Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие гуманизма в политической мысли Ѕеларуси




Ёпохи ¬озрождени€.

 ак в «ападной ≈вропе, так и в Ѕеларуси проникает иде€ гуманизма (15-16 вв), –еформации и просвещени€. ќни были направлены против церковных догматов, средневековой схоластики и акцентировали свое внимание на внутренний мир человека, на его права, свободу, достоинство и материальное благополучие.

¬ отличие от европейского гуманизма, который культивировал идею индивидуальной свободы, белорусские гуманисты ограничивали эту свободу в интересах общего блага, выражающиес€ в национально-патриотических формах.

ќсобенностью отечественного гуманизм €вл€ютс€ утверждение в массовом сознании таких национальных черт поведени€ как терпимость по отношению к позици€м другого человека, сохранение общего блага, толерантность. »де€ толерантности поддерживалась политикой прав€щих кругов.

” истоков гуманизма сто€л белорусский просветитель и первопечатник ‘. —корина. ќн получил лучшее европейское образование, €вл€лс€ доктором свободных искусств и доктором медицинских наук. ¬ своих гуманистических взгл€дах пыталс€ доказать, что человек Ц это высша€ ценность, пыталс€ пробудить стремление к знани€м, свободе и патриотической де€тельности.

ѕолитическое воззрение —корины были направлены на утверждение в народе правосознани€, а в государстве Ц правосуди€ и справедливости. ќн утверждал, что закон должен быть основой общества, и закон должен базироватьс€ на морали, нравственных ценност€х Ц человеколюбии, справедливости. «аконы должны трактоватьс€ адекватно. √уманизм —корины отличаетс€ в демократичности, т.к. он в своих размышлени€х обращен к народу, счита€ их полноправными гражданами.  аждый человек, по его мнению, обладает правом быть полноправным гражданином. ќн был сторонником идей вечного мира. Ѕудучи реформатором по своей гражданской позиции, он не призывал народ к открытым выступлени€, он считал, что народ должен дождатьс€ своего часа. ѕолитический идеал Ц сильна€ и гуманна€ власть. √осударство должен возглавл€ть мудрый, справедливый и образованный монарх, который следит за выполнением законов и сам руководствоватьс€ ими в своей де€тельности.

—. Ѕудный изложил свои взгл€ды в произведени€х Ђ атехизисї, Ђќ светской властиї. ќн резко критиковал взгл€ды гуманистов-радикалов. Ѕыл сторонником частной собственности и зависимости кресть€н от феодалов, он считал, что право на владение собственностью в государстве иметь все граждане. —. Ѕудный осуждал идеи гуманистов-радикалов о ликвидации государственной власти. (так как злоупотребл€ли служебным положением чиновники). ¬ыдвигал положение о божественном происхождении власти. —. Ѕудный говорил о необходимости утверждени€ власти: установлении пор€дка в государстве, охране интересов личности и государства. ќпределил об€занности управл€емых и управл€ющих в обществе:

1. правитель должен быть богопослушным, справедливым, защитником бедных;

2. господарь должен следить за выполнением законов, назначать на должности судей честных людей и искорен€ть безделье;

3. требовал равенство всех сословий перед законом.

ћ. √усовский Ц гуманист, он отводил в своих суждени€х о политике внимание идеальному правителю. Ёти черты идеального правител€ соотносит не с библейскими сказани€ми, а с реальной жизнью, анализиру€ де€тельность политиков конкретных политических де€телей. ¬ качестве он выделил великого кн€з€ ¬итовта.

√лавна€ заслуга в развитии белорусской политической мысли - разработка концепции правового общества и правового государства јндреем ¬оланом. ќн использовал суждени€ о правовом государстве древнегреческого философа ѕлатона, древнеримского мыслител€ ÷ицерона, а также Ц —корины, ћ. Ћитвина, —. Ѕудного.

‘ормой государственного правлени€, приемлемой дл€ Ѕеларуси, ¬олан считал монархию, котора€ управл€ет и правит народом с помощью законов. Ќа государственные должности должны назначатьс€ образованные, знающие право люди.

—татут ¬ Ћ

»де€ правового общества и государства получила обоснование в произведени€х Ћьва —апеги (1557Ч1633). ≈го социально-политические и историософские взгл€ды были изложены в "ѕредисловии" к —татуту 1588 г., а также в письме к архиепископу ёзефу  унцевичу от 12 марта 1622 г. ¬ письме автор утверждал, что церковь и духовенство об€заны служить интересам общества, оказыва€ помощь государственным органам в поддержании общественного пор€дка.

‘илософы и юристы школы естественного права, как известно, считали, что человек от природы наделен вечными и неизменными, общими дл€ всех людей основными правами. —апега не был согласен с ними. ќн считал, что права придуманы людьми дл€ их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. ќсновное назначение права, по мнению —апеги, Ч гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. ‘илософ считал, что назначение права Ч пресечение действий потенциальных преступников и применение наказани€ дл€ совершивших преступлени€. ќн рассматривал его как узду, котора€ сдерживает каждого наглеца и насильника. Ќо самое главное состоит в том, что право обеспечивает люд€м свободу.

¬ "ѕредисловии" к —татуту —апега подчеркивал, что если государь отступает от своей об€занности и заботитс€ только о личных интересах, а не общем благе, то его называют не государем, а тираном: "√де правит человек по своему усмотрению, там господствует дикий зверь, а где господствует право, там правит сам Ѕог". —апега был сторонником юридического просвещени€ граж≠дан. ќн считал, что гражданин, который своей свободой похвал€етс€, а "прав своих знать и понимать не хочет", заслуживает осуждени€ и презрени€. ќсобенно стыдно не знать тех прав, которые "не чужим, а своим €зыком написаны".

√уманизм с его критической и рационалистической мыслью способствовал активизации реформационного движени€, распространению просвещени€ и научных знаний. ќн пробудил от средневекового сна общественную мысль Ѕеларуси.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2016 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1282 - | 1102 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.