Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬олочЄбные или христославные песни




Ћекции по Ќародной музыкальной культуре

ƒл€ студентов 2-го курса исполнительских специальностей

ƒва типа культур

ѕо мнению французского антрополога  лода Ћеви-—тросса, существуют два типа культуры:

1. Ђ’олодна€ї культура Ц традиционна€ культура, бытующа€ в деревн€х и ориентированна€ на сохранение традиций, унаследованных от предков. ÷ель такой культуры Ц повторить и сохранить обычаи, обр€ды, устные предани€ и т.д. √рафический знак культуры Ц круг.

2. Ђ√ор€ча€ї культура Ц культура цивилизации, бытующа€ в городах и ориентированна€ на создание нового (технологии, мировоззрение). ÷ель этой культуры Ц движение вперЄд, совершенствование существующего и создание нового. √рафический знак культуры Ц вектор (→).

‘ольклор в своЄм аутентичном (подлинном) виде может существовать только в Ђхолоднойї культуре.

 

‘ольклор и фольклористика

‘ольклор (от англ. folk lore Ц народна€ мудрость) Ц это совокупность материальных (предметы быта, костюмы, украшени€, архитектурные постройки, оруди€ труда и т.д.) и нематериальных (устное поэтическое и музыкальное народное творчество Ц предани€, песни, сказани€, сказки, пословицы и т.д.) объектов народного творчества.

‘ольклористика (этномузыкологи€ Ц в современном прочтении) Ц наука о фольклоре.

‘ольклористы Ц учЄные, собирающие и изучающие фольклор.

 

ѕ€ть признаков фольклора:

1. ”стность Ц в традиционной культуре ни одно фольклорное произведение не фиксируетс€ в записи, оно передаЄтс€ Ђиз уст в устаї и бытует устно. «апись народных песен осуществл€ют фольклористы.

2. ¬ариантность Ц одна и та же песн€ может существовать в нескольких вариантах (один текст Ц несколько напевов, несколько вариантов текста).

3. ≈динство индивидуальности и коллектива при создании фольклорного произведени€ (вопрос об авторстве в фольклоре).

4. Ѕытовое назначение. ѕо словам русского музыковеда ¬. —тасова, народна€ песн€ сопутствовала человеку на прот€жении всей жизни, начина€ с рождени€ и заканчива€ смертью.

5. —инкретизм Ц изначальное единство слова, музыки и хореографии. ѕроцесс создани€ песни Ц одновременно создание напева со словами, сопровождаемыми движением.

 

ѕон€тие жанра

∆анр (с франц. Ц вид, род) Ц это исторически сложившеес€ единство произведени€ искусства и его бытового предназначени€. –азличают первичные (фольклорные) и вторичные (академические Ц соната, симфони€, концерт и т.д.) жанры.

 

¬се фольклорные жанры дел€тс€ на 2 группы:

1. ѕриуроченные Ц к событию, к конкретной дате или празднику. Ќапример, кол€дки поют на –ождество (7 €нвар€), купальские песни Ц на »вана  упалу (7 июл€).

2. Ќеприуроченные, исполн€емые вне зависимости от праздников. Ќапример, колыбельные, былины, лирические прот€жные песни.

 

“рудовые песни

“рудовые песни Ц один из древнейших фольклорных жанров, возникших в быту древних земледельцев и сопровождавших т€жЄлый физический труд (валка леса, выкорчЄвывание пней).   XVI-XVII векам по€вились рабочие артели (бригады по 125 человек) бурлаков, крючников (грузчиков), плотников и т.д. »х песни отражали специфику их труда.

Ќазначение трудовых песен:

1. ѕодн€тие боевого духа;

2. —оздание единого трудового ритма (Ђпод шагї), позвол€ющего синхронизировать усили€ работающих.

ќсобенности трудовых песен: сочетание речитатива и напевности, наличие командных возгласов (ЂЁх, раз, вз€ли! ≈щЄ вз€ли!ї).

