Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёлитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры




ќсобенности эстетической методологии в решении указанной парадигмы можно искать в общих принципах развити€ современной художественной культуры. ќсознание особенностей постмодернистской ситуации в искусстве находит свое выражение в работах ¬. Ѕычкова, ». »льина, ћ.  агана, Ќ. ћаньковской. ќднако вербальное выражение этого феномена весьма расплывчато, что свидетельствует, скорее всего, о незаконченности процесса становлени€, о теоретической потребности в вы€влении и осознании эстетического категориального пол€ и перспективной стратегии исследовани€ постмодернизма, взаимодействи€ элитарного и массового сознани€. ѕон€тие Ђполеї, по словам ”. Ёко, предполагает Ђсовокупность взаимодействующих сил, созвездие событий, динамизм структурыї в отличие от классических пон€тий причины и следстви€, понимавшихс€ как однозначные и однонаправленные.[451] ѕоэтому Ђполевое исследованиеї произведени€ искусства как феноменально, так и существенно ближе к самому предмету исследовани€.

Ёстетический аспект постмодернизма, может быть, наиболее четко обозначает св€занность этого феномена с авангардом и модернизмом.[452] ƒл€ авангарда характерной чертой остаетс€ новаторска€ де€тельность, стремление к созиданию нового и манифестаци€ принципиальной новизны в искусстве, в образе жизни и де€тельности; модернизм же рассматриваетс€ как стилистическое осознание и включение новаторства в культурный контекст, распространение его как в элитарной, так и массовой культурных средах. ѕостмодернистска€ эстетическа€ парадигма реализуетс€ в посткультурной ситуации и создает принципиально игровой, иронический имидж творчества.

ѕостмодернизм Ц это, прежде всего, ощущение и осознание быти€, культуры, мышлени€ как игры, т. е. чисто и исключительно эстетический (а иногда и эстетский) подход ко всему и вс€ в цивилизационноЦкультурных пол€х; возвращение на ином уровне к эстетическому опыту, в котором акцент сделан не на сущностных дл€ классического эстетического сознани€ ракурсах прекрасного, возвышенного, трагического, а на маргинальных дл€ классической эстетики, хот€ имплицитно всегда присущих эстетическому опыту универсали€х игры, иронии, безобразного.[453]

 атегориальное поле постмодернистской эстетики основано на свободной манипул€ции с культурным наследием. ѕеремещение культурных пластов и ценностных аспектов может выражатьс€ в новых принципах и пон€ти€х: деконструкци€, симул€кр, интертекстуальность, иронизм, мозаичность, лабиринт, ризома, складка, номадологи€, телесность, соблазн, желание, маргинализм, нарратологи€, грамматологи€ и др. ѕон€тийное обновление органично отражает современную содержательность предмета эстетического отношени€ и объекта художественного творчества. —истема постмодернистских пон€тий, их использование опираетс€ на систему методов и процедур, суть которых заключаетс€ в Ђглобальном расшатыванииї первоначальных устойчивых культурных смыслов, сведению традиционных стереотипных смысловых конструкций к неожиданным решени€м, смещению акцентов, переоценке устойчивых ценностей. ѕостмодернистска€ эстетика опираетс€ на рел€тивизм и симул€цию, распростран€ющих свои складки как на содержательные, так и на формальные поиски в современном искусстве. ’удожественноЦобразное наполнение традиционной эстетики смен€етс€ полем симул€кров Ц квазифилософских, квазинаучных, квазиполитических, квазихудожественных текстов и произведений. ѕо принципу деконструкции осуществл€етс€ разрушение традиционной культуры и реконструирование из ее фрагментов новых структур, содержащих в себе эстетическое и художественное. ѕри этом утрата традиционной определенности эстетического и художественного замен€етс€ постулированием этих качеств в новой интерпретации. “акое неопределенное состо€ние эстетического позвол€ет некоторым исследовател€м постулировать Ђсмерть произведени€ искусстваї, при которой остаетс€ лишь коммуникативна€ среда, созданна€ этой Ђсмертьюї.[454] ћежду тем произведение искусства не Ђумираетї, поскольку, по словам “. јдорно, не исчезают цели искусства и общественна€ потребность в нем. ’удожественное произведение приобретает иные, непривычные формы, а Ђкоммуникативна€ средаї постулирует то главное, что во все времена €вл€лось следствием художественной де€тельности, Ц создание художественной ценности. ѕреодоление авангардистского ригоризма и нетерпимости сменилось попытками преемственности прошлого, его мозаичного включени€ в тело нового культурного развити€ и его переосмыслени€.

