Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёстетика между классикой и современностью




 

1. –азговоры о кризисе не следует воспринимать трагически, как будто речь идет о Ђсмертиї эстетики.  ризис Ч перемена состо€ни€, то есть нормальна€ фаза развити€. Ќадо разобратьс€: что в современном положении эстетики внушает тревогу, а в чем можно видеть позитивные тенденции?   числу последних можно отнести активное включение в свое содержание проблем и положений эстетики такими интенсивно развивающимис€ в насто€щее врем€ такими науками как философска€ антропологи€ и философи€ культуры. ѕроцессы широкой гуманитарной ассимил€ции происход€т в различных сопредельных с философией област€х знани€, например, в исторической культурологии, психологии, в искусствознании, ранее достаточно герметичном, также по€вл€етс€ все больше исследований широкой культурологической ориентации. ќ чем это все говорит? ќ кризисе или о новых горизонтах современного познани€? Ќе €вл€етс€ ли все это знаком того, что мы, наконец, вступили в стадию становлени€ Ђгуманитарного мышлени€ї?

2. „то это значит дл€ эстетики? √отова ли она к тому, чтобы насыщать своим содержанием другие дисциплины?   сожалению, это далеко не так. ѕричина кроетс€ в том, что долгое врем€ эстетика существовала в режиме самодостаточности, когда ее проблемна€ структура, система ее категорий сохран€лись без изменени€. »сследовани€, посв€щенные отдельным эстетическим категори€м, как правило, имели локальный характер, про€вление и механизмы действи€ в культуре различных модификаций эстетического Ц таких, как, например, гротеск, ирони€, пароди€ и т.п., имели статус отдельных примеров. — одной стороны, все врем€ говоритс€ о Ђпрозрачностиї эстетического, то есть о том, что оно пронизывает все области человеческого существовани€, а с другой стороны Ц нет серьезных исследований разнообразных способов, механизмов, форм осуществлени€ Ђэстетическогої, его различных модификаций в сфере практики (предметной, социальной, педагогической), в сфере мировоззрени€. —уществуют разрозненные указани€ на про€вление Ђэстетическогої, например, в науке, общении, поведении, предметной де€тельности, включающиес€ в раздел эстетики, который называют Ђпроблемой эстетической культурыї.

3. ћне представл€етс€, что одной из перспективных целей дальнейшего развити€ эстетики €вл€етс€ Ђэстетика жизненного мираї, котора€ может стать эстетическим прочтением текста культуры. ≈е предметом будет рассмотрение исторической эволюции культурных форм многоуровневой эстетической самореализации человека. ¬ сфере мироощущени€ действие Ђэстетическогої раскрываетс€ в сенсуальном жизненном чувстве быти€, его пластическом и интонационном образе Ц например, в переживаемом образе мирового пор€дка, хаоса и космоса, пространства, времени, истории, поко€ и движени€, дальнего и ближнего мира, гармонии и драматизма, единичного и универсального, одноголоси€ и полифонии, раздробленности и целостности, €сности и таинственности, нагл€дности и непредставимости, конечного и бесконечного, завершенности и потенциальности, естественности и искусственности т.д., то есть эстетической окрашенности всей системы эмоционального мира человека, поведени€, общени€.

¬ сфере мировоззрени€ необходимо исследовать представленность и роль Ђэстетическогої в формировании научной, религиозной, мифологической, философской, художественной картины мира.

«десь открываютс€ большие перспективы дл€ исследовани€ таких эстетических феноменов, как карнавальность, стилизаци€, социальный театр и т.п. ќдной из стержневых категорий анализа историко-культурного материала в эстетической проекции €вл€етс€ категори€ Ђстильї (стиль мышлени€, жизни, искусства, культуры).

4. Ёто направление исследовани€ должно непременно развертыватьс€ в историческом ракурсе. ƒо сих пор истори€ эстетики существовала только как истори€ эстетической мысли. –азработка истории эстетики жизненного мира послужит построению исторической картины культурного развити€ человечества, благодар€ чему истори€ культуры предстанет как живой процесс быти€ человека в мире, а эстетика Ц как существенна€ и неотъемлема€ составл€юща€ человековедени€ и культурологии.  роме того, эстетика могла бы стать своеобразным интегратором философии культуры и множества разнообразных Ђпредметныхї историй (истории науки, искусства, религии, философии, нравственности, истории ментальности), чтобы стать св€зующим звеном в создании не суммированной, а целостной картины исторического развити€ культуры, где Ђэстетическоеї выступает как мета-€зык культуры.