 

 

 алендарные песни

 алендарными называютс€ песни, строго приуроченные к обр€дам календарно-земледельческого года. Ќазначение этих песен не художественное, а практическое, направленное на достижение действенного контакта с природными силами. ÷ель такого контакта Ц повли€ть с помощью ритуала на увеличение урожа€, успешность промыслов, благополучие общины.

√одовой круг основан на чередовании праздников и будней, а также сезонов, неразрывно св€занных с сельско-хоз€йственными работами. ” восточных слав€н утвердились 5 сезонов:

1. «има;

2. –анн€€ весна;

3. ѕоздн€€ весна;

4. Ћето;

5. ќсень.

∆изненный уклад земледельца регулировалс€ следующими важными датами

календарного года: 24-25 декабр€ Ц зимний солнцеворот (прибавление светового дн€, Ђ—олнце Ц на лето, зима Ц на морозї); 21-22 марта Ц весеннее равноденствие (день равен ночи); 24-25 июн€ Ц летний солнцеворот (убавление светового дн€); 21-22 сент€бр€ (осеннее равноденствие).

 

»з истории календарей

—амо слово Ђкалендарьї происходит от Ђкалендаї - первый день нового года.

ƒо введени€ на –уси христианства слав€не ориентировались по лунному календарю. ’ристианство, заимствованное из ¬изантии, утвердило солнечный календарь, каждый день которого был св€зан с каким-либо праздником или пам€тью какого-либо св€того.

—о временем оба эти календар€ объединились в лунно-солнечный календарь (существует и ныне), сочетающий в себе передвижные праздники (по лунному календарю: ѕасха, “роица) и закреплЄнные праздники (по солнечному календарю: –ождество Ц 7 €нвар€,  рещение √осподне Ц 19 €нвар€, Ѕлаговещение Ц 7 апрел€ и т.д.).

ћногие €зыческие праздники были Ђприуроченыї к христианским:  ол€да Ц к –ождеству, »ван  упало Ц к пам€ти »оанна  рестител€.

 

«имние песни

 ол€дки

ѕриурочены к €зыческому празднику  ол€ды, а затем к –ождеству ’ристову, исполн€ютс€ вечером 6 €нвар€ (кол€дует молодЄжь) и утром 7 €нвар€ (кол€дуют дети).

 ол€дки Ц это поздравительные песни с пожеланием хоз€евам дома вс€ческих благ в обмен на дáры (угощение, символизирующее плодородие, как правило Ц каша, хлеб, сало и т.д.). ћагический смысл кол€довани€ в том, что чем щедрее хоз€ин отблагодарит кол€довщиков, тем богаче будет дл€ него предсто€щий год.

 омпозици€ кол€док включает в себ€:

Ј ¬еличание хоз€ев;

Ј ѕоздравление с праздником;

Ј ѕожелани€ благополучи€;

Ј ѕросьба дать угощение за песню.

’арактерный припев кол€док Ц Ђўедрый вечерї, Ђ—в€тый вечерї.

¬ различных област€х рождественские песни именуютс€ по-разному:

ü јвсеньки и таусеньки Ц в –€занской области (от припева Ђјвсень! “аусень!ї; корень Ђсиньї, Ђусиньї, означающий Ђблистающийї, Ђсверкающийї - основа слав€нских названий зимних мес€цев года);

ü ўедровки на ”краине и в Ѕеларуси (щедрое угощение);

ü ¬иноградь€ на севере –оссии (припев Ђ¬иноградье красно-зелЄноеї);

ü «айки на юге –оссии (кол€довать Ц зайкать).

 

—в€точные гадальные песни

—опровождали св€точные игрища и представлени€ р€женых. »сполн€лись в период —в€ток Ц с 7 по 19 €нвар€. —лав€не считали, что именно в это врем€ (Ђстрашные дниї) мир предков становитс€ ближе к миру живых и возможно общение между ними посредством гадани€ (задать вопрос и получить ответ).

—в€точные обр€ды Ц представлени€ р€женых (маски козы, медвед€, чЄрта), игрища (наиболее известны покойницкие игрища), гадани€.

