Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ак не утонуть в новых методах




“емы:

ѕроектирование как обучение ¬ыбор метода проектировани€ ѕроектирование процесса проектировани€ ћетодика ѕутаница —качки

ќценка своего собственного процесса проектиро≠вани€


ќбзор новейших тем




ѕроектирование как обучение

Ёто принцип, на котором основана наша книга.  аждый из описанных здесь методов рассматривает≠с€ как способ ответа на один из вопросов, на кото≠рый нужно ответить, чтобы перейти от незнани€, с чего все начинаетс€, к осознанию нового, чем все и кончаетс€ (к пониманию того, что представл€ет со≠бой проблема в действительности и каковы возмож≠ные решени€).

«ачастую процесс проектировани€ заканчиваетс€ ] мыслью о том, что "если бы мы знали все это с са- у мого начала, то спроектировали бы все по-ƒругому". ќдной из основных причин поиска новых методов и €вл€етс€ задача избежать "слишком позднего пони≠мани€". я попыталс€ обобщить главные вопросы, которые могут возникнуть в любом процессе про≠ектировани€, и представить их на схеме в виде шести типов входных данных дл€ выбора проект≠ных методов (табл. 6.1). ≈ще одно значение тер≠мина "проектирование как обучение" заключаетс€ в том, что все мы люди и наш прошлый опыт вводит нас в заблуждение относительно того, "как жить, пользу€сь нашими разработками". ћы измен€емс€ вместе с ними!

¬ыбор метода проектировани€

ѕроектный метод Ч это любое действие, которое ^ можно предприн€ть в процессе проектировани€. Ёто может быть и один из 35 методов, описанных в дан≠ной книге, либо это Ч более традиционное действие, например "создание чертежа" или "консультаци€ у коллеги"; возможно также некое действие, приду≠манное специально дл€ данной ситуации. ¬ какой-то мере автоматический и механический способы вы≠бора метода заключаютс€ в использовании упом€≠нутой схемы (табл. 6.1). Ќо что бы ни было пред≠прин€то, следует придерживатьс€ одного принципа: выберите тот метод, который откроет вам то, чего вы не знаете, но должны узнать, чтобы продолжать свою де€тельность. “еперь попытайтесь сформули≠ровать вопрос, который вам следует поставить. «а≠тем подумайте, как лучше на него ответить; напри≠мер, можно прийти к решению начать разработку новой клавиатуры пишущей машинки с вопроса "почему данна€ клавиатура именно такова?" и по-



ќбзор новейших тем

искать ответ в литературе. ј чтобы разобратьс€, как пользуютс€ клавиатурой, необходимо прибегнуть к киносъемке.

ѕроектирование процесса проектировани€

¬есь процесс проектировани€ (от первоначаль≠ного задани€ или замысла до завершенного проек≠та) состоит из р€да действий или методов, выпол≠н€емых последовательно или параллельно. ќни рас≠сматриваютс€ в разделе 6.1 "—тратеги€ проектиро≠вани€". —ейчас € охарактеризовал бы содержание данной главы как руковод€щее указание дл€ спе≠циалиста в вопросе о том, каким образом присту≠пить к действи€м. ћне представл€етс€ это специаль≠но спроектированным этапом "обучени€" или "кур≠сом", который специалист сам разрабатывает и вы≠полн€ет, чтобы завершить проект. ¬ любой мо≠мент проектировщик должен не только быть спо≠собен сказать, каким путем он идет, но и быть дос≠таточно гибким, чтобы суметь изменить выработан≠ные им методики (т.е. перепроектировать свой про≠цесс проектировани€), если в процессе работы ста≠нет €сно, что он находитс€ на неверном пути. “акое изменение процесса весьма веро€тно, так как про≠ектирование Ч это де€тельность, св€занна€ с по€в≠лением большого объема информации. ќтсутствие подобных изменений может служить признаком то≠го, что цели слишком скромны и вр€д ли удастс€ спроектировать нечто действительно новое^ √лав≠ным образом потому € и настаиваю на выделении какой-то части проектного времени на сам процесс проектировани€, а не на его продукт,- что это соз≠даст достаточно твердую уверенность в том, что "процесс идет верным путем", и позволит выдер≠жать все сомнени€ по поводу будущего результата и тем самым про€вить "больше творческой иници≠ативы". ¬тора€ причина заключаетс€ в том, что, когда обсуждаетс€ сам процесс проектировани€, сотрудничество специалистов данного коллектива облегчаетс€. ј если специалист доволен самим про≠цессом де€тельности, то он может испытывать большее удовлетворение, с головой погружа€сь в работу.

