Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос 39. Ётнические конфликты. Ќациональные особенности поведени€ в конфликтах




 

Ётнические конфликты:

Ч форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами пол€ризуютс€ по этническому признаку. »сточником Ё. к., как правило, €вл€ютс€ внеэтнические социально-политические и экономические противоречи€. Ќарастание Ё. к. сопровождаетс€ ростом этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию любого уровн€ развити€, усилением интенсивности циркул€ции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии. ¬нутренним, собственно этническим, источником Ё. к. может быть столкновение национальных интересов, т. е. тех же социально-политических и экономических интересов, но признаваемых на уровне национального самосознани€ фундаментальными жизненными потребност€ми данной этнической общности. ќсознание этих интересов все большим количеством членов данной этнической группы в ситуации столкновени€ приводит к по€влению угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и, соответственно, потребности защищать их. ƒругим источником Ё. к. может служить политизаци€ этнической принадлежности, т. е. процесс, при к-ром противосто€щие социальные слои и группы пол€ризуютс€ по этническому признаку. ќсобую остроту и размах Ё. к. может приобретать благодар€ большому эмоциональному потенциалу этнического самосознани€ людей, возможности быстрой консолидации всех социальных групп данной общности по этническому признаку.

Ќациональные конфликты €вл€ютс€, как правило, результатом национализма участвующих в них социальных субъектов (этносов и наций). »стори€ показывает, что национализму и межнациональным конфликтам привержены и традиционные, и модернизируемые, и капиталистические, и социалистические нации и государства.

Ќаци€ и этнос
Ќаци€ и этнос Ц пон€ти€ разные. Ётнос характеризуетс€ общностью обычаев, традиций, психологического склада, €зыка, религиозности, чувства солидарности, объективной основой которых €вл€ютс€ кровное родство, проживание на одной территории, церковь, экономические св€зи и т.п.

Ќемецкий социолог ћ. ¬ебер определ€ет нацию как этническую общность, стрем€щуюс€ к созданию своего государства, способного создать услови€ дл€ воспроизводства (сохранени€) и развити€ данных природокультурных ценностей (русских, латышских, татарских и др). ¬ебер рассматривает нацию как естественное место воспроизводства и развити€ природокультурных ценностей, таких, как физический и психологический тип, €зык и религи€, культурные традиции и т.п. ќдного чувства этнической солидарности дл€ воспроизведени€ и развити€ этих природокультурных ценностей недостаточно. ƒл€ этого нужны политические, военные, экономические действи€.

Ётнос служит дл€ воспроизводства своих членов в процессе деторождени€, социализации и воспитани€. ќн заинтересован в увеличении своей численности с помощью увеличени€ рождаемости и сокращени€ смертей. Ётнос стремитс€ превратитьс€ в социальный институт Ц национальное государство, в рамках человечества имеющий свою территориально-этническую организацию. ¬ результате войн и природных катастроф этнос может быть разделен на разные части государственными границами, как это произошло сейчас с русскими, которые оказались разделенным народом. ћногие из росси€н живут в ѕрибалтике, ”краине,  азахстане и других республиках бывшего —оюза. Ќо они сохран€ют свою этническую идентичность, котора€ в той или иной степени ущемл€етс€ новыми этнократическими государствами. ¬ ”краине проживает около ÷ млн. росси€н (20% населени€), в  азахстане Ц 6 млн. (около 40% населени€). »х дискриминаци€ вызывает напр€женность в отношени€х –оссии со странами —Ќ√. ќб этом свидетельствуют сложные отношени€ между казахами и казаками в —еверном  азахстане, русскими и украинцами в  рыму и ƒонбассе, «ападной ”краине. ѕо оценкам специалистов, из ”збекистана хотели бы выехать в 1996 г. 75% опрошенных (59% в 1992 г.), из  азахстана Ц 66% и из  иргизии Ц 62% опрошенных.

Ќациональные конфликты: предмет
— точки зрени€ Ё. √еллнера, предметом национальных конфликтов €вл€ютс€ национальные ценности (€зык, религи€, истори€, традиции, символы и т.п.), стремление народов к сохранению и развитию своей природокультурной идентичности в борьбе с другими народами, претендующими на те же национальные ценности. ¬ национальных конфликтах национальные ценности приобретают самодовлеющую ценность и не свод€тс€ к экономике, как это повсеместно утверждаетс€ в марксистско-ленинских работах. —уть современного национализма Ц стремление сохранить духовную, культурную и природную основу существовани€ данного этноса. Ёто стремление часто приобретает форму экспансии вовне и наталкиваетс€ на сопротивление других наций.

Ќационализм Ц естественна€ основа всех межнациональных конфликтов, независимо от того, какие субъекты в них участвуют Ц индивиды, этносы и нации, социальные институты или социальные организации. Ќационализм про€вл€етс€ в идеологической, политической, экономической, военной борьбе за национальные ценности. Ёти конфликты называютс€ национальными, так как главной потребностью и интересом €вл€етс€ национальна€ потребность и »нтерес, психологически и идеологически чрезвычайно сильный. ѕредметом этих потребностей €вл€ютс€ национальные ценности. ќтличительные особенности национальных конфликтов Ц длительность, эскалаци€, ожесточение, стремление к достижению националистических целей любой ценой, бескомпромиссность, значительные „еловеческие и материальные жертвы. Ёто со всей очевидностью подтверждает противосто€ние арабов и евреев, курдов и турок и т.п.