Ўирокое распространение получило гадание под песню. »сполн€емые во врем€ него песни называли подблюдными. ѕри гадании девушки наливали в блюдо воду из 7-ми колодцев, складывали в него свои украшени€ (перстень, кольцо, серьги), пели специальные гадальные куплеты и доставали из блюда кажда€ своЄ украшение (Ђвынуть свою судьбуї).

’арактерный припев гадальных песен Ц Ђ ому вынетс€, тому сбудетс€ї.

 

ћасленичные песни

ƒревние слав€не отмечали праздник проводов зимы и встречи весны и называли его ¬елес (в честь €зыческого бога плодороди€ и скотоводства). — XVI века этот праздник стал называтьс€ ћасленица. ÷ерковь прин€ла еЄ как сырную или м€сопустную неделю, предшествующую ¬еликому ѕосту.

ћасленица отмечалась за 7 недель до ѕасхи и длилась неделю.  аждый день недели имел своЄ название и назначение:

ѕонедельник Ц встреча;

¬торник Ц заигрыш;

—реда Ц лакомка;

„етверг Ц широкий четверг или –азгул€йс€, народ! (кульминаци€ уличного весель€);

ѕ€тница Ц тЄщины блины (ходили в гости к старшим родным);

—уббота Ц золовкины посиделки (молодые парни и девушки ходили друг к другу в гости);

¬оскресенье Ц прощЄное воскресенье. ¬есь день по селу возили чучело ћасленицы как символ уход€щей зимы. ¬ечером его вывозили за пределы села и сжигали (Ђвыметали зимуї).

ћасленичные обр€ды имели круговой характер, т.к. были посв€щены культу ярилы-—олнца:

ü ѕекли блины;

ü  атались на тройках вокруг села.;

ü —нимали с телег колЄса, смолили их, поджигали и поднимали на шестах к небу, к солнцу;

ü ¬одили хороводы.

 

¬есенние песни

÷икл весенних обр€дов и песен открывалс€ в день весеннего равноденстви€ Ц 22 марта. Ётот день называлс€ ∆аворонки (по приметам Ц день прилЄта первых птиц) или —όроки (церковь в этот день отмечала пам€ть 40 мучеников). Ќакануне в каждом доме пекли из теста фигурки птиц. 22 марта девушки и дети выходили на возвышенное место (на пригорок, на крышу дома Ц ближе к солнцу), пели заклички (закликали весну), подбрасыва€ фигурки птичек к небу. —читалось, что если этот обр€д не будет совершЄн, весна может не наступить.

«аклички Ц песни, посредством которых закликали весну и птиц. ѕтицы Ц вестники весны: они Ђприносили тепло на носах и уносили холод на хвостахї.

«аклички Ц один из древнейших фольклорных жанров. ’арактеризуетс€ узким диапазоном напевов (терци€ Ц кварта).

 

¬олочЄбные или христославные песни

»сполн€лись на ѕасху (в —ветлое ’ристово ¬оскресение). Ѕытовал обычай обхода дворов с пением волочЄбных песен. Ќазвание ЂволочЄбныеї происходит от старослав€нского Ђволочитьс€ї - ходить. »сполнителей называли ЂволочЄбникамиї.

—одержание волочЄбных песен: величание хоз€ев, поздравление с праздником, пожелание благополучи€, просьба угостить за песню (аналог Ц кол€дки). ’арактерный припев Ц Ђ’ристос воскрЄс, —ына Ѕожаї.

ѕоказательно, что мелодика волочЄбных песен содержала элементы тонально-гармонического мышлени€, т.к. волочЄбные песни соседствовали с церковными песнопени€ми, которые и оказывали на них сильное вли€ние.

 

≈горьевские песни

»сполн€лись 6 ма€, в день первого выгона скота в поле. ÷ерковь в этот день праздновала пам€ть √еорги€ Ц ѕобедоносца. ≈горий и ћакарий считались в народе покровител€ми домашнего скота. ≈горьевские песни выполн€ли функцию оберега дл€ скота (сохранность скота Ц залог благополучи€ общины).

Ќа ”краине и в Ѕеларуси егорьевские песни пелись, а на –уси приговаривались. ѕример Ц приговор из —моленской области:

Ћес сосной, царь лесной,

÷арь богатый, белый-кудреватый.

