Определение второго периода райской жизни.
Описание жилища святых второго периода.
Степени блаженства.
Блаженство души и тела.
Совершенное, полное, внутреннее и внешнее блаженство.
Вечная жизнь. Вечность блаженства.
Отличительный характер второго периода райской жизни.
По воссоединении душ со своими воскресшими телами и по окончании всеобщего суда наступит второй период загробной, нескончаемой жизни, не души только, как было в первый период, но вечной жизни полного человека, из души и тела состоящего. Второй период загробной жизни открывает нам два состояния душ — спасенных и осужденных, душ, соединенных с их воскресшими телами или для вечной жизни, или для вечной смерти. Второй период загробной жизни есть дальнейшее и бесконечное развитие нравственного состояния души, или доброго, или злого, усвоенного душою еще на земле и с ним перешедшего в загробный мир. Усвоенное душою на земле определяет уже и характер загробной жизни, и место ее пребывания, место, которого природа и все окружающее должно соответствовать природе души и ее усвоенным свойствам, составляющим как бы ее жизнь на земле. Как жизнь она и будет вечна со своим особенным характером добра или зла.
С понятием о вечности неразлучно и понятие вечной жизни. Ежели жизнь состоит в развитии, то развитие поэтому может прекратиться только с окончанием жизни. А как жизнь вечна, то и развитие — вечно: развитие, никогда не престающее, или добра, или зла. Следовательно, жизнь райскую составляет вечное развитие в направлении одного только добра. Предмет деятельности ума, воли и сердца — добро, истина, Бог.
По окончании праведнейшего суда Божия, который совершится над полным человеком, состоящим уже опять из духа, души и тела, наступит вечное бытие совершенно полного человека, образ которого мы видим в воскресшем нашем Господе Иисусе Христе, имеющем при Себе и плоть, и кости; тогда и наше, ныне бренное, тело по воскресении будет тоже состоять из плоти и костей таких, которые находятся у Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа.
Невинному, блаженному состоянию наших прародителей до их падения соответствовала и природа, их окружающая (то есть земная), ибо место, где они жили, — рай — был на земле. Ничто не нарушало их блаженства; ничто не будет нарушать блаженства спасенных в Царствии Небесном во второй период, на обновленной и измененной земле, ибо то зло, в котором лежит весь мир, истребится и враг будет заключен с грешниками в геенне. Везде, где только царствуют правда, мир и радость, там и Царство Небесное, которое не имеет границ, как безграничен и Сам Бог, везде пребывающий. Как в благодатном царстве Христовом земля была обиталищем христиан, то нет ничего сомнительного, что в том же царстве Христовом (2 Пет. 1, 11; 2 Тим. 4, 18; Апок. 1, 9) обновленная земля с христианами и со всеми ангелами на небе составляет Его же Царство в царстве славы, в котором, по свидетельству апостола Петра и Иоанна Богослова, будут уже не прежние, но новые небо и земля, где царствует Бог со Своими ангелами и святыми, и где уже нет ничего, кроме правды, мира и радости, как было и в начале, до падения Адама и Евы. Итак, ежели возможно было быть блаженному жилищу первых человеков в раю на земле, то возможно быть земле жилищем спасенных в новом нескончаемом веке, и еще — тем более, что нынешние небо и земля со всеми своими красотами берутся даже Самим словом Божиим за образ, подобие, символ грядущих, будущих радостей жизни в царстве славы. Да и самое тело наших прародителей, взятое из земли и одухотворенное, назначалось для вечной жизни на земле со своею душою, и рай, блаженное жилище безгрешных прародителей, был духовным для души и чувственным для тонкого, легкого тела. Как для вечности сотворен человек и по телу, и по душе, так точно для вечности сотворено и его первое и последнее вечное жилище — земля, рай. Что случилось с душою и телом Адама и Евы по падении, то же самое изменение последовало и с их жилищем: рай сладости обратился в землю труда и плача, и те же самые звери из кротких, послушных сделались свирепыми, страшными, враждующими на человека. С нравственным изменением человека последовало изменение всего. Следовательно, с восстановлением первобытного человека последует и восстановление всей поврежденной природы, и новый человек будет на новой земле под новым небом, в царстве славы, в Царстве Небесном, о чем говорилось прежде, в статье о конце мира.