Ќационализм
¬ XX в. произошел всплеск национализма, стремлени€ этносов к национальному самоопределению, созданию своих государств. Ќачало этому процессу положила ќкт€брьска€ революци€. ѕо-видимому, это св€зано и с процессом превращени€ человечества из совокупности многочисленных этносов и национальных государств в единый человеческий организм. ƒанный процесс предполагает, с одной стороны, дробление многонациональных народов на самосто€тельные государства, а с другой стороны, образование из этих народов-государств общечеловеческих органов в рамках информационного, политического, социального, экономического, производственного преобразовани€ человечества в земл€н как новую историческую общность, институт и цивилизацию.

¬сплеск национализма опроверг получившие распространение в начале XX в. представлени€ о конце чувства национальной идентичности, с которыми выступили пролетарские интернационалисты и европейские космополиты. ќни полагали, что национализм Ц это €вление, присущее буржуазному периоду развити€ общества, которое скоро должно отмереть в процессе пролетарской или общечеловеческой идентификации (отождествлени€ себ€ с какой-то социальной общностью и преодолени€ одиночества). ¬ этой св€зи нуждаетс€ в серьезной переоценке соотношение национального, интернационального, космополитического. Ќационализм как реализаци€ национальных потребностей и интересов, сконцентрированных в национальном самосознании, представл€ет собой реальность нового тыс€челети€.

— марксистско-ленинских позиций главна€ (и единственна€) причина национализма Ц экономические факторы Ц экономическое и св€занное с ним культурное неравенство наций. Ёта точка зрени€ €вл€етс€ ограниченной, что, в частности, еще раз подтвердил развал ———–. Ё. ƒюркгейм, напротив, полагает, что национализм представл€ет собой разновидность политико-государственной де€тельности, св€занной с борьбой за национальные социокультурные ценности, котора€ толкает нацию к разв€зыванию межнациональных войн.

–азвива€ эту точку зрени€, Ё. —мит и Ё. √еллнер рассматривают национализм как сугубо политическое движение, главными движущими силами которого €вл€етс€ национальна€ элита, прежде всего культурно-политическа€. ѕричинами национализма, считают они, служат не столько технические и экономические факторы, сколько культурные, социальные и политические. Ё. √еллнер полагает, что национализм Ц это стремление наций к государственной организации дл€ защиты своей культуры и национальных ценностей, которые €вл€ютс€ более важными, чем ценности технические или экономические.  ультурна€ (в том числе и €зыкова€) среда становитс€ дл€ современного культурного человека более важной, чем материальные удобства. –осси€не, представл€ющие большую нацию, не испытавшие горечи утраты национальной среды, живущие в материальной бедности, не могут в полной мере пон€ть то, о чем говорит Ё. √еллнер. ѕоэтому голос российской культурно-политической Ц элиты, призывающей к национальному сплочению, есть пока голос вопиющего в пустыне.

 онфликты этносов
–аспространенными социальными конфликтами в нынешней –оссии €вл€ютс€ конфликты этносов, стрем€щихс€ к превращению в нации, т.е. к созданию своей государственности либо в составе большого государства, либо в рамках ќќЌ. ѕо первому пути в –оссии пошел “атарстан, в котором татарский этнос добилс€ государственной независимости в составе –оссии. Ёто привело к урегулированию конфликта между татарами и ћосквой на основе федерального договора. Ќапомним, что урегулирование конфликта не устран€ет противоположности интересов сторон, но не доводит конфликт до степени насили€ в той или иной (экономической, идеологической, политической, военной) форме.

ѕо другому пути пошла „ечн€. –уководство страны хотело добитьс€ национального суверенитета, хот€ не имело дл€ этого тех идеологических, политических, экономических оснований, которые имел “атарстан. ¬ результате этого возник военный конфликт между ћосквой и √розным.

ѕодобных социальных конфликтов этносов довольно много в мире: между англичанами и ирландцами в јнглии, между басками и ћадридом в »спании, между —ицилией и ‘ранцией и т.п. ѕричина их Ц развитое национальное самосознание, существенное отличие этих этносов от государственной нации.

Ўовинизм
√овор€ о национализме как конфликтогенном факторе, нужно иметь в виду, что он имеет как положительное, так и отрицательное значение дл€ международного сообщества. ќбычно выдел€ют шовинизм (национализм большой нации к малой), в чем Ћенин обвин€л русских, и национализм малой нации к большой, который Ћенин оправдывал. ¬ постсоветских республиках произошла трагическа€ метаморфоза, когда титульна€ наци€ в лице своего этнократического государства и ее представителей зан€ла националистическую позицию по отношению к русско€зычным. Ёто, по мнению ќЅ—≈, характерно, в частности, дл€ Ћатвии и Ёстонии. ќчевидно, что така€ межнациональна€ напр€женность в новых государствах чревата не только внутренней конфликтностью, но опасностью межгосударственных конфликтов в случае прихода к власти национал-патриотических сил в –оссии.