ѕрими мой подарок Ц хлеб, соль, €ичко,

ѕаси мою животинку Ц

¬ поле выгон€й и в хлев загон€й. јминь!

¬есн€нки Ц

неприуроченные песни лирического содержани€ (о девичьей доле, о любви, о тоске молодушки по дому, о весеннем расцвете природы).

ƒл€ старинных весн€нок характерны: узкий диапазон напева, исполнение Ђговоркомї и окончание музыкальных фраз возгласом Ђ√у!ї с последующим нисход€щим глиссандированием (традици€ Ђгукáтьї весну).

 

—емицкие песни

—лав€не отмечали праздник весеннего расцвета природы, который называлс€ —емик (праздновалс€ через 6 недель после ѕасхи. —емик отмечалс€ целую неделю, которую называли семицкой, русальной (от древнеслав€нского Ђрозали€ї - праздник роз, цветов), грнόй (играли много песен), а также зелЄными св€тками.

√лавным днЄм русальной недели был четверг, который позже стал совпадать с “роицыным днЄм.

—емицкие обр€ды:

1. ∆илища украшались берЄзовыми, кленовыми, р€биновыми ветками, дỳховой травой Ц чабрецом, которые считались оберегами и обладали целительной силой.

2. ƒевушки завивали берЄзку, т.е. скручивали колечки не ветв€х берЄзы и украшали €ркими лентами. Ќа колечках гадали: если в течение семицкой недели ветка зелЄна€ Ц предсказание положительное, если ветка надломилась и высохла Ц отрицательное.

3. ¬одили хоровод вокруг завитой берЄзки.

4. Ќосили берЄзке трапезу (кашу, €ичницу Ц еду, символизирующую плодородие).

v —лав€не считали берЄзу прибежищем душ предков (культ предков). „тобы предки не обижались и не наносили вреда живым люд€м, их задабривали едой, украшали берЄзу.

5. ƒевушки кумились (обр€д кумлени€).  умовство Ц это ритуальное побратимство (родство не по крови, но по духу).  умились в семицкую неделю: девушки целовались через завитые ветки берЄзы и обменивались платками или крестиками. “ак они становились сЄстрами и об€зались заботитьс€ о семь€х друг друга.

 

Ћетние песни

Ћетом праздников мало, так как с 12 июл€ (Ђмакушка летаї) начиналс€ сенокос, а затем и жатва.

√лавным летним праздником €вл€етс€ »ван  упало, который отмечаетс€ 7 июл€ (день летнего солнцеворота). Ќазвание Ђ упалої происходит от древнеслав€нского корн€ Ђкупї, означающего Ђвкупеї, Ђвместеї, Ђвсем скопомї.  упало Ц праздник, посв€щЄнный самому жаркому летнему солнцу. ѕо обыча€м отмечать его нужно было всей общиной, всем селом, от мала до велика. ≈сли кто-то не выходил на улицу в праздничный день, тому пели песни следующего содержани€:

 то нейдЄт на улицу,

“от пусть лежит колодоюЕ

ќсновными стихи€ми купальского праздника считаютс€ огонь и вода, поэтому большинство обр€дов св€заны именно с ними.

 упальские обр€ды:

1. ƒевушки плели венки, украшали их гор€щими свечами, пускали по воде, гадали (хорошо плывЄт, свеча не гаснет Ц благопри€тный ответ; в противном случае Ц неблагопри€тный);

2. ”крашали деревь€ гор€щими свечами:

3. ѕожилые люди носили по улицам огонь в плошках (блюдцах);

4. —молили колЄса, зажигали их, скатывали в реку;

5. ∆гли костры, прыгали через них;

6.  упались в росе;

7. ¬ ночь с 6 на 7 июл€ молодЄжь толпой ходила в лес искать цветущий папоротник.  то найдЄт Ц тому откроютс€ клады;

8. — 7 июл€ начинали сбор лекарственных трав, которые к этому времени набирали свою целительную силу. ѕели специальные песни с припевом Ђћ€дуницаї.

