Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕоколени€: наследуемое и новое в культуре




ѕреемственность культуры €вл€етс€ закономерностью исторического развити€. ќна реализуетс€ в динамичной и последовательной смене поколений.  аждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событи€м эпохи. ќно усваивает достигнутый уровень развити€ и на этой основе становитс€ инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед.

Ёти две стороны взаимосв€зи поколений Ц освоение культурного наследи€ и новаторство Ц образуют основу исторического развити€ культуры. “рансл€ци€ культуры €вл€етс€ всеобщим законом, определ€ющим единство человечества.

ѕроблеме роли поколений в истории культуры посв€щали свои труды многие исследователи. ¬ зарубежной социологии и культурологии проблемы поколений рассматривали —. јйзенштадт,  . ƒэвис, ћ. ¬ебер, ћ. ћид,  . ћаннгейм,  .  енистон, ’. ќртегаЦиЦ√ассет, ј. “ойнби, Ћ. ‘ойер, «. ‘рейд, „. –ейч, “. –оззак и др. —мена поколений создает непрерывность в истории культуры, способствует передаче культурного наследи€ и стимулирует дальнейшее изменение.

ќднако в реальной жизни действие этого закона имеет очень широкий диапазон, про€вл€етс€ в многочисленных вариаци€х, сопровождаетс€ драмами и конфликтами.

ј. “ойнби, размышл€€ о судьбе поколений, отмечал:

 аждое поколение, подобно карме, влачит на себе все то, что было соде€но предшественниками. Ќи одно из поколений не начинает жизнь в услови€х полной свободы, но начинает как узник прошлого.   счастью, узник этот не беспомощен, он располагает силами сломить рутину наследуемых привычек.[251]

¬ разные исторические эпохи мен€лись объем и содержание культурного наследи€, способы и механизмы его передачи последующим поколени€м. ¬ опыте прошлых поколений были не только достижени€, но и заблуждени€, ошибки, просчеты. »деологическа€ ограниченность и социальна€ тенденциозность способствовали по€влению Ђбелых п€тенї, уничтожению текстов культуры и достижений известных де€телей. ¬ сознании последующих поколений возникает сожаление об утратах, желание возродить забытые имена, вспомнить о новаторских иде€х, пересмотреть отношение к культурному наследию. Ќо этот возврат происходит на ином витке истории, в других социальных и культурных услови€х.

ѕроблема взаимоотношени€ поколений привлекала внимание российских ученых в различные периоды модернизации общества. —реди них можно назвать известных политиков, писателей: ј. ». √ерцена, ѕ. ј. —орокина, ». —. “ургенева.

¬ 60Цх гг. XX в. проблему поколений исследовали социологи ». ЅестужевЦЋада, ».  он, ». »льинский, ¬. Ћисовский, —. »конникова, Ћ.  оган, ћ. “итма, ¬. Ўубкин, ј. Ўендрик, ¬. „упров.

Ёти исследовани€ содержали научную информацию об изменени€х в ценностных ориентаци€х молодого поколени€ и тем самым прогнозировали неизбежность глубоких социальных и культурных перемен в обществе. Ёти прогнозы подтверждали идею немецкого социолога  . ћаннгейма о том, что феномен поколений €вл€етс€ одним из главных факторов, способствующих зарождению динамики исторического развити€. »спанский философ и культуролог ’. ќртегаЦиЦ√ассет отмечал, что смена поколений создает Ђпульсациюї в истории общества, определ€€ границы соединени€ традиций и новаторства. ¬озрастные группы выполн€ют интегративную функцию, объедин€€ сверстников на основе общего отношени€ к ценност€м.  аждое поколение Ђвстает на плечиї предыдущего, формируетс€ им, но затем вносит свой вклад в развитие общества и культуры.

’арактер преемственности культуры отражаетс€ в духовном облике поколений. ¬ истории известны поколение Ђбури и натискаї, Ђпотер€нное поколениеї, Ђпоколение надеждї. Ёти символические названи€ отражают их роль в истории культуры.

ѕреемственность и взаимодействие поколений необходимо рассматривать по крайней мере в двух аспектах.

ѕервый аспект Ц вертикальный, или диахронный, анализ, когда рассматриваетс€ последовательна€ смена поколений в истории культуры определенной эпохи. Ётот подход позвол€ет представить общую картину передачи культурного наследи€, его объем, судьбу открытий и утрат, продолжение реформ, начатых предшествующим поколением, или их критику, отказ продолжать.

»нтересный расчет ускорени€ темпов исторического развити€ и увеличени€ объема информации в де€тельности поколений предложил американский социолог ј. “оффлер. ≈сли последние п€тьдес€т тыс€ч лет существовани€ человека разделить на средний срок человеческой жизни (приблизительно 62 года), то всего в истории было около 800 таких сроков. »з них 650 человек провел в пещерах. “олько во врем€ последних 70 сроков благодар€ письменности стало возможным эффективное общение поколений. «а последние шесть сроков большинство людей узнало печатное слово. «а четыре срока человек научилс€ более или менее точно измер€ть врем€. «а два последних срока человек начал использовать электричество. Ђ» потр€сающее количество материальных благ, которыми мы пользуемс€ сегодн€, были созданы за последний, восьмисотый, срок жизниї, Ц заключает ј. “оффлер.[252]

¬озможно, приведенные расчеты условны, но они достаточно образно воспроизвод€т динамизм исторической преемственности культуры, колоссальный объем культурного наследи€, накопленного человечеством, соотношение традиций и новаторства.

