Во Втором Своем славном пришествии на землю Сам Иисус Христос говорит: "Приити имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со ангелы Своими: и тогда воздаст коемуждо по деянием его" (Мф. 16, 27). Иисус Христос приидет теперь на землю не в уничижении, как приходил в первый раз, для спасения человеков, но теперь приидет во всей славе, которою окружен Сам Бог, и приидет для суда. И в другом месте Господь подробно говорил о Втором пришествии (Мф. 24, 27-31; 25, 31-42; Мк. 8, 38; Лк. 12, 8-9; Ин. 14, 3). Тотчас по Вознесении Господа Иисуса Христа на небо ангелы явились стоявшим и изумленным апостолам, обратившим свои взоры к небу, и сказали им: "Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо" (Деян. 1, 11). Апостол Иуда приводит в своем послании пророчество Еноха о Втором Господнем пришествии: "Се приидет Господь во тмах святых ангел Своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их, ими же нечествоваша, и о всех жестоких словесех их, яже глаголаша нань грешницы нечести-вии" (14, 15). Другие апостолы часто напоминали христианам о Втором пришествии для утверждения их в вере и благочестии (1 Ин. 2, 28; Тит. 2, 12-13), или для удержания христиан от осуждения ближних (1 Кор. 4, 5), или для возбуждения верующих к бодрствованию и постоянной готовности к встрече Господа (1 Фес. 5, 2, 6), или для утешения их в скорбях (1 Пет. 4, 13).
Второе славное пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа, чтобы судить человеков, есть учение христианской Церкви, есть один из догматов Православия, есть седьмой член Символа веры: "И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же царствию не будет конца".
Когда наступит последний час бытия настоящего мира? Этот час будет — полночь, так как началом дня считают 12 часов пополуночи, и Церковь учит потому нас об этой истине так в своей песне: "Се жених грядет в полунощи..." В полуночи последует Второе славное пришествие Господа на землю в Своем прославленном теле, потому Его увидят все, как видели Его ученики Его в продолжение 40 дней по Воскресении. Но каково Его будет пришествие на землю, Спаситель Сам сказал: Мое пришествие будет точно так же, как появление молнии на горизонте: являясь на востоке, блестит и на западе. Таково будет быстрое пришествие Христово и, как сияние славы, будет видимо везде и всеми. После скорби дней тех, дней антихриста, и всех бедствий, которые, по учению Иисуса Христа, будут непродолжительны, ибо ради избранных сократятся, последует вообще изменение законов природы, новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом. Сам Господь Иисус Христос открыл, что прежде Его пришествия последуют изменения, дивные перевороты в природе видимой и невидимой: "Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына Человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою" (Мф. 24, 29, 30). Вообще выражение "солнце померкнет" не значит, что оно уничтожится, — но что его свет пред светом пришествия Христова! Луна не даст света, звезды спадут с неба — означает изменение законов природы, новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в Царстве Христовом. Ибо с явлением Божественного света необходимо померкнуть солнцу, луне, звездам. Настанет день, день вечный, свет Христов, просвещающий верных. Что будут значить солнце, луна и звезды, когда нет ночи? Невидимый, духовный мир подвигнется, то есть все силы небесные — ангелы как воинство небесное — ополчатся для сопровождения Царя славы, Господа Иисуса Христа, идущего судить вселенную, подвигнутся, видя такую перемену. Ибо, если они столько ужаснулись и удивились, когда сотворены были звезды (Иов 38, 7), то как же им не ужаснуться и не поколебаться более чем тогда, видя, что все преобразуется и сослужители их — человеки — все имеют дать отчет за свои дела. Подвигнется и видимый мир пред самым пришествием Христовым на свое изменение, как об этом изменении свидетельствует апостол Петр, что небо и земля будут новы: "Нынешняя небеса и земля темже словом сокровена суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек... небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже в ней дела сгорят... небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми растаются; нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет" (2 Пет. 3, 7, 10, 12-13), так что будут и небо новое и земля новая, а нынешние небеса и земля изменятся посредством огня. Самое пришествие предварится явлением на небе знамения креста, от света которого не видно будет солнца. Явление креста будет для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев; ибо Христос приидет на суд, имея величайшее оправдание — Крест, показывая не только раны, но и позорную смерть. Восплачутся от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни. Восплачутся все колена земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, мудрствующие земное, хотя бы то были и христиане: "Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе, но мы Тя, Единородно, отеческия славы сияние Божества, от нощи утреннююще, воспеваем Тя Человеколюбче" (глас 4, пес. 5). Слава же, с которою приидет Христос, явится в величии всего Его пришествия, окруженного тьмами ангелов (Мф. 25, 31).
Воскресение мертвых тел