“ак, одним из переходных €влений от модернизма к постмодернизму выступает концептуализм. ћногие художники ’’ в. в своей художественной практике вовлекали в сферу эстетического (неутилитарного) массу внеэстетических и даже антиэстетических феноменов и элементов. ќбъединение эстетического и неэстетического, создание единообразного содержани€ произведени€ возможно с помощью пон€тийной конструкции, добавленной к созданному артефакту в виде комментари€, разъ€снени€ или манифеста.

 онцептуализм в своей практике теоретичен и антипсихологичен, стремитс€ свести содержание произведени€ к аналитической простоте и лаконичности, чемЦто напоминающих продукцию научного мышлени€. ќднако скрытый в концепте иронизм создает эстетическое поле, компенсирующее псевдонаучную ущербность. Ћогика постмодернистского искусства сводитс€ к вовлечению в поле искусства всего того, что в этом поле еще не существовало, и стремлению придать предмету искусства новую интерпретацию.

Ќ. Ѕ. ћаньковска€ справедливо утверждает, что глубинное значение постмодернизма и его эстетической теории заключаетс€ в переходном характере направлени€, создающем возможности движени€ к новым художественным горизонтам на основе оригинального осмыслени€ эстетических ценностей, реабилитации таких эстетических категорий и пон€тий, как прекрасное, возвышенное, творчество, произведение, ансамбль, сюжет, эстетическое наслаждение и других, отвергнутых модернизмом. ѕостмодернистский художественный Ђфристайлї не отвергает классических ценностей.[455] ¬ новой художественной практике наблюдаетс€ интерес к содержательности, возврат к фигуративности, монументализму, декоративности, нарративности, внимание к контексту. “ворческий процесс направлен на создание интертекстуального фона, позвол€ющего извлечь новые смыслы из художественной традиции, например, в произведени€х ”. Ёко, с его подробной детализацией, герменевтикой культурных смыслов и порой ироническим прочтением прошлого. Ћюбопытно, что в своей художественной практике писатель утверждает не присущий постмодернистской теории плюрализм ценностей, а, наоборот, поиск общекультурных ценностных оснований, будь то заповеди тамплиеров или благословение ѕресвитора »оанна.[456]

ѕрисущий модернизму и постмодернизму протест против истеблишмента порой трактуетс€ как непри€тие элитарности в искусстве, утверждение диффузии элитарного и массового. ћежду тем не следует путать установку на критику власти, Ђвластвующей элитыї, присущей многим течени€м ’’ в., и признание дифференциации, глубинных различий между элитарной и массовой культурами. Ђ ультурным порогомї и методологическим основанием выступает трактовка эстетической и художественной ценности. “ак, поиск Ђобъективногої критери€ оценки произведени€ искусства часто трактуетс€ как попытка перевода сферы художественного творчества в категорию точного знани€.[457] ћежду тем сфера ценностей и ценностных приоритетов существенно раздел€ет эстетическое поле элитарного и массового сознани€. –. »нгарден, исследу€ природу эстетической и художественной ценностей и степень их относительности, отмечал, что эстетическа€ ценность в изобразительном искусстве Ђсвое экзистенциальное основание имеет, с одной стороны, в полотнеЦизображении, с другой Ц в познавательноЦэстетических актах зрител€, приспособленных к содержанию картиныї.[458] »наче говор€, только от субъекта воспри€ти€ зависит, удастс€ ли ему вы€вить на базе конкретного произведени€ те эстетические качества, которые в нем заложены, потенциально составл€ют качество произведени€. ≈сли субъект не сумеет добратьс€ до эстетического зерна произведени€, это не означает, что такого зерна в произведении нет. Ёстетическа€ ценность произведени€ не зависит от способности зрител€ видеть эту ценность, она пребывает в произведении как онтологическа€ данность. ѕроизвольность оценки кроетс€ не в произведении, а в степени подготовленности (культурности) зрител€, способного или неспособного воспользоватьс€ возможностью, предоставл€емой произведением. Ёстетические ценности невозможно свести в р€д или сравнивать по степени истинности. ќценка художественной ценности требует от зрител€ Ђне только врожденного вкуса и чувства прекрасного, но и известного опыта и умени€, иначе говор€, эстетической культурыї.[459] ѕри этом постижение эстетических ценностей возможно лишь путем культивировани€ и развити€ способности эстетического воспри€ти€, а не сведени€ их содержани€ к более простым и пон€тным формам. ћассовое сознание останавливаетс€ на суждени€х вкуса (нравитс€ Ц не нравитс€), но подобные оценки задевают лишь верхний слой произведени€, не достигают сло€ эстетической ценности. –. »нгарден трактует природу эстетической ценности как объективную, соответствующую базовым основам культуры и человеческой жизни.

