Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблемы культурного взаимодействи€.  ультурные коммуникации




9.1. ѕон€тие Ђмежкультурна€ коммуникаци€ї

Ќар€ду с процессами глобализации в сфере культуры происходит и менее заметна€ пол€ризаци€ мирового сообщества по принципу разделени€ культурных систем. ѕрогрессивные развиваютс€ все быстрее, регрессивные же отстают все более и впадают во все больший негативизм по отношению к первым. ћеханизмы и побудительные мотивы этого исследователи все реже наход€т в сферах чистой экономики, политики.

“ак, противосто€ние экстремистских ветвей ислама и мировой цивилизации происходит почти целиком в сфере культуры. ¬се более культурное воздействие сказываетс€ в регионах, еще недавно изолированных от мирового процесса развити€.

¬ западных странах культурна€ эволюци€ охватывает посто€нно возрастающую массу населени€. —реди неофитов подавл€ющее большинство составл€ют молодые девушки. ƒовольно быстро они осознают, что выступать в роли родильной машины и участвовать в образовательноЦкультурных процессах Ц вещи несовместимые. ѕовышение культурноЦобразовательного уровн€ среди молодых женщин ведет к резкому сокращению рождаемости, и сегодн€ ни одна страна из числа развитых не воспроизводит свое коренное население. ƒл€ заполнени€ рабочих мест, особенно требующих невысокой квалификации, приходитс€ ввозить дес€тки, а затем и сотни тыс€ч мигрантов, которые не готовы к жизни в культурноЦразвитой стране. ¬ конечном счете эти последние резко мен€ют характер социокультурных процессов в обществе (‘ранци€, √ермани€, —оединенные Ўтаты јмерики) и мен€ют лицо страны.

јнализ истории человеческого общества показывает, что одним из важнейших условий существовани€ и дальнейшего развити€ культуры €вл€етс€ возможность обмена духовными ценност€ми между людьми. ¬ каждом новом поколении человек становитс€ человеком только в результате усвоени€ им культурного богатства человечества. Ћичность формируетс€ в общении с другими людьми и в постижении культурных ценностей. Ёти процессы происход€т благодар€ передаче и приему информации, ее интерпретации и усвоени€, т. е. на основе коммуникации.  ультура за врем€ ее существовани€ получила шесть мощнейших толчков, ускор€ющих развитие: первый Ц возникновение человеческой речи; второй Ц по€вление письменности, позволившее человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не наход€щимис€ с ним в непосредственном контакте; третий Ц развитие книгопечатани€, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знани€м и тем самым приобщитьс€ к культуре; четвертый Ц распространение телевидени€ вместе с сопутствующими изобретени€ми (спутниковое и кабельное телевидение, видеомагнитофоны и телефаксы, видеотексты и видеотелефоны) и п€тый Ц сотова€ св€зь, пейджеры и особенно сеть »нтернета, предоставили возможность почти всему человечеству стать непосредственными свидетел€ми и участниками историкоЦкультурного процесса, происход€щего на нашей планете.

Ўестой источник новейшего воздействи€ на культуру Ц небывалое в истории распространение туристической индустрии.

¬се эти существенные воздействи€ на развитие культуры, так или иначе, св€заны с информационными взаимодействи€ми, межкультурной коммуникацией.

 

► ћежкультурна€ коммуникаци€ Ц информационное взаимодействие культур в процессе и в результате пр€мых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами.

Ёти контакты могут осуществл€тьс€:

♥ путем непосредственных встреч лицом к лицу индивидов, относ€щихс€ к разным этнонациональным группам;

♥ опосредованно, при помощи письменных рукописных или печатных документов (письма, рукописи, книги, надписи), либо знаком€сь с иконографическим материалом (рисунки, фотографии, кино и телесъемки);

♥ путем знакомства (изучени€) с предметами, изготовленными либо используемыми в жизненном процессе этнонациональной группы, знакомства как на месте проживани€ группы, так и в других местах с предметами, оказавшимис€ там в результате перемещени€ (музей).