ћетодика

ќбуча€ методам проектировани€, € обнаружил, что необходимо делать четкое разграничение между


ќбзор новейших тем



методикой (т.е. работой с бумагами) дл€ сохране≠ни€ следов того, что делаетс€, и процессом самого проектировани€ (т.е. мышлением). “еперь € вижу, хот€ это не было дл€ мен€ так €сно, когда € начи≠нал писать эту книгу, что разум человека должен быть свободен дл€ совершени€ скачков в любой последовательности и в любое врем€ от одного аспекта проблемы или ее решени€ к другому чисто интуитивным путем. я также понимаю: то, что называетс€ "методикой", и в особенности сбор и классификаци€ информации, Ч это вторич≠ное по отношению к свободному течению мысли. Ќо чтобы поддерживать это течение мысли, необхо≠димо содержать в пор€дке письменную документа≠цию. ј это очень проста€ процедура Ч необходимо лишь вести журналы дл€ данных, идей и дневник событий и врем€ от времени все их просматривать.

ѕутаница

’аос, неразбериха, перескакивани€ с начала в ко≠нец, творческий беспор€док - всем этим хорошо известным и существенным ингредиентам проекти≠ровани€ в этой книге уделено недостаточно внима≠ни€. я понимаю теперь, что не страшно, если в ка≠кой-то момент работы специалист откажетс€ от хорошо упор€доченной стратегии проектировани€ и позволит себе впасть в замешательство (по край≠ней мере временно). ÷ель любого метода проекти≠ровани€, упор€доченного или запутанного, состоит в том, чтобы сделать €сными дл€ специалиста все неизвестные возможности и ограничени€ "нового" до того, как он прин€л бесповоротные решени€. ¬опрос лишь в том, какое соотношение пор€дка и беспор€дка создает подобную €сность.

—качки

≈сли, как мне кажетс€, главна€ цель процесса проектировани€ Ч это коллективное обучение, целе≠направленный поиск "нового образа жизни", то мы должны рассчитывать на введение изменений в про≠цессы и методики (поскольку такое обучение за≠частую принимает форму неожиданных озарений). ћетод "ѕереключение стратегии" (разд. 8.1), один из самых "скачкообразных" методов в этой книге, может считатьс€ формализованным способом, обеспечивающим возможность совершени€ в про-



ќбзор новейших тем

цессе проектировани€ скачков в воспри€тии как проблемы, так и решени€. ≈го можно рассматривать не как часть проектной стратегии, а как средство проведени€ нерегул€рных проектных обзоров, оце≠нивающих конкретную стратегию, и, если необхо≠димо, целесообразность отказа от нее в пользу того, что соответствует новому направлению мыслей че≠ловека. ¬сегда следует ожидать, что в результате применени€ первоначальной стратегии возникнут неразбериха, процедурный хаос и утратитс€ уверен≠ность в себе, и надо быть готовым сделать скачок к тому, что представл€етс€ лучшим.