»сторический ракурс открывает новые возможности и в изучении развити€ системы эстетических категорий. ѕодобно тому, как шел процесс перехода от разрозненного изучени€ отдельных видов искусства к системе историко-культурной морфологии искусства, в эстетике тоже назрел переход от определени€ сущности и специфики категорий классической эстетики (трагического, комического, гармонии, возвышенного и т.п.) к исследованию их исторического развертывани€ в культуре. Ётот подход предполагает рассмотрение того, как в истории соотносились между собой эстетические категории, как и в св€зи с чем по€вл€лись Ц новые, причины и обсто€тельства исторической смены доминировани€ одних Ц и ухода в тень других, как и в св€зи с чем происходило, например, проникновение эстетического в жизнь через искусство (что про€вл€лось в широкой культурной ассимил€ции таких категорий, как поэтическое, прозаическое, драматическое, героическое, театральность, живописность, гротеск, пароди€ и т.д.). Ќесомненный интерес представл€ет также историческа€ трансформаци€ эстетических категорий в различных национальных культурах (пора уже выйти в этой области за пределы публицистических наблюдений и придать вопросу об эстетическом своеобразии национальных культур статус проблемного направлени€).

5. ѕодвод€ итог сказанному, можно заключить, что сегодн€ мы наблюдаем не кризис эстетики вообще, а кризис традиционной эстетики. ѕри этом следует отметить, что это Ч молода€ наука, ее дисциплинарный статус определилс€ всего два столети€ назад, ведь докантовское эстетическое знание было близко св€зано с философией, богословием, искусствознанием, риторикой.

¬ыделение эстетики в самосто€тельную дисциплину с неизбежностью повлекло за собой ее изол€цию, св€занную с осознанием специфики своего предмета, в это врем€ был обозначен круг основных проблем, наметилс€ эскиз категориальной системы. ћожно считать, что задачи первого этапа развити€ эстетики как отдельной дисциплины, в основном, выполнены. “еперь эстетике необходимо расстатьс€ с временной самоизол€цией и, после указани€ на то, что такое Ђэстетическоеї и через какие категории оно осмысл€лось, перейти к изучению его Ђбогатогої содержани€, то есть исследовать, как оно Ђработаетї в культуре и как культура осуществл€етс€ через него. ѕечальный пример вымерших динозавров показал, что организмы, не способные к гибкой эволюции, не жизнеспособны. Ёстетика стоит на рубеже нового этапа развити€, который не должен схоластически сдерживатьс€ сформировавшимис€ ранее границами. Ѕудущее Ц за творчеством и чуткой реакцией на современные потребности культуры и гуманитарного знани€.

 

ѕечатаетс€ по: ”стюгова ≈.Ќ. Ёстетика между классикой и современностью // Ёстетика сегодн€: состо€ние, перспективы. ћатериалы научной конференции. 20-21 окт€бр€ 1999 г.

“езисы докладов и выступлений. Ц —ѕб., 1999.

 

¬опросы дл€ самоконтрол€

ƒайте определение эстетики.

¬ чем заключаетс€ специфика эстетического знани€?

„то было предметом эстетики в ходе ее развити€?

Ќазовите задачи эстетики.

ѕеречислите признаки научной системности эстетики.

„ем эстетический подход к изучению искусства отличаетс€ от искусствоведческого?

 акие перспективные пути развити€ эстетики обозначены в статье ≈.Ќ. ”стюговой ЂЁстетика между классикой и современностьюї?

Ћитература

Ѕорев ё. Ѕ. Ёстетика: ¬ 2-х т. Ц —моленск, 1998. Ц “. 1.

 оллингвуд –. ƒж. ƒва услови€ существовани€ теории эстетики //  оллингвуд –. ƒж. ѕринципы искусства. Ц ћ., 1999.

 ривцун ќ. ј. Ёстетика: ”чебник. Ц ћ., 1998.

 

 


“ема 2. Ёстетические представлени€ народов ƒревнего ¬остока

 

Ёстетика древних цивилизаций

Ёстетика ƒревней »ндии

Ёстетика ƒревних  ита€ и японии

 

ќсновные пон€ти€:–игведа, упанишады, рита, брахман, атман, даосизм, дао, инь и €н, у-вэй, саби, хайку, пейзаж.

 

I. –азвитие эстетической культуры начиналось не с древних греков и римл€н. ќна достигла высокой ступени развити€ уже в странах классического ¬остока. ≈гипт€не, шумеры, ассирийцы, вавилон€не, китайцы создали замечательные пам€тники искусства. “огда же возникли первые зачатки эстетической мысли, хот€ они не получили строгого оформлени€ в виде теоретических положений, трактатов.

