Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћастерство и ценности цеховой морали —редневековь€




Ђ аждое ремесленное сословие молилось своему патрону: слесари Ц св€тому јлоизию, ткачи Ц св€тому  риспину, садовники Ц св€тому јнтонию, парфюмеры Ц св€тому »осифуї ѕ.«юскинд. ѕарфюмер.

ѕрофессионализм в —редневековье получает новый импульс в св€зи с распространением ’ристианства. —троительство храмов, их обустройство востребовало зодчих и кузнецов, стекольщиков и живописцев, серебр€ных дел мастеров, ткачей и златошвей. ¬ этой необходимости Ђтрудитьс€ дл€ Ѕогаї (а не дл€ себ€) - и корень высокого качества производимых изделий, и причина распространени€ профессиональных технологий в пространстве культуры. —трогое следование образцу ЂЅожьего домаї, Ђписани€ Ћикаї обусловило каноничность и других ремесел, всей культуры. јвторитет мастера в ремесленном сообществе (цехе) зиждетс€ на параллели с авторитетом —оздател€ и €вл€етс€ предпосылкой дл€ формировани€ отношени€ к труду как к Ђтворениюї, сопр€женному с особым усердием и старанием. —редневековье формирует традицию монотеистической культуры. “ак Ђправославные храмы €вл€лись не только культовыми, но и Е общественными здани€ми (в которых Ц ≈.ѕ.) совершались Е торжественные приемы кн€зейї. ¬ церкв€х хранились частные сокровища, Ђважнейшие документыЕвнешней и внутренней торговли. ѕо ”ставу ¬ладимира церковь стала хранительницей весов и мерї (ѕомпеев ё.ј.»стори€ и философи€ отечественного предпринимательства.. —ѕб√” », 2002. Ц—.44). ¬ этот период в недрах формирующихс€ цехов складываетс€ профессиональна€ мораль. –асцвет цеховой организации ремесленного труда в ≈вропе приходитс€ на конец 15 Ц начало 16 века, когда ручной труд особенно искусен и цехи наиболее вли€тельны в обществе.

¬ера во всемогущего, всеведущего Ѕога придаЄт целостность духовному миру личности, которой предпосылаетс€ посто€нна€ религиозна€ рефлекси€: грех или нет, угоден ли √осподу поступок, де€ние, намерение? ¬ этой св€зи формируетс€ представление о том, что Ђѕлохой человек не может сделать хорошую вещьї, поскольку все, что делаетс€ людьми, то делаетс€ с Ѕожьей помощью, а √осподь помогает только истинно верующим. Ђ√ений и злодейство - две вещи несовместные...?ї - вопрос, возникающий позднее, на пороге формировани€ морали Ќового времени.

ƒл€ —редневековь€ подобного вопроса не могло быть, поскольку человек с его нравственной сущностью и все соде€нное им еще мыслились в неразрывной св€зи, целостно.

ћастер - не только создатель вещи (продукта), но и гарант качества производимого, обладатель собственного клейма, он наделен ответственностью за сохранение технологии в неизменном виде, за передачу ее новым поколени€м. ћастера обладают правом научени€ подмастерьев, которые прежде в течение 4-5 лет должны быть учениками, они способствуют сохранению и накоплению профессиональных знаний, тонкостей мастерства. ћастер учит ответственному отношению к профессии, что было особенно важно в услови€х общей низкой грамотности населени€.

ћастером мог стать лишь человек незап€тнанной репутации, добросовестный прихожанин, законнорожденный, образованный в рамках профессии.

 аждый ремесленный цех тщательно сохран€ет и передает от ћастера к ћастеру Ђ–ецептыї - тексты, содержащие традиции ремесленных технологий, их историю. ќни сохран€ютс€ в тайне, им присущ элемент сакральности, содержащий прив€зку к библейскому сюжету. ¬ »талии, Ќидерландах тайну составл€ло производство стекла в ¬енеции, шелка Ц в Ћукке, Ѕолонье, берегли секреты песочных часов и разных металлических изделий в Ќюрнберге, технологии изготовлени€ оружи€ и ножевого товара - в «олингене и других городах. –азглашение ремесленного секрета, вывоз инструментов или переселение мастеров в другие города запрещалось под угрозой смертной казни. „лены цехов Ц мастера и подмастерь€ - должны были давать кл€тву в выполнении этих предписаний —акральность рецепта, серьезность отношени€ к его сохранности и неизменности способствует формированию традиционности культуры в услови€х ремесленных технологий, в результате чего в одной кузнице нет, и не может быть двух одинаковых подков, но 4, сделанные в разных концах ≈вропы, подойдут одной кобыле. “о же происходило и в –оссии: Ђћастера, архитекторы храмов и скульпторы Ц резчики именовались хитрецами, изобретател€ми и владельцами сложных конструктивных секретовї (ѕомпеев ё.ј. “ам же)

