Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности отношени€ к ребенку на ранних этапах развити€ общества




 

–оль образовани€ на каждом историческом этапе мен€етс€ в зависимости от прин€той человеческим сообществом системы ценностей. ѕредставлени€ о том, по каким законам осуществл€етс€ развитие человека в образовательном процессе, определ€ет содержание, формы и методы обучени€ и воспитани€, педагогическое мышление, позицию педагогов и обучающихс€, уклад жизни учебных заведений. ÷ели и задачи образовани€ €вл€ютс€ элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природе и возможност€х человека.

 ультурологический подход к образованию предполагает рассмотрение вопроса о том, как общество воспринимает и воспитывает ребенка, в качестве одной из главных характеристик культуры в целом.  ультура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание, развитие) - специфический способ организации и развити€ человеческой жизнеде€тельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в совокупности отношений. ¬ культуре может фиксироватьс€ способ жизнеде€тельности отдельного индивида и социальной группы. ¬ простом, медленно развивающемс€ обществе человек слит со своей культурой. ќбычаи, веровани€, привычные общественные формы кажутс€ ему единственно возможными и верными. ѕро€вление автономии культуры по отношению к человеку, а следовательно, и необходимость образовани€ достигаютс€ при определенном уровне общественного и духовного развити€.

ћногочисленные результаты эмпирических исследований позволили ћ. ћид выделить три типа культур в истории человечества - постфигуративные (дети учатс€ у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатс€ в основном у своих сверстников) и префигуративные (взрослые могут учитьс€ и у своих детей).

¬ середине XX в. в исследовани€х культурологов подлинной реальностью культуры становитс€ личность и ее характер, установки и жизненна€ истори€. ѕон€ти€, которые ввод€тс€ ими в науку - Ђбазова€ личностьї, Ђнациональный характерї, Ђсоциальный характерї, - свидетельствуют о повышенном интересе к вопросу о взаимодействии личности и общества.

Ѕазова€ личность определ€етс€ как устойчива€ совокупность черт характера, присущих люд€м данной культуры и про€вл€ющих себ€ в широком диапазоне ситуаций, начина€ от бытового поведени€ и конча€ религиозными и политическими взгл€дами.

Ђ—оциальный характер - это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строюї [10]. —оциальный характер, св€зыва€ тип культуры с определенным типом личности, и служит системой, с помощью которой происход€т поиск, отбор и переосмысление информации. ќн может изучатьс€ путем систематического наблюдени€, сравнительного изучени€ биографий, тестировани€.

Ћюбой народ богат представител€ми самых разнообразных психологических типов, но тем не менее некоторые типы в одних культурах встречаютс€ чаще, чем в других.  роме того, у представителей любого народа одни психологические качества доминируют над другими.

¬ своей работе Ђѕсихологические границы обществаї ј.  ардинер [8. - —. 203] отмечает, что социальный характер состоит из Ђсистем действийї и Ђпроективных системї. ¬ процессе вхождени€ в культуру происходит перенос возникших в детстве Ђпроективных системї на широкий круг ситуаций. ќбраз матери переноситс€ на других женщин, в частности на жену, образ отца - на мужчин, облеченных властью.

¬ажнейшими элементами воспитани€ ј. ардинер считает посто€нство или спорадичность материнской заботы; регул€рность питани€; отношение родителей или тех, кто их замен€ет, к ребенку; помощь в научении ходить, говорить; способы наказани€; врем€ и методы отн€ти€ от груди; контроль за опорожнением желудка. »зуча€ культуру алорезов (жителей острова јлора в 600 мил€х восточнее явы), ј.  ардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных правил. ќбещани€, даваемые дет€м, не выполн€ютс€. ћатери и отцы редко бывают с детьми. —амосто€тельно обуча€сь ходить, дети часто падают и ушибаютс€. »х отличает замкнутость, конфликтность. Ќередко ими овладевают приступы €рости. —реди взрослого населени€ часты ссоры, разводы. Ѕольшую роль в отношени€х играют деньги.