»ного взгл€да придерживалс€ “. јдорно, справедливо полага€, что современна€ эстетика Ђвместе со своими пон€ти€ми беспомощно ковыл€ет вслед за ситуацией, сложившейс€ в искусствеї, и Ђто, что утверждаетс€ как вечна€ эстетическа€ норма, возникает путем длительного становлени€ и носит преход€щий характер; прит€зание на неизбывность, на вневременность устарелої.[460] »скусство обладает двойственной природой, сочетающей в себе автономию, самодостаточность профессиональной элиты и социальную ангажированность, выраженную в массовом и коммерческом искусстве. Ёстетические ценности транслируютс€ в современном обществе и обретают устойчивость в процессе их Ђфетишизацииї.

“олько в результате фетишизма, той слепоте в отношении реальности, котора€ постигает произведение искусства, само €вл€ющеес€ частью этой реальности, произведение трансцендирует очарование принципа реальности как €влени€ духовного пор€дка.[461]

—ледовательно, эстетические ценности €вл€ютс€ продуктом коллективного бессознательного, надел€ющего художественную форму общественным смыслом.  оррелиру€ массовое сознание с модой, јдорно констатирует:

ћода есть посто€нное признание искусства в том, что оно не то, за что себ€ выдает и чем оно должно быть по своей идееЕ искусство, будучи видимостью, €вл€ет собой оде€ние некоего незримого тела, так же и мода Ц оде€ние как абсолют.[462]

ћасса воспринимает искусство в качестве синтетической мечты в эмпирическую реальность и таким образом в процессе рефлексии отсекает реальность, имманентную искусству. ћассовое искусство апеллирует к Ђдеформированному сознаниюї и подтверждает его выводы. ¬ульгарное, или Ђнизкое искусствої, целью которого выступает развлекательность, по мысли ученого, выступает формой общественной Ђрепрессииї, поскольку на нем лежит печать недостаточности, несосто€тельности, Ђнедоискусстваї. ¬ то же врем€, по мысли “. јдорно, Ђтолько в качестве духа искусство €вл€етс€ сопротивлением эмпирической реальности, стрем€щимс€ к отрицанию существующего мирового пор€дкаї. ћомент истины в искусстве основан на протесте.

“аким образом, эстетические ценности подраздел€ютс€ на типы, оформл€€, с одной стороны, стремлени€ массового сознани€, с другой Ц €вл€€сь духовным дискурсом интеллектуальных прит€заний элиты.

Ќеобходимо сохран€ть верность благородному в искусстве, равно как и оно должно отражать собственную виновность, свою причастность к привилегированному положению.[463]

ѕроцессы посткультуры пол€ризуют сферу художественной де€тельности, и чем резче и полнее она пол€ризуетс€, тем €рче выдел€ютс€ сферы, Ђв одной из которых властвует идеологи€, а в другой Ц протест; и эта пол€ризаци€ вр€д ли идет обществу на пользуї. ¬ то же врем€ автор не склонен проводить резкие различи€ внутри общего художественного процесса, различа€ его лишь количественно, характеризу€, например, Ђхорошую плохую и плохую хорошую литературуї.[464] ћетаЦнарративные идеи могут быть неадекватно и неискусно выражены, а фельетон часто предстает в блест€щем исполнении.