ќдним из ранних государств, где искусство получило высокое развитие, был ≈гипет. ¬ период ƒревнего ÷арства в ≈гипте сложились основные формы художественной культуры: архитектура, скульптура, рельефы и росписи, художественное ремесло, различные жанры искусства слова (поучени€, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид). ƒревние египт€не имели не только представление о прекрасном, но и соответствующие эстетические термины. “ворчество египетских художников регулировалось определенными канонами, эстетическими принципами. ≈гипт€не примен€ли математику дл€ решени€ эстетических задач.

»сключительным богатством отличаетс€ культура шумеров (IV Ц III тыс. до н. э.): замечательные архитектурные пам€тники, рельефы, художественное ремесло, искусство. ¬ первой половине II-го тыс. до н. э. расцвела культура ¬авилона. «десь получили развитие не только изобразительные искусства, но и художественна€ литература, был создан космогонический эпос, описывающий возникновение мира из хаоса, борьбу богов, создание людей.

II. Ёстетика зародилась и в философии ƒревней »ндии.

ѕервоначально эстетическое древнеиндийское сознание про€вилось в сфере мифопоэтической традиции. –игведа возвышает природу до уровн€ высшей ценности дл€ человека. ѕервопричина мира Ц персонифицированное божество, которому свойственен поэтический талант, или абстрактный принцип Ц вселенский закон, имеющий свою музыку, которую слышат в своем сердце поэты в состо€нии озарени€.

¬еличественные ритмы природы наводили древних мудрецов на мысль о существовании единого начала, пронизывающего мир, Ц риты. Ќезыблемости эстетического устройства соответствует незыблемость моральных регул€тивов. » то, и другое €вл€етс€ про€влением высшей реальности, раскрывающей свою сущность и в цветении розы, и в добродетельном поступке. ¬ одном из гимнов –игведы космическое начало изображаетс€ в образе вселенского человека Ц ѕуруши, от которого произошла вс€ жива€ природа, вс€ эстетическа€ духовность: стихи, мелодии и песнопени€.

Ѕрахман и атман (начала мира) предстают в двух ипостас€х: как про€вленна€ и как непро€вленна€ первична€ реальность. ƒействием атмана мир развертываетс€ по схеме эстетического опыта. ƒве красавицы сплетают этот мир из цветов, так что весь он превращаетс€ в благоухающее цветение.  аждый из уровней мира Ц от земли до неба Ц обретаетс€ через особый вид песнопений. Ёстетика песнопений, исполн€емых во врем€ жертвоприношений, концептуализировалась в упанишадах Ц религиозно-философских комментари€х к ведическим гимнам. ¬ажное место в упанишадах занимает эстетика света, ее св€зь с нравственностью. —олнце Ц символ всего светлого, источник красоты и жизни, и одновременно вместилище темных сторон быти€, ночной стихии жизни, всего невидимого.

јтман соотноситс€ в упанишадах с музыкальным инструментом (барабан, лютн€) и голосом певца. ¬ лоне эстетического быти€ вращаютс€ и боги, которые Ђокутали себ€ песнопени€миї, чтобы избежать смерти, и в этом танце обрели бессмертие. ‘илософи€ упанишад раскрывает возможности познани€ брахмана в состо€ни€х исполненного красоты созерцани€. “аким образом, древнеиндийска€ философи€ показывает, что человек Ц необходимый элемент мироздани€. ќснова древнеиндийской эстетики Ц иде€ радостного воспри€ти€ мира. Ёстетическое благоговение перед природой сохранила вс€ последующа€ традици€ индийской культуры.

III. ¬ ƒревнем  итае эстетика развивалась под вли€нием конфуцианства, даосизма, буддизма.

¬ даосизме реальность трактуетс€ как Ђпустотаї. јтрибуты дао (естественность, жизненна€ сила, инь и €н) Ц это, в том числе, эстетические категории. —амое совершенное про€вление дао Ц ритмы природы. ѕоиски про€влений дао в природе, человеке, государстве Ц главна€ задача художника. ƒао Ц это творческое, созидательное начало всего сущего, мирова€ бездна, источающа€ красоту. Ёстетическа€ интуици€ даоса Ц это интуици€ человека, не обремен€ющего сердце Ђухищрени€ми искусстваї.  ак говорил „жуан-цзы, дао можно постичь, но нельз€ увидеть. ќно может открытьс€ только дл€ внесловесного способа постижени€. ƒао Ц это туманное начало, привод€щее все сущее к совершенству. ¬с€кое творчество черпает из потока дао, перед всемогуществом которого отступает люба€ человеческа€ фантази€: ЂЌе следу€ искусству дао, полага€сь лишь на собственные таланты, далеко не уйтиї. «акон дао гармонирует с принципом у-вэй (неде€ни€). Ќеде€ние конституирует образ человека, отрешенного от самого себ€, делающего все без усилий, спонтанно. »нь и €н, вступа€ в гармонию, создают по ее образу и подобию самые разнообразные эстетические отложени€ своей силы, так что мир предстает обладателем Ђвеликой красотыї.