—читалось, что огонь и вода в праздник  упалы обладали обережной, очищающей и укрепл€ющей силой. ќбщение с этими стихи€ми было об€зательным, так как праздник  упалы предшествовал началу сенокоса и жатвы и был призван укрепить силы людей.

—одержание купальских песен охватывало и лирическую тематику, и величание праздника, и магическую (волшебную) тематику. „тобы усилить впечатление таинственности купальского дн€, многие песни исполн€лись в низком регистре.

 

∆атвенные обр€ды и песни

—роки проведени€ жатвы (уборки хлеба) варьировались в различных област€х, что зависело от особенностей климата и от сроков созревани€ посевных культур.

∆атва Ц один из самых трудоЄмких периодов в жизни земледельца (работа по уборке хлеба шла 1,5 Ц 2,5 мес€ца).

—лав€не проводили жатву в три этапа:

1. «ажинки (первый день жатвы, праздничный). ”тром люди одевали нар€дную одежду, шли в поле, сжинали (срезали серпом) первые колось€, в€зали из них сноп. —ноп ставили в Ђкрасный уголї избы (новый урожай, таким образом, получал благословение). ѕервый сноп сто€л в избе до следующего урожа€. ƒо вечера старались испечь из первого зерна хлеб нового урожа€.

2. ∆нивό Ц собственно жатва. –аботали в поле с утра до вечера. ѕели песни Ђпо цепочкеї: одна жне€ разгибала спину, пела куплет песни, затем продолжала работу. ¬тора€ жне€ пела следующий куплет и т.д. —одержание жнивных песен было св€зано с т€готами жатвы, с лирическими размышлени€ми о судьбе женщины. Ќапевы скорбные, прот€жные, медленные.

3. ƒожѝнки или обжѝнки (последний день жатвы, праздничный). ƒевушки шли в поле и плели на земле из специально оставленных на поле колосьев косички Ц бороду ƒеда ѕолевика (ѕолевик Ц покровитель пол€). ¬ некоторых област€х ѕолевику оставл€ли трапезу, прос€ охран€ть поле зимой. «аплетЄнные косички на убранных пол€х Ц знаки завершени€ жатвы. ¬ дожиночных песн€х выражалась радость по поводу окончани€ жатвы. ¬ некоторых песн€х содержалась насмешка над нерадивыми (ленивыми) хоз€евами, чьи пол€ были ещЄ не убраны.

∆енщины (жнеи) катались по стерне, приговарива€: ЂЌивка, нивка, отдай мою силкуї (магический смысл, закон отдачи и восполнени€ энергии).

ѕосле окончани€ жатвы в селе оставались неубранными пол€ пожилых, больных людей, детей-сирот. —ел€не собирались, назначали дату и убирали эти пол€ в течение одного дн€. Ётот обычай называлс€ пόмочи (от слова Ђпомощьї). ¬ качестве благодарности помощникам выносили на улицу столы с угощением.

 

ќсенние обр€ды и песни

ќсенью продолжалась уборка урожа€ фруктов и овощей (капусту начинали убирать с первыми морозами). ѕосле завершени€ уборочных трудов начинались €рмарки, пиры под открытым небом, символизирующие щедрый урожай и благополучие общины. “аким образом, следовало правильное завершение земледельческого года. ѕелись лирические, пл€совые песни, Ђкапусткиї (с припевом Ђ¬ейс€, вейс€, капусткаї).

¬ этот период было прин€то играть свадьбы.

ѕиры продолжались до 28 но€бр€ Ц до начала ‘илипповского поста, предвар€ющего –ождество.

√одовой календарный круг замкнулс€.

 

—емейно-бытовые песни

¬ народе человеческа€ жизнь называлась Ђвекї. ¬ажнейшими событи€ми на веку считались рождение, свадьба и смерть. ќтсюда и возникновение трЄх основных разновидностей семейно-бытовых песен:

1. ƒетские песни;

2. —вадебные песни;

3. ѕлачи.

 

ƒетский фольклор

Ќазначение детских песен Ц эмоциональное, умственное и физическое развитие ребЄнка. –азличают две группы детских песен:

1. ѕесни, обращЄнные к дет€м;

2. ѕесни, исполн€емые детьми.