Заключим наше рассуждение словами Златоустого, что немного принесет духовной пользы знание места во вселенной, где именно будут жить праведники жизнию нескончаемою: на теперешней ли земле, или на другой какой планете, или в другом каком-либо месте вселенной — месте столь прекрасном, о котором ничего подобного и вообразить себе не можем. Довольно для христианина знать, что действительно такое место есть, и тень его может усмотреть внутри себя; а где именно такое место находится, решение сего вопроса выходит из пределов человеческого знания, а следовательно, и не составляет необходимого в деле спасения. Знание имеет свои пределы, за которые ум человеческий не в силах пока переступить. Не будем искать места, где находится Царствие Небесное, — это нам и не поставляется в обязанность, но постараемся исполнить закон — обязанность христианина: прежде всего искать Царствия Божия и правды Его, то есть всеми силами стремиться приобрести, заслужить, получить Царствие Небесное, все равно, гае бы оно ни было. Оно и внутри нас, оно и вне нас; оно на небе, оно на земле, оно — везде, где только Бог: пребывали в любви пребывает в Боге и Бог в нем пребывает — вот учение христианской Церкви о месте нахождения Царствия Божия во вселенной.
В Царстве Небесном нет ни солнца, ни луны, ни звезд; оно, то есть Царство Небесное, освещается славою Божиею (Апок. 21,11) и единственным всеосвещающим светилом — Господом Иисусом Христом (ст. 23). Там не ощущается ни зноя солнечного (7, 16), ни морозов, ни бурь, ни непогоды, ни глада, ни жажды, ни темноты ночной (22, 5); там нет ни уныния, ни скорби, ни печали, ни стонов, ни воздыханий, ни искушений, нет ни страха, ни отчаяния, ни разлуки с ближними, ни смерти. Там будет вечный, непомрачаемый день, вечно цветущий, озаряемый Самим Господом Богом (ст. 5); там небо и земля новые (21,1); там царство бессмертной и блаженной жизни, и эта жизнь поддерживается водами жизни и древом жизни (22,1,2). Древо жизни — Господь Иисус Христос, а воды жизни — неистощаемое обилие неоцененных и неисчислимых даров Святаго Духа. При содействии таких всемогущих средств души праведных удостоятся лицезрения Божия (ст. 4), от которого, то есть лицезрения Божия как основного источника, зависит все блаженство, и внутреннее и внешнее. Царство благодати кончится и наступит царство славы, в котором праведники наследуют уготованное им от сложения мира царство (Мф. 25, 34), где разум человеческий, не подвергаясь ни ошибкам, ни заблуждениям, ясно будет созерцать вечные истины и восхищаться познанием их; воля, не уклоняясь на стропотные пути порока, будет ощущать высочайшее наслаждение в совершенной покорности воле Божией, желания сердца совершенно будут удовлетворены созерцанием славы Божественной; взор — восхищаться видением лицом к лицу Спасителя нашего Иисуса Христа как Он есть (1 Ин. 3,2; 1 Кор. 13,12); слух не престанет услаждаться песнопениями ликов ангельских; обоняние упояться неизреченно приятным благоуханием; вкус — полным наслаждением; так что всякий, удостоившийся наследовать Царство Небесное, постоянно будет ощущать в себе такое довольство своим состоянием во всех отношениях. как бы погруженный в пучину беспрерывных радостей и восхитительнейших наслаждений (Слово и Беседа Анатолия, с. 246).