 осмическа€ размеренность творчества про€вл€етс€ в традиционном жанре китайского искусства Ц в пейзаже. ѕо€вление классической пейзажной живописи датируетс€ X веком. ѕейзажный образ дл€ китайского сознани€ Ц это своего рода икона. ѕрирода имеет два главных масштаба: огромный Ц в панораме, малый Ц у отшельника. ќтсутствует средний план. ѕрирода в китайской пейзажистике предпочитает оставатьс€ безлюдной. —имволика изображени€ дикой сливы: цветы олицетвор€ют солнечное начало, светлый, легкий принцип €н; само дерево, ствол, ветви полны соками земли, они выражают ее таинственную силу Ц инь. „ашечка, поддерживающа€ лепестки, воплощает три начала Ц Ќебо, «емлю и „еловека Ц и поэтому рисуетс€ трем€ точками. —ам цветок €вл€етс€ олицетворением п€ти первоэлементов и поэтому изображаетс€ с п€тью лепестками. ÷веты и дерево символизируют общие закономерности природы.

»з синтеза даосизма и буддизма возник чань-буддизм (в  итае) или дзэн-буддизм (в японии). ћистический опыт чань-буддизма подводит мышление к той точке отча€ни€, где человеческое существование лишаетс€ определенностей, но одновременно озар€етс€ молнией истины. „еловек освобождаетс€ от иллюзий сознани€, от ловушки слов. „ань использует вневербальный характер постижени€ истины. »злюбленный предмет изысканно-безыскусного изображени€ чаньских художников и поэтов Ц ослепительные проблески мироздани€ в самых обыкновенных вещах.

“ворческа€ сила природы и творческа€ сила искусства эквивалентны. ¬ то же врем€ природа и искусство представл€ютс€ соперниками, беспрерывно упражн€ющимис€ в своем искусстве.

Ќациональное своеобразие €понской эстетики заключаетс€ в лаконичности. ƒл€ €понцев характерно стремление к эстетизации повседневного быта, когда грань между художественным и нехудожественным провести очень трудно. ‘ормирование пон€тий Ђочарование вещейї, Ђсабиї Ц настроение поко€ и одиночества, любовь к преход€щему, недостижимому, мимолетному.

 

 

 


—хема 2.1. »скусство японии

 

ќсновной тезис.“радиционна€ восточна€ эстетика выразила глубокие проблемы человеческого быти€ на своем €зыке и с помощью оригинальных художественных средств. ¬ теории и практике восточного искусства мы находим самобытное и художественно убедительное решение фундаментальной проблемы эстетики Ц проблемы соотношени€ особенного и универсального в эстетическом объекте.  ак бы сильно ни отличалс€ менталитет жителей ¬остока от менталитета жителей «апада, европейцы и американцы начанают понимать, что восточна€ Ц в частности, €понска€ модель отношени€ к природе, восточное искусство оказываютс€ очень актуальными и созвучными настроени€м современного человека.

ј. √енис

‘отографи€ души

 

 омментарий. јлександр јлександрович √енис (р. 1953) Ц русский писатель, эссеист. ¬ 1977 эмигрировал в —Ўј. ќсновна€ сфера интересов: русска€ литература XIX и XX вв., современна€ культура.  ниги (совместно с ѕ. ¬айлем): Ђѕотер€нный рай. Ёмиграци€: попытка автопортретаї, Ђ60-е. ћир советского человекаї, Ђ–одна€ речьї и др.

 

¬ последние годы на «ападе вообще и в јмерике в частности резко вырос интерес к компаративистским исследовани€м, сопоставл€ющим восточную поэтику с западной. Ёта тенденци€ св€зана с ощущением литературного кризиса. ¬ поисках неизбитых путей литературна€ мысль не может не наткнутьс€ на новый, еще не освоенный теоретический ареал Ч эстетику классического ¬остока.

—уть различий между западной и восточной поэтиками можно свести к тому, что перва€ опираетс€ на метафору, а втора€ Ч на метонимию. Ёто значит, что западное искусство строитс€ вокруг образа, восточное Ч вокруг следа. ≈сли западный автор говорит, что одно Ч это другое, то восточный представл€ет часть как целое. ѕримером такой Ч метонимической Ч стратегии может служить китайска€ пословица: Ђќдин лист упал Ч весь мир узнал об осениї.