¬о второй половине ’’ века начала развиватьс€ наука, соедин€юща€ принципы традиционного воспитани€ детей и достижени€ современной педагогики и психологии Ц этнопедагогика.

 

ѕесни, обращЄнные к дет€м

–одинные песни исполн€лись на семейных вечерах, посв€щЄнных рождению ребЄнка и наречению ему имени. ќни были адресованы матери, малышу, бабке-повитухе (Ѕабе), родственникам, содержали добрые пожелани€, выполн€ли функцию оберегов (оберегали от несчастий).

ƒл€ того чтобы новорожденный вошЄл в мир людей, совершали следующие обр€ды:

1.  упание;

2. ќткрывание глаз (протирали глаза Ђсеребр€нойї водой, приговаривали, Ђчтобы ребЄнок зорко смотрел на мирї;

3. ќдевание (об€зательно подпо€сывали, так как по€с Ц сильнейший оберег);

4. Ќаречение имени (Ђ— именем Ц »ван, а без имени Ц болванї, ЂЅез имени ребЄнок Ц что чертЄнокї; до наречени€ имени называли новорожденного Ђчадої, ЂдитЄї);

5.  рещение Ц вхождение в духовный мир.

 

 олыбельные песни предназначены дл€ того, чтобы помочь ребЄнку спокойно уснуть. —одержание колыбельных св€зано с пожелани€ми малышу благополучи€ (ЂЅудешь в золоте ходитьї), а также содержат в себе повествовани€ о сказочных звер€х и птицах (кот-воркот, гуленьки, серенький волчок и т.д.).

ќтличительными чертами колыбельных €вл€ютс€: узкий диапазон напева (терци€ Ц квинта), размеренный однообразный ритм.

¬ некоторых област€х дет€м пели смертные колыбельные (смертные байки). “акие песни содержали в себе пожелани€ смерти ребЄнку и считались оберегами от болезней и смерти.

 

Ѕай да люли, хошь сегодн€ умри.

’ошь сегодн€ умри Ц завтра похороны.

ѕапка с работки гробок принесЄт,

Ѕабка у свечки рубашку сошьЄт.

ћамка у печки блинков напечЄт.

Ѕудем их поедать да и ћаню вспоминать.

 

ѕéстушки (от слова Ђпестоватьї - заботитьс€) Ц это песни, предназначенные дл€ физического развити€ ребЄнка. ѕо сути, этот жанр представл€ет собой систему физического воспитани€ малыша (массаж, Ђпот€гушечкиї, пестушки Ђна первый шагї, Ђна первое падениеї и т.д.). ѕестушки Ц это ежедневное общение матери и ребЄнка.

 

ѕрибаутки Ц песни, предназначенные дл€ умственного развити€ ребЄнка, содержали в себе обучающий элемент:

 урочки на улочке: Ђ удах-тах-тахї.

√усеньки в луженьке: Ђ√а-га-гаї.

»ндюшки у грушки: ЂЎулды-булдыї.

–азновидность прибауток Ц небылицы-перевЄртыши Ц песни, сюжеты которых нарочно перевЄрнуты с ног на голову:

√де это видано, где это слыхано,

„тобы курочка бычка родила,

ѕоросЄночек €ичко снЄс?

 

ѕотешки Ц песенки и припевки, напеваемые дл€ забавы ребЄнка во врем€ игр с ним. ѕотешки начинали петь на втором году жизни, когда дети начинали говорить и понимать речь. Ќазначение потешек Ц развлекать и поучать.

 

«агадки развивают воображение и мышление, представл€ют собой перечисление качеств какого-либо предмета:

«ар€-зар€ница, красна€ девица

ѕо полю ходил, ключи обронила.

ћес€ц видал Ц ничего не сказал.

—олнце видало Ц ключи подобрало.

(–оса)

 

—казки с песн€ми Ц особый жанр эпоса, сочетающий устное словесное и музыкальное творчество. ѕо форме сказки с песн€ми представл€ли собой повествовани€, волшебного, легендарного или бытового содержани€, в которых пр€ма€ речь героев выражалась напевами песен.