¬торой аспект Ц горизонтальный или синхронный анализ, когда рассматриваютс€ поколени€, живущие одновременно. ќтличительной особенностью современности €вл€етс€ ускорение темпа перемен, когда прошлый опыт сохран€етс€ как пам€ть, но утрачивает свое значение дл€ реальной жизни молодого поколени€. ћолодые воспринимают мир иначе, живут иными ценност€ми и цел€ми. ¬озникший Ђвременной сдвигї изменил роль и характер взаимодействи€ поколений.

 ак правило, одновременно живут триЦчетыре поколени€. ћежду ними на основе общих жизненных ценностей складываютс€ различные отношени€: сотрудничества и довери€, взаимопонимани€ и согласи€, поддержки и помощи.

Ќо возможна и друга€ ситуаци€, когда отношени€ между поколени€ми станов€тс€ напр€женными и возникают конфликты, разногласи€, взаимна€ критика и открыта€ враждебность.

Ёти отношени€ могут охватывать различные сферы жизни, цели и ценности, симпатии к политическим лидерам и де€тел€м культуры, оценки событий и технических достижений, подражание модным эталонам и вкусам. ѕо одному вопросу поколени€ могут иметь общее мнение, по другому Ц разные (например, вопросы рождаемости, количества детей в семье). ѕостепенно уход€т в прошлое большие семьи, в которых совместно проживали несколько поколений. ¬се чаще семь€ становитс€ нуклеарной, состо€щей из родителей и одногоЦдвух детей. ѕо€вл€ютс€ и иные типы семей: бездетные, однополые, временные союзы без оформлени€ брака, неполные семьи без отца, традиционные формы многоженства, разрешенного обычным правом в мусульманском обществе. „исло одновременно живущих поколений может увеличиватьс€ или сокращатьс€ в зависимости от многих условий, в том числе от снижени€ границы реального возраста родителей, от генетической предрасположенности к долгой жизни, от соблюдени€ норм здорового образа жизни и отсутстви€ Ђфакторов рискаї.

¬ услови€х земной цивилизации, к сожалению, одновременно могут жить не больше п€ти поколений. —выше ста лет живут очень немногие люди, и это больша€ редкость, хот€, возможно, границы биологического возраста могут быть отодвинуты к более поздним срокам. Ќо в насто€щее врем€ в р€де стран, в том числе в –оссии, вызывают тревогу увеличение смертности, сокращение рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни.

¬се эти особенности и тенденции вли€ют на характер преемственности поколений.

√енеалогическое поколение указывает на происхождение семьи от общего предка. ќно создает представление о династии и родственных св€з€х, о преемственности поколений.

¬ недалеком прошлом в нашей стране к генеалогии относились пренебрежительно, считали ее сословным пережитком. Ёто привело к почти полному исчезновению семейных архивов, лишь редкие семьи знают историю своих предков дальше 3Ц4Цго поколени€, да и в этих пределах подробности их жизней мало известны.

¬месте с тем генеалоги€ Ц одна из важнейших отраслей исторического источниковедени€. ќна изучает родственные св€зи людей, последовательность поколений, их ценности и образ жизни, правовые и этические нормы в отношени€х между поколени€ми.

—ейчас отношение к генеалогии значительно изменилось, возрос интерес к истории семьи и своего рода.

¬ы€вились новые перспективные направлени€: изучение истории двор€нства, купечества, духовенства, городских средних слоев, феодальной аристократии, интеллигенции, предпринимателей, ремесленников, рабочих, кресть€н.

¬ последние годы публикуютс€ важнейшие архивные документы: письма, дневники, мемуары, на основе которых можно воссоздать историю семейной династии. »здаютс€ фундаментальные книжные серии, посв€щенные истории прав€щих династий, справочники о переселенцах и этнических диаспорах. ќчень интересны художественные портреты, миниатюрные изображени€, фотографии, благодар€ которым можно представить особенности внешнего облика своих предков, особенности костюма и быта.

«нание истории семьи Ц духовна€ основа преемственности поколений и бережного отношени€ к культурному наследию. » наоборот, забвение предков неизбежно ведет к безнравственности, варварскому отношению к историческим культурным ценност€м.

»сторическое поколение Ц период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение, станов€сь современником событий эпохи, оказавших вли€ние на его духовный облик. »ногда историческому поколению придают символическое значение, называ€ его, например, Ђпоколением ¬еликой ќтечественной войныї, Ђпоколением шестидес€тниковї, Ђпоколением перестройки и рыночных реформї.

¬ услови€х экономических реформ все чаще говор€т о среднем классе, ЂбизнесЦпоколенииї, которое активно про€вл€ет себ€ в предпринимательской и коммерческой де€тельности. ¬ эту де€тельность вовлечено не все поколение, но оно тем не менее вли€ет на характер ценностей и формирующийс€ стиль жизни общества.

 ак пишет социолог ». —.  он, Ђпоколение в этом смысле не столько количественна€, сколько качественна€ определенность. „ем значительнее историческое событие, тем длительнее его историческое воздействие, тем шире хронологические рамки его вли€ни€ї.[253]

—таршее поколение может вли€ть на несколько поколений, в том числе на молодежь, создава€ устойчивое традиционное отношение к историческим событи€м и духовным ценност€м своего времени, вызыва€ эмоциональную сопричастность и взаимное понимание.

“акие отношени€ складываютс€ между поколени€ми в услови€х относительной стабильности общества. Ќо перемены вызывают, как правило, у нового поколени€ критическое отношение к предыдущему периоду, требу€ отказатьс€ от целей и ценностей старшего поколени€, объ€вл€€ их ложными. “ак было при противосто€нии  расного и Ѕелого движений во врем€ революции;в период студенческих волнений Ђновых левыхї на «ападе в конце 60Цх гг. XX в.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 787 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1276 - | 1176 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.