ѕричины столь радикальных отличий двух художественных систем следует искать в том, что решительней всего раздел€ет литературу ¬остока и «апада, Ч в иероглифическом письме.

 итайска€ легенда приписывает изобретение иероглифов ученому министру ∆елтого императора. ћудрец придумал их, гл€д€ на следы зверей и отпечатки птичьих лапок. ќни подсказали ему очертани€ первых знаков. ѕредание подчеркивает естественное происхождение китайской письменности, котора€ фиксирует не человеческую речь, а знаки, оставленные природой. Ѕуква Ч условное обозначение, продукт нашей изобретательности. »ероглиф Ч не знак, а след вещи в сознании. <...>

ќ том, как эти общеэстетические постулаты реализуютс€ на практике, лучше всего говорит классическа€ китайска€ лирика. ƒело в том, что составленные из иероглифов стихи лишены того лирического произвола, который нагружает вещь нашим к ней отношением. ќни могут показать вещь такой, кака€ она есть. —тихотворение по-китайски Ч это череда не переведенных на наш €зык Ђвещей в себеї. »д€ по оставленному ими следу, читатель превращаетс€ в следопыта. ”зор отпечатков Ч сюжет стихотворени€, который автор нам не рассказывает, а показывает.

Ёто не лаконизм западного афоризма, свод€щий к немногим словам то, что можно было бы сказать многими. Ёто Ч самодостаточность €понских танка и хокку, которые не представл€ют мир, а составл€ют его заново. ¬ сущности, это стихи, научившиес€ обходитьс€ без €зыка.

“ака€ поэзи€, дава€ нам услышать о непроизносимом и узнать о необъ€снимом, стремитс€ не обогатить сознание читател€, а изменить его. ѕоэт строит мизансцену просветлени€, оставл€€ вакантным место главного геро€. ≈го роль отдана читателю. ѕоэтому китайские стихи кажутс€ безличными.

Ёто и есть та эстетическа€ вершина, к которой (с другой стороны) стремилась и наша эстетика.  огда великое искусство «апада, утонча€сь и углубл€€сь, дошло до предела познани€, оно остановилось в трагической немоте перед тем, что сказать нельз€. ќбход€ эту преграду, все по-насто€щему новое в сегодн€шнем искусстве либо осознанно обращаетс€ к опыту ¬остока, либо неосознанно идет по его следам. —овременный художник не говорит, а указывает на несказанное, он пытаетс€ передать то, что нельз€ пон€ть, он рассказывает о вещах на их €зыке, он учитс€ не изображать мир, а сливатьс€ с ним, забыв о себе.

ќднако прежде, чем восточна€ эстетика стала актуальной на «ападе, она должна была врасти в европейскую традицию.

‘илософские леса, которые наша эстетика подводила под свое понимание искусства, всегда опирались, как все на «ападе, на платоновские идеи. ѕоскольку эти идеальные образы мира располагались в недоступном искусству метафизическом пространстве, то художники –енессанса вынуждены были исправить Ч и извратить Ч ѕлатона. ќправдыва€ свое искусство, они утверждали, что красота позвол€ет человеку проникнуть в царство идей. “ак и искусство изображает видимый мир лишь дл€ того, чтобы привести нас к невидимому. ‘илософи€ ѕросвещени€ вывела зону идей за границу познани€. ƒорогу к Ђвещам в себеї преграждали кантианские категории, делающие невозможным увидеть мир таким, каков он на самом деле. «ато у Ўопенгауэра, заложившего фундамент модернистской эстетики, искусство вновь проникает к иде€м. ’удожник, и только он, способен отмежеватьс€ от своей субъективности, чтобы смотреть на мир пр€мо Ч так, как будто его, художника, не было вовсе.

Ќа ¬остоке не было ѕлатона и јристотел€. «десь не знали ни концепции идей, располагавшихс€ в потустороннем пространстве, ни мимесиса, теории подражани€ природе. ¬идимое и невидимое дл€ них были двум€ сторонами страницы, свернутой в ленту ћебиуса. Ќе зна€ западной пропасти между Ѕогом и человеком, не вер€ в сотворение мира из ничего, ¬осток доверил поэту иную, чем на «ападе, роль. ѕлатон называл творчеством все, что вызывает переход из небыти€ в бытие. “аким образом, художник своим произведением создает вторую природу по образу и подобию “ого,  то создал первую. Ќа ¬остоке художник участвует в природе, вы€вл€€ разлитую в ней гармонию, непременной частью которой он €вл€етс€.