 

ѕесни, исполн€емые детьми

ќтличительной чертой песен, исполн€емых детьми, €вл€етс€ то, что текст важнее напева, т.к. часто песни не пелись, а проговаривались.

—читалочки (жеребьЄвки) Ц песни, предвар€ющие игру и регламентирующие еЄ проведение. ’арактерна чЄтка€ ритмизаци€ стиха (на каждого участника должна приходитьс€ сильна€ дол€) и в конце Ц обращение к вод€щему или выбывающему (Ђ–одион! ¬ыйди вон!ї).

 

ƒразнилки Ц песни сатирического содержани€. ¬се дразнилки стро€тс€ по единому принципу и содержат в себе:

1. ќбращение к адресату (к тому, кого дразн€т). Ќапример, Ђјндрейї.

2. –ифмованное прозвище. Ќапример, Ђворобейї.

3. —обственно дразнилка: Ђне гон€й голубей. √олуби бо€тс€, на крышу не сад€тс€ї.

ѕример: –айка-балалайка в доме не хоз€йка.

¬ огороде сидела, всю капусту поела.

—короговорки Ц словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слов и слогов. Ќазначение скороговорок логопедическое.

 

 алендарные песни: кол€дки, масленичные, заклички, волочЄбные, егорьевские.

 

 

—вадебные песни

—вадьба Ц это важный момент в жизни двух людей и их семей. —вадебна€ игра формировалась на прот€жении многих веков и к 17-му веку представл€ла собой сложное музыкально-драматическое действо, длившеес€ несколько дней.

—мысл свадьбы:

1. —мена социального статуса девушки (парн€) на статус жены (мужа).

2. ќбъединение двух семей (родов) в единое целое (Ђчужиеї станов€тс€ Ђсвоимиї).

”частники свадебной игры:

1. —о стороны невесты: невеста (на свадьбе именовалась ЂЋебЄдушкойї, Ђ н€гинюшкойї. —амо слово Ђневестаї употребл€лось на свадьбе редко, т.к. происходило от выражени€ Ђневесть ктої); крЄстные (считались важнее родителей по крови); родители; родственники; сват (сваха); подружки (незамужние девушки Ц ровесницы невесты); соседи.

2. —о стороны жениха: жених (ЂЋебедь белыйї, Ђ н€зьї, Ђ—ерый селезеньї); крЄстные; родители; родственники; сват (сваха); дрỳжки (неженатые парни Ц ровесники жениха); старший дрỳжко (начальник над дружками); бо€ре или бо€рá (взрослые женатые мужчины); тыс€цкий (женатый мужчина, возглавл€вший свадебный поезд); соседи.

 

ќсновные этапы свадебной игры:

ѕредсвадебный этап в доме невесты:

1. —ватовство Ц открывает свадебную игру. —ваху засылали родители жениха в дом невесты. —ватовство происходило в иносказательной форме (Ђ” вас Ц товар, у нас Ц купецї). ’орошим тоном считалось отказать свахе первые два раза (Ђ¬от Ц порог, вот Ц дорогаї, Ђќшиблись дворомї и т.д.), а в третий раз родители невесты должны были дать окончательный ответ. ≈сли отвечали: Ђ»щите товар лучшеї - это был отказ. ≈динственна€ причина отказа Ц больша€ семь€ и нужда в рабочих руках.

2. —мотрины. ѕри получении положительного ответа сваха через некоторое врем€ приходила в дом невесты с родител€ми жениха и с угощением из дома жениха (пирог с начинкой). ѕроисходило знакомство родителей с обеих сторон. Ќевеста выступала в качестве хоз€йки (помогала накрывать стол, подавала еду).

3. –укобитье или сговор Ц назначение даты свадьбы.  ак только дата была определена, невеста и подружки невесты начинали шить приданое (рубашки мужу, его родител€м, будущим дет€м и т.д.). —вадьбы не игрались во врем€ великих церковных праздников, постов, во врем€ жатвы. Ќаиболее благопри€тными периодами дл€ свадеб были весна (от ѕасхи до ѕетрова поста) и осень (от окончани€ жатвы до ‘илипповского поста).