Ћогическим следствием и постмодернистским преломлением данной позиции выступают взгл€ды ”. Ёко, развивающего постмодернистский дискурс не только в своей художественной практике, но и в теории Ђоткрытого произведени€ї. Ђќткрытостьї произведени€ выступает как возможность толковать содержание на тыс€чи ладов, не утрачива€ при этом своего неповторимого своеобрази€. ЂЌеформальное, как и любое открытое произведение, приводит нас не к возвещению смерти формы, а к более четкому ее пониманию Ц формы как пол€ возможностейї.[465] ≈сли Ђклассическое искусствої по существу стремитс€ утвердить прин€тые структуры обыденного воспри€ти€, а потому противостоит Ђизбыточной веро€тностиї, то современное искусство считает главной задачей создание Ђпол€ коммуникативных возможностейї, которое предстает как Ђоткрытое произведениеї.  огда художник замечает, что коммуникативна€ система чужда той исторической ситуации, которую он воплощает, он стремитс€ создать формальные структуры, станов€щиес€ моделью этой новой ситуации.

“аким образом, любую художественную форму (картину мира) можно рассматривать как идущую параллельно научному познанию и трактовать как Ђэпистемологическую метафоруї.[466] ”. Ёко в поисках метода продуктивного мышлени€ обнаруживает метафору:

”меть производить ћетафоры, а следовательно, видеть мир неизмеримо шире, чем он постижим дл€ неучей, это »скусство, к которому можно приобщитьс€.[467]

¬еер смыслов данной Ђпостмодернистскойї метафоры может иметь высокую степень неопределенности, так как €вл€етс€ результатом свободной трактовки перципиентом своих впечатлений. Ђќткрытое произведениеї становитс€ Ђпроизведением в движенииї, создава€ новый тип отношений между художником и публикой, провоциру€ новый способ Ђсозерцани€ и использовани€ї. Ѕогатство и многообразие прочтени€ художественного дискурса составл€ет основу эстетической ценности, коррел€тивной Ђкоммуникативномуї замыслу. «адуманное художником может осуществитьс€ только в случае принципиальной открытости, свойственной любой художественной форме и ведущей к увеличению информации. ѕо мнению ”. Ёко, именно стремление к неоднозначности и неопределенности выступает основной ценностью современного художественного произведени€, побуждает зрител€ отказатьс€ от инерциальной установки на обретенный пор€док и настроитьс€ на возможность определени€ множества (избыточности) пор€дков: ЂЋюбое заблуждение может быть непризнанным носителем истиныї.[468] ¬ектор времени предстает не столько Ђпредвидением ожидаемого, сколько ожиданием непредвиденногої, воплоща€сь в Ђполе стимуловї. ’удожественна€ форма открытого произведени€ должна состо€ть из Ђминимальной информацииї и Ђмаксимальной избыточностиї. Ђќткрытое произведениеї, как сжата€ кожа, покрыто множеством информационных складок и стимулирует творчество в любой сфере культуры. ќт складчатой поверхности в глубины художественного смысла т€нутс€ корни, образу€ ризоморфные ассоциации и сопоставлени€. Ђќткрытое произведениеї предстает как незавершенное поле творчества и сотворчества. ƒанна€ установка, по мысли ”. Ёко, лежит в основе динамичной и прогрессивной модели западной культуры. ѕоэтика Ђоткрытого произведени€ї €вл€ет историческое утверждение культурной среды, котора€ допускает сосуществование по принципу дополнительности взаимоисключающих решений, оправдание прерывного опыта, воспринимаемого как ценность вместо традиционной непрерывности, допущение сквозных временных сопоставлений идей и ценностей. “ака€ стратеги€ интеллектуального развити€ становитс€ прогрессивной, что дает право рассматривать ее как модель элитарной творческой де€тельности, симметрии личности и культуры. ”. Ёко утверждает, что один из элементов кризиса современной цивилизации обусловлен

