Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–омантизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; Ђмирова€ скорбьї Ч состо€ние мира, ставшее состо€нием духа




ѕо мнению аме≠риканского ученого ј.ќ. Ћавджо€, термин Ђромантизмї имеет так много значений, что ничего не значит; а потому он и незаменим и бесполезен. ‘.Ћ. Ћукас насчитал 11 396 определений романтизма (—м. его книгу Ђ”падок и крушение романтического идеалаї. 1948). “ермин имеет слож≠ную историю. ¬ —редние века Ђromanceї означал национальные €зыки, образовавшиес€ из латинского €зыка, остававшегос€ €зыком науки. ЂEnromancier, romancar, romanzї Ч сочин€ть книги на национальном €зы≠ке или переводить на национальный €зык. “акие книги назывались Ђromanz, roman, romanceї Ч романс. ¬ XVII в. в английском €зыке слово Ђromanceї имело отрицательную окраску и означало: фантастичное, при≠чудливое, преувеличенное, химерическое. ¬о французском €зыке разли≠чалось Ђromanesqueї (то же с отрицательной окраской) и Ђromantiqueї (нежный, сентиментальный, грустный, печальный). ¬ јнглии в этом зна≠чении оно примен€лось в XVIII в. ¬ √ермании слово Ђromantischї исполь≠зовалось в XVII в. в смысле французского Ђromanesqueї, а с середины XVIII в. в значении Ђпечальныйї. ѕервым термин romantisch применил в эстетике ‘ридрих Ўлегель, а его брат јвгуст рассмотрел оппозицию: классицизм Ч романтизм. ћадам де —таль перенесла термин Ђromantiqueї во французскую литературу. ќна различала северную (сред≠невекова€, христианска€, романтическа€) и южную (классическа€, €зыче≠ска€) литературы. ¬ некоторых отношени€х высказывани€ де —таль пере≠кликаютс€ с концепцией √егел€, дл€ которого романтизм Ч треть€ и по≠следн€€ стадии развити€ искусства, наступающие после античности и включающие средневековое искусство. ѕо другим мнени€м, термин св€≠зан происхождением с английской литературой конца XVIII в. (—м.: Chateaubriand. 1958. –. 179; Ѕудагов. 1968. ¬ып. 3).

–омантизм Ч этап художественного процесса, новое художественное направление, новое мироощущение, нова€ эстетика. ѕоследн€€ утверж≠дала, что литература и искусство Ч средства поведать люд€м об основах мироздани€, дать всеобъемлющее знание, синтезирующее в себе дости≠жени€ человечества. –омантизм Ч искусство Ќового времени, особый этап в развитии мировой культуры. Ёпицентром романтизма стала √ерма≠ни€. ј.¬. Ўлегель считал романтизм свойством новоевропейской хри≠стианской культуры, наиболее €рко про€вл€ющимс€ в немецком искусст≠ве. –омантизм Ч художественное направление, дл€ которого инвариан≠том художественной концепции мира и личности стала система идей: зло неустранимо из жизни, оно вечно, как вечна борьба с ним, Ђмирова€ скорбьї Ч состо€ние мира, ставшее состо€нием духа, индивидуализм Ч качество романтической личности. –омантизм Ч новое художествен≠ное направление и новое мироощущение –омантизм Ч искусство Ќового времени, особый этап в развитии мировой культуры. –омантизм выдви≠нул концепцию: сопротивление злу хот€ и не дает ему стать абсолютным властителем мира, но не может коренным образом изменить этот мир и устранить зло окончательно. ¬ романтической культуре по€вл€етс€ пес≠симистическа€ компонента (по ѕушкину, Ђанглийский сплин иль русска€ хандраї). Ђћораль счасть€ї, утверждавша€с€ философией XVIII века, смен€етс€ апологией героев, обделенных жизнью, черпающих в своем несчастье вдохновение.

–омантизм видел в литературе средство поведать люд€м об основах мироздани€, дать всеобъемлющее знание, синтезирующее в себе все до≠стижени€ человечества.

–омантизм был порожден предгрозовой и послегрозовой обстановкой социальных бурь. ќн Ч результат общественных надежд и разочарова≠ний в возможност€х разумного преобразовани€ общества на принципах свободы, равенства и братства. –омантики Ч свидетели революционного перелома в историческом развитии. Ёто дало им жизненный опыт и осоз≠нание зависимости от истории всех процессов в культуре и в жизни лич≠ности и общества.