¬ современной научной и учебной литературе термин Ђмежкультурна€ коммуникаци€ї практически во всех случа€х используетс€, когда лицо, принадлежащее к одной этнонациональной группе, входит в личный контакт с лицом другой группы в результате перемещени€ одного из контактирующих. ѕри таком подходе источником получени€ представлени€ о другой культуре служит лишь непосредственно наблюдаемое поведение и речь индивида, что не может €вл€тьс€ ни исчерпывающим, ни просто достаточным основанием дл€ более или менее адекватного понимани€ другой культуры.

¬ этом смысле туристическа€ поездка в другую страну €вл€етс€ скорее р€довым развлечением, чем межкультурной коммуникацией в более или менее достаточном объеме.

ƒл€ более полного представлени€ о другой культуре необходимо систематическое оповещение о процессах, происход€щих в других регионах. Ёто может быть достигнуто только при систематическом оповещении о процессах, проход€щих в других регионах, с помощью посто€нных корреспондентов. »менно через реализацию этого механизма осуществл€етс€ наиболее полна€ и всеобъемлюща€ межкультурна€ коммуникаци€.

ƒругой вариант процесса межкультурной коммуникации имеет место, когда в странуЦдонора прибывает группа перемещенных лиц из страныЦреципиента. ¬ обыденном понимании Ц это мигранты. ¬ этом случае мы имеем дело с искаженным вариантом Ђмежкультурной коммуникацииї, так как перемещенные лица не €вл€ютс€ ни типичными представител€ми культуры страныЦреципиента, ни даже ее полными носител€ми.

— другой стороны, в странеЦдоноре они сталкиваютс€ не с культурой прин€вшей их страны, а с реакцией аборигенов на пришельцев.

“акой механизм контактов никак не может быть определен как Ђмежкультурна€ коммуникаци€ї.

—ерьезные, далеко не изученные в должной мере социокультурные, философские и организационноЦпрактические проблемы св€заны с распространением новых средств коммуникации. Ёти средства вторглись почти во все сферы жизни в исторически столь короткие сроки, что общество еще не сумело осознать св€занные с ними возможности и исход€щие от них опасности. ѕроисход€щее с помощью техники и мощных информационных потоков приобщение к культуре широких масс, формирование в масштабах не только отдельных стран, но и мировой цивилизации единой аудиовизуальной среды культуры повлекли за собой радикальные изменени€ в обществе.

Ѕлагодар€ новой информационной технике на наших глазах мен€ютс€ все характеристики межкультурного взаимодействи€ в процессах труда, быта, досуга, образовани€, повседневного общени€.

—реди исследователей как в нашей стране, так и за рубежом нет единства в оценке социальноЦкультурной роли международной коммуникации. ќдни исследователи с восторгом перечисл€ют богатство способов использовани€ коммуникации, рассматривают их как совершенно новые, утвержда€ при этом, что коммуникаци€ между людьми существовала во все эпохи, а в наше врем€ просто по€вились новые технические средства ее реализации, и это не внесло ничего принципиально нового. ƒругие удел€ют преувеличенное внимание отдельным видам коммуникации, что приводит к недооценке роли Ђсобственно человеческогої фактора в культуре, к подмене вопроса о сути и смысле коммуникации вопросом о ее форме и механизмах.

¬ русском €зыке слово Ђкоммуникаци€ї впервые по€вилось в св€зи именно с международными событи€ми. ¬первые его употребил ѕетр I.

ѕроизошло это в св€зи с тем, что по —толбовскому договору 1617 г. шведы полностью оттеснили –оссию от Ѕалтийского мор€ и захватили исконные русские земли по побережью ‘инского залива. ƒава€ политическую оценку этому обсто€тельству, ѕетр I отмечал: шведы, отодвинув –оссию от Ѕалтийского мор€, тем самым Ђразумным очам добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресеклиї.[262]

Ќаиболее важным обсто€тельством следует считать то, что термин Ђкоммуникаци€ї, нар€ду со многими другими, вошел в первый русский словарь иностранных слов (XVIII столетие). Ётот словарь, озаглавленный ЂЋексикон вокабулам новым по алфавитуї, содержит толкование 503 иностранных слов. Ќа странице 9 ЂЋексиконаї мы находим интересующее нас слово: Ђ оммуникаци€ Ц переговор, сообщениеї.