4. ƒворогл€дье Ц родители жениха, а затем и невесты посещали дома друг друга с целью осмотреть двор, постройки и т.д.

 

ѕервый этап в доме невесты (от кануна свадьбы до венчани€):

1. ƒевичник. ≈го назначение Ц помочь невесте перейти в другую жизнь, т.к. замужн€€ женщина носила другую одежду, общалась с другим кругом людей, должна была соблюдать определЄнные нормы поведени€. “аким образом, девушку ждала нова€, друга€ жизнь. Ќа девичнике проводили следующие обр€ды: мытьЄ невесты в бане (Ђсмыть старую жизньї), расплетание косы (незамужние девушки заплетали одну косу, замужние женщины Ц две косы), прощание с крáсотой (красота Ц это €рка€ лента в косе девушки, символ девичества и чистоты.  расоту передавали либо младшей сестре, либо матери-природе Ц пов€зывали на ветку дерева, на траву).

”тром свадебного дн€: сборы к венцу Ц заплетание косы (плели 2 косы и делали причЄску замужней женщины Ц оборачивали косы вокруг головы и надевали кѝку Ц шапочку, украшенную вышивкой, лентами и т.д.). ѕодружки помогали невесте нар€жатьс€ и пели песни печального характера (Ђ«елена груша в саду шатаетс€ї, ЂЌе трубушка трубит рано на зареї). Ќевеста плакала, т.е. исполн€ла свадебный плач (прощалась со своей девичьей жизнью, с родным домом). ≈сли невеста не умела петь плачи, вместо неЄ пела мать или специально приглашЄнна€ плачé€. ѕение подружек и плач невесты образовывали своеобразную полифонию.

ѕосле этого сваха накрывала лицо невесты платком, утыкала подол плать€ булавками (от сглаза) и сажала еЄ в  расный угол избы (—в€той угол, где висели иконы), где невеста ждала приезда жениха.

¬ это врем€ в доме жениха мать благословл€ла сына. —нар€жали свадебный поезд в дом невесты. —вадебный поезд Ц это р€д повозок, запр€жЄнных лошадьми и празднично украшенных. √ости со стороны жениха усаживались в соответствии со своей ролью на свадьбе: жених, дружко, сват, крЄстные, родители и т.д. ≈хавших в свадебном поезде называли поезжáне.

ѕо дороге к дому невесты поезжане встречали множество преп€тствий, которые были специально устроены родственниками невесты: ров с водой (прежде чем проехать, нужно было вычерпать воду и закопать ров), сваленное на дорогу дерево, коль€, вбитые в землю, камни и т.д. Ѕольшую помощь в преодолении преп€тствий жениху оказывали дружки и бо€ре. ¬сЄ это Ц символическое испытание жениха.

ѕодъехав к дому невесты, находили ворота на замке. Ќачинались шуточные переговоры свата и дружки с подружками Ђчерез заборї, после чего ворота открывались, и следовал выкуп невесты. Ќевесту выкупали жених, сват и дружко. ќни дарили подружкам невесты сладости, отрезы красивой ткани, €ркие ленты, деньги. ¬ знак благодарности подружки пели свату и дружке корительные (шуточные) величани€:

” нашего свата соломенна хата.

“ы долина, ты долина, ты долинушка мо€.

ƒровы ни полена, гр€зи по колено.

“ы долина, ты долина, ты долинушка мо€Е

ƒруженька хорошенький,

ƒруженька пригоженький,

 ак у друженьки картуз,

ѕодарил ему французЕ

ѕосле выкупа невесты следовало благословение жениха и невесты родител€ми жениха, а затем отъезд в церковь на венчание.

ќтъезд невесты со двора сопровождалс€ пением специальных песен (Ђѕолева€ наша утушка, дорога€ наша гостьюшкаЕї), подчЄркивающих, что невеста вернЄтс€ в родной дом как гость€, а хоз€йкой она должна будет стать в доме жениха.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2459 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1536 - | 1314 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.116 с.