ѕроизведение искусства на ¬остоке обнаруживает резонанс внутренней природы художника с той, что его окружает. Ёто Ч опыт взаимодействи€ с миром, в котором царит дружественна€ солидарность субъекта с объектом. —в€зыва€ их, стихи делают мир бескомпромиссно единым: каждое произведение искусства Ч манифестаци€ цельности быти€.

«ападный автор шел другим путем. ¬ истоке нашей литературы лежит театр, позвол€ющий выразить человеческую личность, разложив ее на роли, личины, маски Ч персонажи. ћы настолько привыкли к этому, что нам кажетс€ естественным делегировать мысли и чувства вымышленным существам. Ќа ¬остоке этим чаще занимаетс€ сам автор.

„тобы в полной мере оценить своеобразие восточного подхода к словесному искусству, надо знать, что в китайское пон€тие литературы входит иероглиф Ђ¬эньї, который первоначально €вл€л собой изображение человека с разрисованным туловищем. Ёто Ч отголосок первобытных ритуалов, в которых раскраска тела имела сакральный смысл приобщени€ к силам природы. ќднако и забыв о своем древнейшем происхождении, Ђ¬эньї сохранил значение неповторимого и неизгладимого, как татуировка, узора, которым и была из€щна€ словесность в представлении поэтов и критиков классического  ита€. <...>

“ака€ поэзи€ рассказывает и о том, о чем не догадываетс€ ее автор. ѕоэта, скажем, выдают не идеи, выражающие его убеждени€, а рифмы, вскрывающие его подноготную честнее самой искренней исповеди. “акие стихи служат мемориалом мгновенью. „удо литературы в том, что она способна донести до читател€ ту невыразимую, нерасчленимую, как сердце, часть человека, без которой один автор не отличалс€ бы от другого.

 

ѕечатаетс€ по: √енис ј. ‘отографи€ души // «везда. Ц 2000. Ц є9.

 

¬опросы дл€ самоконтрол€

 акова разница между западной и восточной эстетикой?

 ак про€вл€етс€ традиционализм древневосточных культур в искусстве?

 акие эстетические идеи древнекитайское искусство подчерпнуло из даосизма?

¬ чем заключаетс€ национальное своеобразие €понской эстетики?

 

Ћитература

»гнатович ј. Ќ. Ѕуддизм в японии. Ц ћ., 1987.

»стори€ эстетической мысли: ¬ 6 т. Ц “.1. Ц ћ., 1985.

 равцова ћ. ≈. »стори€ культуры  ита€. Ц —ѕб., 1999.

ћартынов ¬. ‘. Ёстетика: ”чебное пособие. Ц ћн., 2003.

—амохвалова ¬. ». “радиционные €понские искусства. Ц ћ., 1999.

—энсо ћ. Ѕ. япони€.  ратка€ истори€ культуры. Ц ћ., 1999.

 

 

“ема 3. јнтична€ эстетическа€ мысль

 

—тановление античной эстетики. ƒоклассический этап

Ёстетика классического периода

Ёстетика эпохи эллинизма

»скусство в культуре ƒревней √реции

 

ќсновные пон€ти€: мимезис, катарсис, техне, гармони€, калокагати€, трагеди€, прекрасное, красота, канон, пифагорейцы, стоики, эпикурейцы, скептики

 

I. ƒоклассическа€ эстетика. Ёстетические пон€ти€ и термины оформл€ютс€ уже в ранней греческой литературе Ц в эпосе √омера и поэмах √есиода. ” √омера встречаютс€ важнейшие эстетические термины: Ђпрекрасныйї, Ђкрасотаї, Ђгармони€ї. ѕрекрасное, гармоническое дл€ √омера есть нечто объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное Ц то, что можно восприн€ть чувством. — одной стороны, √омер трактует эстетическое как вещественное, чувственно-воспринимаемое, с другой Ц эстетическа€ де€тельность мыслитс€ им как исход€ща€ от божества. —очетание мифологического и рационального встречаетс€ и у √есиода, поэта конца VIII в. до н.э., автора поэм Ђ“руды и дниї и Ђ“еогони€ї.  расота и добро у него мысл€тс€ как исход€щие от богов. ’удожественное творчество он также мыслит как акт божественный. ќднако ни √омер, ни √есиод не создали эстетической теории. ѕоследн€€ возникала в недрах античной философии.

ѕервые античные мыслители Ц √ераклит, Ёмпедокл, ƒемокрит Ц рассматривали прекрасное как нечто объективное, присущее космосу и определ€емое такими материальными свойствами мира, как пор€док, стройность, гармони€, симметри€.

ѕифагорейцы создали первые образы эстетической доктрины идеалистического характера. —огласно их мнению, число составл€ет сущность вещей и поэтому познание мира сводитс€ к познанию управл€ющих им чисел. ¬се существующее представл€ет собой р€д противоположностей, которые порождают гармонию. ¬ыраженна€ в числах гармони€ и есть закон прекрасного.