Ќачина€ с этого момента слово Ђкоммуникаци€ї входит в деловую русскую речь. Ќекоторое врем€ спуст€ утверждаетс€ даже специальный ƒепартамент  оммуникаций. “еперь это слово входит в качестве об€зательного во все словари церковнослав€нского и русского €зыка, а также в словари иностранных слов. Ћатинское слово communicatio принадлежит к обширному семейству слов с корнем munis (munus). ќдно из ключевых слов этого семейства, от которого произошли многие производные, в том числе и наше Ђкоммуникаци€ї, Ц слово communis, означающее Ђобщий, всеобщийї. ќт него происходит communio Ц общность, соучастие.

“еперь, подвод€ некоторые предварительные итоги, выделим два момента:

1) термин Ђкоммуникаци€ї содержит в себе значение передачи, сообщени€, информации;

2) он же заключает в себе и €вление соучасти€, возникающего при общественном приеме информации, образование некоторого сообщества людей, получивших данную информацию.

Ўирокое поле значений и действий, которое охватываетс€ термином Ђкоммуникаци€ї, описываетс€ одним из основателей теории массовой коммуникации ¬. Ўраммом:

„еловек непосредственно или косвенно общаетс€ с огромным числом людей. —хема его общени€ включает: внутреннюю коммуникацию Ц диалоги с самим собой, процесс мышлени€, воспоминани€, мечтани€; коммуникацию с близкими людьми Ц с семьей, друзь€ми, сосед€ми; коммуникацию с коллегами по работе; повтор€ющиес€ коммуникации с продавцами, врачом, сборщиком налогов и т. п.; коммуникации со случайными встречными; коммуникации с лицами, знакомыми по книгам и с экранов массовой коммуникации; коммуникации с анонимными источниками через посредство различных средств культуры (справочники, радио и телевидение, и т. п.).[263]

—овременное представление об исследуемых нами процессах можно было бы коротко изложить так.

 оммуникаци€ Ц это специфические общественные отношени€, возникающие в процессе и сохран€ющиес€ в результате обмена информацией между индивидами или их объединени€ми и способствующие сохранению и развитию духовного единства человеческой общности. Ќа какой бы этап исторического процесса развити€ человеческого общества мы ни бросили свой взор, всегда и везде мы видим, что процессы единени€ международных общественных сил неразрывно св€заны с процессами коммуникации.

Ёто обсто€тельство подчеркивал еще јристотель в своем учении о государстве. ѕо јристотелю, участие индивида в коммуникативных процессах вообще €вл€етс€ критерием, по которому он может быть отнесен к гражданам данного государства. ≈сли индивид, говорит он, не способен вступить в общение, Ђон уже не составл€ет элемента государства, станов€сь либо животным, либо божествомї.[264]

Ѕлизкую мысль мы обнаруживаем и у основател€ кибернетики Ќ. ¬инера: Ђќбмен информации Ц цемент, скрепл€ющий обществої.[265]

 оммуникаци€ теснейшим образом св€зана с культурой и составл€ет один из важнейших ее элементов. “ак, дл€ успешного сохранени€ культуры последн€€ должна отвечать нескольким услови€м:

♥ иметь больший объем с высокой избыточностью (маленькие культуры плохо сохран€ютс€);

♥ иметь информационноЦголографическую структуру (люба€ ее часть должна иметь свойства восстанавливать целостность культуры);

♥ производить периодическую пересистематизацию культурной информации с целью ее уплотнени€;

♥ создавать услови€ минимизации потерь при хранении;

♥ иметь возможность легко находить необходимую информацию в больших объемах хранени€;

♥ транслировать информацию дл€ новых поколений адекватно объему культуры, историческим обсто€тельствам (т. е. с учетом мен€ющихс€ условий), масштабам репродукции (элите Ц элитарные, массам Ц массовые, средним Ц средние); кроме того, объем передаваемой информации должен значительно превышать непосредственную необходимость;

♥ иметь фильтрЦбарьер дл€ вводимых новаций.