неспособностью среднего человека освободитьс€ от формальных систем, нав€занных ему извне, а не приобретенных благодар€ собственному исследованию реальности. “акие социальные болезни, как конформизм и бегство от действительности, стадность и массовое сознание как раз и €вл€ютс€ результатом пассивного усвоени€ тех норм понимани€ и суждени€, которые отождествл€ютс€ с Ђхорошей формойї как в морали, так и в политике, как в диетике, так и в моде Ц на уровне эстетических вкусов и педагогических принципов.[469]

ћассова€ культурна€ среда €вл€етс€ продуктом пассивного усвоени€ Ђхорошей формыї Ц традиционных ценностей, бездумно принимаемых за норму и способствующих публичному гомеостазису. —ознание интеллектуальной элиты, напротив, ориентируетс€ на эстетические ценности Ђоткрытого произведени€ї и формируетс€ благодар€ заложенному в нем качеству Ђкоммуникативной веро€тностиї. Ёстетические ценности, считавшиес€ абсолютными и выстраивающими Ђкаркас мираї, в постмодернистской трактовке выступают условными, требующими посто€нного уточнени€. ќтсюда следует, что в художественных формах осуществл€етс€ не столько утверждение новых пон€тий, сколько отрицание старых. ќткрытость произведений выступает как утверждение св€занных с динамичным изменением и сопоставлением возможностей, предоставл€емых культурой, Ђсамых дорогих ценностейї, к которым стремитс€ современна€ культура. —овременное художественное формотворчество превращаетс€ в актуальный способ воспри€ти€, запечатлеваемый в ценност€х искусства.

¬ыводы. ¬ результате анализа социологического, социальноЦпсихологического и эстетического подходов в исследовании элитарного и массового сознани€ изучаютс€ различные Ђсрезыї элитарного и массового сознани€ и их взаимодействи€. ѕродуктивной оказываетс€ теори€ ѕ. Ѕурдье, создавшего концепцию социальноЦполевого исследовани€ феноменов культуры и разработавшего ЂструктуралистскоЦконструктивистскийї подход, согласно которому процессы формировани€ социальных позиций элиты и массы протекают не только с учетом социальных условий существовани€, но и в результате овладени€ ими различных форм символического капитала Ц экономического, политического, культурного, эстетического и др. ¬еличина и динамика символического капитала определ€ют социальный статус и место в социальной стратификации.

—оциальноЦпсихологический подход к исследованию элитарного и массового сознани€ основываетс€ на рассмотрении специфики сознани€ личности, отношении к ценност€м культуры и их переоценке, способности к продуктивной и репродуктивной де€тельности.

Ёстетические ценности выступают дискурсом интеллектуальных исканий элиты.  онцепци€ Ђоткрытого произведени€ї ”. Ёко объ€сн€ет особенности функционировани€ современного искусства. ≈сли массовое сознание €вл€етс€ результатом пассивного усвоени€ традиционных ценностей, принимаемых за норму и способствующих публичному гомеостазису, то элитарное сознание ориентировано на эстетические ценности Ђоткрытого произведени€ї и формируетс€ благодар€ заложенному в нем качеству коммуникативной веро€тности.

ѕостмодернистские черты современной культуры Ц это ее существенна€ особенность. Ќо не менее важным дл€ нынешнего этапа быти€ и осмыслени€ культуры оказываетс€ то, что называют ее глобализацией.