 осмологическа€ теори€ пифагорейцев носила €рко выраженный эстетический характер, а пон€тие гармонии ѕифагор детально исследовал на примере музыки. ѕифагорейцы развили учение о математических основах музыкальных интервалов, а также удел€ли большое внимание вопросам эстетического воспитани€, рассматрива€ музыку как средство воздействи€ на человека.

Ѕольша€ заслуга —ократа (469 Ц 399 до н.э.) как эстетика состоит в том, что он подчеркнул органическую св€зь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. »деалом дл€ него €вл€етс€ прекрасный духом и телом человек Ц то, что греки называли калокагатией, единством прекрасного и нравственного. “акже философ указывает на взаимосв€зь прекрасного, эстетического и целесообразного. »скусство, с точки зрени€ —ократа, есть воспроизведение действительности посредством подражани€. Ќо это подражание философ мыслит не как простое копирование предметов и €влений, а как творческое их воспроизведение через отбор из массы изученных вещей определенных признаков, их обобщени€. ѕреображенна€ таким путем природа возвышаетс€ до идеала.

II. Ёстетика классического периода.  лассическа€ античность Ц период с конца VI по IV в. до н.э., дл€ которого характерно бурное развитие философской, эстетической мысли, художественной культуры.

Ёстетика ѕлатона (427 Ц 347 до н.э.). —огласно философу, мир, созданный согласно вечной идее и управл€емый неизменными законами, €вл€етс€ совершенным по своему пор€дку и мере. ¬с€ка€ вещь Ц частица этого пор€дка, обладающа€ соответствующей ей формой. ¬ этом и заключаетс€ прекрасное. ‘илософ ищет абсолютно прекрасное. —огласно ѕлатону, лишь иде€, приобщаема€ к конкретным вещам, делает их прекрасными. ѕлатон дает иерархию красоты: сначала нам нрав€тс€ физические тела, потом мы переходим к представлению о теле вообще, далее, обращаемс€ к прекрасным думам, а от них Ц к красоте наук, чтобы, наконец, возвыситс€ до идеального мира красоты. ѕоэтому подлинно прекрасное существует не чувственном мире, а в мире идей. ¬ реальной действительности все измен€етс€, нет ничего прочного и истинного. ѕоскольку красота носит сверхчувственный характер, то она постигаетс€ не чувствами, а разумом.

ѕо ѕлатону, перед художником стоит только одна задача Ц открыть и воспроизвести ту единственную форму, котора€ присуща каждой вещи, причем любое отклонение от совершенства этой формы представл€ет собой ошибку. ќднако, по мнению философа, художники создают только иллюзии: во многих искусствах он видит Ђподражаниеї видимому миру, который сам €вл€етс€ лишь отражанием идей. ѕоэтому, с точки зрени€ гносеологии, искусства практически бесполезны. —ледовательно, способом постижени€ прекрасного €вл€етс€ не художественное творчество и не воспри€тие художественных творений, а отвлеченное умозрение. ѕлатон раздел€ет искусства на создающие образы и создающие вещи. ѕредпочтение он отдает первым: поэзии, музыке, трагедии.

Ёстетика јристотел€ (384 Ц 322 гг. до н.э.). ¬опросы эстетики обсуждаютс€ јристотелем в таких произведени€х, как Ђ–иторикаї, Ђѕолитикаї, Ђѕоэтикаї. ќсновы красоты јристотель усматривал в вещественных свойствах, отношени€х космоса. ѕрекрасное как совершенное находит выражение в целостности, единстве, многообразии, законченности, соотношении Ђвеличины и пор€дкаї. »скусство, по јристотелю, Ц подражание чувственным вещам, люд€м, их действи€м. ¬ отличии от ѕлатона, он расшир€ет внутренне присущую искусству функцию подражани€, или мимезиса. ¬ природе искусства он видит источник эстетического удовольстви€, радость узнавани€, познани€ реальных предметов, а не мира идей.

ѕроблема удовольстви€ Ц это важна€ часть эстетики јристотел€. ”довольстви€ в искусстве соответствуют разумной идее и имеют разумные основани€. “ак, јристотель считал, что конечна€ цель трагедии Ц доставл€ть удовольствие зрител€м. Ётот процесс удовольстви€ и эмоционального очищени€ он называет катарсисом.  атарсис Ц это очищение от аффектов через страх и через сострадание трагическому действию. ќщущение себ€ участником и, одновременно, зрителем Ц важна€ особенность полноценного художественного переживани€, катарсиса.