 оммуникаци€, однако, не €вл€етс€ единственным способом взаимодействи€ людей в международной практике. ¬ процессе развити€ контактов между людьми или их объединени€ми нередко наступают такие моменты, когда коммуникативные возможности воздействи€ одной стороны на другую с целью изменени€ ее поведени€ оказываютс€ или кажутс€ исчерпанными. “огда вступает в действие механизм насильственного принуждени€ к определенному образу поведени€, механизм, поко€щийс€ не на передаче информации (в основном), а на приложении силы, жестокости, механизм коэрции.  оэрци€ (от лат. соегсео Ц наказывать, обуздывать, укрощать) Ц механизм реализации воздействи€ или взаимодействи€ не коммуникативным способом, а с применением силы, принуждени€ (драка, заключение в тюрьму, война и т. д.). ѕон€тие Ђкоэрци€ї €вл€етс€ антитезой пон€тию Ђмежкультурна€ коммуникаци€ї.

√енеральна€ функци€ межкультурной коммуникации Ц коррел€ци€ отношений между странами и этносами, классами, сло€ми, национальными группами, религиозными организаци€ми и т. д. с целью поддержани€ динамического единства и целостности мировой социокультурной структуры.

ћежкультурна€ коммуникаци€ выполн€ет свою генеральную функцию с помощью следующих средств:

1) создани€ и поддержани€ Ђкартины мираї (сообщение о фактах, событи€х, идеологической ориентации, о политическом значении тех или иных €влений во внешней дл€ данной общности среде);

2) создани€ Ђкартины общностейї (сообщение о фактах и событи€х, социальных ориентаци€х, касающихс€ изменений, происход€щих внутри этнических сообществ;

3) трансл€ции ценностей культуры, осуществл€емой в двух видах Ц как диахронный и синхронный процессы.

»зучение процессов массовой коммуникации в современном обществе €вл€етс€ делом исключительной важности. ћассова€ коммуникаци€ оказывает глубокое вли€ние на области, которые, казалось бы, отдалены от сферы духовного производства. ѕроблемы социального планировани€, проблемы развити€ городов, транспорта, снабжени€, рабочей силы, свободного времени Ц при решении этих и подобных им вопросов в наше врем€ нельз€ не учитывать вли€ни€ на них межкультурной коммуникации.

 роме того, необходимо отметить, что и сама коммуникативна€ де€тельность €вл€етс€ в наше врем€ важным экономическим фактором. ¬ свое врем€ еще Ќаполеон I говорил, что о прогрессе общественного благососто€ни€ можно судить по результатам счетов почтовых дилижансов, ибо в них косвенным образом отражалась международна€ экономическа€ активность той или иной страны.

ѕо нашему представлению, процесс движени€ информации в системе межкультурной коммуникации включает в себ€:

♥ анализ среды;

♥ отбор событий дл€ отображени€;

♥ интерпретацию событи€;

♥ кодирование сообщени€;

♥ передачу сообщени€;

♥ прием сообщени€;

♥ декодирование сообщени€;

♥ интерпретацию сообщени€;

♥ отбор в пам€ть;

♥ использование информации в жизненной практике.

ѕереработка и продуцирование информации человеком осуществл€ютс€ не произвольно, а по заданным законам его собственных психических процессов. ” разных людей, в разных культурах эти процессы протекают поЦразному. —ознание каждого воспринимает лишь часть непрерывного спектра €влений, поэтому реальный мир значительно отличаетс€ от модели мира, созданного нашими ощущени€ми. ћного ограничений в приеме информации св€зано с особенност€ми как индивидуальной психики человека, так и штампов, выработанных культурами.

—ами типы коммуникации, используемые в жизненной практике, накладывают рамки на процесс прин€ти€ и усвоени€ информации. Ёти типы суть:

♥ непосредственна€, межлична€ коммуникаци€;

♥ интергруппова€ коммуникаци€;

♥ межгруппова€ коммуникаци€;

♥ межкультурна€ коммуникаци€;

♥ массова€ коммуникаци€.

»нтересно отметить, что при движении в этом списке от 1Цго номера к 5Цму ослабевает обратна€ св€зь в коммуникационном процессе, что безусловно снижает его продуктивность.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 655 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1404 - | 1435 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.