ѕоэтому сакральный характер носит и посв€щение в ћастера, доверие цеха самосто€тельно изготовить Ђшедеврї, пройти экзамен на мастерство, на моральную зрелость, сообразительность и приверженность профессии, цеху, готовность пострадать, т.е. самозабвенно, терпеливо и неустанно создавать изделие, ни в чЄм не отступа€ от наставлений и указаний мастеров и строго следу€ канону. Ќапример, чтобы получить звание мастера Ц иконописца, монах должен был, получив предварительно благословение, выдержав пост и сотворив необходимые молитвы, от начала до конца самосто€тельно написать икону. ѕрилюдно изготовить вещь или продукт, соткать полотно, показав и сноровку, и высокое качество, и понимание тонкостей ремесла Ц означало выдержать экзамен на профессиональную зрелость, право передавать мастерство другим. ѕри этом в каждом цехе были и свои особые требовани€ к профессионалу. “ак м€снику необходимо было искусно забить быка или другого животного, при этом заранее как можно точнее определив его вес.

 ультивирование ценностей мастерства, понимаемого как скромное и сосредоточенное воспроизводство вещей в полном и ненарушимом соответствии с технологией, способствовало укоренению традиций. » архитектор, и художник, и любой другой профессионал, которому удавалось создать нечто сто€щее, прекрасное, гордились не своим вкладом, но достигнутым пониманием рецепта, целей профессии, своим цехом, учителем, благодарили —оздател€, что ќн избрал их и позволил довершить труд. –аспространенной была анонимность творческого труда. “радиционализм средневекового понимани€ ремесла как усердной репродуктивной де€тельности обусловил стандартизацию вещного мира в Ќовое врем€. ќбщинность существовани€ цехов формировала общинные ценности, среди которых непременной была скромность.

—праведливости ради необходимо отметить, что у цеховой морали с ее замкнутостью и непререкаемостью авторитетов мастеров на определенном этапе про€вл€етс€ и оборотна€ сторона.   новым изобретени€м, как и ко вс€кого рода Ђновшествамї ремесленные цехи про€вл€ли крайне враждебное отношение, решительно запреща€ вс€кое отступление от раз установленных правил. —пособ производства, качество продукта, ширина и длина его, материал Ц все это точно определ€лось цеховыми уставами, не допускалась замена ручного труда приспособлени€ми. ¬ преддверии и в период ¬озрождени€ консерватизм технологий тормозит развитие производства. Ќапример, в течение 4-х столетий (!) (с 11 по 15 вв.) в јнглии, ‘ранции под запретом была вал€льна€ мельница, €кобы ухудшавша€ качество сукна, вал€емого ногами, и замен€вша€ сразу 24-х вал€льщиков. ћастерские, примен€вшие ее, тщательно скрывали это от коллег в других городах.

ћастерство в —редневековье - оценка профессиональной и духовной зрелости человека, основанна€ на приоритете моральных качеств. ћастер - это не только лучший профессионал, но и ”читель, Ќаставник (воспитатель), ’ранитель –ецепта, тот, чей авторитет бесспорен, кому доверены честь и судьба всего профессионального цеха. ÷енность мастерства, формировавша€с€ в —редневековье, подготовила значение, придаваемое профессионализму в культуре Ќового времени.

ѕодобное отношение к профессионализму культивировалось и в –оссии. ѕривожу выдержку из договора о научении Ђќб отдаче мальчика в науку цирульному мастерству.

1793 года маи€Едн€ мы, нижеподписавшиес€, цеховой мастер «ахар ‘едоров и свободный человек »ван ‘едоров сын –огов, учинили сие условие, в том:

1) „то €, –огов, отдал сына своего ¬асили€, а € ‘едоров, вз€л оного с сего числа впредь на полтора года дл€ обучени€ цирульному мастерству, как-то: чесать или убирать на голове мужские или женские волосы разными манерами, делать парики и шиньоны, брить бороду, шлифовать и направл€ть бритвы, дергать зубы, пускать кровь шнипером, ланцетом, рожковую и пи€вковую, с показанием мест, из которых когда и в каком случае из сих кровопусканий быть должно или прилично; словом, показать мне, ‘едорову ему, ¬асилию, все выше описанное и к тому принадлежащее совершеннейшим образом, не скрыва€ от него ничего, как долг честного человека требует, и сделать его через сие насто€щим мастером. ј потому

2) и об€зан €, –огов, заплатить, а €, ‘едоров, от него получить за сие обучение денег двадцать рублей, из коих половинное число по прошествии года, а другую половину уже по обучении, которое не иначе должно быть окончено, как в течение означенного срочного времени.

3)„то ж принадлежит до плать€ верхнего и исподнего, то оное да будет от мен€, –огова, а впрочем, как обувью, так и пищею и всем содержанием довольствовать его, ¬асили€, мне, ‘едорову, от себ€ собственно, не причин€€ ему в том ни малейшей нужды, в чем и подписуюсьї (÷ит. по: ћеткое московское слово. Ѕыт и речь старой ћосквы. ћ., 1985. -—.230)

”важительное отношение к ћастеру сохранилось в названи€х гофмайстер (от Ђраспор€дитель при двореї), гроссмейстер (от Ђбольшой мастерї), хормейстер, капельмейстер и других.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 958 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1431 - | 1271 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.