»сторизм вторгаетс€ в романтическую литературу. ¬озникают исто≠рические романы (еще один новый жанр, созданный романтиками!) ¬аль≠тера —котта. Ёти романы воплощают принципы эстетики романтизма и исторически готов€т реалистическое мышление: воссоздание конкрет≠но-исторических обсто€тельств и колорита места и времени (= описание деталей и общей обстановки, а порой даже передача бытовых реалий эпо≠хи, в которой происходит действие). ѕринцип историзма стал крупней≠шим философско-эстетическим завоеванием романтиков. — его утверж≠дением в сознании романтиков в их эстетику и искусство входит иде€ бес≠конечного. –омантики исторически понимали современность; им прису-

ще историческое осмысление общественного развити€ (французска€ школа историографии √изо, “ьери, ћинье); они оказали вли€ние на ин≠терпретацию смысла творчества писател€ (историко-биографический ме≠тод критики, разработанный —ент-Ѕевом, который в основу анализа ис≠кусства помимо самого произведени€ клал судьбу его творца), и на изуче≠ние истории литературы, и на принципы эстетики (Ўатобриан в Ђќпыте об английской литературеї провозглашал, что рассмотрение литературы в отрыве от истории народов создало бы ложную картину).

ќсновным законом быти€ романтики считали всеобщую изменчи≠вость, и это открытие (впрочем, возвращающее культуру на новом витке исторической спирали к иде€м √ераклита) повли€ло на развитие эстети≠ческой и художественной мысли XIX и ’’ столетий.

∆убер резонно замечал, что нельз€ сегодн€ писать так, как писали во времена Ћюдовика XIV, иначе мы совершенно отдалимс€ от истины в сти≠ле, ибо наши нравы, настроени€, взгл€ды изменились. ќднако в культуре не бывает ни окончательного разрыва с прошлым, ни внезапного рождени€ нового из ничего. –азрыв романтизма с классицистской культурой был ре≠шительным, но не абсолютным и включал в себ€ удержание многих прин≠ципов.  ультура обычно наследует достижени€ не Ђотцовї, а Ђдедовї и Ђпрадедовї. Ќаследование идет через одно-два поколени€. Ќова€ эстетиче≠ска€ и художественна€ система начинаетс€ с отрицани€ предшествующей (Ђотцовї). Ўатобриан противопоставил искусство Ќового времени и клас≠сицизму и его опоре Ч античности. Ђѕрощаниеї с античным искусством Ч тема Ђ√ени€ христианстваї Ўатобриана, который считал, что современ≠на€ французска€ культура должна отказатьс€ от подражани€ античности и ориентироватьс€ на искусство —редневековь€ и XVII в.

–омантики особенно охотно воспринимали традиции искусства —ред≠невековь€ и христианские идеи, сосредоточивавшие внимание на внут≠реннем мире человека. ÷ентральным объектом романтизма становитс€ духовна€ жизнь личности. —фера романтизма Ч Ђтаинственна€ почва ду≠ши и сердца, откуда подымаютс€ все неопределенные стремлени€ к луч≠шему и возвышенному, стара€сь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиеюї (Ѕелинский. 1955. —. 146).

–омантизм разрывает путы регламентации, которыми классицизм св€≠зывал свободу человеческой личности, возвраща€ нас вновь к человеку как к мере вещей Ч казалось бы, к принципам ¬озрождени€. ќднако в ро≠мантизме не весь человек есть мера всего, а лишь его дух, его субъектив≠ность. Ёто одновременно и больше и меньше того, что было в эпоху ¬оз≠рождени€. Ѕольше Ч ибо даже мельчайшие нюансы духовного мира ге≠ро€ привлекают внимание художника, и меньше Ч ибо из пол€ его зрени€ уходит огромный внешний мир и конкретно-чувственна€ прелесть его ве≠щей..

ќбсто€тельства жизни шекспировских героев Ч свободное взаимо≠действие характеров, обусловленное фальстафовским фоном народной жизни, всей конкретностью быти€.  лассицизм оторвалс€ от этой конк≠ретности и сделал ее условной. ќбсто€тельства жизни классицистских ге≠роев Ч взаимодействие характеров, регламентированных условност€ми и общественными нормами. –омантизм продолжил тенденцию класси≠цизма и окончательно оторвалс€ от конкретности. ƒл€ него конкретность уже даже не условность, а лишь дополнительное и несущественное сред≠ство раскрыти€ духовного мира, субъективности человека.

–омантик ƒ. Ѕерше (»тали€) выстраивает эстетическую оппозицию классическое/ романтическое: классицизм Ч литература мертвых, роман≠тизм Ч живых; античные классики √омер, ѕиндар, —офокл, ≈врипид дл€ своего времени тоже были романтиками, ибо воспевали не де€ни€ египт€н или халдеев, а подвиги своих современников греков. „ерез дес€тилетие —тендаль продолжит это противопоставление в работе Ђ–асин и Ўекспирї.

 лассицистов и просветителей интересовало в искусстве вечное; в произведении они искали отражение всеобщих законов и норм. –оманти≠ки сосредоточены на современности и ориентируютс€ не на античность и не на классицизм, а преимущественно на культуру —редневековь€. –оман≠тизм сохран€л верность идеалам ѕросвещени€ и утверждал просвети≠тельскую идею бесконечного совершенствовани€.  онстан стремитс€ привить французской культуре немецкие традиции Ч внимание к собст≠венной национальной истории, свободу от единств классицизма (немец≠кое умение воспроизводить всю жизнь человека, а не только двадцать че≠тыре часа из этой жизни). Ўатобриан также настаивает на отказе от этих трех единств.