јристотель также подробно разрабатывал идеи классификации, функций искусства, совершенного произведени€ искусства, теорию трагедии. ‘илософ в своей Ђѕоэтикеї описывает своеобразие эпоса, лирики, драмы. ƒраму он делит на трагедию и комедию.

III. Ёстетика эллинизма нашла свое развитие в стоицизме, эпикуреизме скептицизме и неоплатонизме. ѕредставител€ми школы стоиков €вл€ютс€ «енон (336 Ц 264 до н.э.), ÷ицерон (106 Ц 43 до н.э.), —енека (4 Ц 65). —тоики, рассматрива€ искусство как подражание природе, делали акцент на индивидуальное самоусовершенствование человека. ¬ центре внимани€ эстетики стоицизма Ц вопросы, св€занные с формой художественного произведени€, ораторским искусством, стилем, ориентирующие художника на создание произведений, отличающихс€ €сностью, лаконичностью, точностью.

Ёстетическа€ теори€ эпикуреизма представлена Ёпикуром (341 Ц 270 н.э.), ‘илодемом (I в. до н. э.) и Ћукрецием (I в. до н.э.). ƒл€ данного направлени€ философской мысли характерен гедонистический взгл€д на прекрасное. “ак, по мысли Ёпикура, прекрасное идентично удовольствию: Ђнет прекрасного, которое не содержало бы в себе удовольстви€ї.  расота имеет ценность только тогда, когда доставл€ет наслаждение, и только к такой красоте необходимо стремитьс€ человеку.

—кептики старались доказать, что наука о прекрасном и об искусстве существовать не может. ќдин из важнейших представителей скептицизма Ц —екст (200 Ц 250). ¬ своем трактате Ђѕротив риторовї он доказывает, что риторика, со всех точек зрени€, не есть искусство. ќтверга€ возможность существовани€ риторики, он тем самым отрицает возможность существовани€ теории искусства и эстетики. —огласно скептикам, познать вещи невозможно. ¬ теории это должно привести к Ђвоздержанию от суждени€ї, а на практике Ц обеспечить безразличное отношение к предметам Ц Ђбезм€тежность душиї.

ƒальнейша€ судьба античной эстетики св€зана с именем ѕлотина (204 Ц 269). ѕлотин отвергает чувственное определение красоты, красоту как гармонию. „еловек, по мнению ѕлотина, произошел из первоединого, абсолютного блага. ѕоэтому красота есть то, к чему человек посто€нно желает вернутьс€. ќна одновременно есть и благо, и истина, и Ѕог. »скусство, считает ѕлотин, не может быть подражанием, потому что в произведени€х искусства мы видим больше, чем есть в природе. “ак, красота статуи происходит от того, каким способом создал ее художник, а не от внешнего соответстви€. ѕроповедь аскетизма, презрение к чувственному миру, отказ от разума и выдвижение на первый план мистического созерцани€, усмотрени€ красоты в Ѕоге Ц все эти стороны эстетики ѕлотина предвосхищают теологические концепции средневековь€.

IV. ѕон€тие искусства у древних греков замен€ло слово Ђтехнеї, под которым понималось вс€кое искусное производство (в противоположность творению природы), €вл€ющеес€ созидательным (в противоположность познавательному), использующее умение (а не вдохновение) и опирающеес€ на свод общих правил или канон. ѕри этом каноны имели художественное обоснование, опирались на пропорции и выражались в числовых отношени€х. ƒревнегреческие художники были убеждены, что в своих произведени€х они вы€вл€ют законы, управл€ющие природой, что они изображают не только форму вещей, но и их сущность, а также то, что €вл€етс€ объективной красотой. ќсновное пон€тие Ђсимметри€ї означало пропорцию не придуманную художником, но присущую природе.

Ёстетика древнегреческого искусства была эстетикой канонических форм. ќна была основана на убеждении, что существует объективна€ красота, объективно совершенные пропорции.

Ёстетика древнегреческого искусства €вл€лась реалистической. ќна основывалась на убеждении в том, что искусство черпает красоту из природного источника, что красота вырастает из Ђестестваї вещей. Ёстетика древнегреческого искусства была эстетикой психофизической красоты, то есть красоты духовной и физической, красоты формы и содержани€.

 

ќсновной тезис. јнтична€ философи€ стремилась осмыслить искусство своего времени и сформулировать важнейшие проблемы эстетики, ее категориальный аппарат. ¬ли€ние философских и эстетических идей античности никогда не прекращалось, а учени€ античных философов заложили основы эстетических теорий —редних веков, ¬озрождени€ и последующих эпох.

 

».ј. “ульпе





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 787 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1189 - | 1087 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.082 с.