”регулирование национальных конфликтов
–аспад ———– и образование —Ќ поставили прав€щие элиты бывших советских республик перед необходимостью создани€ конфликтологии национальных отношений. ¬ ———– така€ наука была не нужна, так как все конфликты либо ”стран€лись в своей основе, либо загон€лись в глубь народов.

—читалось, что образование Ђсоветского народаї, новой интернациональной общности, Ц свидетельство решенноеЩ всех национальных проблем, которые остались только в капиталистических странах. “еперь же, когда на всей постсоветской территории бушуют национальные конфликты, создание межнациональной конфликтологии стало насущной задачей.

ќпыт решени€ национальных конфликтов в ёгославии, ћолдове, Ћатвии, „ечне и других странах показал, что межнациональные конфликты можно прогнозировать и успешно тушить целенаправленными, профессиональными, терпеливыми усили€ми. ƒл€ этого нужно: 1) нацеливатьс€ на согласие в отношени€х между народами, а не только на сохранение территориальной целостности. Ќельз€ противопоставл€ть принцип территориальной целостности и право народов на национальное самоопределение; 2) нужно рассматривать межнациональные конфликты не как что-то ненормальное, а как неизбежный и неустранимый процесс отношений между этносами; 3) следует создать и использовать в де€тельности государственных и общественных организаций соответствующие институты и организации дл€ прогнозировани€, предупреждени€ и разрешени€ социальных конфликтов; 4) нужно построить в –оссии гражданское общество, в котором бы государственна€ власть была под контролем политических партий и многочисленных общественных организаций и действовала в рамках демократических законов. —амо же население отказалось бы от конфронтации с реальными или мнимыми врагами и стало более терпимым к инакомысл€щим и инакоживущим. ѕоследнее в –оссии имеет достаточно прочные корни из недавнего советского прошлого, в котором дружба между народами, отсутствие у росси€н национализма было одним из положительных достижений советского времени.

ѕри разработке мер урегулировани€ национальных конфликтов в –оссии и —Ќ√ нужно учитывать следующие обсто€тельства:
1) межнациональные конфликтные ситуации вызываютс€ социокультурными, идеологическими, политико-правовыми, экономическими и другими факторами. »х нельз€ свести к какому-то одному и главному фактору, хот€ в данный конкретный момент времени он может и быть;
2) нужно разграничивать собственно межнациональные социальные конфликты от других, в которых межнациональный момент €вл€етс€ второстепенным. Ќапример, конфликт между ѕриднестровьем и ћолдовой €вл€етс€ межнациональным, хот€ руководство ћолдовы считает его политическим Ц между демократической ћолдовой и коммунистическим ѕриднестровьем;
3) национализм Ц это посто€нный элемент противоречивого по своей природе отношени€ между наци€ми, который нужно посто€нно держать под контролем со всех сторон, а не считать временным и преход€щим моментом.
4) Ђострота современных межэтнических конфликтов пр€мо пропорциональна экстремизму и обратно пропорциональна демократичности выдвигаемых в них требованийї.

–аспад ———– в —Ќ√ поставил на повестку дн€ налаживание добрососедских отношений с другими наци€ми, ранее бывшими в составе единого государства. ¬ этом государстве русские были имперской нацией и теперь им приходитс€ отказыватьс€ от этого социального статуса как в индивидуальном пор€дке (дл€ проживающих в бывших союзных республиках) и решать вопрос о своей жизни (остатьс€ или уехать в –оссию), так и в межгосударственном. ¬ последнем случае встает вопрос о политике –оссии в составе —Ќ√: либо продолжать политику сохранени€ своего доминировани€ на постсоветском пространстве, либо встать на путь равноправных и демократических отношений с бывшими республиками ———–. Ќо в любом случае демократические установки на общечеловеческие ценности должны возобладать в отношени€х между бывшими братскими народами.

ѕроблема согласи€ (стабильности) вышла на первый план в большинстве постсоветских республик. ѕуть от пролетарского социализма и тоталитаризма к демократическому капитализму и демократии оказалс€, чего не ожидали ни прав€щие элиты, ни народные массы, очень трудным и кровавым. ёгослави€ прошла через распад и гражданскую войну. „ерез гражданскую войну проход€т √рузи€, јзербайджан, ћолдова, јрмени€, “аджикистан, –осси€ („еченска€ война). “олько „ехословаки€ ограничилась Ђцивилизованным разводомї, что еще раз засвидетельствовало развитость европейского менталитета. Ќапр€женной в межнациональном отношении €вл€етс€ жизнь Ћатвии и Ёстонии.

¬ большинстве войн и социальных конфликтов в постсоветских государствах лежат межнациональные и межобщинные противоречи€. Ќо эти противоречи€ накладываютс€ на большевистскую ментальность национальных элит, интеллигенции, народной массы, что про€вл€етс€ повсеместно в стремлении решать назревшие конфликты пр€мым противоборством, без желани€ и ”мени€ компромисса, взаимных уступок.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1180 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2305 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.