ќценка своего собственного процесса проектировани€

ƒжон  ейдж, от которого € многое узнал о но≠вейших методах, описанных ниже, заканчивает свою знаменитую лекцию "Ќи о чем" такими слова≠ми: "¬се, что € знаю о методе, Ч это, когда не ра≠ботаю, € иногда думаю, что кое-что знаю, но когда € работаю, мне совершенно €сно, что € не знаю ниче≠го". Ёта трудность, эта полна€ неспособность, дела€ что-то, объ€снить, как это делаетс€ (но, возможно, способность дать четкое объ€снение после работы или до ее начала), почти не упоминаетс€ в книге, но €вл€етс€ большим преп€тствием к выполнению действий. —пециалист должен уметь описать свои ме≠тоды до того, как он их оценит или улучшит. ќбой≠ти эту трудность можно, конечно, ограничива€ оцен≠ку своих методов лишь теми ситуаци€ми, когда проектирование останавливаетс€ либо потому, что проектировщик чувствует неудовлетворенность сде≠ланным, либо дл€ рутинной проверки. я называю такие ситуации "пересмотром проекта" и начинаю каждый раз с записи "в проектном дневнике" того, что уже сделано, и снова изучаю отчет о проделанной работе. Ёто похоже на кораблевождение: относи≠тельно несложное в знакомых водах, оно требует существенно больше внимани€ при плавании в открытом океане.  ритерии управлени€ проектны≠ми работами, приведенные в разд. 4.4, получены из анализа неудачных проектов и €вл€ютс€ прекрас≠ным отправным пунктом дл€ оценки своего собст≠венного процесса проектировани€. ≈сли он не отве≠чает этим оценкам, следует изменить курс действий.  ак это объ€сн€етс€ в методе, изложенном в разд.


»/1


ќбзор новейших тем



8.1, объективным данным и внутренним ощуще≠ни€м специалиста придаетс€ одинаковое значение в пересмотрах проекта.

»зучение возможностей

“емы:

÷ели, задачи, задани€ и т.п. ¬заимозависимость проблемы и решени€ ABC, или проектирование по трем шкалам вре≠мени

ѕроектные исследовани€ ћодели ∆изненные эксперименты

÷ели, задачи, задани€ и т. п.

 ак нам до сих пор было известно, организаци€ жизни путем определени€ цели и планировани€ р€≠да этапов, обеспечивающих ее достижение, Ч важ≠ный метод технологии. Ёто метод производствен≠ных линий, главный источник процветани€ промыш≠ленности. Ќо это противоположно тому образу жиз≠ни, который рекомендуют нам мудрейшие мыслите≠ли ("ѕосмотрите на полевые лилии... они... не труд€тс€, ни пр€дут"; старый садовник знал о хит≠роумной выдумке, котора€ могла бы повысить про≠изводительность его труда, но "стесн€лс€ пользо≠ватьс€ ею"). Ќастало врем€ демеханизировать нашу жизнь, ликвидировать чудовищное распространение производственных методов на саму нашу жизнь, как будто бы мы и все остальное существует только как средство, а не конечный результат, не имеющий ценности сам по себе. “акое исправление ошибок нашего промышленного прошлого может начать≠с€ в проектировании не за счет полного отказа от целей, а путем переключени€ с фиксированных целей на гибкие. —ущественно важным условием дл€ этого €вл€етс€ согласие тех, кто оплачивает проектирование, на пересмотр целей и всего зада≠ни€, если становитс€ очевидно в процессе проекти≠ровани€, что наши первоначальные замыслы были ошибочны. "ћы" в данном случае Ч это не только проектировщики, но и заказчики, а желательно также и все другие, на кого будут воздействовать результаты проектировани€ и кто желает чему-то научитьс€.




ќбзор новейших тем

¬заимозависимость проблемы и решени€

ƒумать о проектировании как о "решении проб≠лемы" _ это значит использовать довольно застыв≠шую метафору применительно к живому процессу и забыть, что проектирование не столько нацелено на исправление status quo, сколько на осознание но≠вых возможностей и обнаружение наших реакций на них. —делать или изобрести нечто новое означает изменить не только окружающую нас среду, но и самого человека и его воспри€тие, т.е. изменить реальную действительность. »менно поэтому € по≠лагаю неправильным начинать проектирование, ду≠ма€ только о сформулированной проблеме, и остав≠л€ть на последующие этапы размышлени€ о том, как мы собираемс€ ее решать. »менно в уме челове≠ка, а не в результатах мышлени€, зафиксированных на бумаге, происходит посто€нное смешение пробле≠мы и способов ее решени€, так что их взаимозависи≠мость очевидна на всем прот€жении работы. ѕерво≠начальное выражение целей или потребностей, ка≠кими бы абстрактными и абсолютными они ни ка≠зались, мне представл€етс€ полным скрытых допу≠щений о том, как формулирующий их специалист предполагает их достичь или удовлетворить. Ќапри≠мер, утверждение "решить проблему безработицы" может подразумевать, что мы займемс€ поисками каких-то новых видов работ, но богатое творческое воображение могло бы подсказать способы празд≠ной жизни в целом, где безработица вообще пере≠стала бы быть проблемой1^. Ѕудучи реализованным, новое решение измен€ет наше мышление.