Святитель Иоанн Златоустый о новой, блаженной жизни праведников второго периода пишет: "Представь себе состояние той жизни, сколько возможно это представить, ибо к надлежащему изображению ее недостанет никакого слова; только из того, что слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное представление о ней. Отбеже, сказано, болезнь, и печаль, и воздыхание (Ис. 35, 10). Что же может быть блаженнее этой жизни? Не нужно там бояться бедности, ни болезни, не увидишь ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого гнусною похотию, ни мучимого заботою о снискании потребного к жизни и скорбящего о начальстве и власти; ибо вся буря наших страстей, затихнувши, перестанет, и все будет в мире, веселии и радости, все тихо и спокойно, все день и ясность, и свет; свет не этот, нынешний, но другой, во столько крат светлее этого, во сколько этот (солнечный) ярче света от свечи. Ибо там свет не помрачается ни ночью, ни набегом облаков; не жжет и не палит тел; потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен; но иное какое-то состояние, такое, которое узнают одни достойные. Нет там ни старости, ни спутников старости; но все тленное изгнано, потому что повсюду господствует нетленная слава. А что всего этого важнее — это непрерывное наслаждение в обществе со Христом, вместе с ангелами, архангелами, с горними силами. Посмотри теперь на небо и перейди мыслию к тому, что выше неба, представь себе преобразованную всю тварь; потому что она не останется такою, но будет гораздо прекраснее и светлее, и сколько золото светлее олова, столько тогдашнее устройство будет лучше настоящего, как святой апостол Павел говорит: яко и сама тварь свободится от работы нетления. Ныне она как причастная тлению терпит многое, что свойственно терпеть таким телам; но тогда, совлекшись всего этого, представит нам нетленное благолепие. Так как она получит тела нетленные, то и сама уже преобразится на лучшее. Ни в чем не будет тоща смятения и борьбы, потому что велико будет согласие в лике святых, по причине непрерывного взаимного между всеми единомыслия. Не нужно там бояться ни диавола, ни демонских козней, ни угрозы геенской, ни смерти — ни этой нынешней, ни той, которая гораздо страшнее этой; но всякий такого рода ужас прекращен будет".
К блаженству душ святых в Царстве Небесном присовокупится и то, что здешние их добродетели: их вера, человеколюбие, любовь к истине — процветут в царстве вечной любви, вечной истины и вечного добра. В Апокалипсисе сказано, что дела праведников последуют за ними в Царство Небесное: "Дела бо их ходят в след за ними" (Апок. 14, 13). Все добродетельные и благочестивые их чувства, стремления и направления, ознаменовавшиеся в сем мире святыми делами, останутся неразлучными с душами их в другом мире. В здешнем мире сколько сладких чувств ощущают живущие в Боге от плодов духовных, которые, по исчислению апостола Павла, суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание (Гал. 5, 22-23). Те же плоды духовные войдут с душами святыми в Царствие Небесное и, конечно, получат новое совершенство и усугубят меру блаженства душ святых.
Блаженство праведников в раю во второй период будет блаженством и для души, и для тела. Они будут наслаждаться, радоваться и душою и телом, как свидетельствует пророк Исайя, говоря: "На земле своей сугубая стяжут", то есть тогда возрадуются славою души и тела. Кроме духа, человек и по воскресении своего тела будет иметь две природы: душу и новое, тонкое тело. И как участвовали в делах человека дух, душа и тело, то и награда за гробом, по учению апостола Павла: "приимет каждый яже с телом содела или блага, или зла", должна быть и для души и для тела — блаженство духовное, внутреннее, и внешнее, соответствующее новому, тонкому, эфирному телу. Это внешнее, так сказать, чувственное блаженство составляют: 1) природа райская, красоте которой нигде и ничего подобного душа не видела, не слышала, а потому и вообразить себе не может, по свидетельству апостола Павла, и 2) общество святых ангелов и святых душ.