“радицию Ђотцовї романтизм продолжает только в требовании повы≠шенного внимани€ к личности и к ее чувствительности. Ќепосредствен≠ные предшественники романтизма (руссоизм, сентиментализм) Ђзарази≠лиї романтиков Ђэпидемией чувств и чувствительностиї. “ак, Ѕланш в трактате Ђќ чувствеї делает чувствительность фундаментом поэтики ро≠мантического творчества, основанием теории и истории искусства. ’у≠дожнику вмен€етс€ в об€занность иметь чувствительное сердце, состра≠дать своим геро€м и вызывать у читател€ сострадание к ним (в этом ху≠дожник сродни св€щеннику, а искусство Ч религии). Ўатобриан подчер≠кивает, что стремитс€ быть чувствительным сочинителем, обращающим≠с€ не к разуму, а к душе, к чувствам читателей. –омантизм развил жанр ли≠рического стихотворени€, противопоставивший романтизм рационали≠стичным по своей природе классицизму и ѕросвещению.

ƒействительность дл€ романтиков Ч таинственна, иррациональна, загадочна. ќна противостоит разуму и личной свободе человека. ќна Ч сфера социальных разочарований. ќтсюда Ђмирова€ скорбьї как глобаль-

ное концептуально-значимое мироощущение. ÷ель романтиков Ч абсо≠лютное разрешение всех противоречий и создание идеально-совершенно≠го социума. –азлад мечты и обыденности порождает двоемирие в роман≠тической культуре.

–омантизм выдвинул и впервые разработал пон€тие автора. “еори€ романтизма рекомендовала литератору создавать романтический образ писател€ (важен образ не только геро€, но и автора Ч из этой посылки и вырастает внимание к историко-биографическому аспекту искусства и критический метод —ент-Ѕева). ѕроблема автора, образ которого выстра≠иваетс€ искусно и искусственно, органично перерастает в романтической эстетике в проблему гени€, который, по мнению романтиков, творит в уединении, чтобы потом представить результаты своего труда люд€м. √е≠ний без ограничений и регламентаций творит художественную реаль≠ность, котора€ дл€ романтика выше действительности. √ений не подчин€≠етс€ нормам, а предписывает их миру.

Ёстетика романтизма важна и своими теоретическими открыти€ми, и своим культурообразующим воздействием, и тем, что на ее основе разви≠лось искусство, подарившее человечеству немало шедевров. Ёта эстетика по своему трактовала природу и роль искусства. ‘. Ўлегель утверждает, что истори€ современной поэзии Ч непрерывный комментарий к фило≠софии: искусство должно стать наукой, а наука Ч искусством; поэзии и философии следует объединитьс€. ‘илософи€ поэзии начинает с само≠ценности красоты, котора€ должна быть теоретически отделена от исти≠ны (= наука) и добра (= нравственность). Ўлегель считал: где останавли≠ваетс€ философи€ Ч там начинаетс€ поэзи€.

»скусство, по ∆уберу, не подражает действительности, а пересоздает ее, воздейству€ в первую очередь на нравственность аудитории и духов≠ное состо€ние творца. ƒругой раннеромантический автор, Ѕалланш, так≠же не считает подражание основной функцией искусства, которое, по его мнению, призвано выражать духовное состо€ние народа на определенном этапе его развити€. –омантики считают, что искусство не столько изобра≠жает мир, сколько выражает о нем мнение человечества. ќбъект искусст≠ва всегда один Ч прекрасна€ природа. „еловек и общество, человек и ис≠тори€, человек в общении с людьми Ч темы  онстана, Ѕалланша, ∆убе≠ра. –омантизм видел (ј. Ўлегель) нравственную действенность искусст≠ва, но отрицал его цель, полага€, что подлинное искусство бесполезно (Ђискусство дл€ искусстваї). ќно вли€ет на нравы не путем дидактики и назидательности, а само воспри€тие красоты преображает человека луч≠ше, чем поучени€, и делает его счастливее и нравственнее. Ђ»скусство до≠стигает цели, не став€ ее перед собойї ( онстан), оно утешает, облагора≠живает, открывает человеку его предназначение.

–омантики разработали новые жанры: психологическую повесть (ранние французские романтики), лирическую поэму (Ѕайрон, Ўелли, ¬иньи), лирическое стихотворение. –азвились лирические жанры, проти≠вопоставл€вшие романтизм рационалистическим по своей природе клас≠сицизму и ѕросвещению. »скусство романтизма метафорично, ассоциа≠тивно, многозначно и т€готеет к синтезу или взаимодействию жанров, ви≠дов искусства, а также к соединению с философией и религией.