ABC, или проектирование по трем шкалам времени

ѕростым способом оживить проектное мышле≠ние специалиста €вл€етс€ проектирование по трем временным шкалам - ј, ¬, —. «десь ¬ - нормальна€ временна€ шкала проектировани€, ожидаема€ за≠казчиками, например двухлетний срок проектирова≠ни€ издели€ соответственно ресурсам и отношени≠€м, существование которых предполагаетс€ в бли-

¬р€д ли можно всерьез предлагать переход к "праздной жизни в целом" в качестве решени€ проблемы безработицы при капитализме. Ч ѕрим. ред.


ќбзор новейших тем




жайшем будущем; Ч отдаленна€ временна€ шка≠ла, скажем дес€тилетний период, в течение которого предполагаетс€ изменение в ресурсах и отношени€х отчасти из-за реакции на воздействие нового проек≠та, рассматриваемого как "реализуема€ утопи€"; ј Ч краткосрочна€ временна€ шкала, подразумева≠юща€ импровизацию, т.е. быструю формулировку того, что можно сделать в ближайшее врем€, напри≠мер в течение нескольких недель или дней, дл€ улуч≠шени€ ситуации имеющимис€ под рукой средства≠ми. ѕроектировщики сами разрабатывают и по сво≠ей инициативе внедр€ют такой проект ј в качестве наилучшего способа на практике осознать, что дейст≠вительно требуетс€. ѕроект ¬ Ч это как раз то, за что они получают деньги от заказчика, и работа вы≠полн€етс€ исход€, прежде всего, из его интересов, экономических и многих других ограничений, в рамках которых должно происходить проектиро≠вание. ѕроект — завершаетс€ не продуктом проекти≠ровани€, а изображением того, какое вли€ние окажет на жизнь внедрение предлагаемого долгосрочного "утопического" проекта. ѕодобное изображение мо≠жет быть представлено в виде мультипликационного фильма или видеозаписи, рассказывающих о жизни в новых услови€х. Ќепосредственное преимущество проектировани€ по трем временным шкалам состо≠ит в том, что люба€ возникающа€ у кого-либо в группе иде€ может быть определена как относ€ща€≠с€ к той или иной категории, и ни одну из них не на≠до квалифицировать как "нереалистичную". ѕри этом каждый может проектировать в масштабе собственного мышлени€.

ѕроектные исследовани€

√лава 9 этой книги мне представл€етс€ наибо≠лее важной и наименее примен€емой проектировщи≠ками.  аждый из описанных в ней методов более труден дл€ использовани€, чем методы других глав, но, будучи достаточно научным, он и более инфор≠мативен. ¬ каждом из них сделано допущение, что заранее составленные мнени€ специалиста о чем-ли≠бо могут оказатьс€ неверными, и их несоответствие реальности в конкретном случае может открыть ему глаза на ошибочность нарисованной им картины то≠го аспекта жизни, который предполагаетс€ улуч≠шить, и дать ему представление о возможных ре-