Учение Господа Иисуса Христа о небесном блаженстве следующее: "в дому Отца Небеснаго обители многи". Эти слова Господа не должно понимать так, чтобы они означали разные степени блаженства на небесах. Они, как пишет архимандрит Михаил в своем толковании Евангелия на сие место, означают только великое число обителей, пространное место, могущее вмещать много. Учение Иисуса Христа о разных степенях блаженства основывается на других Его словах: "Отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много: а емуже мало оставляется, менше любит" (Лк. 7,47). Вот свидетельство награды, но не в одинаковой степени: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его. Как различны дела, так различны и воздаяния, и как одна и та же добродетель (добрые дела) может быть в большей или меньшей степени, то и одна и та же награда будет иметь разные степени: принимавший вас принимает Меня, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Принимающий пророка во имя пророка получает награду пророка; и принимающей праведника во имя праведника получает награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мф. 10,40-42). И притча о талантах (Лк. 19, 17-26) свидетельствует о степенях блаженства. Все получают награду, но не в одинаковой степени. О том же пишет и апостол Павел: "Не всяка плоть, таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам. И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным. Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых" (1 Кор. 15, 39—42). О разных воздаяниях и в другом месте пишет: Бог воздаст коемуждо по делам его.
В блаженстве, а также и в мучении, участвуют и душа и тело. Блаженное состояние тел праведников святой апостол сравнивает со светлыми звездами. А как говорит, что самые звезды имеют не одинаковую степень света, то заключает, что будут разные степени блаженства праведников. Все различные черты, в коих Священное Писание представляет будущее блаженство праведных, могут быть приведены к двум главным видам: блаженство внутреннее, в себе самом заключающееся, и блаженство внешнее — от различного отношения существ как духовных, так и телесных. Из соединения сих двух видов блаженства составляется полное, совершенное блаженство.
Человек как существо умственное, нравственное, само себя сознающее, само собою действующее, сам в себе открывает начало своего блаженства. Его природа так устроена, что он должен внутри себя находить источники удовольствия и что при известных условиях он не может не ощущать себя блаженным; ибо в целом составе творения он есть только малейшая часть, и другие существа, как духовные, так и телесные, могут иметь и имеют различные к нему отношения, которые, смотря по тому, сообразны или несообразны с настроением его собственных сил и расположений, могут уменьшать или увеличивать его внутреннее удовольствие; то полное блаженство человека будет тогда, когда он с ощущением внутреннего самоуслаждения будет и извне ощущать приятное отношение к себе других существ. Оба сии вида блаженства слово Божие в высочайшей мере по смерти усваивает тем, которые здесь стараются приобрести право на него чистотою жизни и святостию своих действий. Они будут наслаждаться блаженством внутренним, ибо будут сознавать и ощущать в себе высокое совершенство и взаимное превосходное согласие действующих сил духовных и телесных, и блаженством внешним, ибо будет в самом приятном и гармоническом отношении к другим существам, их окружающим.
Человека составляют душа и тело, которое есть всегдашнее и неотъемлемое достояние души, необходимая часть человека, без которой он и не был бы человеком. Тот, Кто создал человека и предназначил к блаженству, создал его из души и тела; следовательно, как для полноты существа его, так и для полноты блаженства его необходимо всегдашнее существование тела вместе с душою. Так и было в начале устроено; человек был бессмертен по душе, не был смертен и по телу, и чувственная его часть, по назначению Творца, совсем не должна была подлежать разрушению, но, постепенно усовершаясь и утончаясь, вместе с усовершенствованием души долженствовала восходить, так сказать, к одухотворению. Только грех, разлившийся от души, повредил существо тела, так что оно подверглось тлению и разрушению. Впрочем, сила Божественного определения о теле осталась неизменною и в состоянии настоящего его тления. Ибо при всем изменении, какое оно терпит непрестанно от влияния на него различных внешних причин; при всем действии в нем силы смертной, открывающейся в болезнях и слабостях, во глубине существа его всегда остается неприметное семя бессмертия, которое тем более развивается и раскрывается, чем более слабеет и истлевает настоящий состав его. Из сего семени вместе с сим бренным составом, полагаемым в землю, к известному времени произрастет человеку новое тело. Говоря о связи настоящей жизни с будущею, которая есть не что иное, как продолжение настоящей жизни, должно заметить ту истину, что нравственное состояние человека имеет соответственное себе за гробом состояние — или доброе, или злое. Душевному доброму настроению на земле соответствует за гробом райское состояние, состояние правды, мира и радости. Такое состояние души на земле, ходящей в страхе Божием и по Его заповедям, есть состояние, которое Сам Иисус Христос называет состоянием нравственного воскресения. Душа жива и не умрет во веки, и видимая смерть тела есть только переход души в состояние жизни блаженной. Вот почему все добродетели наполняют душу какою-то неземною радостию; душа предвкушает то, что уготовано любящим и боящимся Бога. Наоборот, все пороки ставят душу в состояние, не естественное ей, состояние ожесточения, отчаяния.