—пособ обобщени€ в романтизме, ове€нном поэзией субъективности

Ч идеализаци€, подход к реальности с точки зрени€ вечных идеалов, Ђширокой и высокой точки зрени€ истории человечестваї (Ўлегель. 1983. —. 300). “ворчество романтиков полно субъективности, они не столько раскрывают драматизм трагического, сколько подход€т к нему с лириче≠ской стороны. √ейне по поводу своей трагедии Ђјльмансорї писал друзь≠€м: Ђ¬ эту вещь € вложил свое собственное € вместе с моими парадокса≠ми, моей мудростью, моей любовью, моей ненавистью и всем моим безу≠миемї (√ейне и театр. 1956. —. 394).

–омантики расширили арсенал художественных средств искусства, в теории и в художественной практике. “ак, гротеск и ирони€ станов€тс€ из≠любленными средствами романтиков. √ротеск Ч заострение образа, соче≠тающеес€ с гиперболизацией черт внешнего вида или характера персона≠жа, теоретически разрабатывалс€ √юго и √офманом. »рони€ Ч получает определение ‘. Ўлегел€, как Ђ€сное осознание вечной изменчивости, бес≠конечно полного хаосаї. –омантическа€ ирони€ (немецкий термин XVIIIЧ XIX вв.) Ч оттенок (тип) смеха, смех с Ђподводным течениемї, амбивален≠тный смех (направленный и на самого смеющегос€ и на окружающий мир). ƒж. √уддон определ€ет романтическую иронию как повествование, в кото≠ром автор то и дело разрушает иллюзию, что произведение создано специ≠ально дл€ того, чтобы отпускать комментарии по адресу геро€, объ€сн€ть его недостатки и высветить забавную случайность творческого процесса. –омантической иронии полны произведени€ —терна (Ђ“ристрам Ўендиї, 1759Ч1767), Ѕайрона (Ђƒон ∆уанї, 1819Ч1824).

—амоирони€ Ч ирони€ с внутренней рефлексией автора. ≈е мастером стал √ейне. »рони€, самоирони€, гротеск, фантастика характерны дл€ ро≠мантического мышлени€ (все это свойственно, например, роману ћэри Ўелли Ђ‘ранкенштейн, или —овременный ѕрометейї).

»сточник романтической трагедии заключен внутри характера, со≠средоточившего в себе всю скорбь мира. –омантизму близок лирический, а не эпический или драматический принцип творчества. » все же роман≠тики создали великие трагедийные произведени€. “рагеди€ романтизма

Ч трагеди€ Ђмировой скорбиї, охватившей душу геро€. ¬ ней всегда предстает характер одного геро€, вобравшего в себ€ печаль по поводу не≠совершенства мира. Ёту особенность романтизма отмечал ј. ѕушкин, ха-

растеризу€ Ѕайрона. ¬ некоторой резкости пушкинской характеристики есть и творческо-биографический момент (расставание поэта с романти≠ческим этапом творчества и переход к реализму). ¬ этой характеристике Ѕайрона Ч определение одной из черт романтизма. ѕушкин писал, срав≠нива€ двух английских трагиков: Ђ...до чего изумителен Ўекспир! Ќе мо≠гу прийти в себ€.  ак мелок по сравнению с ним Ѕайрон-трагик! Ѕайрон, который создал всего-навсего один характер (у женщин нет характера, у них бывают страсти в молодости; вот почему так легко изображать их), этот самый Ѕайрон распределил между своими геро€ми отдельные черты собственного характера; одному он придал свою гордость, другому Ч свою ненависть, третьему Ч свою тоску и т. д. и таким путем из одного цельного характера, мрачного и энергичного, создал несколько ничтож≠ных Ч это вовсе не трагеди€ї (ѕушкин. 1958. —. 779).

–омантизм осознает извечную неустроенность жизни человечества и считает, что в самой природе человека и человечества заложены неразре≠шимые противоречи€. ‘. Ўлегель утверждает субстанциальную трагич≠ность человеческого быти€, ибо его конечность находитс€ в неразреши≠мом противоречии с бесконечностью устремлений человеческого духа. ¬ системе философско-эстетических идей романтиков это суждение стано≠витс€ аргументом в пользу индивидуализма.

–омантизм выразил индивидуалистические мироощущени€ человека XIX века. ” одних романтиков герой оставалс€ мечтательным чудаком, или загадочно-инфернальной личностью, но всегда трагически одиноким индивидуалистом (герой √офмана). ” других Ч индивидуализм романти≠ческого геро€ про€вл€етс€ через гордое самоутверждение и подвиги во им€ эгоистических целей или через бунт против несовершенства миро≠здани€ (ƒж. Ѕайрон, Ѕ.  онстан, ‘. Ўлегель, Ћ. “ик). ÷ентр эстетики и искусства романтизма Ч человеческа€ личность, наделенна€ €рким и страстным характером.