ѕо-другому воспитывались дети в племенах команчей, которые жили охотой, войной и торговлей. √лавную роль в племени играли молодые мужчины. ∆енщины посв€щали себ€ заботам о семье. –ебенка ждали, радовались его по€влению. √рудью кормили долго. —истема требований к ребенку была согласованной и ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. ¬ результате такого воспитани€ у команчей развивалась сильна€ уверенна€ личность. ¬зрослых и детей отличали доброжелательность, кооперативность. ј. ардинер также изучал технику воспитани€ человека западной культуры на примере небольшого американского городка ѕлейвилл€. Ѕольшую роль в воспитании здесь играет авторитет отца и длительна€ забота матери. –ебенка воспитывают в чистоте, комфорте, стрем€тс€ развить в нем прив€занность к родител€м. ќднако чрезмерна€ забота, излишн€€ сексуальна€ дисциплина оказывают неблагопри€тное воздействие на развитие личности, порожда€ пассивность и инертность.

¬ –оссии воспитание отличаетс€ от воспитательных традиций других народов; главна€ черта русского характера заключаетс€ в его внутренней антиномичности. Ёто подчеркивали еще —. Ѕулгаков, Ќ. Ѕерд€ев и Ќ. Ћосский. ¬.√. Ѕелинский говорил о бессилии при силе, бедности - при огромных богатствах, бессмыслии - при уме природном, тупости - при смышлености природной. √.—труве - о легковерии без веры, борьбе без творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимости без благоволени€. ѕосто€нное несогласие между законами и жизнью, между учреждени€ми писаными и живыми нравами народными отмечал ј.—. ’ом€ков. –усскому народу свойственна специфическа€ национальна€ психологи€, про€влени€ми которой €вл€ютс€ ответственность перед призраком будущих поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в насто€щем, суетливое беспокойство о вечном. —реди качеств, присущих русскому народу, выдел€ют максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.

—пецифику русского национального характера объ€сн€ют географическим положением –оссии, ее историей, в первую очередь взаимоотношени€ми с соседними народами, внешними вли€ни€ми на генофонд, специфическим ландшафтом, характером русской природы. Ќа формирование личности русского человека оказывает вли€ние ритм кресть€нской жизни в холодном климате - смена безде€тельности и пассивности в долгие зимние мес€цы и освобождение после весенней оттепели. ¬ психологической антропологии есть попытки исследовать особенности национального характера традицией тугого пеленани€ младенцев, существующей в –оссии, которое приводит к тому, что дети растут сильными и сдержанными, признава€ необходимость сильной внешней власти. Ќа короткое врем€ младенца освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. ћногие русские, по мнению иностранных психологов, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках долгих периодов депрессии и самокопани€. ќсобенности российского менталитета заключаютс€ в доминировании оральной культуры, характеризующейс€ неумеренной склонностью к еде, питью и пению.

¬ типологической модели личности отечественного психолога Ѕ.—. Ѕратус€ [2] привод€тс€ характеристики типа Ђперестроечной личностиї, которой свойственно переходное потребностно-мотивационное состо€ние: есть желание, но нет предмета, ему отвечающего. ќчень важно, с его точки зрени€, не ошибитьс€ в выборе этого Ђпредметаї. ќн советует по примеру Ћ.Ќ. “олстого Ђбрать вышеї, Ђдл€ достижени€ реального и возможного стремитьс€ к идеальному и невозможномуї.

Ђћы бы хотели сохранить и передать будущему эти наши национальные черты м€тежности и тревоги, эту упорную работу над прокл€тыми вопросами, это неустанное искание Ѕога и невозможность примиритьс€ с какой-либо системой успокоени€, с каким бы то ни было мещанским довольствомї, - писал Ќ. Ѕерд€ев.

ќднако в XXI в. ценности русской культуры существенно мен€ютс€, привод€ к смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу и которые хотел сохранить Ќ. Ѕерд€ев. ќтвергаютс€ ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). –езко возрастает ценность благососто€ни€ (материальный успех и благополучие), автономии как независимости и уверенности в себе, стремление выразить свою уникальность, формируютс€ установки на социальное неравенство. “акое резкое изменение ценностных ориентации св€зано с вхождением –оссии в общемировое цивилизационное пространство. ќбразцы поведени€, нормы общени€, ценности, присущие прежде всего западной культуре, Ђперенимаютс€ї довольно быстро, но не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным контекстом, зачастую привод€т к серьезным внутри личностным конфликтам.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1259 - | 1206 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.