловить сетями[26], дичь — метательными камнями, боласами[81], для усиления броска копья были изобретены копьеметалки, и наконец впервые появилось оружие для стрельбы на дальнее расстояние — лук и стрелы[5][82]. Обожжённая керамика появилась только в неолите, но фигурки из глины изготовляли уже в верхнем палеолите, хотя обжиг древнейшего известного науке образца (Вестоницкая Венера) мог быть и результатом случайного попадания в огонь[5].
Одомашнивание первого животного, собаки, произошло не позднее чем 14 тыс. лет назад[83]. Относительно нижней границы этой даты единого мнения нет. Большинство исследователей полагает, что одомашнивание имело место в верхнем палеолите, то есть не ранее 30 тыс. лет назад, но существуют и оценки в 100 тыс. лет назад[84].
По данным археологии, около 30 тыс. лет назад создатели ориньякской культуры во Франции использовали календарь. Это был лунный календарь, который для отсчёта месяцев использует фазы Луны. Солнечный календарь появился только в неолите[85]. В ту эпоху календарь использовали для вычисления сезонных миграцийживотных, на которых люди охотились[86][86]. По некоторым данным, такого рода вычисления производились даже неандертальцами[59].
Эпоха происхождения вокальной музыки науке неизвестна, но первые музыкальные инструменты (костяные флейты, см. Ориньякская культура) находят на стоянках верхнего палеолита[54][74][87][88][89][90][91].
Наскальные рисунки, резьба по кости и доисторическая скульптура, появившиеся ещё в среднем палеолите, в верхнем стали более распространёнными и разнообразными[92]. Доисторическое искусство в наше время разделяют на две категории: жанровое и абстрактное. Первое представляет собой более или менее реалистическое изображение людей и животных, иногда людей в масках животных, а второе — символические узоры с орнаментом[92]. Считают, что изобразительное искусство обслуживало магические ритуалы[93]. Возможно также, что символические изображения животных служили знаками принадлежности к определённым этническим группам[94]. Изображения Венер разные авторы считают символами богини-матери, доисторической порнографией, амулетами и даже автопортретами[66][95][96][97][98].
В верхнем палеолите возникают развитые ритуалы и культы: тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм. Изображения и захоронения медведей вместе с его глиняными статуэтками, покрытыми медвежьей шкурой, свидетельствуют о древнем тотемном культе этого животного[52]. Не исключено также, что культ хищных зверей обозначает начало или магическое обоснование охоты на людей и ведения войн[68] или прямую зависимость племени от популяции хищника. Антропоморфные изображения и представления о существовании полулюдей-полузверей могут свидетельствовать и о появлении у людей верхнего палеолита пантеона богов или сверхъестественных существ[99][100], как о практике шаманского типа, с нагвализмом, отождествлением человека и соседствующего вида, характерным равенством природы существ. Выражаемое посредством надевания масок животных, шкур или черепов, как это наблюдается в современных племенных сообществах[93], отождествление шамана с духом зверя связывается с общностью природы стаи, племени, стада видов. Считают, что поклонение предкам также возникло в верхнем палеолите[80] и совпадает с феноменом существования вожака и уникальных особей или феномена упорядоченности в каждой стае. Идентификатор вожака, признак особи — мог существовать дольше чем организм особи, оказываясь наследуемым и наблюдаемым в соотношении с иными признаками.
Смысл магических ритуалов, по-видимому, самостоятелен и не нуждается в переводе на современные языки, он основан на рефлексах гоминид с длительной природой жизнедеятельности, а перевод предполагаемых ритуалов состоит прежде всего в отождествлении с пожеланиями удачной охоты, плодородия[5][54], успеха в задачах реализации необходимости. Современное представление о задачах сформировано лишь на основе антропологической реализации такого успеха. Например, доисторические Венеры могли рассматриваться не только как матери всего племени, но и матери животных[101][102][103], чья популяция неотъемлема от природы самого племени.
В верхнем палеолите на смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный аналог института брака, упорядочивший половые отношения, при регуляции, основанной на существующей у гоминид иерархии в стае, гомологичной для всех стай высших животных. Брак возникает как взаимосвязь репродуктивной и иных форм деятельности особей в стае, племени. Половой признак особи доминирующего организма оказывается существенным для разных типов племён.
Основные культуры верхнего палеолита Европы:
· Ориньякская культура.
· Солютрейская культура.
· Мадленская культура.
· Свидерская культура.