Ћичность дл€ романтиков Ч цела€ ¬селенна€, у которой есть и Ђноч≠на€ї сторона, имеюща€ свои тайны и свою прит€гательность.  ульт экзо≠тики (в природе Ч неповторимо-индивидуальное, в человеке Ч исклю≠чительное, в обществе Ч необычное) характерен дл€ романтической кон≠цепции мира и личности.

–омантический герой вырван из привычной, обыденной жизни и по≠ставлен в чрезвычайные обсто€тельства, в которых раскрываетс€ мощь его духа. ќн Ч неповторима€, гордо одинока€ личность, не принимаю≠ща€ несовершенного мира. ћир романтизма Ч это преимущественно собственный духовный мир геро€. ƒуша геро€ несет в себе всю скорбь мира по поводу его несовершенства. –аскрыва€ состо€ние духа геро€ (Ђмирова€ скорбьї), романтизм (Ўиллер, √ейне, Ѕайрон, ѕ. Ўелли, Ўа≠тобриан, Ћермонтов) отразил важные стороны состо€ни€ мира.

¬ романтизме герой пребывает, главным образом, в мире своей собст≠венной духовной жизни, и потому характер геро€ есть сам себе обсто€≠тельства.

Ѕайроновский герой Ч романтический тип гордого геро€, склонного к приключени€м, к экзотике, к одиночеству. Ётот тип геро€ читатель встречает в байроновских произведени€х Ђѕаломничество „айлда √а≠рольдаї (1812), Ђ√€урї (1813), Ђћанфредї (1817), Ђ аинї (1821); он вос≠ходит к Ђромантическойї интерпретации —атаны из милтоновского Ђѕо≠тер€нного ра€ї (1667). ≈го обуревают сверхчеловеческие страсти, он вы≠дел€етс€ из общества, способен на страдание и нередко гордо несет в се≠бе вину за какое-то ужасное преступление. Ётот герой самим своим суще≠ствованием доказывает бессмысленность привычных моральных норм. ќн бунтарь, нигилист, вызывающий восхищение.

—ам Ѕайрон обладал отталкивающе-привлекательными качествами этого геро€ Ч слишком Ђсумасбродного, скверного и опасного, чтобы под≠держивать с ним знакомствої (из дневника леди  эролайн Ћэм). “ип байро≠новского геро€ оказал вли€ние на образ пушкинского ≈вгени€ ќнегина.

–омантизм создал особый тип характера, в основе которого лежит не драматизм, а лиризм, не драматическа€, а лирическа€ напр€женность. Ћи≠рический принцип творчества не мешает певцу Ђмировой скорбиї рисовать многогранные характеры. јнглийские литературоведы склонны выражать противоположную по отношению к пушкинской точку зрени€: они нередко подчеркивают шекспировскую многогранность байроновского романтиче≠ского геро€: ЂЅайрон чувствовал себ€ снова и снова в положении шекспи≠ровских героев, узнава€ в себе их добро и зло, их слабости, их величие. ¬ нем могло быть от  ориолана или что-то от ‘альстафа и даже Ќима. ¬есь Ўекспир был в Ѕайронеї (Vivian de Sola Pinto. 1954. P. 14).

–омантическое произведение становитс€ лирическим самовыражени≠ем чувств поэта и передает Ђсосто€ни€ мираї не как конкретные общие обсто€тельства, а как состо€ние духа. ƒругими словами, Ђмирова€ скорбьї и есть душа геро€. √ерой сосредоточивает в себе, в своем характе≠ре Ђсосто€ние мираї. Ѕайрон создал полный трагизма лирический моно≠лог геро€, воспроизвод€щий духовный мир человека.

¬ новых исторических услови€х Ѕайрон продолжал дело, начатое просветител€ми, на философии которых он возрос. ќн вобрал в себ€ иде≠алы просветителей XVIII века, ставшие теоретической базой и програм≠мой ‘ранцузской буржуазной революции. ќднако итоги этой революции поставили перед Ѕайроном вопрос: все ли было истинно в просветитель≠ской идеологии? » если дл€ просветительской исторической концепции характерна иде€ неуклонного поступательного прогресса, то Ѕайрон счи≠тает, что прогресс смен€етс€ периодами реакции. Ѕайрон отказалс€ от просветительского оптимизма, предполагавшего в легкую победу разума и справедливости.

ƒл€ Ѕайрона герой бессмертен и его гибель не есть абсолютна€ смерть, ибо высокие общественные начала, заключенные в человеке, не умирают вместе с ним. ќднако бессмертно не только героическое, благородное нача≠ло в человеке, бессмертны и зло и сама смерть. ѕроблемы смертности чело≠века и его одиночества станут в ’’ веке центральными дл€ экзистенциали≠стов, полагающих, что существование смерти превращает жизнь в бес≠смыслицу. Ёти проблемы были поставлены в трагеди€х Ѕайрона. ¬ отличие от экзистенциалистов дл€ Ѕайрона мысль об абсурдности жизни лишь про≠межуточный этап в восхождении к более высоким истинам.