Вообще жизнь души состоит в сознании. По учению слова Божия, жизнь души преимущественно состоит в истинном полном сознании своего Творца, Источника жизни, Бога, в Троице Единого. Это познание, соединяя человека с Богом, составляет вечную жизнь, как учит о сем Сам Господь Иисус Христос: верующий в Меня не умрет, но жив будет во веки. Сам Господь дал такое определение вечной жизни: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланнаго Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17, 3). Жизнь вечная состоит в познании Отца Небесного как единого истинного Бога и в познании посланного Им Иисуса, или Мессии. Познание истинное, основанное на вере, познание живое и действенное, а не рассудочное только и холодное познание, обнимает все способности души. Познание, соединенное с верою, усвоит познающим или верующим искупительные заслуги Спасителя как истинного посланника единого истинного Бога. Посему такое познание есть жизнь вечная, ибо поставляет человека в духовное единение с источником вечной жизни — Богом и Христом (Толкование Евангелия архимандрита Михаила, Иоан. 17, 3). Здесь разумеется познание Бога не только одно научное, теоретическое, но преимущественно практическое познание Бога, выражаемое в делах. Содержание сознания или жизни души как жизни, все далее и далее развивающейся, составляют: 1) любовь к Богу, 2) созерцание Его, 3) познание Его, 4) испытание Его и 5) прославление Его как на земле, ибо это — жизнь души, так и за гробом жизнь — не иное что, как дальнейшее развитие сознания, тех же самых частей жизни, без которых жизнь — не жизнь, а смерть.
Еще на земле человек начинает жить жизнию вечною. От него самого зависит жизнь как плод его веры. Верующий, познавший не умирает вечно, ибо пребывает в Боге и Бог в нем пребывает. В Священном Писании блаженство праведников прямо называется вечным, и именно: а) вечным животом: "и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея" (Ин. 10, 28; 3, 16); "Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки" (11, 25-26; 8, 51; 1 Кор. 15, 26); "и сие есть обетование, еже Сам обеща нам, живот вечный" (1 Ин. 2, 25; Тит. 1, 2): "и идут... праведницы в живот вечный" (Мф. 25,46); б) вечным царством Иисуса Христа: "сице бо обильно приподастся вам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа" (2 Пет. 1,11); в) вечным спасением (Евр. 5, 8-9); г) вечным наследием (9, 15); д) вечною славою (1 Пет. 5, 10; 2 Кор. 4, 17). Вечность блаженства представляется под образами: а) сокровища неоскудеваемого на небеси (Лк. 12, 33; Мф. 6, 20); б) постоянного имения на небеси (Евр. 10, 34); в) наследия нетленного, неувядаемого (1 Пет. 1, 4); г) неувядаемого венца славы (5, 4); д) всегдашнего пребывания со Христом (1 Фес. 4, 17; Ин. 12, 26; Рим. 8, 17-29).