 

 

√ЋќЅјЋ»«ј÷»я  ”Ћ№“”–џ

15.1. ѕон€тие Ђглобализаци€ї

¬ социогуманитарной дискуссии последних дес€тилетий центральное место занимает осмысление таких категорий современной глобализированной реальности, как глобальное, локальное, транснациональное. Ќаучный анализ проблем современных обществ, таким образом, учитывает и выводит на первый план глобальный социальный и политический контекст Ц разнообразные сети социальных, политических, экономических коммуникаций, охватывающих весь мир, превращающих его в Ђединое социальное пространствої.[470] ќтделенные прежде, изолированные друг от друга общества, культуры, люди наход€тс€ теперь в посто€нном и практически неизбежном контакте. ¬се нарастающее развитие глобального контекста коммуникации имеет своим следствием новые, не имевшие до того прецедента социальноЦполитические и религиозные конфликты, которые возникают, в частности, изЦза столкновени€ на локальном уровне национального государства культурно различных моделей. ¬месте с тем новый глобальный контекст ослабл€ет и даже стирает жесткие границы социокультурных различий.[471] —овременные социологи и культурологи, занимающиес€ осмыслением содержани€ и тенденций процесса глобализации, все больше внимани€ удел€ют проблеме того, как измен€етс€ культурна€ и лична€ идентичность, как национальные, неправительственные организации, социальные движени€, туризм, миграци€, межэтнические и межкультурные контакты между обществами привод€т к утверждению новых транслокальных, транссоциетальных идентичностей.

√лобальна€ социальна€ реальность размывает границы национальных культур, а значит, и вход€щие в их состав этнические, национальные и религиозные традиции. ¬ св€зи с этим теоретики глобализации став€т вопрос о тенденции и интенции процесса глобализации в отношении конкретных культур: приведет ли прогрессирующа€ гомогенизаци€ культур к их сплаву в котле Ђглобальной культурыї, или конкретные культуры не исчезнут, а изменитс€ только контекст их существовани€. ќтвет на этот вопрос предполагает вы€снение того, что же такое Ђглобальна€ культураї, каковы ее составл€ющие и тенденции развити€.

“еоретики глобализации, концентрирующие свое внимание на социальном, культурном и идеологическом измерени€х этого процесса, выдел€ют в качестве одной из центральных единиц анализа таких измерений порождаемые глобальной коммуникацией Ђвоображаемые сообществаї, или Ђвоображаемые мирыї.[472] Ќовые Ђвоображаемые сообществаї Ц это многомерные миры, создаваемые социальными группами в глобальном пространстве.

¬ отечественной и зарубежной науке сложилс€ целый р€д подходов к анализу и интерпретации процессов современности, обозначаемых как процессы глобализации. ќпределение пон€тийного аппарата концепций, направленных на анализ процессов глобализации, напр€мую зависит от того, в русле какой научной дисциплины формулируютс€ эти теоретикоЦметодологические подходы. Ќа сегодн€шний день самосто€тельные научные теории и концепции глобализации созданы в рамках таких дисциплин, как политическа€ экономика, политологи€, социологи€ и культурологи€. ¬ перспективе культурологического анализа современных глобализационных процессов наиболее продуктивными оказываютс€ те концепции и теории глобализации, которые изначально формулировались на стыке социологии и культурологии, а предметом концептуализации в них стал феномен глобальной культуры.

¬ насто€щем разделе будут рассмотрены концепции глобальной культуры и культурной глобализации, предложенные в трудах –. –обертсона, ѕ. Ѕергера, Ё. ƒ. —мита, ј. јппадура€. ќни представл€ют два противоположных направлени€ международной научной дискуссии о культурных судьбах глобализации. ¬ рамках первого направлени€, инициированного –обертсоном, феномен глобальной культуры определ€етс€ как органическое следствие универсальной истории человечества, вступившего в XV в. в эпоху глобализации. √лобализаци€ осмысл€етс€ здесь как процесс сжимани€ мира, его превращени€ в единую социокультурную целостность.[473] ѕроцесс этот имеет два основных вектора развити€ Ц глобальна€ институционализаци€ жизненного мира и локализаци€ глобальности.

¬торое направление, представленное концепци€ми —мита и јппадура€, трактует феномен глобальной культуры как внеисторичный, искусственно созданный идеологический конструкт, активно пропагандируемый и внедр€емый усили€ми средств массовой коммуникации и современными технологи€ми. √лобальна€ культура Ц это двуликий янус, порождение американского и европейского видени€ вселенского будущего мировой экономики, политики, религии, коммуникации и социальности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 454 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1437 - | 1283 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.