“рагедии Ѕайрона, в силу их лирической сути, трудны дл€ постановки на сцене. ќни зиждутс€ не столько на действи€х, сколько на переживани≠€х и размышлени€х героев. «аглавный герой трагедии Ѕайрона Ђ аинї пе≠реживает несправедливость божественного предопределени€ стро€ жиз≠ни. ¬ этом произведении Ћюцифер выступает как бессмертное и необхо≠димое жизни зло, превращающеес€ в добро, ибо его усили€ обращены против зла, творимого Ѕогом. Ћюцифер Ч и вдохновитель бунта  аина и сторона его духа (бессмертна€ субстанци€ неспокойного духа  аина). ѕо≠этому разговор  аина с Ћюцифером похож на спор  аина с самим собой, спор со своими сомнени€ми о проблемах жизни, смерти и бессмерти€:

 аин

Ѕессмертие? ќ нем

Ќе знаем мы: безумием јдама

ћы лишены плодов от древа жизни,

ћеж тем как мать вкусила слишком рано

ѕлода от древа знань€ Ч нашей смерти.

Ћюцифер

“ы будешь жить, не верь им.

 анн

я живу,

Ќо лишь затем, чтоб умереть, и в жизни я ничего не вижу, что могло бы —мерть сделать ненавистною мне, кроме ¬рожденной нам прив€занности к жизни, ѕрезренной, но ничем не победимой: ∆ив€, € проклинаю час рождени€ » презираю самого себ€.

Ћюцифер

Ќо ты живешь и будешь жить: не думай, „то прах земной, что плоть тво€ есть сущность. ѕрах твой умрет, а ты вовек пребудешь “ем, чем ты был.

 аин

„ем был? Ќо и не больше.

 аин не может примиритьс€ ни с какими ограничени€ми свободы и мощи человеческого духа. » в бунте  аина, направленном на насильст≠венное изменение истинного положени€ человека во вселенной, про€вл€≠етс€ романтическа€ художественна€ концепци€ мира, противосто€щего идее бессмысленности жизни. —мерть страшит  аина. ќн говорит:

”вы, € смерть узнал еще так мало,

Ќо уж страшусь... того, чего не знаю.

ќднако  аин не смир€етс€ с судьбой смертного. ќн внемлет Ћюцифе≠ру, подбивающему его на бунт против Ѕога:

ћы существа,

ƒерзнувшие сознать свое бессмертье,

¬згл€нуть в лицо всесильному “ирану,

—казать ему, что зло не есть добро.

ќн говорит, что создал нас с тобою, Ч

я этого не знаю и не верю,

„то это так, Ч но если он создал,

ќн нас не уничтожит: мы бессмертны!

ќн должен был бессмертными создать нас,

„тоб мучить нас: пусть мучит! ќн велик,

Ќо он в своем величии несчастней,

„ем мы в борьбе. «ла не рождает благо,

ј он родит одно лишь зло.

—мысл жизни у байроновского геро€ не в страдании, а в бесконечном противосто€нии вечному злу. Ѕорьба есть высшее благо, цель и смысл жизни героев байроновских пьес. «ло бессмертно, но человек остаетс€ че≠ловеком лишь до тех пор, пока он противостоит этому всесильному злу.

Ќасколько же закономерны особенности творчества Ѕайрона дл€ ро≠мантизма? —пустимс€ к истокам романтизма, перенесемс€ ровно на трид≠цать лет назад и откроем написанную в 1781 году пьесу ‘. Ўиллера Ђ–аз≠бойникиї. ¬се в этой пьесе иное в сравнении с Ђ аиномї, ибо все в ней рождено и иной национальной почвой, и иной художественной натурой, и иной исторической обстановкой. ќбсто€тельства, породившие Ђ–азбой≠никовї Ўиллера, от породивших Ђ аинаї Ѕайрона отличает и то, что пер≠ва€ трагеди€ предшествует ‘ранцузской революции, а втора€ написана тогда, когда ощутимо стало разочарование в ее результатах. ќднако сто≠€щие по обе стороны огненного исторического рубежа, каким €вл€етс€ ‘ранцузска€ революци€, эти трагедии не только разъединены, но и спа€≠ны его огнем в некое художественное единство. ƒругими словами, разна€ конкретна€ обстановка, но схожее состо€ние мира (всемирно-историче≠ские обсто€тельства) лежит в жизненном' фундаменте этих трагедий, со-