О вечности блаженства праведников учили и писали все святые отцы и учители Церкви: Феофил Антиохийский, Ефрем Сирин, Иларий, Иоанн Златоустый, Климент Александрийский, Киприан, Амвросий, Григорий Богослов, Василий Великий и др.
Из понятий о Боге и о душе вытекает понятие о вечности или блаженства, или мучения. Один только Бог вечен, всесовершен и неизменен; человек же, Им созданный для вечности, — вечный по душе и по телу, изменяется, достигая постоянно совершенства, в чем и заключается его жизнь. Изменение — развитие дальнейшее, есть жизнь; следовательно, жизнь есть непрестанное дальнейшее развитие — непрерывающийся переход из одного душевного состояния в другое. Где нет развития, там нет и жизни; так как жизнь за гробом, блаженство или мучение, есть плод земной жизни, то по закону жизни и блаженство, и мучение не могут остановиться в своем развитии ни на один момент. Желания души никогда не могут удовлетвориться; желания души сменяются новыми желаниями, и эта смена желаний, по вечности бытия души, составит бесконечную, вечную смену желаний и удовлетворение их за гробом в раю, для праведников вечное блаженство или вечность блаженства, все далее и далее развивающегося в целую вечность, поэтому нет и быть не может меры, границы блаженства, а равно и мучения грешникам. Это заключение здравого ума из свойств Бога и души о вечности блаженства и мучения, заключение, подкрепляемое и словом Божиим, и свидетельством святых отцов и учителей Церкви.
Итак, блаженство постоянно за гробом будет возрастать, увеличиваться. Среди развития один момент неудовлетворенного желания не есть блаженство, что согласно с законом жизни и с свидетельством откровения, высказанного святым Давидом: "пойдут от силы в силу" (Пс. 83, 8). Душа каждого праведника, утвердившаяся в добре и святости, будет стараться непрестанно все более и более приближаться к Богу, а следовательно, искать большего, внутреннего совершенства, и это желание души постоянно удовлетворяется, иначе было бы не блаженство. Души праведников, возрастая в своих совершенствах, делаются все премудрее и святее и будут все ближе и ближе подходить к бесконечному совершенству Бога — Господа Иисуса Христа, Которого образ и подобие на себе носят.
Царствие Небесное наследуют одни бессмертные души праведников и переходят в новое, загробное, вечное блаженное состояние, или просто в блаженную вечность. Это состояние праведников за гробом преимущественно называется в слове Божием вечною жизнию, и праведники будут вечно с Богом и друг с другом, как об этом открыл нам Сам Господь Иисус Христос, сказав, что многие приидут от востока и запада и возлягут со Авраамом, Исааком, Иаковом в Царствии Небесном (Мф. 8, 11). Это божественная, небесная истина о всеобщем сожитии праведных в раю после уже страшного дня судного, то есть во второй период загробной райской жизни, в которой будут общниками многие от всех земных стран. Самые слова Господа о жизни райской свидетельствуют, что в раю будут жить одни только верные Господу Иисусу Христу, верные всех народов, времен и мест, а не одни только евреи, как это они думали о себе. Современные Иисусу Христу евреи чувственно представляли себе царство Мессии, и Господь Царство Небесное по сей причине представляет им пиром, где, по обычаю восточному, не сидели, а лежали. Блаженное, райское состояние, чтобы сколько-нибудь приблизить к их детскому пониманию, Иисус Христос уподобляет брачному торжеству, на котором все предназначается к радости присутствующих на браке; так и в Царствии Небесном нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости и веселия. От празднования брака обыкновенно удаляют все, могущее хотя сколько-нибудь нарушить приятности брачного торжества. Отсюда видны непостижимое великолепие Царства Небесного, попечительность Божия о человеке и безграничная любовь Творца к Своему созданию с доставлением ему совершенного блаженства. Как для наглядного представления евреям состояния геенны Иисус Христос брал символы, например долину Евномову, вавилонскую печь, так точно, чтобы сколько-нибудь приблизить евреев к представлению райского блаженства, символами брал вечерю, пир, брак и солнце, свету которого уподобляет состояние праведных в раю: 'Тогда праведники возсияют, якоже солнце, в Царствии Отца их". Под этим образом разумеется блаженство праведных душ в раю, в будущем небесном царствии Христовом, или царстве Бога Отца, Которому Сын предаст царство после всемирного суда (1 Кор. 15, 28). И здесь-то, в царстве мира и любви, между обитателями его будут царствовать вечная приязнь, дружба, родство и совершенное единомыслие. Радость о Боге, источнике всех радостей, преисполнит сердца праведников, и будет радость вечная, ничем не возмущаемая.