ћоим вкладом в конференцию по "эволюции окружающей среды" было предложение провести ее на свалке, где нам дл€ того, чтобы выжить в течение трех дней конференции.пришлось бы сымпровизировать какие-то убежища. ѕоскольку никто не хотел мен€ в этом поддержать, € решил проверить свое предложение и посмотреть, что из этого выйдет. ¬ результате, не найд€ подход€щей свалки, € устроилс€ под дубом на сто€нке дл€ автомобилей неподалеку от зала заседаний, утвержда€, что сто€нка дл€ автомобилей Ч это временна€ свалка, состо€ща€ из покинутых подвижных архитектурных сооружений. ¬ конце концов несколько участников конференции присоединились ко мне и мы приобрели некоторый полезный опыт. Ёто были самые при€тные дни моей жизни.  оллеги принесли мне пищу и спальный мешок, а кто-то предоставил свой автофургон на ночь. ћы организовали неофициальные дискуссии и некоторые эксперименты по выражению дружелюби€ или враждебности к нам, когда мы посещали близлежащие дома. –езультаты этих экспериментов не подтвердили наших предположений; люди, жившие в устрашающей многоквартирной башне оказа≠лись гораздо приветливее, чем люди, живущие в небольшом привлекательном на вид домике; в пустом доме мы ощутили чувство полной свободы, которое почти никогда не бывает у человека внутри здани€, в котором наход€тс€ люди. “еперь € понимаю, что здание Ч это не просто материал, из которого оно построено, как бы ни было оно красиво и хорошо спроектировано, здание Ч это целый комплекс "здание Ч люди Ч их роли Ч их жизнь".  ак и предметы на свалке, опустевшее здание, ничейна€ территори€ имеют качество, присущее пл€жам, лесам и т.п.. которые очень при€тны, но исключены из "предметного мира, созданного человеком", т.к. мы настаиваем на том, что все должно "иметь цель". ¬ этом смысле неудачный проект включает неудачное использование вещей, "мира", того, что предоставл€етс€ нам природой и другими людьми.


ќбзор новейших тем

альных усовершенствовани€х. ѕоследний метод этой главы (см. разд. 9.9 и в частности табл. 9.1) может быть полезным дл€ исследователей и студен≠тов, которых никогда не учили методам организа≠ции исследовани€.

ћодели

÷ветные образцы, чертежи, макеты зданий, ис≠пытани€ в аэродинамической трубе, цифровые шка≠лы дл€ отражени€ объективной оценки или субъек≠тивного мнени€, математические модели теплопе-реноса или экономических процессов и собственные описани€ проектировщиком "проблемы" или "ре≠шени€" Ч все это модели некой реальности, котора€ подвергаетс€ изменению, но при этом непосредст≠венно не присутствует.

ѕеред лицом быстрого роста сложности абст≠рактных динамических моделей (частью которых €вл€етс€ и эта книга в своей попытке моделиро≠вать процесс проектировани€) очень важно €сно осознавать заложенные в модел€х ограничени€, по≠скольку роль этих пределов все возрастает, а ра≠зобратьс€ в них стало труднее, чем это было в прошлом. ƒл€ этого необходимо поставить сле≠дующие типовые вопросы.  акой конкретный опыт исследовани€ реальной действительности использо≠ван в модели? „его она не отражает? –асшир€ет она или сужает взгл€д специалиста на реальную дейст≠вительность или на самого себ€?

∆изненные эксперименты

¬зобратьс€ на гору, совершить полет на Ћуну, стать членом общины, воспроизвести услови€ су≠ществовани€ в каменном веке и прожить в них один год Ч все это жизненные эксперименты. ћно≠гие готовы осудить подобные действи€ как неразум≠ные, а тот, кто решаетс€ на них, может оказатьс€ в весьма затруднительном положении, пыта€сь объ€с≠нить тем, кто на такое не способен, "что это за ощущение" или "почему это делаетс€". Ёта пропасть между экспериментаторами и наблюдател€ми очень похожа на существующую между испытавшими жизнь в услови€х нового проекта и теми, кто этого не испытал. —ущественный момент заключаетс€ в том, что опыт "нового" может полностью трансфор-


ќбзор новейших тем



 


... она взгл€нула... и увидела перо, плавно опускающеес€ за ее окном..."


мировать взгл€д как на новую вещь, так и на преж≠нюю, к которой человек приспособилс€ ранее. ѕро≠ектные исследовани€ в плане изучени€ "что это такое" не дают нам сведений, необходимых дл€ от≠вета на вопрос: каким образом сформировать но≠вое? ћое воображение рисует на "картине усовер≠шенствованных проектных исследований" экспери≠ментальные поселки, города, сети коммуникаций и т.п., которые позвол€ют исследовать и испытать со≠циальные и личностные изменени€, сопровождаю≠щие новые продукты, системы и среду. "»спытать их" Ч это, пожалуй, наилучший из существующих проектных методов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 453 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1459 - | 1376 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.