сто€ние, в одном случае еще не всеми своими сторонами про€вившеес€, а в другом Ч раскрывшеес€ с относительной полнотой. –анний этап рево≠люционной ситуации в √ермании сказалс€ на общей расстановке сил в Ђ–азбойникахї Ўиллера.   любому общественному делу (и мы это видим по процессам перестройки и демократизации в –оссии конца ’’ века!) присоедин€ютс€ темные личности, вожделени€ которых мутны, а поступ≠ки корыстны. Ќа ранней ступени развити€ немецкого освободительного движени€ именно эти люди и их методы столь много значили в глазах Ўиллера, что Ўпигельберг показалс€ ему существеннее и сильнее  арла ћоора. Ѕудь в √ермании общественна€ борьба более зрелой Ч недобро≠совестные силы растворились бы в ней и сошли на нет (—м. Ѕерковский. 1959. —. 158). ¬ этой неповторимой обстановке и родились Ђ–азбойникиї как своеобразна€ литературна€ увертюра к ‘ранцузской революции. Ўиллера с Ѕайроном родн€т и романтический тип художественного мышлени€, и решение трагической темы в ключе проблемы смысла жиз≠ни, и идеалы, противосто€щие действительности, и устремленные в мир мечты, и пафос борьбы со злом и одновременно ощущение бесконечности зла и его органической присущности миру.

¬ Ђ–азбойникахї  арл ћоор подн€вший м€теж в богемских лесах и деспотичный властитель ‘ранц ћоор Ч брать€. ¬ их образах отразилась родственность враждующих противоположностей внутри √ермании, и шире Ч единство и вечна€ борьба добра со злом в мире. —вет бросает тень. Ќет тени без света, но нет и света без тени Ч они нерасторжимы, и чем €рче плам€, тем гуще тьма окрест. ƒействительность полна трагизма, и жизнь существует и движетс€ вперед лишь действием героев, восстаю≠щих против усто€вшегос€ пор€дка. Ќо эти действи€ не способны приве≠сти к окончательной победе носителей идеального начала. ¬ мире все вре≠м€ сохран€етс€ подвижное равновесие добра и зла; мир усложн€етс€, со≠вершенствуетс€, но окончательно добро не может победить зло; с другой стороны, и зло не может уничтожить добро.  арл и ‘ранц, добро и зло св€заны как действие и противодействие. Ѕолее того, гибель ‘ранца не устранила бы окончательно зла в мире, так как в самих действи€х  арла ћоора заключено противоречие, содержитс€ нова€ возможность возник≠новени€ зла. ¬ этом отношении знаменательна поворотна€ сцена траге≠дии Ч захват разбойниками города ради спасени€ одного из сотоварищей Ч –оллера.  арла ћоора охватывает ужас от злоде€ний и жестокостей, сотворенных там его сподвижниками, которые ради спасени€ одного че≠ловека губ€т женщин, младенцев, стариков. Ёто превращение благород≠ного действи€ (спасени€ соратника) в свою противоположность (гибель людей) усилено трагической иронией судьбы. ќсвобожденный –оллер оказалс€ единственной жертвой со стороны разбойников во врем€ их схватки с жандармами. ¬ самой м€тежной силе, борющейс€ за справедли-

вость, Ўиллер находит ее противоположность.  арл не в силах снести крушени€ своих надежд. ќн решает, что нельз€ беззаконием утвердить за≠кон, и решает сдатьс€ власт€м.

“рагическа€ коллизи€, разреша€сь, движет общество вперед, но рож≠дает новый цикл трагических противоречий. –омантическа€ концепци€ трагического говорит: мир несовершенен, зло не может быть изгнано из мира окончательно, но активность геро€, вступающего с ним в схватку, не позволит злу захватить господство в мире. » сам герой в этой грозной и вечной борьбе раскрывает многие силы своей натуры и обретает бессмер≠тие. »стори€ и дух человека движутс€ через трагедии Ч такова концеп≠ци€ мироздани€ в романтическом искусстве.

–омантизм Ч Ђлиберализм в литературеї (√юго). Ђ–омантизм не в вы≠боре сюжетов, не в точной истине, а в способе чувствовани€ї (Ѕодлер).

–омантизм показал, что неблагополучное состо€ние мира стало состо≠€нием духа, он создал могучие лирические характеры, способствовавшие художественному исследованию особого состо€ни€ духа (Ђмирова€ скорбьї), и пон€л, что состо€ние мира, суть быти€ определ€ют бессмер≠тие зла и вечность борьбы с ним.

»сходна€ точка критики у романтиков Ч представлени€ о несбыточ≠ном совершенстве мира, которыми вывер€ютс€ духовные богатства и нравственные качества личности, и, с другой стороны, представлени€ о несбыточно совершенной личности, которыми вывер€етс€ мир. ¬озника≠ет мерцание, свечение, исходна€ точка критики колеблетс€ от мира к лич≠ности и от личности к миру. »рони€ смен€етс€ самоиронией (особенно у √ейне), самоирони€ Ч мировым скепсисом (—м.: √ейне. “. 9.1959. —. 269). ћировой скепсис романтической сатиры Ч родной брат мировой скорби романтической трагедии.