Всякий возраст имеет свой горизонт сознания и ему соответствующую степень понимания. Заключим настоящую статью словами апостола Павла, что райскую жизнь первого периода мы, еще живущие на земле, познаем только отчасти, как бы гадаем, а о втором периоде загробной жизни, как райской, так все равно и геенской, ничего подобного себе и представить не можем. Ежели земля и все земное еще было в некоторой степени образом, подобием, символом загробной жизни первого периода, то второй период не имеет себе ничего подобного ни на земле, ни на небе, которое есть преддверие рая. Царствия Небесного, блаженства которого не могут представить не только пребывающие еще на земле, но и на самом небе уже находящиеся. Детский возраст никогда не может составить себе понятие о состоянии совершенного мужского возраста и о тех удовольствиях, радостях и скорбях, которые его сопровождают. Это состояние совершенного возраста для детского сознания остается в тумане, и переход в него совершается постепенно.
Мы многого и очень многого не знаем; не можем себе представить и дать отчета: как, отчего, почему, для чего? Например, не может представить и даже вообразить, как две совершенно различные природы, дух и плоть, так тесно и непостижимо соединились в человеке, что можно безошибочно говорить, что дух воплотился или плоть одухотворилась. Таким образом, и состояние райской жизни во всей ее полноте не может быть представлено никаким совершенным умом. Оно только для верующих здесь, на земле, открывается начатками будущего, и как заря предшествует дню, так просвещенные светом благодати Христовой сознают только одно: что все на земле прах, ничто пред будущим и что самое истинное, доброе и прекрасное на земле есть только едва приметная тень будущего блаженства, начатки которого только одни верующие отчасти, и то иногда, предвкушают на земле. Сделать же полное описание блаженства, приготовленного от вечности праведникам не только во второй период, но и в первый период загробной жизни, не мог и тот, кто и сам был на третьем небе, то есть апостол Павел: "восхищен бысть в рай, и слыша неизреченные глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати". Эти апостольские слова рисуют нам свойство райской жизни первого периода, дают понятие еще живущим на земле о том, что блаженство праведников и красоты рая не могут быть высказаны видевшим оные, как пишет о самом себе апостол Павел, видевший и слышавший все в раю. Что видел и слышал на небе, того передать не мог по недостатку слов на языке; а ежели бы и передал земнородным, то не поняли бы так точно, как не понимают многого дети. Этот рай, небо — жилище святых первого периода, — кроме апостола Павла, видели и другие угодники, еще будучи на земле, например Андрей, Христа ради юродивый, и другие. Видев жилище святых первого периода, они не видели жилища святых второго периода, о красотах которого апостол Павел говорит: "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его", то есть что ум человеческий и вообразить себе не может, что нет ничего подобного не только на земле, но и на небе, и что самые святые еще не видели, не слышали, — не исключая и самого себя, — что приготовлено Богом для любящих Его. Значит, ни мы, ни святые и представить себе не можем того блаженства, которое ожидает сынов Божиих, истинных христиан, блаженства и для души, и для тела. Сии последние слова апостола характеризуют рай второго периода, красоты которого он и сам не может даже и вообразить.