–омантическое искусство сосредоточило все внимание на характере геро€ и на его индивидуальном своеобразии, абстрагиру€сь от реальных обсто€тельств его жизни. ¬ неповторимости личности увидел романтизм ее общественную ценность. » гибель такой неповторимой индивидуаль≠ности осознавалась как неотвратимость и как трагеди€. —мерть и зло веч≠ны, они внутренне заложены в самом механизме жизни. Ќо с той же необ≠ходимостью в могучей человеческой индивидуальности заключено стремление к схватке... схватки с извечным злом. ќба начала бессмертны, в их борьбе суть жизни, но ни одному из них не суждено одержать оконча≠тельную победу. ¬ этом неискоренимый трагизм жизни. ј в нем причина Ђмировой скорбиї поэта. ¬ этой концепции жизни, с одной стороны (в признании необходимости борьбы), наход€т свое продолжение традиции просветителей, а с другой стороны (в признании бессмерти€ зла), находит отражение разочарование в результатах ‘ранцузской революции.

–омантизм поставил проблему национальной специфики искусства. ќднако среди романтиков не было единства в этом вопросе. Ўатобриан заботилс€ о чистоте национальной французской традиции и предлагал включать в художественный контекст не только исторический, но и наци≠ональный колорит. »де€м национального своеобрази€ культуры противо≠сто€л Ђлитературный космополитизмї, сторонниками которого были Ѕ.  онстан и мадам де —таль (книга Ђќ литературеї). ѕоследн€€ выделила два культурных региона: ёг, следующий греко-римским, Ђдревнимї ка≠нонам (французска€, италь€нска€, испанска€ литература), и —евер с куль≠турой самосто€тельной и свободной от условностей, не упор€доченной, меланхоличной и чувствительной (английска€, немецка€, датска€, швед≠ска€ литература).

јнглийский романтизм: –ичардсон (Ђѕамелаї, 1740; Ђ ларисса ’ар≠лоуї, 1747; Ђ—эр „арль √рандисонї, 1754); √ольдсмит (Ђ—в€щенник из ”эйкфилдаї, 1766); —терн (Ђ—ентиментальное путешествиеї, 1768); √ен≠ри ћекензи (Ђ„еловек чувстваї, 1771); √енри Ѕрук Ђƒжулиет √ренвилль, или »стори€ человеческого сердцаї, 1774), поэзи€ и драматурги€ Ѕайро≠на. ¬ это же врем€ во ‘ранции романтизм про€вил себ€ в творчестве ѕре≠во (Ђћанон Ћескої, 1735); Ѕернардена де —ен-ѕьера (Ђѕоль и ¬иргини€ї, 1788); Ўатобриана (Ђјталаї, 1801; Ђ–енэї, 1805), а в √ермании Ч янг (Ђ—оображени€ об оригинальном сочинительствеї, 1759) создал эстети≠ческую теорию, оказавшую вли€ние на течение ЂЅур€ и натискї; возник≠ла ранн€€ группа германских романтиков (поэты, философы и эстетики); их последователи (второе поколение романтиков) Ч создавали поэтиче≠ские и прозаические произведени€ (оба поколени€ были активны и имели общенациональное значение); √ете (Ђ—традани€ молодого ¬ертераї, 1774; Ђ√Єц фон Ѕерлихингенї, 1773); √ердер (Ђ√олос народаї, 1778); Ўиллер (ЂDie R[a..]uberї, 1781). ¬ –оссии к романтизму относ€тс€ поэзи€ декабристов, творчество ∆уковского, ранние произведени€ ѕушкина и Ћермонтова.

–омантики тонко понимали проблемы художественной рецепции, а в воздействии искусства они видели единство нравственного и эстетиче≠ского начал. Ўатобриан утверждал, что мораль художественного произ≠ведени€ создаетс€ общим впечатлением, остающимс€ в душе: если, за≠крыва€ книгу, мы становимс€ нежнее, благороднее, великодушнее, чем были, то произведение морально: Ђо моральных достоинствах произведе≠ни€ должно судить не по рассе€нным в нем максимам, но по впечатлению, которое оно оставл€ет в душеї (Chateaubriand. 1958. –. 179). –омантики считали, что искусство наставл€ет читател€ на путь добродетели.

’удожественные и эстетические особенности романтизма: 1) аполо≠ги€ чувства, обостренна€ чувствительность; 2) интерес к географически и

исторически неблизким культурам, к культурам не изощренным и Ђнаив≠нымї; ориентаци€ на традиции —редневековь€; 3) пристрастие к Ђестест≠веннымї, Ђживописнымї (на €зыке эпохи Ђромантическимї) пейзажам; 4) отказ от жестких норм и педантичных правил поэтики классицизма; 5) усиление индивидуализма и личностно-субъективного начала в жизни и творчестве; 6) по€вление историзма и национального своеобрази€ в худо≠жественном мышлении.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 703 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1444 - | 1243 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.